09.07.2021
Начальник ГАИ Беларуси: на дороге один закон – правила дорожного движения
3 июля Государственная автомобильная инспекция отметила 85 лет со дня образования. В этот день в 1936 году постановлением Совнаркома СССР было создано новое подразделение, которому ставились задачи «по борьбе с авариями и хищническим использованием автотранспорта, подготовка и воспитание шоферских кадров, количественный и качественный учет автопарка». Сегодня список задач у белорусской ГАИ значительно шире. О том, кто и как работает на наших дорогах ради общей безопасности, несут ли инспектора службу в воздухе и как повлияла пандемия на аварийность, мы поговорили с Дмитрием Корзюком, начальником главного управления Государственной автомобильной инспекции МВД.
– Дмитрий Михайлович, день образования ГАИ совпадает с Днем Независимости. Поэтому, насколько мне известно, основные торжественные мероприятия были перенесены на 9–10 июля. Как планируете отмечать?
– Мы заранее готовились к этому дню. Традиционно наши сотрудники посетят храмы всех конфессий и вспомнят коллег, которые отдали свою жизнь, с честью исполняя свой долг. Планируется также возложение цветов к памятнику погибшим милиционерам. В главном управлении автомобильной инспекции пройдет торжественное собрание, на котором мы наградим наиболее отличившихся сотрудников, а также откроем музей истории ГАИ, который расположен здесь же. Основные мероприятия пройдут 10 июля. Мы проведем телемост и свяжем между собой всех сотрудников, которые находятся в разных городах и частях нашей страны, уйдя от традиции собирать всех в зале. Большой праздник «День открытых дорог» пройдет во многих городах и станет его кульминацией. Я думаю, он должен показать открытость нашей службы, что мы работаем с одной целью – обеспечить безопасность граждан и своевременно прийти на помощь тем, кто попал в сложную ситуацию на дороге.
– Долгое время наша страна находилась в лидерах по дорожной безопасности. Как обстоят дела с аварийностью сегодня?
– Действительно, на протяжении 16 лет у нас снижалось количество раненых и погибших на дорогах. Но этот позитивный тренд был остановлен в 2020 году. К сожалению, увеличилось число погибших. Мы стали анализировать, что произошло, что сделали не так. Детальный анализ показывает, что сошлись вместе несколько факторов. Во-первых, это пандемия. Когда люди не заняты работой, они начинают заниматься другими вопросами. Становится больше нетрезвых водителей на дорогах, пешеходов, которые засыпают на проезжей части.
Хочу отметить, что любая ситуация в стране (политическая, экономическая) влияет на дорожную обстановку.
И мы увидели, что пандемия значительно повлияла на рост количества погибших. Еще один фактор – кое-кто стал путать понятия взаимопонимание и взаимодействие с вседозволенностью и всеразвязанностью. И нам тоже пришлось поработать в этом направлении.
– Как сотрудники инспекции справились с этими вызовами?
– Я хочу сказать огромное спасибо всем своим коллегам. Потому что они на тот момент достойно справились с вызовами: успокоили всю эту ситуацию, связанную с сигналами, непонятными хаотичными движениями и остановками потоков машин. Ведь когда несколько человек блокируют движение, мешают всему обществу добраться до пункта назначения – это что такое, как не вседозволенность? Наши сотрудники работали круглые сутки во всех населенных пунктах. И здесь они сработали великолепно. Было крайне сложно. Временные и моральные вопросы, но все сотрудники достойно выдержали это испытание и сделали все возможное, чтобы тот, кто ехал домой, попал туда, чтобы тот, кто нарушал, понес за это установленную законом ответственность, чтобы движение в городе было бесперебойным. 85 лет мы шли к полному взаимодействию с участниками дорожного движения. И я хочу напомнить всем: порядок должен соблюдаться.
Потому что на дороге один закон – правила дорожного движения.
– Как дела у сотрудников, которые пострадали во время беспорядков в прошлом году?
– Все они прошли лечение, выздоровели и остались служить в ГАИ. Хочу отметить высокую корпоративную культуру нашего подразделения. Офицерский состав сплотился и оказал всю необходимую помощь коллегам. Их также поддерживали родные.
– Не так давно были приняты законодательные изменения касаемо разделения ответственности за пьяное вождение. Какие дальнейшие шаги планируете предпринять для снижения количества нетрезвых за рулем?
– Действительно, по нашей инициативе была разделена ответственность за пьяное вождение на две категории – от 0,3 промилле до 0,8, и вторая – от 0,8 промилле и выше. В зависимости от уровня опьянения разделена и ответственность. Я надеюсь, что это решение будет способствовать справедливому наказанию. Но нас радует статистика: количество нетрезвых водителей становится меньше.
К тому же мы вот-вот запустим камеры, которые будут следить за безопасностью на дорогах.
А это значит, что у личного состава станет больше времени на бесправников, пьяных и агрессивных водителей. И результат будет еще лучше. Говоря о новых технологиях, отмечу также, что мы уже эксплуатируем квадрокоптеры. Это позволяет нам контролировать те участки дорог, которые недоступны человеческому глазу и тем приборам, которые есть у нас.
– На что Госавтоинспекция планирует сделать упор в следующие несколько лет?
– Мы продолжаем выполнение плана «Доброй дороги». К 2025 году стоит задача снизить количество погибших на дорогах до 350 человек. И мы будем работать над этим. Недавно состоялось заседание комиссии по безопасности дорожного движения при Совете Министров. Всем председателям региональных комиссий по безопасности дорожного движения и отдельным министрам были даны четкие указания взять курс на безопасную дорожную инфраструктуру.
В ближайшее время будут внесены изменения в законодательство, которые позволят откорректировать строительные нормы с учетом нюансов дорожной безопасности.
Это лучшее, что можно было бы сделать сегодня. Нельзя все исправить за раз, но с учетом строительства новых дорог, реконструкции старых возможно многое изменить. На мой взгляд, вопрос безопасности дорог должен быть первоочередным при их строительстве. Ведь можно построить красивую дорогую трассу. А потом добавлять искусственные неровности, светофоры, ограждения и т.д. Но можно сделать ее сразу такой, какой ее хочет видеть водитель. И при этом спрогнозировать его движение по ней, исключив возможность совершения ДТП. Сегодня такие технологии уже есть и активно используются.
– А как быть с пешеходами, которые очень часто недооценивают опасность дороги, считая, что пешеход всегда прав?
– Нужно создавать такие условия, чтобы у них просто не было возможности нарушить ПДД. Строить переходы на разных с дорогой уровнях, чтобы это было безопасно. Инфраструктура всегда решит больше, чем любые меры, в том числе повальное привлечение к ответственности, которая порой у них вызывает озлобленность и еще большее желание нарушать. К сожалению, у некоторых людей нет собственной ответственности за свою жизнь и за жизнь тех, кто рядом. И наша задача – не дать погибнуть и им в том числе.
– На ваш взгляд, какие три слова точнее всего описывают современного сотрудника ГАИ?
– Профессиональный. Порядочный. Справедливый. Я бы хотел обратиться ко всем сотрудникам инспекции. Коллеги, мы вместе служим великому делу – спасению человеческих жизней! Пусть каждый ваш день будет наполнен творческими находками, интересными событиями и добрыми новостями, а профессиональная деятельность отмечена признанием и уважением. Зеленого света вам на всех жизненных направлениях!
Светлана Исаенок, «СБ. Беларусь сегодня», 8 июля 2021 г.
В Беларуси планируется скорректировать законодательство в сфере перевозок пассажиров автомобилями-такси
В Беларуси планируется усовершенствовать законодательство в сфере автомобильных перевозок пассажиров. Об этом заявил на пресс-конференции, посвященной Дню автомобилиста и дорожника, в пресс-центре БЕЛТА начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Андрей Гладкий.

С 2024 года в республике функционирует реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. В ведомстве отмечают положительный эффект от реализации указа Президента № 32, который установил новые правила.
«Мы видим, что на сегодняшний момент рынок сбалансирован. Первое время возникали определенные вопросы. Не все перевозчики приняли как должное необходимость включения в реестр. Был определенный переходный период в этом плане. Сейчас, если говорить о сфере перевозок автомобилями-такси, появилась какая-то константа как в части транспортных средств, так и в части водителей», – рассказал Андрей Гладкий.
Он добавил, что цифры варьируются. В перевозках задействованы порядка 36 тыс. водителей и 27 тыс. автомобилей-такси. «К сожалению, есть еще отдельные перевозчики, которые допускают нарушения законодательства. Это связано с приостановлением нахождения сведений в реестре. Если перевозчики не реагируют, не собираются устранять допущенные нарушения, то принимается такая мера, как исключение сведений из реестра. Заново включиться возможно по истечении шести месяцев», – пояснил Андрей Гладкий.
В министерство поступают предложения по пересмотру норм. Они касаются в том числе сокращения срока исключения сведений из реестра. Рассматривается возможность его уменьшения с шести месяцев до трех. «Ведется подготовка соответствующего проекта указа Главы государства, где мы совместно с бизнес-сообществом, заинтересованными государственными органами будем предлагать определенные вопросы», – отметил Андрей Гладкий, добавив, что все больше участников рынка действуют добросовестно, поэтому в ведомстве готовы идти по пути ослабления требований.
Начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса также рассказал о внесении изменений в правила автомобильных перевозок пассажиров, где предлагается скорректировать некоторые положения. В частности, речь идет об уходе от обучающих курсов для водителей такси, которые сейчас необходимы для включения в реестр. «Но что касается безопасности, планируем оставить требование о необходимости повышения квалификации раз в пять лет. Это важно. Какой бы ни был профессионал, не каждый водитель может проехать и сдать те фигуры на автодроме, которые предусмотрены в рамках соответствующей программы», – пояснил Андрей Гладкий.
Еще одно направление – доработка государственной информационной системы «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении». В частности, рассматривается вопрос о том, чтобы предоставить возможность получения информации не только субъектам, находящимся в реестре, но и лизинговым компаниям. Они по сути являются владельцами транспортных средств и по договору лизинга передают их перевозчику.
«Будут внесены определенные изменения и в Налоговый кодекс в части налогообложения индивидуальных предпринимателей, которые выполняют перевозки автомобилями-такси. Установлен единый налог. Соответствующая работа проводится Министерством по налогам и сборам», – обратил внимание Андрей Гладкий.
По информации
БЕЛТА
Минтранс работает над заключением новых соглашений в сфере международных автомобильных перевозок грузов
О том, с какими странами Беларусь планирует подписать соглашения в сфере международных автомобильных перевозок грузов, рассказал на пресс-конференции, посвященной Дню автомобилиста и дорожника, в пресс-центре БЕЛТА начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Андрей Гладкий.

«В октябре подписано соглашение с Оманом, вступает в силу ратифицированное соглашение с Пакистаном. Также проводим соответствующую работу с нашими коллегами из Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, с Катаром, Ираком, Кувейтом, а также другими странами», – рассказал Андрей Гладкий.
По его словам, основная задача – обеспечить белорусских перевозчиков достаточным количеством разрешений. «Постоянно проводим заседания смешанных комиссий, где договариваемся об увеличении квот, разрешений. В рамках этих же мероприятий говорим о том, чтобы отменять разрешительную систему, переходить на безразрешительную. Видим большую перспективу. Это даст определенный толчок в развитии сферы перевозок, позволит создать максимальный комфорт, бесшовность поездок, снизить в целом стоимость доставки грузов до конечного потребителя», – добавил представитель Минтранса.
Он отметил, что автомобильные перевозчики достойно справляются с вызовами на внешнем контуре. Основная работа проецируется на страны Азиатского региона. Министерство со своей стороны делает все возможное, чтобы помочь в переориентации поставок.
«Эта работа очень важна. Удалось, несмотря на достаточно сложные условия, сохранить трудовые коллективы, обеспечить достойный уровень заработной платы»,
– сказал Андрей Гладкий.
Всего с другими странами подписано 47 соглашений по вопросам, которые касаются автомобильных перевозок как пассажиров, так и грузов.
По информации
БЕЛТА
Ставки останутся прежними. В ГТК разъяснили новшества при ввозе авто
В ГТК разъяснили недавно принятые изменения в таможенном регулировании, касающиеся ввоза легковых автомобилей, сообщает
БЕЛТА.
Речь идет о решении Коллегии ЕЭК от 23 сентября 2025 г. №81 «О внесении изменений в ТН ВЭД ЕАЭС и ЕТТ ЕАЭС, а также в некоторые решения Высшего Евразийского экономического совета и Коллегии ЕЭК в отношении отдельных видов транспортных средств».
В ГТК подчеркнули, что корректировки не повлекли изменения ставок таможенных платежей. Они носят исключительно технический характер и устанавливают более глубокий уровень детализации. Так, в номенклатуре выделены отдельные коды ТН ВЭД ЕАЭС для легковых автомобилей, оснащенных только электрическим двигателем, и легковых автомобилей, оснащенных как электрическим двигателем, так и двигателем внутреннего сгорания в составе силовой установки последовательного типа.
«Введение отдельных кодов для классификации таких автомобилей никак не скажется на ставках ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа. Их размер будет по-прежнему составлять 15 % от таможенной стоимости. Величина ставок, установленных в отношении транспортных средств для личного пользования, также останется прежней», – пояснили в ГТК.
Изменения не коснутся и утилизационного сбора, так как в настоящее время в отношении транспортных средств, оснащенных только электродвигателями либо гибридными силовыми установками, уже установлены различные ставки.
Планируемый срок внесения изменений в ТН ВЭД ЕАЭС – не ранее 1 января 2026 г.
По информации
БЕЛТА
Министр труда и соцзащиты Наталия Павлюченко – о том, как меняется облик белорусской семьи
Как выстроить гармоничную цепочку «карьера – ребенок», насколько популярен двухнедельный «отцовский отпуск» по уходу за новорожденным и благодаря чему у нас не прижилась философия чайлдфри – об этом поговорили с Министром труда и социальной защиты Наталией Павлюченко.
Наивысшие жизненные ценности
– Насколько белорусы – семейные люди? Судя по статистике, важно ли для нас наличие законного брака, детей?
– Когда я думаю о белорусских семьях, на ум приходит душевное старинное слово «домочадцы». Оно подразумевает «дом» не просто как некие стены, а именно домашний очаг. И «чадо» – дитя, ради которого во многом этот очаг и сохраняется. Слово прекрасно передает самую суть: семья – это когда есть и дом в смысле общего духовного пространства, и дети, которые наполняют его смыслом.
Современная статистика подтверждает эту глубокую связь. Сегодня в Беларуси около 2,6 миллиона семей, почти в каждой второй растут дети. А если обратиться к последним исследованиям наших социологов из НАН, проведенным в феврале 2025 года, то мы увидим поразительное единство: для 68,8 процента белорусов наивысшая жизненная ценность – это дети, а для 65,1 процента – сама семья. Это ведь о многом говорит, правда? Наше представление о счастье неразрывно связано с семьей, в центре которой всегда находится ребенок.
Правда, молодежь сейчас вступает в брак не торопясь, «по любви и по разуму», как говорили в старину. Если в нулевых невестами становились в 22–23 года, то сегодня – ближе к 27. А возраст женихов приблизился к 29 годам. Это мировой тренд, но у нас он имеет свою особенность: отложив брак ради образования и карьеры, белорусы практически никогда не отказываются от самого института брака, особенно когда речь заходит о рождении ребенка. У нас в зарегистрированном браке рождается более 85 процентов детей. Это отражение коллективной мудрости, понимания, что прочный союз дает ребенку не только любовь, но и чувство защищенности, ту самую «крепость».
По моему мнению, белорусская семья впитывает лучшее из мирового опыта, становясь более осознанной и зрелой, но при этом стойко хранит свою главную, сокровенную ценность – быть пристанью душевного покоя, тем местом, где тебя любят и ждут не по необходимости, а по велению сердца. И задача в том числе государства – помогать семьям быть крепче.
– Как сейчас обстоят дела с рождаемостью – возникший тренд на многодетность замещает движение чайлдфри?
– Суть белорусской семьи остается прежней, но ее облик меняется. Если раньше рождение первенца в 20–22 года было нормой, то сегодня средний возраст матери при рождении первого ребенка приблизился к 28 годам. Это мировая тенденция, и мы здесь не исключение. Но при этом нас радует настоящий ренессанс многодетности. За последнее десятилетие количество семей, воспитывающих троих и более детей, выросло на впечатляющие 70 процентов. Сегодня свыше 120 тысяч белорусских семей являются многодетными, и в них растет каждый четвертый ребенок страны.
Что касается движения чайлдфри, то оно не стало для Беларуси значимым явлением. Согласно последним исследованиям, сознательную бездетность как жизненный идеал разделяет менее 1 процента населения. Гораздо более актуальной проблемой, о которой мы говорим с особой деликатностью, является вынужденная бездетность. Около 14 процентов супружеских пар сталкиваются с трудностями при зачатии. Эта тема особенно обостряется с возрастом, поэтому так важно сохранять свое репродуктивное здоровье и вовремя обращаться за помощью.
Интересно, что даже на фоне общего демографического спада, характерного для всей Европы, в белорусском обществе сохраняются очень четкие и оптимистичные репродуктивные установки.
Для большинства наших граждан идеалом по‑прежнему остается семья с двумя‑тремя детьми. Эта глубокая внутренняя потребность в продолжении рода, эта естественная радость от детского смеха в доме и есть наша главная опора в построении будущего страны.
Для личной реализации помех нет
– Какие в стране созданы условия для совмещения карьеры и материнства?
– Государством создана система поддержки, которая стала для мам и пап надежным тылом. Она начинается с прочного фундамента – трудовых гарантий, которые для родителей маленьких детей становятся своего рода подушкой безопасности. К примеру, если беременной женщине по медицинским показаниям требуется более легкая работа, то ее переводят с сохранением прежнего заработка. А для кормящих мам предусмотрены особые перерывы (помимо обеденного) – не менее получаса каждые три часа.
Другая сторона медали – гибкость, которую мы стремимся внедрить в саму организацию труда. Понимаем, что родительству не всегда подходит график «с девяти до шести». Так, с 2020 года дистанционная работа получила в Беларуси официальный статус. Теперь можно, условно говоря, уложить ребенка спать и завершить рабочий проект за домашним компьютером. Режим гибкого графика позволяет смещать начало и окончание рабочего дня, чтобы успеть отвести малыша в сад или кружок.
Особой строкой в этом перечне мер стоят социальные отпуска. Отпуск по беременности и родам, продолжительный отпуск по уходу за ребенком до трех лет с сохранением рабочего места – это то драгоценное время, которое родители могут полностью посвятить самому важному. Мы рады, что все больше мужчин пользуются своим правом на «отцовский отпуск» – до 14 дней после рождения ребенка. Хотя его оплата и необязательна, наши исследования показывают, что каждое пятое предприятие уже делает этот шаг навстречу своим сотрудникам, а каждое четвертое предоставляет даже более длительный отпуск.
– Все наслышаны о бонусах для многодетных, но, когда женщина впервые становится матерью, для нее тоже предусмотрено хорошее подспорье.
– Государство стремится стать надежным партнером для молодой семьи с самых первых шагов. Начинается все с медицинского сопровождения – дородовое наблюдение, роды и патронаж новорожденного полностью бесплатны. Это база, которая позволяет будущей маме чувствовать себя в безопасности.
Финансовая сторона также продумана: существует единовременная выплата за постановку на учет на ранних сроках, пособие по беременности и родам. И здесь важно отметить существенные изменения, которые произошли в этом году. Мы значительно усилили поддержку тех, кто только начинает свой профессиональный путь или совмещает материнство с учебой.
Если раньше молодая женщина, не успевшая наработать достаточный стаж, получала пособие в размере 50 процентов от бюджета прожиточного минимума, то сейчас оно рассчитывается от минимальной заработной платы и составляет 736 рублей в месяц – это более чем трехкратное увеличение. Студентки теперь получают 100 процентов от БПМ вместо прежних 50. Было принципиально важно поддержать именно молодых женщин, которые зачастую сталкиваются с наибольшими экономическими сложностями.
После рождения ребенка вступают в силу другие не менее важные механизмы. Право на отпуск по уходу за ребенком до трех лет с сохранением места работы и ежемесячной выплатой – это фундаментальная гарантия, позволяющая маме посвятить себя заботе о малыше. Либо папе, если мама решила выйти на работу или продолжить получение образования в дневной форме.
А когда заканчивается отпуск по уходу за ребенком, государство продолжает нести значительную часть расходов на дошкольное образование – родители оплачивают лишь питание ребенка в саду, что составляет 13–17 процентов от реальной стоимости, все остальное содержание компенсируется из бюджета.
Конечно, объем поддержки возрастает с рождением второго и последующих детей, что логично и справедливо. Но та основа, которая создается для семьи с первым ребенком, – это полноценный набор инструментов, который помогает молодым родителям уверенно стоять на ногах. Мы понимаем, что современная молодежь стремится сначала получить образование, построить карьеру, и именно поэтому стараемся создать такие условия, чтобы материнство не воспринималось как риск или помеха личностной реализации, а становилось желанной и поддерживаемой обществом и государством новой главой жизни.
Путь к ответственному отцовству
– Мамы и папы практически уравнены в правах: и те и другие могут взять декретный отпуск, оплачиваемый больничный. Чего нам еще не хватает, чтобы отцы были более погружены в семейные дела?
– С юридической точки зрения мы создали практически симметричные условия для отцов и матерей. Право на отпуск по уходу за ребенком до трех лет, оплачиваемые больничные по уходу за заболевшим малышом – все это в равной степени доступно и папе, и маме. Закон предоставляет семье свободу выбора: кто из родителей на данном этапе станет главным помощником для ребенка.
Однако на практике ситуация складывается немного иначе. Всего около 1 процента отцов оформляют длительный отпуск по уходу за ребенком. Для большинства по‑прежнему актуальна модель «мужчина-добытчик», где главная задача отца – материальное обеспечение семьи. Уровень занятости женщин у нас традиционно высок, но домашние заботы и уход за детьми часто по-прежнему воспринимаются как преимущественно «женская территория». 59,2 процента белорусок считают, что забота о доме и детях должна быть общей обязанностью. Среди мужчин такое мнение разделяют пока 47,7 процента, а более половины все еще видят это как женскую миссию.
Но мы наблюдаем естественный процесс перехода к новым моделям семьи, где партнерство строится на гибкости и взаимной поддержке, а не на жестком закреплении ролей.
Так, популярность краткосрочного «отцовского отпуска» продолжительностью до 14 дней выросла с 2 процентов в 2020 году до 10 процентов в 2024-м. Это очень важный момент, когда папа может полностью погрузиться в заботу о новорожденном и поддержать супругу в самый ответственный период.
– День отца – молодой праздник, установленный Указом Президента в 2022 году. Как считаете, он помог папам почувствовать себя более значимыми и, соответственно, проявлять больше активности?
– Когда мы впервые отмечали День отца, для многих это было скорее красивой новостью. Но сегодня я вижу: этот праздник наполняется живыми смыслами и реальными историями. Он становится своего рода лакмусовой бумажкой, которая показывает, как меняется роль отца в нашей жизни.
Конечно, путь к ответственному отцовству долог. Исследование 2020 года показало, что в среднем папы проводят с детьми около трех часов в выходные и еще меньше в будние дни. Но что гораздо важнее – две трети отцов признались, что хотели бы проводить с детьми больше времени. Главным препятствием они называют работу и другие обязанности. А каждый третий отец говорил о потребности в более глубоком эмоциональном контакте, в доверии и теплоте со стороны ребенка. Это очень показательно: современные папы хотят не просто «присутствовать», а быть по‑настоящему близкими со своими детьми.
Мы поддерживаем это движение разными способами. Например, более популярными становятся курсы для будущих родителей, где папы – полноправные участники. С 2009 года в стране работают «папа-школы» – уникальные проекты, где мужчины делятся опытом отцовства. Но, пожалуй, самое показательное открытие последних лет касается влияния отцов на демографическую ситуацию.
Оказалось, что репродуктивные планы мужчин напрямую влияют на вероятность рождения детей в семье. При твердом намерении отца завести ребенка эта вероятность возрастает в 7,6 раза! Это колоссальная цифра, которая заставляет нас по‑новому взглянуть на роль мужчины в вопросах планирования семьи.
Так что День отца – это признание того, что любящий, вовлеченный отец не просто «помощник матери», а самостоятельная огромная сила, которая способна сделать детей счастливее, укрепить брак и даже повлиять на будущее всей страны. И я вижу, как все больше белорусских мужчин открывают для себя эту истину.
Новый уровень корпоративного доверия
– Несколько лет назад стартовала инициатива «Компания, дружественная родителям». К ней присоединяется все больше организаций. Какие значимые результаты вы бы отметили сейчас?
– Инициатива «Компания, дружественная родителям» становится полноценным общественным движением, которое меняет саму философию отношений между работодателем и сотрудниками. Мы начинали эту работу в 2021 году и ставили перед собой амбициозную цель: показать, что забота о сотрудниках с детьми – это не социальная нагрузка, а стратегические инвестиции в стабильность и лояльность коллектива. Сегодня, видя, что к инициативе присоединились более 180 организаций из самых разных отраслей, можно с уверенностью сказать: идея нашла живой отклик.
Компании-участницы внедряют прорывные практики. Понимая, что жизненные трудности сотрудника влияют и на его профессиональную эффективность, организуют консультации психологов по вопросам воспитания подростков или ухода за пожилыми родственниками. Одни предлагают «каникулы для заботы» – неоплачиваемые перерывы в карьере для ухода за детьми, что особенно актуально для молодых отцов. Другие создают коворкинги, куда можно при необходимости привести ребенка, или частично компенсируют расходы на няню.
Особую значимость инициативе придает трехстороннее Соглашение с Федерацией профсоюзов и Конфедерацией промышленников. Этот шаг превратил инициативу в общенациональный стандарт социально ответственного бизнеса. Для компаний практический инструмент: эксперты помогают провести детальный аудит корпоративной среды, выявить «точки роста» и внедрить именно те меры поддержки, в которых больше всего нуждаются конкретные сотрудники – будь то гибкий график для родителей первоклассников или программы адаптации для работников, возвращающихся из отпуска по уходу за ребенком.
Но, пожалуй, самый важный результат – это меняющаяся корпоративная культура. Когда руководитель сам предлагает папе новорожденного воспользоваться оплачиваемым «отцовским отпуском», когда в коллективном договоре появляется пункт о возможности работать из дома в период болезни ребенка – это формирует совершенно новое качество доверия между работодателем и сотрудником.
И в этом смысле дружественная к родителям компания – это не просто организация с хорошим социальным пакетом. Это сообщество, где ценят семью как основу будущего, где понимают, что счастливый родитель – это эффективный и мотивированный специалист. Те 180 компаний, которые уже встали на этот путь, – это настоящие пионеры, чей опыт мы будем масштабировать на всю страну.
Оксана Невмержицкая, «
СБ. Беларусь сегодня», 14 октября 2025 г.
Министр экономики – о новых подходах к разработке плановых документов и стратегических задачах развития Беларуси
Недавно Президиум Совета Министров рассмотрел два системных документа: Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026 год и Программу социально-экономического развития страны на 2026–2030 годы. Сейчас идет завершающий этап их доработки. О новых подходах к разработке плановых документов и стратегических задачах развития страны в будущем пятилетии рассказал Министр экономики Юрий Чеботарь.

Чтобы развитие было устойчивым
– При формировании стратегических документов мы опирались на систему планирования, четко выстроенную в обновленном Законе «О государственном прогнозировании и государственном планировании». К вопросу подошли комплексно – в сжатые сроки был разработан весь пакет документов.
В июне Правительством была одобрена Национальная стратегия устойчивого развития на период до 2040 года – документ верхнего уровня. Параллельно подготовлен комплексный прогноз научно-технического прогресса до 2045 года.
Второй уровень – планирование на среднесрочный период – новая пятилетка. Это большой объем документов: программа социально-экономического развития страны до 2030 года, 20 государственных, 17 отраслевых программ в сопряжении с 39 научными и 7 региональных программ в увязке с системой стандартов качества жизни.
В рамках подготовки Программы социально-экономического развития на 2026–2030 годы мы внедрили принципиально новый подход к формированию и реализации программных документов. Главное отличие – в архитектуре и философии планирования. Все показатели программы-2030 находят отражение в других системных документах.
При определении задач на пятилетку сформулировали три основных принципа: вертикализация, централизация и персонализация.
Вертикализация – это сквозное прохождение каждой задачи через все уровни программных документов: из НСУР – в программу пятилетки – в госпрограммы и так далее. Это обеспечивает согласованность действий и исключает дублирование.
Централизация означает концентрацию всех ресурсов на достижении основных приоритетов.
Персонализация подразумевает ответственность за результат конкретных должностных лиц: за каждое направление отвечает курирующий вице-премьер, а за выполнение соответствующих госпрограмм – профильные министры.
По сути, мы впервые увязали все документы в единую систему. Каждая задача теперь имеет цифровой индикатор, исполнителя и механизм реализации. Это позволяет видеть, кто, что и когда должен сделать для достижения поставленных целей, а также обеспечить прозрачность, управляемость и результативность на всех уровнях.
Формируя программный документ нового пятилетия, во главу угла мы ставили стратегические задачи, обозначенные Президентом в своей предвыборной программе. Также учитывали результаты социологического исследования ожиданий граждан, предложения науки и бизнес-сообщества, глобальные тенденции и концептуальный подход Правительства, что документ должен отвечать запросам общества, быть реалистичным и достижимым.
Все предложения объединили в программе в пять приоритетов и погрузили в семь укрупненных разделов по направлениям:
развитие человеческого потенциала – образование, медицина и труд;
качество жизни – транспорт, дороги, инфраструктура, жилье;
конкурентоспособность промышленности за счет науки.
Ключевое направление по запросам общества – «Развитие человеческого потенциала». Здесь решаем целый комплекс вопросов – от повышения рождаемости и поддержки семей с детьми, роста уровня медицинского обслуживания до подготовки молодых специалистов под потребности экономики и обеспечения их быстрого входа на рынок труда.
Под «новыми стандартами качества жизни» мы подразумеваем переход от действующих минимальных соцстандартов к комфортным. Это главным образом хорошие дороги, доступный транспорт, услуги ЖКХ, благоустройство и, конечно же, строительство жилья.
Одним из резервов роста экономики является сфера услуг. Ключевое направление – туризм. Его вклад в ВВП должен удвоиться, что обеспечит высокую динамику в смежных отраслях: транспорте, розничной торговле, общепите. Помимо этого, стоят задачи по развитию финансового рынка, креативных индустрий, а также торгово-сервисной инфраструктуры.
Направление «Цифровизация» предусматривает комплекс стимулов для разработки и широкого внедрения отечественного софта, цифровизации производственных процессов на предприятиях, админпроцедур для бизнеса и жизненных ситуаций граждан.
Вопросам «технологической самодостаточности» уделено особое внимание в отраслевых и научных программах. Сквозные требования: инвестиционное наполнение, увязка производства и экспорта, автоматизация и роботизация, внедрение бережливого производства для снижения затрат и повышения операционной эффективности.
«Уникальность каждого региона» мы видим в устойчивом взаимосвязанном развитии территорий с опорой на компетенции, сильные стороны и уникальность каждой области. К примеру, в Брестской и Гомельской областях основной акцент – на развитии Припятского Полесья, в Могилевской – юго-восточного региона, в Минской – Минский промышленный пояс и города-спутники.
Реализация направления «Экология и рациональное природопользование» предусматривает рост использования ТКО до 70 процентов, отходов производства – не менее 90 процентов.
Планы поставили амбициозные, но выполнимые. К примеру, посчитали, что у нас есть возможность построить за пять лет около пяти миллионов квадратных метров арендного жилья. Или туризм: какие объекты, инфраструктуру необходимо построить для его развития? Каскадировали показатели, оцифровали в денежном эквиваленте и рассчитываем, что отрасль гостеприимства может за пять лет прирасти в два раза. И так по каждому приоритету и направлению.
Но хочу отметить: будущая пятилетка – не гонка за показателями. Это про людей, про то, как они живут, работают, растят детей. Ключевое – обеспечить новое качество жизни нашим гражданам, повысить комфортность среды для предприятий и бизнеса. А динамика, проценты, квадратные метры и тонны – это не цель, а результат. Выполним планы по реализации приоритетов, обеспечим рост и ВВП, и экспорта, и, самое главное, доходов населения.
В наступающей пятилетке мы решили изменить подход, понимая, что граждан по большому счету не интересуют макроэкономические показатели. Об экономике и ее успехах они судят по уровню своей жизни, своим «бытовым ощущениям». «Числовые ряды» нужны для управленцев, чтобы видеть ситуацию и принимать правильные решения.
Поэтому в приоритете «Сильные регионы» мы ввели новый принцип комплексной оценки его выполнения. Будем смотреть не только на текущую динамику, но и в разрезе нескольких пятилеток, чтобы развитие было устойчивым, без резких скачков, когда стремительная динамика в моменте сменяется значительными снижениями. Вторым критерием является выполнение социальных стандартов. И третьим – оценка жителей региона: на основе социологических исследований анализировать эффективность работы местной власти. Такую методику оценки развития регионов начнем внедрять в следующем году.
Точки роста
– Насколько в вышеописанную модель вписывается проект Прогноза социально-экономического развития на 2026 год?
– Он является неделимой составляющей пятилетки: все его мероприятия погружены в ПСЭР-2030. Такой подход будет применяться при разработке последующих годовых прогнозов.
В прогнозе-2026 мы исходили из трендов развития мировой экономики, наших ключевых партнеров: России, Китая, стран Африки и Азии. Сверили часы с коллегами из Российской Федерации, обсуждали проблемные аспекты, взаимные точки роста. Определены ключевые параметры. Все они разбиты на конкретные задачи.
Традиционно задачи будут достигаться за счет выполнения производственной, инвестиционной и экспортной программ. Рост экономики на 2,8 процента планируется обеспечить с помощью положительной динамики реального сектора, а также реализации потенциала услуг. В частности туристических. Их доля в ВВП страны должна достигнуть 2,6 процента. Поэтому делаем акцент на развитие инфраструктуры отдыха, в первую очередь средств размещения. Разработан кредитный продукт «Туристический потенциал». Средства будут направляться на строительство и модернизацию санаторно-курортных и оздоровительных комплексов, гостиниц, развитие кемпингов, глемпингов, других объектов. Хочу отметить, что туризм обладает большим мультипликативным потенциалом и позитивно влияет на другие отрасли: транспорт, общественное питание.
Туристические потоки создают дополнительный спрос на внутреннем рынке и являются фактически одним из каналов экспорта нашей продукции.
Еще одно ключевое направление – IT-сфера. Здесь основные задачи – импортозамещение и переход на белорусское программное обеспечение. Тем самым мы решаем сразу несколько задач. Во-первых, повышаем технологическую безопасность. Во-вторых, снижаем расходы на закупку импортных программных решений, которые в прошлые годы были достаточно значимыми. В-третьих, стимулируем цифровизацию производственных процессов в реальном секторе. А это существенное сокращение издержек для бизнеса. Также предусматривается перевод практически половины наиболее востребованных административных процедур в электронный формат, что должно упростить ведение бизнеса, снизить транзакционные издержки и затраты на администрирование.
Ключевая ставка – на отечественного инвестора
– Развитие экономики невозможно без инвестиций. В будущем году планируем нарастить объем вложений на 3,1 процента. За счет чего обеспечим выполнение такого плана?
– Учитывая реалии, ключевую ставку делаем на нашего инвестора. Особенно если речь идет о проектах по повышению технологической безопасности, модернизации и техперевооружении.
На реализацию таких бизнес-идей в следующем году намерены направить 2/3 совокупного объема инвестиций. Сформирован перечень из более 600 приоритетных проектов, в том числе 15 крупных. Свыше 100 проектов в рамках «Региональной инициативы», включая туристическую индустрию. Также предусматривается в 2026-м завершить около 120 уже начатых интеграционных и импортозамещающих проектов, а также проектов инициативы «Один район – один проект».
Среди других приоритетов государственной инвестиционной политики – строительство инфраструктуры и жилья, в том числе арендного.
Но, рассчитывая в первую очередь на собственные силы, мы открыты для иностранных инвесторов, готовых взаимодействовать с нашей страной на долгосрочной взаимовыгодной основе. Бизнес-идеи, нацеленные на создание в Беларуси новых производств и продуктов, будут получать всю необходимую поддержку с нашей стороны в рамках инструментов обновленного инвестиционного законодательства.
В целом такая стратегия сотрудничества приносит результат: в прошлом году ПИИ на чистой основе выросли на 4 процента, достигнув 1,7 миллиарда долларов. Положительная тенденция наблюдается и в 2025-м.
Акцент – на опережающий рост услуг
– Наша экономика является открытой, поэтому экспорт – один из важнейших факторов, от которого зависит ее развитие, равно как и рост доходов наших людей…
– В следующем году ставим задачу увеличить экспорт товаров и услуг на 3,7 процента. Акцент – на опережающий рост услуг. Продолжим работу по наращиванию поставок в страны СНГ и дальней дуги. При этом необходимо укрепить свое присутствие на ключевом для нас российском рынке.
Для выполнения этих задач будут задействованы ресурсы наших флагманов, потенциал частного бизнеса.
Достижение ключевых макроэкономических показателей позволит обеспечить рост реальных располагаемых доходов населения на 4,8 процента. Планируется повышение социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия) и зарплат в бюджетной сфере.
Владимир Волчков, «
Рэспубліка», 10 октября 2025 г.