Состоялся телефонный разговор Романа Головченко и Михаила Мишустина
Состоялся телефонный разговор Премьер-министра Республики Беларусь Романа Головченко с Председателем Правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе белорусского Правительства.
(фото – БЕЛТА)
Роман Головченко и Михаил Мишустин в ходе разговора отметили, что товарооборот между двумя странами в январе – октябре вырос практически на 36 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Главы правительств также обсудили широкий круг актуальных вопросов двустороннего взаимодействия Беларуси и России, в том числе ход реализации пакета интеграционных документов, принятых 4 ноября текущего года. Министерства и ведомства двух стран работают над реализацией мероприятий, предусмотренных союзными программами.
Кроме того, стороны обсудили перспективные мероприятия по углублению промышленной кооперации и импортозамещения, а также график предстоящих встреч и контактов.
Премьер-министры подчеркнули, что сложившийся конструктивный характер двустороннего взаимодействия в дальнейшем будет только укрепляться.
По сообщению БЕЛТА
Премьер-министр Беларуси Александр Турчин рассказал о приоритетах торгово-экономического сотрудничества с Санкт-Петербургом на встрече с делегацией города во главе с губернатором Александром Бегловым, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Виталия Пивоварчика, БЕЛТА)
Александр Турчин отметил, что все вопросы двустороннего сотрудничества губернатор обстоятельно обсудил с Президентом Беларуси. «Санкт-Петербург – один из ключевых партнеров нашей страны в Российской Федерации. Я благодарен за вашу помощь, за поддержку в организации многих наших совместных проектов. Уверен, что в дальнейшем наша работа будет строиться именно таким образом», – обратился он к губернатору.
Премьер-министр отметил хорошее сотрудничество сторон в сфере промышленной кооперации. «Она лежит в основе роста нашего товарооборота – поставки белорусской техники, совместные проекты. Мне кажется, это перспективное направление, как и поставки белорусского продовольствия», – отметил глава белорусского Правительства.
Санкт-Петербург также является одним из ключевых партнеров Беларуси по части поставок продовольствия. Сотрудничество в этой сфере также прирастает, констатировал Премьер-министр.
Следующим важным направлением развития сотрудничества сторон Александр Турчин назвал туризм. «Санкт-Петербург – жемчужина не только Российской Федерации, но и всего мира, – подчеркнул он. – Я сам стараюсь посещать этот город по мере возможности. Каждый раз приезжая, открываешь для себя что-то новое в этом замечательном городе. Поэтому, думаю, взаимный туристический обмен будет тоже очень интересным направлением сотрудничества, особенно для жителей Санкт-Петербурга и Беларуси».
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 июля встретился с делегацией Санкт-Петербурга во главе с губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым.
«Я очень ценю, как и все белорусы, наши добрые теплые отношения с Санкт-Петербургом», – подчеркнул белорусский лидер.
Говоря на тему отмечаемого в нынешнем году 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, Александр Лукашенко отметил, что самые пострадавшие люди в этой войне – белорусы и ленинградцы. И именно ленинградцы в послевоенный период оказали существенную поддержку белорусам и городу Минску в восстановлении и возрождении. «Ленинградцы первыми пришли к нам на помощь. От Ленинграда и наука в Академии наук (Беларуси. – Прим.) отчасти зарождалась и проходило восстановление разрушенной страны. Поэтому у нас очень существенная глубина наших отношений, основанная на этом братстве», – сказал Президент.
«Ленинград для нас, Питер – приоритет приоритетов», – подчеркнул белорусский лидер.
Он отметил, что это связано не только с неплохим уровнем развития торгово-экономического сотрудничества. Президент рассчитывает, что в ближайшее время стороны в этом плане перешагнут отметку в $2,5 млрд. «Мы это можем сделать. Дело не только в этом. А дело в этой духовности, идейности, которая является основой наших взаимоотношений», – сказал Александр Лукашенко.
Говоря о сферах сотрудничества, Президент в первую очередь обратил внимание на продукцию машиностроительной отрасли, которую в стране сохранили с советских времен и дополнительно развили в суверенный период истории. В Санкт-Петербург из Беларуси поставляется, например, пассажирская техника. «Мы будем стараться так, чтобы даже те, кто в этом очень заинтересован – оппозиционные так называемые СМИ, – не пиарились на том, что где-то какая-то неисправность у нашей техники».
Александр Лукашенко в этом плане предложил при необходимости наладить качественное техническое обслуживание белорусской техники в Санкт-Петербурге, чтобы полностью отвечать за эту сферу.
Есть интерес в Санкт-Петербурге и к белорусской коммунальной технике. Для нужд российской северной столицы даже произвели специальный образец техники для уборки улиц, которая в ближайшее время прибудет для опытной эксплуатации.
Александр Лукашенко предложил продолжать сотрудничество по поставкам лифтового оборудования.
Белорусская сторона также готова создавать в Санкт-Петербурге совместные предприятия по всем интересующим направлениям: «Главное – нам нужны гарантии. Если есть гарантия губернатора, что вот это развиваем вот здесь, приходите работайте, мы с удовольствием идем под ваши гарантии. Нам это важнее, чем финансовые какие-то гарантии».
Президент уверен, что при создании таких совместных предприятий можно уже на месте обеспечить и значительную долю локализации, равно как и белорусская продукция частично производится с использованием российских комплектующих. «Если мы даже организуем сборочное производство на начальном этапе у вас, то оно на 50 % будет российским. Оно уже будет локализовано», – заметил Александр Лукашенко.
Санкт-Петербургу также понравилась производимая в Беларуси пожарная техника, и есть готовность работать с соответствующей компанией. «Мы всячески будем поддерживать эти проекты», – заверил белорусский лидер.
Традиционная экспортная позиция Беларуси в Санкт-Петербург – продовольствие. «Мы готовы и дальше сотрудничать, создавать там базы, магазины для того, чтобы удешевить продукцию. В основном это поставки государственных компаний, перерабатывающих компаний. Мы не собираемся наживаться на повышении цен и можем вам доказать, что наша продукция будет всегда дешевле любой продукции, которая у вас в Питере на полках. Про качество я не говорю. Отношение белорусов к качеству вы прекрасно знаете», – сказал Александр Лукашенко.
«Хочу вас поблагодарить за ту поддержку, которую вы оказывали и мне, и Беларуси, и нашей компании, которая занимается строительством там порта в Бронке. Немало сделано. Очень даже много сделано», – сказал Глава государства.
Он напомнил, что в свое время с предложением о строительстве портовых мощностей для Беларуси выступил Президент России Владимир Путин: «Я удивился, что он до метра знает всю эту портовую территорию. Показал мне: «Вот, пожалуйста, если хочешь, давай здесь Беларуси выделим место, стройте».
«Многое уже там сделано. Думаю, что вместе с вами мы еще больше сможем сделать. Но на этом этапе мы очень благодарны за ту поддержку, которую вы оказываете. Мы перевезем в этом году через этот порт около 7 млн тонн разных грузов. И сыпучих грузов, и нефтепродуктов. Будем грузить все. Будем развивать этот порт, – сказал Глава государства. – Мы планируем (7 млн тонн – это совсем немного для нас) еще и в Мурманск выйти. Это резервное такое место, но там надо строить этот порт, и на это уйдет немало лет. Поэтому для нас это (порт в Санкт-Петербурге. – Прим.) основная дорога в мир для нашей продукции».
«Мы не отказываемся от работы на государственном уровне. Смотрю, и вы уже не только на картошку, но и в целом на борщевой набор пытаетесь цены отрегулировать. Хотя нас критиковали в прошлом году, что мы регулируем цены, – сказал Глава государства. – Мы ничего не регулировали. Мы просто хотели установить правила. Как я главному нашему ценовику говорю, не надо ничего регулировать, мы не умеем это делать, и это невозможно сейчас в этом хаосе. Надо цену справедливости установить».
«Но чувствую, что с изменением Правительства после выборов там начались шалости. Я это вижу. Мне люди пишут каждый день. А пресс-служба анализирует это и все мне на стол. Так что готовьтесь, будете докладывать мне по цене справедливости», – заявил Александр Лукашенко, обращаясь к представителям белорусской стороны на встрече. В их числе были в том числе первый вице-премьер Николай Снопков, председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев.
Глава государства рассказал, что в Беларуси принимаются меры, чтобы ценообразование было справедливым и устраивало всех по цепочке, включая производителей, переработчиков, торговлю и потребителей.
«Сейчас главный вопрос у нас и в России – справедливость. Люди хотят справедливости. Они далеки от нашей этой экономики. Это им и не надо. Но они хотят справедливости. Чтобы, придя в магазин, он не чувствовал себя как в музее – посмотрел на «экспонат» и ушел, потому что в кармане нет денег, – подчеркнул белорусский лидер. – Я абсолютно убежден, что и Россия к этому придет. Наши народы славянские – Украина, Беларусь, Россия прежде всего – они несправедливости не потерпят. Хотим мы этого или нет, мы вынуждены будем эту справедливость создавать. Не обязательно таким путем. Каким-то другим».
«На этих принципах мы всегда работали. И вижу, что это приносит свои плоды и в Питере. Обещаю вам, при нашей договоренности, будем четко выполнять свои обязательства», – добавил Александр Лукашенко.
Президент в разговоре с губернатором Санкт-Петербурга коснулся разных аспектов справедливости в торговле. И это не только цены, но и зарплаты работников. «Не так, чтобы на Лазурном Берегу живот греть и получать $70 тыс. в месяц, в то время как Br500–700 контролер-кассир в торговле получает. Вот, он – великий хозяин, учредитель. Это справедливо? Это несправедливо», – заметил Глава государства.
С другой стороны, на ценообразование влияют вопросы рентабельности и себестоимость производства на предприятиях, над чем также можно работать. Александр Лукашенко в этом плане считает возможным установить определенную планку для производителей, приведя в пример работу молокоперерабатывающего предприятия, работу которого обсуждал во время доклада одного из руководителей областей. «Недавно в субботу мне один из губернаторов доложил, что он работает с одной частной компанией, – сказал Президент. – Говорит, крестьяне довольны, оплата вовремя, цены нормальные, переработчик не страдает и прочее, прочее. Он в области молочных продуктов (работает. – Прим.). Почему мы не можем взять эту систему? Все довольны. И я тем более буду доволен, и народ будет доволен. Цены не задирают».
«Нет, у нас телепаются. Ну я разберусь, почему телепаются, почему не могут взять типичное хозяйство, где, как я сказал, по цепочке все довольны, и установить этот порог: работайте, как они. Вот и вся регулировка. Кто-то недотягивает до этой рентабельности – это ваши проблемы, работайте с себестоимостью. Рентабельность – это и себестоимость. Это не только цена, по которой мы продаем, это не только прибыли себе в карман нагрести», – резюмировал Александр Лукашенко.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Президент Беларуси Александр Лукашенко 12 июля встретился с молдавским политиком и экс-президентом Игорем Додоном, который в настоящее время занимает пост председателя Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ).
«Живой!» – приветствовал Глава государства в своем рабочем кабинете Игоря Додона.
«Не дождутся! – ответил молдавский гость. – Александр Григорьевич, очень рад!»
«Мы всегда готовы к сотрудничеству с Молдовой, – заявил белорусский лидер. – Хотелось бы узнать, как все-таки живут наши братья-молдаване. Очень бы хотелось, чтобы там был порядок, чтобы вы пережили эти сложные времена».
«Вы от нас оторваны войной, к сожалению. Логистика усложнилась. Но мир тесен. Нет безнадежных ситуаций. Поэтому, если у руководства Молдовы, у народа Молдовы будет желание вернуться к нашему сотрудничеству и приумножить его, Игорь Николаевич, знайте, что Вы для нас там не чужой человек. Мы готовы через Вас, если Вы согласитесь, оказывать содействие, восстановить все то, что было утеряно за эти годы», – сказал Александр Лукашенко.
Он уверен, что восстановить эти отношения не сложно: «Путь пробит, проторен. Мы знаем, что надо Молдове. Вы знаете нас хорошо. Мы всегда были обязательны в отношениях с вами и готовы в этом отношении действовать».
Александр Лукашенко поблагодарил Игоря Додона за то, что тот, несмотря на все сложности и трудности, приехал в Беларусь, и поинтересовался информацией из первых уст о том, что сейчас происходит в Молдове: «Мы в основном получаем из средств массовой информации (сведения о событиях в Молдове. – Прим.). Естественно, есть и другие люди, которые нас информируют. Но важно услышать от тебя обстановку и ситуацию».
«Мое отношение к Молдове знаешь. Это цветущий сад, в котором живет прекрасный народ, трудолюбивый очень народ, очень похожий на белорусов. К сожалению, так сложилось, что мне очень сложно побывать в Молдове в силу той политики, которую там вы проводите сейчас», – отметил белорусский лидер.
«Не мы. Они (нынешние власти в Молдове. – Прим.)», – уточнил Игорь Додон.
«Понятно. Поэтому я действительно, когда узнал, что ты будешь у нас, много думал о Молдове, вспоминал наши встречи. Вспоминал, как мы там пытались посеять хорошие, добрые семена. Говорят, неплохо взошли (во время визита в Молдову в 2018 году Александр Лукашенко и Игорь Додон на тракторах засеяли поле кукурузы. – Прим.)», – продолжил Александр Лукашенко.
«Самое большее, что меня в ужас даже привело, это разговоры в Молдове по поводу якобы потери независимости Молдовы и включении в состав соседнего государства. Катастрофа, – сказал Президент. – Но я этому не верю. Потому что молдаване, жители Молдовы, особенно Кишинева, люди неглупые».
«Нет такого народа, который бы самостоятельно лишил себя независимости сам по себе. Я это слышу, но в это не верю», – добавил Александр Лукашенко.
«Мой вам совет древнего политика: не рвитесь вы ни в какие союзы (речь о Евросоюзе. – Прим.), никто вас нигде не ждет. Вы видели, как любили европейцы, к примеру, Украину. Как только Украина транзитом через ЕС хотела поставить зерно в прошлом году, ее начали блокировать, не дали провезти. Даже в Африку Украина не могла поставить это зерно. По той информации, которую мы получаем. Вы что, думаете, молдаван там ждут и особое будет отношение? Точно так будет с вашей аграрной продукцией, вином и так далее и тому подобное», – сказал Президент.
«Когда ты был Президентом, ты уже проходил это все. Я помню, когда тебе приходилось прорубать окно снова сюда на восток – в Беларусь, Россию – для того, чтобы жил народ Молдовы. Поэтому мой вам совет: цените свою землю, нет более прекрасного уголка в мире, чем Молдова. Мне так кажется с советских времен», – добавил Александр Лукашенко.
Он отметил, что в советские времена много раз бывал в Кишиневе и не только. «Очень красивый, очень добрый, очень порядочный народ. И мне бы очень хотелось, чтобы меньше было там проблем. Если от нас что-то зависит, и в этой ситуации, и в будущем, – скажи, мы будем рядом с нашими друзьями», – заверил белорусский лидер.
Игорь Додон в свою очередь отметил, что рад находиться в Беларуси и иметь возможность встретиться с белорусским лидером. «Хочу сразу вас заверить, что молдавские граждане – не власть нынешняя, а молдавские граждане в большинстве своем – считают белорусов своими братьями. По всем опросам Александр Григорьевич Лукашенко – в первых строчках по поддержке лидеров других стран внутри Республики Молдова», – сказал он.
Молдавский политик выразил сожаление по поводу того, что в последние 3–4 года двусторонняя повестка между Молдовой и Беларусью фактически отсутствует, что, безусловно, в негативном плане отразилось и на торгово-экономическом сотрудничестве. Немаловажным фактором, значительно усложнившим логистику в торговле, стала и ситуация в Украине. Но, тем не менее, намечаются некоторые подвижки в лучшую сторону, отметил Игорь Додон, и об этом, по его словам, пойдет речь во время встречи с Главой белорусского государства. «Мы хотим вернуть наш стратегический диалог, каким он был, когда мы занимались нашими двусторонними отношениями», – высказался он по поводу будущего сотрудничества с Беларусью.
Игорь Додон преподнес Главе белорусского государства символический подарок. Он напомнил, что в мае во время приезда в Минск Министр обороны России Андрей Белоусов подарил Александру Лукашенко набор «Награды победителей» с выполненными в натуральную величину копиями наград Советского Союза. В этом наборе были представлены исключительно ордена, но там не было медалей, отметил Игорь Додон. Поэтому в качестве подарка он привез в Минск набор медалей времен Великой Отечественной войны.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
В Беларуси разрабатывается новая государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) до 2030 года. Минэкономики предлагает реализовать комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации. В части ресурсной поддержки в новом документе планируется сохранить действующие подходы, ряд задач трансформируется. Изменится название программы – она будет именоваться «Устойчивое предпринимательство». Основная цель – создание благоприятных условий для ведения бизнеса и динамичного развития малого и среднего предпринимательства.
О роли бизнеса и перспективах его развития в Беларуси – наше интервью с директором департамента по предпринимательству Минэкономики Ольгой Русинович.
Весомый вклад
– Ольга Владимировна, как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние сектора МСП и как реализуется государственная программа «Малое и среднее предпринимательство»?
– Малое и среднее предпринимательство – не только динамично развивающийся сектор, но и стратегический драйвер роста и инноваций.
За 2024 год сектор продемонстрировал рекордные показатели: число юридических лиц достигло почти 129 тысяч – исторический максимум, а количество рабочих мест – практически 1,5 млн человек – это около 36 процентов занятых в экономике страны.
Субъекты МСП формируют 27,4 процента ВВП страны, более 31 процента валовой добавленной стоимости, на них приходится свыше 21 процента промышленного производства, 31,4 процента розничного товарооборота, 46,4 процента в объеме внешней торговли товарами, более 35 процентов налоговых поступлений.
Разумеется, такие результаты не случайность, а следствие выверенной госполитики по созданию благоприятного делового и инвестиционного климата, реализации стимулирующих мер, предусмотренных в программных документах.
Ключевая их них – Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство», ставшая мощным механизмом ресурсной и институциональной поддержки. За четыре года ее реализации около 5 тысяч проектов получили финансирование на сумму 1,3 млрд рублей из республиканского, местных бюджетов и средств Банка развития. Необходимо отметить, что преимущественно поддержка предоставляется на реализацию инвестпроектов, направленных на создание и расширение производства, выпуск экспортно ориентированной, импортозамещающей продукции, внедрение новых технологий.
Однако финансовая поддержка не единственный инструмент стимулирования деловой активности. Важное направление – развитие инфраструктуры поддержки МСП. На начало 2025-го в стране функционировало 85 центров поддержки предпринимательства и 18 инкубаторов малого предпринимательства, более трети из них – в малых и средних населенных пунктах и сельской местности. Свыше полумиллиона человек воспользовались их услугами в прошлом году, проведено 14,5 тысячи обучающих курсов и семинаров.
В рамках реализации госпрограммы принят ряд нормативных правовых актов, важнейший из которых – Закон по вопросам предпринимательской деятельности, а также принятые в его развитие документы. Так, в 2024-м вступили в силу регуляторные решения по вопросам осуществления административных процедур, ремесленной деятельности, индивидуальной предпринимательской деятельности и другим.
Значительное место в госпрограмме также занимают мероприятия по стимулированию деловой инициативы, обучению навыкам предпринимательства и популяризации идеи занятия собственным бизнесом, особенно у молодежи.
Значимую имиджевую роль также играют мероприятия республиканского значения – Национальный конкурс «Предприниматель года» и Белорусская неделя предпринимательства. Они имеют большой резонанс не только в предпринимательской среде, но и в обществе в целом, формируя позитивное отношение и мотивируя инициативных граждан делать первые шаги в бизнесе.
– Стоит задача активного роста малого и среднего предпринимательства, увеличения его вклада в экономику страны. Как она решается?
– Действительно, увеличение вклада субъектов МСП в экономику – ключевая цель, зафиксированная в программе пятилетки: довести долю сектора в валовой добавленной стоимости до 33 процентов.
На ее достижение направлены меры пролонгированного характера, над реализацией которых сегодня работают органы госуправления. Речь идет о снижении административной нагрузки, либерализации контрольно-проверочной деятельности, развитии цифровых сервисов при взаимодействии по линии «государство – бизнес» и B2B.
В 2024-м приняты и вступили в силу два ключевых документа. Первый из них – уже упоминавшийся Закон о предпринимательской деятельности, который существенно расширил инструментарий поддержки бизнеса.
Во-первых, облисполкомам предоставлено право самостоятельно определять направления и цели финансовой поддержки с учетом особенностей развития их регионов. Ранее они для всех областей и столицы были одинаковыми.
Во-вторых, расширилась целевая аудитория поддержки. Право на ее получение распространили на средний бизнес, т. е. субъектов с числом работающих до 250 человек. Раньше существовало ограничение для организаций со штатом сотрудников 100+.
В-третьих, введены новые финансовые механизмы: поручительства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, гранты от региональных властей, компенсация капитальных затрат при реализации проектов с привлечением кредитов Банка развития.
Второй ключевой документ – Закон об инвестициях, который также ввел целый спектр стимулов. Напомню об основных.
Механизм инвестиционного договора расширил перечень льгот и преференций. К примеру, предусмотрено освобождение от налога на прибыль на пять лет, возмещение затрат на инфраструктуру в рамках инвестдоговора.
Предоставлено право на бюджетные трансферты – компенсация части капитальных затрат по проекту от 10 до 35 процентов.
Внедрен специальный инвестиционный договор для производства новой импортозамещающей продукции с возможностью ее выкупа государством.
Включен упрощенный формат реализации проектов без инвестдоговора с пакетом стандартных льгот – преференциальный проект.
Мы ожидаем, что данные стимулы будут широко востребованы бизнесом и позволят достичь поставленной цели по наращиванию его вклада в общий экономический результат.
Ставка на укрупнение
– Реформа предпринимательской деятельности нацелена на масштабирование бизнеса. Почему бизнесу так важно расти?
– Быть малым – не значит «не иметь потенциала». Трансформация предпринимательской деятельности как раз нацелена на то, чтобы максимально раскрыть этот потенциал. Иными словами, масштабирование бизнеса дает конкретный экономический эффект: рост выручки и прибыли, снижение издержек и повышение устойчивости к внешним неблагоприятным факторам. А для государства это новые рабочие места, налоговые поступления и так далее. Поэтому стимулирование перехода в юридические лица – стратегический шаг вперед.
Сегодня созданы простые и понятные стимулы для масштабирования бизнеса, управляемого «перетока» граждан в формат коммерческих организаций.
– Для чего возникла необходимость в таких дополнительных стимулах?
– Есть инициативные граждане с жизнеспособными и перспективными бизнес-идеями, которые, возможно, и хотели бы воплотить их в жизнь, но отступают перед трудностями, связанными с госрегистрацией, налоговым администрированием, предоставлением различной отчетности и так далее. Для таких белорусов обновленное законодательство предоставило возможность узнать на практике, насколько в тебе развита деловая жилка – стать самозанятым. Физлица, осуществляющие профессиональную деятельность с уплатой налога на профдоход, – полноправные члены «предпринимательской семьи», но им при этом объективно легче сделать первые шаги в бизнесе, заработать необходимый опыт и в дальнейшем перейти на следующую ступень.
До недавнего времени для индивидуального предпринимателя движение вперед означало «обнуление»: закрытие ИП и запуск бизнеса заново. Новый закон устранил этот барьер – теперь можно без лишней волокиты зарегистрировать юридическое лицо и продолжить работу с уже накопленным опытом, клиентской базой и персоналом. Это мощный сигнал: расти не страшно и не сложно.
В настоящее время более 2,5 тысячи индивидуальных предпринимателей перерегистрировались в коммерческие организации, в том числе в реальном секторе экономики – промышленности, транспорте, строительстве.
Стимул для развития
– Как Минэкономики предлагает совершенствовать бизнес-среду в Беларуси и каким видится будущее частного сектора экономики страны?
– Именно предпринимательство, которое ассоциируется с понятиями «гибкость», «мобильность», «адаптивность», воплощает в реальность многие интересные идеи. Сегодня частные предприятия – обладатели более половины всех патентов в стране.
Министерство экономики делает ставку на интеллектуальные технологии, цифровизацию и развитие гиг-экономики. Внедрение искусственного интеллекта и интеллектуальных сетей в бизнес-процессы должно привести к созданию новых продуктов и услуг, востребованных как внутри страны, так и за ее пределами. Это путь к построению интеллектуальной экономики и технологической независимости.
Ожидается, что именно частный сектор пропилотирует вектор гиг-экономики, включая платформенную занятость, новые инструменты ресурсоэффективности.
Минэкономики в свою очередь стремится сократить путь от идеи до реализации для каждого инициативного белоруса.
Задача номер один – сокращение излишних регуляторных требований в отношении субъектов предпринимательства и недопущение необоснованного введения новых. На это нацелен институт прогнозирования последствий принятия нормативных правовых актов.
Второй приоритет – цифровизация как способ снизить административные издержки бизнеса. Продолжится работа по оптимизации наиболее востребованных админпроцедур, упрощению и переводу в электронный формат всех приоритетных деловых ситуаций.
Сейчас идет активная работа над проектом новой госпрограммы «Устойчивое предпринимательство», к которой привлекаем представителей делового и экспертного сообщества, госорганов-регуляторов, ученых. Уже сформировано видение документа.
В части ресурсной поддержки действующие подходы в нем планируется сохранить, однако претерпит трансформацию система предоставления нефинансовых услуг бизнесу. Соответствующие структурные преобразования ждут действующие в регионах институты поддержки предпринимателей. Также предусмотрено создание Центра развития предпринимательства.
Еще одно из наших предложений – реализовать в рамках государственной программы комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации.
Особое внимание – развитию промышленного и инновационного бизнеса. Для этого продолжим расширять технопарки и совершенствовать режимы хозяйствования в рамках этих структур. Концепция следующая: предоставлять необходимые площади, инфраструктуру, готовые производственные мощности, оборудование для быстрой реализации перспективных бизнес-идей.
Конечно же, одним из важнейших приоритетов развития предпринимательского сообщества останется его социальная ответственность перед обществом. Предприниматели вне зависимости от их статуса должны работать по единым правилам, а главным критерием качества их деятельности станет мнение потребителя.
Будущее частного сектора в Беларуси – не только рост числа организаций, но и формирование новой культуры предпринимательства, где качество, инновации, ответственность и устойчивость станут стандартом деятельности.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 12 июля 2025 г.
В рамках подготовки к очередному заседанию Совета министров внутренних дел государств – участников СНГ состоялось совещание экспертов министерств внутренних дел стран Содружества, которые обсудили проекты документов, вносимых на рассмотрение очередного заседания совета. Об этом БЕЛТА сообщили в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ.
В мероприятии приняли участие делегации министерств внутренних дел Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана.
По результатам работы эксперты обсудили и согласовали проекты документов, в частности, о повышении эффективности сотрудничества МВД стран Содружества в сфере экспертно-криминалистической деятельности, о формировании Межгосударственного информационного банка и путях совершенствования информационного взаимодействия, о проекте Концепции развития информационного взаимодействия государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием (в сфере) информационно-коммуникационных технологий, а также о проекте рекомендаций по нормативному регулированию отношений, связанных с использованием участниками дорожного движения средств индивидуальной мобильности.
По информации БЕЛТА