13.12.2021
Нотариат и СМИ
Семинар для работников территориальных нотариальных палат, ответственных за правовое просвещение и работу со средствами массовой информации, состоялся в Многофункциональном центре Белорусской нотариальной палаты. На повестке дня – вопросы информационного сопровождения нотариальной деятельности, а также совершенствования взаимодействия нотариата и средств массовой информации и повышение результативности информационной работы. Участие в семинаре также приняли представители Министерства юстиции Республики Беларусь, главных управлений юстиции областных и Минского городского исполнительных комитетов, работники РУП «БелЮрОбеспечение». Семинар прошел в гибридном формате: онлайн и офлайн.
Одна из важнейших задач нотариата – работа по правовому просвещению граждан. А ключевая миссия нотариата – предостеречь от совершения необдуманных поступков при принятии важных решений, обезопасить законные интересы граждан. Чтобы успешно реализовать задачи и четко следовать миссии нотариусы стараются использовать наиболее действенные методы взаимодействия с обществом. Самый проверенный – сотрудничество с представителями средств массовой информации. Практика работы нотариата в СМИ и определила ключевую тему семинара.
В контексте задач формирования информационной политики нотариата особое внимание уделено вопросам обеспечения доступа к информации о нотариальной деятельности, своевременного доведения посредством СМИ сведений о нотариальных действиях, в том числе вызывающих повышенный общественный интерес, создания корпоративной репутации и имиджа нотариата, развития деятельности в сфере продвижения информационно-коммуникационных технологий и поиска информационного повода. Это подчеркнул начальник организационного отдела Белорусской нотариальной палаты Артур Стрех, открывая семинар.
О механизмах формирования личного бренда в Интернете применительно к нотариальной деятельности, а также о важности управления и реагирования на отзывы, оставляемые посетителями нотариальных контор и нотариальных бюро в сети, участникам семинара рассказала директор репутационного агентства Марина Рощина. Она отметила, что в век развития мобильных технологий один недовольный клиент со смартфоном в руке может легко нанести ущерб имиджу не только отдельно взятого нотариуса, но и всего нотариата в целом. Поэтому нужно обязательно уделять внимание отзывам, публикуемым в интернете и социальных сетях, стараться своевременно реагировать на них, благодарить как за положительные, так и за отрицательные отзывы. Все эти замечания – ценная обратная связь, позволяющая развиваться и становиться лучше и комфортнее для граждан.
О роли социальных сетей в формировании имиджа организации участникам семинара рассказал Иван Синичкин, заместитель директора – главного редактора Издательского дома «Беларусь сегодня». Он подробно остановился на таком понятии как контентная политика, а также обозначил важность создания и поддержания лояльности участников сообществ в социальных сетях. Кроме того, лектор представил интересные статистические данные о распространении социальных сетей в Беларуси.
Отметим, что нотариат Беларуси официально присутствует в ведущих социальных сетях с лета 2021 года. Материалы на правовую тематику, а также информация о деятельности нотариата Беларуси размещается на страницах в социальных сетях Facebook, Instagram, Telegram, ведется информационный канал в Яндекс-Дзен. Количество подписчиков на паблики нотариата Беларуси ежедневно увеличивается. Страницы нотариата Беларуси транслируют основные общественные миссии нотариата, нацеленные на правовое просвещение граждан и информирование об услугах нотариуса. Отдельного внимания заслуживает визуальное оформление страниц нотариата Беларуси. Нотариальные услуги – не физический продукт, соответственно, в инструменте визуализации в основном используются иллюстрации, демонстрирующие эмоции, передающие настроение, которое формируется у посетителей. С помощью иллюстраций создается необходимая тональность, которая сочетается с миссией нотариата: давать спокойствие сегодня и уверенность завтра.
О важности и правилах иллюстративного сопровождения материалов и публикаций участникам семинара рассказал Сергей Гучек, преподаватель высшей категории филиала БНТУ «Минский государственный технологический колледж». Сергей Ефимович рассказал об основных правилах фотосъемки и построения кадра, разобрал наиболее часто встречающиеся ошибки в визуальном сопровождении информационных материалов, размещаемых на сайте.
В информационных потоках, которые ежедневно пропускают через себя журналисты всех видов СМИ, новостям, не связанным с первыми лицами государства либо медийными персонами, легко затеряться. Правильно же подготовленный материал – залог того, что информационная лента пополнится новостью о вашем мероприятии. Такое экспертное мнение озвучил Дмитрий Партон, заместитель генерального директора информационного агентства «Минск-Новости». Он также поделился с участниками семинара современными трендами новейших медиа, обозначив особенности работы специалистов по правовой работе и связям с общественностью и поделившись секретами о том, как заинтересовать представителей средств массовой информации, в каком формате предоставить им новости о нотариате и что нужно для эффективного диалога со СМИ.
Подводя итоги семинара, начальник организационного отдела Белорусской нотариальной палаты Артур Стрех отметил актуальность обсуждаемой тематики, поскольку мир меняется, медийное пространство становится все динамичнее и сложнее, а потому необходимо адаптировать работу нотариата к этим изменениям. Он также подчеркнул необходимость выстраивания конструктивных связей с представителями средств массовой информации и пресс-службами, взаимодействующих с нотариатом государственных органов и организаций.
Проведенный семинар получил высокую оценку как со стороны слушателей, так и докладчиков семинара. Участниками семинара была отмечена отличная организация, его насыщенная и интересная программа, а также высокий профессионализм лекторов.
По сообщению официального сайта Белорусской нотариальной палаты
(фото – официальный сайт Белорусской нотариальной палаты)
Как максимально эффективно применять новации Закона о занятости населения, обсуждают на республиканском семинаре
Республиканский семинар по вопросам организации работы государственной службы занятости населения собрал в Гродно представителей Министерства труда и социальной защиты, региональных органов по труду, занятости и социальной защите, нанимателей из разных регионов страны, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Недавно принят закон о занятости, ряд других важных решений в этой сфере. Поэтому мы должны выстроить работу так, чтобы все инструменты, новации применялись максимально эффективно. Самое главное, чтобы мы работали с пользой для людей, были востребованы нашими предприятиями, помогая им закрывать необходимые вакансии. Чтобы помогали трудоустраиваться гражданам, в том числе из уязвимых категорий», – так обозначила цель встречи первый заместитель Министра труда и социальной защиты Татьяна Астрейко.
Она подчеркнула, что семинар в Гродно передает эстафету очень значимому мероприятию – республиканской ярмарке вакансий, которая будет предлагать молодежи новые инструменты выбора жизненного пути.
«Сегодня идет конкуренция нанимателей за трудовые ресурсы, и самый ценный ресурс – это молодежь, – отметила первый замминистра. – Если 15 лет назад было сложно найти работу, то сейчас рынок труда изменился, и уже наниматели конкурируют за каждого работника. Сегодня мы имеем порядка 198 тыс. вакансий. Уровень обеспеченности кадрами достаточно высокий – около 95 %. Вместе с тем экономика и ее потребности очень быстро меняются. Поскольку работник по своей квалификации должен соответствовать потребностям нанимателя, важное направление в нашей работе – обучение. В том числе обучение опережающее, то есть тем профессиям, которые появятся и будут востребованы в ближайшее время. Это в первую очередь рабочие профессии». Стоит задача – популяризировать рабочие профессии, показать, что в них можно зарабатывать хорошие деньги, порой даже большие, нежели у служащих.
Как особо подчеркнула Татьяна Астрейко, уровень занятости среди трудоспособного населения в Беларуси очень высокий, уровень безработицы находится на минимально низких отметках. У нас также низкий уровень скрытой безработицы: имеющиеся в стране трудовые ресурсы задействованы максимально.
Первый день семинара прошел на площадке гродненского ОАО «Белкард». Участники обсудили практику взаимодействия службы занятости и нанимателей в рамках реализации дорожных карт сотрудничества по подбору и обучению персонала, вопросы привлечения иностранной рабочей силы, закрепления кадров. Сегодня обсуждаются пути и формы максимально эффективного применения законодательных новаций в интересах экономики страны и ее граждан.
По информации
БЕЛТА
Обеспечение доказательств нотариусами стран СНГ
11 апреля в рамках работы Базовой организации Содружества Независимых Государств в сфере нотариальной деятельности состоялся вебинар, посвященный вопросам обеспечения доказательств нотариусами, особенностям регулирования в национальных законодательствах. В мероприятии приняли участие представители нотариальных сообществ Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Узбекистана и Беларуси.
С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась председатель Белорусской нотариальной палаты Наталья Борисенко, подчеркнув практический интерес нотариусов к предложенной нотариатом Республики Узбекистан теме.
Пользуясь случаем, Наталья Борисенко поблагодарила всех участников Седьмых цивилистических чтений памяти профессора М.Г. Прониной, прошедших 3 апреля 2025 г. в г. Минске на площадке Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обратив внимание на значимость обмена опытом между коллегами по актуальным вопросам внесудебной защиты прав и законных интересов участников гражданских правоотношений в странах СНГ.
Белорусский нотариат представила председатель комиссии Белорусской нотариальной палаты по информатизации нотариата, нотариус Минского городского нотариального округа Юлия Божко. Отметив общие вопросы обеспечения доказательств нотариусами Беларуси, спикер ознакомила участников вебинара со вступлением в силу с 1 января 2026 г. Кодекса гражданского судопроизводства, которым расширена компетенция нотариуса по обеспечению доказательств, а именно предусмотрена возможность обеспечения как письменных, так и электронных доказательств как до, так и после возбуждения производства по делу в суде.
Председатель Дисциплинарной комиссии Республиканской нотариальной палаты, нотариус г. Астана Олег Полумордвинов в рамках своего выступления указал, что нотариусы Казахстана в порядке обеспечения доказательств опрашивают граждан, назначают экспертизу, производят осмотр вещественных, письменных и электронных доказательств. Олег Полумордвинов привел участникам вебинара для ознакомления статистические данные, отметив, что более чем 80 % случаев обращений приходятся именно на обеспечение электронных доказательств.
Российский нотариат в рамках мероприятия представили:
Наталья Ситникова, член Комиссии Федеральной нотариальной палаты по международному сотрудничеству, нотариус г. Челябинска;
Анна Кленикова, член Комиссии Федеральной нотариальной палаты по международному сотрудничеству, нотариус г. Тулы;
Елена Глушкова, член Комиссии Федеральной нотариальной палаты по международному сотрудничеству, нотариус г. Екатеринбурга, кандидат юридических наук, доцент.
Наталья Ситникова посвятила свое выступление общим вопросам обеспечения доказательств в нотариальной практике нотариусов Российской Федерации, подробнее остановившись на осмотре вещественных доказательств. Наталья Ситникова обратила внимание участников вебинара, что с января 2015 года у нотариусов России появилась возможность обеспечивать доказательства как до возбуждения дела в суде, так и вне зависимости от того, на какой стадии находится дело в суде. За 2024 год установлено свыше 45 тыс. обращений за обеспечением доказательств к нотариусам России.
Анна Кленикова ознакомила участников вебинара с темой «Обеспечение доказательств нотариусами – протокол допроса свидетеля и назначение экспертизы». В частности, она рассказала об особенностях допроса нотариусом свидетеля в случаях наличия оснований полагать, что впоследствии вызов свидетеля в суд будет невозможен или затруднителен, а также о назначении нотариусом экспертизы по запросу заявителя.
Елена Глушкова в своем докладе осветила теоретические и практические аспекты обеспечения нотариусами России доказательств в сети Интернет. Она отметила ежегодный рост количества нотариальных действий по всем видам обеспечения доказательств, указав что 2/3 из них – фиксация информации, размещенной в сети Интернет, что составляет почти 31 тыс. нотариальных действий.
Элизат Сопиева, частный нотариус нотариального округа города Бишкек Кыргызской Республики, рассказала коллегам о роли нотариуса Киргизии в обеспечении доказательств в сети Интернет: правовом регулировании и правоприменительной практике. Она указала, что на сегодняшний день у нотариусов Кыргызстана есть возможность обеспечивать доказательства только до возбуждения производства по делу в суде, что приводит к повторным обращениям граждан к нотариусам после вынесения нотариусами постановления об отказе в совершении нотариального действия, а в последствии судами – судебных требований.
Член постоянной комиссии по обеспечению единой нотариальной практики и по учебно-методическим вопросам Нотариальной палаты Республики Армения Гаяне Азарян в своем докладе отметила, что в целях обеспечения доказательств нотариус допрашивает свидетелей, производит осмотр письменных или вещественных доказательств, назначает экспертизу, а также выполняет иные действия, направленные на обеспечение доказательств. Гаяне Азарян обратила внимание участников вебинара, что в 2016 году были внесены изменения в Закон «О нотариате», согласно которым нотариусы Армении удостоверяют факты, от которых зависят возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан или юридических лиц.
Опытом решения актуальных вопросов обеспечения доказательств нотариусами Узбекистана поделилась главный специалист по нотариату Ташкентского городского управления Нотариальной палаты Республики Узбекистан Зульфие Османова. Она отметила как схожесть правового регулирования совершения такого нотариального действия, как обеспечение доказательств в законодательствах государств – участников СНГ, так и имеющиеся отличия, например, необходимость присутствия двух понятых при составлении протокола обеспечения доказательств нотариусом Узбекистана.
Мероприятие завершилось оживленной дискуссией.
По сообщению
официального сайта Белорусской нотариальной палаты
Геннадий Трубило: государство имеет действенные механизмы для улучшения жилищных условий граждан
Государство предоставляет действенные механизмы для улучшения жилищных условий граждан. Такое мнение выразил Министр жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Трубило на семинаре-совещании «О концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2030 года», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
По словам Геннадия Трубило, по состоянию на 1 января 2025 г. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состояли 558,4 тыс. человек, или 6,1 % населения страны. «За пять лет количество состоящих на учете граждан уменьшилось, что свидетельствует о предоставлении государством действенных механизмов для улучшения гражданами своих жилищных условий, в том числе путем получения арендного жилья», – отметил он.
Общий порядок распределения арендного жилья республики урегулирован Жилищным кодексом, и он предусматривает определенные подходы. «Часть арендного жилья (40 % в областях, в Минске – 60 %) предоставляется гражданам на период трудовых и служебных отношений. Это обусловлено необходимостью создания благоприятных условий для проживания граждан во время выполнения своих обязанностей по месту работы и службы. Арендным жильем обеспечивается государственный аппарат, судьи, прокурорские работники, государственные служащие, военнослужащие, молодые специалисты и иные категории работников, в том числе из социальных сфер. Остальная часть распределяется в общем установленном порядке среди граждан, которые состоят на учете нуждаются в улучшении жилищных условий», – пояснил Министр.
В целях обеспечения доступности жилья 27 января Глава государства подписал Указ № 38 об особенностях предоставления и использования арендного жилья, который направлен на расширение полномочий местных органов власти по принятию решений о предоставлении такого жилья гражданам наиболее востребованных профессий и специальностей. «Подписанный Указ является, по сути, дополнительным стимулом по привлечению кадров наиболее востребованных профессий в регионы, в том числе в сельскую местность, где в них нуждаются. Решение жилищного вопроса для большинства граждан имеет довольно важное значение, зачастую первостепенное», – добавил глава отрасли.
По информации
БЕЛТА
Какие подходы нужны для совершенствования жилищной политики, рассказал Министр архитектуры и строительства
Министр архитектуры и строительства Александр Студнев рассказал на семинаре-совещании «О концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2030 года», какие вопросы требуют совершенствования подходов к государственной жилищной политике, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
Принятие концепции государственной жилищной политики до 2030 года – очередной важный шаг для системного и устойчивого развития жилищной сферы, а также для увеличения благосостояния граждан и роста экономики, отметил Александр Студнев. По его словам, этот документ определяет ключевые приоритеты, механизмы и инструменты решения актуальных проблем в области обеспечения граждан доступным и комфортным жильем.
«За суверенную историю Беларуси жилищный фонд увеличился на 73,6 млн кв.м. При этом только в этой пятилетке планируется построить 21,4 млн кв.м жилья. В результате проводимой государственной политики количество очередников с 2010 года уменьшилось с 855,6 тыс. до 558,4 тыс. человек», – подчеркнул Министр. Если говорить в процентах, то очередников стало меньше почти на 35 %.
Объемы строительства жилья по итогам 2024 года позволили достичь обеспеченности квадратными метрами на одного человека в размере 30,4 кв.м, в то время как в 1995 году этот показатель составлял всего лишь 19,7 кв.м, добавил Министр. При этом соблюдается установленное Директивой Главы государства соотношение стоимости одного метра жилья с господдержкой к среднему уровню заработной платы.
«Ежегодно улучшают свои жилищные условия в среднем 25 тыс. семей. Проводимая государственная политика предоставляет возможность нуждающимся в улучшении жилищных условий построить жилье с использованием льготных либо субсидированных кредитов. А социально незащищенным гражданам, детям-сиротам, семьям, имеющим детей-инвалидов, и иным малообеспеченным гражданам – получить социальное либо арендное жилье. Для этого правительством ежегодно устанавливается задание по вводу жилья и определяются источники и объемы финансирования в рамках госпрограммы строительства жилья», – рассказал Александр Студнев.
Тем не менее в области реализации жилищной политики имеются вопросы. В частности, депутатский корпус отмечает среди них низкие темпы обеспечения жильем детей-сирот. Второй вопрос – недостаточные объемы строительства арендного жилья, потому что спрос на него опережает предложение, особенно в больших городах. «Вместе с тем арендное жилье является действенным механизмом, позволяющим в первую очередь решать задачи привлечения и закрепления востребованных кадров на местах. Такое жилье в Беларуси строится с 2012 года, и первый дом был построен в Минске. В последующие годы объемы строительства арендного жилья государственного жилфонда возрастали, но незначительно, поскольку оно строится исключительно за счет бюджетных средств», – объяснил Министр.
Следующий вопрос – необходимость улучшения жилищных условий очередников, не имеющих права на господдержку, при ограниченных объемах арендного жилфонда и высоких процентных ставках по коммерческим кредитам. Решением этой проблемы может стать система жилищных строительных сбережений, подчеркнул Министр. Реализация этой системы уже начата Белинвестбанком, в ближайшее время ожидается ее запуск Беларусбанком.
Устаревший жилфонд Александр Студнев также назвал одним из вопросов, требующих решения. «Выход из ситуации – обеспечение поэтапной реконструкции и реновации жилищного фонда», – подчеркнул он. Глава отрасли резюмировал, что все эти вопросы требуют совершенствования подходов к государственной жилищной политике.
По информации
БЕЛТА
Концепцию государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2030 года обсудили в Палате представителей
10 апреля 2025 г. под председательством И.П.Сергеенко состоялось заседание семинара-совещания Палаты представителей на тему «О Концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2030 года».
В семинаре приняли участие депутаты Палаты представителей, руководитель Аппарата Совета Министров, министры архитектуры и строительства, жилищно-коммунального хозяйства, труда и социальной защиты, председатели комитетов по архитектуре и строительству Минского облисполкома и Мингорисполкома, представители других государственных органов и организаций, депутаты Гродненского городского Совета депутатов.
Обращаясь к участникам мероприятия, Председатель Палаты представителей отметил, что Концепция, определяющая стратегические направления обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, стала результатом деятельности межведомственной рабочей группы с участием депутатского корпуса.
Он напомнил позицию Главы государства по этому вопросу: «Жилье – это не просто квадратные метры, стены и крыша над головой, а основа стабильности и благополучия каждой семьи, условие для реализации потенциала граждан и важный элемент социальной справедливости. Строить надо там, где есть потребность в кадрах».
Поставленные задачи требуют комплексных решений, работы на перспективу, учета демографических вызовов и интересов будущих поколений, сказал И.П.Сергеенко.
Он обратил внимание на то, что Концепция содержит ряд вопросов, решение которых требует незамедлительного принятия мер, в том числе законодательного характера.
Во-первых, это критическое состояние жилищного фонда – 190 тыс. м2 аварийного жилья, преимущественно в сельской местности. Более 9 % жилья не оборудовано водопроводом, 11 % – канализацией, почти 20 % – горячим водоснабжением. При этом в стране числится 110 тыс. жилых домов, а также более 17 тыс. квартир, в которых никто не зарегистрирован и не проживает.
Во-вторых, сохраняется дисбаланс в развитии регионов и отток населения в крупные города. Эта проблема постоянно усугубляется.
В-третьих, озабоченность вызывает ситуация с обеспечением жильем наиболее уязвимых категорий граждан, в том числе имеющих право на получение жилых помещений социального пользования.
Аналогичная ситуация складывается и по темпам строительства жилых помещений для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, – построено 95 квартир при потребности более чем 3,5 тыс., а также для детей-сирот – 864 при потребности более 27 тыс. Эти и многие другие вопросы регулярно поднимаются в обращениях граждан.
Призывая участников семинара к обмену мнениями, Председатель Палаты представителей подчеркнул, что Концепция государственной жилищной политики до 2030 года является отправной точкой для решения задачи повышения доступности жилья в стране. И сегодняшний диалог должен стать основой для конкретных законодательных инициатив.
Далее выступали основные докладчики. Об основных направлениях Концепции государственной жилищной политики до 2030 года депутатов проинформировал Министр архитектуры и строительства Студнев А.В.
Заместитель Министра архитектуры и строительства Шваюнов А.О. доложил о государственной поддержке при жилищном строительстве.
С докладом на тему «Новеллы в жилищном законодательстве. Предоставление арендного жилья гражданам наиболее востребованных профессий. Приобретение жилых помещений государственного жилищного фонда в сельской местности» выступил Министр жилищно-коммунального хозяйства Трубило Г.А.
О градостроительном обеспечении реновации в Республике Беларусь информацию представил директор унитарного предприятия «БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА» Хижняк А.Н.
Подводя итоги семинара, Председатель Палаты представителей поблагодарил всех участников и выступающих за качественную подготовку докладов и подчеркнул:
«Мы увидели направление дальнейшей реализации Концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2030 года. Концепция – стратегический документ, который наполняется конкретным содержанием, в том числе и в виде тех указов по жилищному строительству, которые действуют и которые сегодня совершенствуются.
Мы увидели основные новеллы этих проектов, соответствующие реалиям сегодняшней жизни. В этом году на площадку Палаты представителей законопроекты по данному направлению, скорее всего, не поступят, и все будет регламентироваться в основном указами».
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)