09.07.2021
Цифровизация, IT-технологии и здоровая конкуренция – Алексей Авраменко о развитии сферы перевозок пассажиров
Цифровизация пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, IT-технологии и здоровая конкуренция частного и государственного секторов – на этих моментах акцентировал внимание Министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко, общаясь с журналистами в Гомеле, передает корреспондент БЕЛТА.
Алексей Авраменко подчеркнул, что в целом работа в сфере налажена, однако есть моменты, которым стоит уделить особое внимание. В частности, по его мнению, это развитие здоровой конкуренции в частном и государственном секторах, сбалансированность автомобильных и железнодорожных перевозок пассажиров, обновление подвижного состава с учетом электрификации, а также активизация внедрения IT-технологий.
«Автомобильным и железнодорожным транспортом выполняется значительная доля пассажирских перевозок в стране, поэтому необходимо постоянное совершенствование его работы, в том числе механизма финансирования. В плоскости финансирования находится и вопрос обновления подвижного состава. Ведь для перевозчиков пассажиров он является всегда весьма сложной задачей, требующей больших капиталовложений и взвешенного подхода. Тем более, когда в современных условиях наука и промышленность осваивают и расширяют выпуск инновационных транспортных средств на электрической тяге», – рассказал он.
По словам Министра транспорта и коммуникаций, важно обговорить условия для добросовестной конкуренции и повышения качества оказываемых услуг. Речь не только о частных и государственных предприятиях, но и об автомобильном и железнодорожном транспорте в целом. По некоторым маршрутам идет полупустой автобус и незагруженный поезд. Алексей Авраменко уточнил, что, возможно, было бы целесообразно на отдельных направлениях оставить железнодорожное сообщение, актуализируя графики. «А освободившие ресурсы можно было бы переключить на другие направления. Необходимо устранять имеющиеся диспропорции и повышать эффективность всех видов перевозок», – подчеркнул он. Отдельно будет проработан вопрос цифровизации перевозок пассажиров на железной дороге. В этом плане есть немало наработок, включая реализацию билетов через интернет, кассы самообслуживания. И этот процесс намерены интенсивно продвигать в дальнейшем.
В числе важных тем – внедрение современных цифровых технологий на пассажирском транспорте, что приводит как к появлению и развитию новых видов услуг и основанного на них бизнеса, так и к изменениям условий конкуренции на рынке перевозок пассажиров. «Пути совершенствования сферы могут быть различны, но цель для нас одна – обеспечить бесперебойную работу пассажирского транспорта республики, невзирая на природные, технические или иные трудности», – акцентировал Алексей Авраменко.
Тонкости и перспективы развития внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении и перевозок людей железнодорожным транспортом обсуждают сегодня в Белорусском государственном университете транспорта в Гомеле. Актуальные вопросы поднимают представители транспортной сферы (операторы и перевозчики), местной власти, а также общественных организаций, профсоюзов, компаний IT-сферы и др.
Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Игорь Комаровский также отметил значимость поднятой темы. «Это очень актуальные вопросы, так как затрагивают перевозки пассажиров в регулярном сообщении внутри страны, а также социально значимый сегмент – перевозки по регулируемым тарифам. Безусловно, в комплексе и коммерческий транспорт, который очень активно и интенсивно развивается в Беларуси в высококонкурентной среде. В этой сфере накопилось немало вопросов. Они требуют решения и государственного регулирования, а также урегулирования на уровне договоренностей между субъектами правоотношений – заказчиками, операторами и производителями транспортных услуг. Все это нацелено на конечный результат – удовлетворение потребителя транспортных услуг», – сказал он.
По итогам круглого стола будет выработан ряд предложений, направленных на повышение уровня и эффективности развития транспортных перевозок. Четкое понимание всех заинтересованных в дальнейшем развитии сферы перевозок пассажиров автомобильным и железнодорожным транспортом и выработанные рекомендации станут основой для пакета нормативных правовых актов.
По сообщению
БЕЛТА
В Беларуси обновили правила проектирования дорожных одежд в населенных пунктах
В Беларуси обновили строительные правила «Дорожные одежды улиц населенных пунктов». Это предусмотрено постановлением Министерства архитектуры и строительства Беларуси от 30 апреля 2025 г. № 54, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Минстройархитектуры.
Новшества введены в действие с 1 июля.
Как отметил начальник отдела нормирования и стандартизации по строительным материалам и инженерному обеспечению зданий и сооружений РУП «СТРОЙТЕХНОРМ» Андрей Смыковский, документ сохранил все лучшее, что было в ранее действовавших документах. Также были внесены актуальные изменения, которые позволят применять более совершенные методики проектирования асфальтобетонных покрытий по критерию сдвигоустойчивости. Это даст возможность избежать появления колейности.
«Использование новых правил сделает дорожные одежды более надежными, что приведет к увеличению их срока службы и снижению затрат. В документе под одной обложкой собраны все на данный момент действующие методики расчета дорожных одежд как нежесткого, так и жесткого типа. Это существенно упростит работу проектировщиков, позволит им более качественно конструировать дорожные одежды», – отметил Андрей Смыковский.
Дорожная одежда в проектировании – это многослойная конструкция, формирующая проезжую часть автомобильной дороги и предназначенная для восприятия и распределения нагрузки от транспортных средств на земляное полотно. В процессе проектирования определяются состав, толщина и тип материалов для каждого слоя дорожной одежды, исходя из условий эксплуатации, категории дороги и нормативных требований.
Строительные правила СП 3.03.08-2025 являются важным нормативным документом для специалистов, занимающихся проектированием и строительством дорог в населенных пунктах, и обеспечивают соответствие дорожных одежд современным требованиям и стандартам.
По информации
БЕЛТА
Депутат о регулировании услуг каршеринга: вопрос требует комплексного подхода
В Беларуси будут урегулированы услуги каршеринга, сообщил журналистам заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Палаты представителей Владимир Боровенко, передает корреспондент
БЕЛТА.
15 июля прошло расширенное заседание Постоянной комиссии по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Палаты представителей по вопросу правового регулирования предоставления услуг краткосрочной аренды транспортных средств (каршеринга). В ходе семинара-совещания по актуальным вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в Республики Беларусь, проведенного 25 июня 2025 г. в Палате представителей, были выявлены пробелы правового регулирования при предоставлении услуг краткосрочной аренды транспортных средств. Это касается и шеринга средств персональной мобильности – велосипедов и электросамокатов.
В настоящее время в Республике Беларусь отсутствует правовой акт, регламентирующий порядок взаимодействия каршеринговых организаций и пользователей, в связи с чем их отношения регулируются положениями Гражданского кодекса, которые не в полной мере отражают специфику поминутной аренды автомобилей. В этой связи каждая шеринговая компания придерживается своей политики при взаимодействии с гражданами. Обычному пользователю сложно разобраться во всех тонкостях и различиях систем работы таких организаций, вариативности предусматриваемых штрафов и прочих взысканий за ненадлежащее пользование автомобилем.
«Этот вопрос был поднят в ходе семинара-совещания по актуальным вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, – отметил депутат. – Были вскрыты моменты обеспечения безопасности при краткосрочной аренде автомобилей, самокатов, велосипедов. Вопросы касались законодательного регулирования и обеспечения безопасности дорожного движения. Потому что зачастую каршерингом пользуются люди в состоянии алкогольного опьянения (это показывает статистика ДТП), а также лишенные прав, не имеющие опыта вождения. А за рулем машины, на которой никогда не ездил, вдвойне вырастает нагрузка на водителя, даже если он имеет права. Поэтому обеспечение безопасности дорожного движения стоит во главе угла».
По словам депутата, не мало вопросов и с кикшерингом (прокатом самокатов). «Указ № 145 в какой-то мере урегулировал использование самокатов, был установлен возрастной ценз. Но между тем ими пользуются и дети в возрасте до 14 лет, и двое людей одновременно, что тоже запрещено ПДД. Возникают также вопросы обеспечения мест парковки самокатов. И другие, вплоть до обеспечения скорости на различных участках дорог, – подчеркнул Владимир Боровенко. – Поэтому мы подойдем здесь комплексно. На заседание приглашены представители различных министерств и ведомств, чтобы обсудить и принять согласованное решение по обеспечению безопасности при использовании автотранспорта и средств персональной мобильности».
По информации
БЕЛТА
В Беларуси начато формирование национального технического комитета по стандартизации в сфере искусственного интеллекта
Сегодня технологии искусственного интеллекта как отдельные технические решения начинают активно внедряться в производственной и социальной сферах. Это, в свою очередь, актуализирует вопросы разработки стандартов в данной области.
С этой целью в настоящее время формируется национальная экспертная площадка. Соответствующие работы проводит Объединенный институт проблем информатики Национальной академии наук Беларуси (ОИПИ НАН Беларуси), который определен «офисом цифровизации» НАН Беларуси.
Технический комитет будет представлять объединение предприятий и организаций, заинтересованных в разработке стандартов сфере искусственного интеллекта.
В число его основных функций входят разработка стандартов, рассмотрение их проектов, включая межгосударственные и международные, обеспечение интересов Республики Беларусь при взаимодействии с аналогичными международными, региональными и национальными техническими комитетами других государств и др.
ОИПИ НАН Беларуси приглашает заинтересованные организации войти в состав технического комитета, участвовать в его работе и тем самым способствовать инновациям и технологиям.
Предложения следует направлять до 25 июля включительно в ОИПИ НАН Беларуси (ул. Сурганова, д. 6, г. Минск, 220012): secretary.tcii@newman.bas-net.by.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
С 15 июля запущен в эксплуатацию обновленный портал социальной защиты Беларуси
Министерство труда и соцзащиты сегодня запускает в эксплуатацию обновленный портал социальной защиты Республики Беларусь – psz.gov.by. Теперь это единый интернет-ресурс со всей информацией об услугах и процедурах соцсферы.
Любой запрос под ваши нужды
Портал социальной защиты работает уже более 10 лет. За это время потребности и запросы граждан расширились, а технологии и уровень сервисов усовершенствовались. Настало время предоставить пользователям информацию в более качественном виде, адаптировав ее под жизненные ситуации или статус гражданина, рассказывает заместитель Министра труда и социальной защиты Юлия Бердникова.
Обновленный портал адаптирован для всех возрастных категорий населения. Здесь содержится актуальная и исчерпывающая информация об административных процедурах, выплатах, пособиях, пенсиях, государственной адресной социальной помощи, порядке рассмотрения вопросов и т.д., координаты и контакты профильных учреждений и организаций. Важно: на главной странице есть интерактивный помощник, с помощью которого можно выбрать свою социальную категорию (юрлицо, госслужащий, человек с инвалидностью, иждивенец, безработный, семья с детьми, человек пенсионного возраста и т.п.) либо жизненную ситуацию (утрата кормильца, рождение и воспитание ребенка, достижение пенсионного возраста, беременность и роды, установление группы инвалидности и др.). Портал автоматически подберет спектр услуг, которыми можно воспользоваться на данном жизненном этапе, в том числе в привязке к месту проживания.
В считаные секунды
Одно из главных изменений, произошедших на портале, – появление новых онлайн-сервисов. О некоторых из них подробнее.
Онлайн-заявки на оказание социальных услуг
Сегодня в республике функционирует 146 территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСОН), и все они оказывают широкий спектр услуг: например, сиделки, социального работника, няни. Все это можно на договорной основе заказать в ТЦСОН при личном визите, а с середины июля – и в онлайн-режиме, отмечает Юлия Бердникова:
– Нужно войти в личный кабинет, выбрать ТЦСОН в соответствии с местом своего проживания, перечень услуг, оставить контактные данные и отправить заявку. Она будет обработана в течение двух рабочих дней, после чего с гражданином свяжется специалист и приступит к оформлению договора. Еще одно ноу-хау – человек сможет заказать услугу как в отношении себя, так и в отношении третьих лиц – родителей или соседей: мы понимаем, что не каждый владеет современными технологиями и может воспользоваться личным кабинетом.
Запись на прием
В онлайн-режиме можно записаться на прием к профильным специалистам в любом ТЦСОН, управлении либо отделе по труду, занятости и социальной защите, органах Фонда социальной защиты населения, Департамента государственной инспекции труда – словом, во всех учреждениях системы соцзащиты.
Можно выбрать удобные дату и время, а также необходимого специалиста. В министерстве убеждены, что сервис будет очень востребован и расширит зону комфорта по организации коммуникаций с гражданами.
Чат-бот для экстренных сообщений о невыплатах пособий и зарплаты
В Министерстве расширяют каналы информационного взаимодействия для оперативного решения острых проблем. В новой версии портала предусмотрен чат-бот для информирования органов Департамента госинспекции труда либо органов ФСЗН по вопросам несвоевременной выплаты зарплаты и пособий.
– Если работодатель не выполняет свои обязательства по выплате зарплаты или не вовремя выплачивает, допустим, пособие по уходу за ребенком до 3 лет, не оплачивает больничный лист, в чат-боте нужно указать наименование организации, что именно не выплачено, за какой период, а также оставить свои контактные данные. Специалисты, получив сообщение, оперативно свяжутся с гражданином, выяснят необходимые детали и приступят к взаимодействию с субъектом хозяйствования.
ВАЖНО
Вход в личный кабинет на портале социальной защиты осуществляется через межбанковскую систему идентификации (МСИ). Это привычный инструмент для большинства белорусов – тех, кто дистанционно взаимодействует с банковской системой.
Александр Нестеров, «
СБ. Беларусь сегодня», 15 июля 2025 г.
Электронные услуги по дистанционному изданию сертификата ЭЦП доступны на портале «Е-Паслуга»
Электронные услуги по дистанционному изданию сертификата ЭЦП доступны на портале «Е-Паслуга». Об этом
БЕЛТА сообщили в Национальном центре электронных услуг.
В рамках модернизации Единого портала электронных услуг с 14 июля 2025 г. электронные услуги, связанные с продлением сертификата электронной цифровой подписи, перенесены с портала portal.gov.by на обновленный портал e-pasluga.by.
К числу переносимых услуг относятся 6.0.00 «Дистанционное издание сертификата индивидуального предпринимателя (физического лица) с использованием действующего сертификата», 6.1.43 «Издание дополнительного атрибутного сертификата для работы с системами ФСЗН в дополнение к ранее изданному сертификату юридического лица» (для бюджетных организаций) и 6.2.43 «Издание дополнительного атрибутного сертификата для работы с системами ФСЗН в дополнение к ранее изданному сертификату юридического лица» (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
По информации
БЕЛТА