Госатомнадзор: в Беларуси сформирована нормативная база для обеспечения радиационной безопасности
В Беларуси сформирована нормативная база для обеспечения радиационной безопасности. Об этом заявил заместитель начальника Госатомнадзора Григорий Асташко в пресс-центре
БЕЛТА.
«В Беларуси сформирована нормативная база, которая комплексно регулирует все вопросы обеспечения безопасности в ядерной отрасли. В 2008 году был принят закон об использовании атомной энергии. В нашей стране пройден путь от самого начала сооружения атомной станции до ее успешной эксплуатации. Сегодня она функционирует на полную мощность, а два блока выдают нужную стране электроэнергию. Этот закон отработал до 2022 года. В этом же году был принят новый закон о регулировании безопасности при использовании атомной энергии, который вступил полноценно в силу в 2023 году», – рассказал Григорий Асташко.
С 1991 года действовали два важных закона: о социальной защите граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и о правовом движении территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Эти законодательные акты были направлены на решение вопросов преодоления последствий чернобыльской катастрофы.
В 1998 году в стране был принят первый закон о радиационной безопасности населения, который установил необходимые требования и принципы, критерии обеспечения радиационной безопасности. Основой для данного закона послужил модельный закон об обеспечении радиационной безопасности населения СНГ. В 2019 году он был комплексно пересмотрен и принят в новой редакции с учетом последних современных тенденций в развитии области знаний по обеспечению радиационной безопасности на основе рекомендаций признанных международных организаций.
В 2021 году Указом Президента № 137 были внесены изменения в правовой классификатор страны и законодательно закреплена отрасль ядерного права. «Сейчас мы продолжаем работу по развитию законодательства в этой сфере, в том числе двигаемся в направлении регулирования вопросов обращения с радиоактивными отходами. Одновременно идет подготовка к разработке концепции закона о внесении изменений в закон о правовом режиме территорий, загрязненных в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. После реализации этих шагов будет создана база для формирования цельной системы законодательства, которая будет обеспечивать реализацию необходимых требований в области ядерного права», – сделал акцент представитель Госатомнадзора.
На данный момент в стране разработано и введено в действие свыше четырех десятков норм и правил, которые регулируют самые различные вопросы обеспечения радиационной безопасности. Среди них общие положения обеспечения безопасности атомных электростанций, общие положения по обеспечению безопасности в сфере обращения с радиоактивными отходами. Эта работа продолжается на плановой основе. В планах Госатомнадзора на 2025 год разработка порядка полутора десятков норм и правил в развитие этого направления.
«Мы также разрабатываем и внедряем в действие так называемые руководства по обеспечению ядерной и радиационной безопасности. Такие документы не являются обязательными для исполнения, но вместе с тем там закладываются положения, которые регламентируют, каким образом, подходами, путями и методологией необходимо реализовывать требования, содержащиеся в нормах и правилах. Принято уже порядка 15 руководств по безопасности, и эта работа продолжается», – подытожил Григорий Асташко.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси изменены правила по обеспечению промышленной безопасности аттракционов
Об изменениях в правилах по обеспечению промышленной безопасности аттракционов журналистам рассказал начальник управления надзора за безопасностью подъемных сооружений и аттракционов Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Петр Климко, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Подготовка аттракционов к сезону эксплуатации в этом году будет осуществляться немного в новом порядке, который обусловлен тем, что внесены изменения в правила по обеспечению промышленной безопасности аттракционов. Изменения коснулись в первую очередь проведения технического освидетельствования аттракционов и технического диагностирования аттракционов, которые отработали назначенный срок службы. На сегодняшний момент в стране зарегистрировано около 180 аттракционов, которые подпадают под действие закона о промышленной безопасности, это аттракционы с потенциальным биомеханическим риском RB-1 (самый высокий риск) и RB-2 (средний риск). Отработали назначенный срок службы у нас около 70 % аттракционов. В среднем этот срок составляет примерно 10 лет», – рассказал Петр Климко.
В правила внесены изменения, ограничивающие срок эксплуатации аттракционов – не более трех назначенных изготовителем сроков службы. «Каждый аттракцион перед допуском к эксплуатации, если он отработал назначенный срок службы, проходит обязательное диагностирование и техническое освидетельствование, испытание экспертом в области промышленной безопасности. Те аттракционы, которые отработали назначенный срок службы, будут испытываться и проходить техническое освидетельствование только экспертами Госпромнадзора, чтобы исключить момент, когда одна и та же организация будет проводить и диагностику, и освидетельствование», – проинформировал начальник управления.
По информации
БЕЛТА
Парламентарии подтвердили открытость Беларуси в сфере международной информбезопасности
Парламентарии подтверждают открытость Беларуси в сфере международной информационной безопасности. Об этом заявил председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Сергей Рачков на совещании Консультативной группы высокого уровня по противодействию терроризму и насильственному экстремизму 150-й ассамблеи Межпарламентского союза (МПС), сообщает
БЕЛТА со ссылкой на пресс-службу Палаты представителей.
В ходе мероприятия состоялись экспертные слушания «Искусственный интеллект (ИИ), терроризм и организованная преступность: обмен мнениями для законодателей о возникающих угрозах и глобальной безопасности». Сергей Рачков проинформировал коллег о том, что Беларусь уделяет приоритетное внимание вопросам безопасности в киберпространстве, в том числе в контексте противодействия террористическим угрозам.
Председатель Постоянной комиссии напомнил, что еще в 2019 году глава белорусского государства предложил сформировать «пояс цифрового добрососедства». Речь идет о заключении двусторонних и многосторонних соглашений об обеспечении международной информационной безопасности. Ключевыми элементами таких договоренностей могли бы стать идеи цифрового суверенитета и нейтралитета, а также невмешательства стран в информационные ресурсы друг друга.
Сергей Рачков отметил, что эти идеи отражены в Концепции информационной безопасности Беларуси, принятой в июне 2019 года. По его словам, цифровой суверенитет призван гарантировать способность государства контролировать свое информационное поле, предупреждать и блокировать кибератаки, обеспечивать надежную защиту критической инфраструктуры.
Цифровой нейтралитет предполагает, что страны не будут предпринимать в киберпространстве действия, наносящие ущерб безопасности иных государств. В конечном итоге такие соглашения могут заложить основу для выработки международных правил ответственного поведения в виртуальном пространстве, выразил уверенность председатель Постоянной комиссии.
Запуск путем заключения таких соглашений так называемой волны цифровой безопасности укрепил бы связи между странами, повысил эффективность совместного противодействия террористическим угрозам в киберпространстве. Примером такого взаимодействия и основой для развития сотрудничества на этом направлении для других государств и региональных объединений является Концепция информационной безопасности Союзного государства России и Беларуси, принятая в феврале 2023 года.
Установки концепции последовательно реализуются белорусской и российской сторонами во взаимодействии с государствами-единомышленниками на площадке ООН. Цифровое развитие Беларуси также осуществляется с учетом необходимости сочетания передовых технологий с комплексными мерами по защите информации.
Парламентарии Беларуси работают над законодательным регулированием развития информационных систем и цифровых технологий, обеспечением цифровой трансформации экономики и созданием безопасной информационной среды. В стране создана развитая сеть передачи данных, соответствующая мировым стандартам, функционируют центры хранения и обработки данных, разработаны механизмы идентификации, инструменты для совершения электронных платежей, современные электронные сервисы.
В конце 2024 года состоялись парламентские слушания по вопросам развития цифрового права. В марте 2025 года парламентарии одобрили модельный закон «О технологиях искусственного интеллекта», принятый в рамках МПА СНГ. Планируется имплементировать положения модельного закона в разрабатываемый в Республике Беларусь законопроект об искусственном интеллекте. Созданная на базе Национальной академии наук Беларуси рабочая группа приступила к разработке концепции соответствующего законопроекта.
«Мы подтверждаем открытость Беларуси для дальнейшего наращивания сотрудничества с другими государствами, их парламентами, правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, участвующими в борьбе с терроризмом, в том числе в сфере международной информационной безопасности», – подчеркнул Сергей Рачков.
По информации
БЕЛТА
Госстандарт и Роскачество обсудили ход реализации меморандума в области защиты детства и традиционных ценностей
Рабочее онлайн-совещание представителей Госстандарта и Российской Федерации по этой теме состоялось 1 апреля.
Белорусскую сторону представляли Председатель Госстандарта Елена Моргунова, начальники профильных управлений комитета, а также представители БелГИМ и БелГИСС, российскую – депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая, заместитель руководителя автономной некоммерческой организации «Российская система качества» (далее – Роскачество) Елена Саратцева и специалисты этой организации.
Напомним, меморандум в области защиты детства и традиционных семейных ценностей был подписан Госстандартом Беларуси, Ассоциацией потребителей и производителей детских товаров «Выбор родителей» и Роскачеством в сентябре прошлого года. Документ включает ряд совместных мер, направленных на защиту детей от небезопасной и некачественной продукции в Беларуси, России и в целом в рамках Союзного государства.
«Вопросы, включенные в повестку, очень важны, так как являются составной частью обеспечения здоровья не только детей, но и нации в целом. Надеюсь, что наше взаимодействие в этом году будет осуществляться так же активно и продуктивно, как и в прошлом», – приветствовала участников совещания Елена Моргунова.
Заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева рассказала о ходе разработки проекта стандарта Российской Федерации ГОСТ Р «Критерии классификации игр (включая компьютерные) и игрушек, изображающих кино- и анимационных персонажей». Данный документ станет важным шагом к обеспечению духовно-нравственной безопасности детей. Основу требований составляет положение российского законодательства, по которому игрушка, сделанная по сюжету фильма или книги, будет иметь ту же возрастную принадлежность, что и эти фильм или книга.
Проект стандарта представлен и белорусской стороне. «В настоящее время он направлен для рассмотрения специалистам в Министерство образования и свою позицию с учетом мнения заинтересованных организаций мы планируем сформировать и представить в Роскачество к 1 мая», – проинформировала Елена Моргунова.
В целом же Госстандарт заинтересован в совместной разработке данного стандарта в рамках пилотного проекта создания стандартов Союзного государства, что позволит странам применять единые подходы к классификации игрушек по допустимому возрасту ребенка для обеспечения его нравственной безопасности, а также к проведению их психолого-педагогической экспертизы.
По словам депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяны Буцкой, разрабатываемый ГОСТ Р станет рабочим инструментом для проведения психолого-педагогической экспертизы, возложенной на Министерство просвещения. «Мы идем маленькими шагами, шагами компромиссов, но этот подход не имеет минусов», – высказала она свое суждение.
Депутат также обозначила такое актуальное для регионов Российской Федерации направление, как создание молочных кухонь, и роль стандартов в его современной нормативно-технической поддержке. «На первый взгляд может показаться, что это явление из советских времен, но тем не менее молочная кухня сегодня – это место, где выдается специальное и правильное питание для конкретного человека: дети до трех лет, беременные и кормящие женщины. Вдобавок появляются новые виды такой продукции, например, молочные кисели, детские сосиски и другие. И это уже иные рецептуры, поэтому нам важно идти навстречу времени и делать правильное питание для детей, объединяя наши усилия. Продукция, выпускаемая в Беларуси, всегда была и остается на очень хорошем счету», – подчеркнула Татьяна Буцкая.
В свою очередь, Председатель Госстандарта Елена Моргунова отметила, что Беларусь имеет опыт как по внедрению новых принципов школьного питания, на которые поэтапно перешли все школы, так и по разработке стандартов на продукцию для детского питания.
Участники совещания также уделили внимание обмену информацией о выявляемой продукции для детей, не соответствующей обязательным требованиям безопасности и ввозимой на территорию Союзного государства из третьих стран.
Елена Саратцева представила пример предоставления такой информации.
В развитие этого вопроса начальник управления государственного контроля (надзора) Госстандарта Ольга Мажейка рассказала о надзорной деятельности в отношении продукции для детей в Республике Беларусь. В открытом доступе функционирует ресурс «Опасная продукция», который содержит сведения о товарах, в том числе для детей, запрещенных к ввозу и обращению на территории Беларуси. Вместе с тем подходы к системе информирования о несоответствующей продукции прорабатываются и в рамках ЕАЭС. На финальной стадии находится порядок взаимодействия между контрольными (надзорными) органами и органами аккредитации государств-членов. «Нам важно это учитывать и ориентироваться на вырабатываемые решения», – отметила спикер.
По результатам обсуждения стороны договорились скорректировать схемы взаимодействия, чтобы в конечном итоге выйти на конкретный алгоритм информационного обмена, который будет способствовать защите потребителей от небезопасной продукции.
Дополнительно следует отметить, что Госстандарт предложил представительству компании Wildberries в Беларуси, в том числе в рамках соглашения об информационном взаимодействии с БелГИСС, осуществлять мониторинговый контроль при размещении игрушек на маркетплейсе. Для оказания информационно-методической помощи комитетом была подготовлена и предоставлена наглядная презентация о действующих требованиях на данную продукцию, включая информацию о проводимой научно-исследовательской работе по установлению требований к игрушкам и продукции для детей и подростков, информационной продукции для них, исключающих их негативное влияние на психическое здоровье детей.
В ходе совещания специалисты Госстандарта и Роскачества также озвучили целесообразность дальнейшего рассмотрения результатов и направлений совместной работы на различных площадках в рамках Союзного государства и ЕАЭС для объединения усилий и опыта в решении актуальных задач в области защиты детей.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Государственного комитета по стандартизации)
Заседание Совета Безопасности
Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 апреля собрал заседание Совета Безопасности, на рассмотрение которого вынесен доклад о состоянии нацбезопасности и мерах по ее укреплению.
«Нам предстоит рассмотреть итоги проделанной работы, состояние национальной безопасности в истекшем 2024 году и, что самое важное, – меры по укреплению национальной безопасности. Напомню, порядок оценки был скорректирован. Это нашло отражение в соответствующем Указе. С учетом динамики обстановки, утвержденных приоритетов социально-экономического развития уточнены были и индикаторы, их пороговые значения, субъекты данного процесса и другие вопросы», – сказал Александр Лукашенко.
В связи с этим впервые в формате заседания Совета Безопасности необходимо предметно обсудить обстановку в каждой из девяти сфер национальной безопасности (политической, экономической, научно-технологической, социальной, демографической, биологической, информационной, военной, экологической), отметил Глава государства. «Указанные вопросы в полном объеме содержатся в Концепции национальной безопасности, которая была утверждена решением Всебелорусского народного собрания», – добавил Президент.
Он подчеркнул, что Концепция – это важнейший документ стратегического планирования, он затрагивает основные интересы людей, их жизненные приоритеты. «В первую очередь – гарантии мира и безопасности. Не только сегодня, но и в будущем. Хотя в некоторых странах работа с документами, раскрывающими суть происходящих процессов в стране и мире, глубоко засекречена», – заметил Глава государства.
Участниками заседания стали члены Совета Безопасности, приглашенные должностные лица, которые в рамках своей компетенции непосредственно отвечают за конкретные сферы национальной безопасности, проводят мониторинг динамики по каждому индикатору.
«С докладом я ознакомился. Комплексный документ. Вы дадите ему оценку. Хочу нацелить присутствующих на серьезную работу. Непосредственно от каждого из вас хотел бы услышать реальную оценку ситуации. Четко, объективно доложите о проблемах, которые у нас имеются. Все вопросы, которые будут обсуждаться, мы должны обязательно учесть при подготовке Послания Президента Беларуси белорусскому народу и Национальному собранию. Очень важно высказаться, кто с чем не согласен, где еще есть узкие места и, главное, что еще необходимо сделать, чтобы эти проблемы решить», – обозначил ряд вопросов белорусский лидер.