/ / Общественно-политические
19.02.2021

Дмитрий Крупский: кластер – один из инструментов повышения конкурентоспособности малых и средних предприятий

На VI Всебелорусском народном собрании Президент подчеркнул: государство будет оказывать поддержку в первую очередь промышленным, инновационным компаниям. И государственным, и частным. И если говорить о значительной роли малого и среднего бизнеса в развитых государствах, то значительная его доля работает именно в индустриальном секторе. Небольшие фирмы отличаются гибкостью, но им сложно конкурировать с крупными компаниями. И создание кластеров – один из инструментов, который повышает конкурентоспособность и инновационность малых и средних предприятий. Программой социально-экономического развития на следующую пятилетку предусмотрено создание и развитие 13 кластеров. Подробнее об этом рассказал начальник управления экономики инновационной деятельности Министерства экономики Дмитрий Крупский.

Бизнес

Кластерам помогут

– Нельзя сказать, что кластеры являются чем-то совершенно новым для Беларуси. При содействии Министерства экономики созданы и функционируют 8 кластерных формирований, которые объединяют 130 субъектов хозяйствования – коммерческих компаний, учреждений науки и образования. Четко прослеживаются два направления, по которым наиболее активны кластеры: проведение исследований и разработок в интересах всех его участников и совместные проекты в сфере подготовки кадров. Поэтому неудивительно, что центрами сотрудничества выступают учреждения образования и науки. На самом деле интеграция усилий в рамках кластера может быть намного шире: проведение маркетинговых исследований, участие в выставках и ярмарках, в том числе международных, реализация совместных инновационных и инвестиционных проектов, создание объектов инфраструктуры (совместных лабораторий, центров сертификации, центров прототипирования и др.). Список открытый, потому что кластеризация предполагает сотрудничество по всем направлениям, актуальным для бизнеса и по которым действовать в одиночку получается намного дороже.

Поэтому кластеры развивались и в прошлой пятилетке. Другой вопрос, что этот процесс протекал не так стремительно, как этого бы хотелось. Ключевой проблемой оставалась проблема институционализации кластеров как инструментов интеграции бизнеса. Существующая нормативно-правовая база позволяет создавать кластеры. Но если такой институт напрямую не закреплен в законодательстве, то отсутствует возможность оказывать кластерам именно как объединениям субъектов хозяйствования государственную поддержку. Сегодня такая поддержка может оказываться лишь участникам кластера, но не самому кластерному формированию.

Несомненно, ресурсы всегда ограниченны. Поэтому государство делает ставку на инновационно-промышленные кластеры, объединяющие в своем составе как производственные компании, так и учреждения науки и образования. Именно в них происходит наиболее быстрый обмен деловой и научной информацией, наиболее высока инновационная активность и обеспечивается самый большой вклад в динамику экономического развития. Готовятся поправки в Указ № 357, который регулирует порядок формирования и использования средств инновационных фондов. Планируется прописать возможность финансирования за счет средств инновационных фондов комплексных проектов, которые реализуют кластеры.

В поисках лидеров

– Вторая проблема не менее важная, чем институционализация: в бизнесе еще не вызрело достаточное количество лидеров, которые могли бы стать инициаторами формирования кластеров. Возможно, проблема кроется в слишком короткой (относительно развитых стран) истории белорусского предпринимательства. Большинство предпринимателей относятся друг к другу исключительно как к конкурентам, не осознавая положительных возможностей сотрудничества, не всегда видят синергию от объединения усилий. Еще одна особенность отечественного бизнеса: одних предпринимателей устраивает текущее положение вещей, они не хотят рисковать, инвестировать в развитие. Небольшое количество предпринимателей амбициозны, они хотят стать владельцами больших, крупных компаний, играть ведущую роль на рынке. Надо понимать: большим фирмам или группам компаний, которые контролирует один или группа собственников, не интересны кластеры. У них есть возможность все необходимые для развития бизнеса направления развивать самостоятельно. Целевая аудитория кластеров – малые и средние компании, у которых не хватает собственных ресурсов для инновационного развития, активного продвижения своих товаров и услуг на рынке.

Еще одна проблема – в нашей бизнес-среде достаточно низкий уровень доверия. Оно нарабатывается годами. Но чтобы появился положительный опыт, необходимо взаимодействовать. Для этого наиболее подходят площадки, на которых большая концентрация субъектов хозяйствования, формируется питательная среда для зарождения и реализации совместных проектов. Это технопарки и инкубаторы малого предпринимательства, территории со специальными преференциальными режимами: индустриальный парк «Великий камень», ПВТ, СЭЗ.

По широкому спектру

– У Беларуси есть серьезные региональные преимущества в развитии малых и средних производственных, инновационных компаний. Доля обрабатывающей промышленности в белорусском ВВП сопоставима с немецким показателем – около 25 процентов. Доля промышленности в ВВП у многих государств намного ниже. К тому же у нас достаточно серьезно развита IT-индустрия. Пока она в значительной степени ориентируется на внешние рынки, тем не менее происходит накопление компетенций, которые, убежден, рано или поздно будут использованы для развертывания цифровой трансформации реального сектора и формирования смарт-индустрии в Беларуси. Главное, на государственном, отраслевом, корпоративном уровне ориентироваться не на сохранение статус-кво, а на развитие.

Перспектива есть у кластеров в самых разнообразных сферах деятельности. В ряде сегментов сложилась критическая масса небольших компаний без ярко выраженного лидера. Например, в Беларуси десятки компаний занимаются производством дверей. Значительные объемы этой продукции экспортируются в Россию. И в этой области кластер мог бы стать центром накопления компетенций, создания новых инновационных разработок, развивать маркетинговые ноу-хау.

Необходимо формировать деревообрабатывающие кластеры. Одна из проблем – отсутствие собственной научной базы. Но эти компетенции нужно накапливать, инвестировать в их развитие. Лесистость в республике превышает 40 процентов. У нас есть местное сырье, которое необходимо перерабатывать в продукцию с высокой добавленной стоимостью. Чтобы страна максимально зарабатывала на переработке собственной древесины, а не продавала простейшие пиломатериалы и на их доработке большие прибыли зарабатывали польские и литовские компании. У нас есть крупные деревообрабатывающие компании, продукция которых может являться сырьем для следующих технологических переделов.

Сырьевой базы для предприятий легкой промышленности у нас нет. Но много швейных производств, которые совместными усилиями способны генерировать маркетинговые инновации, создавать и продвигать брендовую одежду, формировать индустрию моды, повышая добавленную стоимость своих изделий. Соответственно повышая производительность труда.

Словом, в стране есть много направлений, в которых кластеры могли бы стать драйвером развития малого и среднего предпринимательства, повышения его конкурентоспособности и экспортного потенциала.

Владимир Волчков, «Рэспубліка», 19 февраля 2021 года