Цифровая инфраструктура в Беларуси растет
Министерство связи и информатизации как орган регулятор обеспечивает полноценное и всестороннее развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры для удовлетворения возрастающих потребностей государства бизнеса и граждан в получении современных и качественных услуг электросвязи.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день лицензию в области электросвязи имеют 154 оператора электросвязи.
Основным направлением развития сети электросвязи РУП «Белтелеком» является завершение процесса переключения абонентов на программно-аппаратную IMS-платформу, что позволяет предоставлять абонентам весь спектр современных телекоммуникационных услуг по одной абонентской линии. На конец отчетного квартала к IMS-платформе подключено более 3,8 млн. абонентов (домохозяйств). Строительство мультисервисных сетей позволяет не только улучшить качество и расширить перечень предоставляемых услуг, но и оптимизировать затраты на эксплуатацию сетей электросвязи.
С учетом развития услуг сети передачи данных растет число подключений к услугам широкополосного доступа, что оказывает влияние и на ширину внешнего канала доступа в сеть Интернет. Внешний шлюз для доступа в сеть Интернет постоянно расширяется также для повышения качества оказываемых услуг по доступу в сеть Интернет, резервирования и уменьшения нагрузки на отдельные направления. За январь-сентябрь 2025 года ширина внешнего канала для доступа в сеть Интернет была увеличена на 870 Гбит/с и составила на 1 октября 2025 г. 5 090 Гбит/с.
С целью модернизации существующих сетей передачи данных для улучшения качества и объема предоставляемых услуг продолжались работы по подключению абонентов с применением технологии пассивных оптических сетей (GPON), позволяющей обеспечить скорость передачи данных до 100 Мбит/с и выше.
По состоянию на 1 октября 2025 г. количество абонентов (домохозяйств), подключенных по данной технологии, составило порядка 3 132,3 тыс. и увеличилось с начала года на 79,4 тысячи.
Всего количество абонентов стационарного широкополосного доступа к сети Интернет составило 3 367,8 тыс. с приростом к началу года в 83,6 тыс., при этом уровень проникновения стационарного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 жителей составил 37,0 ед.
Обеспечено дальнейшее развитие услуг сотовой подвижной электросвязи. По состоянию на 1 октября 2025 года общее количество абонентов сотовой подвижной электросвязи в республике составило 11 970 тыс. Уровень проникновения сотовой подвижной электросвязи в республике составил 131,4 абонента на 100 жителей. Сотовой подвижной электросвязью второго и третьего поколения охвачено 99,3 процентов и 98,6 процентов территории республики соответственно, на которой проживает 99,9 процентов населения.
Активно развивалась сеть сотовой подвижной электросвязи стандарта LTE и услуги на ее основе.
За январь-сентябрь 2025 года охват населения услугами сотовой подвижной электросвязи стандарта LTE составил 99,6 процентов.
Развитие сетей сотовой подвижной электросвязи третьего и четвертого поколения обеспечивает стабильный рост абонентов беспроводного широкополосного доступа к сети Интернет: количество абонентов беспроводного широкополосного доступа к сети Интернет по итогам прошедшего квартала 2025 года составило 9 605,2 тыс. с проникновением услуг в 105,4 ед. на 100 жителей.
По сообщению
официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
В Беларуси зарегистрировать декларацию о соответствии продукции национальным техническим регламентам теперь можно онлайн
Такая возможность реализована Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации (БелГИСС), который является в стране уполномоченным органом по регистрации деклараций в электронном виде.

В перечень технических регламентов Республики Беларусь, на соответствие которым можно зарегистрировать декларацию в электронном виде, вошли:
-
ТР 2025/013/BY «О безопасности строительных материалов и изделий»;
-
TP 2010/014/BY «Минеральные удобрения. Безопасность»;
-
ТР 2018/024/BY «Средства электросвязи. Безопасность» (продукция, для которой установлены схемы декларирования соответствия 1д, 2д);
-
ТР 2010/025/BY «Корма и кормовые добавки. Безопасность».
Такая возможность также обеспечена для продукции, подлежащей декларированию соответствия в рамках постановления Совета Министров Республики Беларусь 21 октября 2016 г. № 849 «О некоторых вопросах подтверждения соответствия в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь».
Напомним, что ранее данная услуга была доступна только для технических регламентов Евразийского экономического (Таможенного) союза (далее – ТР ЕАЭС (ТС)). Она появилась в 2016 г., когда БелГИСС разработал и успешно внедрил в эксплуатацию информационную систему «Уведомительное декларирование соответствия» (УДС). Данный сервис позволяет изготовителям, импортерам (продавцам), не покидая своего рабочего места, зарегистрировать декларации о соответствии продукции в электронном виде.
Скачать приложение можно по
адресу. Перед началом работы в нем пользователю необходимо получить электронную цифровую подпись в
Республиканском удостоверяющем центре (РУЦ), если ее нет.
Более подробную информацию об услуге и видеоуроки можно найти на сайте.
Дополнительные консультации можно получить по телефону +37517 269 68 68, +375 29 103 94 61.
Декларирование соответствия – это одна из форм оценки соответствия продукции требованиям, установленным на нее в технических регламентах Республики Беларусь либо Евразийского экономического (Таможенного) союза. Принятая декларация о соответствииподлежит регистрации – либо в органе по сертификации конкретной продукции, либо в уполномоченном органе по регистрации деклараций о соответствии в электронном виде через информационную систему «Уведомительное декларирование соответствия» (УДС).
Интерес белорусских организаций к регистрации деклараций о соответствии в электронном виде остается стабильным. В этом году таким способом зарегистрировано около 9 000 деклараций, что составило 15 % от их общего количества.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Какие новшества предлагается ввести в сфере интернет-торговли, рассказали в МАРТ
Максимально сблизить правила работы стационарного и онлайн-ретейла – на это направлен разрабатываемый Министерством антимонопольного регулирования и торговли проект Указа с предварительным названием «О совершенствовании регулирования потребительского рынка». Работа над документом ведется на протяжении последнего полугода. Недавно регулятор выносил его на общественное обсуждение – поступило 15 сообщений, включающих в себя 54 предложения. Ряд предложений взяли на карандаш. Впрочем, уже сейчас прорисовывается каркас подходов, призванных упорядочить ситуацию в онлайн-торговле с учетом современных реалий. Об основных предлагаемых новшествах узнавала корреспондент «Р».
К теме маркетплейсов – комплексно
Заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Светлана Короткевич рассказала, что в документе постарались обозначить основные тенденции, которые возникают при работе отрасли в современных условиях, в том числе и в онлайн-сегменте. Он, к слову, активно развивается: по итогам 2024-го доля интернет-торговли в розничном товарообороте составила чуть меньше 12 процентов – практически двукратный рост за два года, к 2022-му.
При этом заместитель начальника управления организации торговли и общественного питания МАРТ Ирина Шпак обращает внимание, что на сегодня в Беларуси нет специального законодательного акта, который бы комплексно регулировал работу маркетплейсов. Из недавнего – в июле 2024-го вступили в силу изменения в Правила дистанционной торговли. В частности, появилось определение, что такое интернет-площадка: это когда продаются товары двух и более продавцов. Введены требования к маркетплейсам, которые касаются в большей степени доведения информации до потребителя. С июля нынешнего года интернет-площадки, как и интернет-магазины, обязаны обеспечить возможность подачи жалоб, обращений потребителей в электронной форме непосредственно на сайте маркетплейса и получение ответа на них в таком же формате. Кроме того, урегулированы определенные вопросы информирования владельцами интернет-площадок об условиях изменения договора как с потребителями, так и с продавцами. Ряд обязанностей появился и у владельцев пунктов выдачи заказов в части информирования клиентов о контактах для связи и указания партнеров из виртуального ретейла.
– Но время не стоит на месте и добавляет новые вызовы, к которым должна быть готова отрасль. Потому и был разработан проект указа, – подчеркнула Ирина Шпак.
Одно из ключевых требований проекта указа говорит о том, что владелец интернет-площадки вправе оказывать услуги в нашей стране со дня включения сведений о маркетплейсе в Торговый реестр. Аналогичные требования уже установлены для владельцев интернет-магазинов, объектов торговли и общепита, торговых центров и рынков. Логично, что эта норма должна распространяться и на виртуальные площадки, которые, по сути, выступают аналогом ТЦ, только в онлайн-режиме.
Второй немаловажный нюанс: если владелец интернет-площадки – иностранное юрлицо или гражданин, то он обязан создать в Беларуси организацию или филиал иностранной организации, сведения которой будут включаться в Торговый реестр. Плюс эта же организация будет отвечать за соблюдение требований национального законодательства, в том числе принимать и рассматривать обращения, представлять интересы иностранного лица в госорганах, судах, обеспечивать работу маркетплейса. Местом оказания его услуг будет признаваться территория Беларуси, если информация на сайте размещается на одном из двух государственных языков, счет для оплаты товаров открыт в нашем банке, а доставка заказанных через маркетплейс товаров происходит в адрес жителей страны.
К исполнению – обязательно
У владельцев маркетплейсов появится и ряд обязанностей, которых сейчас нет в Правилах дистанционной торговли. Например, предоставлять на равных условиях доступ юрлицам и физлицам ко всем услугам интернет-площадки.
– Подразумевается, что у отечественных производителей и торговых организаций будут такие же возможности доступа к услугам, как, например, у продавцов и производителей других государств, – прокомментировала Ирина Шпак.
В списке других обязанностей – предоставление контролирующим и надзорным органам необходимых сведений. Совмин установит требования к показу информации о товарах, в том числе к результатам выдачи товаров через поиск в соответствии с запросом потребителя. В Правила дистанционной торговли также внесут корректировки – пропишут требования к результатам «выпадения» вариантов при поисковом запросе. Требования эти, к слову, в том числе будут направлены на продвижение отечественных товаров.
На виду будут и условия предоставления услуг, в том числе критерии формирования рейтинга товаров и продавцов, их значимость для создания такого списка и основания для изменения, принципы ранжирования товаров и продавцов в поисковой выдаче.
– У производителей, продавцов и потребителей будет четкое понимание, на основании каких критериев и принципов формируются рейтинги. Ведь это, наверное, ключевой показатель, который способствует продвижению товаров на интернет-площадках и увеличению их продаж, – акцентировала представитель МАРТ.
В проекте указа предусмотрен ряд запретов для владельцев интернет-площадок. Во-первых, будет введен запрет на совершение действий, которые ограничивают или устраняют конкуренцию на соответствующих рынках, причиняют вред правам, свободам и законным интересам игроков рынка и потребителей. Появится и запрет на создание дискриминационных условий, определенных в соответствии с Законом «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
– Надо отметить, что в указанном законе такой запрет установлен только для субъектов, занимающих доминирующее положение. Но владельцу интернет-площадки, независимо от того, занимает он доминирующее положение или нет, будет запрещено совершать оговоренные действия. В первую очередь – ограничивать доступ на рынок, – подчеркнула Ирина Шпак.
Кроме того, если товар на интернет-площадке продал нерезидент Беларуси, владелец маркетплейса будет исполнять предусмотренные законодательством о защите прав потребителей обязанности продавца – например, принимать товар ненадлежащего качества, проводить экспертизу и делать возврат. А также – отвечать за причиненные потребителю убытки из-за размещенной продавцом недостоверной информации и убытки в случае реализации товаров ненадлежащего качества.
– МАРТ наделяется компетенцией выносить решение об ограничении доступа к интернет-площадкам при выявлении нашими специалистами или поступлении к нам письменных обращений госорганов или организаций, которые выявили факты неисполнения владельцами интернет-площадок предусмотренных указом требований. Порядок приостановки и возобновления работы будет определен Правительством, – ввела в курс дела представитель Министерства.
Добавить в ассортимент белорусское
Следующий блок касается организаций торговли – владельцев интернет-магазинов. Они будут должны и обеспечить постоянное или сезонное размещение на сайте предложений. Регулятор позже подскажет, какие товары должны быть в наличии. Исключение сделают для фирменных магазинов, секонд-хендов, продавцов на интернет-площадках.
– Важно, чтобы продавец предоставил возможность заключить договор о доставке такого товара, как, например, в магазинах, которые продают продукцию по образцам, в частности, бытовую технику, и уже потом доставляют покупку в оговоренные сроки. Так что добавлять склады не придется, чтобы обеспечить хранение в указанном на сайте количестве, – пояснила Ирина Шпак. – Эта норма сделана по аналогии с требованием к стационарным магазинам и павильонам, которые должны разрабатывать обязательные перечни отечественных товаров и обеспечивать их постоянное наличие. Мера направлена в первую очередь на защиту внутреннего рынка, увеличение продаж белорусских производителей, постоянное наличие их товаров в предложении.
Свой рынок должен быть в приоритете
Еще одно предлагаемое нововведение касается установления правил формирования цен на товары, поставляемые на экспорт. Так, возможно, появится требование о том, что реализация произведенных в Беларуси товаров по перечню, который определит Совмин, на экспорт будет идти по отпускной цене не ниже стоимости таких товаров, поставляемых на внутренний рынок. В случае необходимости продажи за рубеж продукции по отпускным ценам ниже, чем внутри страны, такой шаг предстоит согласовать с местными органами власти. Ожидается, что в перечень войдут наиболее инфлятогенные товары, рассказали в МАРТ.
Мария Друк, «
Рэспубліка», 4 ноября 2025 г.