10.02.2021
Председатель ГКНТ : к 2025 году стоит задача выйти на уровень инновационного развития стран – лидеров Восточной Европы
В следующей пятилетке предстоит провести системную работу по наращиванию вклада науки в инновационное развитие экономики. Об этом сообщил сегодня на заседании итоговой коллегии Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Председатель ГКНТ Александр Шумилин. По его словам, в текущем году предполагается достичь следующих напряженных значений основных показателей инновационного развития: удельного веса инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции организаций обрабатывающей промышленности на уровне 19,5 %; удельного веса инновационно-активных организаций обрабатывающей промышленности – 27,5 %; доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта – 33,5 %, а также создать и модернизировать более 1,4 тысячи рабочих мест. Кроме того, предполагается от количественных показателей перейти к качественной составляющей их выполнения. Так, рост показателя доли новой для внутреннего или мирового рынка продукции необходимо увеличить с 45 % в 2021 году до 54 % в 2025 году. В новой пятилетке предусмотрен также рост доли организаций, осуществляющих процессные инновации, с 26,5 % в 2021 году до 35 % в 2025 году.
«Мы ставим большие цели на пятилетку. Новая Государственная программа инновационного развития на 2021–2025 годы полностью нацелена на решение задач, поставленных Главой государства – к 2025 году выйти на уровень инновационного развития стран-лидеров Восточной Европы. Намерены значительно продвинуться в таких областях, как инновационное здравоохранение, биотехнологии, национальный электротранспорт, умные города. Не останется без внимания и развитие традиционных отраслей – машиностроение, химическая промышленность, транспорт и, несомненно, сельское хозяйство», – подчеркнул Александр Шумилин.
Завершившийся 2020 год стал последним годом пятилетки, поэтому на заседании коллегии подвели итоги не только прошедшего года, но и всего пятилетнего периода в целом. Так, в рамках Государственной программы инновационного развития (ГПИР) в 2020 году выполнялось 89 проектов по созданию новых производств, реализация еще 37 проектов завершена в 2016–2019 годах. Всего на реализацию проектов в 2016–2020 годах направлено 11,5 млрд рублей, из которых более 70 % – иностранные инвестиции (включая кредитные линии). Объем производства продукции превысил 5,8 млрд рублей, в том числе в 2020 году – 2,0 млрд рублей. Более 60 % продукции поставлено на экспорт.
В эксплуатацию введены 74 новых производства, 13 из которых – в 2020 году. Это производство пероральных противоопухолевых лекарственных средств; производство высокоточного, высокопрочного чугунного литья на Минском моторном заводе в Столбцах; производство оптоэлектронной техники на базе тепловизионных и лазерных систем на «ММЗ имени Вавилова»; производство металлического листа и белой жести в Миорах и другие.
Среди значимых проектов госпрограммы можно назвать производство оптических компонентов и лазерных систем с диодной накачкой нового поколения в Институте физики НАН Беларуси, создание инновационно-промышленного кластера высоких технологий на «АДАНИ», организацию производства по сборке легковых автомобилей на БЕЛДЖИ; создание производства стерильной рассыпки антибиотиков на Борисовском заводе медпрепаратов, организацию производства сортового проката в Жлобине на БМЗ; БелАЭС и др.
В целом, по итогам реализации ГПИР создано более 11-ти тысяч новых высокопроизводительных рабочих мест (при задании чуть более 10-ти), а доля экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции по итогам января-ноября 2020 года составила более 38 % (при задании 33 %). Также по оценке ГКНТ прогнозируется выполнение показателя «удельный вес инновационно-активных организаций» на уровне задания, то есть 26 %.
В 2020 году в рамках государственных, отраслевых и региональной научно-технической программы выполнялось более 540 заданий. Учеными и специалистами разработано и доведено до стадии практического применения 1157 новшеств (увеличение с 2019 года – на 35 %), в том числе: 57 видов машин, оборудования, приборов, инструментов; 27 новых материалов, веществ, продуктов питания; 67 технологических процессов и другое. В 2020 году по завершенным разработкам получено 30 охранных документов на результаты НТД, подано 40 заявок на патентование изобретений, заключено 2 лицензионных договора.
К числу наиболее перспективных разработок можно отнести следующие: городской низкопольный автобус нового поколения с усовершенствованным салоном для быстрой посадки-высадки пассажиров и высоким уровнем экологичности; комбайн зерноуборочный самоходный с роторной схемой обмолота и сепарации с более мощным двигателем; метод диагностики рака желудка, который повысит эффективность диагностики и увеличит долю выявленных случаев раннего рака желудка на 30 %; программное обеспечение интеллектуального прогнозирования рисков развития рецидивов костных сарком у детей и взрослых; метод лечения пациентов с хроническим лимфолейкозом, программно-аппаратный комплекс контроля защищенности информации в волоконно-оптических линиях связи «Мангуст» и др.
Общая стоимость реализованной продукции научно-технической продукции превысила 1 млрд 240 млн рублей. При этом бюджетные затраты на разработки, на основе которых создана и реализована эта продукция, не превысили 70 млн рублей. По сравнению с 2019 годом, объем реализованной продукции в ценах соответствующих периодов увеличился на 17 %. Объем экспорта также увеличился на 17 %.
«За последние пять лет сделано много новаций в научно-технической сфере. Наша страна достигла значимых успехов и уверенно движется по пути инновационного развития. Это не только наши собственные рассуждения, но и оценки международных экспертов. Так, за последние 2 года Беларусь поднялась на 22 позиции в Глобальном международном индексе инноваций и заняла 64-е место», – сказал Александр Шумилин.
По сообщению официального сайта Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь
(фото – БЕЛТА)
Замминистра экономики: более 10 лет Беларусь удерживает позицию страны с очень высоким уровнем развития
Более 10 лет Беларусь удерживает позицию страны с очень высоким уровнем развития. Об этом заместитель Министра экономики Беларуси Елена Болигатова сообщила в ходе заседания Совета по устойчивому развитию, которое состоялось сегодня, 12 июня, в Минске.
По словам Елены Болигатовой, в нашей стране эффективно функционирует система достижений Целей устойчивого развития, что подтверждается высокими международными оценками и результатами работы экономики:
– Более 10 лет Беларусь удерживает позицию как страна с очень высоким уровнем развития, занимая 69-е место среди 193 стран в Глобальном индексе человеческого развития. Интегративные показатели ВВП на душу населения и паритету покупательной способности выросли более чем в 5 раз. В Беларуси установлена высокая динамика промышленного производства. Рост производственных способностей нашего промышленного комплекса подтверждает 58-я позиция среди 153 стран в мировом рейтинге. В Беларуси произведен самый большой карьерный самосвал в мире грузоподъемностью 450 тонн. Новым вектором стало развитие электротранспорта – освоен выпуск электромобилей, электробусов и различной техники. Особый упор в этом векторе мы делаем на инвестиции. Сохраняется положительная динамика по инвестициям в основной капитал.
Юлия Демешко, «
СБ. Беларусь сегодня», 12 июня 2025 г.
Толкование соглашений. Андрей Плотников рассказал о востребованной компетенции Экономического суда СНГ
Наиболее востребованной у государств – участников Содружества компетенцией Экономического суда СНГ является толкование заключенных соглашений, отметил в комментарии журналистам Андрей Плотников, который до недавнего времени возглавлял Экономический суд СНГ, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
По словам Андрея Плотникова, Экономический суд СНГ – это прежде всего уставный орган Содружества, деятельность которого призвана обеспечивать соблюдение экономических интересов государств – участников Содружества на основе принципа суверенитета и учета национальных интересов. Это предопределяющее в деятельности суда как органа, обеспечивающего единство правового пространства на всей территории стран Содружества.
Продолжая тему компетенции Экономического суда СНГ, Андрей Плотников пояснил, что речь идет, в частности, о рассмотрении запросов о толковании заключенных конвенций и соглашений, а также споров между государствами.
Впрочем, в последнее время государства научились решать свои вопросы иными средствами мирного разрешения споров, отметил он. Прежде всего это консультации, переговоры. «Именно споров (в рамках. – Прим. БЕЛТА) искового производства между государствами сегодня не было. По большей части востребованным и актуальным является рассмотрение дел по толкованию заключенных соглашений», – отметил Андрей Плотников.
Он напомнил, что с 2016 года проводилась реформа Экономического суда СНГ. Суд перешел на новый формат деятельности ad hoc (постоянный формат работы по месту пребывания суда сохранен лишь для его председателя и аппарата). В основном это дистанционная форма работы. В существующих условиях это более оперативное рассмотрение дел, экономичное, рачительное использование денежных средств для содержания суда.
«На территории государств-участников уже является обыденным рассмотрение дел дистанционно. Но межгосударственное рассмотрение споров, когда судьи находятся на территории разных государств и проводят судебные заседания дистанционно, на территории СНГ впервые», – обратил внимание Андрей Плотников.
По его словам, в последнее время работа суда была основана на рассмотрении запросов, касающихся действия заключенных соглашений. Что касается рассмотрения споров между субъектами хозяйствами, это не входит в компетенцию Экономического суда СНГ. Субъекты хозяйствования могут обратиться в суд опосредованно, через структуры и институты СНГ.
«Мы больше рассматриваем вопросы публичного права, но они в дальнейшем влияют непосредственно на деятельность каждого субъекта именно через заключенные в рамках Содружества соглашения», – сказал Андрей Плотников.
В Минске сегодня состоялось заседание Пленума Экономического суда СНГ. Пленум – это высший коллегиальный орган Экономического суда СНГ, состоящий из судей суда (по одному от каждого государства) и председателей высших национальных судов, обладающих компетенцией по рассмотрению экономических споров в государствах – участниках соглашения о статусе Экономического суда СНГ (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан).
«Данный состав пленума и определяет уникальность этого органа, – сказал Андрей Плотников. – Состав пленума предопределяет его взаимодействие с высшими национальными судами, поскольку позволяет вырабатывать общие подходы при регулировании права на территории стран Содружества».
Очередное заседание пленума призвано было рассмотреть вопросы, связанные с внесением изменений в регламент пленума и регламент Экономического суда СНГ по итогам работы в новом формате ad hoc. Процедуры требуют в некоторой части унификации и упрощения. Также требуется адаптация к новым судебным практикам, уже существующим на территории стран Содружества.
По информации
БЕЛТА
Планируемые изменения законодательства в сфере аудиторской деятельности обсудили в Палате представителей
9 июня 2025 года состоялось расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике.

В заседании Постоянной комиссии также приняли участие представители Министерства финансов, секретариатов Совета Республики и Палаты представителей.
Председатель Постоянной комиссии по экономической политике Николайкин В.П. озвучил выводы заключения экспертного совета при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (второе чтение) и акцентировал внимание на необходимости обеспечения пакетного принципа подготовки данного проекта законодательного акта.
Заместитель Министра финансов Республики Беларусь Судник А.А. проинформировал участников заседания о ходе подготовки проектов постановлений Правительства об утверждении Положения о деловой (профессиональной) репутации, также перечня организаций, информация о деятельности которых имеет особую экономическую значимость для Республики Беларусь, при оказании аудиторских услуг которым устанавливаются особенности в части обеспечения дополнительной защиты информации.
В ближайшее время соответствующие проекты документов, учитывающие высказанные участниками заседания предложения, будут представлены в Постоянную комиссию.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Александр Турчин о работе ПВТ: задача – двигаться вперед, используя новые формы и механизмы
Задача ПВТ – двигаться вперед, используя новые формы и механизмы. Об этом заявил на заседании Наблюдательного совета ПВТ в Минске Премьер-министр Беларуси Александр Турчин, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Парк – достижение нашей суверенной страны, детище Президента. При его участии, содействии парк был создан, развивается. Наша задача в текущем моменте – двигаться вперед, используя новые формы, новые механизмы», – сказал Александр Турчин.
Премьер-министр представил начальника секретариата Наблюдательного совета Анну Рябову. Он подчеркнул, что, несмотря на сложности, ПВТ работает, растет. «Наша задача – придать этому росту соответствующий динамизм. Многое меняется в мире, особенно в мире цифры. Нам важно не отставать, двигаться вперед», – добавил он.
Александр Турчин обозначил важность реализации образовательных проектов, а также поддержки научного сообщества, чтобы больше молодых людей в различных сферах экономики смогли получить в ПВТ опыт, поддержку в совершенствовании профессиональных компетенций.
«Секретариат парка должен перестроиться на более активную, интенсивную работу, всячески оказывать резидентам (и не только им) содействие в развитии», – подчеркнул Александр Турчин.
Премьер- министр возглавил Наблюдательный совет ПВТ. Как отметила Анна Рябова, это сигнал к более пристальному вниманию. Парк прошел период геополитической турбулентности. «Надо сделать очередную переоценку, чекинг, посмотреть наши сильные и слабые стороны, какие надо доразвить, какие надо скомпенсировать», – сказала Анна Рябова.
Одно из самых важных направлений – реинвестирование всего накопленного потенциала в традиционные отрасли экономики.
«Это действительно мощнейший ресурс. Наши компании очень активно интересуются внутренним рынком. Больше половины компаний заявляют об интересе к внутреннему ресурсу. Это порядка 2,5 тыс. решений, которые, как они считают, могут быть внедрены на внутреннем контуре. Мы будем выстраивать нашу работу по открытию прозрачного интенсивного канала поступления всех этих решений в наши традиционные отрасли», – добавила Анна Рябова.
Также она обратила внимание на взаимодействие с системой образования и обозначила точки роста. В ПВТ будут прикладывать усилия, чтобы формировать команды разработчиков, бизнес-молодежи для реализации поставленных задач.
B Парке высоких технологий – 1026 резидентов, из которых 30 % – иностранные центры разработки и продуктовые компании. Продуктовую направленность имеют более 250 резидентов, 17 резидентов ПВТ созданы с государственным участием.
Продолжает расти количество новых компаний в парке. За 2024 год и I квартал 2025-го в ПВТ зарегистрировано 139 новых резидентов.
Численность работников в ПВТ по итогам І квартала составляет порядка 59 тыс. человек. Важно, что этот показатель вырос по сравнению с аналогичным периодом 2024 года (темп роста 107 %).
Объем производства и реализации продукции резидентов ПВТ по итогам І квартала превысил Br2 млрд – на 12 % больше, чем за І квартал прошлого года. По итогам 2024 года выручка резидентов парка составила Br7 млрд 887 млн. Парк высоких технологий сохраняет свою экспортную направленность. За 2024 год экспорт парка составил $1,8 млрд. За І квартал 2025 года показатель уже превысил $459 млн. Темп роста по сравнению с аналогичным периодом 2024 года – 107 %.
Рост экспорта был обеспечен благодаря активным действиям компаний-резидентов по расширению географии внешнеэкономической деятельности. Существенно выросла доля стран СНГ (в первую очередь Российской Федерации) в общем объеме экспорта ПВТ.
Рынок Беларуси является привлекательным для большей части резидентов Парка высоких технологий. Объем реализации ИТ-продуктов и услуг резидентами ПВТ на внутреннем рынке Беларуси в 2024 году составил порядка Br2 млрд. Их выручка на внутреннем рынке за І квартал 2025 года выросла на 24 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысила Br500 млн.
По информации
БЕЛТА
На республиканском конкурсе инновационных проектов учреждены 29 дополнительных номинаций
На республиканском конкурсе инновационных проектов 2025 года учреждены 29 дополнительных номинаций. Об этом сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Государственного комитета по науке и технологиям.
Среди партнеров конкурса, представивших дополнительные номинации, – Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Государственный военно-промышленный комитет, концерны «Белгоспищепром» и «Беллегпром», Белтелерадиокомпания, а также банки, технопарки и IT-компании. Например, в числе допноминаций – «Лучший инновационный проект в легкой промышленности», «Лучший инновационный проект в сфере военной безопасности государства», «Лучший инновационный проект в сфере здравоохранения», «Разработка комплекта методик, направленных на обеспечение качества пищевой продукции, реализуемой в Республике Беларусь», «Лучший инновационный проект в медиасфере и/или в сфере информационной безопасности», «Лучший инновационный проект в сфере сельского хозяйства» и другие. Полный список размещен на сайте Белорусского инновационного фонда.
Победители в дополнительных номинациях получат сопровождение инновационного проекта экспертами и профильными специалистами, а также возможность дальнейшего сотрудничества с организациями, их учредившими.
Главные номинации – «Лучший инновационный проект» и «Лучший молодежный инновационный проект» – остаются неизменными. В дополнительных номинациях могут принимать участие проекты, заявленные в одной из основных.
Авторы проектов, желающие принять участие в дополнительных номинациях, проходят регистрацию на сайте konkurs.belinfund.by, заполняют заявительные документы для участия в одной из основных номинаций и оповещают организаторов о своем намерении письмом (в произвольной форме с указанием названия дополнительной номинации), отправленным на e-mail конкурса: rkip@belinfund.by. Подробную информацию о конкурсе можно получить в Белинфонде по телефонам +375172708429, +375295775689 или по e-mail: rkip@belinfund.by. Срок приема заявок продлится до 1 августа 2025 года.
Конкурс проводится Государственным комитетом по науке и технологиям при активной поддержке Минобразования, НАН Беларуси, БРСМ и Белорусского инновационного фонда.
По информации
БЕЛТА