09.02.2021
Уведомительный принцип открытия, отчет о доле в товарообороте: что еще изменится в Законе о госрегулировании торговли и общественного питания
С июля вступят в силу изменения в Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания». Сферы эти, несмотря на пандемию, развиваются довольно активно: открываются новые магазины, пиццерии, кофейни. Бизнес идет вслед за спросом, иногда старается сработать на опережение. Чтобы ему приходилось меньше отвлекаться на лишние нюансы, быть уверенным в своих партнерах и конкурировать, имея на руках все карты, приняты поправки. Кроме того, плюсы от документа должны ощутить и покупатели. Неспроста при подготовке Закона изучался опыт регулирования торговли почти в трех десятках стран. Какие изменения предвидятся, разбиралась корреспондент «Р».
Ни шагу за порог
Одна из самых обсуждаемых норм касается порогового значения доли торговой сети в товарообороте административной территории – района или города. Было – и осталось – 20 процентов. Достигнув этой отметки, ритейлер не вправе расширять свою торговую площадь. Буквально недавно, в середине декабря, до второго чтения проекта изменений, поднимался вопрос об увеличении планки до 25 процентов. Но достигнутый ранее баланс интересов крупного и более мелкого бизнеса решили не нарушать.
К тому же есть еще Указ № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания». Этот документ разрешает при превышении планки открывать магазины на селе и в малых городах. Список населенных пунктов утверждают областные Советы депутатов. Сейчас в него включено почти 90 процентов деревень, малых городов и участков вне поселений.
Примечательно, что сетевики, занимающиеся продовольствием, впредь будут сами высчитывать свою долю в товарообороте Минска, областных центров, районов, если там расположены их объекты. Данные для расчета будут брать из сведений Белстата за предыдущий финансовый год. Планируемую дату опубликования такой информации сообщают в начале года. Так что желающие узнать цифры не пропустят. В помощь для расчета методика, утвержденная Совмином под номером 1227. Ничего сложного нет, уверяют в МАРТ. Так что о перекосах в статистике волноваться не стоит.
Кстати, за умышленный или «нечаянно» неправильный расчет доли ответственность для ритейлеров не предусмотрена. Впрочем, есть другие последствия для невнимательных, обращает внимание начальник отдела методологии управления организации торговли и общественного питания МАРТ Ирина Шпак:
– Если во время контроля за соблюдением требований законодательства будет установлен факт совершения сделки, в том числе в результате «нечаянно» неправильного расчета, по расширению торговых площадей для розничной торговли продтоварами, где доля сетевика превысила допустимый порог, такая сделка будет являться ничтожной.
Договоры «полегчают»
Следующие нормы пришли из жизни. Обновленный Закон вносит изменения во взаимоотношения поставщиков и розницы, а также общепита. Поправки эти, к слову, – часть антимонопольного законодательства. В Закон они внесены для того, чтобы условия заключения договоров о поставке продовольствия стали еще прозрачнее, а взаимодействие между всеми участниками процесса – еще эффективнее. Плюс появляются дополнительные условия для развития конкуренции, отмечает Ирина Шпак.
О чем речь? Крупные сетевики (речь о годовом обороте в 80 000 базовых величин и более), занимающиеся торговлей и общественным питанием, обязаны обеспечить поставщику продтоваров доступ к информации об условиях выбора контрагента. А также другим сведениям, необходимым для заключения договора. Сделать это надо на своих сайтах. Если оборот компании меньше, данные потенциальному партнеру нужно доводить любым удобным способом в течение двух недель и бесплатно. Представители потребкооперации вправе размещать сведения на сайтах областных объединений или на республиканской страничке.
Схожая норма работает и в отношении крупного поставщика товаров, чей объем поставок на внутренний рынок превышает 80 000 базовых величин в год. В онлайн-информации стоит указать перечень групп товаров, сроки и условия поставки, порядок расчетов. Поставщик поменьше должен оперативно рассказать о своих принципах работы удобным способом. Условия работы должны быть одинаковы для всех, настаивают в МАРТ.
Кроме того, в договоры запрещается вносить условия о плате за право поставок товаров или изменение ассортимента, об ответственности за поставку конкуренту продукции на более выгодных условиях. Нельзя прописывать обязательства поставщика возмещать убытки из-за повреждения продуктов во время нахождения в сети или на складе ресторана. А еще – устанавливать вознаграждения за разгрузку транспорта, приемку товара, фасовку, выкладку на полки – все, что связано с торгово-технологическим процессом. А также запрещается понуждать к заключению договоров, направленных на продвижение товаров. Все маркетинговые ходы можно прописать только в дополнительных договорах, не связанных с поставкой. Но это уже на усмотрение сторон. Кроме того, законодательно прописаны сроки оплаты за поставленные товары. А то ведь порой в допсоглашениях то и дело ритейлеры норовили отсрочить момент расчета. А это уже влияло на финансовую стабильность производителей и поставщиков.
К слову, производители и поставщики в кулуарах не раз жаловались на непростые условия работы с сетевиками. Вслух о таких вещах предпочитают не распространяться, мол, как бы не остаться без большого канала сбыта. Да и подтвердить непорядок документально достаточно сложно. К тому же рассмотрение дел требует времени, а время, как известно, измеряется деньгами. Они играют не последнюю роль при принятии решения о разглашении обиды. А сетевики пока отвоевывают все большую долю рынка. Если в 2015 году топ-10 в продтоварах занимали около 35 процентов рынка, то в 2019-м – уже 45 процентов. Очевидно: имея растущую рыночную силу, они могут навязывать свои условия поставщикам. Дополнительные требования порой существенно влияют на формирование отпускных цен. Ведь туда приходится включать затраты, например, на оказание маркетинговых услуг. В итоге все это сказывается на кошельке покупателя. Впрочем, спешить с выводами в МАРТ не торопятся:
– Эффективность этих норм можно будет оценить во время применения Закона.
Сообщи, как откроешься
Торговые объекты и заведения общепита, торговые центры, рынки, интернет-магазины, работающие без стационарных точек, через полгода перейдут на новый уведомительный принцип открытия дела. Сейчас нужно накануне подать сведения в Торговый реестр. А согласно новым изменениям – в течение пяти дней после начала работы, чтобы не отвлекаться от подготовки к запуску. Кроме того, все перечисленные объекты смогут самостоятельно определять режим работы. За исключением работы в ночное время – после 23:00 и до 7:00. Таким объектам, а также магазинам беспошлинной торговли на границах надо будет согласовывать режим работы.
Нововведение для общепита – подразделение на типы и классы отменяется. Как и ассортиментные перечни. Все отдано на откуп владельцам, которых держат в заданной планке рынок и клиентоориентированность.
Правила размещения нестационарных и передвижных торговых объектов и таких же объектов общепита, летних площадок будут едиными. С одной оговоркой: это касается мест на землях общего пользования. Состав включаемых в перечни требований позже определит Совмин. Затем гор- и райисполкомы, администрации районов Минска сформируют свои списки и вывесят на сайтах.
– Для сохранения единого архитектурного облика существующей застройки на местах при необходимости смогут установить требования к внешнему виду и размеру объектов, типам транспорта в случае передвижной торговли и общепита, – подчеркивает Ирина Шпак.
Мария Друк, «Рэспубліка», 9 февраля 2021 г.
Реализация Указа № 232. МАРТ – о формировании стабфондов на межсезонье-2025/26
Чтобы традиционных витаминов хватило до лета – закладка картофеля, овощей и яблок в стабфонды завершена. Полная готовность – к 15 ноября. Какова ожидаемая потребность в продукции с середины осени и практически до конца весны? В чем нюансы ее распределения? Какими будут цены на шесть регулируемых позиций в межсезонье? Об этом и многом другом «Р» рассказали в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли.
Под полную потребность
Министр антимонопольного регулирования и торговли Артур Карпович отметил, что для гарантированного обеспечения населения свежей плодоовощной продукцией в межсезонье с учетом возникающих определенных проблем в прошлые годы был подписан Указ Президента № 232 «Об особенностях поставки плодоовощной продукции для республиканских государственных нужд». Согласно документу, формирование стабфондов переведено в систему госзаказа, где сельхозпроизводители – поставщики, сети или госорганизация – заготовители. Появилась норма о предварительном кредитовании аграриев в размере не более 30 процентов от стоимости поставки продукции, указанной в договоре с сетями. Ретейл может это делать как из своих средств, так и с помощью привлечения кредитов Беларусбанка и Белагропромбанка под 3 процента годовых. Кроме того, закреплены обязанности поставщика обеспечить выполнение условий договора, заготовителя – наличие полученной продукции в межсезонье, предусмотрена ответственность для сторон.
– Правила игры определены. Теперь ни фермер, ни торговля не могут сказать, что государство не создало приемлемых условий для их совместной работы в этом направлении, – акцентировал Министр.
Принятое в развитие Указа постановление Совмина № 399 «О порядке и условиях поставки плодоовощной продукции из стабилизационных фондов товаров для республиканских государственных нужд» также скорректировало подходы по формированию стабфондов исходя из анализа ситуации за прошлые годы. Напомним, в последние пару лет впервые за долгое время стали закладывать в хранилища объем, равный полной потребности торговли и государственных социальных организаций, в частности школ, детсадов, больниц. И хотя в прошлом году были случаи перебоя в поставках продукции в ряд магазинов – сказались резко выросший спрос и непорядочность отдельных поставщиков, по своим причинам отказывавших в выполнении договоренностей, – вектор в целом оказался верным. Потому его решили сохранить, увеличив объемы. Так, на межсезонный период 2025/26 года потребность в борщевом наборе составляет 158,72 тысячи тонн. В том числе 121,77 тысячи тонн – для торговых сетей, 36,95 тысячи тонн – для учреждений соцсферы. Картофель должен быть заложен в общем в объеме 61,66 тысячи тонн, капуста – 26,26, свекла – 9,72, морковь – 15,23, репчатый лук – 17,27, яблоки – 28,58 тысячи тонн. Все объемы посчитаны с учетом возможностей сельхозорганизаций и согласованы регулятором – Минсельхозпродом.
По факту по ряду позиций имеем даже чуть больше потребности. Не пропадет, уверяют в МАРТ. Потому как сформированы графики поставок между производителями и организациями, за выполнением которых будут тщательно следить в ведомстве. По картофелю, моркови и свекле – по 31 мая включительно, по капусте, луку и яблокам – по 30 апреля.
– При этом в случае возникновения каких-либо дополнительных факторов, влияющих на объемы закладки, касающихся, например, сроков хранения, повышения либо снижения спроса, изменения условий на внешних рынках и других, у нас есть возможность оперативно внести корректировки в действующее постановление Совмина, – обратил внимание Артур Карпович.
Задача – сработать ритмично
Руководитель МАРТ подчеркнул:
– В целом мы постарались создать такую систему, где все участники заинтересованы в ритмичной партнерской работе. Потому как, например, сети уже внесли аванс в адрес производителей в размере 10 процентов от стоимости продукции, указанной в договорах поставки, – такой пункт есть в постановлении Правительства № 399. В последующем предоплата – по сути, кредит от торговли на срок до одного года в адрес сельхозпроизводителя – будет не более 30 процентов. Эта норма не распространяется на бюджетные организации и госзакупки.
Более того, как уже сейчас предусмотрено, если у производителя появятся излишки, когда, например, спрос будет меньше запланированного, он сможет их продать по согласованию с МАРТ, облисполкомами и Мингорисполкомом на иные цели. При этом доля кредитных средств, приходящихся на такую продукцию, будет считаться используемой по назначению. Если спрос будет выше ожидаемого, сельхозорганизации должны оперативно сообщить об этом в облисполкомы и Мингорисполком, которые вправе инициировать увеличение объемов госзаказа.
Юлить себе дороже: за то, что подвел партнеров, ответственных перед своим потребителем и страной, предусмотрена ответственность. Согласно изменениям в КоАП, вступившим в силу с 12 июля, предусмотрена административная ответственность за поставку (недопоставку) по заключенному договору продукции из стабфондов для республиканских нужд для поставщика и заготовителя, а также за ее отсутствие в торговом объекте в межсезонный период. Это чревато штрафом в размере от 5 до 12 базовых величин на должностное лицо, на юридическое лицо – от 20 до 200 базовых.
– Настроены реагировать жестко при умышленных нарушениях. Опыт прошлого межсезонного периода это показал. Напомню, тогда впервые в истории МАРТ при разбирательстве ситуации с нехваткой в торговле ряда товаров так называемого борщевого набора при достаточном наличии остатков в стабфондах были применены нормы торгового законодательства в антимонопольных расследованиях. Так, согласно статье 24 Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания», поставщикам запрещается совершать действия, которые ограничивают или могут ограничить конкуренцию, причиняют вред правам, свободам и законным интересам лиц, создают дискриминационные условия, навязывают контрагенту отдельные условия договора. В результате установили пять фактов нарушения поставщиками этой нормы. Приняты необходимые меры реагирования, в том числе проинформированы о подобных фактах местные органы власти и Минсельхозпрод как кураторы производства сельскохозяйственной продукции и обеспечения поставок ее в торговлю. Надеемся, что недобросовестные поставщики сделали необходимые выводы и подобных нарушений больше не повторится. Потребитель не должен страдать от умышленного недобросовестного поведения производителей, – озвучил позицию Артур Карпович.
Цена и качество в приоритете
Примечательно, что стоимость продукции из стабфондов постоянно регулируется, чтобы избежать ценовых всплесков и обеспечить доступность широким слоям населения. Так, установлены предельные максимальные розничные цены: на картофель – 1,07 рубля за килограмм, на свеклу – 1,17, на морковь – 1,35, на капусту – 1,62, на лук – 1,68, на яблоки – 4,8 рубля.
Качество картофеля, овощей и яблок тоже в приоритете. Потому теперь допустимый размер картофеля при реализации составляет 45–80 миллиметров – в ГОСТ внесли изменения, увеличив минимальный размер на 10 миллиметров. На это пошли, чтобы упредить недовольство покупателей, повысить качество поставляемой продукции: непорядок, когда в стране, славящейся на весь мир бульбой, внешний вид этой продукции на прилавках иногда оставлял желать лучшего.
Мария Друк, «
Рэспубліка», 18 ноября 2025 г.
Кому и сколько надо будет уплатить налогов в 2026 году
Депутатам на рассмотрение поступил финансово-налоговый пакет документов, в том числе проект Закона «Об изменении законов», который непосредственно вносит изменения в Налоговый кодекс Беларуси. С 2026-го в налоговой системе Беларуси будет много важных изменений, направленных на повышение прозрачности и эффективности. Для консолидации доходов бюджета планируется реализация ряда базовых мероприятий.
Привести в норму
Стоит отметить, что основная работа по налоговой консолидации была проведена в предыдущие годы. В Беларуси последовательно реализовывался комплекс мер, который был направлен на укрепление доходной части бюджета: повышенная ставка подоходного налога, дифференцированная ставка налога на прибыль и другие. При корректировке Налогового кодекса на 2026 год не предлагается кардинальных изменений. Основная цель – точечная надстройка, адаптация к изменяющимся условиям. Предусмотрена реализация базовых, дополнительных и фискальных мер налоговой политики. В первую очередь планируется проиндексировать налоговые ставки, установленные в абсолютных величинах, на прогнозный уровень инфляции. Это ставки земельного налога, налога на недвижимость, транспортного налога, экологического налога, подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах. Также будут проиндексированы критерии выручки, позволяющие перейти на применение и применять упрощенную систему налогообложения.
– Увеличиваем ставки акцизов, в том числе с учетом международных обязательств в рамках договора об общих принципах налогообложения по косвенным налогам между Беларусью и Россией, – рассказал Министр финансов Юрий Селиверстов. – Ставки акцизов в этом направлении предлагается увеличить на табачные изделия: сигареты с фильтром первой ценовой группы, сигареты без фильтра на 12 процентов, сигареты с фильтром второй ценовой группы и иные табачные изделия на 7 процентов, табачные изделия, которые предназначены для потребления путем нагревания, – на 3 процента. Особое внимание обращено на жидкости для электронных систем курения, а также нетабачные никотинсодержащие изделия. Тут предлагается увеличить ставки налогов на 20 процентов для того, чтобы поэтапно выйти на уровень, как по обычным сигаретам с точки зрения содержания никотина. Одновременно с этим мы включаем в перечень подакцизных товаров электронные системы курения и системы для потребления табака. Увеличение ставок акцизов в размере 3 процентов затронет и автомобильное топливо.
Справедливость в основе
Изменения в Особенную часть затрагивают практически все налоги и особенные режимы налогообложения. В частности, устанавливаются единые ставки транспортного налога для индивидуальных предпринимателей и организаций с целью исключения создания условий для минимизации налоговых отчислений. Предусматривается увеличение ставки транспортного налога в пять раз для владельцев люксовых мотоциклов с объемом двигателя от 800 кубических сантиметров и сроком эксплуатации не более пяти лет с даты их выпуска. Ранее в 10 раз был увеличен транспортный налог для люксовых автомобилей.
При этом предполагается, что льгота по транспортному налогу на электромобили будет продлена.
– Ее планируется продлить на следующий год. Дальше мы будем смотреть, насколько будет необходимо ее продлевать, – отметила член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова. – В этом году из Налогового кодекса убраны неэффективные либо малоэффективные льготы. Это означает, что в кодексе не будет льгот, которые есть, но фактически плательщики на территории Республики Беларусь ими не пользуются либо пользуются один-два плательщика, а это уже индивидуальная государственная поддержка.
– Также рассматривается расширение подходов по прогрессивному налогообложению доходов и имущества физических лиц: введение повышенной ставки подоходного налога с физических лиц. В отношении более высоких доходов граждан – это свыше 600 тысяч рублей в год. Первый шаг – 25 процентов, следующие шаги пока обсуждаются, – отметил Министр финансов Юрий Селиверстов.
В дальнейшем предлагается также ввести повышающие коэффициенты по налогу на недвижимость для крупных объектов.
– Предлагается дифференцировать их следующим образом: для квартир от 150 кв. м применять коэффициент 2, для квартир свыше 250 кв. м – коэффициент 3. То есть исходить из размера, а не из стоимости. По домам предлагается следующее: для домов от 200 кв. м установить коэффициент 2, а для домов свыше 300 кв. м – 3. Таких объектов недвижимости в стране немало. Но при этом, опять же, если человек пенсионер, неважно, какой у него размер недвижимости, он освобожден от налогов, – подчеркнул Министр.
Кроме того, предлагается в два раза увеличить ставки земельного налога для участков с минимальной кадастровой стоимостью. Также ожидается повышение единого имущественного платежа для физических лиц – должников. Физическим лицам, допустившим неуплату (неполную уплату) единого имущественного платежа по состоянию на 1 января года, следующего за годом, на который приходится срок уплаты единого имущественного платежа, в размере, превышающем 1 базовую величину, исчисление налогов за истекший налоговый период будет производиться с увеличением на 15 процентов от неуплаченной на 1 января суммы единого имущественного платежа.
Индивидуальный подход
Законопроектом также предлагается внести изменения в порядок исчисления налога на профессиональный доход. Устанавливается, что сумма исчисленного налога с профессионального дохода, подлежащая уплате за месяц, не может быть ниже 45 рублей. Так, в проекте предусмотрено, что сумма налога на профессиональный доход исчисляется налоговым органом как произведение налоговой базы и ставки налога, но не менее 45 рублей в месяц. При этом отменяется вычет по налогу на профессиональный доход в размере 2 тысяч рублей. Такие новации призваны увеличить долю участия граждан, осуществляющих самостоятельную профессиональную деятельность в финансировании государственных расходов, а также исключить фиктивную регистрацию в качестве плательщиков налога на профессиональный доход без намерения осуществлять такую деятельность.
Также повышаются ставки налога на игорный бизнес с игрового дохода и лотереи до одного уровня – 12 процентов.
– Изменения являются результатом работы по дальнейшему совершенствованию налоговой системы с целью обеспечения понятности восприятия норм законодательства, установления баланса интересов бизнес-сообщества, граждан и государства. Планируемый уровень налоговой нагрузки – не более 25,7 процента к ВВП, – уверена член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 18 ноября 2025 г.
МНС – о принятии решения о начале функционирования механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС
Евразийским межправительственным советом 30.09.2025 принято решение № 5 «О начале функционирования механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, на постоянной основе», в соответствии с которым механизм прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, начинает функционировать на постоянной основе на территории ЕАЭС с даты вступления в силу решения № 5.
Решение № 5 вступает в силу 01.09.2026.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Законопроект о бюджете внебюджетного фонда соцзащиты населения на 2026 год внесен в Палату представителей
В Палату представителей правительством внесен проект Закона «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2026 год». Об этом сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Палаты представителей.
Доходы бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения рассчитаны в сумме Br39 014,4 млн (темп роста – 110,8 %), расходы – Br38 495,4 млн (117,3 %).
Профицит составит Br519 млн за счет средств профессионального пенсионного страхования.
Сумма субвенции из республиканского бюджета – Br1 977,7 млн.
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия по бюджету и финансам Палаты представителей.
По информации
БЕЛТА
Беларусь и Россия гармонизируют законодательство в социально-трудовой сфере
Беларусь и Россия гармонизируют законодательство в социально-трудовой сфере. Об этом заявила журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Ирина Костевич по итогам заседания Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по труду и социальной политике, передает корреспондент
БЕЛТА.

На сегодняшнем заседании рассматривалось выполнение основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 годы в социально-трудовой сфере.
«Нашей задачей было рассмотреть, что сделано и что еще предстоит сделать в рамках обеспечения согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений. Хочу отметить, что как в Беларуси, так и в России, на мой взгляд, проделана огромная работа. Проведена инвентаризация трудовых норм, и сегодня обе страны последовательно двигаются в сторону расширения этих совместных норм. Были приняты очень серьезные нормы по дистанционной работе. По диспансеризации обеспечена гармонизация норм для граждан Союзного государства. Важно также заботиться о семьях, воспитывающих детей-инвалидов. Предоставление возможности суммирования свободных от работы дней – это альтернативная норма, которая позволит им решить свои социально-бытовые вопросы, пройти дополнительную реабилитацию со своими детками. Это норма, которая действительно заслуживает внимания, и, как сегодня доложила белорусская сторона, она предусмотрена в проекте Трудового кодекса», – сказала Ирина Костевич.
Заслуживает внимания также подготовка Беларусью проекта закона об охране труда, тоже проведена серьезная работа по гармонизации с российскими нормами. Это касается прежде всего подходов к работам с повышенным риском. «Изучен опыт Российской Федерации и заложен в проект закона», – отметила депутат.
Кроме того, на заседании рассмотрен вопрос об основных направлениях развития системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с ограниченными возможностями, в том числе системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами в Беларуси и России.
«И в Беларуси, и в России действуют законы о правах инвалидов. Обе страны соблюдают международные стандарты. Сегодня законы, конечно, нужно совершенствовать. Хотела бы отметить позитивный опыт – Россия, на мой взгляд, очень активно продвинулась по стандартизации социальных услуг в таком важном направлении, как реабилитация, поэтому заслуживает внимания. Беларусь на ближайшую пятилетку тоже рассматривает вопрос закрепления в законодательстве такого направления, как стандартизация в сфере реабилитации», – обозначила Ирина Костевич.
Также она обратила внимание, что сейчас век цифровизации. Беларусь стремится к максимальному представлению услуг через «цифру». «Оказание услуг людям с ограниченными возможностями тоже требует цифровизации. Предоставляемые услуги требуют оцифровки, прозрачности, благодаря чему будет обеспечен мониторинг и качество полученных услуг. Долговременный уход – это еще одно направление, которое сегодня рассматривалось с одной и с другой стороны. Важно обеспечить согласованные подходы в этом очень важном направлении. Сегодня рассматривали, как законодательно закрепить эти нормы, чтобы они бесшовно работали на благо человека», – акцентировала депутат.
По информации
БЕЛТА