В Минске организована работа общественных приемных по обсуждению изменений и дополнений в Конституцию
В Минске с сегодняшнего дня организована работа общественных приемных на базе районных первичных организаций ОО «Белая Русь». Об этом БЕЛТА сообщила председатель Минской городской организации Белорусского союза женщин Ольга Чемоданова.
27 декабря на всенародное обсуждение вынесен проект изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь. Документ обнародован на Национальном правовом Интернет-портале. Доступ к нему в печатном виде обеспечен в публичных центрах правовой информации, функционирующих на базе областных и центральных районных (городских) публичных библиотек республики.
«С 30 декабря в Минске организована работа общественных приемных для сбора замечаний и предложений по проекту документа, – сказала Ольга Чемоданова. – В обсуждении изменений и дополнений в Конституцию активное участие примут также представительницы Минской городской организации Белорусского союза женщин».
Заинтересованные в обсуждении минчане могут приходить в районные первичные организации «Белой Руси» столицы в вечернее время с 17.00 по вторникам, средам и четвергам. Подробная информация размещена на сайте Мингорисполкома.
По сообщению БЕЛТА
Директор Департамента контроля качества образования Министерства образования Ольга Рыбаключева во время круглого стола БЕЛТА на тему «Общественное обсуждение проекта постановления «О порядке осуществления самостоятельной профдеятельности по обучению» рассказала о нормах, которые закрепляет этот проект постановления.
Ольга Рыбаключева подчеркнула, что документ направлен не только на тех, кто осуществляет самостоятельную профессиональную деятельность, но и на тех, кто ею пользуется. «Самое главное, о чем говорит постановление, – такая деятельность не подлежит обязательному сертифицированию, то есть эти услуги не подлежат обязательному подтверждению соответствия. О чем мы говорим? Если родители ведут ребенка заниматься к репетитору или к учителю-дефектологу, то место, где он будет работать с учащимся (в полноценной аудитории, оснащенной в соответствии с необходимыми требованиями, или у себя дома на кухне), выбирает репетитор и учитель-дефектолог, это их право. Родители должны быть готовы к тому, что в этой части нельзя предъявлять повышенные требования, например, просить заключения санстанции, чтобы свет был определенный и так далее. Второе – проект постановления определяет условия, формы и методы, которые при оказании обучения в виде самостоятельно профессиональной деятельности могут самостоятельно выбирать репетиторы и лица, которые осуществляют эту деятельность. То есть мы не регламентируем, как работать, с помощью каких форм и методов», – рассказала директор департамента.
По ее словам, наибольшее общественное обсуждение вызвали три нормы. «Первая – при оказании услуг с применением ИКТ нужно использовать только информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента интернета, размещенные на территории Беларуси и зарегистрированные в установленном порядке. Пошли разговоры, что под запретом окажется Zoom. Во-первых, этим положением платформу никто не запрещает, мы предлагаем рассмотреть возможность использовать именно национальный сегмент сети Интернет. Хочу обратить внимание на то, что эта норма в настоящий момент в нашей стране является обязательной для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Она введена указом главы государства с 2010 года. Кроме того, Zoom – это не панацея, у нас есть, например, система видео-конференц-связи IVA, которая предоставляет в том числе возможность пользоваться ею физическим лицам. Мы включили такой вариант в проект, чтобы понять, готовы ли самозанятые работать по этой системе и сможем ли мы предоставить большому количеству физических лиц возможность работать в рамках национального сегмента сети Интернет», – проинформировала Ольга Рыбаключева.
Следующее, что вызвало наибольшее обсуждение, касалось того, что репетиторы обязаны пользоваться только программами, утвержденным Минобразования. «Якобы ведомство запрещает проявлять творчество. Не этот проект постановления это запрещает, а постановление № 457 от 28 июня 2024 г. Там прописано, что репетиторство – это оказание услуг лицам, которые получают основное образование. В этом же проекте мы только процедурно уточняем, как все реализовать. То есть раз человек получает основное образование и репетитор – это консультационная услуга, а не образовательная, то соответственно и консультацию репетитор должен осуществлять в рамках той программы, которую ученик изучает на уровне основного образования – школьного, вузовского или в колледже. Этот пункт не новый, он лишь процедурно определяет подходы, как работать в этом направлении», – отметила представитель Министерства образования.
Основной же вопрос, по которому поступило наибольшее количество предложений, касался обучения без реализации содержания образовательных программ на персональном компьютере, ноутбуке, планшетном компьютере изобразительному искусству, игре на музыкальных инструментах, танцам, хореографии, вокалу, ораторскому искусству. «Такое обучение осуществляется только в отношении совершеннолетних потребителей услуги. Сегодня Кодекс об образовании четко определяет, кто у нас имеет право работать с детьми. Индивидуальные предприниматели с детьми работать не могут, то есть права реализации образовательной программы в отношении детей им не предоставлено. А поскольку самостоятельная профессиональная деятельность это вид предпринимательской деятельности физического лица, то мы полагаем, что и обучать изобразительному искусству и так далее самозанятые могут только взрослых людей. Тем же, кто хочет работать с детьми, нужно заходить в законодательное поле Кодекса об образовании», – констатировала директор департамента.
По информации БЕЛТА
В Министерстве образования подвели итоги общественного обсуждения по проекту постановления Правительства «О порядке осуществления самостоятельной профессиональной деятельности по обучению». В результате практически в каждый пункт внесены изменения.
В начале апреля на Правовом форуме Беларуси был опубликован проект постановления Правительства, который вносил изменения в работу самозанятых в сфере обучения. Поступило более 200 сообщений-откликов. Больше всего дискуссий вызвал пункт, что репетиторство должно проходить индивидуально с каждым потребителем услуги, отмечает директор Департамента контроля качества образования Минобразования Ольга Рыбаключева:
– Во внимание принимали все конструктивные замечания и предложения, поэтому в результате предусмотрели возможность оказания услуг репетитора и учителя-дефектолога в мини-группах численностью до четырех человек.
Резонанс в обществе вызвало также предложение использовать при оказании репетиторских услуг только зарегистрированные в Беларуси сервисы. Несколько вариантов подобного программного обеспечения, основанного на облачной технологии, уже сейчас успешно применяется в деятельности юрлиц, объясняет эксперт:
– Но они пока не адаптированы для работы с физлицами в полном объеме. Поэтому мы посчитали закономерным вносить изменения в этом вопросе только после того, как будет обеспечена работа белорусских интернет-площадок. На данном этапе норма исключена.
Еще одно предложение – репетиторы должны удостовериться, зачислен ли обучающийся в детский сад, школу, колледж или университет. Норма сохраняется, но в удобном формате. Репетитору не нужно хранить никаких копий свидетельств или справок. Правило одно: перед началом сотрудничества педагог обязан ознакомиться с документами, которые подтверждают статус обучающегося.
Еще один тезис – обучение (без реализации образовательных программ) работе на компьютере, а также занятия по изобразительному искусству, танцам, хореографии, игре на музыкальных инструментах, вокалу, ораторскому искусству могут проводиться только в отношении совершеннолетних потребителей услуги. Это предложение остается в проекте постановления. Оно, к слову, тоже вызвало широкое обсуждение, отмечает Ольга Рыбаключева:
– Дело в том, что тезис неправильно интерпретировали, посчитав, что репетиторам планировали полностью ограничить работу с детьми, что абсолютно не соответствует действительности. Необходимо помнить, что репетитор не обучает, он оказывает консультативные услуги, помогает в обучении. И если ребенок получает основное образование в гимназии или колледже искусств, то репетитор сможет оказывать ему консультативные услуги. Но если ребенок планирует заниматься танцами, скажем, с нуля, то к консультации этот вид творческой деятельности уже не отнесешь. Здесь необходима образовательная программа.
По сути, эта норма уже действует: для работы с детьми по Кодексу об образовании необходимо быть зарегистрированным в качестве юрлица, учреждения образования или иной организации. Других вариантов сегодня нет. Индивидуальные предприниматели не могут реализовывать образовательные программы в отношении несовершеннолетних.
Все отредактированные моменты отображены в новом проекте постановления, которое уже направлено на повторное согласование заинтересованным республиканским органам государственного управления.
Таисия Азанович, « СБ. Беларусь сегодня», 7 мая 2025 г.
Абсолютно все сферы нашей жизни регулируются законами. Они же создаются и принимаются в соответствии с Конституцией – Основным Законом страны. Как и все общество, Конституция развивается и совершенствуется, чтобы при любых обстоятельствах защищать наши права и свободы. О социальной ориентированности обновленной Конституции, особенностях ее действия в современных условиях «Р» поговорила с Аллой Бодак, судьей Конституционного Суда.
Запрос времени
– В результате республиканского референдума, проведенного 27 февраля 2022 года, у Конституционного Суда значительно расширились полномочия. Чем это вызвано и как сказалось на вашей деятельности?
– Наша действительность характеризуется процессами глобализации, динамичным развитием региональной интеграции, сложной геополитической ситуацией. Политическая и социально-экономическая реальности обусловили необходимость укрепления государственного суверенитета, правовое содержание которого раскрывается в статье 1 Конституции: согласно ей, Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
Конституционный Суд Республики Беларусь, являясь «хранителем Конституции», призван защищать суверенитет.
В результате изменений и дополнений, принятых на республиканском референдуме в 2022 году, Конституционному Суду по сути придан статус конституционного арбитра при разрешении споров между ветвями власти, государством и гражданами. В связи с этим введены новые полномочия о толковании Конституции, даче заключений о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум, наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции, конституционности проведения выборов Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики. При этом расширено число субъектов, имеющих право обращаться в Конституционный Суд.
Обновленная Конституция предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд гражданина с просьбой о проверке конституционности закона, примененного в конкретном деле, которым, по его мнению, нарушены его конституционные права и свободы. Это является важным этапом развития конституционного правосудия в Беларуси. Указанные конституционные изменения свидетельствуют об усилении конституционных гарантий правового статуса личности и о расширении правовых механизмов реализации и защиты прав и свобод граждан.
Важный этап правосудия
– Насколько широко граждане Беларуси пользуются своей новой возможностью? Относятся ли вопросы, которые они хотят разрешить, к компетенции Конституционного Суда?
– В течение 2024 года в Конституционный Суд поступило 530 обращений, из которых 103 в определенной мере отвечают критериям конституционной жалобы. В жалобах изложены вопросы, связанные с нарушением прав при применении трудового, жилищного, земельного, пенсионного, налогового, а также уголовно-процессуального, административного и гражданского процессуального законодательства. Поступающие жалобы граждан изучаются в установленном Законом «О конституционном судопроизводстве» порядке, определяется способ их дальнейшего разрешения с учетом соблюдения условий допустимости, общих требований к содержанию конституционной жалобы.
Анализ жалоб показывает, что гражданами не соблюдаются в полной мере положения данного закона, что является основанием для отказа в возбуждении производства по делу.
Многие обращения не относятся к компетенции Конституционного Суда, а подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции или в других государственных органах.
Конституционным Судом принято два определения об отказе в возбуждении производства по делу, принято одно решение по существу «О конституционности статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях по жалобе». Еще одно решение находится на рассмотрении в суде.
– Что же нужно учитывать тем, кто намерен обратиться за защитой своих прав в Конституционный Суд?
– Для эффективной реализации гражданами права на обращение с конституционной жалобой необходима квалифицированная подготовка такой жалобы. Она должна отвечать всем условиям допустимости, а также общим требованиям к ее содержанию, включая юридически четко сформулированную позицию гражданина по поставленному в конституционной жалобе вопросу о неконституционности закона, примененного в конкретном деле, со ссылкой на соответствующие нормы Конституции. Для этого требуются организация всесторонней разъяснительной работы с привлечением существующих информационных ресурсов и оказание гражданам квалифицированной юридической помощи.
Для содействия реализации права граждан на доступ к конституционному правосудию и создания максимально благоприятных для этого условий в Конституционном Суде активно внедряются информационно-коммуникационные технологии. Так, граждане, желающие обратиться в Конституционный Суд, могут подать конституционную жалобу в электронной форме. Для этого на официальном сайте Конституционного Суда следует создать личный кабинет и заполнить в нем специальную регистрационную форму с приложением необходимых документов и иных материалов.
– Недавно в Конституционном Суде была рассмотрена первая индивидуальная конституционная жалоба…
– Реализуя полномочие принимать решения по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты, Конституционный Суд исходит из необходимости своевременного устранения из правового регулирования законодательных пробелов, правовой неопределенности, которые, как правило, нарушают системность и согласованность правовых норм, затрудняют правоприменение.
Наличие в законодательных актах пробелов и правовой неопределенности не позволяет обеспечивать в полной мере принцип верховенства права, создает возможность такого понимания и применения правовых норм, которое может приводить к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из принципа верховенства права, Конституционный Суд при рассмотрении и разрешении дела по конституционной жалобе гражданина признал наличие конституционно значимого пробела в правовом регулировании, вызвавшего правовую неопределенность взаимосвязанных положений статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и статьи 7.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Оказалось, в системе действующего законодательства они не обеспечивают правовую определенность при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность.
Национальному собранию Республики Беларусь предложено устранить выявленный пробел в правовом регулировании с учетом правовых позиций Конституционного Суда, изложенных в данном решении. Правоприменителям рекомендовано до внесения соответствующих изменений в законодательные акты при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность, обеспечить соблюдение принципов справедливости и разумности.
Мы станем лучше
– В обновленной Конституции усилена социальная ориентированность. Это касается норм о долге каждого вносить посильный вклад в развитие государства и общества, государственной поддержки семьям с детьми, содействия духовному, нравственному и иному развитию молодежи и многого другого. Такой подход требует определенной модернизации самого общества, не правда ли?
– Положения о социальном характере белорусского государства в обновленной Конституции получили развитие и содержательное наполнение путем расширения гарантий социальных прав граждан, повышения социальных обязательств государства. Так, в Конституции закрепляется больший уровень гарантий социальных прав граждан, которые нуждаются в повышенной социальной защите: особая забота со стороны государства о ветеранах войны и труда, о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, об инвалидах и пожилых людях; обеспечение инвалидам равных возможностей для осуществления прав и свобод человека и гражданина, социальной интеграции, доступной среды и улучшения качества их жизни; поддержка семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такая норма налагает дополнительные социальные обязательства на государство и значительно усиливает социальную составляющую государственной политики.
Действительно, в современном социальном государстве корректируются взаимоотношения между гражданином, обществом и государством, исключается иждивенческий характер.
Современное развитие социального государства основывается на предоставлении гражданам равных возможностей, позволяющих конкретному человеку на основе полученных знаний и духовно-нравственных ценностей осознанно самореализоваться с пониманием важности своего активного участия в обеспечении не только собственного благополучия, но и благополучия общества.
Важнейшим принципом социального государства выступает социальная справедливость. Напомню, что в результате республиканского референдума в 2022 году мы дополнили преамбулу Конституции положением, согласно которому народ Республики Беларусь утверждает устои социально справедливого общества.
Социальная справедливость явно нарушается, когда существует огромный разрыв в материальном положении индивидов и разных групп населения. С материальными возможностями ведь связан доступ к культуре, образованию, медицинскому обслуживанию, отдыху. При определении уровня такого разрыва используется децильный коэффициент фондов. Он обозначает соотношение средних доходов 10 процентов наименее обеспеченных и 10 процентов наиболее обеспеченных слоев населения страны. В США и России такой коэффициент составляет приблизительно 15, в странах Европы – 7–8. По данным Национального статистического комитета Беларуси, в нашей стране децильный коэффициент равен 6.
Развитие социального государства на принципах справедливости выступает важнейшим фактором безопасности, минимизации социальных конфликтов в обществе и устойчивого развития государства.
Оксана Невмержицкая, « Рэспубліка», 15 марта 2025 г.
Дорогие соотечественники!
Поздравляю вас с Днем Конституции.
Обновленный при участии миллионов белорусов Основной Закон стал фундаментом для построения подлинно народного государства, в котором забота о человеке является приоритетом проводимой политики.
В Беларуси создается общество равных возможностей, обеспечивается защита прав и свобод граждан, укрепляется институт семьи, действует система поддержки молодежи, активно развиваются здравоохранение, наука и образование. Государство оказывает содействие духовному возрождению, сохранению культурного наследия и межконфессионального диалога.
В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне особое значение приобретают положения Конституции, направленные на сохранение исторической правды о священном подвиге белорусского народа. Эту правду о героях, отстоявших свободу Родины, должны знать и помнить наши дети и внуки.
Убежден, что патриотизм, сплоченность, верность конституционным принципам и ценностям станут залогом процветания и независимости нашей страны.
Желаю всем мира, добра, благополучия и новых свершений на благо Отечества.
Александр Лукашенко
Как повлияли изменения и дополнения в Основной Закон на жизнь страны и общества, а также их важность для законодательства обсудили сегодня во время круглого стола «Обновленная Конституция как основа совершенствования законодательства, правоприменения и развития правовой науки», передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Кристины Аксёновой, БЕЛТА)
Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс отметила, что при проведении конституционной реформы гражданам была предоставлена уникальная историческая возможность – принять участие в создании Основного закона.
«Совмещенная устная и письменная форма активности позволили получить более 16 тыс. мнений по конституционных нормах. В числе Конституционной комиссии были не только юристы, но и не осведомленные о юридических тонкостях граждане, имеющие богатый жизненный опыт, позволяющий оценить гражданские инициативы, – рассказала Ольга Чуприс. – Как показали итоги работы, наибольший интерес представляют конституционные положения, затрагивающие избирательные и гражданские права, системы органов госвласти, партийное строительство гражданского общества, а также нормы, касающиеся социальной защиты населения. Были выявлены ожидаемые народом направления развития белорусского государства или видения разрешения конкретных жизненные ситуаций. Идеи и пожелания граждан, не нашедшие отражение в скорректированном законе, были направлены в госорганы и организации для последующего учета в отраслевом законодательстве. Ряд из них уже нашел реализацию».
«В продолжении конституционной реформы был проведен масштабный мониторинг законодательства, рассматривалось его соответствие Конституции. Сложность данного вопроса не предполагала получение значительного числа мнений от населения, но даже единичные оценочные суждения имели значение. Расчет был в первую очередь на мнение профессиональных юристов, – подчеркнула Замглавы Администрации Президента. – Мониторинг показал заинтересованность в совершенствовании отраслевого законодательства, а также сферы, наиболее интересующие людей. Наибольшее внимание отдавалось социальному законодательству, а именно пенсионному обеспечению, соцзащите, здравоохранению, жилищным правоотношениям. Общество также интересовало законодательство предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Участие граждан в мониторинге подтвердило запрос на наличие актуального законодательства, соответствующего результатам конституционной реформы».
Министр юстиции Евгений Коваленко акцентировал внимание, что Основной закон не должен существовать отдельно от других. «Последовательное развитие ценностей, принципов и норм Конституции в положениях законов и подзаконных правовых актов, выступает основой к построению суверенного, демократического, социального, правового государства. Данные положения служат не только правовым, но и политическим, нравственным ориентиром. Конституция является достижением и достоянием всех государственных органов, должностных лиц и граждан», – уверен он.
Евгений Коваленко подчеркнул, что правильно интерпретировать конституционное ориентиры, инкриминировать идеи Основного закона в правовой массив, актуализировать его согласно меняющимся общественным отношениям – это одна из задач правовой экспертизы. «С ее помощью мы реализуем важнейший конституционный принцип – принцип верховенства права. Кроме того, правовая экспертиза выступает проводником основных начал Конституции в законодательстве, является инструментом реализации гарантированных прав и законных интересов граждан, общества и государства», – добавил Министр.
Первый заместитель Председателя Верховного Суда Валерий Калинкович в своем выступлении сказал, что на конституционном уровне установлены оптимальные и эффективные основы правовой, политической, социальной и экономической систем государства. «Получили свое дальнейшее развитие нормы, регулирующие организацию и деятельность судебной власти, сформирована прочная правовая основа для ее последовательного совершенствования, – добавил Валерий Калинкович. – Одновременно с проведением конституционной реформы наша система получила импульс для дальнейшего совершенствования судебной деятельности, чтобы возможности и инструменты судебной защиты прав и законных интересов, становились более простыми, понятными и удобоприменяемыми для граждан. Это позволит обеспечить доступность правосудия для населения».
По информации БЕЛТА