01.02.2021
По следам постановления Министерства транспорта: зачем водителю повышать квалификацию
В конце прошлого года в постановление № 47 Министерства транспорта и коммуникаций было внесено изменение, согласно которому в 2021 году всем водителям придется пройти курсы повышения квалификации. Готовы ли к этому работники транспортной отрасли?
Упомянутый документ был принят еще в мае 2015-го. В соответствии с ним водители пассажирского транспорта обязаны не реже одного раза в 5 лет повышать свою квалификацию. А 13 марта вступит в силу постановление отраслевого Министерства № 48 от 12 октября 2020 года, предусматривающее изменения в единой программе подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей.
В Бресте, к примеру, насчитывается 47 автобусных и 10 троллейбусных маршрутов плюс маршрутные такси – порядка 400 автомобилей. Что касается водителей, то на городских, пригородных и междугородных рейсах в области задействовано более 5 тыс. человек.
По мнению специалистов «Брестоблавтотранса», с повышением квалификации по новым правилам могут возникнуть сложности. Одна из них связана с процессом обучения – не все автопарки имеют сертификаты, позволяющие переобучать водителей.
У пинчанина Иосифа Бут-Гусаима водительский стаж 10 лет, и к предложению нанимателя пройти курсы повышения квалификации он отнесся без энтузиазма.
– Я водитель первого класса, много лет занимаюсь пассажирскими перевозками. Работал также как индивидуальный предприниматель, ДТП не совершал. И вдруг выясняется, что мне необходимо еще чему-то учиться. Зачем это нужно? – пожимает плечами Иосиф.
Впрочем, вопросы по поводу повышения квалификации возникли и у руководителей организаций: кто и где будет заниматься переобучением водителей? во сколько это обойдется? как быть с теми, кто откажется проходить курсы?
– Безопасности пассажирских перевозок всегда уделялось пристальное внимание, – поясняет начальник отдела охраны труда и безопасности дорожного движения ОАО «Брестоблавтотранс» Николай Ковалевич. – Ранее проверку знаний и обучение водителей организовывали службы нанимателя без отрыва от производства: стажировка новичков, в частности, длилась 112 часов. Ежегодно водители проходили проверку практических и теоретических навыков (сдавали технический минимум). Такой подход был удобен всем. С этого года все будет иначе.
Что же вызывает беспокойство? По мнению специалистов «Брестоблавтотранса», с повышением квалификации по новым правилам могут возникнуть сложности. Одна из них связана непосредственно с процессом обучения: например, на Брестчине на данный момент только 3 автопарка имеют сертификаты, позволяющие переобучать водителей.
Озабоченность вызывает и автодромная подготовка, так как далеко не у каждого автотранспортного предприятия есть автодром и преподаватели соответствующего уровня. К тому же массовое отвлечение водителей от основной работы негативно скажется на процессе пассажирских перевозок (водителей и без того недостаточно). Следует учесть еще и скромные финансовые возможности нанимателей в нынешней ситуации.
Правда, в Министерстве транспорта и коммуникаций такого пессимизма не разделяют.
– Принятое постановление направлено на профилактику нарушений водителями Правил дорожного движения, повышение качества их профессиональной подготовки и гражданской ответственности, – считает начальник отдела управления автомобильных и городских пассажирских перевозок Минтранса Юрий Богданчик. – Мы пошли навстречу пожеланиям перевозчиков, сократив по многим позициям теоретическую подготовку водителей и отдав предпочтение закреплению практических навыков. Уменьшена и продолжительность обучения – до 5 дней (раньше было 8). Также проводилось общественное обсуждение постановления, и все, кто хотел, высказали свои пожелания.
Но всех ли услышали? Автотранспортные предприятия огорчены тем, что предпочтение отдано предложениям МВД, а не перевозчиков, которые прилагают немало усилий для безопасности дорожного движения.
Галина Строцкая, официальный сайт Федерации профсоюзов Беларуси
Что изменится с вступлением в силу указа, корректирующего работу автомобильных стоянок и парковок
Сегодня в Минске зарегистрировано 900 тысяч автомобилей, еще около 200 машин ежедневно въезжают в город. Для нашей столицы это серьезная нагрузка. В связи с этим 27 мая Глава государства подписал указ, который корректирует работу автомобильных стоянок и парковок. Что изменится с вступлением в силу этого документа и как решится насущная проблема, узнала корреспондент «Р».
Основные изменения
Развивает парковочное пространство Минска государственное учреждение «Парковки столицы», его директор Михаил Филиппов рассказывает:
– С вступлением в силу нового указа для взимания платы не обязательно оснащать платные парковки запирающими устройствами или шлагбаумами. В предыдущей версии документа это требование было обязательным, из-за чего городским службам было очень сложно контролировать зоны платной парковки на улицах.
Основная проблема с принятием новой нормы указа уже решена: убрали оборудование с запирающими устройствами. Думаю, что теперь процентов 90 пользователей парковки будут ее оплачивать. А делать этого не будут только те, кто по невнимательности попал на платную парковку. Решение готовилось в течение года.
Сегодня считается парковкой любая территория, если она оборудована стендами с информацией о названии и местоположении оператора, указаны телефон диспетчерской службы, режим работы, размер оплаты, способы платежей и последствия неоплаты.
– Поправки в указ также определяют категории транспорта, который освобождается от платы за парковку. Это автомобили оперативных служб, МЧС, медицинской помощи, «Белпочты», ЖКХ, операторы парковок и другие, – поясняет Михаил Филиппов. – Парковки возле рынков, торговых центров и объектов социально-культурного назначения останутся бесплатными. Точный порядок работы парковок и стоянок, а также взимания платы за них в ближайшее время установит Совет Министров.
Предложения разработаны и переданы в Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Полномочия на определение мест и размещение платных автомобильных парковок будут переданы местным органам власти.
– Указ также направлен на уменьшение транспортной и экологической нагрузки на центральные части города, повышение эффективности функционирования парковочного пространства и платежной дисциплины автовладельцев в части пользования парковками, – добавляет Михаил Филиппов.
Нормы документа по введению нового порядка работы автопарковок и стоянок вступят в силу уже через три месяца.
Формула парковки
Сегодня в Минске насчитывается около 6 тысяч парковочных мест. Задача на этот год – увеличить число до 10 тысяч.
– Когда указ вступит в силу, количество машин в центре уменьшится на 30 процентов точно. И, соответственно, заработает нормальная формула парковки. А это 80 на 20. 80 процентов – заполненность, 20 – свободные места, – отмечает директор ГУ «Парковки столицы».
Уже запущены платные закрытые парковки по улице Дружной, следующими на 303 машино-места станут – по улице Краснозвездной, Смолячкова, Берестянской. Они заработают ориентировочно в начале августа.
– Столица должна дышать. Чем меньше автомобильный поток, тем меньше аварий и лучше экология, – считает собеседник. – Многие пользователи парковочных мест обращаются с просьбой дать возможность пользоваться на закрытых парковках абонементами. На данный момент этого нет, но мы работаем над тем, чтобы они появились уже в скором времени. Будет предусмотрено гибкое решение по тарифам. За три месяца до вступления в силу документа подготовим постановление и соответствующее решение Мингорисполкома.
В новой редакции будут прописаны тарифы, время работы платных парковок. Запланировано введение дифференцированных тарифов в зависимости от спроса на парковку. Возможно, появятся тарифы по времени суток, будет предлагаться ночной тариф для жителей близлежащих домов.
– Пример: закрытые парковки по улице Кирова, 8, Гикало и Толбухина в дневное время заполнены, а в ночное – свободны. Будет предложен невысокий тариф для жителей возле этих парковок, – поясняет собеседник. – Вы можете видеть, что в некоторых местах города на дорогах появилась синяя разметка, которая означает платную парковку. С такой инициативой вышла ГАИ – выделить платные парковки синим цветом. На мой взгляд, это очень правильное решение. После вступления в силу указа на многих улицах города, особенно центральных, станет в разы свободнее.
Согласно статистике, сейчас парковку оплачивают лишь около 50 процентов автовладельцев:
– Будет вводиться повышенная оплата за несвоевременно оплаченную парковку. Причем взыскание средств планируется осуществлять в судебном порядке. Претензию будем направлять собственнику, а в случае отсутствия реагирования будет подготовлено исковое заявление в суд о взыскании.
В новой редакции будут прописаны тарифы, время работы платных парковок.
Кроме того, ГУ «Парковки столицы» сейчас разрабатывается информационная система «Хранение и парковка транспортных средств, управление парковочным пространством». Она будет включать четыре блока. Например, цифровую информационную инфраструктуру парковочных мест. Пользователь благодаря этой системе будет видеть все парковки Минска. Там же будут обозначены и автомобильные стоянки. Третий блок – эвакуация неэксплуатируемых транспортных средств, а также транспортных средств, нарушающих правила дорожного движения.
К концу 2027 года информационная система «Хранение и парковка транспортных средств, управление парковочным пространством» заработает.
– Этот большой программный продукт предназначен для удобства автолюбителей. В приложении можно будет найти все платные парковки города, свободные места на них, получить возможность забронировать и сразу оплатить место, а также использовать навигацию, – подытоживает Михаил Филиппов.
Татьяна Семенкова, «
Рэспубліка», 12 июня 2025 г.
Предупредить возможные неясности. Какие новации затронули работу строителей и архитекторов в Беларуси?
Советом Министров 15 мая принято постановление № 266, которым усовершенствованы нюансы архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Беларуси, и закрепленные в нем нормы уже заработали. Какие именно изменения произошли в отрасли и почувствуют ли их не связанные в профессиональном плане со строительством белорусы? Корреспондент
БЕЛТА задала эти вопросы начальнику управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Зое Шлег.
Главная цель – гармонизировать акты законодательства
Разработчики обсуждаемого постановления руководствовались необходимостью приведения ряда постановлений правительства в соответствие с Кодексом об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, указами Президента от 31 января 2025 г. № 46 «Об особенностях строительства и приемки объектов в эксплуатацию» и от 31 марта 2025 г. № 130 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь». Представитель Минстройархитектуры заметила: документом под номером 266 внесены изменения в 29 постановлений Правительства, еще 48 постановлений или их структурных элементов признаны утратившими силу. Итак, какие корректировки произошли?
Во-первых, постановлением № 266 определен состав работ, без выполнения которых жилые дома могут приниматься в эксплуатацию после внесения изменений в проектную документацию. В перечень включено восемь наименований работ, среди них оклейка обоями, окраска стен, потолков и полов, облицовка стен, покрытие полов, установка встроенной мебели и электрических плит и не только. При этом начальник управления ведомства добавила, что данное правило не распространяется на жилые дома, которые строятся с государственной поддержкой: с использованием субсидий, льготных кредитов, одноразовых субсидий, кредитов, выдаваемых банками на возведение и реконструкцию жилых помещений.
Во-вторых, документом утверждено положение, которым определен порядок принятия областными и Минским городским исполкомами решений о разрешении размещения на территории области и столицы – в данном случае исключениями являются территория Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень», земли сельскохозяйственного назначения и лесного фонда – объектов строительства с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования.
Для получения разрешения, как прокомментировала специалист, юрлицо или индивидуальный предприниматель должны подать в исполком по территориальной принадлежности документы по перечню, в который входит в том числе архитектурно-планировочная концепция объекта. Для принятия решения концепция выносится на общественное обсуждение. После его завершения архитектурно-градостроительным советом при исполкоме формируется протокол, который направляется комиссии по общественному обсуждению и организатору этого обсуждения, тот в течение трех рабочих дней предоставляет протокол исполкому. Изучив документы, исполком принимает решение о разрешении размещения объектов с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования на предоставленном участке либо об отказе в таком размещении. Уведомление о решении направляется в течение четырех рабочих дней со дня его принятия.
Перечисленные новации – основные, но ими перечень законодательных новелл в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности не ограничивается. В частности, было утверждено положение о порядке формирования и комплектования проектной документации в электронном виде, которым определены требования к проектной документации, оформляемой в электронном виде, в том числе к форматам файлов, их содержанию и структуре, установлен и порядок формирования и комплектования проектной документации.
Принята также форма примерного договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и ведение авторского надзора. «Договор является основным документом, регулирующим взаимоотношения заказчика и подрядчика при разработке предпроектной и проектной документации, выполнении изыскательских работ или ведении авторского надзора за строительством, – добавила начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Зоя Шлег. – Установление единой формы договора, по мнению разработчиков, позволит обеспечить единообразный подход к созданию проектной документации, будет способствовать улучшению ее качества и сокращению сроков подготовки».
В новой редакции изложено и положение о порядке заключения, исполнения и расторжения договоров создания объектов долевого строительства и условиях привлечения денежных средств при этом. «Совет Министров наделен полномочиями по определению порядка заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства, формированию цены такого договора, установлению условий привлечения денежных средств при выполнении долевого строительства и порядка направления граждан на строительство объектов долевого строительства», – прокомментировала представитель профильного ведомства.
Среди основных вводимых в этой связи новаций: закрепление порядка формирования состава дольщиков из числа граждан, состоящих на учете нуждающихся, обязанность застройщиков привлекать денежные средства дольщиков только на специальные счета, открытые для каждого объекта при долевом строительстве, и совершенствование порядка определения цены договора создания объекта долевого строительства.
В числе новаций, о которых рассказала начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли, также утверждение положения о порядке формирования неизменной договорной, то есть контрактной, цены на подрядные работы. Главные изменения заключаются, например, в расширении предмета регулирования: установлен порядок формирования неизменной цены на подрядные работы по объектам текущего ремонта и объектам пятого класса сложности. Проведена также корректировка методов формирования цены предложения подрядчика, дополнен перечень случаев корректировки неизменной цены. Предусмотрены и прочие новшества.
Постановление № 266 вступило в силу 6 июня и специалисты строительной отрасли убеждены: его принятие поможет сделать функционирование всего стройкомплекса республики продуктивнее и рациональнее.
По информации
БЕЛТА
В СНГ создана Стратегическая группа по развитию международных транспортных коридоров
В столице Таджикистана – Душанбе завершилось 82-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Об этом
БЕЛТА сообщили в Департаменте экономического сотрудничества Исполкома СНГ.
На заседании традиционно подводятся итоги за прошедший год и определяются задачи на предстоящий период.
Особое внимание было уделено росту товаро- и пассажирооборота. Так, в 2024 году рост перевозок грузов в государствах – членах совета составил 15 %, а пассажирские перевозки выросли на 13,4 %.
По итогам аудита исполнительного и рабочих органов совета получены высокие оценки их работы и определены точки роста. Это позволило на заседании совета утвердить план по совершенствованию работы.
В рамках совета создана Стратегическая группа по развитию международных транспортных коридоров в целях разработки механизмов управления коридорами, согласования тарифных условий, внедрения цифровизации и совершенствования логистики.
В ходе заседания одобрен отчет о деятельности Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества за период с 2020 по 2024 год, который будет представлен в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрения высшими органами СНГ в установленном порядке.
Следующее заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества пройдет в ноябре 2025 года в Баку (Азербайджан).
По информации
БЕЛТА
Постановлением Правительства обновлена национальная таблица распределения радиочастот между радиочастотными службами Республики Беларусь
Совет Министров Республики Беларусь принял постановление № 303 от 6 июня 2025 г., которым утверждена
новая редакция национальной таблицы распределения радиочастот между радиочастотными службами Республики Беларусь (НТРЧ).
Проект документа разработан Министерством связи и информатизации Республики Беларусь при участии государственного предприятия «БелГИЭ» и радиочастотных служб Республики Беларусь.
Обновленная НТРЧ отражает национальное применение положений Регламента радиосвязи МСЭ и учитывает изменения, принятые на Всемирных конференциях радиосвязи 2019 и 2023 гг.
Утверждение новой редакции НТРЧ будет способствовать:
-
дальнейшему развитию подвижной широкополосной связи и связанных с ней услуг на базе современных технологий 4G, 5G и 6G;
-
обеспечению устойчивой и доступной связи для пользователей;
-
надежной работе служб, связанных с обеспечением безопасности;
-
компетентному управлению спектром в интересах государства и общества.
По сообщению
официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь