31.12.2021
Александр Червяков: экономика Беларуси функционирует устойчиво, социальные обязательства выполняются в полном объеме
Александр Червяков в интервью журналу «Экономика Беларуси» заявил, что экономика Беларуси функционирует устойчиво, динамика экономических показателей положительная, макроэкономические дисбалансы отсутствуют, социальные обязательства выполняются в полном объеме. Говоря об итогах 2021 года, Министр экономики отметил, что планируются результаты выше прогнозных.
«Темп роста ВВП, по предварительной оценке, составит порядка 102 процентов. Сохранится тенденция его формирования, главным образом, за счет внешнего спроса. Прогнозируем получить сальдо свыше 3,0 млрд долларов США, что является историческим максимумом. Отрицательный вклад внесут сельское хозяйство и строительство. Недобираем за счет этих отраслей около 1,1 п.п. Главное – ожидается рост реальных располагаемых денежных доходов населения на 2,1 %. И в целом ситуация в экономике останется стабильной и сбалансированной», – подчеркнул Александр Червяков.
По словам Министра экономики, определяя ориентиры на будущий год, базировались на матрице задач и мер по их достижению Программы-2025.
«По прогнозу и с учетом имеющегося потенциала и возможностей развития, ВВП прирастет на 2,9 %.
Из трех составляющих экономического роста – экспорт, инвестиции, доходы – основной упор будем делать на экспорт. Мы планируем увеличить его до 50 млрд долларов США, то есть, более чем на 6 процентов.
Такой подход обусловлен значительным спросом на отечественные товары на внешних рынках. Извлечь максимальную выгоду из этого тренда – наша основная задача.
Дополнительная валютная выручка – это фундамент стабильности финансовой системы предприятий: оборотные средства и канал долгосрочных инвестиций.
Этот ресурс позволит проводить модернизацию действующих предприятий и создавать новые. А это рабочие места и устойчивый рост доходов.
Выполнив целевые магистральные задачи, мы простимулируем рост инвестиций в основной капитал до 103,3 %, по которым сегодня существенно недобираем. Это что касается предприятий.
Для населения активная экспортно-инвестиционная стратегия организаций обеспечит устойчивую занятость, рост реальных доходов до 102 % и зарплаты до 102,2 % в следующем году», – сообщил глава экономического ведомства.
В отраслях, то есть со стороны предложения, флагманом останется промышленность. Александр Червяков обратил внимание, что делается ставка на предприятиях, на которых провели модернизацию и работающих на отечественном сырье. Речь идет о производствах деревообработки, продуктов питания, машин и оборудования, транспортных средств и др. «Сквозная» задача для всех отраслей – снижение материалоемкости и импортозамещение. Параллельно продолжится системная работа по повышению эффективности предприятий госсектора через их финансовое оздоровление.
«В этом году провели диагностику буквально каждого предприятия. Результаты рассмотрели на комиссиях по финансовому оздоровлению при госорганах и облисполкомах. Определили пути их дальнейшего развития и меры по повышению эффективности. На этом не остановились. У Правительства этот вопрос на особом контроле, при необходимости подходы пересматриваются. Как результат – наметившееся улучшение финансовых результатов предприятий. Видим не только прирост валовых показателей, но и улучшение качественных. Чистая прибыль возросла в 3 раза, а убытки снизились в 5 раз. Самый низкий показатель за 5 лет в соотношении суммарной задолженности к годовой выручке», – пояснил Александр Червяков.
Возвращаясь к горизонту наступающего года, также ожидается положительный вклад тех отраслей, которые в 2021 сдерживали экономику.
«Рост в сельском хозяйстве прогнозируется на уровне 104,8 %, в первую очередью за счет растениеводства. Благодаря увеличению внесения минеральных удобрений, применению современных технологий в земледелии, внедрению цифровых технологий планируется увеличить производство до около 9 млн тонн зерна, 5,0 млн тонн сахарной свеклы, 1,8 млн тонн овощей.
В строительстве прогнозируем нарастить объемы на 4 процента за счет ввода 4,2 млн кв метров нового жилья. Будет проведен капитальный ремонт не менее 3,5 млн кв м жилищного фонда. Также ресурсы будут направлены на строительство и ремонт 700 км республиканских и 1400 км местных дорог. Продолжим прокладывать третью линию метро.
Если характеризовать развитие услужного сектора в целом, то наибольший вклад в развитие останется за лидерами: IT и торговлей. В результате сфера услуг обеспечит 1,2 п.п. прироста ВВП», – отметил Министр экономики.
Также Александр Червяков детально рассказал об итогах работы отраслей экономики и задачах на следующий год по привлечению инвестиций, наращиванию экспорта, росту доходов населения, импортозамещению, в ценообразовании и региональной экономической политике.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
Национальные подходы Беларуси к измерению цифровой экономики представлены на форуме ШОС
В Пекине (КНР) проходят Министерский учебный семинар ШОС по цифровой экономике и Форум цифровой экономики ШОС, ставшие площадкой для обмена опытом и демонстрации новейших достижений в сфере цифровых технологий. Республику Беларусь на мероприятиях представляют заместитель Председателя Белстата Наталья Тарасюк и начальник управления статистики транспорта и информационно-коммуникационных технологий Белстата Татьяна Максимова, сообщили
БЕЛТА в комитете.
В центре внимания – тенденции развития цифровой экономики, системы формирования элементов данных, а также национальные подходы стран-участниц к сбору и распространению данных в этой области.
В рамках форума Беларусь представила свой опыт в области измерения цифровой экономики, приняла участие в тематических семинарах и закрытом заседании министров цифровой экономики стран ШОС.
В своем выступлении Наталья Тарасюк подчеркнула значительные успехи, достигнутые Беларусью в развитии национальной информационной инфраструктуры, создании государственных информационных систем и ресурсов за последние годы. «В рамках выполнения государственных программ реализованы мероприятия по компьютеризации, информатизации, цифровой трансформации отраслей экономики, развитию электронного правительства. Проходит адаптация нормативной правовой базы и методологических подходов к измерению цифровой экономики», – отметила заместитель Председателя Белстата.
Особое внимание было уделено разработанному Белстатом перечню национальных статистических показателей развития цифровой экономики, который включает 35 показателей, сгруппированных в пять ключевых блоков. «Показатели характеризуют деятельность организаций, уровень развития национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также услуг, предоставляемых на ее основе, трансформацию бизнес-процессов. Система показателей не является статичной, она ежегодно актуализируется с учетом изменения международных подходов и стандартов мониторинга развития цифровой экономики», – подчеркнула Наталья Тарасюк.
Она также отметила, что сегодня официальная статистическая информация в Беларуси строится на использовании комбинированного метода наблюдений – как сплошных, так и выборочных. Это дает возможность системной оценки развития экономики страны, уровня цифрового развития ее отраслей, позволяет отслеживать появление новых процессов и явлений, строить прогнозы и определять дальнейшие перспективы. «Кроме традиционных методов сбора информации в рамках государственной статистической отчетности мы в постоянном поиске новых источников данных. Так, Белстатом реализованы проекты по использованию больших данных, активно используются административные данные, внедряется искусственный интеллект для создания интерактивных форматов представления информации и оптимизации коммуникации с респондентами и пользователями», – добавила зампредседателя.
Каждая страна реализует различные методы мониторинга цифровой экономики, но для обеспечения сопоставимости данных на международном уровне необходима выработка единых подходов.
«Участие в мероприятиях ШОС по цифровой экономике подчеркивает стремление Беларуси к развитию цифровой экономики и готовность делиться своим опытом. Мы надеемся, что на основе взаимного уважения и взаимной выгоды будет выстроена модель открытого сотрудничества. Особенно важно углублять практическое взаимодействие в таких областях, как цифровая инфраструктура, сбор и обработка данных, в том числе по новым отраслям экономики, подготовка цифровых кадров, так как высокие темпы цифрового развития влияют не только на стандартные процессы труда, но и на потребности ключевых отраслей экономики в кадрах и компетенциях. Реализация таких подходов позволит совместно решать стоящие перед нами задачи цифровой трансформации», – резюмировала заместитель Председателя Белстата.
По информации
БЕЛТА
Минэкономики: ПСЭР-2030 разрабатывается с учетом мнений широкого круга заинтересованных
Об этом рассказала 9 июля заместить Министра экономики Республики Беларусь Елена Болигатова в ходе круглого стола, на котором обсудили проект Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026–2030 годы. Мероприятие организовано на площадке НИЭИ Минэкономики.
Елена Болигатова отметила, что в одобренной Главой государства Концепции Программы на 2026–2030 годы, одним из ключевых приоритетов является развитие человеческого потенциала. И сегодня стоит задача выслушать мнения всех заинтересованных сторон – органов госуправления, научного сообщества, бизнеса и экспертов, обобщить эти предложения и консолидировать их в итоговом документе.
«Необходимо сосредоточиться на конкретных, значимых вопросах, которые реально реализовать в течение пятилетия. Проект ПСЭР-2030 опирается на достижения предыдущих лет, учитывает современные вызовы и ориентирован на практические решения. Нам важно мнение бизнес-сообщества о том, что еще необходимо включить в проект документа», – отметила замминистра экономики.
Директор НИЭИ Минэкономики Наталья Берченко представила предложения в проект Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026–2030 годы.
В ходе обсуждения проекта документа затрагивались вопросы разработки системы новых стандартов качества жизни, цифровизации, подготовки кадров, поиска новой нишевой индустриализации, роли бизнеса в социально-экономическом развитии страны и др.
Круглый стол с участием представителей бизнес-сообщества открыл серию рабочих встреч по обсуждению проекта ПСЭР-2030.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Министерства экономики)
Минэкономики: задачи инициативы «Один район – один проект» выполнили более половины регионов
С 2022 года инвестиционный портфель инициативы «Один район – один проект» вырос в 1,7 раза, его сформировал 221 проект на более чем Br9 млрд, при этом более половины регионов уже выполнили обозначенные задачи. Такое заявление в интервью программе «Контуры» телеканала
ОНТ сделал заместитель начальника главного управления инвестиционной и строительной деятельности Министерства экономики Виктор Войтехович, сообщает
БЕЛТА.
«В целом за неполные 3,5 года имеем уже 80 «историй успеха» в 68 районах, создано около 4 тыс. новых рабочих мест, то есть более половины регионов уже справились с поставленной задачей, при этом в 12 реализовано по две и более перспективных бизнес-идеи. В ряде районов появились новые компетенции – выпускается продукция, которая ранее там не производилась, – прокомментировал Виктор Войтехович. – К концу пятилетки ожидаем завершение еще порядка 90 проектов инициативы. По оставшимся срок реализации уходит за пределы 2025-го, и это наш задел уже на будущую пятилетку».
Заместитель начальника главного управления ведомства также рассказал о стимулировании инвестиционной деятельности в «услужных» секторах экономики регионов. Речь, в частности, шла о логистике, сферах туризма, отдыха и медицины. Было отмечено, что изначально основной направленностью инициативы являлись производственные проекты, но с учетом практики применения с этого года были донастроены подходы к поддержке проектов в сфере услуг.
Так, на данный момент, следуя этому механизму, строятся медицинский комплекс в Гродно, логистические центры в Верхнедвинском, Витебском, Берестовицком и Вороновском районах, создаются места проживания и оказания услуг в Дятловском районе, в Бресте и Мяделе. Запланирован к включению в перечень и проект по строительству гостиничного комплекса в Миорском районе. «В перспективе – это новые высокопроизводительные рабочие места для наших регионов», – резюмировал замначальника главного управления инвестиционной и строительной деятельности.
В Беларуси с 2022 года реализуется программа «Один район – один проект», инициированная Главой государства. Ее цель – поддержка и развитие инициатив с акцентом на создание новых рабочих мест. Проекты выполняются на основе имеющихся ресурсов, многие из них являются одновременно импортозамещающими и экспортно ориентированными. При отборе проектов учитывается ряд критериев, а именно их производственная направленность, создание новых рабочих мест, использование местного сырья и компетенций, перспективы импортозамещения и увеличения экспорта.
По информации
БЕЛТА
Беларусь и ОАЭ подписали соглашение о торговле услугами и инвестициях
Сегодня, 27 июня 2025 г., в Доме Правительства в г. Минске подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о торговле услугами и осуществлении инвестиций.
Подписи под международным договором поставили Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь – Наталья Петкевич и государственный министр ОАЭ по вопросам внешней торговли г-н Аль Зейуди.
Переговоры по услужно-инвестиционному Соглашению длились чуть более двух лет в формате «fast-track».
Документ предусматривает создание правового поля для регулирования двусторонней торговли услугами, а также содержит дополнительные механизмы развития инвестиционного сотрудничества. Беларусь и ОАЭ фиксируют условия, на которых компании могут осуществлять деятельность в сфере услуг. Также закрепляются условия пребывания отдельных категорий физических лиц, вовлеченных в торговлю услугами.
Основные преференции, которые белорусская и эмиратская стороны предоставляют друг другу, – предсказуемость и прозрачность условий ведения деятельности.
Стороны принимают обязательства допускать субъектов хозяйствования на рынки услуг в более, чем ста секторах, охватывающих такие сферы, как финансы, строительство, деловые услуги, транспорт и др.
Соглашение учитывает тренды международной договорной практики и основывается на предоставлении гарантий на высоком уровне.
Объединенные Арабские Эмираты дополнили преференциальный пул партнеров, которым предоставляются гарантии недискриминации на белорусском рынке. В настоящее время для Беларуси схожие услужно-инвестиционные договоренности действуют только с ближайшими торговыми партнерами по ЕАЭС и СНГ. В прошлом году также подписано Соглашение по услугам и инвестициям с Китаем.
Соглашение по услугам и инвестициям станет дополнением товарной сделки, заключаемой между Евразийским экономическим союзом и ОАЭ: соответствующее Соглашение о б экономическом партнерстве ЕАЭС и ОАЭ планируется к подписанию сегодня в ходе заседания Высшего Совета.
Таким образом, ОАЭ станет первым государством дальнего зарубежья, с которым Беларусь одновременно создает как зону свободной торговли товарами, так и зону свободной торговли услугами.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
Беларусь предложила разработать единую программу развития кооперации и импортозамещения в ЕАЭС
Беларусь предложила разработать единую программу развития кооперации и импортозамещения в ЕАЭС. Об этом заявил Министр экономики Юрий Чеботарь во время круглого стола «10 лет ЕАЭС: о вызовах и достижениях» на полях Евразийского экономического форума, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«На мероприятиях Евразийского экономического форума мы выработаем новые предложения, как формировать дальше наиболее эффективно наш союз. Те положения, которые были заложены главами государств при подписании Договора о ЕАЭС, создали прочную основу для нашего сотрудничества. Раз в пять лет мы утверждаем соответствующие направления реализации наших приоритетов в союзе. Получен действительно положительный эффект. Это и рост ВВП по паритету покупательной способности практически в два раза, и рост взаимных инвестиций в 1,3 раза, почти в два раза рост товарооборота», – сказал Юрий Чеботарь.
Он также обозначил, что в числе приоритетов для ЕАЭС – развитие технологического потенциала. «Беларусь имеет сильную современную промышленность, и сегодня на выставке вы можете убедиться, насколько мы преуспеваем в машиностроении. Сопрягать интересы промышленных комплексов наших стран очень важно. Для этого мы наработали ряд направлений. Это карта индустриализации нашего союза. В ней более 150 инвестиционных проектов в 25 отраслях на сумму $200 млрд, сотни технологических направлений по 30 отраслям промышленности, по которым целесообразно импортозамещение. Реализация этих проектов позволит сохранить конкурентоспособность, но самое главное – создать новые предприятия. Беларусь уже готова наполнять эту карту очень интенсивно», – подчеркнул Министр.
Беларусь внесла в ЕЭК предложение по разработке единой программы развития кооперации и импортозамещения. «Мы предлагаем нашим партнерам по союзу подключиться к этой работе и координировать наши действия. Начало уже есть – карта индустриализации. Если мы эти мероприятия реализуем, то надо ставить перед собой амбициозные цели по увеличению доли государств ЕАЭС в мировой экономике в 1,5–2 раза к 2045 году», – считает глава Минэкономики.
Еще одна инициатива белорусской стороны касается инвестиционного взаимодействия. «Для нас очень важно создание совместных предприятий. Общие инвестиционные условия в ЕАЭС для нас также важны. Мы предлагаем проработку комплекса мер по созданию благоприятных условий для взаимных капиталовложений. Такую инициативу мы тоже направили в комиссию», – проинформировал Юрий Чеботарь.
Среди других важных направлений – продовольственная безопасность. Для взаимных поставок требуются единые правила и подходы в том числе в фитосанитарных вопросах. Также в особом приоритете транспортное сообщение, логистика. Здесь Министр сделал акцент на необходимость снятия барьеров в области перевозок. Большой потенциал Беларусь видит и в развитии сферы услуг в ЕАЭС.
«Обеспечение конкурентоспособности союза и повышение эффекта от реализации интеграционного потенциала возможно на основе постоянного анализа наших слабых сторон и устранения узких мест», – заключил глава Минэкономики.
По информации
БЕЛТА