11.02.2021
Директор Института экономики НАН: в национальном законодательстве планируется закрепить право на разумный риск для ученых
Один из ключевых разделов проекта программы социально-экономического развития на следующую пятилетку – развитие науки и инновационной деятельности. Свое мнение о проекте программы высказал директор Института экономики Национальной академии наук Василий Гурский.
Гарантированные инвестиции
– Проект программы социально-экономического развития на следующую пятилетку отличается конкретностью, целевым характером, а также новизной структурирования изложения. В ней перечислены приоритеты белорусской экономической модели, во главу угла поставлены улучшение качества жизни граждан, которое будет обеспечено через реализацию экономического потенциала отраслей и регионов, цифровую трансформацию, а также создание благоприятной регулятивной среды. В программе большое внимание уделено комплексному совершенствованию инвестиционной и инновационной политики. Акцент сделан не столько на наращивание объемов инвестиций, сколько на повышение эффективности, привлечение инвестиций в создание высокотехнологичных производств, что будет способствовать устойчивому росту национальной экономики. Предусматривается внедрение новых механизмов привлечения инвестиций и освоения инноваций. В частности, предлагается внедрить правовой режим специальных инвестиционных договоров как стимулирующих вложения капиталов в нашу экономику. Этот механизм предусматривает гарантирование производителям выкупа государством части произведенной продукции, что должно повысить интерес инвесторов. В том числе производителей инновационной продукции. Также программой предусмотрено внедрение института стабилизационной оговорки. Этот инструмент – действенная мера для привлечения стратегических инвесторов, нацеленных на реализацию долгосрочных проектов в Беларуси. Стабилизационная оговорка позволит защитить интересы инвесторов от возможных изменений в законодательстве, ухудшающих их положение, в течение всего инвестиционного периода.
Прицел на инновации
– Программа направлена на создание современной экосистемы инноваций на основе реализации интеллектуального потенциала страны. Разработан комплекс мер, направленный на формирование и развитие высокотехнологического комплекса, совершенствование финансирования научно-технологической и инновационной деятельности, формирование эффективной конкурентной среды в инновационной сфере и создание современной инфраструктуры. Важнейшей организационно-экономической инновацией может стать формирование единой корпоративной системы управления реальным сектором с использованием комплексных цифровых решений, которые в совокупности и составляют содержание IT-страны и электронного государства. Планируется создание общенационального информационного ресурса, обеспечивающего сбор, обработку, хранение и обмен данными о наличии сырья, материалов, комплектующих, готовой продукции с целью оптимизации товарно-материальных потоков, что позволит существенно повысить эффективность существующего промышленного комплекса, а также активизировать инвестиционную и инновационную деятельность. В программе особое внимание уделяется привлечению инвестиций в построение цифровой экономики и инфраструктуры. Документ комплексно и системно отражает вопросы цифровой трансформации экономики Беларуси, она нацелена на широкомасштабное внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы национальной экономики. Предполагается существенный рост доли цифровой экономики в ВВП. Основные усилия будут направлены на организацию цифровой информационной среды, формирование информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовку кадров.
С правом на риск
– Важнейшим фактором инновационной среды является отраслевая наука. В частности, разработка новых технологий для глубокой переработки местного сырья. С положительной стороны можно оценить намерение закрепить в нормативно-правовых документах право на разумный риск ученых, занятых в разработке научно-технологической продукции с привлечением бюджетных средств. Как известно, в последние годы бюджеты многих местных инновационных фондов не использовались полностью из-за высокого уровня ответственности в случае невыполнения условий финансирования, даже в случае если отрицательный результат обусловлен объективными факторами. Поэтому многие ученые предпочитали участвовать в проектах государственной программы научных исследований. В них предполагается получение научного результата, который может как подтверждать первоначальную гипотезу, так и опровергать ее. В программе предлагается внести в законодательство нормы, которые бы обеспечивали сбалансированное соотношение между рисками и ответственностью для ученых, занятых прикладными исследованиями и разработками в рамках научно-технических программ, инновационных проектов.
Также в следующей пятилетке предполагается внедрить венчурную экосистему с учетом лучших международных практик и принципов государственно-частного партнерства. Планируется, что в течение пяти лет наукоемкость ВВП вырастет до одного процента. Это во многом будет обеспечено за счет системного совершенствования финансирования научно-технической и инновационной деятельности, предоставления целевой финансовой поддержки комплексных проектов для создания новых прорывных производств – проектов будущего, в число которых входят «Национальный электротранспорт», «Биотехнологии в агропромышленном комплексе», «Инновационное здравоохранение», «Биотехнологии для фармацевтики», «Умные города Беларуси». Беларусь успешно развивает производства пятого и шестого технологических укладов. К ним можно отнести нано-, био- и космические технологии, атомную энергетику. Доля этих направлений в ВВП растет. И на них стоит ориентироваться.
Вместе с тем необходимо понимать, что в большинстве стран мира в настоящее время значительная часть технологий относится к четвертому и даже третьему технологическим укладам. Их рынки не приспособлены к суперсовременной продукции, требующей соответствующей суперсовременной инфраструктуры. Беларусь имеет там определенные конкурентные преимущества, и эти рынки нельзя потерять.
Прицел на научную интеграцию
– В развитии и распространении инновационных технологий наша страна опирается в основном на собственные научные исследования и разработки. При этом необходимо учитывать, что такая небольшая страна, как Беларусь, не может быть технологическим лидером по всем направлениям и отказаться от передовых разработок, сделанных другими странами. Кроме того, процесс ускорения научно-технического прогресса сопровождается значительным увеличением расходов на проведение научных исследований. Поэтому инновационное развитие республики предусматривает синтез стратегии лидерства на основе собственных разработок и инноваций при активном заимствовании передовых зарубежных технологий и институтов. Освоение новых технологий во многом зависит от развитости отечественной науки, кадрового потенциала и промышленного комплекса. Не имея собственного высокотехнологичного промышленного производства, мы не сможем осваивать новые технологии. На них просто не будет спроса. В условиях глобализации основные направления распространения инноваций и цифровой трансформации промышленности связаны прежде всего с международными цепочками добавленной стоимости. Поэтому существенно возрастает значение усилий государств – членов ЕАЭС в области проведения научно-исследовательских и конструкторских работ на базе общих цифровых программ. Также планируется в будущей пятилетке продолжать работу по формированию единого научно-технологического пространства в рамках Союзного государства. Взаимодействие в рамках ЕАЭС в промышленной сфере на основе согласования национальных промышленных политик – один из важнейших инструментов, который позволяет более полно использовать эффект разделения труда и получения синергии от сотрудничества.
На повестке дня у Беларуси стоят масштабные созидательные задачи: цифровая трансформация экономики, модернизация промышленности, развитие электротранспорта, создание вакцины от коронавируса, развитие атомной энергетики, расширение собственной группировки спутников… И на основе реализации этих проектов повышать качество жизни людей. Поэтому можно с уверенностью утверждать: наша страна смотрит в будущее. И это будущее необходимо строить, не разрушая, а развивая и совершенствуя национальное достояние. Впереди у нас много задач, которые можно решить только совместными усилиями.
Владимир Волчков, «Рэспубліка», 11 февраля 2021 г.
Как будут платить пенсии отдельным категориям граждан. Минтруда о новациях законодательства
Как изменения законодательства коснулись лиц, находящихся в местах лишения свободы, рассказала начальник главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Елена Гоморова, передает корреспондент
БЕЛТА.
Елена Гоморова отметила, что новации закона, подписанного Президентом 12 июля, действительно внесли изменения в Закон о пенсионном обеспечении. «В большей части они обусловлены редакционными правками, связанными с принятием законодательства о предпринимательской деятельности. При этом хочу сделать особый акцент на том, что право на трудовую пенсию, как и ранее, предоставляется при условии уплаты обязательных страховых взносов не менее установленной продолжительности. С 2025 года это 20 лет», – отметила она.
Изменения коснулись порядка выплаты пенсий лицам, находящимся в местах лишения свободы, – вопрос затронул упрощение администрирования. По старому законодательству пенсия приходила на счет заключенного сразу с вычетом расходов на его содержание. Иные удержания производились исправительно-трудовыми учреждениями. Однако с 1 октября 2025 г. вступают в силу изменения, согласно которым вся сумма трудовой пенсии будет перечисляться в исправительно-трудовое учреждение, и уже оно будет производить все удержания.
«Стоимость содержания, алиментные и другие обязательства будут производиться исправительно-трудовым учреждением. И уже оставшаяся часть суммы с учетом минимальной гарантии будет зачисляться на счет. Тем самым упрощается администрирование», – пояснила Елена Гоморова.
Заместитель управляющего ФСЗН Министерства труда и социальной защиты Екатерина Лихачева добавила, что в части пенсионного страхования новации затронули еще одну сферу. «К нам приходили обращения от работодателей о том, что у них человек трудится в особых условиях и у него есть единовременные выплаты. Работодатель не понимал, нужно ли включать их в объект для профессионального пенсионного страхования. Для четкого понимания мы уточнили, что такое «объект» в целях профессионального пенсионного страхования, и теперь в законе прописано: все, что человек получает в период работы в особых условиях, идет в стаж для формирования его будущей досрочной либо дополнительной пенсии», – отметила она.
По информации
БЕЛТА
Зямельнае заканадаўства працягвае ўдасканальвацца
Як мы ўжо паведамлялі, Прэзідэнт Беларусі Аляксандр Лукашэнка падпісаў Указ № 273, які спрашчае парадак працэдуры рэгістрацыі зямельных участкаў. Такім чынам, стала больш даступным афармленне дакументаў, якія пацвярджаюць права на зямельныя ўчасткі, дадзеныя для будаўніцтва і абслугоўвання жылых дамоў, вядзення гаспадаркі і іншых мэтаў, а таксама ў выпадках самавольнага займання. Спрошчаны парадак дзейнічае да 1 студзеня 2028 г.
«Сістэма становіцца максімальна зручнай і сучаснай»
Аб асаблівасцях новых правіл рэгістрацыі зямлі мы папрасілі расказаць намесніка старшыні Пастаяннай камісіі па аграрнай палітыцы Палаты прадстаўнікоў Андрэя Балыша, які засяродзіў увагу на наступным:
– Падпісанне Прэзідэнтам новага ўказа аб парадку рэгістрацыі зямельных участкаў – гэта чарговы сістэмны крок па ўдасканаленні зямельных адносін. Для нашага аграрнага сектара і для ўсіх, хто жыве і працуе на зямлі, гэта не проста змяненні, а рэальныя, адчувальныя падтрымка і спрашчэнне. Сёння скараціліся тэрміны і механізм рэгістрацыі зямлі. Так, аднолькавымі правамі надзелены і натарыяльныя канторы, і рэгістратары. Гэта значна скарачае тэрміны афармлення дакументаў. Спрошчаны парадак рэгістрацыі зямельных участкаў дае магчымасць грамадзянам, якія не паспелі аформіць на іх паперы, без прыцягнення да адміністрацыйнай адказнасці правесці ўсе працэдуры ў рамках дзеючага заканадаўства, каб у гэтым працэсе не ўзнікала ніякіх цяжкасцяў. Лічу, што для кожнага грамадзяніна, які мае патрэбу ў афармленні зямельнага ўчастка, вельмі важна скарыстацца такой магчымасцю.
Галоўнае тое, што новыя правілы рэгістрацыі зямлі пацвярджаюць права на зямельны ўчастак без распрацоўкі складаных праектаў адводу гэтага права да 1 студзеня 2028 года, падкрэслівае дэпутат
Што гэта значыць на практыцы, асабліва для нашых аграрыяў?
– Адбылося значнае спрашчэнне правіл рэгістрацыі зямлі для сялянска-фермерскіх гаспадарак, – тлумачыць Андрэй Балыш. – Яны змогуць аформіць яе па спрошчанай схеме, што значна знізіць адміністрацыйную нагрузку і дазволіць фермерам засяродзіць увагу на вытворчасці. Вялікае значэнне новаўвядзенне мае і для жыхароў вёскі. Палегчаны парадак распаўсюджваецца на землі для будаўніцтва і абслугоўвання аднакватэрных жылых дамоў, калектыўнага садаводства і дачнага будаўніцтва.
Парламентарый таксама звяртае ўвагу, што працягнута «зямельная амністыя». Вельмі важным момантам з’яўляецца тое, што указ датычыць і самавольна занятых зямель, а тэрмін «зямельнай амністыі» падоўжаны да 1 студзеня 2028 года. Гэта дае шанц мноству людзей узаконіць свае правы на зямлю, навесці парадак у дакументах, не сутыкаючыся з залішнімі цяжкасцямі. Змяненні датычаць таксама арганізацый, якім дадзена зямля для будаўніцтва і абслугоўвання шматкватэрных жылых дамоў і аб’ектаў жыллёва-камунальнай гаспадаркі, якія эксплуатуюцца.
На заканчэнне Андрэй Балыш дадаў: «Усе гэтыя змяненні, а таксама раней прынятыя меры па аўтаматызацыі працэсаў, магчымасці атрымліваць дакументы ў натарыуса і экстэрытарыяльны прынцып, робяць сістэму рэгістрацыі нерухомасці максімальна зручнай і сучаснай».
З улікам пажаданняў землекарыстальнікаў
Дарэчы, хутка ў Палату прадстаўнікоў паступіць праект Закона «Аб змяненні законаў па пытаннях рэгулявання зямельных адносін». Але дэпутаты ўжо сёння фактычна пачалі работу над ім. Карэкціроўка зямельнага заканадаўства была нядаўна абмеркавана на пашыраным пасяджэнні Пастаяннай камісіі Палаты прадстаўнікоў па аграрнай палітыцы. У пасяджэнні ўдзельнічала трэць усяго дэпутацкага корпуса, народныя выбраннікі агучылі актуальныя пытанні сваіх выбаршчыкаў і канкрэтныя прапановы ад іх, сабраныя ў час работы ў акругах. Дыскусія дэпутатаў праходзіла актыўна і змястоўна. Падрабязна абмяркоўваліся прапановы выбраннікаў пра неабходнасць выключэння патрабавання аб заключэнні дагавораў арэнды зямельных участкаў, змяненняў (дапаўненняў) да іх у пісьмовай форме і іх дзяржаўнай рэгістрацыі. Былі таксама падрабязна разгледжаны пытанні ўстанаўлення магчымасці зліцця зямельных участкаў, якія маюць рознае мэтавае прызначэнне, пашырэння відаў правоў на зямельныя ўчасткі, што выдзяляюцца прыватным партнёрам у рамках пагадненняў аб дзяржаўна-прыватным партнёрстве, і іншыя.
Як заўважыў намеснік Старшыні Дзяржаўнага камітэта па маёмасці Мікалай Бобер, які прысутнічаў на абмеркаванні, работа над законапраектам па ўдасканаленні зямельнага заканадаўства і Зямельнага кодэкса ў цяперашні час з'яўляецца актуальнай. «Ініцыятывы, якія паступаюць ад людзей праз іх дэпутатаў, маюць вялікае значэнне, – заўважыў ён. – Грамадзяне хочуць, каб удасканаленне заканадаўства было накіравана на паляпшэнне ўмоў выкарыстання зямельных участкаў. Мы змаглі канструктыўна абмеркаваць даволі шырокі пералік пытанняў, якія датычаць розных накірункаў удасканалення зямельнага заканадаўства, і прыняць адпаведныя рашэнні, што будуць пакладзены ў аснову карэкціроўкі Зямельнага кодэкса».
Святлана Сільвановіч, «
Звязда», 16 ліпеня 2025 г.
Депутат о регулировании услуг каршеринга: вопрос требует комплексного подхода
В Беларуси будут урегулированы услуги каршеринга, сообщил журналистам заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Палаты представителей Владимир Боровенко, передает корреспондент
БЕЛТА.
15 июля прошло расширенное заседание Постоянной комиссии по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Палаты представителей по вопросу правового регулирования предоставления услуг краткосрочной аренды транспортных средств (каршеринга). В ходе семинара-совещания по актуальным вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в Республики Беларусь, проведенного 25 июня 2025 г. в Палате представителей, были выявлены пробелы правового регулирования при предоставлении услуг краткосрочной аренды транспортных средств. Это касается и шеринга средств персональной мобильности – велосипедов и электросамокатов.
В настоящее время в Республике Беларусь отсутствует правовой акт, регламентирующий порядок взаимодействия каршеринговых организаций и пользователей, в связи с чем их отношения регулируются положениями Гражданского кодекса, которые не в полной мере отражают специфику поминутной аренды автомобилей. В этой связи каждая шеринговая компания придерживается своей политики при взаимодействии с гражданами. Обычному пользователю сложно разобраться во всех тонкостях и различиях систем работы таких организаций, вариативности предусматриваемых штрафов и прочих взысканий за ненадлежащее пользование автомобилем.
«Этот вопрос был поднят в ходе семинара-совещания по актуальным вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, – отметил депутат. – Были вскрыты моменты обеспечения безопасности при краткосрочной аренде автомобилей, самокатов, велосипедов. Вопросы касались законодательного регулирования и обеспечения безопасности дорожного движения. Потому что зачастую каршерингом пользуются люди в состоянии алкогольного опьянения (это показывает статистика ДТП), а также лишенные прав, не имеющие опыта вождения. А за рулем машины, на которой никогда не ездил, вдвойне вырастает нагрузка на водителя, даже если он имеет права. Поэтому обеспечение безопасности дорожного движения стоит во главе угла».
По словам депутата, не мало вопросов и с кикшерингом (прокатом самокатов). «Указ № 145 в какой-то мере урегулировал использование самокатов, был установлен возрастной ценз. Но между тем ими пользуются и дети в возрасте до 14 лет, и двое людей одновременно, что тоже запрещено ПДД. Возникают также вопросы обеспечения мест парковки самокатов. И другие, вплоть до обеспечения скорости на различных участках дорог, – подчеркнул Владимир Боровенко. – Поэтому мы подойдем здесь комплексно. На заседание приглашены представители различных министерств и ведомств, чтобы обсудить и принять согласованное решение по обеспечению безопасности при использовании автотранспорта и средств персональной мобильности».
По информации
БЕЛТА
ЕЭК провела мониторинг законодательных инициатив в сфере трудовой миграции в странах Союза
Коллегия Евразийской экономической комиссии согласовала результаты
мониторинга национальных законодательных актов государств Евразийского экономического союза в сфере трудовой миграции за 2023–2024 годы.
Согласно исследованию в 2024 году количество трудовых мигрантов в рамках ЕАЭС увеличилось на 2,98 % по сравнению с 2023 годом. Также отмечено, что страны Союза продолжают совершенствовать миграционное регулирование, уделяя особое внимание правам граждан ЕАЭС и мерам по противодействию нелегальной миграции.
«Важно, чтобы законодательные инициативы государств-членов не противоречили нормам Договора о ЕАЭС и четко разделяли права граждан Союза и третьих стран. Проведенный мониторинг подтверждает, что страны активно работают над созданием комфортных условий для трудовых мигрантов внутри Союза, включая цифровизацию госуслуг», – отметил министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Бахыт Султанов.
Мониторинг показал, что государства-члены реализуют меры для привлечения высококвалифицированных специалистов и упрощения пребывания граждан стран ЕАЭС. Среди основных изменений: либерализация правил пребывания для трудовых мигрантов из государств Союза, а также усиление контроля за нелегальной миграцией и безопасностью.
Наиболее существенные изменения произошли в законодательстве Российской Федерации, где в 2024 году усилен контроль за пребыванием иностранных граждан, повышена ответственность за нарушения миграционных правил и скорректирован порядок приема детей мигрантов в общеобразовательные учреждения.
В рамках мониторинга стороны отметили необходимость проведения на постоянной основе анализа национального законодательства государств ЕАЭС в сфере трудовой миграции с ежегодным предоставлением отчетов компетентным органам стран Союза.
По сообщению
официального сайта Евразийской экономической комиссии
Президент подписал Закон «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности»
Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Закон «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности». Документ предусматривает административную ответственность поставщиков и торговых сетей за невыполнение обязанностей по поставке плодоовощной продукции.
За непоставку (недопоставку) такой продукции по соответствующему договору из стабилизационных фондов товаров для республиканских нужд, за ее отсутствие в торговом объекте в межсезонный период предусматривается штраф в размере от 5 до 200 базовых величин.