/ / Общественно-политические
11.02.2021

Директор Института экономики НАН: в национальном законодательстве планируется закрепить право на разумный риск для ученых

Один из ключевых разделов проекта программы социально-экономического развития на следующую пятилетку – развитие науки и инновационной деятельности. Свое мнение о проекте программы высказал директор Института экономики Национальной академии наук Василий Гурский.

Научно-технические достижения

Гарантированные инвестиции

– Проект программы социально-экономического развития на следующую пятилетку отличается конкретностью, целевым характером, а также новизной структурирования изложения. В ней перечислены приоритеты белорусской экономической модели, во главу угла поставлены улучшение качества жизни граждан, которое будет обеспечено через реализацию экономического потенциала отраслей и регионов, цифровую трансформацию, а также создание благоприятной регулятивной среды. В программе большое внимание уделено комплексному совершенствованию инвестиционной и инновационной политики. Акцент сделан не столько на наращивание объемов инвестиций, сколько на повышение эффективности, привлечение инвестиций в создание высокотехнологичных производств, что будет способствовать устойчивому росту национальной экономики. Предусматривается внедрение новых механизмов привлечения инвестиций и освоения инноваций. В частности, предлагается внедрить правовой режим специальных инвестиционных договоров как стимулирующих вложения капиталов в нашу экономику. Этот механизм предусматривает гарантирование производителям выкупа государством части произведенной продукции, что должно повысить интерес инвесторов. В том числе производителей инновационной продукции. Также программой предусмотрено внедрение института стабилизационной оговорки. Этот инструмент – действенная мера для привлечения стратегических инвесторов, нацеленных на реализацию долгосрочных проектов в Беларуси. Стабилизационная оговорка позволит защитить интересы инвесторов от возможных изменений в законодательстве, ухудшающих их положение, в течение всего инвестиционного периода.

Прицел на инновации

– Программа направлена на создание современной экосистемы инноваций на основе реализации интеллектуального потенциала страны. Разработан комплекс мер, направленный на формирование и развитие высокотехнологического комплекса, совершенствование финансирования научно-технологической и инновационной деятельности, формирование эффективной конкурентной среды в инновационной сфере и создание современной инфраструктуры. Важнейшей организационно-экономической инновацией может стать формирование единой корпоративной системы управления реальным сектором с использованием комплексных цифровых решений, которые в совокупности и составляют содержание IT-страны и электронного государства. Планируется создание общенационального информационного ресурса, обеспечивающего сбор, обработку, хранение и обмен данными о наличии сырья, материалов, комплектующих, готовой продукции с целью оптимизации товарно-материальных потоков, что позволит существенно повысить эффективность существующего промышленного комплекса, а также активизировать инвестиционную и инновационную деятельность. В программе особое внимание уделяется привлечению инвестиций в построение цифровой экономики и инфраструктуры. Документ комплексно и системно отражает вопросы цифровой трансформации экономики Беларуси, она нацелена на широкомасштабное внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы национальной экономики. Предполагается существенный рост доли цифровой экономики в ВВП. Основные усилия будут направлены на организацию цифровой информационной среды, формирование информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовку кадров.

С правом на риск

– Важнейшим фактором инновационной среды является отраслевая наука. В частности, разработка новых технологий для глубокой переработки местного сырья. С положительной стороны можно оценить намерение закрепить в нормативно-правовых документах право на разумный риск ученых, занятых в разработке научно-технологической продукции с привлечением бюджетных средств. Как известно, в последние годы бюджеты многих местных инновационных фондов не использовались полностью из-за высокого уровня ответственности в случае невыполнения условий финансирования, даже в случае если отрицательный результат обусловлен объективными факторами. Поэтому многие ученые предпочитали участвовать в проектах государственной программы научных исследований. В них предполагается получение научного результата, который может как подтверждать первоначальную гипотезу, так и опровергать ее. В программе предлагается внести в законодательство нормы, которые бы обеспечивали сбалансированное соотношение между рисками и ответственностью для ученых, занятых прикладными исследованиями и разработками в рамках научно-технических программ, инновационных проектов.

Также в следующей пятилетке предполагается внедрить венчурную экосистему с учетом лучших международных практик и принципов государственно-частного партнерства. Планируется, что в течение пяти лет наукоемкость ВВП вырастет до одного процента. Это во многом будет обеспечено за счет системного совершенствования финансирования научно-технической и инновационной деятельности, предоставления целевой финансовой поддержки комплексных проектов для создания новых прорывных производств – проектов будущего, в число которых входят «Национальный электротранспорт», «Биотехнологии в агропромышленном комплексе», «Инновационное здравоохранение», «Биотехнологии для фармацевтики», «Умные города Беларуси». Беларусь успешно развивает производства пятого и шестого технологических укладов. К ним можно отнести нано-, био- и космические технологии, атомную энергетику. Доля этих направлений в ВВП растет. И на них стоит ориентироваться.

Вместе с тем необходимо понимать, что в большинстве стран мира в настоящее время значительная часть технологий относится к четвертому и даже третьему технологическим укладам. Их рынки не приспособлены к суперсовременной продукции, требующей соответствующей суперсовременной инфраструктуры. Беларусь имеет там определенные конкурентные преимущества, и эти рынки нельзя потерять.

Прицел на научную интеграцию

– В развитии и распространении инновационных технологий наша страна опирается в основном на собственные научные исследования и разработки. При этом необходимо учитывать, что такая небольшая страна, как Беларусь, не может быть технологическим лидером по всем направлениям и отказаться от передовых разработок, сделанных другими странами. Кроме того, процесс ускорения научно-технического прогресса сопровождается значительным увеличением расходов на проведение научных исследований. Поэтому инновационное развитие республики предусматривает синтез стратегии лидерства на основе собственных разработок и инноваций при активном заимствовании передовых зарубежных технологий и институтов. Освоение новых технологий во многом зависит от развитости отечественной науки, кадрового потенциала и промышленного комплекса. Не имея собственного высокотехнологичного промышленного производства, мы не сможем осваивать новые технологии. На них просто не будет спроса. В условиях глобализации основные направления распространения инноваций и цифровой трансформации промышленности связаны прежде всего с международными цепочками добавленной стоимости. Поэтому существенно возрастает значение усилий государств – членов ЕАЭС в области проведения научно-исследовательских и конструкторских работ на базе общих цифровых программ. Также планируется в будущей пятилетке продолжать работу по формированию единого научно-технологического пространства в рамках Союзного государства. Взаимодействие в рамках ЕАЭС в промышленной сфере на основе согласования национальных промышленных политик – один из важнейших инструментов, который позволяет более полно использовать эффект разделения труда и получения синергии от сотрудничества.

На повестке дня у Беларуси стоят масштабные созидательные задачи: цифровая трансформация экономики, модернизация промышленности, развитие электротранспорта, создание вакцины от коронавируса, развитие атомной энергетики, расширение собственной группировки спутников… И на основе реализации этих проектов повышать качество жизни людей. Поэтому можно с уверенностью утверждать: наша страна смотрит в будущее. И это будущее необходимо строить, не разрушая, а развивая и совершенствуя национальное достояние. Впереди у нас много задач, которые можно решить только совместными усилиями.

Владимир Волчков, «Рэспубліка», 11 февраля 2021 г.