21.12.2021
Минтруда: накопительное пенсионное страхование увеличит обеспеченность в старости
В Беларуси более 2 млн граждан являются получателями пенсий, при действующей солидарной системе государственного социального страхования обеспечение их пенсионных выплат осуществляется за счет работающего населения. Введение добровольного накопительного пенсионного страхования с софинансированием государства позволит дополнительно повысить обеспеченность граждан после выхода на пенсию. На этом акцентировала внимание заместитель управляющего Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Екатерина Лихачева во время круглого стола в пресс-центре
БЕЛТА.
«Сегодня в Беларуси более 2,4 млн пенсионеров. Ежегодно на финансирование пенсий уходит около Br14 млрд - более Br1 млрд в месяц», – сказала Екатерина Лихачева.
Пенсионная система Беларуси трехуровневая. Первый уровень – обязательное пенсионное обеспечение минимальными гарантиями государства на выплаты социальных пенсий. Второй – обязательное пенсионное страхование в виде трудовых пенсий. Каждый работающий гражданин является застрахованным лицом в системе государственного социального страхования, и за него его работодатель уплачивает обязательные страховые взносы на пенсионное страхование в размере 29 % от заработной платы (28 % за счет работодателя, 1 % – удержание с работника) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения.
«В нашей стране действует солидарная система государственного социального страхования, в бюджете фонда средства на пенсионное и социальное страхование, поступившие в виде взносов, не накапливаются, а направляются на финансирование пенсий и пособий. Таким образом, работодатели и работающие участвуют в формировании источника финансирования социальных выплат», – добавила представитель ФСЗН.
Екатерина Лихачева также напомнила, что к 2025 году для права на трудовую пенсию обязательный страховой стаж (с уплатой страховых взносов в бюджет фонда) должен составлять не менее 20 лет.
Третий уровень пенсионной системы – добровольное накопительное пенсионное страхование. Оно как раз и получило развитие с принятием Указа № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии». Разница в том, что если до этого гражданин изъявлял желание копить на старость через страхование дополнительной пенсии самостоятельно и только своими средствами, то новации законодательства обеспечивают совместное участие государства в формировании дополнительной накопительной пенсии гражданина.
Сама по себе такая накопительная система широко распространена в мире: в Дании, Нидерландах и Швеции государственная пенсия дополняется профессиональными пенсиями от предприятий. Их получают около 90 % работников. В Германии госпенсия дополняется производственной. И таких примеров масса.
Для разъяснения норм указа представители органов Минтруда и соцзащиты совместно с РУСП «Стравита» выезжают в трудовые коллективы. Планируется, что во всех крупных организациях и предприятиях с численностью более 500 человек будет проведена разъяснительная работа. Она стартовала в IV квартале 2021 года и продлится весь следующий год. Кроме того, специалисты рассказывают о накопительной пенсионной страховой системе во время плановых семинаров и вебинаров в своей системе. «Совместно со «Стравитой» информационно-разъяснительной работой планируем охватить большую часть работодателей и работающего населения», – добавила Екатерина Лихачева.
Суть нового механизма в том, что работающий гражданин, у которого до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не менее 3 лет, вправе заключить договор с РУСП «Стравита», одновременно выбрать тариф уплаты взносов в страховую компанию и период получения пенсии. При максимальном тарифе 13 %: 10 % удерживается от начисленной зарплаты работника, а еще 3 % от начисленной зарплаты уплачивает работодатель (предельный максимальный размер). При тарифе 6 %: 3 % удерживается от начисленной зарплаты работника, а еще 3 % уплачивает работодатель. И так далее.
«Привлекательность этой системы в том, что здесь нет дополнительной финансовой нагрузки на работодателя», – отметила Екатерина Лихачева. За граждан, которые будут участвовать в системе добровольного пенсионного страхования, взносы в бюджет фонда работодатели будут уплачивать в меньшем размере (за вычетом уплаченных страховых взносов работодателя в «Стравиту»).
Еще один положительный момент этой системы: понижающий размер взносов в бюджет фонда за работающих граждан никак не повлияет на размер их будущей трудовой пенсии. «То есть право и размер пенсии будет формироваться наравне с теми гражданами, которые не участвуют в этой системе», – подчеркнула Екатерина Лихачева. Она уточнила, что отчисление работодателем части процентов на личный счет страхователя не повлияет на коэффициент для расчета пенсии.
С более подробной информацией о всех положениях Указа № 367 можно ознакомиться на сайтах госорганов и компании «Стравита».
По сообщению
БЕЛТА
Роман Головченко: маркетплейс БВФБ станет витриной финансовых, банковских и страховых услуг
Маркетплейс Белорусской валютно-фондовой биржи (БВФБ) станет витриной финансовых, банковских и страховых услуг. Об этом заявил Председатель Правления Национального банка Роман Головченко в интервью телеканалу
«Беларусь 1», сообщает
БЕЛТА.

Биржа планирует запустить финансовый маркетплейс. «Финансовые услуги – это такой же товар в данном случае. Поэтому замысел БВФБ – сделать витрину всех финансовых, банковских, фондовых, страховых услуг для того, чтобы это было удобно клиенту. И он мог либо инвестировать свои средства, например, через покупку тех или иных ценных бумаг (акций, облигаций), токенов, либо выбрать кредитные, финансовые услуги, которые для него представляют интерес в данный момент», – сказал Роман Головченко.
Проведен опрос банковских, страховых, финансовых организаций. «Более 85 % респондентов однозначно ответили, что им это интересно и они готовы к такой новой модели работы», – отметил глава Нацбанка.
Как сообщалось, запуск маркетплейса намечен на 15 декабря по адресу finmarket.by. Доступ к площадке будет возможен через сайт БВФБ или напрямую через браузер. Сейчас ведется работа с эмитентами по отбору надежных и интересных для инвесторов ценных бумаг.
По информации
БЕЛТА
Какие случаи попадают под изменение существенных условий труда, разъяснили в Минтруда
Какие случаи попадают под изменение существенных условий труда, разъяснили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.

В ведомстве пояснили, что изменением существенных условий труда признается изменение системы оплаты труда, режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени, изменение гарантий, уменьшение размеров оплаты труда, предложение о заключении контракта с работником, работающим по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, установление или отмена дистанционной работы и другие условия, устанавливаемые в соответствии с Трудовым кодексом (ТК). В то же время изменение последовательности чередования работников по сменам не является изменением существенных условий труда.
В случае существенных изменений условий труда наниматель обязан предупредить работника об этом письменно не позднее чем за один месяц. При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК.
В Минтруда также представили алгоритм изменения существенных условий труда работников. Необходимо наличие оснований для изменения этих условий. Кроме того, наниматель обязан письменно предупредить работников об изменении существенных условий труда не позднее чем за один месяц до введения новых условий. Работник продолжает работать по прежней профессии или должности в период уведомления и до введения новых условий, если он не отказывается от продолжения работы.
В случае отказа работников от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда увольнение работников происходит на основании п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК. В то же время работодатель должен выплатить при увольнении выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка. При этом в случае прекращения трудового договора по основанию, указанному в п. 5 ч. 2 ст. 35 (отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда) ТК, по причине установления неполного рабочего времени менее половины нормальной продолжительности рабочего времени работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее одного среднемесячного заработка.
По информации
БЕЛТА
Как работают договоренности по пенсиям между странами ЕАЭС, разъяснили в Минтруда
В 2019 году государства – участники Евразийского экономического союза подписали соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся. Это стало важным шагом в урегулировании вопросов пенсионного обеспечения граждан, работающих на территории союза. Документ предусматривает формирование пенсионных прав гражданами в периоды работы в государствах – членах союза. В таком случае уплата страховых взносов осуществляется в пенсионные фонды государства трудоустройства, и, достигнув пенсионного возраста, граждане смогут получать пенсию от этого государства. Соглашение вступило в силу с 1 января 2021 г. Об особенностях механизма его реализации и инициативах Беларуси рассказала корреспонденту
БЕЛТА начальник главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Елена Гоморова.
Особенностью данного соглашения, отметила Елена Гоморова, является его действие в будущем. Это означает, что оно охватывает периоды работы, которые имели место на территории государств – членов союза после вступления соглашения в силу, то есть после 1 января 2021 года. В отношении периодов до 1 января 2021 года будет применяться национальное законодательство, а если стаж приобретен в России, то договор о социальном обеспечении от 2006 года.
«Каждое государство назначает и выплачивает пенсию за стаж работы, накопленный на его территории после 1 января 2021 года, независимо от того, проживает ли гражданин в настоящее время на территории другого государства – члена союза. Например, если он работал в Армении, то это государство по достижении пенсионного возраста, установленного в Армении, назначит пенсию за стаж, приобретенный на его территории (при выполнении условий, предусмотренных пенсионным законодательством), даже если на момент назначения пенсии гражданин проживает в Беларуси», – разъяснила суть данного соглашения эксперт.
Елена Гоморова подчеркнула, что одной из ключевых особенностей соглашения является возможность суммирования трудового стажа для определения права на пенсию. «Согласно законодательству Республики Беларусь, для назначения трудовой пенсии по возрасту необходимо наличие не менее 20 лет страхового стажа (стажа работы с уплатой страховых взносов). Так, если у гражданина имеется 5 лет работы на территории Кыргызстана и 17 лет страхового стажа в Беларуси, то для определения права на трудовую пенсию по возрасту в Беларуси мы просуммируем стаж, что в итоге составит 22 года. Однако стоит отметить, что Республикой Беларусь выплата пенсии будет производиться в рамках соглашения только за белорусский стаж – то есть за 17 лет, а Кыргызской Республикой – за 5 лет», – пояснила она.
Для получения и назначения пенсий разработан удобный механизм. «Чтобы оформить пенсию за стаж, приобретенный в другом государстве – члене ЕАЭС, нет необходимости выезжать в это государство. Гражданин может подать документы в пенсионный орган по месту жительства, и этот орган направит необходимые документы в компетентное учреждение той страны, где он работал. Затем эта сторона рассмотрит вопрос о назначении пенсии в соответствии со своим национальным законодательством», – рассказала Елена Гоморова. Если у человека есть желание посетить страну, где он заработал свой стаж, и самостоятельно обратиться с соответствующими документами в пенсионный орган, он может это сделать.
При положительном решении пенсия может выплачиваться либо на территории страны проживания гражданина, либо в стране, где он работал. То есть, если гражданин трудился в Кыргызстане, но сейчас живет в Беларуси, кыргызская сторона будет переводить пенсию в Беларусь. Однако выбор остается за самим гражданином.
Важный нюанс заключается в том, что при назначении пенсии каждая страна руководствуется своим национальным законодательством. «Страна оценивает выполнение условий для назначения пенсии в соответствии с собственными правовыми нормами», – отметила Елена Гоморова. Так, в Армении пенсионный возраст для мужчин и женщин составляет 63 года, тогда как в Беларуси – 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. Таким образом, пенсия за стаж в Беларуси женщине будет выплачиваться в 58 лет, а за стаж в Армении – в 63 года.
В год председательства Республики Беларусь в ЕАЭС наша страна выступила с инициативой по упрощению процесса обмена документами, необходимыми для рассмотрения вопросов назначения и выплаты пенсий в рамках соглашения. «Сегодня обмен документами для назначения и выплаты пенсий осуществляется в бумажном формате. В настоящее время компетентные учреждения государств – членов союза работают над внедрением электронного взаимодействия, что позволит оперативно передавать информацию для принятия соответствующих решений и информирования сторон, направивших документы, о результатах. В этом году запланировано провести межгосударственное тестирование по обмену документами в электронном виде, а затем реализовать этот процесс на практике», – отметила специалист.
Несмотря на то, что с момента вступления в силу соглашения прошло всего четыре года, уже есть люди, получающие пенсию по этой схеме, хотя их количество пока невелико. «Граждане, выезжая на работу в государство – член ЕАЭС, могут быть уверены в защите своих пенсионных прав», – подчеркнула Елена Гоморова.
По информации
БЕЛТА
Какие услуги может оказать социальный работник, рассказали в Минтруда
Какие услуги может оказать социальный работник, рассказали в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
В Минтруда отметили, что перечень оказываемых социальных услуг зависит от индивидуальных потребностей, состояния здоровья – функционального класса по самообслуживанию, указанного в медицинской справке, и наличия близких родственников и их места жительства. Функциональные классы отражают степень выраженности ограничений категории жизнедеятельности человека и способности к самообслуживанию. Определяют класс врачи.
Так, «ФК1» означает ограничение способности к самообслуживанию легкое, незначительное. В таких случаях соцработник, как правило, не требуется. В тоже время «ФК2» – умеренно выраженное нарушение. В таком случае положен минимальный перечень услуг: покупка и доставка на дом продуктов питания, товаров первой необходимости, лекарственных средств, горячего питания, оплата ЖКУ, услуг связи и других платежей. А также оказание помощи в поддержании порядка в жилых помещениях, стирке, сушке, глажке белья, пользовании услугами телефонной и почтовой связи (уточнение и набор номера, написание и отправка отправлений письменной корреспонденции и другое).
Одиноким и одиноко проживающим с ФК2 дополнительно оказываются услуги по доставке воды, топлива из хранилища, помощь в растопке печей, доставке, сдаче вещей в стирку, химчистку, ремонт и их доставка на дом, мытье окон, смене штор и гардин, уборке пыли со стен и потолков.
Категория «ФК3» – выраженное нарушение, а «ФК4» – резко выраженное нарушение, когда человек обездвижен и вообще не в состоянии что-либо делать. Поэтому им, помимо вышеперечисленного, окажут помощь в одевании, снятии одежды, переодевании, в смене (перестилании) постельного белья, приеме пищи, в выполнении ряда санитарно-гигиенических процедур, организации прогулки на свежем воздухе в течение 30 минут.
Одиноким и одиноко проживающим с «ФК3» и «ФК4», помимо вышеперечисленного, положено больше услуг по уборке жилых помещений и придомовых территорий. Это, например, подметание и мытье пола, чистка ванны (умывальника) и унитаза, чистка газовой (электрической) плиты и мытье раковины, холодильника и другие. Кроме того, социальные работники помогают приготовить пищу или готовят ее самостоятельно, но только простые блюда. Также в списке – доставка овощей из хранилища и подготовка к растопке и растопка печей.
Кстати, в среднем часовой тариф услуг социального работника – 80 копеек. Количество его визитов определяется исходя из пожеланий человека, а также перечня оказываемых ему социальных услуг – от одного до пяти раз в неделю.
По информации
БЕЛТА
О достижениях 2025 года в социально-трудовой сфере Беларуси рассказали в Минтруда
Об основных достижениях 2025 года в социально-трудовой сфере Беларуси рассказал заместитель Министра труда и социальной защиты Олег Токун на заседании Консультативного совета по труду, миграции и социальной защите населения государств СНГ. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
(фото – БЕЛТА)
Так, замминистра отметил, что среди основных достижений 2025 года – выросшие за 8 месяцев реальные денежные доходы на 10 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Покупательная способность всех видов доходов сохранена.
В то же время на рынке труда зафиксирован рекордно низкий уровень безработицы: 2,4 % – среди трудоспособного населения и 4,5 % – среди молодежи. Занятость в самой продуктивной группе (25–49 лет) достигла 96,3 %.
Кроме того, были усилены социальные гарантии. Олег Токун отметил, что в ходе реализации Указа Президента «О социальной поддержке» от 29 октября 2024 г. был принят пакет мер по усилению социальной поддержки наиболее уязвимых категорий. Так, пенсии детям-инвалидам, потерявшим кормильца, увеличены вдвое, многодетные матери с четырьмя детьми получили право на пенсию при сниженном страховом стаже – 5 лет вместо 10. Также одиноким отцам, воспитывающим детей-инвалидов, предоставлено право на досрочный выход на пенсию. Для работающих пенсионеров сняты ограничения по выплате пенсии.
В стране особое внимание уделяется поддержке семей и молодежи. Увеличены пособия по беременности и родам для тех, кто только начинает трудовую деятельность, чтобы улучшить условия для рождения детей.
Кроме того, ведутся работы по цифровой трансформации. В 2025 году внедряется «Форсайт. Аналитическая платформа» для прогнозирования и анализа данных в социально-трудовой сфере. Также был модернизирован портал социальной защиты.
«Все наши усилия направлены на максимальное задействование внутренних ресурсов, обеспечение сбалансированности рынка труда и создание надежной системы социальной защиты для каждого гражданина», – подчеркнул Олег Токун в своем выступлении.
По информации
БЕЛТА