02.07.2021
Упрощение требований и защита конкуренции – МАРТ о новациях закона о торговле и общепите
Начальник отдела методологии управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли Ирина Шпак рассказала о новациях, предусмотренных новой редакцией закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА.
Магазины и объекты общепита
«Одно из нововведений – упрощение требований к созданию объектов торговли. Так, отменено требование о создании стационарных торговых объектов с торговой площадью 400 и более кв.м и стационарных объектов общепита с 60 и более местами, а также торговых центров и рынков в соответствии со схемами размещения на территории соответствующей административно-территориальной единицы, разрабатываемыми и утверждаемыми городскими, районными исполнительными комитетами. Кроме того, отменена процедура получения разрешения на создание рынка и обязанность согласовывать схему с органом государственного пожарного надзора», – рассказала Ирина Шпак.
Также изменены подходы к размещению нестационарных торговых объектов и объектов общепита. Такая розничная торговля на землях общего пользования населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, на плоскостных сооружениях, находящихся в государственной собственности и расположенных на землях общего пользования, будет вестись в соответствии с перечнями мест размещения. Исключение составят объекты, расположенные на рынках, ярмарках, а также размещаемые при проведении массовых мероприятий государственными органами либо согласованные с ними.
«Для сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки местным исполнительным и распорядительным органам предоставлено право устанавливать требования к внешнему виду и размерам объектов, к типам транспортных средств, используемых для продажи товаров. Такие требования местные исполнительные и распорядительные органы должны будут разместить на своих официальных сайтах в интернете», – отметила представитель МАРТ.
Торговый реестр
Кроме того, изменен порядок формирования торгового реестра Беларуси. Предусмотрено, что уведомления для включения сведений в него представляются субъектом торговли или общепита, администрацией торгового центра или рынка не позднее 5 календарных дней с даты начала торговли. Таким образом, установлен уведомительный принцип внесения сведений в торговый реестр.
Онлайн-торговля
Новации касаются и онлайн-торговли – упрощены требования к ее ведению. В частности, исключены требования о наличии у субъекта торговли права на администрирование доменного имени, наличии адресации (гиперссылки) на зарегистрированный субъектом торговли в торговом реестре Беларуси интернет-магазин при размещении информации о продаже товаров на иных информационных ресурсах в сети.
Поставки продтоваров
«Важные изменения, направленные на поддержку благоприятной конкурентной среды, повышение эффективности взаимодействия субъектов торговли и общественного питания, поставщиков продовольственных товаров, внесены в статью, устанавливающую требования к заключению и исполнению договоров. Одно из основных нововведений - ужесточение требований к порядку предоставления крупными субъектами информации, необходимой для заключения таких договоров», – обратила внимание Ирина Шпак.
Торговые сети, крупные магазины и сетевые субъекты общепита, годовой товарооборот которых составляет 80 тыс. и более базовых величин (1 БВ – Br29), теперь обязаны обеспечивать поставщику продтоваров доступ к информации, необходимой для заключения договоров, путем ее размещения на своих сайтах в интернете. Аналогичное требование предусмотрено также и для поставщиков продтоваров, если годовой объем поставленных на внутренний рынок товаров составляет 80 тыс. и более БВ. «Субъект торговли или общепита, поставщик должны указывать перечень закупаемых/поставляемых продовольственных товаров, сроки и порядок поставки, расчетов, условия одностороннего отказа от исполнения договора. В случае получения запроса о получении указанной информации такие субъекты обязаны представить ее безвозмездно в 14-дневный срок», – пояснила представитель МАРТ.
Кроме того, изменен порядок расчета доли субъекта торговли в розничном товарообороте продовольственных товаров. На торговые сети и крупные магазины, сетевые объекты общепита распространена норма, запрещающая создавать дискриминационные условия. Установлен запрет навязывания условий об ответственности за неисполнение обязательства о поставках продтоваров на более выгодных условиях, чем условия для других субъектов, ведущих аналогичную деятельность.
Также изменен порядок определения доли торговых сетей и крупных магазинов в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах Минска, городов областного подчинения, районов.
Поправки в закон вступают в силу с 8 июля 2021 года.
По сообщению
БЕЛТА
22 июня на YouTube-канале НЦПИ состоялась трансляция семинара «Важные изменения 2021 года в регулировании рекламной деятельности», на котором обсудили корректировки законодательства, регулирующего производство и размещение рекламы. Изменения вступают в силу с 8 июля 2021 г. в соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2021 г. № 82-З «Об изменении законов по вопросам рекламы».
Упрочить стабильность. МАРТ об изменениях в постановление Правительства № 713 «О системе регулирования цен»
Правительство взяло на особый контроль ценообразование на мясо-молочную продукцию и кондитерские изделия, что укрепит стабильность на рынке, поскольку производители каждое инициируемое повышение цен должны будут согласовать. Чем вызваны принимаемые меры и каким механизмам подчиняются, журналистам прокомментировал первый заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец, передает корреспондент
БЕЛТА.
В апреле 2025 года Правительство предоставило производителям право самостоятельно повышать отпускные цены. Многие, у кого была необходимость улучшить свое финансовое положение, этим правом воспользовались. С сегодняшнего дня, 20 июня, для недопущения спекулятивного и необоснованного роста цен правительством взят на контроль процесс повышения производителями цен на мясо-молочную группу товаров и кондитерские изделия. Как отметил представитель МАРТ, эти позиции можно назвать наиболее инфлятогенными за последние годы.
Так, последующее повышение цен на эти товары свыше 0,3 % в месяц необходимо обосновать Комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров. При этом на контроль взяты цены по всей цепочке: от сельскохозяйственного производителя до розницы, то есть аргументировать комиссии теперь необходимо также повышение цен на молоко-сырье, свиней, крупный рогатый скот, поставляемые для переработки. В рознице продолжают действовать предельные надбавки.
Принимаемые меры, как считает первый замминистра, упрочат стабильность на продовольственном рынке, поскольку производители указанных групп товаров обязаны будут инициируемое повышение цен сверх норматива согласовать, иными словами, динамика цен будет контролироваться государством. Вместе с тем, по оценке специалиста, и до принятых мер массового роста цен на белорусском продовольственном рынке регуляторы не наблюдали. Глобальных скачков цен не допустила конкуренция за потребителя с зарубежными, в основном российскими, изготовителями.
«Как показывает практика, с 2022 года, когда было принято постановление Совета Министров № 713 «О системе регулирования цен», мы с периодичностью вносим изменения в порядок ценообразования. На данный момент появилась необходимость корректировки подходов к ценообразованию по мясо-молочной группе и кондитерской продукции, – объяснил Иван Вежновец. – Если предпосылки будут складываться по иным товарным группам, решения будут приниматься».
Необходимость этого подскажет анализ на основе ряда факторов, в первую очередь рассмотрение официальных статистических данных уровня инфляции и темпов роста цен на соответствующие товарные позиции. Кроме того, сотрудники МАРТ ежедневно взаимодействуют с торговыми сетями и производителями и в случае обозначения негативных тенденций – реагируют.
В целом ситуацию на белорусском потребительском рынке Иван Вежновец охарактеризовал как стабильную. На полках присутствует достаточный ассортимент товаров, при этом уровень цен находится в заданных пределах. Об отдельных фактах нарушений становится известно во время контрольно-аналитических мероприятий, но несоответствия не массовые.
По информации
БЕЛТА
Какие новации законодательства призваны защищать потребителей риелторских услуг, рассказали в МАРТ
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Инна Гаврильчик рассказала на пресс-конференции о том, какие новации законодательства призваны защищать потребителей риелторских услуг, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
В компетенции МАРТ есть два вопроса, имеющих непосредственное отношение к риелторской деятельности, – это реклама и защита прав потребителей риелторских услуг. «Что касается последнего, то в Законе «О защите прав потребителей» содержатся общие нормы, которые развиваются Законом «О риелторской деятельности», который был принят в этом году. В случаях решения вопроса о том, есть ли нарушение прав потребителей, мы будем руководствоваться не только Законом «О риелторской деятельности», но и Законом «О защите прав потребителей». Здесь риелторским организациям важно понимать, что, например, в статье 7 Закона «О защите прав потребителей» говорится о том, что исполнитель услуги, в том числе риелторской, обязан своевременно предоставлять необходимую и достоверную информацию о предлагаемых услугах. И благодаря Закону «О риелторской деятельности» четко понятно, какая эта информация должна быть», – пояснила Инна Гаврильчик.
В Законе «О риелторской деятельности» есть соотносящееся с Законом «О защите прав потребителей» требование о том, что должно быть указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера услуги. «Здесь спасибо Закону «О риелторской деятельности», который четко это регламентирует, и направлен на исключение случаев, когда фактически услугу оказывал не риелтор, значащийся в документах, а агент. Не каждый агент обладает специальными знаниями, достаточными для оказания качественной риелторской услуги», – обратила внимание она.
Почему важно доведение достоверной информации до потребителя? Потому что в Законе «О защите прав потребителей» есть статья 16, которая говорит, что если не была доведена вся необходимая и достоверная информация, то потребитель имеет право на расторжение договора без всяких других условий. «Достаточно вот этой причины. Думаю, риелторские организации могут оценить последствия при расторжении договора таким образом – все денежные средства необходимо будет вернуть», – привела пример Инна Гаврильчик.
Закон «О риелторской деятельности» принят в Беларуси в этом году. Он направлен на дальнейшее развитие сферы риелторской деятельности, решение существующих в этой сфере проблем. По мнению Министерства юстиции, реализация норм закона поможет повысить качество оказания риелторских услуг, престиж профессии риелтора и доверие населения к риелторским организациям.
По информации
БЕЛТА
Россия намерена перенять опыт Беларуси распространения социальной рекламы
Россия заинтересована и намерена перенять опыт Беларуси распространения социальной рекламы. Об этом сообщила заместитель Председателя Государственной Думы Федерального собрания РФ Анна Кузнецова на полях международного форума «Семья – основа демографического потенциала государства», передает корреспондент
БЕЛТА.
Анна Кузнецова подчеркнула, что тема семьи, которая сегодня стала основной для встречи политиков России и Беларуси, общественников и молодежи, «стратегическая и касается напрямую безопасности наших государств».
На форуме прозвучало множество предложений, связанных с усилением взаимодействия государств. «Это необходимо для того, чтобы укрепить друг друга на демографическом фронте. Нам нужно принимать вместе точные и выверенные решения, которые еще больше защищают наши семьи и детей. Безусловно, звучали конкретные предложения. Мы рассматривали опыт государств России и Беларуси в поддержке семей – как ошибки, так и прорывные решения. Звучали предложения различных общественных организаций», – отметила Анна Кузнецова.
По ее словам, еще в ходе пленарного заседания приняты определенные решения. «Первое касается распространения социальной рекламы. Интересный опыт Беларуси должен быть передан в Российскую Федерацию», – подчеркнула зампредседателя. На форуме были представлены примеры интересных баннеров с совершенно разными, но теплыми сюжетами: молодая семья, ожидание первенца, многопоколенная семья.
Беларусь заинтересовалась опытом России в поддержке студенческих семей. «Конечно, звучали концептуальные предложения, касающиеся разработки модельных законов и иных стратегических решений, которые могут быть приняты в рамках Союзного государства», – поделилась Анна Кузнецова.
«Ключевое – поддержка семьи должна исходить из рождения следующего ребенка. Родился ребенок – укрепилась поддержка семьи, и так с каждым последующим ребенком», – уверена она.
Зампредседателя подчеркнула, что самыми часто произносимыми словами сегодня стали «традиционные семейные ценности». «Это точно самые современные ценности, которые мы можем себе представить. Потому что те ценности, которые ведут к разрушению, рано или поздно умирают. Остается только то, что поддерживает жизнь», – отметила она.
Международный форум «Семья – основа демографического потенциала государства» проходит в Национальной библиотеке Беларуси. Его цель – консолидация усилий государства, Белорусской православной церкви и общества в выработке мер, ориентированных на формирование в обществе позитивной установки на создание семьи, рождение и воспитание детей, преемственность поколений, здоровый образ жизни как основы демографического благополучия государства.
По информации
БЕЛТА
В Москве состоялось 58-е заседание Межгосударственного совета по антимонопольной политике
24 апреля 2025 года в г. Москве состоялось 58-е заседание Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП).
В заседании приняли участие представители Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, а также представители Исполнительного комитета СНГ, Регионального содружества в области связи и Евразийской экономической комиссии.
Председателем МСАП на очередной срок был избран Министр антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Карпович Артур Борисович.
С приветственным словом выступил руководитель Федеральной антимонопольной службы (Российская Федерация) Шаскольский Максим Алексеевич, который поблагодарил членов МСАП и коллег из антимонопольных органов государств – участников СНГ за совместную работу в период своего председательства и рассказал о достигнутых результатах.
Участники заседания проинформировали о наиболее заметных событиях, произошедших в государствах – участниках СНГ в области антимонопольной политики в текущем периоде, отметив, что в государствах Содружества проводится активная работа по совершенствованию законодательной базы, практики применения антимонопольного законодательства и структуры антимонопольных органов СНГ в целях повышения эффективности рыночных преобразований в экономике и обеспечения соблюдения антимонопольного законодательства на социально значимых рынках.
Директор департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ Мыскин Михаил Евгеньевич проинформировал участников заседания об основных мероприятиях, состоявшихся в рамках Содружества.
В ходе заседания МСАП была заслушана информация о деятельности Штаба по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства государств – участников СНГ.
В рамках заседания были утверждены Модельные практики взаимодействия маркетплейсов с правообладателями и продавцами в рамках предотвращения реализации неоригинальных товаров. Принято решение направить указанный документ в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрения высшими органами СНГ в установленном порядке.
По завершении мероприятия состоялась церемония вручения знаков отличия МСАП представителей антимонопольных органов государств – участников СНГ, внесших большой личный вклад в развитие сотрудничества в области конкурентной политики.
По всем вопросам повестки дня решения приняты единогласно.
Очередное заседание МСАП намечено провести в октябре 2025 года в г. Бресте, Республика Беларусь.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ