31.12.2021
В ЕЭК рассмотрели предварительные итоги экономического развития ЕАЭС в 2021 году
На заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии 28 декабря Министр по интеграции и макроэкономике Сергей Глазьев представил предварительные итоги экономического развития государств Евразийского экономического союза в 2021 году.
Как подчеркнул Сергей Глазьев, экономика ЕАЭС достигла допандемийного уровня, ВВП ЕАЭС по итогам 2021 года увеличится на 4,1 %.
«Наблюдается положительная динамика во взаимной торговле. При сохранении тенденций восьми месяцев текущего года объем внешней торговли (увеличился на 38,5 %) может достичь 500 млрд долларов США – максимального значения с 2015 года, а объем взаимной торговли (прирост составил 31,3 %) – превысить 70 млрд долларов и достичь нового максимального исторического значения», – отметил Сергей Глазьев.
При этом он обратил внимание на то, что показатели прироста ВВП на уровне 4,5–5,5 %, установленные Основными ориентирами макроэкономической политики государств ЕАЭС на 2021–2022 годы, не были достигнуты, что говорит о недостатке инвестиций в производственную кооперацию и создание евразийских цепочек добавленной стоимости.
«Для достижения утвержденных главами государств целей экономического развития необходимо финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, – заявил Сергей Глазьев. – Возвращение экономик на траекторию устойчивого развития должно способствовать повышению и сближению уровня экономического развития. На протяжении последних 20 лет во всех пяти государствах ЕАЭС отмечался рост ВВП на душу населения. Вместе с тем сохраняется значительный разрыв между странами в уровнях доходов на душу населения».
Как отметил министр, этот разрыв невозможно преодолеть без выхода экономики ЕАЭС на целевые (выше среднемировых значений) показатели роста. Пока же реализуется инерционный сценарий, не предполагающий существенных прорывов, хотя все предпосылки для опережающего развития в Союзе имеются: свободные производственные мощности, трудовые ресурсы, технологические заделы и компетенции в индустриях, составляющих ключевые направления развития нового технологического уклада.
Особый акцент он сделал на необходимости преодоления разрыва в уровне доходов между странами Союза посредством реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. В частности, в целях выравнивания уровней доходов Комиссией предложено активизировать инвестиционную политику для содействия экономическому росту, а также выработать согласованные цели и приоритеты политики сближения. Эти вопросы планируется обсудить в начале 2022 года на совещании уполномоченных органов государств Союза.
Напомним, выработка гибких механизмов целевого содействия экономическому развитию – одно из ключевых направлений Стратегии–2025. В план мероприятий по реализации Стратегии–2025 включен пункт 6.1.6. «Создание предпосылок для конвергенции государств-членов по уровню экономического развития и доходов населения», разрабатываются мероприятия и механизмы для обеспечения конвергенции.
Как отметил Сергей Глазьев, успешная работа над практическим воплощением мероприятий Стратегии–2025 с упором на задачу всемерного содействия повышению инвестиционной активности позволит обеспечить достижение целевых показателей экономического развития государств ЕАЭС.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
ГТК о вступлении в силу соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и его государствами-членами и Ираном
15 мая 2025 года вступает в силу полноформатное Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, подписанное 25 декабря 2023 года.
Исламская Республика Иран официально уведомила Евразийскую экономическую комиссию о завершении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу полноформатного Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, подписанного 25 декабря 2023 года.
Евразийская экономическая комиссия в январе текущего года уведомила иранскую сторону о завершении всех процедур в Евразийском экономическом союзе.
Справочно: в Республике Беларусь Соглашение ратифицировано Законом Республики Беларусь от 01.07.2024 № 18-З.
В соответствии с положениями Соглашения Соглашение вступает в силу через 60 дней с даты получения последнего письменного уведомления о том, что государства - члены ЕАЭС и Иран завершили свои соответствующие внутренние юридические процедуры, предусмотренные национальным законодательством.
Таким образом, соглашение вступает в силу 15 мая 2025 года.
С 27 октября 2019 года действует Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, по ограниченному количеству товаров. Полноформатное Соглашение предусматривает беспошлинный режим почти 90% всей товарной номенклатуры. Таким образом, запуск Полноформатного Соглашения позволит создать необходимые условия для существенного наращивания взаимных поставок между Республикой Беларусь и Исламской Республикой Иран.
Справочно: перечень отдельных товаров, происходящих из Исламской Республики Иран и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в отношении которых применяются ставки ввозных таможенных пошлин, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.01.2025 № 1.
По сообщению
единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь
В Москве состоялось очередное заседание Комиссии по экономическим вопросам государств – участников СНГ
15 апреля в Москве состоялось очередное заседание Комиссии по экономическим вопросам, в ходе которого рассмотрен ряд аспектов экономического сотрудничества государств – участников СНГ.
В рамках заседания рассмотрена информация об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств – участников СНГ за 2024 год, подготовленная Статкомитетом СНГ в соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ от 19 ноября 2010 года (с изменениями от 30 октября 2015 года и 8 июня 2023 года). По итогам проведенного анализа отмечено, что в 2024 году государства – участники СНГ, подписавшие указанное Решение, в целом придерживались рекомендованных значений показателей, характеризующих макроэкономическую стабильность.
Совокупный валовой внутренний продукт (ВВП) государств – участников СНГ в 2024 году, по предварительной оценке, возрос в реальном исчислении на 4,5 % (в 2023 году – увеличился на 4,3 %). Общая численность безработных в государствах – участниках СНГ в 2024 году снизилась по сравнению с 2023 годом на 14 % и составила 3,1 млн человек, или 3,1 % численности рабочей силы (уровень безработицы). Сальдо торгового баланса государств – участников СНГ в 2024 году сложилось положительным в размере 134,5 млрд долларов США, что на 0,1 % выше уровня 2023 года.
Результаты анализа предполагается использовать при подготовке и реализации мероприятий, направленных на обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение положительных темпов экономического роста, устойчивости государственных финансов и финансовых рынков в рамках Содружества, а также укрепление внешнеторговых связей.
Члены Комиссии были проинформированы о деятельности Межправительственного координационного совета по вопросам семеноводства Содружества Независимых Государств в 2018–2024 годах. Отмечена эффективная деятельность Совета, направленная на координацию и развитие сотрудничества государств – участников СНГ в области селекции, сортоиспытания, сертификации, семеноводства, питомниководства, производства, межгосударственных поставок семян сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, посадочного материала плодово-ягодных культур и винограда.
Рассмотрен проект Основных направлений сотрудничества государств – участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности на период до 2035 года, разработанный Исполнительным комитетом СНГ на основе предложений государств – участников СНГ. Документ содержит информацию о состоянии и перспективах развития лесного хозяйства и лесной промышленности в государствах – участниках СНГ, цели, принципы и основные задачи сотрудничества в этой области, важнейшие механизмы их решения.
Кроме того, были рассмотрены проекты Концепции ценообразования в строительной деятельности государств – участников СНГ и Плана основных мероприятий по ее реализации. Целью Концепции является повышение экономического потенциала и конкурентоспособности государств – участников СНГ посредством гармонизации ценообразования на реализацию инвестиционных проектов в строительстве. Планом основных мероприятий по реализации Концепции предусмотрен комплекс мер, направленных на выполнение конкретных задач, определены их исполнители и сроки выполнения.
Членами Комиссии рассмотрены проекты документов по проведению Международного конкурса «Лучший молодой метролог СНГ».
Проведение Конкурса направлено на поддержку и поощрение молодых метрологов к участию в деятельности по развитию метрологии, обмену данными о результатах исследований, будет способствовать более тесным профессиональным контактам и активному сотрудничеству между государствами – участниками СНГ, а также в масштабах глобального метрологического сообщества.
Членам Комиссии также была предложена для рассмотрения информация об итогах реализации Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с бешенством на период до 2025 года. Задачи, определенные Комплексом совместных действий, успешно реализовываются. В государствах – участниках СНГ разрабатываются программы по профилактике и борьбе с бешенством, проводятся диагностические исследования диких и домашних животных, оценка эпизоотической ситуации, осуществляются профилактическая иммунизация животных и мониторинг иммунного статуса, проводится оценка эффективности действующих мероприятий.
Рассмотрен проект Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с бешенством на период до 2030 года. Комплекс разработан с учетом предложений ветеринарных служб государств – участников СНГ, рекомендаций международных организаций и опыта реализации программ по борьбе с бешенством животных в странах Европейского союза, США и Канаде и направлен на ликвидацию бешенства, передаваемого собаками, и распространения на территориях государств – участников СНГ вспышек бешенства, сведение к минимуму экономического ущерба от заболевания и угрозы здоровью человека. Документ сохраняет преемственность в целях, задачах, направлениях и формах международного сотрудничества, определенных в Комплексе совместных действий на период до 2025 года.
В рамках заседания представлена информация об итогах реализации Комплекса совместных мер государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с ящуром на период до 2025 года. В Информации отмечено, что в государствах проводится оценка состояния ветеринарных служб, имеются национальные нормативные базы, регламентирующие перечень мероприятий, направленных на борьбу с ящуром, национальные планы по проведению мониторинговых исследований касательно распространения ящура, а также система профилактических мероприятий, которые успешно реализуются.
Члены Комиссии одобрили проект Комплекса совместных мер государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с ящуром на период до 2030 года. Реализация Комплекса направлена на обеспечение благополучия по ящуру каждого государства и Содружества в целом, минимизацию экономического ущерба при возможном возникновении вспышек ящура, осуществление координации, гармонизации и оптимизации совместных действий ветеринарных служб государств – участников СНГ в этих направлениях. Выполнение запланированных мероприятий позволит снизить ущерб от эпизоотий ящура, поражающего животных разных видов и вызывающего чрезвычайные ситуации в животноводстве, повысить продуктивность животноводства и рентабельность агропромышленного комплекса.
Членами Комиссии одобрены проекты решений Экономического совета СНГ, касающиеся придания статуса базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств:
-
по вопросам развития национальных ядерных инфраструктур частному учреждению «Росатом – Международная сеть» (Российская Федерация). Эта компания имеет зарубежные офисы в пяти государствах – участниках СНГ, что позволит обеспечить оперативное содействие решению консультативных и практических задач в данной сфере, и обладает необходимыми компетенциями для поддержки институциональной, правовой, организационной, научно-технической и информационной поддержки для эффективной реализации программ по развитию мирных ядерных технологий;
-
по повышению квалификации и профессиональной переподготовке кадров хлебопекарной отрасли федеральному государственному автономному научному учреждению «Научно-исследовательский институт хлебопекарной промышленности» (Российская Федерация). Институт является ведущим научным отраслевым центром, проводит научные исследования, создает и совершенствует методическую и нормативно-техническую базу, распространяет знания в области биотехнологии, микробиологии, биохимии, техники, экономики, экологии и реологии хлебопекарного производства.
В рамках заседания рассмотрена информация о выполнении в 2024 году Плана мероприятий по реализации первого этапа (2021–2025 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года. План охватывает 28 направлений сотрудничества и насчитывает 286 мероприятий, которые направлены на развитие и углубление экономического сотрудничества стран Содружества.
Согласно представленным материалам от государств – участников СНГ все мероприятия Плана находятся в стадии выполнения или уже выполнены. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о повышении активности государств – участников СНГ и органов отраслевого сотрудничества в таких сферах, как торговля и инвестиции, промышленность, транспорт, энергетика, информационно-коммуникационные услуги и связь, цифровизация экономики.
Вниманию членов Комиссии представлен Обзор торговой политики Республики Армения. Обзор содержит информацию о режиме торговой политики и мерах регулирования экспорта и импорта, развитии важнейших секторов экономики, товарно-денежной политике, финансово-кредитной сфере, а также статистическую информацию об основных социально-экономических показателях экономики Республики Армения в 2024 году.
Членами Комиссии одобрен проект повестки дня 106-го заседания Экономического совета СНГ.
Очередного заседание Комиссии состоится 20 мая 2025 г.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
Минэкономики: продвигаем наши инициативные предложения, нацеленные на достижение приоритетов председательства Беларуси в ЕАЭС
Об этом заявила заместитель Министра экономики Алеся Абраменко в ходе круглого стола с представителями госорганов.
В повестке дня – подведение первых итогов реализации приоритетов председательства Республики Беларусь в органах Евразийского экономического союза.
По словам Алеси Абраменко, в первом квартале в ЕЭК внесены инициативные предложения Беларуси по ряду ключевых направлений – в части кооперационного взаимодействия, защиты прав инвесторов, цифровой трансформации, санитарно-эпидемиологического контроля.
«Для усиления кооперационного взаимодействия наших экономик необходимо активизировать реализацию совместных проектов и программ, особенно в сферах IT, ИИ, электротранспорте, микроэлектронике, робототехнике.
Но чтобы эти бизнес-идеи было проще воплотить в жизнь, продолжаем работу по созданию благоприятных условий для взаимных инвестиций, упрощению административных процедур и повышению гарантий защиты прав инвесторов.
Следующие важнейшее направление – цифровая трансформация. Это вопросы гармонизации национальных электронных систем учета и контроля за перемещением товаров, предоставления национального режима поставщикам из других стран Союза при оцифровке обязательств и многое другое. Задача – исключить появление новых барьеров для бизнеса и торговли. Эти вопросы, по нашему мнению, должны быть на постоянном мониторинге ЕЭК.
Также считаем важным усилить взаимодействие в области санитарно-эпидемиологического контроля, выработать общую стратегию действий в ответ на возможные эпидемиологические угрозы.
В условиях информационного противодействия предлагаем активнее продвигать тему евразийской интеграции через государственные телевизионные каналы стран ЕАЭС», – рассказала замминистра экономики.
Участники заседания также обсудили подготовку к проведению Евразийского экономического форума, который состоится в г. Минске 26–27 июня 2025 г.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
Совмин утвердил положение об использовании тарифной льготы в 2025 году на ввоз мяса КРС
Правительство утвердило положение о порядке использования тарифной льготы в 2025 году на ввоз в Беларусь объемов мяса крупного рогатого скота (КРС). Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 8 апреля 2025 г. № 202, сообщает
БЕЛТА.
Документом определяется порядок использования тарифной льготы на ввоз в Беларусь объемов мяса крупного рогатого скота, предоставленной решениями Совета Евразийской экономической комиссии от 29 ноября 2024 г. № 107.
Министерству сельского хозяйства и продовольствия поручено обеспечить координацию деятельности облисполкомов и Минского горисполкома по вопросам использования тарифной льготы в соответствии с настоящим постановлением. В частности, Минсельхозпрод определяет (по областям и Минску) объемы мяса крупного рогатого скота с учетом анализа показателей производства мясной продукции на территории областей и Минска, имеющихся у юридических лиц производственных мощностей и сырьевых ресурсов и до 11 апреля 2025 г. доводит эти объемы до сведения облисполкомов и Минского горисполкома. На основании предложений облисполкомов и Мингорисполкома распределяет объемы мяса крупного рогатого скота между юридическими лицами, заявившими до 18 апреля 2025 г. о потребности в использовании этих объемов для выпуска мясной продукции собственного производства.
Облисполкомы и Минский горисполком до 25 апреля 2025 г. представляют в Минсельхозпрод предложения о распределении между юридическими лицами объемов мяса крупного рогатого скота в соответствии с их заявками на использование этих объемов для выпуска мясной продукции собственного производства, а также с учетом: фактических объемов выпуска мясной продукции собственного производства в предыдущем году, производственных мощностей и сырьевых ресурсов.
МАРТ осуществляет выдачу лицензий на ввоз мяса крупного рогатого скота в порядке, аналогичном установленному правилами выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, утвержденными решением Совета Евразийской экономической комиссии от 24 ноября 2023 г. № 125, и ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, информирует о выданных лицензиях Министерство сельского хозяйства и продовольствия.
ГТК ежемесячно до 25-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в электронном виде по согласованной форме в Министерство сельского хозяйства и продовольствия и Министерство иностранных дел данные о помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в 2025 году объемов мяса крупного рогатого скота в рамках тарифной льготы.
Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
По информации
БЕЛТА
О продлении срока реализации пилотного проекта по внедрению механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС
Советом Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 21 февраля 2025 г. принято решение № 17 «О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 21 января 2022 г. № 2» (решение № 17), в соответствии с которым срок реализации пилотного проекта по внедрению механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза продлен до 30 июня 2025 г.
Также решением № 17 ЕЭК совместно с уполномоченными органами государств – членов Евразийского экономического союза поручается подготовить и представить на рассмотрение:
Евразийского межправительственного совета (в ходе заседания в III квартале 2025 г.) проект решения о начале функционирования механизма прослеживаемости на постоянной основе;
Совета ЕЭК (в ходе заседания в III квартале 2025 г.) проект решения об утверждении перечня товаров, по которым будет осуществляться прослеживаемость.
Решение № 17 вступило в силу 29.03.2025.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь