/ / Общественно-политические
22.01.2021

Отказ от листовок в почтовых ящиках, звуковая реклама в транспорте: какие еще изменения произойдут на рекламном рынке с июля

Рекламу называют искусством целиться в голову, чтобы попасть в карман. Порой ее слишком много, она громкая, навязчивая – давно и небезосновательно жалуются потребители. Но уже скоро таких обращений станет меньше. В начале года Президент подписал Закон «Об изменении законов по вопросам рекламы». Документ вступит в силу в начале июля – тогда поправки заработают сразу в четырех нормативно-правовых актах. В том числе в действующем Законе «О рекламе». Он, к слову, не менялся с 2007 года. Пришла пора его обновить с учетом требований времени и граждан, а также увязать с принятыми уже нормативно-правовыми актами. Какие изменения нас ждут, узнавала корреспондент «Р».

Привести в соответствие

Справедливости ради стоит отметить: некоторые пункты принятого закона уже не новость. Их всего-то приведут в соответствие с Декретом № 7 «О развитии предпринимательства» и так называемым антитабачным № 2. Чтобы эти нормы не приходилось искать отдельно. В частности, Декрет № 7 отменил согласование наружной рекламы и рекламы на транспорте с местными исполкомами. В том числе рекламы о лекарственных препаратах и медуслугах, об учебе и трудо­устройстве за границей. Еще одна корректировка касается сроков и порядка выдачи разрешений на размещение средств наружной рекламы – они сокращены. Максимум – полмесяца. Если требуется подключение к коммуникациям, предельный срок – месяц. На продление и переоформление – пять рабочих дней, чтобы бизнес не терял драгоценное время. Кроме того, наружную рекламу можно будет размещать без проектной документации.

Разрешается проведение в объектах общепита рекламных акций в маркетинговых целях для продвижения алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков. А также бесплатное распространение пива и слабоалкогольных напитков в объеме до 5 литров включительно одному лицу в качестве подарка.

Что касается приведения закона в соответствие с Декретом № 2, то здесь тоже есть несколько нюансов. Например, производители, заказчики и импортеры смогут на своих сайтах, работающих в национальном сегменте интернета, размещать информацию о табачных изделиях, в том числе наименование, свойства, фото пачек. Раньше это было запрещено. Но новый подход, полагают в МАРТ, позволит грамотно организовать торговые процессы. То же самое касается и производителей, и импортеров нетабачных никотинсодержащих изделий и жидкостей для электронных сигарет – в других местах публиковать такую рекламу запрещено. Вводится запрет рекламы жидкостей для электронных систем курения.

Бросать или нет?

Ряду новых норм потребители наверняка обрадуются. Одна из них касается листовок в почтовых ящиках. Их обилие и навязчивость многих раздражает. Но запрещать такой способ рекламы товаров и услуг не станут. Ведь порой польза все же от него есть. Например, пенсионеры, которые сперва категорично высказывались против буклетов, поразмыслив, просили МАРТ оставить их. Мол, так быстро узнают о скидках. А новоселы подбирают мастеров. Для малого и среднего бизнеса это бюджетный вариант продвижения. Что же будет?

Инна Гаврильчик– В новом варианте взаимодействия будет больше внимания и взаимоуважения, – рассчитывает начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик. – Потребитель сможет в любой момент отказаться от рассылки в почтовый ящик. Как? Например, написать на почтовый или электронный адрес рекламодателя или рекламораспространителя. На каждом буклете есть их инициалы и юридический адрес. Можно еще разместить наклейку на ящике с требованием не бросать рекламу. Или сообщить о своем нежелании получать рекламу по телефону или любым удобным способом. А рекламодатель и рекламораспространитель будут обязаны прекратить доставку листовок по первому требованию владельца. Отмечу, что эта норма не касается распространения печатных СМИ и рекламы на жировках.

Если вдруг после отказа потребителя от рекламы ему бросят листовку, нарушителя сперва ждет предписание. За неисполнение его, в том числе продолжение распространения рекламы, грозит административная ответственность. А именно – штраф до 20 базовых величин. Впрочем, за распространение ненадлежащей рекламы штраф может доходить и до 50 базовых.

Что касается рекламы на электронную почту или телефон, рассылка разрешена только с письменного согласия или онлайн-одобрения абонента. Причем он вправе отказаться от нее в любой момент, как и снова подключить.

Примечательно, что через почтовые ящики, по стационарному или мобильному телефону нельзя будет рекламировать ритуальные услуги. А вот в рекламе лекарств, медизделий и техники, БАДов разрешат указывать скидки. Сейчас дисконт квалифицируется как материальное поощрение и запрещен. Но такая норма, считают в МАРТ, не соответствует времени. При этом сохранится запрет на предоставление призов и подарков за покупку все тех же лекарств, медтехники и БАДов. Кроме того, в ближайшее время отменят согласование рекламы, где содержатся только наименование медицинских работ и услуг и их стоимость. Не надо будет согласовывать и рекламу, в которой фигурируют лишь торговые названия или международные непатентованные наименования лекарств, изделий медназначения, медтехники и их цены.

Тише едешь…

А вот у рекламы в общественном транспорте уберут звук. Громкость, содержание и частота повторения вызывали немало недовольства. Особенно по утрам и вечерам, когда народ еще не проснулся или устал за день. Впрочем, бизнес-сообщество до последнего было против. Мол, такая реклама удобна и выгодна всем, точно направлена на свою аудиторию. Ролики, например, информируют о магазинах по маршруту и акциях в них, о кафе и объектах обслуживания по пути. Переживали и некоторые владельцы общественного транспорта – может отпасть часть дохода. Но мнение пассажиров перевесило. Кстати, социальную рекламу в транспорте будут крутить со звуком.

И еще о социальной рекламе. Перечень сфер, где коммерческая организация может выступить спонсором и разместить информацию о себе, предлагается расширить. Так, в социальной рекламе, касающейся культурных, спортивных мероприятий, праздников здорового образа жизни, охраны здоровья и социальной защиты населения, можно будет указывать не только название компании-спонсора, но и его бренд или логотип. Практика показала, что компаниям неинтересно поддерживать такие события, если название не совпадает с товарным знаком. А значит, и для потребителя участие фирмы останется загадкой.

На заметку: рекламировать товары, работы и услуги смогут не только белорусские граждане, но и иностранцы. Да и изготавливать рекламу белорусских товаров, работ и услуг и наружную вскоре будет разрешено за рубежом. И еще о заграничном. С июля можно будет рекламировать на иностранном языке без перевода также названия культурных, туристических мероприятий, спортивных команд, соревнований, конкурсов и наград.

Новинки для ТВ

Запрет на прерывание рекламой детских передач, образовательных программ, а также детских художественных фильмов отменят. Если они длятся 15–30 минут, их можно будет прерывать рекламой в начале и перед окончанием. Максимум – на минуту каждый раз. Если передача длится более получаса, ее можно разбить еще один дополнительный раз рекламой на 60 секунд. Причем реклама должна соответствовать особенностям детской аудитории. В частности, никаких лекарств, БАДов, лотерей в ней быть не должно. Все запретные темы прописаны в документе.

Инициатива, вспоминает Инна Гаврильчик, исходила от наших телеканалов. Министерство информации ее поддержало: вместе с МАРТ заинтересованные в появлении рекламы изучили зарубежный опыт и пришли к выводу, что так телевидение сможет привлечь дополнительные средства.

И еще о рекламе на ТВ и радио. Здесь намерены разрешить круглосуточные включения рекламы букмекерских контор и тотализаторов. При этом в ролике не должны содержаться исключительно наименование компаний и товарный знак. На телевидении при этом будут только всплывающие плашки. Норма также будет распространяться на здания, помещения и сооружения организаций физкультуры и спорта, в том числе на стадионы, спортивный инвентарь и форму спортсменов. Ожидается, что благодаря этому в спорт придет дополнительное финансирование.

И еще один приятный момент для зрителя: уровень звука рекламы запретят поднимать выше уровня звука в передаче, которую она перебивает. Как будет измеряться громкость, МАРТ согласует с Минсвязи и информатизации.

Стоять – и без лишних слов

Скоро уйдет в небытие реклама на стоящих вдоль обочин прицепах. Они фактически используются как средства наружной рекламы, но никаких платежей за размещение при этом не вносят. Причем некоторые могут занимать одно и то же место годами. Со стороны ГАИ к их владельцам вопросов нет, если они припарковали прицепы по правилам. Пробел в законодательстве намерены устранить, чтобы все игроки рынка были в равных условиях. Так что внимание уделят прицепам, которые не используются по назначению больше полугода или из-за своего состояния не могут даже колесить по дорогам.

– Согласно поправкам в закон использовать прицепы не по назначению будет нельзя. Так что прицеп с рекламой может ехать по городу вместе с авто. Но к нему предъявят другие требования как к рекламе на транспорте, – обращает внимание Инна Гаврильчик.

Местные исполкомы смогут устанавливать технические требования к наружной рекламе на проспектах, главных улицах, площадях, на недвижимости с историко-культурной ценностью, на ее территории или в зоне ее охраны. Делается это для того, чтобы рынок знал, какие же конструкции можно устанавливать.

Право на размещение рекламы в объектах госсобственности, скажем в аэропорту и на вокзалах, можно будет получить через торги. Это предложение поступило от бизнеса. Мол, некоторые предприятия рекламируются в популярных объектах годами, в то время как другие туда никак не могут попасть. Теперь порядок проведения торгов установит Совмин.

Когда каждое слово имеет вес

Закон устанавливает требования к рекламе о трудоустройстве и учебе за границей. В частности, указанная информация о зарплате должна быть документально подтверждена. Более того, содержаться в договоре о трудо­устройстве.

В рекламе микрофинансовых организаций впредь будут писать сведения о включении организации в соответствующий реестр. А также размер процентной ставки, взимаемой за заем, и ставки в годовом выражении. Сделано это для того, чтобы не вводить в заблуждение потребителей, которые в силу ситуации или финансовой неграмотности не сразу могут разобраться в нюансах работы МФО. С такой же целью при рекламе услуг Форекса или обучения и консультаций по работе с внебиржевыми инструментами надо обязательно упомянуть о рискованном характере таких сделок и возможности получить как прибыль, так и убыток. Причем шрифт должен быть не меньше половины самого крупного в надписи. К слову, все сведения должны быть документально подтверждены, а от упоминания данных о предполагаемом размере доходов и гарантированном успехе предприятия стоит отказаться. Как ни крути, прибыль – дело тонкое.

Мария Друк, «Рэспубліка», 21 января 2021 г.
(фото 
– «Рэспубліка»)