23.12.2021
C 1 октября 2022 года вступит в силу президентский Указ № 367: как можно накопить себе на вторую пенсию и почему это выгодно
Средняя пенсия по возрасту в Беларуси сегодня составляет 545 рублей. Это около 40 процентов от средней зарплаты по стране. Можно ли самому повлиять на размер дохода в старости? Да. C 1 октября 2022 года вступит в силу президентский Указ № 367, закрепляющий дополнительный механизм добровольного накопительного пенсионного страхования, или, как его назвал Александр Лукашенко, программа «три плюс три». Занятым в экономике белорусам предлагают участвовать в ней, чтобы в нетрудоспособном возрасте, помимо традиционных выплат от государства, получать дополнительный доход, своего рода вторую пенсию. Как это будет работать и в чем выгода, вместе со специалистами разбиралась корреспондент «Р».
На кого рассчитана программа?
В новом виде страхования могут участвовать все, за кого работодатели уплачивают обязательные взносы в ФСЗН. В том числе и молодые специалисты, которые только начали свой профессиональный путь. Чем раньше приступишь уплачивать взносы, тем солиднее доход на пенсии, утверждают инициаторы нововведения. Правда, указом некоторые возрастные ограничения все же предусмотрены. Подключиться к программе можно не позднее чем за три года до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Реализует механизм республиканское унитарное страховое предприятие «Стравита». Если человек захочет накапливать себе вторую пенсию, он должен будет обратиться туда. Для этого с 1 октября 2022 года следует подать заявление и заключить договор. Прорабатывается возможность сделать это дистанционно – на официальном сайте.
– Затем страхователь уведомляет работодателя о заключении договора дополнительного накопительного пенсионного страхования, предъявляет ему страховое свидетельство и пишет заявление об удержании страхового взноса из заработной платы, – поясняет заместитель генерального директора компании «Стравита» Елена Тулейко.
Одному платить хорошо, а на пару – лучше
Как известно, работники ежемесячно уплачивают один процент от своего заработка в государственный пенсионный фонд. Суть нового механизма в том, что, помимо этого, человек соглашается перечислять дополнительный процент, но уже на свой личный именной счет в страховой компании. В каком размере – определяет сам. Таким образом, можно отдавать один, два или три процента от зарплаты. Максимум – десять. Работодатель в свою очередь должен будет делать то же самое – уплачивать на работника дополнительный взнос в том же размере, но не превышающем трех процентов. То есть если, допустим, вы жертвуете на накопительную пенсию два процента, то наниматель обязан отчислять на его счет столько же. Если семь процентов, то наниматель – три. Причем для работника участие в добровольном накопительном страховании пенсии – это право, а для его работодателя – обязанность. Впрочем, совсем необременительная. Его общий взнос на социальное (пенсионное) страхование не увеличится – 28 процентов. Просто часть отчислений, которые раньше перечислялись в общую пенсионную копилку, в случае страхования по Указу № 367 переадресуется на личный счет работника.
И здесь возникает резонный вопрос: выходит, Фонд социальной защиты населения с внедрением дополнительного вида пенсионного страхования будет получать меньше средств? Не повлияет ли это впоследствии на уровень традиционной пенсии по возрасту, которая финансируется из фонда?
Заместитель начальника главного управления пенсионного обеспечения Минтруда и соцзащиты Лариса Яшкова утверждает, что такого не случится: новая накопительная программа страхования предусматривает механизм государственного софинансирования.
– Безусловно, у государства появляются выпадающие доходы, – отметила специалист. – Но в зависимости от потребности их будут возмещать за счет республиканского бюджета, когда работник, за которого часть взносов работодатель перечислял на именной счет, оформит себе обычную пенсию в пенсионной системе. Рассчитываться она будет по тем же нормам, что и всем остальным.
Почему это выгодно работодателю?
Для юридических лиц, которые будут участвовать в накопительном пенсионном страховании, предусмотрен ряд преференций. Первая заключается в том, что страховые взносы включают в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров или услуг, учитываемых при налогообложении. Вторая – на сумму страховых взносов не начисляются взносы в ФСЗН и Белгосстрах. Третья – страховые платежи по договорам страхования в пользу работников не отражаются в составе фонда заработной платы.
Сколько на руки?
Когда человек достигнет общеустановленного пенсионного возраста, страховщик начнет выплачивать ему дополнительную накопительную пенсию. Речь идет о ежемесячных выплатах в течение пяти или десяти лет. Сколько именно времени получать вторую пенсию, определяет сам гражданин. Получить сумму единовременно нельзя. Забрать деньги досрочно – тоже (такое предусмотрено только в случае установления инвалидности I и II группы).
В отличие от обычных пенсий по возрасту, суммы, накопленные по программам страхования дополнительной пенсии, можно будет наследовать. Привлекательно для человека и то, что если он по каким-то причинам перестает уплачивать взносы, например из-за переезда в другую страну, то деньги на счету сохраняются. После достижения пенсионного возраста исходя из накопленной суммы человек будет получать выплаты. В любой момент можно приостановить или возобновить участие в программе. Разрешается также изменять процент взносов – правда, не чаще одного раза в год.
Не сгорят ли деньги?
Специалисты утверждают, что за сохранность своих денег беспокоиться не стоит.
– Во-первых, выплаты по договорам страхования, заключенным с государственными страховыми организациями, гарантируются государством, – приводит аргументы генеральный директор «Стравиты» Сергей Андриевич. – Страховщик ежемесячно отчисляет часть взносов в гарантийный фонд. Если он не в состоянии обеспечить исполнение обязательств по договорам, по решению Президента ему выделяют нужные средства из данного фонда. Во-вторых, денежные средства страхователей размещаются в надежные финансовые инструменты с хорошей доходностью. Речь идет о депозитных вкладах, ценных бумагах, облигациях. Благодаря этому компания дополнительно к гарантированной доходности начисляет страховые бонусы, и капитал застрахованного лица растет. Так накопления защищены от инфляции.
И еще один кирпичик в фундамент доверия потенциальных страхователей. Программа «три плюс три» – это более перспективная разновидность существующего добровольного страхования дополнительной пенсии, которое в стране работает 20 лет. То есть люди в индивидуальном порядке уже страховали свою пенсию. И за все это время ни одного случая невыполнения обязательств по программам дополнительной пенсии в «Стравите» не было. Первые выплаты дополнительной пенсии начали производиться в 2005-м. Стало понятно, что получать вторую пенсию реально. А вот что касается величины выплат, то она напрямую зависит от суммы взносов и продолжительности отчислений. Чем дольше срок и больше размер взносов, тем значительнее размер дополнительной пенсии.
Условия пенсионной программы по Указу № 367 более выгодные, чем по уже существующим страховкам. Ведь взносы уплачивает не только сам человек, но и наниматель. По этой же причине такой способ формирования дополнительного дохода в старости привлекательнее хранения денег на депозитах в банке или в домашней копилке. Ведь в обоих этих случаях сбережения пополняет только сам человек, без участия своего нанимателя. Программа «три плюс три» выгоднее банковских вкладов еще и потому, что доход с процентов не облагается подоходным налогом.
Начальник главного управления страхового надзора Министерства финансов Сергей Осенко напомнил и еще об одном преимуществе. Сегодня далеко не каждый банк готов открывать вклад, который будет ежемесячно пополняться на 40–50 рублей.
– Финансовая организация не предложит человеку подобных условий, – отметил специалист.
Елена Козловская, «Рэспубліка», № 246, 23 декабря 2021
Какие изменения планируются в сфере государственного социального страхования и пенсионного обеспечения? Одобрен законопроект
На заседании второй сессии Совета Республики Национального собрания восьмого созыва одобрен проект Закона «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения», передает корреспондент
БЕЛТА.
Проект закона направлен на совершенствование порядка уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения для отдельных категорий плательщиков с учетом правоприменительной практики, а также на приведение законодательства о пенсионном обеспечении в соответствие с нормами Указа № 402 «О социальной поддержке».
В частности, уточняются категории граждан, которые подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а также которым предоставлено право уплаты взносов в добровольном порядке. Устанавливается порядок уплаты страховых взносов в ФСЗН в зависимости от размера получаемого дохода для индивидуальных предпринимателей, плательщиков подоходного налога.
Вводится особый порядок уплаты работодателем страховых взносов при выявлении факта выплаты заработной платы в конвертах, для работников, получающих такую зарплату, в страховом стаже для пенсии будут учитываться выплаты из размера минимальной заработной платы. Определяется новый порядок выплаты пенсий и осуществления соответствующих удержаний из нее лицам, находящимся в местах лишения свободы.
Предоставляется право органам ФСЗН выносить самостоятельные решения о взыскании задолженности субъектов хозяйствования.
По информации
БЕЛТА
Подключение ИИ и автоматизация процессов. Как в Беларуси проходит цифровизация социально-трудовой сферы
На каком этапе находится цифровизация социально-трудовой сферы и о планах на будущее сообщила заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Юлия Бердникова на сессии Евразийского экономического форума «Единый рынок труда: вызовы и перспективы», передает корреспондент
БЕЛТА.
Одним из приоритетов председательства Республики Беларусь в органах Евразийского экономического союза в текущем году является активизация взаимодействия государств-членов в области устранения существенных цифровых барьеров. «В контексте развития экономик стран пятерки цифровизация выходит на первый план – она позволяет значительно упростить, ускорить и оптимизировать практически любые процессы», – отметила замминистра.
Она пояснила, что стратегической целью цифровизации социально-трудовой сферы является повышение качества жизни граждан, оперативная адаптация к потребностям бизнеса и современным технологиям, включая предоставление различных своевременных, быстрых и доступных услуг.
По словам Юлии Бердниковой, цифровой фундамент был заложен еще в 1990-е годы, когда активно началась цифровизация органов государственного управления и организаций. «Далее идет интеграционный уровень: углубление цифровизации через сбор данных, автоматизацию процессов обмена информацией и внедрение электронного документооборота. Следующий этап – трансформационный период – он еще не завершен, но его ключевым этапом стала пятилетка 2019–2024 годов. За это время мы не просто цифровизировали отдельные процессы и интегрировали их, но и приступили к созданию цифровых платформ», – поделилась замминистра.
Уже сегодня в Беларуси успешно функционирует цифровая платформа социально-трудовой сферы, которая объединила все информационные ресурсы отрасли. «В эту пятилетку мы плотно подошли к отказу от бумажного документооборота, поскольку большая часть процессов уже цифровизирована. Безусловно, предстоящая пятилетка пройдет под эгидой не просто трансформации, а проактивности и внедрения ИИ в нашу деятельность. В этом году также завершаются работы по переходу на проактивное назначение пенсий по инвалидности и другим социальным выплатам. И в последующую пятилетку все возможные проактивные процессы мы переведем в этот режим», – рассказала Юлия Бердникова. Также запланировано расширение объема цифровых документов для создания «супер-сервисов», чтобы граждане не заботились о получении или предъявлении документов – все данные будут доступны проактивно – через автоматизированные системы. «Внедрение ИИ поможет повысить качество обработки данных и анализа информации, что позволит поднять уровень предоставляемых услуг», – подчеркнула замминистра.
«На сегодняшний день 100 % наших организаций интегрированы в цифровое пространство социально-трудовой сферы. С бизнесом достигнут стопроцентный электронный документооборот. 60 % отраслевых электронных услуг уже переведены в «цифру», к 2030 году планируется довести этот показатель до 90 %. Цифровая платформа социально-трудовой сферы охватывает целый спектр информационных систем, такие как занятость населения, экспертиза условий труда, государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, социальная поддержка населения и семейная политика», – поделилась она.
По словам Юлии Бердниковой, основные ресурсы для предоставления электронных услуг – это единый портал электронных услуг, который объединяет все госорганы, а также отраслевые порталы. С 15 июля 2025 г. запускается обновленный портал социальной защиты. Также работает портал службы занятости и единая платформа по социальному страхованию.
«Ключевые элементы цифрового развития за последние пять лет включают переход на электронный учет сведений о трудовой деятельности (в 2019 году), где сегодня фактически 98 % работающих граждан имеют цифровой аналог трудовой книжки. Также в 2020 году в стране цифровизировали учет сведений о многодетных семьях. В 2021 году по инициативе Главы государства было внедрено добровольное страхование дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства. Если человек изъявляет желание копить дополнительно на свою вторую пенсию, то к нему подключается государство, которое фактически удваивает его накопления из общей пенсионной системы и перечисляет их на его индивидуальный лицевой счет для последующего накопления», – рассказала Юлия Бердникова.
В 2024 году Беларусь перейдет на централизованный расчет пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам. Это значит, что пособия будут назначаться и выплачиваться Фондом социальной защиты населения, а не работодателями. Также был автоматизирован учет объектов доступности среды для инвалидов с помощью интерактивной карты доступности на новом портале соцзащиты.
Кроме того, в 2023 году был внедрен мобильный кабинет застрахованного лица, которым сегодня пользуется более 2 млн граждан. «Это цифровой аналог трудовой книжки и средство для проактивного контроля за своим работодателем: сведения о приеме на работу, поступлении в фонд соцзащиты населения отчислений, информация о страховке на рабочем месте и т.д.», – отметила замминистра.
По информации
БЕЛТА
На белорусском рынке появился первый выпуск «золотых облигаций»
На белорусском рынке появился первый выпуск «золотых облигаций». Об этом сообщил на пресс-конференции председатель правления ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» Андрей Аухименя, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Сегодня у нас знаковое событие. Впервые в истории Беларуси на нашем рынке появились облигации, которые совмещают в себе и цифровые финансовые активы, и физическое золото, и традиционные инструменты фондового рынка. Это облигации, привязанные к стоимости золота», – сказал Андрей Аухименя. Они допущены к торгам на Белорусской валютно-фондовой бирже.
«Золотые облигации» – это особый вид долговых ценных бумаг, номинальная стоимость и купонный доход которых привязаны к цене золота. Они позволяют инвесторам фактически вкладываться в золото, но при этом получать регулярный доход в виде купонных выплат. Золото традиционно считается защитным активом, позволяющим обезопасить инвестиционный портфель от воздействия инфляции. Допуск к торгам первых «золотых облигаций» является важным шагом для развития финансового рынка Беларуси и предоставляет инвесторам новые возможности для размещения капитала.
«Для инвесторов, которые заинтересованы инвестировать в драгметаллы, до этого было только три варианта – физическое золото, обезличенное золото и цифровые финансовые активы, которые привязаны к стоимости золота. Сегодня появляется четвертый инструмент – традиционные облигации, которые привязаны к стоимости золота. Мы предполагаем, что такие облигации будут востребованы, поскольку наши граждане на сегодняшний момент уже инвестируют в физическое золото, открывают обезличенные металлические счета. Поэтому эмитент, который предлагает сегодня облигацию, привязанную к стоимости золота, надеется привлечь как раз тот круг инвесторов, который раньше занимался сугубо инвестированием в драгметаллы. Вместе с ростом стоимости золота будет расти и стоимость облигаций. Кроме этого, эмитент готов выплачивать и небольшой купонный доход, поэтому инвестор в любом случае некий процент получит по этим облигациям. Ну а стоимость самой облигации будет зависеть от котировок золота», – сказал Андрей Аухименя.
По его словам, «золотые облигации» – это и альтернатива традиционному инвестированию в золото, и дополнительная опция, расширяющая возможности. «Есть физическое золото, но это актив, с которым есть вопросы по хранению, дальнейшей оценке этого слитка или монеты. Обезличенный металлический счет приближен к облигации, которая привязана к золоту. Но у нее есть свои плюсы. Если мы посмотрим на обезличенный металлический счет, там все-таки необходимо давать поручения приобретать это золото на внешнем контуре. А облигация эмитируется резидентом Беларуси, одним из крупнейших брокеров нашей страны. Она привязана к стоимости золота, которую устанавливает Национальный банк. Поэтому это и альтернатива, и конкурент традиционным инструментам», – отметил председатель правления биржи.
Он также обратил внимание, что поставок физического золота по этим облигациям не будет. «До сегодняшней пресс-конференции в средствах массовой информации, в различных чатах обсуждали: «Если что-то произойдет, я вместо облигации заберу золото». Нет, такой опции по облигациям не будет», – добавил Андрей Аухименя.
Облигации номиналом Br313,61 имеют срок обращения до 27 марта 2030 г.
По информации
БЕЛТА
Что изменится для белорусов в работе с платежными приложениями с 19 июня
В Беларуси вносятся изменения в правила выполнения операций с платежным программным приложением и иными платежными инструментами. Это предусмотрено постановлением Правления Национального банка от 25 февраля 2025 г. № 50. Изменения вступят в силу с 19 июня. Что нового ждет физических и юридических лиц, рассказала начальник управления электронных платежных инструментов главного управления платежной системы и цифровых технологий Нацбанка Ольга Антонович, сообщает
БЕЛТА.
О каких приложениях идет речь
Для начала разберемся, что же такое платежные инструменты. По словам Ольги Антонович, существует три вида. Первый – платежные программные приложения (интернет-банкинг, мобильный банкинг), они требуют открытия и ведения счетов, их создают банки. Второй – платежные мобильные приложения. В отличие от предыдущего вида платежных инструментов их могут создавать не только банки. «На сегодня у нас пока что нет полной информации о том, какие же виды платежных мобильных приложений присутствуют на рынке Беларуси. Мы разработали форму отчетности. Предполагаем, что по итогам первого полугодия 2025 года поставщики платежных услуг нам предоставят соответствующую информацию», – отметила она.
Третий вид – платежный инструмент, обеспечивающий доступ к электронным деньгам. «Это, например, приложение «Оплати», с использованием которого можно оплатить проезд в общественном транспорте и не только», – уточнила представитель Нацбанка.
К кому обращаться, если думаете, что платеж совершили не вы
Теперь перейдем к тому, что же меняется в работе с платежными приложениями. Так, определен порядок взаимодействия граждан и юридических лиц с банками по не санкционированным клиентами операциям, совершенным с использованием платежных инструментов. Клиентам не понадобится обращаться к разным поставщикам платежных услуг для решения вопросов с такими подозрительными операциями.
«Очень много у нас было запросов от клиентов, которые касались того, к кому же им обращаться, если они думают, что операция, которая проведена по их счету или электронному кошельку, совершена не ими. Мы немножко конкретизировали норму. Прописали, что в таком случае нужно обращаться к эмитенту платежного инструмента, с которым заключен договор на оказание платежных услуг. В частности, если это интернет-банкинг, то клиент должен обратиться в банк. Если это платежное мобильное приложение, когда клиент его скачивает, ему предоставляется соответствующее соглашение. Клиент читает, соглашается, ставит «птичку». И если какая-то операция вызывает подозрение, клиент обращается к своему партнеру, с которым заключил это соглашение. Что касается приложения «Оплати», эмитентом электронных денег является Белинвестбанк», – пояснила Ольга Антонович.
Требование пользователя о признании операции неавторизованной оформляется заявлением в письменной форме в адрес эмитента платежного инструмента, с которым у пользователя заключен договор на оказание платежных услуг.
Подтверждение, что операция совершена
Еще одна новая норма касается подтверждения совершения операции с использованием платежного инструмента. Правилами установлено, что при успешном завершении операции пользователю может быть выдан чек на бумажном носителе или предоставлен чек в электронном виде, в том числе путем направления на электронную почту. Также может быть сформировано и отправлено уведомление об авторизации. «Если чек не воспроизводится на бумажном носителе или воспроизводится только посредством вывода на экран периферийного оборудования, клиент может обратиться в банк, где открыт его счет, для получения информации по платежной операции. Банк эту информацию предоставляет, и в ней должны содержаться все данные, которые обычно фиксируются в чеке», – добавила Ольга Антонович.
Переход из интернет-банкинга на сторонние сайты для покупок
Кроме того, вводится норма о возможности перехода из платежного программного приложения банка (интернет-банкинг, мобильный банкинг) в программно-техническую инфраструктуру партнера банка (сайт, мобильное приложение либо иной электронный ресурс) для выбора и приобретения товаров, работ, услуг. Для этого в банке могут проводить аутентификацию клиентов – партнеров банка при условии достижения соглашения между банком и партнером. «Таким образом, клиенты будут уведомлены, что они находятся не в платежном программном приложении банка, чтобы не было никаких вопросов или претензий к банку. Важно, чтобы клиенты понимали: договор на реализацию товаров, работ и услуг заключается с партнером банка, а не с банком. Банк просто является проводником к соответствующему электронному ресурсу партнера», – обратила внимание начальник управления.
Представитель Нацбанка пояснила причину этого новшества. «Изменение внесено по предложению банков и других юридических лиц. Партнерство – это всегда интерес двух сторон. С одной стороны, это интересно банкам, с другой – иным юрлицам. Предполагается, что партнеры банка будут предлагать клиентам приобрести товары, работы, услуги, а также другие объекты гражданских прав. Изменения вступят в силу с 19 июня. Увидим, насколько эта норма будет работать, как будет развиваться ситуация», – сказала она.
В Нацбанке подчеркнули, что внесенные в правила изменения учитывают предложения граждан, юридических лиц, банков и будут способствовать повышению качества оказания платежных услуг в условиях ускоренного развития цифровизации финансового рынка. «Все новации в первую очередь нацелены на защиту прав потребителей. Мы делаем все, чтобы платежные операции, которые совершает клиент, были для него ясны, понятны и не было никаких вопросов», – подчеркнула Ольга Антонович.
Валерия Гаврилова,
БЕЛТА
Только по факту. В Беларуси исключили предоплату за оказание риелторами услуг по найму жилья
В Беларуси исключили предоплату за оказание риелторами услуг по найму жилья. Это предусмотрено Законом «О риелторской деятельности», сообщил журналистам заместитель Министра юстиции Николай Старовойтов, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Еще один шаг, направленный на защиту интересов граждан, – исключение предоплаты за оказание услуг по найму жилья. В этом случае клиентами выступают молодые люди, которые не имеют жилья, студенты, жалобы от которых поступают в Минюст. Оплачивать услугу потребители будут только после того, как для них подобрана квартира», – сказал Николай Старовойтов.
Он обозначил и другие ключевые нормы закона. Например, сохраняется действующий в настоящее время подход о запрете оплаты одной и той же риелторской услуги, оказываемой риелторской организацией в отношении одного и того же объекта недвижимости, обеими сторонами сделки с этим объектом.
«То есть законом четко зафиксировано, что риелторская организация может оказывать риелторские услуги только одной стороне сделки с объектом недвижимого имущества. Цель сохранения такого подхода – решение проблемы понуждения потенциальных покупателей к заключению договоров на оказание им услуг и взимание одной и той же риелторской организацией двойной оплаты как с покупателя, так и с продавца», – пояснил Николай Старовойтов.
По его словам, этот подход позволяет защитить интересы как продавца, поскольку риелторская организация будет стремиться к исполнению уже имеющегося перед ним обязательства по содействию в продаже объекта, так и покупателя, который зачастую не нуждается в услугах риелтора и соответственно не должен их оплачивать, однако не имеет возможности иначе приобрести данный объект недвижимости.
«В случае если другая сторона при такой ситуации все же пожелает воспользоваться услугами риелторской организации, ничто не препятствует ей обратиться в иную организацию, которая и окажет необходимую помощь или содействие», – отметил замминистра.
По информации
БЕЛТА