23 декабря Минюст проведет прямую линию по вопросам госрегистрации и ликвидации субъектов хозяйствования
23 декабря 2021 года с 11.00 до 12.00 Министерством юстиции будет проведена прямая телефонная линия с участием начальника управления Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Леус Инны Владимировны по теме «Государственная регистрация и ликвидация (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования».
Получить ответы на интересующие вопросы в рамках названной темы можно будет по тел. 8 017 306 04 65.
По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли в первом чтении законопроект «О государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования». Документ внесен в Палату представителей Советом Министров 19 мая 2025 г. и подготовлен в целях обеспечения комплексного правового регулирования процедур государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Какие новации предусмотрены законопроектом – узнавал наш корреспондент.
Эволюционное развитие
Для начала отметим, что данный законопроект долгое время разрабатывался на площадке Министерства юстиции во взаимодействии с представителями бизнес-сообщества. Его главная цель – комплексное совершенствование отношений в сфере создания, реорганизации и прекращения бизнеса. Законопроект также сменит действующий на протяжении долгого времени декрет Главы государства по указанному вопросу. Это связано с ранее внесенными в Конституцию нашей страны изменениями, согласно которым последующие корректировки декретов не осуществляются, а взамен декретов Президента готовятся другие акты законодательства. Сам законопроект направлен на ускорение процесса вхождения в бизнес, на максимальную цифровизацию отношений, которые в этой сфере имеют место, и конечно же, на создание дополнительных мер по защите интересов государства, общества и граждан.
По словам председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Виктора Николайкина, законопроект подготовлен качественно:
– Приятно отметить, что разработчики до внесения в Палату представителей провели несколько публичных обсуждений данного законопроекта. И я знаю, что они включили в него около 40 предложений, которые были высказаны на общественном обсуждении. Это тоже нормально, это связь с практикой.
Ключевые новеллы
В законопроекте предусмотрен ряд новаций. Так, устанавливается возможность государственной регистрации юридического лица на основании типового устава, что позволит сократить количество документов, представляемых в регистрирующий орган. Расширяются основания включения и актуализации сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе в рамках информационного взаимодействия указанного регистра с иными информационными системами.
Предусматривается снижение административной нагрузки на субъекты хозяйствования, усиление защиты прав и законных интересов кредиторов.
Кроме того, исключается выдача свидетельства о государственной регистрации юридического лица. В частности, юридическому лицу, действующему на основании собственного устава, по результатам государственной регистрации будет выдаваться устав со штампом, а юридическому лицу, действующему на основании типового устава, – выписка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Расширяются и способы возмездного предоставления информации из ЕГР, что удовлетворит потребности бизнеса в оперативном получении необходимой информации.
– Устанавливается единый срок предоставления информации из ЕГР для граждан и юридических лиц (пять календарных дней вместо установленных в настоящее время семи), закрепляется создание электронного архива. Повышаются требования к верификации и актуализации информации о субъектах хозяйствования, в том числе информации о бенефициарной собственности. Сокращается количество регистрирующих органов за счет исключения из их числа администраций свободных экономических зон. Основным принципом при определении регистрирующего органа будет являться его местонахождение, – отметил Виктор Николайкин.
Законопроектом также закрепляется норма, предусматривающая включение адреса электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя в ЕГР, а также обязанность информирования регистрирующего органа в случае его изменения. Официальному адресу электронной почты придается юридическое значение. Он будет столь же обязательным, как и юридический адрес, и будет использоваться для направления субъектам хозяйствования официальных уведомлений, и получение уведомлений на этот электронный адрес будет порождать правовые последствия. Кроме того, закладываются механизмы дополнительного сопряжения государственных информационных систем, чтобы в наиболее короткие сроки вся информация о деятельности субъекта хозяйствования была доступна к использованию в рамках Единого государственного регистра юридических лиц.
– В целях исключения рисков, связанных с деструктивной и финансируемой из-за рубежа деятельностью, законопроект предусматривает направление запросов в государственный орган, уполномоченный на осуществление мер по предупреждению и выявлению угроз национальной безопасности, о наличии (отсутствии) информации о том, что деятельность собственника имущества частного учреждения, учредителей ассоциации (союза), представивших документы для государственной регистрации данных субъектов хозяйствования, создает угрозу национальной безопасности. В случае положительного ответа на запрос регистрирующий орган будет отказывать в государственной регистрации субъекта хозяйствования, – сообщил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике.
Практический подход
Законопроектом предлагается и новый механизм актуализации содержащихся в ЕГР сведений об участниках хозяйственного общества в случае выхода участника. В частности, в Законе «О хозяйственных обществах» планируется установить, что заявление участника о выходе из хозяйственного общества подается не обществу, а нотариусу, который будет информировать о данном факте общество и регистрирующий орган. Такой подход позволит участнику общества в полной мере реализовать свое право на выход, исключит возникающие на практике проблемы, связанные с непредставлением или несвоевременным представлением обществом изменений в устав.
– Законопроектом также предусматриваются изменения порядка постановки субъектов хозяйствования на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрации в РУП «Белгосстрах». Срок постановки субъектов хозяйствования на учет предлагается сократить с пяти до трех рабочих дней. Также исключается необходимость получения субъектом хозяйствования извещения о постановке на учет. Сведения, подтверждающие его постановку на учет, по истечении трех рабочих дней со дня государственной регистрации будут размещаться на веб-портале ЕГР в открытом доступе, – отметил парламентарий.
Кроме того, предлагается установить возможность вынесения запрета судом, судебным исполнителем на принятие решения о ликвидации юридического лица, что будет содействовать решению проблемы принудительного взыскания долгов. Устанавливается запрет на внесение в ЕГР более одного раза записи о прекращении процедуры ликвидации юридического лица, а также предусматривается увеличение с двух до трех месяцев срока приостановления кредитором процедуры ликвидации. Предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества и председателя ликвидационной комиссии по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов в случае нарушения ими законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, повлекшего неудовлетворение требований кредиторов в установленном порядке при наличии возможности их удовлетворения.
– Для защиты прав кредиторов определяется право регистрирующего органа отказать в государственной регистрации или реорганизации юридического лица при наличии письменной информации кредитора об имеющемся у данного юридического лица неисполненном требовании, связанном с его реорганизацией с учетом устанавливаемых условий, – подчеркнул Виктор Николайкин.
В целом законопроект предусматривает значительный ряд мер, обеспечивающих системное и комплексное регулирование сферы государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, актуализацию и оптимизацию регламентируемых процедур, сокращение временных издержек государственных органов и бизнеса, а также стимулирование добросовестного поведения субъектов хозяйствования при их совершении.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 10 июля 2025 г.
Заместитель председателя постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Вячеслав Данилович в проекте БЕЛТА «Страна говорит» рассказал о том, какие учреждения в Беларуси могут получить статус бизнес-школы после вступления в силу изменений в Кодекс об образовании.
В Кодекс об образовании включены нормы, направленные на совершенствование системы бизнес-образования. Вячеслав Данилович отметил, что до этого изменения в кодекс подобный статус могли получить только специализированные частные структуры. «Те же самые государственные вузы, которые ведут подготовку, допустим, по менеджменту, аналогичного статуса не получали. Хотя менеджментом занимались и те частные организации, которые имели статус бизнес-школ. Министерство экономики давало им определенную аккредитацию. С моей точки зрения это несправедливо. Возьмем нашу Академию управления - мы готовим фактически управленца, он проходит менеджмент, но статус, аналогичный бизнес-школе, мы не имели. Почему государственные вузы не должны иметь подобного статуса, если у них есть все необходимое для того, чтобы давать подобное образование?» – задался вопросом он.
Это важно также и для привлечения иностранных студентов. «Иностранный студент – это определенный доход для учреждений высшего образования, – пояснил парламентарий. – Были отдельные граждане иностранные, которые обучались в государственных вузах на такие специальности, но для них более привлекательный статус – бизнес-школа. Это новшество рассчитано на таких людей. Пожалуйста, вы можете прийти в государственный вуз, получить соответствующее образование либо прийти в частную структуру, которая имеет соответствующий статус, но уже равные возможности. До этого они в основном все шли в эти частные структуры, но это несправедливо с моей точки зрения, потому что в государственных вузах образование дается не хуже, а порой даже и лучше».
Начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов добавил, что именно поэтому было внесено и поддержано соответствующее изменение в Кодекс об образовании. «Сегодня все учреждения образования, которые осуществляют образовательную деятельность по вопросам подготовки управленцев (это и высшее образование, и дополнительное образование взрослых), тоже имеют возможность в установленном порядке получить статус бизнес-школы, который позволяет более уверенно чувствовать себя на международных рынках образовательных услуг. Выбор образовательной программы, в том числе и нашими зарубежными абитуриентами и управленцами, он тоже как раз таки нацелен на то, чтобы получить это образование в бизнес-школе», – пояснил он.
В учреждениях образования при этом ничего не поменяется, подчеркнул начальник главного управления. «Мы как давали качественное образование в области управления, так и будем продолжать давать. Но в данной ситуации предоставили равные возможности получить такой статус у частных и государственных учреждений», – заключил он.
По информации БЕЛТА
2 июля 2025 г. с 10.00 до 12.00 Министерство юстиции проведет в формате прямой телефонной линии акцию по бесплатному консультированию граждан, приуроченную к главному празднику белорусской государственности – Дню Независимости Республики Беларусь.
В ходе консультирования граждане смогут получить ответы на интересующие их вопросы, не требующие ознакомления с документами, в сфере:
- нотариальной деятельности – тел. 8 (017) 200 89 71;
- регистрации актов гражданского состояния – тел. 8 (017) 200 06 18;
- легализации (апостилирования) официальных документов, составленных на территории Республики Беларусь, – тел. 8 (017) 211 01 93;
- принудительного исполнения исполнительных документов – тел. 8 (017) 210 40 49.
Также в формате «прямых телефонных линий» участие в акции примут специалисты главных управлений юстиции облисполкомов и Мингорисполкома, адвокаты и нотариусы.
Подробности акции по ссылкам:
Главное управление юстиции Минского городского исполнительного комитета
Главное управление юстиции Брестского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Витебского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Гродненского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Минского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Могилевского областного исполнительного комитета
Белорусская республиканская коллегия адвокатов
Белорусская нотариальная палата
По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
27 июня 2025 г. в Минске состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета с участием глав государств – членов Евразийского экономического союза.
В 2025 году Республика Беларусь приняла эстафету председательства в органах ЕАЭС уже в третий раз.
Высший Евразийский экономический совет – это высший орган ЕАЭС. Он состоит из глав государств – членов ЕАЭС: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация.
Заседания Высшего Евразийского экономического совета проводятся не реже одного раза в год, его решения принимаются консенсусом.
На заседании Высшего Евразийского экономического совета главами государств – членов Евразийского экономического союза был подписан «IV Большой» Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
«IV Большой» Протокол – это результат кропотливой работы Сводной рабочей группы по совершенствованию положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Координатором работы всех государственных органов Беларуси по подготовке текста «IV Большого» Протокола в рамках деятельности Сводной рабочей группы выступило Министерство юстиции Беларуси.
В IV Большом» Протоколе раскрываются вопросы технического регулирования, обеспечения единства измерений, конкурентной политики, регулирования государственных закупок.
Главные цели документа – устранение пробелов в правовом регулировании и техническая корректировка положений Договора о Евразийском экономическом союзе.
Подписание «IV Большого» Протокола знаменует собой важный шаг на пути к динамичному и перспективному развитию системы права ЕАЭС в целом и является показателем высокой оценки той деятельности, которая проводится в рамках Сводной рабочей группы.
Впереди также предстоит большая работа по реализации положений «IV Большого» Протокола, но уже сейчас можно констатировать, что ЕАЭС сделал очередной большой шаг на пути к главной цели – созданию мощного и эффективного экономического союза.
По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
В Минске прошло 19-е заседание Совета министров юстиции государств – участников Содружества Независимых Государств (СНГ), передает корреспондент БЕЛТА.
Перед началом заседания участники мероприятия возложили венок и цветы к монументу Победы. «Сегодня было рассмотрено значительное количество вопросов, среди которых обновление правовой основы для взаимодействия между министерствами юстиции стран содружества, новое соглашение о взаимодействии между нашими ведомствами, обсуждались вопросы цифровизации, вопросы, связанные с безбумажным взаимодействием между нашими органами – упрощение процедур оказания правовой помощи между государствами, оказания правовой помощи гражданам и субъектам хозяйствования из наших стран. Важным вопросом в контексте 80-летия Победы в Великой Отечественной войне явилось сохранение исторической правды и памяти о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны», – рассказал Министр юстиции Евгений Коваленко.
Разработан также ряд проектов, работу над которыми ведомства продолжат в последующие годы. «Сегодня речь шла об активной работе по цифровизации деятельности органов загса – это и оцифровка старых записей, и создание новых информационных систем, и взаимодействие между различными системами для того, чтобы граждане в наиболее удобном формате получали соответствующие государственные услуги, начиная, например, с регистрации рождения ребенка до постановки его на учет в сад или получения пособий. Это все должно проходить в удаленном интерактивном режиме с применением самых новых и современных информационных технологий. Каждое государство из наших участников имеет свои интересные наработки. Сегодня, в частности, говорилось о проводимой в Беларуси правовой политике, политике в сфере подготовки нормативных правовых актов. Мы представляли белорусский опыт по урегулированию этих отношении, говорили о подготовленном проекте Закона «О внесении изменений в Закон о нормативных правовых актах Республики Беларусь», об утвержденной главой нашего государства концепции правовой политики. Эти наработки представляют значительный интерес для наших коллег-нормотворцев из министерств юстиции других государств – участников СНГ», – проинформировал руководитель ведомства.
Первый заместитель Генерального секретаря СНГ Игорь Петришенко отметил эффективную работу Совета министров юстиции. «В этом году мы отмечаем юбилей – на протяжении 20 лет этим Советом рассматриваются абсолютно предметные вопросы, которые позволяют осуществлять слаженную работу в плане оказания юридической помощи нашим гражданам, обменяться опытом и оптимизировать процедурные аспекты, которые идут во благо правового сотрудничества между нашими странами. Очень важно, что юбилейное заседание проходит в знаковый для всех наших стран год – Год 80-летия Великой победы, которую одержала наша большая страна в этой страшной войне. В повестке дня заседания был вопрос, где министры юстиции поделились, как в их странах отметили этот великий праздник, соответственно, мы наметили конкретные совместные пути по борьбе с фальсификацией истории для того, чтобы нам отстоять правовое наследие Великой Победы, отстоять не только в нынешнем ключе, но и перед будущими поколениями, это важнейший элемент правовой работы. Страны видят это и будут проводить в этом направлении соответствующую деятельность», – подчеркнул первый заместитель генсека.
Он отметил, что созданная базовая организация действительно объединила адвокатское сообщество в рамках Содружества Независимых Государств. «Ведется четкая методичная работа по налаживанию необходимой правовой помощи, которая оказывается в странах, внедряются в деятельность лучшие практики. На заседании мы обсуждали также вопросы, связанные с цифровизацией работы всей системы юстиции в странах. Одни страны более продвинулись в этом направлении, другие еще наверстывают, но вместе с тем намечен конкретный план действий по цифровизации и, самое главное, по цифровизации нашего взаимодействия в плане реализации конвенции о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, т.е. в конкретных прикладных аспектах, которые позволят облегчить и создать необходимую правовую помощь гражданам наших стран. В рамках встречи было рассмотрено 13 абсолютно прикладных и конкретных вопросов, которые позволят в дальнейшем развивать наше взаимодействие», – констатировал Игорь Петришенко.
По итогам заседания совета была подписана концепция создания Единой электронной системы обмена информацией между министерствами юстиции государств – участников СНГ и дорожной карты по ее реализации.
По информации БЕЛТА