07.07.2021
ГТК – о вывозе временно ввезенных транспортных средств и мерах по ввозу товаров с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов
В настоящее время в рамках принятия мер, направленных на предупреждение и предотвращение распространения коронавирусной инфекции 2019-nCoV, срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования (далее – ТСЛП) продлен до 30.09.2021 [1].
Обращаем особое внимание, что указанное продление не освобождает физических лиц от соблюдения требований, условий и ограничений, установленных пунктами 2-13 статьи 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), а также от обязанности по обратному вывозу таких ТСЛП по истечении указанного срока.
При невывозе ТСЛП в установленные сроки такие ТСЛП задерживаются таможенными органами, в отношении них подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, а в действиях декларанта усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Таким образом, в целях недопущения наступления негативных последствий настоятельно рекомендуем совершить необходимые действия по вывозу временно ввезенных ТСЛП.
Информируем, что при наличии объективных причин (к которым в том числе может быть отнесена невозможность выезда (въезда) физического лица) ТСЛП может быть передано для вывоза с таможенной территории ЕАЭС иному лицу (в том числе перевозчику – юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю).
Передача декларантом временно ввезенного ТСЛП иному лицу для вывоза такого транспортного средства с таможенной территории ЕАЭС, если такой вывоз не может быть осуществлен декларантом по причине его смерти, тяжелой болезни или иной объективной причине, допускается с разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования (пункт 9 статьи 264 ТК ЕАЭС).
Разрешение на передачу декларантом временно ввезенного на таможенную территорию ТСЛП иному лицу для вывоза с таможенной территории, если такой вывоз не может быть осуществлен декларантом по причине его тяжелой болезни или по иной объективной причине, выдается таможенным органом на основании заявления декларанта [2].
Кроме того, в соответствии с Решением № 25 также приостановлено с 1 марта 2020 г. по 30 сентября 2021 г. включительно течение установленных сроков (18 месяцев) [3], соблюдение которых является одним из условий ввоза лицом, признанным переселившимся на постоянное место жительства в государство – член ЕАЭС или получившим статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства – члена ЕАЭС товаров и транспортных средств для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (при условии, что такой срок истекает в период с 1 марта 2020 г. по 30 сентября 2021 г.).
Просим также учитывать данную информацию при планировании ввоза товаров с освобождением от уплаты таможенных пошлин.
[1] В соответствии с решением Совета ЕЭК от 5 апреля 2021 г. № 25 «О внесении изменения в решение Совета Евразийской экономической комиссии от 29 апреля 2020 г. № 47» (далее – Решение № 25) и при условии, что такой срок истекает в период с 1 марта 2020 г. по 30 сентября 2021 г.
[2] Пункт 20-2 Порядка совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, либо товаров для личного пользования, временно ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, выпуска таких товаров и отражения факта их признания не находящимися под таможенным контролем, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 311.
[3] Установлены абзацем вторым подпункта «а» и абзацем вторым подпункта «б» пункта 6 приложения № 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107.
По сообщению официального сайта Государственного таможенного комитета Республики Беларусь
Госстандарт информирует об особенностях проведения работ по оценке соответствия средств персональной мобильности в осенне-зимний период
Напомним, что данная процедура предусмотрена
Указом Президента Республики Беларусь от 4 августа 2025 г. № 295 для средств персональной мобильности, приобретенных гражданами и юридическими лицами до 1 сентября 2025 г. Речь идет о средствах с максимальной конструктивной скоростью более 25 км/ч при условии, что их владельцы желают участвовать в движении по дорогам с усовершенствованным покрытием. Оценка соответствия типам «мопед» или мотоцикл» предшествует дальнейшей государственной регистрации таких средств в ГАИ.
Одним из этапов оценки соответствия являются испытания средств на открытой площадке, в ходе которых измеряется максимальная конструктивная скорость, проверяется исправность работы тормозов и спидометра.
Согласно требованиям стандарта, такие испытания проводятся при определенных условиях: температура воздуха должна быть не ниже +5 0С, скорость ветра – не более 8 м/с, относительная влажность воздуха – не более 95 %.
«Установление холодной погоды, характерной для глубокой осени и приближающейся зимы, с частыми осадками будет оказывать все большее влияние на проведение испытаний в лабораториях. Поэтому мы просим граждан с пониманием относиться к возможным переносам ранее назначенных дат испытаний, а также учитывать погодные условия при решении предоставить техническое средство на оценку соответствия», – пояснили в Госстандарте.
Одновременно в комитете отметили, что часть лабораторий имеет возможность проводить указанные испытания на специальных стендах, вне зависимости от состояния погоды.
«В настоящее время гражданам и юридическим лицам выдано более 670 выписок из электронных паспортов на транспортные средства типов «мопед» и «мотоцикл». Это позволяет далее зарегистрировать их в ГАИ. Испытания по заявкам сейчас проводятся, хотя в целом отмечается тенденция к их снижению. В октябре по результатам проведенных испытаний оформлено выписок на 20–25 % меньше, чем в сентябре», – сообщили в комитете.
Здесь также напомнили, что упрощенный порядок регистрации устройств персональной мобильности в ГАИ действует до 1 сентября 2026 г.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
В ГТК разъяснили отдельные вопросы статистического декларирования товаров
28 октября 2025 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 584 «Об изменении постановления от 14 сентября 2020 г. № 533», касающееся статистического декларирования товаров. На Национальном правовом Портале постановление опубликовано 30 октября 2025 г.

Постановлением определяется необходимость указания в статистической декларации сведений о регистрационном номере декларации на товары либо о регистрационном номере заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары в отношении отдельных товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в государствах – членах ЕАЭС, страной происхождения которых не являются государства – члены ЕАЭС либо происхождение которых неизвестно (для импортных статистических деклараций).
Речь идет о товарах, указанных в перечне согласно приложению 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14 сентября 2020 г. № 533 (в редакции от 28 октября 2025 г.).
Отсутствие в статистической декларации сведений о вышеуказанных документах будет являться основанием для таможенных органов отказывать в регистрации статистической декларации.
Постановление вступает в силу с 1 января 2026 г.
Следует отметить, что в отношении товаров, отгрузка (поступление) которых состоялась до 31 декабря 2025 г. включительно, представление, заполнение, регистрация статистической декларации, внесение изменений в зарегистрированную статистическую декларацию, ее аннулирование осуществляются в случаях и порядке, определенных актами законодательства по вопросам статистического декларирования, действовавшими на день отгрузки (поступления) таких товаров.
По сообщению
единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь
Единые условия. Беларусь и Россия будут совершенствовать механизмы взаимодействия в таможенной сфере
Беларусь и Россия будут совершенствовать механизмы взаимодействия таможенных служб в части применения одинаковых условий перемещения товаров и транспортных средств, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе ГТК по итогам встречи Государственного секретаря Союзного государства Сергея Глазьева и Председателя Государственного таможенного комитета Владимира Орловского.
Вопросы белорусско-российской интеграции в таможенной сфере обсудили в Минске на базе Межгосударственного центра Таможенного комитета Союзного государства, аналогов которому нет в ЕАЭС.
Сергей Глазьев отметил успешное взаимодействие ФТС России и ГТК Беларуси в обеспечении безопасности внешнеэкономической деятельности Союзного государства, а также весомый вклад в эту работу Межгосцентра.
Владимир Орловский подтвердил, что функционирование такой структуры позволяет вырабатывать единообразную практику таможенного администрирования и пресечения правонарушений на территории двух стран.
«Участники мероприятия уделили особое внимание вопросам совершенствования механизмов взаимодействия», – рассказали в пресс-службе.
Межгосударственный центр начал свою работу в декабре 2022 года. Он создан в структуре Таможенного комитета Союзного государства в напряженных экономических условиях для формирования единообразной практики таможенного администрирования на союзном пространстве. Это касается выполнения задач, связанных с мониторингом таможенных операций, формированием предложений по проведению таможенного контроля, аналитикой, координацией работы мобильных групп.
По информации
БЕЛТА
Какие новые правила приняты для безопасности на ж/д объектах, пояснили в Генпрокуратуре
Что нового появилось в правилах нахождения в зоне повышенной опасности железнодорожных путей, рассказали
БЕЛТА в пресс-службе Генеральной прокуратуры.
Генпрокуратура, исходя из необходимости обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов, потребовала нормативного урегулирования Минтрансом порядка выпаса вблизи железнодорожных путей сельскохозяйственных животных и их прогона через такие пути, а для предупреждения травмирования граждан на объектах ж/д инфраструктуры – дополнительные изменения в правила проезда и перехода через пути и нахождения в зонах повышенной опасности на объектах ж/д инфраструктуры.
Очевидно, что бесконтрольное нахождение животных в зонах повышенной опасности железной дороги приводило к их гибели и срыву с графика движения поездов, причинению вреда. К примеру, КУСХП «Улльский» на расстоянии около 1 км от железнодорожных путей на перегоне Оболь – Глушанино Витебской области в мае 2025 года осуществлялся выпас стада из 178 коров. Отсутствие контроля за животными привело к их выходу на железнодорожные пути, применению экстренного торможения двумя поездами межрегиональных линий и гибели 16 сельскохозяйственных животных.
Итогом рассмотрения этого и других предложений Генпрокуратуры стало издание транспортным ведомством постановления, которым актуализированы правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути. Теперь на законодательном уровне даны определения термина «сельскохозяйственные животные». Установлен запрет на их выпас в полосе отвода железной дороги. На расстоянии ближе 300 м от ж/д путей выпас должен осуществляться на привязи или в загонах, а на расстоянии от 300 м до 2 км – под постоянным надзором лиц, пасущих сельхозживотных. Исключение – места загонной пастьбы с помощью электрического ограждения. Изложены действия и при прогоне этой категории животных через железнодорожные пути.
Кроме того, для предупреждения травмирования граждан на объектах ж/д инфраструктуры определены условия размещения знаков информационной безопасности, ужесточены требования к проезду и переходу через железнодорожные пути. В частности, при переходе через пути по железнодорожным пешеходным переходам следует держать сопровождаемых детей, не достигших 14-летнего возраста, за руку или на руках при перевозке их без использования детской коляски.
Гражданам при пересечении железнодорожных путей запрещено пересекать их при работающем световом сигнале красного цвета устройства автоматической сигнализации о приближении поезда (при наличии такого устройства), а также если к железнодорожному пешеходному переходу в пределах видимости приближается транспортное средство железнодорожного транспорта, передвигаться на мотоблоках, мотоциклах, мопедах, велосипедах, самокатах, роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, а также с использованием средств персональной мобильности (за исключением инвалидных колясок), а также пользоваться мобильными телефонами, наушниками (кроме слуховых аппаратов), планшетными компьютерами и иными электронными устройствами.
При нахождении в зонах повышенной опасности нельзя устанавливать на путях железнодорожные тормозные башмаки и устройства принудительного схода железнодорожного подвижного состава, проникать в производственные помещения и на огражденную территорию объектов инфраструктуры, которые не предназначены для обслуживания потребителей, наносить надписи и наклейки, загрязнять транспортные средства железнодорожного транспорта.
Кроме того, запрещено осуществлять самовольный проезд в грузовом поезде, проезд на подножке, автосцепном устройстве, переходной площадке, крыше, ином конструкционном элементе железнодорожного транспорта, в том числе в кабине управления таким транспортом, пользоваться наушниками (кроме слуховых аппаратов) на пассажирской платформе, оставлять без присмотра и контроля сопровождаемых детей, не достигших 14-летнего возраста, прыгать с пассажирской платформы и находиться под ней. Также нельзя использовать пиротехнические изделия, пользоваться лазерными указками, осуществлять движение по полосе отвода с использованием средств передвижения и транспортных средств, не применяемых для обслуживания объектов инфраструктуры.
Вышеперечисленные и иные изменения, направленные на безаварийную работу железной дороги и предупреждение травматических случаев с гражданами, вступили в силу в сентябре 2025 года.
По информации
БЕЛТА
Что меняется в доставке международных почтовых отправлений и товаров из стран ЕАЭС, рассказали в ГТК
Что меняется в доставке международных почтовых отправлений или товаров с территории государств ЕАЭС, рассказали БЕЛТА в ГТК.

На Национальном правовом интернет-портале опубликован закон, которым вносятся изменения в законодательство по вопросам уголовной и административной ответственности.
«Устанавливается административная ответственность за недоставку следующих в адрес физических лиц международных почтовых отправлений или товаров, ввозимых в Беларусь с территории государств ЕАЭС, в место проведения контроля либо вручение их физлицу без проведения контроля», – пояснили в ведомстве.
Новые правила начнут работать с 2 ноября 2025 года. ГТК напоминает, что посылки и товары нужно доставлять для контроля перед тем, как передать их людям. Постановлением правительства от 28 декабря 2023 года № 970 определен порядок его проведения и определено для этого шесть мест: пункты таможенного оформления «Аэропорт Минск-2», «Минск-ТЛЦ-2», «Минская почта», «Аэродром Орша», «Аэропорт Гомель» и «Аэропорт Могилев».
Те, кто доставляет товары, обязаны передать сведения о них в систему учета и хранения данных заранее. Уникальный регистрационный номер, присвоенный такой системой, необходимо представить таможенным органам вместе с двумя экземплярами транспортных документов.
По информации
БЕЛТА