20.12.2021
Глава МНС рассказал о транспортном налоге, поступлениях в бюджет и изменениях в налогообложении
Министр по налогам и сборам Сергей Наливайко рассказал в эфире телеканала «Беларусь 1» о транспортном налоге, поступлениях в бюджет, изменениях налогового законодательства, а также о зарплатах в конвертах, сообщает БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Если говорить о транспортном налоге, то, согласно информационным базам, мы видим, что 2,2 млн плательщиков должны будут заплатить этот налог. Учитывая, что в этом году платится только авансовый платеж, извещение мы направили 1,3 млн плательщиков, остальные 900 тыс. – это либо льготники, либо те, кто уплачивал госпошлину на 2021 год. Общая сумма начисления аванса у нас составляет Br42 млн, еще остается неоплаченной небольшая сумма, которую либо по забывчивости, либо по каким-то, может быть, даже материальным затруднениям люди не оплатили, но, как правило, больше 80 % из этих не оплативших после напоминания все оплачивают», – отметил Министр.
Что касается поступлений в бюджет, глава ведомства сообщил, что по итогам 10 месяцев наблюдается положительное поступление в бюджет и в сравнении с прошлым годом и доведенным планом на текущий год. «Темп поступлений – 106,7 %, и если говорить в абсолютных цифрах, то это почти Br2 млрд. И здесь я могу с гордостью сказать, что почти Br1 млрд – это не за счет роста экономики, а за счет улучшения администрирования платежей», – добавил он.
«Если говорить про налогообложение квартир, то это не новый платеж, это просто отмена льготы, которая многие годы существовала. По нашим оценкам, а это тоже будет авансовый платеж, мы дополнительно получим порядка Br45 млн. Что касается изменений в налогообложении электронной торговли, то хочу пояснить: здесь получается, что наши субъекты хозяйствования платят все платежи, предусмотренные законодательством, тот же налог на добавленную стоимость, а у некоторых маркетплейсов появляется возможность его не уплачивать, и для того, чтобы устранить этот дисбаланс, принято решение с 1 июля 2022 года ввести налог на добавленную стоимость для такого рода маркетплейсов. Почему не с 1 января, а с 1 июля? Просто дается полугодовой временной отрезок для того, чтобы адаптировались игроки на рынке», – рассказал Сергей Наливайко.
За счет этих нововведений планируется получить дополнительные поступления в размере около Br20 млн. «Но я убежден, что это цифра будет превышена. Я провожу аналогию с электронным налогообложением электронных услуг, так вот мы планировали, что у нас за первый год поступит порядка Br8 млн, а по факту собрали более Br12 млн», – добавил Министр.
«У нас множество видов налогообложения для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, и некоторые форматы налогообложения стали использоваться в большей степени для недобросовестной конкуренции между субъектами хозяйствования. Это касается единого налога и упрощенной системы налогообложения. Для того чтобы выравнивать правила игры и условия конкуренции, принято решение предоставить возможность перейти на новый формат налогообложения», – сообщил министр. Он пояснил, что предлагается сделать налог на профессиональный доход, он будет касаться самозанятых. Также со следующего года планируется сузить сферу деятельности и применение единого налога для индивидуальных предпринимателей. «Причем те сферы, которые останутся на едином налоге, там предполагается довольно значительное повышение ставки единого налога опять же для выравнивания конкурентных условий по налогообложению. Также планируется и предлагается со следующего года сузить для определенных видов деятельности применение упрощенной системы налогообложения», – добавил глава министерства.
Что касается выплат зарплат в конвертах, то за 11 месяцев текущего года субъектам хозяйствования было направлено 24,5 тыс. соответствующих уведомлений, 95 % из них откликнулись и скорректировали уровень заработной платы и уровень исчисленного подоходного налога. «Только за счет этой профилактической работы почти Br11 млн дополнительно поступило в бюджет. За 11 месяцев проведено 716 проверок именно по вопросу заработных плат в конвертах, в результате которых доначислено Br5,5 млн, и еще Br4 млн перечислено в бюджет, когда подоходный налог у граждан был удержан и в бюджет не перечислен», – сообщил Сергей Наливайко.
По сообщению
БЕЛТА
В ФСЗН объяснили изменения для плательщиков налога на профессиональный доход
Плательщики налога на профессиональный доход теперь смогут доплатить взносы в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) для формирования страхового стажа. Об этом на брифинге сообщила заместитель управляющего ФСЗН Министерства труда и социальной защиты Екатерина Лихачева, передает корреспондент
БЕЛТА.
Екатерина Лихачева напомнила, что, согласно закону, подписанному Президентом 12 июля, меняется порядок участия плательщиков налога на профессиональный доход в системе государственного социального страхования. Основные нормы документа вступают в силу через месяц после его официального опубликования.
Она пояснила, что для формирования года страхового стажа взносы в бюджет фонда должны уплачиваться на пенсионное страхование не ниже минимальной заработной платы. Это означает, что год страхового стажа формируется при уплате двенадцати минимальных заработных плат, умноженных на 29 %. «Мы заметили, что многие граждане, занимающиеся только одним видом деятельности и не имеющие трудовых отношений, не формируют свои пенсионные гарантии. Мы получили обращения от граждан, которые хотели бы доплатить взносы. Поэтому закон отразил себе такую норму и мы предоставили право доплаты взносов в бюджет фонда данной категории плательщиков», – отметила заместитель управляющего ФСЗН.
Ежегодно по истечении года ФСЗН будет рассчитывать необходимую сумму для минимального страхового стажа и предлагать плательщикам через личный кабинет возможность доплатить эту сумму. «Человек может решить, доплачивать или нет – это его выбор», – подчеркнула Екатерина Лихачева.
Таким образом, плательщики налога на профессиональный доход уже сейчас могут начать формировать свой страховой стаж за 2024 год. Для этого им необходимо доплатить нужную сумму не позднее 1 сентября 2025 г.
В свою очередь управляющий Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Вадим Шепелевич отметил, что среди новаций закона также предусмотрены дифференцированный порядок уплаты взносов в бюджет фонда индивидуальными предпринимателями, продление сроков уплаты таких взносов и полная автоматизация процесса взаимодействия с фондом социальной защиты населения. Кроме того, вводятся ужесточенные меры ответственности для работодателей, выплачивающих так называемую заработную плату в конвертах.
По информации
БЕЛТА
Депутат о регулировании услуг каршеринга: вопрос требует комплексного подхода
В Беларуси будут урегулированы услуги каршеринга, сообщил журналистам заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Палаты представителей Владимир Боровенко, передает корреспондент
БЕЛТА.
15 июля прошло расширенное заседание Постоянной комиссии по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Палаты представителей по вопросу правового регулирования предоставления услуг краткосрочной аренды транспортных средств (каршеринга). В ходе семинара-совещания по актуальным вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в Республики Беларусь, проведенного 25 июня 2025 г. в Палате представителей, были выявлены пробелы правового регулирования при предоставлении услуг краткосрочной аренды транспортных средств. Это касается и шеринга средств персональной мобильности – велосипедов и электросамокатов.
В настоящее время в Республике Беларусь отсутствует правовой акт, регламентирующий порядок взаимодействия каршеринговых организаций и пользователей, в связи с чем их отношения регулируются положениями Гражданского кодекса, которые не в полной мере отражают специфику поминутной аренды автомобилей. В этой связи каждая шеринговая компания придерживается своей политики при взаимодействии с гражданами. Обычному пользователю сложно разобраться во всех тонкостях и различиях систем работы таких организаций, вариативности предусматриваемых штрафов и прочих взысканий за ненадлежащее пользование автомобилем.
«Этот вопрос был поднят в ходе семинара-совещания по актуальным вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, – отметил депутат. – Были вскрыты моменты обеспечения безопасности при краткосрочной аренде автомобилей, самокатов, велосипедов. Вопросы касались законодательного регулирования и обеспечения безопасности дорожного движения. Потому что зачастую каршерингом пользуются люди в состоянии алкогольного опьянения (это показывает статистика ДТП), а также лишенные прав, не имеющие опыта вождения. А за рулем машины, на которой никогда не ездил, вдвойне вырастает нагрузка на водителя, даже если он имеет права. Поэтому обеспечение безопасности дорожного движения стоит во главе угла».
По словам депутата, не мало вопросов и с кикшерингом (прокатом самокатов). «Указ № 145 в какой-то мере урегулировал использование самокатов, был установлен возрастной ценз. Но между тем ими пользуются и дети в возрасте до 14 лет, и двое людей одновременно, что тоже запрещено ПДД. Возникают также вопросы обеспечения мест парковки самокатов. И другие, вплоть до обеспечения скорости на различных участках дорог, – подчеркнул Владимир Боровенко. – Поэтому мы подойдем здесь комплексно. На заседание приглашены представители различных министерств и ведомств, чтобы обсудить и принять согласованное решение по обеспечению безопасности при использовании автотранспорта и средств персональной мобильности».
По информации
БЕЛТА
Как определяют размер доплаты и какие условия совмещения? Минтруда пояснило нюансы дополнительной работы
Условия дополнительной работы, размер доплаты и другие нюансы разъяснило Министерство труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
В Беларуси выделяют три вида дополнительной работы: совмещение должностей служащих (профессий рабочих) – речь о работах по другой вакантной профессии или должности; расширение зон обслуживания (увеличение объема работы) – работы по такой же вакантной профессии или должности; исполнение обязанностей работника, который временно отсутствует, – работы как по другой, так и по такой же профессии или должности.
За дополнительную работу обязательно устанавливается доплата. Ее размер определяется нанимателем по соглашению с работником. Для работников бюджетных организаций размер доплаты определен постановлением Правительства.
Дополнительная работа должна производиться в течение установленной продолжительности рабочего дня работника. Она выполняется наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной/рабочей инструкцией).
Для оформления всех видов дополнительной работы необходимо письменное согласие работника и издание приказа (распоряжения) нанимателя. В этом документе должен быть указан срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, а также размер доплаты. При этом дополнительное соглашение к трудовому договору (контракту) не заключается.
Отказаться от дополнительной работы можно в любой момент: работник имеет право сделать это досрочно, а наниматель – досрочно отменить поручение о выполнении, письменно предупредив об этом другую сторону.
По информации
БЕЛТА
Изменения коснутся исключительно физических лиц. Какие корректировки планируются в Налоговый кодекс
Советом Министров в Палату представителей 1 июля внесен проект Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь». Он готовится к рассмотрению в первом чтении. Кого коснутся изменения на этот раз, корреспонденту
БЕЛТА рассказала член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова.
«Мы корректируем налоговое законодательство ежегодно. Последняя корректировка была в декабре 2024 года, когда законодатели принимали финансовый и налоговый пакет законопроектов на 2025 год. Изменения, внесенные на рассмотрение в середине этого года, коснутся исключительно физических лиц. Речь идет о таком довольно распространенном источнике дохода, как доходы, полученные от реализации продукции растениеводства и животноводства. То есть это, по сути, деньги, которые получают наши люди от продажи излишков продукции, произведенной на личном подсобном хозяйстве», – рассказала Наталья Кулешова.
В частности, изменения касаются физических лиц, указывающих в пояснениях об источниках доходов, предоставляемых при проведении камеральных проверок соответствия расходов доходам физического лица, доходы, полученные от реализации продукции растениеводства и животноводства, выращенной (произведенной) плательщиком или лицами, состоящими с ним в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, на земельном участке в размерах, превышающих 200 базовых величин.
«С 1 января 2022 г. физическое лицо при указании в пояснениях таких доходов производило уплату подоходного налога с физических лиц в размере 10 % от суммы такого превышения, – уточнила депутат. – При этом для целей налогообложения датой фактического получения таких доходов признавался день представления плательщиком пояснений об источниках доходов. Проектом закона вносятся изменения, исключающие дату получения доходов как день представления пояснений об источниках доходов. Таким образом, дата получения дохода при принятии изменений будет определяться в общеустановленном порядке, исходя из даты фактического получения дохода в году его получения».
Одновременно проектом предусмотрено изменение особенностей налогообложения либо освобождения доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, заявляемых физическими лицами в пояснениях об источниках доходов.
«Законопроект проходит обсуждение в профильной комиссии по бюджету и финансам, будет рассмотрен 14 июля на заседании комиссии с участием разработчиков и профильных министерств и подготовлен для рассмотрения на заседании третьей сессии Палаты представителей», – дополнила парламентарий.
Как ожидается, в Овальный зал в первом чтении законопроект будет внесен в сентябре.
По информации
БЕЛТА
Эксперты одобрили проект Стратегии цифровизации основных мультимодальных транспортных коридоров в СНГ
В Отделении Исполнительного комитета СНГ в Москве состоялось заседание экспертной группы по согласованию проекта Стратегии цифровизации основных мультимодальных транспортных коридоров государств – участников СНГ. Об этом
БЕЛТА сообщили в Департаменте экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ.
Проект стратегии разработан Министерством транспорта Таджикистана при сотрудничестве с Экономической и социальной комиссией ООН для стран Азии и Тихого океана и Европейской экономической комиссией ООН в рамках реализации концепции председательства Таджикистана в Содружестве Независимых Государств в 2025 году и определяет цели и тенденции развития транспортной системы на пространстве СНГ.
В мероприятии приняли участие представители профильных ведомств Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, полномочные представители Казахстана и Кыргызстана в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ, а также представители Исполнительного комитета Координационного транспортного совещания государств СНГ, Дирекции Совета по железнодорожному транспорту стран Содружества и Исполнительного комитета СНГ.
По итогам состоявшегося обсуждения участники заседания полностью одобрили проект стратегии, доработанный с учетом поступивших замечаний стран СНГ, и приняли решение внести проект документа на рассмотрение высших органов СНГ в установленном порядке.
По информации
БЕЛТА