11.02.2021
Григорий Шлык: Обращения граждан как лакмусовая бумажка проблемных вопросов
Белорусы заинтересованы в стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Такую точку зрения выразил в интервью корреспонденту БЕЛТА
начальник главного управления по работе с обращениями граждан и юридических лиц Администрации Президента Беларуси Григорий Шлык, который рассказал о том, какие тенденции прослеживаются в обращениях граждан за минувший год, какие темы в них чаще всего поднимают, из каких регионов больше пишут. При этом он отметил возросшую социальную и политическую активность граждан и то, что в обращениях все чаще доминирующими становятся темы стабильности в обществе, размышления о будущем страны. Что характерно, большинство адресатов аргументированно связывают перспективы развития государства с Александром Лукашенко.
(фото – БЕЛТА)
– Григорий Иванович, расскажите, пожалуйста, сколько всего в 2020 году поступило обращений и какова тенденция по сравнению с предыдущим годом?
– Всего в 2020 году в главное управление по работе с обращениями граждан и юридических лиц Администрации Президента поступило 26 255 обращений, что соответствует уровню предыдущего года. При этом многие из них касались таких направлений, как деятельность ЖКХ, жилищное строительство, здравоохранение, занятость населения, своевременная выплата зарплаты, социальное и пенсионное обеспечение, образование, судебные вопросы и работа органов внутренних дел, прокуратуры, следствия. Как правило, затрагивались сферы жизнедеятельности, обеспечивающие комфортное, безопасное проживание граждан в современных условиях.
Хочу обратить внимание на то, что больше стало поступивших из-за рубежа обращений – свыше 2 тыс.
В основном обращения приходят в письменной форме и по электронной почте, а также есть устные, хотя их гораздо меньше. Следует отметить, что несколько уменьшилось число повторных обращений – до 8210, а также коллективных – примерно до 1 тыс.
– А можете подробнее остановиться на тематике обращений?
– В 2020-м тематика обращений по сравнению с предыдущими годами фактически не изменилась. Вместе с тем происходившие в стране процессы, безусловно, оказали свое влияние на содержание поступивших в Администрацию Президента писем. В целом возросла социальная и политическая активность граждан. В письмах стала преобладать тема стабильности в обществе.
Набирающая обороты в первом полугодии минувшего года пандемия коронавируса, можно сказать, застала людей врасплох, поскольку никто ранее не сталкивался с такими масштабами заболеваний. Хочу заметить, что в некоторых обращениях звучала фактически паника. Граждане выражали недовольство действиями власти в борьбе с коронавирусом, недоверие официальной статистике, а также требовали принять более решительные меры и ввести карантин по примеру зарубежных стран, просили закрытия границ.
Наряду с этим поступали благодарственные письма Президенту за адекватное отношение и восприятие этой проблемы. Особенно много таких обращений было из-за рубежа. «Вы один из немногих лидеров государств, не подвергшихся необоснованной панике и стремящихся сохранить здравый смысл в период необоснованного нагнетания обстановки», – такое мнение высказывалось в письмах.
Немало было конструктивных предложений по борьбе с пандемией, предложений по решению проблем малого и среднего бизнеса, туристической индустрии и гостиничного бизнеса. Представители юридических лиц в свою очередь просили государственной поддержки в виде преференций и отсрочек в области налогов и аренды. Понятно, что все эти предложения аккумулировались и направлялись в соответствующие госорганы для возможного принятия решений как в частном случае, так и для совершенствования законодательных документов.
Обращает на себя внимание тот факт, что во время второй волны коронавируса эта тема уже практически не волновала граждан (сентябрь-ноябрь). Лишь только после введения в регионах обязательного масочного режима при посещении объектов и в организациях всех форм собственности эта тема зазвучала вновь (в конце ноября). Люди стали направлять обращения против этого нововведения (поступило несколько десятков обращений такого плана). Было также некоторое количество жалоб на невнимательное отношение и недостаточно профессиональное оказание медицинской помощи при COVID-19 в учреждениях здравоохранения. Все письма были также тщательно рассмотрены и проанализированы.
Во второй половине минувшего года приоритетной стала тема выборов Президента и последующие события, когда деструктивные элементы пытались дестабилизировать ситуацию в стране. Трудовые коллективы и простые граждане, от студентов до пенсионеров, а также иностранные граждане, проживающие как в Беларуси, так и за рубежом, массово присылали обращения в поддержку Главы белорусского государства, требовали навести порядок, предлагали свою помощь и вносили конкретные предложения по стабилизации ситуации в стране. Конечно же, были обращения и от оппонентов действующей власти, но их было несравнимо меньше.
Данные события отразились и на тематике обращений. При этом некоторые заявители, пользуясь случаем, откровенно пытались давить на власть в целях незамедлительного решения их вопросов, имели место и ультиматумы.
В ряде случаев, как для достижения политических целей, так и для решения наболевших бытовых проблем, заявителями поднимались вопросы, связанные с конкретными недоработками местных органов власти, к компетенции которых относится более 50 % обращений, поступивших в Администрацию Президента.
«Девять месяцев я обращаюсь в службу ЖКХ с просьбой отремонтировать сломанные скамейки во дворе дома, – пишет жительница Минска. – Заявку обещали выполнить до конца лета, потом до конца года, а сейчас уже – до конца июня 2021 года. Почему мы должны жить с этим хламом во дворе? Только потому, что кто-то не может выполнить свою работу?» И далее автор делает вполне логичный вывод: значит, эти люди должны освободить свои рабочие места для тех, кто будет в состоянии выполнить свои профессиональные обязанности.
Президент Беларуси постоянно призывает и требует от чиновников всех уровней внимательного, уважительного и заботливого отношения к нуждам простых людей. На местах, особенно в районных, городских и сельских органах исполнительной власти далеко не все в полной мере понимают это и иногда недобросовестно выполняют возложенные на них обязанности. Безответственность отдельных чиновников, равнодушие к людям, кабинетный стиль работы и неспособность оперативно решать насущные проблемы, игнорирование законов приводят к девальвации усилий руководства страны, снижению авторитета, доверия людей к власти в целом. Люди зачастую обоснованно пишут, что чиновники не хотят работать, отгородились от народа и от них ничего нельзя добиться.
«Работа чиновников на различных уровнях и их отношение к людям вызывают недовольство граждан. На 80-90 % виноваты чиновники районных и местных уровней. Круговая порука, бюрократические отписки, – пишет житель агрогородка Неманица Борисовского района, обращаясь к Президенту страны. – Они отгородились от народа. Только кивают, соглашаясь с вами».
В свою очередь житель Бреста, рассуждая о предложениях Правительства по транспортному налогу, пишет: «Минфин завалил работу по формированию бюджета и традиционно решил свалить груз ответственности на безмолвных граждан – и это во время такой непростой политической обстановки в стране».
В целом, как показал анализ обращений, их снижение отмечается практически по всем основным тематикам. Рост имеет место только по темам государства, общества, политики, социального и пенсионного обеспечения, здравоохранения и органов юстиции.
Ожидаемо больше всего обращений поступило по вопросам жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства – 4519. При этом количество таких обращений уменьшилось на 9 %.
В основной массе данные письма касались жизненно важных для граждан вопросов. Спектр поднимаемых тем традиционен: капитальный и текущий ремонт жилых домов, благоустройство мест общего пользования и населенных пунктов, состояние дорог в районных и сельских населенных пунктах. Отсутствуют четкие графики капитального ремонта жилого фонда. Люди, устав от ежегодных обещаний, вынуждены обращаться в вышестоящие органы власти. Нарушаются и графики выполнения работ.
Пять лет выполнялся капитальный ремонт дома № 14 по ул. Голубева в Минске. Работы регулярно приостанавливались под различными предлогами, выполнялись некачественно. Только после обращения в Администрацию Президента в 2020 году все было завершено.
Недовольны граждане и выполняемыми работами по ремонту подъездов. Зачастую они не согласуются с жильцами, делаются некачественно и с превышением стоимости. Для сельских населенных пунктов сохраняется актуальность проблем энергоснабжения, питьевого водоснабжения, состояния дорог.
Так, жители деревень Петралевичи-1 и Петралевичи-2 Слонимского района Гродненской области, чтобы привлечь внимание проблемам с водоснабжением этих населенных пунктов, были вынуждены вначале обратиться в газету, так как с 2016 года органы местной власти не предприняли никаких мер для решения данного вопроса. И только после поручения Главы Администрации Президента объект «Строительство водопроводной сети в д.Петралевичи-1 д. Петралевичи-2 Слонимского района по ул.Заречной в г.Слоним» был включен в инвестиционную программу Гродненской области на 2020 год.
Замечу, что острыми остаются вопросы улучшения жилищных условий. Многодетные семьи и сироты возмущаются невыполнением исполкомами установленных законодательством сроков направления на строительство жилья. Другие категории граждан крайне недовольны, что все льготы предоставляются только многодетным, обычному человеку нереально дождаться улучшения жилищных условий с государственной поддержкой.
По вопросам здравоохранения поступило 1674 обращения, что больше в сравнении с предыдущим годом на 20 %. Определяющую роль в этом сыграли обращения по поводу коронавирусной инфекции. Граждане по-прежнему болезненно воспринимают недостатки в сфере медицинского обслуживания. В основном вопросы сводятся к качеству оказания медицинской помощи, недостатку в медучреждениях оборудования и узких специалистов, закрытию медицинских учреждений в сельских населенных пунктах.
Министерством здравоохранения совместно с управлением здравоохранения Витебского облисполкома были приняты жесткие дисциплинарные меры в отношении руководства и медицинских работников Оршанской центральной поликлиники и городской больницы № 1, по халатности которых наступила смерть местного 30-летнего жителя. Заявление его родственников было рассмотрено комиссией Минздрава с выездом на место. По результатам проведенного анализа выявлен ряд недостатков при оказании медицинской помощи пациенту на всех этапах. Был принят ряд мер по улучшению организации медицинской помощи, к дисциплинарной ответственности привлечены 10 медработников, в том числе из состава руководителей учреждений, а заместитель заведующего по медицинской части городской больницы № 1 освобождена от занимаемой должности.
На рост обращений в данной тематике в определенной мере повлияли и вопросы обеспечения льготников медицинскими препаратами. Особое недовольство вызывает замена уже годами принимаемых людьми импортных препаратов на белорусские аналоги, которые, по мнению граждан, менее эффективны.
По вопросам труда, занятости населения и охраны труда поступило 1190 обращений. При этом количество таких обращений уменьшилось.
Злободневными являются вопросы трудоустройства, особенно для лиц предпенсионного возраста.
То есть зачастую вопросы не решаются именно на местах, и люди вынуждены обращаться за помощью в республиканские инстанции.
Хочу заметить, что в регионах проблемными являются вопросы реорганизации и закрытия малых предприятий.
Как и ранее, поступают обращения критического плана по поводу контрактной системы найма. По мнению граждан, она существенно влияет на их конституционное право на труд.
Остаются проблемными вопросы несвоевременной выплаты заработной платы (даже в столице), снижения ее уровня на предприятиях, имеющих экономические проблемы, а также проходящих процедуру банкротства. В основном это организации без ведомственной принадлежности.
Во время проверки подтвердилась жалоба жительницы Минска по поводу невыплаты заработной платы на госпредприятии «Жилкомплект». Установлено также, что его работники в 2019–2020 годах неоднократно обращались по данному вопросу в различные городские инстанции, однако действенных мер по погашению задолженности принято не было. Более того, имело место сокрытие данной проблемы от учета. В настоящее время задолженность погашена. Директор предприятия освобожден от занимаемой должности, привлечены к дисциплинарной ответственности руководящие работники Мингорисполкома, администрации Партизанского района и «Минского городского жилищного хозяйства».
В минувшем году количество обращений по вопросам социального и пенсионного обеспечения увеличилось на 2 % до 1232 обращений. Это вопросы назначения и выплаты пенсий, оказания материальной помощи, досрочного использования материнского капитала.
Актуальными остаются вопросы архитектуры и строительства. Всего по этим темам поступило 980 обращений, что меньше по сравнению с предыдущим годом на 14 %. Хочу сказать, что жалобы сводятся к нарушению сроков строительства, а это влечет удорожание квадратного метра, а также вызывает недовольство дольщиков. Особенно это касается столичного региона.
В настоящее время проблемным объектом в Минске является дом № 3 по генплану в границах пр. Дзержинского и ул. Щорса, заказчиком которого выступает ООО «Жилстройкомплект», строительство его не ведется.
Хочу отметить, что много нареканий поступает на качество строительных работ. Остаются острыми вопросы уплотнения жилой застройки и сноса частных домовладений. Каждое строительство новых объектов в сложившейся жилой застройке вызывает негативную реакцию горожан. Основной довод – ухудшение условий проживания.
Кроме того, были жалобы по поводу условий проживания в районах, где идет активное жилищное строительство. Это отсутствие в шаговой доступности школ, детских садов, поликлиник, спортплощадок.
«Надо развивать не только производства с хорошо оплачиваемыми рабочими местами, но и комфортную среду для жизни людей», – процитировали в своем обращении слова Главы государства жители Фаниполя. Они высказали недовольство уплотнением застройки в виде пяти 10-этажных домов: «Как правило, не в людях проблема. Это местные власти не могут обеспечить строительство необходимой инфраструктуры. Так быть не должно! Обещали стадион и бассейн, а строят только новые дома. Вместо приведения в порядок и облагораживания зеленую зону собираются закатать в асфальт и построить дома вплотную друг к другу». В результате рассмотрения обращения по поручению Главы Администрации проведена корректировка архитектурно-планировочной концепции объекта, внесены изменения в генеральный план, учтены пожелания граждан в части сохранения и благоустройства существующих лесопарковой зоны и водоема, также ведется проектирование школы искусств и физкультурно-оздоровительного комплекса.
Наряду с этим меньше стали писать по вопросам землеустройства и землепользования – 1080 обращений (снижение по сравнению с прошлым годом составляет 3 %). Основная их часть – споры землепользователей. Чаще всего они касаются границ смежных участков и порядка пользования. Однако продолжают обращаться члены садовых товариществ о пересмотре законодательства в части совершенствования системы управления садовых товариществ, порядка взимания взносов, улучшения транспортного обслуживания, плохого состояния подъездных дорог.
Что касается образования и науки, то число обращений стало меньше. Как правило, поднимаемые вопросы касаются организации учебного процесса, а также обеспечения населения учреждениями общего среднего и дошкольного образования шаговой доступности. Особенно остро это ощущается в городских микрорайонах с активным строительством жилья.
По судебным вопросам количество обращений уменьшилось на 22 %, всего их поступило 2410.
– Из каких областей больше всего поступало писем в минувшем году?
– В разрезе регионов наибольшее количество обращений поступило из Минска (30 %), наименьшее - из Гродненской и Витебской областей (7 % и 9 % соответственно).
– Григорий Иванович, какова статистика писем по вопросам деятельности правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры?
– Количество обращений по вопросам органов внутренних дел уменьшилось на 25 %, всего их поступило более 1,5 тыс. Снижение на 30 % отмечается по вопросам органов прокуратуры – поступило 509 писем. В значительной мере это процессуальные жалобы осужденных и их родственников о несогласии с вынесенными судами постановлениям и решениями правоохранительных органов.
По вопросам следствия – снижение на 34 %, всего поступило 367 обращений. Претензии в основном сводятся к волоките следователей при расследовании уголовных дел, принятию необоснованных решений. Касательно вопросов органов юстиции число обращений несколько возросло – до 623. Большинство из них (487) касалось работы органов принудительного исполнения (80 %). Причем многие из этих обращений небезосновательны и в основном они касались фактов волокиты и формального отношения судебных исполнителей к выполнению своих обязанностей.
Например, только после постановки на контроль в Администрации Президента обращения жительницы Минска судебным исполнителем были приняты меры по погашению задолженности (Br8 тыс.) по алиментам. С 2015 года в ОПИ Ленинского района Минска находилось исполнительное производство о взыскании с ее бывшего мужа алиментов на содержание детей. Исполнительный документ в том же году был направлен по месту работы должника для удержания из заработной платы, а исполнительное производство окончено. Больше никаких мероприятий не проводилось. При этом не было принято во внимание, что должник систематически получает доходы от предпринимательской деятельности, а также у него в наличии четыре автомобиля, три из которых премиум-класса, имеет долю в праве собственности на квартиру в Минске. Арест на данное имущество был наложен только в мае 2020 года после неоднократных обращений заявительницы. В результате принятых мер задолженность оплачена в полном объеме.
Некоторые граждане также высказывали недовольство законодательством, позволяющим обязанным лицам уклоняться от выполнения судебных постановлений.
– Григорий Иванович, поднимаются ли вопросы, связанные с деятельностью Президента?
– Почти в три раза выросло количество обращений с откликами на деятельность Президента в связи с проведенной в стране избирательной кампанией. Поступали обращения с просьбами рассмотреть вопрос о запрете на законодательном уровне использования бело-красно-белого флага и аналогичной символики.
Активно включились граждане и в работу по конституционной реформе. В ноябре-декабре 2020 года и в январе этого года еженедельно поступали предложения по совершенствованию Основного закона страны, а также вопросы для обсуждения на VI Всебелорусском народном собрании.
– Рассматриваются ли письма непосредственно в Администрации Президента?
– В 2020 году непосредственно в Администрации Президента рассмотрена треть поступившей корреспонденции. Остальная часть направлена организациям для рассмотрения в соответствии с их компетенцией.
Очень важно, что все проблемные вопросы находятся на постоянном контроле в управлении. Всего в 2020 году на контроль было поставлено более 5 тыс. обращений (около 20 % от общего количества). Касательно примерно 1 тыс. обращений было доложено Главе государства и руководству Администрации Президента. К настоящему времени 21 % контрольных обращений решен положительно.
Таким образом, анализ почты за минувший год показывает, что 70 % обращений затрагивают социально значимые проблемы, которые в большинстве своем носят системный характер и их решение зависит от местных органов власти, а также эффективности развития экономики страны.
По сообщению БЕЛТА
Кадры, наставничество и профессиональная этика. Председатель БРКА о ситуации в адвокатуре
26 июня отмечается важная для адвокатского сообщества дата. В этот день в 1922 году образовалась белорусская адвокатура. По случаю 103-летия этого важнейшего института правовой системы, обеспечивающего защиту прав и свобод граждан, Председатель Белорусской республиканской коллегии адвокатов Алексей Шваков рассказал в интервью корреспонденту
БЕЛТА о кадровой политике, институте наставничества и соблюдении адвокатами профессиональной этики.
– Алексей Иванович, какова сейчас ситуация с кадрами в адвокатуре?
– 103-летие адвокатуры мы встречаем с неплохими результатами. В кадровой ситуации у нас произошли положительные изменения. Итоги 2024 года показали рост количества адвокатов в стране в целом. Особенно радует, что пошла к нам молодежь. Мы видим большой приток молодежи в областных центрах, Минске. Отрадно, что адвокатура пополняется выпускниками, которые во время обучения в вузах демонстрировали хорошую успеваемость.
Кадровый вопрос всегда был на контроле, но в течение последних трех лет мы уделяли ему повышенное внимание. Проведена действительно большая работа по привлечению молодежи. Если сравнивать с ситуацией трехгодичной давности, тогда у нас было достаточно много адвокатов пенсионного возраста, особенно в удаленных юридических консультациях. Конечно, нас это волновало. Ведь должен быть приток новых кадров.
Сейчас этот вопрос разрешается. Количество людей пенсионного возраста уменьшается, а молодых специалистов, наоборот, становится больше. Радует, что молодые люди идут к нам целенаправленно и осознанно.
Большую работу проводим во всех вузах, где готовят юридические кадры. Считаем, что результат есть. Оказание юридической помощи, ее доступность обеспечены на всей территории нашей страны. Во всех административно-территориальных единицах люди имеют возможность обратиться к адвокату по тем или иным правовым вопросам, которые их волнуют. Вопросов с нехваткой или отсутствием адвокатов не возникает ни в судах, ни на стадии предварительного следствия, ни во время приемов граждан.
Помимо кадровой политики, большое значение уделяем качеству оказания юридической помощи. Обращаясь к адвокатам, люди рассчитывают на качественную юридическую помощь. А юридические вопросы, с которыми сталкиваются наши клиенты, разнообразны: от семейных отношений до раздела имущества, от земельных споров до уголовных и административных дел. Нашим адвокатам приходится быть разносторонне развитыми.
– Три года назад, в 2022 году, при БРКА был образован учебно-методический центр для обучения и повышения профессионального уровня адвокатов. Выполняется ли главная цель создания этой структуры – повышение качества оказания юридической помощи?
– Этот центр зарекомендовал себя очень хорошо. Там постоянно проводятся мероприятия по повышению квалификации, обучению адвокатов. Практически еженедельно в Белорусской республиканской коллегии адвокатов проходят семинары на различные правовые темы, в том числе анализируется практика применения законодательства. Мы видим, что эти мероприятия находят большой отклик не только среди молодых, но и довольно опытных адвокатов. Мы стараемся идти навстречу людям, предлагая актуальные, востребованные, интересные темы.
Кроме того, обучение адвокатов проводится и в других учебных заведениях. Деловые отношения и продуктивное сотрудничество налажено с Институтом переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции БГУ. В последнее время благодаря совместным усилиям были значительно скорректированы программы обучения, дополнены многими вопросами. Нацеливаем специалистов в различных областях права читать лекции по наиболее актуальным вопросам, которые востребованы у населения нашей страны. Со стороны адвокатов получаем положительные отклики. Видим это по результатам анкетирования.
– Кроме молодых кадров, наверняка адвокатура пополняется специалистами, которые приходят из смежных отраслей.
– В соответствии с законодательством наши двери открыты. К нам могут приходить не только молодые специалисты, закончившие юридический факультет, но и специалисты, уже имеющие стаж юридической деятельности, работавшие в том числе в судах и прокуратуре. Мы заинтересованы в подготовленных специалистах. Это люди с опытом, юридическими знаниями. Их не надо учить с нуля. При соответствии нашим критериям допуска в адвокатуру, конечно, мы их принимаем.
– А как относитесь к обратной ситуации, когда адвокаты переходят работать в иные отрасли права?
– Случаи, когда адвокаты переходят работать в суд, прокуратуру, также есть. Некоторое время назад их было больше, сейчас меньше. Взаимообмен юридическими кадрами всегда был и будет. У нас, в принципе, одно юридическое образование, мы заканчиваем одни вузы, работа в разных структурах во многом похожа. Грамотному, знающему человеку, на мой взгляд, перестроиться не так сложно. Хотя на этот счет есть иные мнения. Я считаю, что все зависит от личности человека и желания.
– Продолжая тему молодых кадров, поинтересуюсь, как в адвокатуре реализуется институт наставничества?
– Наставничеству уделяем большое внимание. Адвокатская профессия – это не просто изучить законодательство, знать право, законы, кодексы. Очень много вопросов, связанных с практикой адвокатской деятельности. Это общение с клиентами, государственными органами, представителями разных организаций, поведение внутри адвокатского сообщества, отношение адвокатов друг к другу, к различным аспектам своей работы.
У нас есть такое понятие, как преемственность поколений. Более опытные адвокаты постоянно передают опыт коллегам, которые начинают свою деятельность. Мы считаем это правильным и видим результаты: вход в профессию для молодого адвоката упрощается.
Наставничество начинается в период стажировки. Молодому адвокату назначается руководитель из числа опытных адвокатов, имеющих не менее пяти лет стажа адвокатской деятельности, хорошо себя зарекомендовавших, имеющих авторитет среди коллег. Он готовит молодого адвоката к сдаче квалификационного экзамена.
Однако, мы считаем, на этом наставничество не должно заканчиваться. Этот процесс хотим немного продлить. Нам видится, что в случае получения адвокатской лицензии начинающим адвокатом наставничество со стороны более опытного, профессионально подготовленного коллеги еще некоторое время должно продолжаться. Согласитесь, человеку, который только приступает к самостоятельной деятельности, нужен старший товарищ, с которым можно посоветоваться. Передача опыта – неоценимый вклад, который поможет избежать многих ошибок по неопытности.
Сейчас мы готовим положение о наставничестве. Тем самым хотим обобщить и систематизировать накопленный опыт.
– Несколько лет назад были утверждены обновленные правила профессиональной этики адвоката. Наверняка отслеживаете ситуацию с соблюдением адвокатами этических норм.
– Да, у нас работают специальные механизмы. По статистике, за 2024 год произошло значительное снижение количества нарушений адвокатами правил профессиональной этики. Адвокаты реже привлекались к дисциплинарной ответственности. Такая тенденция, мы считаем, – результат разъяснительной, профилактической работы, которая проводится в течение последних нескольких лет всеми советами территориальных коллегий. Адвокатское сообщество само реагирует на неправильное поведение адвоката.
Конечно, встречаются случаи нарушений, не без того. Однако это единицы. Порой видим нарушения, связанные с конфликтом интересов: сначала адвокат защищал одну сторону, затем – другую. Подобные вопросы разбираем и реагируем своевременно, и люди это видят.
Повторюсь: самая главная причина уменьшения количества нарушений – в проводимой среди молодых адвокатов работе. В этом направлении активно работают советы молодых адвокатов разных уровней. Ведут постоянные рубрики по разъяснению законодательства, правил профессиональной этики и др.
– Совет молодых адвокатов при БРКА сейчас особенно активен, и мы это видим...
– Совет молодых адвокатов при БРКА начал активную деятельность с конца 2022 года. Сообщество молодых адвокатов само поднимает многие вопросы. Они активно включились в общественную жизнь, участвуют во многих общегосударственных и адвокатских мероприятиях. А мы довольны тем, что молодежь проявляет себя очень активно, с положительной стороны. И видим, что деятельность советов молодых адвокатов всех уровней замечается. Они взаимодействуют с другими молодежными структурами. Мы же этому всячески способствуем.
Общение с молодежью, уверен, полезно и более опытным адвокатам. Молодежь выросла в условиях цифровизации и лучше понимает некоторые процессы. Я бы советовал всем нашим адвокатам, кто постарше, общаться с молодыми коллегами, потому что они поднимают очень интересные, актуальные вопросы. Это видно по тем мероприятиям, которые у нас проводятся. Вопросы звучат важные, например, цифровизация адвокатуры, поведение адвоката в социальных сетях, интернете, использование гаджетов при оказании юридической помощи удаленно и др.
– Может быть, от молодых адвокатов поступают предложения, в том числе законодательные?
– У нас налажено хорошее взаимодействие с Парламентом. Адвокатов приглашают принимать участие в заседаниях, где обсуждаются те или иные планируемые корректировки законодательства. Часто к нам обращаются с предложением высказать свое мнение и замечания по поводу законодательных актов. То есть мы достаточно активно участвуем в законодательном процессе, в меру своей компетенции, конечно. Напрямую адвокатское сообщество не имеет права законодательной инициативы. Однако наши возможности как юристов-профессионалов, конечно, используют для общего дела и совершенствования законодательства в целом.
По информации
БЕЛТА
Об основных аспектах деятельности прокуратуры – в интервью Генерального прокурора Республики Беларусь Андрея Шведа
Накануне Дня работников прокуратуры, который отмечается в нашей стране сегодня, Генеральный прокурор Республики Беларусь Андрей Швед дал большое интервью издательскому дому «Беларусь сегодня». Разговор получился серьезным и откровенным, в нем затронуты все основные аспекты деятельности прокуратуры и отмечены опасные тенденции, складывающиеся в современном мире.
За каждой цифрой – людские судьбы
– Андрей Иванович, более чем за четыре года расследования уголовного дела о геноциде следственная группа Генеральной прокуратуры установила ранее неизвестные факты массового уничтожения нацистскими преступниками населения Беларуси. Расскажите нашим читателям о результатах этой работы.
– За период расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа нам удалось установить многочисленные факты истребления нацистскими палачами граждан Беларуси, о которых раньше никто не знал. На территории страны было организовано 578 концентрационных лагерей и иных мест принудительного содержания граждан. Или другими словами – лагерей смерти. Там путем создания невыносимых условий было истреблено значительное количество соотечественников. Только в лагере смерти Тростенец под Минском, самом крупном на всей захваченной советской территории, фашисты убили не менее 546 тысяч человек.
Стандартным сценарием, который нацистские военные преступники и их пособники взяли на вооружение, стало сожжение деревень вместе с жителями в рамках так называемых усмирительных акций. Конечным результатом становилось создание «мертвых зон».
Они расстреливали мирных людей, вешали, уничтожали их в газовых камерах, сжигали, подвергали голоду и эпидемическим заболеваниям. При этом для них не имело особого значения, был кто-то замечен в помощи партизанам или нет. Это должно было навести страх и подавить попытки сопротивления.
Все мы знаем трагическую судьбу Хатыни и ее жителей – таких сел и деревень в Беларуси установлено уже 290. В каждой области – свои леденящие душу факты. Всего же полностью либо частично враг уничтожил 12 868 сельских населенных пунктов. А ведь за каждой цифрой – людские судьбы и поломанные жизни.
Каждое злодеяние врага мы фиксируем, получая ценную информацию из архивных данных, в том числе в рамках правовой помощи из Российской Федерации, а также сведения от самих очевидцев тех событий и их родственников. В ходе предварительного следствия допрошено более 19,9 тысячи человек, из них около половины – бывшие узники концлагерей.
За последние два года мы направили в Верховный Суд три уголовных дела по обвинению нацистских палачей – Катрюка, Смовского и Серафимовича – в геноциде белорусского народа – в отношении их постановлены обвинительные приговоры. Это необходимо было для того, чтобы такие катрюки с подачи наших западных соседей не рассматривались как борцы за национальную идею. На конкретных примерах мы показали общественности звериную сущность этих убийц, которые не щадили ни стариков, ни женщин, ни детей. В скором времени в суд будет направлен еще ряд аналогичных уголовных дел.
Мы продолжим работу по сбору объективных и бесспорных доказательств геноцида белорусского народа. В условиях искажения информации о войне на Западе люди должны знать правду.
Проверки показали
– Неизменно в поле зрения прокуроров находятся вопросы соблюдения социальных прав граждан, включая жилищные. Каковы результаты работы органов прокуратуры в этой сфере?
– Значительное внимание уделено вопросам арендного жилья, предоставляемого лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Внесен ряд предложений по обеспечению эффективного учета невостребованного арендного жилья и его вовлечению в оборот, которые поддержаны Главой государства и в настоящее время реализуются.
По поручению Президента проведена масштабная проверка в сфере здравоохранения. Проверены вопросы целевого использования бюджетных средств при закупке оборудования и медикаментов, а также качества оказания медицинской помощи населению. Результаты проверки способствовали совершенствованию медпомощи в стране, в том числе повышению ее доступности для жителей сельской местности. В ряде случаев предотвращено необдуманное закрытие фельдшерско-акушерских пунктов.
Наведен порядок с очередью пациентов, нуждающихся в замене суставов, увеличено количество операций и расширен штат квалифицированных врачей.
По результатам проведенной в текущем году проверки соблюдения органами опеки и попечительства законодательства о защите прав граждан, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными, органы прокуратуры установили ряд нарушений, которые влекли неоказание помощи со стороны опекунов и попечителей.
Детям – особое внимание
– Какую работу провели органы прокуратуры, чтобы обеспечить более эффективную защиту молодого поколения? И с какими законодательными инициативами выступает Генеральная прокуратура в этой сфере?
– Что касается защиты прав несовершеннолетних, то здесь нет незначительных для прокурора вопросов. Изучается буквально все: аспекты образования, воспитания, занятости и труда несовершеннолетних.
Наше внимание сфокусировано на защите социальных прав детей-сирот и детей-инвалидов, детей из многодетных и малообеспеченных семей, профилактике семейного неблагополучия, правонарушений и гибели несовершеннолетних от внешних причин.
В частности, в текущем году органы прокуратуры проверили соблюдение законодательства о социальной защите прав детей-инвалидов. Оказалось, что ответственные государственные органы и подведомственные им организации ненадлежащим образом проводили мероприятия по их реабилитации.
Говоря о законодательных инициативах ведомства по данной линии, отмечу, что только за последние четыре года их было несколько десятков. Среди них – нормативные правовые акты, регулирующие профилактику семейного неблагополучия, организацию летнего оздоровительного отдыха детей, комплексную реабилитацию наркозависимых подростков в специальных воспитательных учреждениях, в том числе по заявлению родителей, минимизацию деструктивного влияния интернета на подрастающее поколение и иные.
Так, анализ подростковой преступности показал, что требовали корректировки вопросы вовлечения несовершеннолетних в трудовую занятость и предложения им доступного и легального способа заработать деньги.
Инициированные нами изменения законодательства направлены на создание дополнительных условий для трудоустройства подростков в свободное от учебы время.
В Парламенте также обсуждаются предложенные нами поправки в Закон «О правах ребенка» – они призваны минимизировать деструктивное влияние интернета на детей и использование его возможностей для вовлечения подростков в противоправные действия. В частности, планируется возложить на родителей обязанность защищать своих детей от информации в сети, причиняющей вред их здоровью и развитию. При этом важно разъяснять детям вред от такой информации и контролировать, как они используют ее ресурсы.
Уровень коррупции снижается
– В нашей стране делается все, чтобы минимизировать возможные коррупционные риски и снизить привлекательность коррупции. Как органы прокуратуры противостоят этому социальному явлению?
– Борьба с коррупцией – это один из приоритетов внутренней политики нашего государства.
Президент Республики Беларусь неоднократно обращал внимание на недопустимость коррупции, борьбу с ней, невзирая на чины и звания.
В стране развивается законодательство и совершенствуется правоприменительная практика, ведется диалог с деловым сообществом и гражданами. Самое главное – не допущено системного проникновения криминала в госаппарат.
Вместе с тем все еще имеются проблемы. Необходимо уделить повышенное внимание вопросам подбора и расстановки кадров, совершенствования законодательства о закупках, ведомственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, а также работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению преступлений.
Примеры коррупционных преступлений свидетельствуют, что некоторые управленцы в погоне за наживой не боятся ни разоблачения, ни строгого наказания. Практически каждый пятый коррупционер из числа осужденных – это руководитель, который сам должен был заниматься профилактикой злоупотреблений. Такие факты наносят серьезный урон авторитету государства.
На состоявшемся 24 июня 2025 года в Генеральной прокуратуре республиканском координационном совещании с участием Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и заместителя Главы Администрации Президента Республики Беларусь рассмотрены вопросы противодействия коррупции, запланирована реализация конкретных мероприятий по повышению эффективности этой работы.
Инициативы поддержаны
– Киберпреступность бросила вызов всему миру. Какова ситуация в нашей стране и что делается, чтобы защитить наших граждан от таких преступлений?
– Генеральная прокуратура проделала значительную работу по предупреждению киберпреступлений, содействовала ускорению обмена данными между правоохранителями и банковским сектором.
В частности, по нашей инициативе все банки установили «период охлаждения», то есть заключение кредитного договора не ранее рабочего дня, следующего за днем обращения заявителя. Эта мера помогает противостоять мошенникам, вынуждающим граждан под различными предлогами оформлять на себя кредиты.
На основе Указа Президента Республики Беларусь «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям» в 2024 году начала функционировать автоматизированная система обработки инцидентов Национального банка, которая за непродолжительный период оказала существенное влияние на сроки рассмотрения заявлений и сообщений о киберпреступлениях.
При участии Генеральной прокуратуры разработано законодательство, направленное на повышение защищенности граждан при совершении сделок с токенами, исключение возможности использования криптовалюты в мошеннической и другой противоправной деятельности.
– И в завершение, что бы вы хотели пожелать прокурорским работникам и ветеранам ведомства в профессиональный праздник?
– Прежде всего хочу сказать ветеранам спасибо за их бесценный опыт, волю, твердость духа и наставничество. Хочу выразить признательность и действующим работникам ведомства за инициативу, решительность, готовность брать на себя ответственность, а также принципиальность при отстаивании интересов общества и государства. Желаю всем коллегам мирного неба над головой, крепкого здоровья и благополучия в семьях.
Инна Горбатенко, «
СБ. Беларусь сегодня», 26 июня 2025 г.
26 июня пройдет Пленум Верховного Суда, где рассмотрят уголовные дела о хулиганстве и тему земельных споров
На повестке грядущего пленарного заседания два важных вопроса. Первый посвящен рассмотрению судами уголовных дел о хулиганстве. Второй – теме земельных споров. Сегодня мы говорим о ней. В последние несколько лет произошла существенная трансформация законодательства в сфере земельных правоотношений. О том, как эти изменения отразились на судебной практике рассмотрения земельных споров, с какими трудностями сталкиваются судьи при разрешении подобных вопросов и как изменилась жизнь граждан с приходом новаций закона, в преддверии заседания поговорили с заместителем Председателя Верховного Суда Андреем Алещенко.
– Почему тема земельных споров стала актуальной для пленума сегодня? Насколько распространена данная категория дел?
– В 2022 году был существенно обновлен и принят в новой редакции Кодекс о земле от 2008 года. Он содержит множество новых норм и институтов, которые необходимы для эффективного регулирования земельных отношений. Действующее сейчас земельное законодательство более лояльное, гибкое. Нельзя забывать об объявленной «земельной амнистии», срок которой продлен до 2028 года, чтобы люди могли надлежащим образом оформить свои права на земельные участки и в то же время не допускать нарушения установленного публичного порядка.
Что же касается второго вашего вопроса, то таких дел немного: около половины процента от общего количества гражданских дел. В абсолютных цифрах – ежегодно рассматривается от 800 до 900 дел.
Но с учетом их сложности, повышенной конфликтности и высокой «обжалуемости» судебных решений они имеют большое значение и требуют серьезного внимания со стороны высшей судебной инстанции. В структуре дел, которые попадают в поле зрения Верховного Суда, это также значительный объем.
– С какими сложностями сталкиваются суды при рассмотрении споров о земле?
– Прежде всего сложность обусловлена тем, что земельные отношения регулируются большим массивом нормативных правовых актов. Как правило, они связаны с определенной историей земельного участка, которая могла начаться еще в 80-е или 90-е годы прошлого века, и судье, рассматривающему конкретный спор, необходимо погрузиться в историю формирования этого участка, изменения его правового режима, целевого назначения. Здесь же и юридические, и технические вопросы, которые разрешает суд при рассмотрении этих споров, поскольку по большинству из них требуется проведение исследования землеустроительной и технической документации, назначение экспертиз.
– Какие земельные споры рассматривает суд, а какие подведомственны иным органам?
– Этот вопрос четко урегулирован Кодексом о земле в действующей редакции 2022 года. Как и ранее, суды разрешают дела, связанные с правом частной собственности на земельные участки, их наследованием, возмещением убытков. Также они рассматривают споры между участниками совместного домовладения и лицами, имеющими в общей собственности капитальное строение. К исключительной компетенции местных исполкомов отнесены споры о нефиксированных границах земельных участков.
Но следует понимать, что закон содержит повышенную гарантию: принимаемые решения по результатам рассмотрения подведомственных исполкомам вопросов могут быть все равно обжалованы в суде, то есть в конечном итоге эти вопросы находятся в сфере судебного контроля.
– Куда и в какие сроки должны обратиться наследники земельных участков за государственной регистрацией?
– В Беларуси действует система публичного подтверждения, публичного учета прав на недвижимость, сведения о которых вносятся в Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Это требует оформления прав и на те земельные участки, которые получаются в порядке наследования. То есть только оформления свидетельства о праве на наследство недостаточно.
Закон определяет, что наследники земельных участков обязаны обратиться в соответствующую организацию по государственной регистрации за государственной регистрацией перехода права частной собственности на переданный по наследству земельный участок или права пожизненного наследуемого владения земельным участком по истечении установленного гражданским законодательством срока для принятия наследства, но не позднее 18 месяцев со времени открытия наследства.
Срок государственной регистрации перехода права частной собственности на переданный по наследству земельный участок или права пожизненного наследуемого владения земельным участком может быть продлен по заявлению наследника судом либо местным исполнительным комитетом в соответствии с его компетенцией, но не более чем на 6 месяцев, если у наследника имелась уважительная причина, препятствовавшая ему обратиться за государственной регистрацией перехода соответствующего права на земельный участок (например, болезнь, отсутствие в стране длительное время).
Отмечу, что шестимесячный срок является пресекательным, и ни суд, ни другой государственный орган его восстановить не может. Поэтому необходимо учитывать это при защите своих прав и законных интересов всем наследникам.
– А как решается вопрос с компенсацией при изъятии участков?
– Одной из новаций Кодекса о земле в редакции закона от 2022 года, которая гарантирует интересы прав землепользователей, является установление обязанности государства при изъятии земельного участка обеспечить выплату компенсации. И закон содержит четкий механизм определения такой выплаты. Это обычно та сумма, которая извлекается при продаже данного участка с торгов, но не свыше той суммы, которую затратил бывший собственник на приобретение этого участка.
– По каким основаниям суд вправе признать недействительной государственную регистрацию земельного участка?
– Государственная регистрация может быть признана недействительной только в судебном порядке, поскольку право на земельный участок существует при условии, что оно отражено в Едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Основания признания недействительности госрегистрации могут быть самыми разными.
Как правило, это какие-то ошибки местных исполнительных комитетов, землеустроительных организаций, которые допущены при предоставлении земельного участка или формировании землеустроительного дела.
Например, когда граница земельного участка проходит по строению, принадлежащему смежному землепользователю. Или в том случае, если у кандидатов в правообладатели смежного участка не было получено согласование о местоположении границы, когда это требуется. Но мы обращаем внимание судов, что не любая ошибка влечет недействительность госрегистрации, а только ошибки сущностные, которые затрагивают вопросы расположения земельных участков, определения прав на них.
– Зачастую супруги при разводе делят не только дом, но и земельный участок. Какие особенности имеются при возникновении таких ситуаций?
– Новации 2022 года в земельное законодательство решили одну из проблем, которую выявила судебная практика. Это ситуация, когда супруги построили дом в период брака, но на том земельном участке, который принадлежал одному из них до брака или получен кем-то из них в порядке наследования. В этом случае возникала проблема невозможности соблюдения принципа единства судьбы земельного участка и расположенного на нем строения, поскольку другой супруг не имел никаких прав на землю.
В настоящее время предусматривается, что в таком случае муж или жена, у которого нет прав на землю, может требовать отчуждения ему соответствующей части земельного участка. Он имеет возможность предъявить в суд иск о понуждении к приобретению соответствующей доли, и в случае его удовлетворения судебное решение будет являться достаточным основанием для оформления органами по госрегистрации прав на долю в земельном участке. Механизм очень понятный, удобный, и соответствующая судебная практика по этому вопросу уже начинает формироваться.
– Какие еще важные разъяснения для судов по правоприменению норм земельного законодательства планируется закрепить в новом постановлении пленума?
– Особенно отмечу, что «земельный вопрос» всегда был одним из самых важных для государства и чувствительным для граждан.
Как отмечал Глава государства в 2022 году на совещании по вопросам совершенствования земельных отношений, справедливые базовые правила распоряжения землей – это фундамент стабильности в обществе. Трепетное отношение к земле заложено глубоко в менталитете людей, в их исторической памяти, культуре, традициях предков.
Потому на пленуме мы планируем разъяснить все те вопросы, которые имеют значение для правильного и справедливого разрешения земельных споров судами, которые будут полезны и другим правоприменителям, прокурорам, адвокатам, землеустроительным службам. Ведь порядок в обществе начинается с порядка на земле.
Дарья Готовко, «
СБ. Беларусь сегодня», 25 июня 2025 г.
Опережать промышленное развитие. Почему опыт белорусской стандартизации – передовой в ЕАЭС
Завершаются последние приготовления к встрече в Минске участников IV Евразийского экономического форума, запланированного на 26 и 27 июня. Главное ежегодное деловое мероприятие союза неизменно отличается очень насыщенной деловой программой, на его площадках звучат громкие заявления и принимаются решения, определяющие развитие всего евразийского пространства как минимум на следующие 12 месяцев. Одно из центральных мест из раза в раз отводится обсуждению актуального положения дел в области технического регулирования и стандартизации, которую сегодня рассматривают не иначе как стимул для движения вперед промышленного и научно-технического потенциалов не только союза в целом, но и его членов по отдельности. Статус «Товар Союзного государства»: каковы его критерии и можно ли этот опыт распространить на «пятерку»? Что говорят о белорусской продукции с Государственным знаком качества за рубежом? И как специалистам удается учитывать интересы производителя, покупателя и государства при разработке единых требований и стандартов? Эти и не только вопросы корреспондент
БЕЛТА задала Председателю Госстандарта кандидату технических наук Елене Моргуновой.

(фото – БЕЛТА)
Более 2 тыс. новых ГОСТ разработают в ЕАЭС в ближайшее время
– Беларусь в 2025 году, как известно, председательствует в органах Евразийского экономического союза. Как подчеркивалось ранее, постоянного внимания требует актуальность применяемых в ЕАЭС единых обязательных требований к продукции: для конкурентоспособности производителей союза на внешних рынках важно обеспечить применение современных требований, основанных на прогрессивных международных нормах. Елена Михайловна, так какие глобальные задачи в области технического регулирования и стандартизации ставит перед собой и партнерами по евразийской пятерке наша страна?
– Да, действительно, с момента утверждения первых регламентов союза прошло больше 10 лет, и, конечно, сегодня остро стоит вопрос о необходимости оценки их научно-технического уровня. Она будет проводиться не реже раза в пять лет. План утвержден и предусматривает оценку 29 действующих регламентов, в том числе пять закреплены за Беларусью: на тракторы, низковольтное оборудование, электромагнитную совместимость, содержание опасных веществ в электротехнике и маркировку пищевой продукции.
Важно понимать, что главным инструментом в реализации обязательных требований техрегламентов ЕАЭС выступает стандартизация. Работы по ее системному развитию закреплены в Стратегии развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Страны союза взяли курс на использование межгосударственных стандартов (ГОСТ). Стандарты такого статуса применяются и в СНГ, что способствует безбарьерной торговле с государствами Содружества, которые не входят в евразийскую пятерку. Сегодня можно однозначно говорить, что создание ЕАЭС придало новый импульс и интерес к межгосударственной стандартизации в СНГ. Если до 2010 года на пространстве СНГ в год принималось порядка 300 ГОСТ, то с 2011 по 2024 годы – свыше 800.
Для выполнения технических регламентов ЕАЭС применяется более 5880 ГОСТ. На ближайшее время предстоит создать более 2 тыс. ГОСТ, и в этой работе странам важно координировать усилия, чтобы фонд стандартов был современным, документы появлялись вовремя, а инфраструктура их разработки учитывала цифровые форматы. К слову, по нашей инициативе на заседании Совета руководителей по стандартизации, который пройдет на IV Евразийском экономическом форуме в Минске, будет рассмотрен вопрос об определении приоритетных направлений работ по стандартизации в ЕАЭС. Включение, например, таких направлений, как низкоуглеродная повестка и органическая продукция и производство, которые сейчас актуальны для евразийской пятерки, должны иметь поддержку стандартами.
Безусловно, при разработке технических регламентов и межгосударственных стандартов (изменений в них) возникают споры. Но все эти моменты обсуждаются на совещаниях разного уровня, и, как итог, достигается решение, которое устраивает всех.
Требования безопасности к семейной косметике в ЕАЭС начнут действовать с конца 2025 года
– Сегодня в ЕАЭС разрабатываются 10 технических регламентов по безопасности разных товаров как продовольственной, так и непродовольственной групп. Вносятся изменения и в действующие техрегламенты. В частности, Беларусь руководит шестью такими проектами. Расскажите подробнее о готовящихся нововведениях. Какие именно товары они затронут, чем руководствуются разработчики при подготовке этих документов и ощутит ли их появление или корректировку обычный потребитель?
– Верно, на данный момент разрабатываются 10 технических регламентов по безопасности зданий и сооружений, кормов и кормовых добавок, высоковольтного оборудования, легкорельсового транспорта и трамваев, строительных материалов и изделий и прочие. Из 43 вносимых в техрегламенты изменений 13 закреплены за Беларусью, из них семь уже приняты.
При разработке новых документов либо внесении изменений разработчики руководствуются в первую очередь запросами рынка и прогресса. Учитываются международный опыт и лучшая практика зарубежных государств, накопленный опыт применения той или иной нормы. Возьмем, допустим, изменения в техрегламент на игрушки, которые вступили в силу в конце прошлого года. Он дополнен терминами, необходимость которых возникла при применении, среди них, например, «батут для домашнего использования (батут)», «игрушка для активного отдыха», «летающая игрушка», «электромеханическая игрушка» и другие. Установлены требования к содержанию химических веществ или реактивов в игрушках и игровых комплектах.
Или возьмем изменения техрегламента на парфюмерно-косметическую продукцию, которые вступают в силу поэтапно: с 24 декабря 2025 г., а некоторые положения – с 1 июля 2026 г. В числе наиболее значимых новаций – установление требований к семейной косметике и запрет на выпуск парфюмерно-косметической продукции в упаковке, которая может ввести потребителя в заблуждение, в частности, схожестью с упаковкой для пищевой продукции или лекарственных средств.
Подчеркну, что ответственными за разработку этих изменений были специалисты системы Госстандарта.
«Разработка техрегламентов ЕАЭС трудоемка, но процедуры оптимизируются»
– Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента утверждает Евразийская экономическая комиссия. А насколько ресурсозатратен и длителен этот процесс? Как специалист, вовлеченный в создание и анализ подобных документов, уточните, пожалуйста, какие этапы проходит техрегламент до введения его в действие? Как часто техрегламенты отправляются на доработку и чем может быть вызвано такое решение?
– Процесс разработки технических регламентов союза в самом деле очень трудоемкий, сложный и зачастую растягивается на несколько лет. До начала разработки необходимо изучить самые современные действующие требования к объекту регулирования и собрать рабочую группу, включив в нее все заинтересованные стороны, а это органы государственной власти, профильные технические комитеты, научные организации, представители отраслей промышленности и бизнес-сообществ.
Рабочая группа – совещательный орган, который создается для подготовки проекта технического регламента. Конкретный же разработчик определяется государством ЕАЭС. Он готовит первую редакцию регламента и комплект документов к нему (пояснительную записку, проекты перечней взаимосвязанных стандартов, программы по разработке недостающих стандартов). Далее следуют процедуры публичного обсуждения, доработки проекта по полученным замечаниям, рассмотрения в разных рабочих органах Евразийской экономической комиссии, обязательны этапы внутригосударственного согласования и правовой экспертизы проекта.
В этом году принята новая редакция порядка разработки технических регламентов и внесения в них изменений. Вопрос выносился на заседание Совета Евразийской экономической комиссии 21 января 2025 г. как проблемный, и достигнутый под председательством Беларуси консенсус позволил принять документ, который обеспечит повышение эффективности процессов разработки технических регламентов союза и внесения в них изменений, поможет сократить сроки и оптимизировать процедуры разработки и принятия технических регламентов.
Гармонизация госстандартов Беларуси с международными доходит до 80 %
– Наработанный белорусскими специалистами опыт в области стандартизации – передовой на евразийском пространстве. В поддержку этого аргумента говорит факт повышения роли стандартизации в технологическом и социально-экономическом развитии страны, которое, в свою очередь, подразумевает соблюдение принципов технологического суверенитета, цифровой индустрии, бережливого производства и зеленой экономики. Иными словами, принимаемые в нашей стране стандарты отражают актуальную ситуацию не только в страновой – в мировой экономике. Какие белорусские компетенции интересны евразийским партнерам и что мы могли бы заимствовать у коллег? В каких форматах организован обмен опытом?
– Действительно, для устойчивого развития белорусской промышленности важное значение имеет разработка опережающих стандартов, устанавливающих современные требования к продукции. Создаются они на основе международных и передовых отраслевых стандартов, а их последующее внедрение через государственные программы и инвестиционные проекты позволит сделать технологический рывок и обеспечить производство новой конкурентоспособной продукции.
Фонд действующих в Беларуси стандартов сегодня насчитывает около 32 тыс. документов. С учетом приоритетности экспортных рынков более 80 % из этого количества – межгосударственные стандарты (ГОСТ), обеспечивающие, как отмечалось выше, безбарьерную торговлю на постсоветском пространстве и в ЕАЭС. Уровень наших государственных стандартов мы оцениваем достаточно высоко. Считаю, нами была правильно выбрана стратегия развития - ориентир на международные требования. Показатель гармонизации ежегодно принимаемых в стране государственных стандартов составляет более 60 %, а в отдельных отраслях, например электротехнике, строительстве, химии и нефтехимии, он даже выше – до 80 %. Такой подход дает возможность промышленности и бизнесу выпускать конкурентоспособную продукцию, принимать инновационные решения, наращивать экспортный потенциал и значительно упрощает доступ товаров на рынки других стран.
Госстандарт активно взаимодействует с партнерами по ЕАЭС и СНГ как в интеграционных образованиях, так и в рамках двусторонних соглашений. Мы изучаем законодательство партнеров, делимся опытом и заимствуем интересные идеи, совместно работаем над проектами. По вопросам стандартизации наиболее тесное взаимодействие ведется в Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС), основная задача которого – разработка и принятие единых ГОСТ. В этом совете в 2024–2025 годах председательствует Беларусь.
Проект по цифровизации процессов техрегулирования в ЕАЭС могут завершить уже в 2025 году
– Масштабный проект по цифровизации технического регулирования реализуется в ЕАЭС. Предполагается, что решение этой задачи позволит существенно повысить эффективность работы регуляторов, сократить сроки разработки документов и систематизировать массивы данных. На какой стадии эта инициатива? Насколько она прогрессивна и актуальна, соответствует ли мировым аналогам?
– Планируется создание наднационального компонента – технологической платформы, на которой будет ряд сервисов, предназначенных как для специалистов, непосредственно занятых техническим регулированием, так и для тех, кто является пользователем результатов этой работы, то есть изготовителей, импортеров, органов по сертификации, лабораторий.
Работа над проектом длится с 2021 года. Она объединяет потенциал как специалистов в области технического регулирования, так и программистов всех стран евразийской пятерки. Уже создан большой комплект методологических и технических документов. Активно ведется разработка программного обеспечения.
Реализация проекта позволит сократить время появления технических регламентов союза, перечней стандартов и программ их разработки, будет стимулировать процессы цифровизации в области технического регулирования в ЕАЭС. Ставится амбициозная цель завершить проект в 2025 году.
Особое внимание – безопасности товаров из-за пределов ЕАЭС, приобретаемых гражданами в интернете
– Еще одно перспективное направление для ЕАЭС – электронная торговля. Готовятся единые правила ее регулирования для защиты потребителей от небезопасной продукции, однако евразийские партнеры информировали друг друга о разных точках зрения на условия ведения онлайн-торговли. Что может помочь в поиске консенсуса, какова роль стандартов в этом процессе и изменит ли в целом рост популярности e-commerce требования к стандартам торговли?
– В ЕАЭС выполнялся пилотный проект по применению уведомительного порядка в части соблюдения требований техрегламентов союза в отношении отдельных товаров. Уведомительный порядок предусматривает опубликование интернет-магазинами третьих стран на страницах своих сайтов заявлений о соответствии данных товаров требованиям техрегламентов союза. Эти заявления составляются на основании сведений, полученных от изготовителей товаров.
На данный момент Евразийская экономическая комиссия предлагает рассматривать два механизма регулирования безопасности товаров электронной торговли, приобретенных физлицами и ввозимых на таможенную территорию союза. Первый – соблюдение уведомительного порядка через составление оператором электронных торговых площадок заявления о безопасности. Второй – возможность применения классических мер техрегулирования в отношении отдельных категорий товаров через утверждение чувствительного перечня.
С 2023 года в отдельную категорию выделены товары электронной торговли, предназначенные для реализации физическим лицам, и установлены особенности применения процедуры таможенного склада для такой категории товаров. Также введен институт оператора электронной торговли, который будет в комплексе обеспечивать логистику операций с этими товарами и взаимодействовать с интернет-площадками и таможенными органами союза.
Передовые требования безопасности и качества будут взяты за основу стандартов Союзного государства
– Беларусь и Россия в формате «двойки» работают над проектом «Товар Союзного государства» и стандартами Союзного государства, что в некотором роде является данью советскому прошлому. Каких успехов союзникам уже удалось достичь на данный момент? Может ли этот опыт в перспективе быть распространен на все евразийское пространство и к каким позитивным изменениям подобное масштабирование приведет?
– Конечно, наиболее тесное взаимодействие по стандартизации у нас с Россией. Мы не только совместно работаем над созданием ГОСТ, которые применяются на всей территории СНГ, но и выстраиваем стандартизацию в Союзном государстве. В частности, речь идет о разработке стандартов для инновационного машиностроения, машиностроительного оборудования и технологий, интеллектуального приборостроения, цифровых технологий, искусственного интеллекта и не только. Для создания стандартов, отвечающих современным вызовам, прорабатывается инициатива появления на площадке Постоянного комитета Союзного государства технического комитета по вопросам стандартизации и качества.
Вы верно заметили, определяется также статус продукции белорусских и российских производителей как товара Союзного государства. В качестве одного из критериев определено соответствие заявленным стандартам, действующим в наших странах. На данный момент анализируются стандарты в области станкостроения и электротранспорта, выбранных для пилотного проекта по приданию статуса «Товар Союзного государства». Союзные стандарты задумываются на основе лучших передовых требований и методик безопасности и качества.
Наработанный нами опыт, конечно, может быть применен и в евразийской пятерке. Появление товара ЕАЭС вполне возможно, что может стать мобилизующим фактором как для повышения эффективности работы всех участников рынка, а не только сферы технического регулирования, так и для укрепления статуса евразийской интеграции в мировой экономической системе.
«Белорусский опыт по присуждению Государственного знака качества вызвал интерес у партнеров по ЕАЭС»
– «Сделано в Беларуси» – бренд, известный всемирно. В прошлом году впервые в истории суверенной Беларуси 17 лучшим отечественным предприятиям были вручены государственные знаки качества на определенные виды товаров, по мнению экспертной комиссии, идеально соответствующих пяти показателям качественного производства: безопасности, экологичности, инновационности, технологичности и эстетичности. А проявили ли евразийские коллеги, знакомые с подобной оценкой продукции со времен Советского Союза, интерес к возрождению традиции?
– Учреждение Государственного знака качества считаю сильной мотивацией для достижения и демонстрации лучшего качества. Он задает высокую планку и направляет на постоянное совершенствование работы по качеству на всех уровнях. Эта идея, безусловно, вызвала интерес у наших коллег по интеграционным площадкам, ведь такого проекта нет ни в одной из стран. Многие подробно расспрашивали об организации, критериях оценки. На любых переговорных площадках, семинарах, конференциях, выставках, форумах мы рассказываем об этом проекте, ведь он в первую очередь о продвижении белорусских изготовителей, о продвижении белорусского качества, что всегда очень позитивно воспринимается коллегами.
Вы знаете, что на выставке «Моя Беларусь» в Минском международном выставочном центре одна из локаций называлась «Знак качества», конструкция знака занимала одно из центральных мест, что привлекало внимание посетителей – они живо интересовались наградой и ее обладателями. На протяжении нескольких месяцев работала выставка «Под знаком качества» в белорусском павильоне на ВДНХ в Москве. Здесь свою продукцию представляли предприятия, удостоенные Государственного знака качества, и победители конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» 2024 года. Мы очень благодарны организаторам выставки за возможность представления наших товаров на столь знаковой локации.
Проанонсирую, что следующей площадкой, где можно будет ознакомиться с продукцией обладателей знака качества, станет республиканский праздник «Купалье», который пройдет в Александрии 5-6 июля. Однозначно, нам есть чем гордиться. Вместе с тем присутствует понимание того, что нельзя успокаиваться, надо продолжать движение вперед, ставить новые цели и достигать их, причем абсолютно во всех отраслях. На это ориентирует нас пятилетка качества.
Флагман в подготовке кадров для сферы стандартизации в Беларуси – БНТУ
– Наиболее остро стоящий вопрос для разных отраслей народного хозяйства – кадры. Вами не раз подчеркивалось, что талантливые и знающие специалисты в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации – штучные на рынке труда. В период вступительной кампании не лишним будет еще раз упомянуть, где же выдают дипломы такого профиля в нашей стране? Какие профессиональные качества вы как заказчик кадров считаете самыми важными в сотруднике? И ценятся ли белорусские профессионалы столь узкого профиля в других государствах ЕАЭС?
– Более четырех десятков лет специалистов для нас готовит кафедра «Стандартизация, метрология и информационные системы» Белорусского национального технического университета. Ее создание в свое время стало значимым событием для развития кадрового и научного потенциала в области стандартизации, метрологии, оценки соответствия и менеджмента качества в Беларуси. С 1984 года кафедра подготовила более тысячи высококвалифицированных специалистов для предприятий самых разных отраслей промышленности. Специалистов по отдельным направлениям нашего профиля готовят также в БГТУ, ВГТУ, БГАТУ, БГУИР.
Замечу, что в мае 2024 года на базе национального института по стандартизации (БелГИСС) появился образовательный центр «Академия качества». Сегодня на площадке центра выполняются 50 программ повышения квалификации руководящих работников и специалистов, созданы образовательные курсы по 65 направлениям, предусмотрены также корпоративные программы обучения, которые затрагивают темы технического нормирования, стандартизации, метрологии, оценки соответствия, системного менеджмента, испытаний и государственного контроля, экспертизы градостроительной и проектной документации. Обучаются здесь руководящие работники и специалисты не только системы Госстандарта, но и республиканских органов госуправления, различных организаций и предприятий. В первом квартале 2025 года обучение прошли 1,2 тыс. специалистов.
Добавлю, что мы знакомим со спецификой своей работы и детей, начиная с детсада, и школьников, и студентов вузов. Совсем недавно завершилась 12-я республиканская олимпиада по менеджменту среди молодежи. В этом сезоне за дипломы победителей боролись 66 студентов из восьми учреждений высшего образования. Победителями в индивидуальном и командном соревнованиях стали ребята из БНТУ. В целом конкурс показал понимание современной молодежью направлений экономического развития страны и работы в области качества, высокий уровень знаний, которыми они владеют, и креативный подход.
Стандартизация – одна из ключевых тем IV Евразийского экономического форума в Минске
– Минск готовится к грандиозному событию – 26 и 27 июня наша столица будет принимать Евразийский экономический форум. Полагаю, вопросы из области стандартизации в стороне от внимания его участников не останутся. Какие пункты в программе предусмотрели организаторы и стоит ли ожидать громких заявлений?
– Евразийский экономический форум – главное ежегодное деловое мероприятие Евразийского экономического союза. И, конечно, вопросы технического регулирования и стандартизации по традиции занимают в нем центральное место. На этот раз главной темой форума стал постулат «Стратегия евразийской экономической интеграции: итоги и перспективы». В программе в том числе панельная сессия «Евразийская интеграция в сфере технического регулирования: от Стратегии-2025 к Декларации-2030», участники которой намерены обсудить совершенствование системы технического регулирования ЕАЭС и перспективы ее развития. Запланирована также панельная сессия «Безопасность пищевой продукции ЕАЭС как гарантия благополучия населения: комплексное регулирование, подходы и приоритеты», где будет затронута тема повышения безопасности и качества пищевой продукции через внедрение инструментов бережливого менеджмента. Добавлю, что это направление новое и активно развивающееся в нашей республике. Полагаю, что наш опыт будет полезен коллегам по евразийской пятерке и, возможно, найдет отражение в документах ЕАЭС.
На полях форума также пройдут очередные заседания советов руководителей по стандартизации и аккредитации стран ЕАЭС. Мы подведем итоги и обсудим подходы к решению новых актуальных задач. Одной из них предусмотрена активизация сотрудничества с национальными органами по стандартизации государств – членов ШОС и БРИКС и целесообразность создания совета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в интеграционных образованиях.
Что касается сферы аккредитации, здесь совместные усилия направлены на повышение добросовестности рынка услуг по оценке соответствия продукции, на предотвращение и недопущение присутствия на нем некомпетентных органов по сертификации и лабораторий и необоснованной выдачи ими сертификатов и протоколов испытаний. Эта задача, к сожалению, сохраняет свою актуальность и имеет важнейшее значение для защиты рынка от небезопасной продукции. На площадке IV Евразийского экономического форума мы обсудим меры, принимаемые в странах ЕАЭС для прозрачности и прослеживаемости работы лабораторий. Непосредственно Госстандарт инициирует ряд круглых столов, например по цифровой трансформации аккредитации и совершенствованию подготовки экспертов по аккредитации. Круглые столы мы предлагаем организовать в Минске на полях международного форума «Новые горизонты аккредитации в условиях современных вызовов», который пройдет в августе с участием представителей органов по аккредитации стран ЕАЭС и СНГ.
– Благодарю, Елена Михайловна, за содержательное интервью.
Вера Василевская,
БЕЛТА
Дмитрий Крутой: в каждой белорусской семье хранят память о своих героях
Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой в Бресте принял участие в мероприятиях, посвященных Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Дмитрий Крутой подчеркнул, что Брестская крепость является сакральным местом для белорусского народа, сакральная и дата 22 июня. Во время Великой Отечественной войны погиб каждый третий. Даже через поколения память о них жива.
«Пришло уже новое поколение, молодежь, люди, которые не так остро чувствуют эти события вследствие того, что нет живых свидетелей. У нас в Беларуси осталось только 800 ветеранов Великой Отечественной войны. Но тем не менее, в каждой белорусской семье есть память о своих героях. Мы стараемся все мероприятия, посвященные Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны, готовить по-особенному», – отметил Глава Администрации Президента.
Он рассказал, что по поручению Главы государства намечена разработка масштабной концепции по реконструкции территории Брестской крепости. «Это потребует и времени, и серьезных ресурсов. Мы хотим привести это место не то, что в порядок (оно и так находится фактически в образцовом состоянии), но придать ему новое звучание с учетом всех современных требований. Потому что последние мероприятия, посвященные в том числе 80-летию Победы, показали, что молодежи сейчас нужны современные формы подачи информации, в том числе исторической информации, больше интерактивных каких-то вещей», – обратил внимание Дмитрий Крутой.
Представители Беларуси вместе с коллегами из России изучают тенденции, какие элементы позволят еще больше проникнуться духом эпохи и героических событий, которые пережила цитадель над Бугом. «В этом году наша крепость-герой отмечает 60-летие присвоения этого высокого статуса, являясь фактически единственным в мире подобным местом. Это для нас, для белорусов, тоже особая ответственность, чтобы сохранить и увековечить память и тот подвиг, который здесь совершен», – подчеркнул Глава Администрации Президента.
По информации
БЕЛТА