16.02.2021
Внесены изменения в Закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Как изменится работа органов дознания?
Сергей Замаро, начальник управления по надзору за оперативно-розыскной деятельностью и исполнению законов в деятельности органов дознания Генеральной прокуратуры, рассказал о наиболее значимых изменениях, которые нас ожидают. «Прежде всего хочу отметить: вносимые изменения призваны защитить права граждан и соответствуют всем положениям Конституции и тематических правовых актов. Чтобы всем было понятно, что и почему происходит», – говорит прокурор. О каких изменениях идет речь?

Что такое компьютерная информация?
Новая редакция Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» вводит понятие термина «компьютерная информация» и определяет его как «исследование предметов и документов компьютерной информации». Почему это важно? Сергей Замаро отмечает, что оперативники уже давно работают с этим термином, но определения в законе не было. Для юристов это очень важно с точки зрения соблюдения всех процедур и прав. Кстати, в Уголовно-процессуальном кодексе этот термин также появился, как и возможность процессуального осмотра компьютерной информации. На этом вопросе остановимся подробнее.
При расследовании преступлений оперативники получили возможность доступа к базам данных. Но только на основании существующего законодательства.
До недавнего времени в правовом поле исследования этого типа информации существовала одна коллизия. При задержании гражданина оперативники практически всегда обнаруживают при нем телефон. С учетом того что в гаджетах сегодня вся наша жизнь, использовать накопленную им информацию для расследования преступления достаточно удобно. При этом до недавнего времени ни в одном из законов не был прописан порядок обращения с мобильным телефоном гражданина в момент оперативно-розыскных действий со стороны правоохранителей. «Раньше для того, чтобы следователю или оперативнику осмотреть телефон, не нужна была санкция прокурора, потому что в законе про это ничего не говорилось. С другой стороны, чтобы получить сведения, к примеру, о телефонных соединениях задержанного гражданина, требовался письменный запрос, а затем санкция прокурора. После чего оперативник мог обратиться к оператору связи за распечаткой звонков», – сообщает прокурор и уточняет, что в то же время вся информация о звонках есть в мобильном телефоне. Зная об этом, правоохранители самостоятельно принимали решение об осмотре гаджета подозреваемого. Но теперь процедура определена.
Осмотр по удаленке
Прокурор говорит, что в основе принятия решения о проведении любого оперативно-розыскного мероприятия лежит информация о предполагаемом преступлении. Аналогичный принцип действует и при обращении с компьютерной информацией. Если гражданин подозревается в причастности к совершению преступления, в отношении его может быть проведено то или иное оперативное мероприятие. Например, оперативный осмотр. Но как его провести, если речь не об осмотре сумки, а, к примеру, облачного хранилища или компьютера, сервер которого находится далеко? Новым документом прописано, при каких обстоятельствах и условиях оперативники смогут получить доступ к такого типа информации. «Безусловно, если там содержатся сведения, которые охраняются законом, то они могут быть получены только с санкции прокурора», – по словам собеседника, в новой редакции закона обозначено, какие документы и куда должны будут предоставить оперативники, прежде чем приступить к подобным действиям. Последнее слово – за прокурором, который решит, уполномочены ли оперативники совершать такой осмотр.
Сергей Замаро обращает внимание, что оперативникам также предоставлена возможность доступа к базам данных. Но снова – только на основании существующего законодательства: «На некоторых интернет-ресурсах эта новация была представлена так, что все оперативники одним махом подключатся ко всем базам данных и будут за всеми следить. Но это не так. Нельзя забывать, что у нас есть перечень охраняемых законом тайн, как пример, банковская, медицинская, нотариальная. Доступ к подобной информации может быть предоставлен только с санкции прокурора и только на основании решения о заведении уголовного дела».
А если мою информацию изменят или удалят?
Прокурор уверен, что изменения не коснутся тех, кто не совершает ничего противозаконного: «Законом предусмотрен доступ к компьютерной информации гражданина даже без его ведома. При этом нужно понимать, что оперативник не имеет права изменять, удалять или как-то модифицировать эту информацию. Если подобное случится, он понесет ответственность».
Замаро также уточнил, что на основании новой редакции закона ведомства теперь разрабатывают свои внутренние нормативно-правовые акты. Все они также согласовываются с Генеральным прокурором, который внимательно следит, чтобы эти нормы не нарушали права и свободы граждан.
Начальник управления поясняет, что удаленный доступ к компьютерной информации граждан во время оперативно-розыскных мероприятий – практика общемировая: «К слову, в некоторых странах подобные действия и вовсе проводятся без законодательного регулирования. Если у нас оперативники должны предоставить основания для получения разрешения на подобные действия, то в других странах они это совершают просто потому, что так нужно в данный момент. Мы это видим, изучая опыт расследования преступлений за рубежом». Такой вариант для нашей страны не подходит. Благодаря четко выверенной системе санкционирования со стороны прокуратуры тех или иных оперативных мероприятий граждане могут быть спокойны, что их права не будут нарушены.
Светлана Исаенок, «СБ. Беларусь сегодня», 16 февраля 2021 г.
На второй сессии Совета Республики рассмотрено 64 законопроекта
На второй сессии Совета Республики рассмотрено 64 законопроекта, сообщила Председатель Совета Республики Наталья Кочанова на закрытии второй сессии Совета Республики Национального собрания восьмого созыва, передает корреспондент
БЕЛТА.
«В течение сессионного периода проделан значительный объем работы по совершенствованию нормативной правовой базы. Рассмотрено 64 законопроекта, которые охватывают широкий круг вопросов: социальная защита и страхование, занятость населения, уголовная ответственность, вопросы образования, регулирования финансово-кредитной сферы, хозяйственной деятельности предприятий и многое другое. Приняты абсолютно новые для нашей правовой системы законы «О потребительском кредите и потребительском микрозайме», «О риэлтерской деятельности», «Об аккредитации в Национальной системе аккредитации». Внесены изменения в законодательные акты, касающиеся исполнительного производства, дорожного движения, государственных секретов, лицензирования, регулирования оборота драгоценных камней и металлов. Созданы экономические стимулы к продолжению трудовой деятельности для пожилых граждан. Упрощен порядок назначения и получения пенсий. Предусмотрены принципиально новые подходы к определению категорий граждан, на которых распространяется государственное социальное страхование, внедрен механизм начисления обязательных страховых взносов на скрытую заработную плату», – рассказала Наталья Кочанова.
Закреплен принцип обязательности общего среднего образования, расширена сфера применения реализации принципа инклюзии, обеспечивающего равный доступ к получению образования детей, в том числе с индивидуальными особенностями. «Усовершенствованы подходы к подготовке молодых специалистов. Изложенные в новой редакции законы «О ветеранах» и «О занятости населения» регулируют социальные аспекты отношений общества и государства, адресности дополнительной финансовой помощи. С приглашением экспертов во всех регионах страны были обсуждены наиболее острые положения Закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности, – отметила спикер. – Уточнены порядка ста санкций Уголовного кодекса, комплексно реализован принцип обеспечения индивидуального подхода при назначении наказания. Ярким примером гуманной политики нашего государства стал закон «Об амнистии в связи с 80-летием Победы в Великой Отечественной войне». Это помощь оступившимся людям, забота об их родственниках, которые переживают за судьбу близких. В общей сложности амнистия затронет около 8000 осужденных».
В ходе второй сессии Советом Республики ратифицирован ряд двусторонних соглашений с Российской Федерацией, странами Азии, Африки, Латинской Америки, а также многосторонних документов в рамках Евразийского экономического союза и Содружества Независимых Государств. «Большинство принятых законов прошло через правовой фильтр, наш экспертный совет, созданный для совершенствования правовой базы, упреждения социальной напряженности в обществе, повышения качества, обоснованности и эффективности конкретных правовых решений. За время работы совета проведено 148 заседаний, на которых были рассмотрены 314 вопросов. По статистике – в двух из трех случаев эксперты высказывают принципиальные замечания по проектам законодательных актов, – подчеркнула Наталья Кочанова. – По поручению Главы государства год назад мы провели масштабную ревизию национального законодательства. Во-первых, чтобы сократить огромный массив правовых актов, во-вторых, устранить противоречия в правовом регулировании. И в-третьих, выявить документы, не соответствующие Конституции, законам и указам Президента. Наши предложения в целом поддержаны Главой государства и будут учтены государственными органами в дальнейшей работе по совершенствованию законодательства».
По информации
БЕЛТА
Какие изменения планируются в сфере государственного социального страхования и пенсионного обеспечения? Одобрен законопроект
На заседании второй сессии Совета Республики Национального собрания восьмого созыва одобрен проект Закона «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения», передает корреспондент
БЕЛТА.
Проект закона направлен на совершенствование порядка уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения для отдельных категорий плательщиков с учетом правоприменительной практики, а также на приведение законодательства о пенсионном обеспечении в соответствие с нормами Указа № 402 «О социальной поддержке».
В частности, уточняются категории граждан, которые подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а также которым предоставлено право уплаты взносов в добровольном порядке. Устанавливается порядок уплаты страховых взносов в ФСЗН в зависимости от размера получаемого дохода для индивидуальных предпринимателей, плательщиков подоходного налога.
Вводится особый порядок уплаты работодателем страховых взносов при выявлении факта выплаты заработной платы в конвертах, для работников, получающих такую зарплату, в страховом стаже для пенсии будут учитываться выплаты из размера минимальной заработной платы. Определяется новый порядок выплаты пенсий и осуществления соответствующих удержаний из нее лицам, находящимся в местах лишения свободы.
Предоставляется право органам ФСЗН выносить самостоятельные решения о взыскании задолженности субъектов хозяйствования.
По информации
БЕЛТА
Совет Республики одобрил законопроект по вопросам исполнительного производства
На заседании второй сессии Совета Республики Национального собрания восьмого созыва одобрен проект Закона «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства», передает корреспондент
БЕЛТА.
Законопроектом корректируются положения законов «Об исполнительном производстве», «О судебных исполнителях», «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь», «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», Кодекса гражданского судопроизводства, в целях совершенствования порядка исполнения судебных постановлений, цифровизации и оптимизации исполнительного производства.
Проектом закона закрепляется упрощенный порядок ведения исполнительного производства по исполнительным документам на сумму до 20 базовых величин, при условии отсутствия в отношении должника иных исполнительных производств. Вводится мера в виде временного ограничения права должника на управление механическими транспортными средствами в отношении должностных лиц юридического лица. На сегодняшний день такая мера предусмотрена только в отношении должника – физического лица. В компетенцию судебного исполнителя от суда передается полномочие на принятие меры в виде временного ограничения должника – гражданина в посещении игорных заведений и участии в азартных играх.
Положения иных законодательных актов корректируются с учетом изменений, вносимых в Закон «Об исполнительном производстве».
По информации
БЕЛТА
Игорь Сергеенко обозначил перед депутатами задачи при подготовке к третьей сессии
Законы не должны отставать от жизни, заявил Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко на закрытии второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«На что хотел бы обратить внимание при подготовке к третьей сессии Палаты представителей: первое – правительством проводится работа по прогнозированию и формированию плана социально-экономического развития, а также параметров важнейших денежно-кредитных показателей и основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики на 2026 год. Создана соответствующая межведомственная группа, в которой принимают участие председатели наших постоянных комиссий по экономической политике, по бюджету и финансам. Прошу всех депутатов конструктивно взаимодействовать с ними и вносить свои предложения, – сказал Игорь Сергеенко. – Второе – нам необходимо принять активное участие в формировании новых государственных программ и подпрограмм. Еще раз обращаю на это внимание. Предлагаемые мероприятия следует рассматривать в тесной увязке с задачами развития страны на предстоящую пятилетку. При этом важно учитывать и особенности каждой области. В этих документах красной нитью должен пройти тезис Главы государства «сильные регионы – сильная страна».
Третье – Президентом поставлена задача совершенствования условий ведения бизнеса в стране. «Нами проведена соответствующая работа с представителями делового сообщества. По ее итогам в Министерство экономики подготовлены предложения по корректировке как отдельных актов по вопросам предпринимательства, так и Директивы Президента Республики Беларусь № 4. Профильной Постоянной комиссии необходимо держать данный вопрос на контроле и продолжить участие в разработке правовых актов. Ведь частный сектор формирует половину ВВП, и необходимо анализировать, как принимаемые решения сказываются на бизнес-климате в стране, – отметил спикер. – Четвертое – комиссиям необходимо завершить работу над проектами законов, которые приняты нами сегодня, а также подготовить к первому чтению законопроект по вопросам деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям с проведением соответствующего семинара в третьей декаде августа. Кроме того, ожидается внесение в Палату представителей целого ряда иных плановых законопроектов. Это, в частности, законопроекты об изменении кодексов о земле, о недрах, Водного кодекса, законов по вопросам промышленной безопасности, деятельности товарных бирж и другие».
«Пятое – следует продолжить практику реализации депутатами права законодательной инициативы. На днях мы приняли первый подготовленный в порядке законодательной инициативы законопроект по вопросам административной ответственности. Сегодня в основном это право используем только путем внесения поправок в проекты, которые рассматриваем. На выходе многие из них значительно отличаются от первоначальных версий. И вам об этом известно. Ряд законопроектов проходили достаточно длительную проработку, длительное обсуждение и существенно отличаются от того, что было принято в первом чтении. Много идей прозвучало на мероприятиях по изучению правоприменительной практики, а таких проведено более 20, – дополнил Игорь Сергеенко. – Поступают предложения по совершенствованию законодательства и из избирательных округов. Постоянные комиссии должны их обобщать и воплощать в законодательные инициативы. При этом следует руководствоваться такими принципами, как сбалансированность правового регулирования и практикоориентированность».
«Мы с вами не принимаем законы ради законов или в угоду каких-либо частных интересов. Необходимо, чтобы они не отставали от самой жизни и реальной действительности, отвечали настроениям избирателей. Такой подход вполне созвучен духу проводимой по поручению Главы государства масштабной работы по ревизии законодательства», – констатировал спикер.
Что касается работы в избирательных округах, то задачи остаются неизменными, сказал председатель Палаты представителей. «Важно продолжить идеологическую работу в трудовых коллективах, с населением, делая акцент на патриотическом воспитании молодежи. Весомую роль в этом должен сыграть Молодежный совет, недавно созданный при Палате представителей. Активное использование ресурса молодых парламентариев – серьезный резерв для нас и хорошая школа жизни для них», – сказал он.
«Как отметил Глава государства на совещании с руководством Администрации Президента, нужно говорить не только то, что люди хотят услышать, но и вещи не очень приятные. И говорить так, чтобы люди это восприняли. Следует обращать внимание и на формат проводимых встреч. В огромной аудитории трудно достучаться до каждого. А мы должны не только донести до граждан свою точку зрения, но и выслушать, получить обратную связь, почувствовать нерв общественных настроений. Это принципиально важно для оценки депутатами состояния общественно-политической ситуации в стране. Именно на основе предложений, поступивших в ходе работы в округах, мы провели семинары по вопросам развития электроэнергетики и газификации населенных пунктов, охраны и использования земель, работы служб «одно окно», обеспечения безопасности дорожного движения. Все эти темы сегодня в поле зрения правительства, парламента, профильных министерств и ведомств», – подчеркнул Игорь Сергеенко.
По его словам, часть проблем, поднятых избирателями, находит свое разрешение в актах законодательства. «Люди на практике убеждаются, что механизмы обратной связи работают, что власть не на словах, а на деле нацелена на серьезное повышение качества жизни граждан, – отметил спикер. – В настоящее время депутатам необходимо уделить внимание вопросам, связанным с реализацией мероприятий по наведению порядка на земле в рамках Года благоустройства, организацией летнего оздоровления детей, подготовкой к началу нового учебного года и уборочной кампанией на селе. Это темы, которые затрагивают практически каждую семью, и отнестись к ним следует самым внимательным образом».
По информации
БЕЛТА
Повысить качество услуг. На заседании второй сессии Совета Республики одобрен законопроект об аудиторской деятельности
На заседании второй сессии Совета Республики Национального собрания восьмого созыва одобрен проект Закона «Об изменении закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Проект закона направлен на совершенствование механизмов защиты прав и законных интересов государства и субъектов хозяйствования, которым оказываются аудиторские услуги.
В частности, предусматривается установление требования о наличии безупречной деловой репутации у аудитора, а также у физического лица, претендующего на получение квалификационного аттестата аудитора. Расширяются основания для аннулирования квалификационного аттестата аудитора у индивидуального предпринимателя или руководителя аудиторской организации.
Совету Министров предоставляется право определять перечень организаций, имеющих особую экономическую значимость для Республики Беларусь, и устанавливать для них особенности оказания аудиторских услуг.
Предусматривается возможность сокращения количества аудиторов, для которых аудиторская организация является основным местом работы, с пяти до трех человек.
Принятие закона позволит повысить качество оказываемых аудиторами услуг и усовершенствовать действующую систему аудита с учетом требований рынка и проводимой унификации законодательства в рамках Евразийского экономического союза.
По информации
БЕЛТА