10.12.2021
Высокие ставки по кредитам, навязывание услуг: горячая линия по темам банковской сферы прошла в КГК
Более 30 звонков поступило сегодня на горячую линию Комитета государственного контроля на тему доступности и качества банковских услуг, передает корреспондент БЕЛТА.
Жители разных регионов и столицы рассказывали о ситуациях, в которых они сталкивались с навязыванием банками дополнительных услуг, лоббированием интересов страховых или лизинговых компаний, финансовых консультантов, кредитных брокеров. Некоторые жаловались на необоснованно высокую с их точки зрения стоимость услуг или завышенные размеры штрафов. Звучала и проблема отсутствия инфраструктуры для снятия наличных денежных средств с банковских карт.
Начальник управления контроля банковской деятельности и финансовых рынков КГК Андрей Федоров, который проводил прямую линию, отметил, что перечисленные темы – самые распространенные в этой сфере.
«Последние год-полтора мы уделяем особое внимание качеству, доступности банковских услуг. При проведении контрольно-аналитических мероприятий, мониторингов, анализе обращений граждан часто получаем сигналы о недобросовестных практиках. В первую очередь это навязывание каких-то дополнительных услуг. Или, к примеру, человеку отказывают в предоставлении услуги в банке, но ненавязчиво предлагают обратиться к какому-то кредитному брокеру, который оформит все документы для гарантированного получения кредита. Мы проверяем все точечные сигналы. Например, под видом тайного клиента обращаемся в банк за оформлением карточки и смотрим, не будут ли нам настойчиво навязывать дополнительную услугу, вплоть до того, что, если от нее отказаться, откажут и в первоначальной», – рассказал Андрей Федоров.
Если проверяющий или просто финансово подкованный клиент быстро раскусит недобросовестную практику банковского работника, то как быть рядовым пользователям, для которых все далеко не так очевидно? К примеру, на горячую линию позвонил пенсионер, который пожаловался на «мошенников» в одном из банков, где он взял кредит на Br300. Ветеран труда хотел закупить подарки внучкам к праздникам. В банке его «обрадовали»: ставка по кредиту почти 30 % годовых, но для пенсионеров есть специальная акция – почти 16 %. «Человек подписал договор, пришел домой и вдруг увидел, что сумма кредита составила Br449, из которых Br149 – стоимость пакета услуг Lite по открытию и ведению счета, который клиенту совершенно не нужен. Но проценты в итоге ему начисляются на все Br449», – описал ситуацию представитель КГК. Пенсионер заявил, что ему работница банка не разъяснила ничего про акцию. Но формально он сам был невнимателен и не ознакомился с договором перед подписанием. Если обращаться в суд, тот будет принимать решение на основании договора.
Андрей Федоров пояснил, что признаков мошенничества здесь нет, но речь идет о недобросовестной банковской практике. И посоветовал в такой ситуации обратиться письменно в Национальный банк – к главному регулятору в банковской сфере. Там есть подразделение по защите прав потребителей. Все-таки банк должен объяснять все нюансы предоставляемой услуги. «Иногда проблема решается положительно для заявителя. Национальный банк, надо отдать должное, детально разбирается и пытается урегулировать эти ситуации. В конце концов и для банка это репутационный риск: никто не заинтересован в том, чтобы про него клиенты везде писали негативно и называли мошенником. Банкам важно быть на хорошем счету – и у регулятора, и у клиента», – подчеркнул Андрей Федоров.
Второе направление, по которому в КГК поступает много сигналов и жалоб, – доступность снятия наличных как в городах, так и сельских населенных пунктах. «Хотя доля безналичных платежей уже приближается к 65 %, но наличные все равно востребованы», – отметил начальник управления. Поэтому нередко люди жалуются, что в их населенном пункте либо банкоматов слишком мало, либо есть, но ограниченного числа банков (при снятии наличных взимается комиссия), либо они расположены в отделениях банков и, соответственно, зависят от режима их работы.
Как раз такие ситуации описал житель Бреста, который отметил, что в областном центре практически нет банкоматов с cash-in (возможностью положить наличные на карту), считанные единицы расположены внутри отделений банков. Иногда, к примеру, уезжая за границу, нужно срочно положить деньги на карту, но негде. Кроме того, на территории большого и активно посещаемого туристами комплекса Брестской крепости, по словам звонившего, нигде нет ни одного банкомата. Гости комплекса (а часто это иностранцы) не могут даже купить сувениры в ларьках, потому что негде снять наличные или поменять валюту. «Продавцы отказываются от расчетов в валюте, потому что понимают, что это нарушение. При этом, по информации брестчанина, на площадке уже появляется теневой рынок по обмену валюты», – добавил Андрей Федоров.
Звонили и люди, недовольные процентными ставками по банковским кредитам и вкладам, – третье, наиболее распространенное направление работы управления контроля банковской деятельности и финансовых рынков КГК. Звонившие даже предлагали автоматически повышать ставки по вкладам при резком падении курса белорусского рубля. С таким предложением, в частности, обратился мужчина, который пару лет назад снял валюту, поменял на белорусские, положил их в банк по фиксированной ставке, а теперь, забрав деньги с процентами, смог купить даже меньше долларов, чем было изначально. Андрей Федоров разъяснил, что это валютные риски, которые берет на себя клиент банка. Неслучайно такая разница в процентах по вкладам в белорусских рублях и в валюте.
«Каждую частную ситуацию нужно рассматривать отдельно. К примеру, часто звонят недовольные режимом работы касс в отделениях банков. При проверке оказывается, что это пиковое время платежей за коммунальные услуги. А до сих пор далеко не все пользуются мобильным и интернет-банкингом для этих целей – и формируются очереди в банках, на почте. Или многие не хотят по разным причинам пользоваться банкоматами и инфокиосками. Все это – вопросы финансовой грамотности», – резюмировал Андрей Федоров.
Действительно, очень многих вопросов можно избежать, если бы в обществе массово реализовывались программы обучения финансовой грамотности. Но главная цель горячей линии, как и других форм взаимодействия с населением, конечно, не консультации. Прежде всего все факты после анализа служат основанием для выборочных и внеплановых проверок. Наиболее вероятно, что госконтролеры придут в тот банк, который чаще всего фигурировал в обоснованных жалобах людей.
«Во-вторых, мы отрабатываем те направления банковской деятельности, которые подлежат особому контролю. Через мониторинги, тайное посещение, скрытые платежи и т.д. После чего инициируем в том числе перед Нацбанком необходимость решения проблемных вопросов, когда считаем, например, что они не урегулированы законодательством. Так, сейчас в высокой степени готовности находится документ по кредитным брокерам, чья деятельность, как мы выяснили, кроме Гражданского кодекса пока ничем не регулируется. По нашей совместной с Нацбанком инициативе в проект Банковского кодекса включено ограничение размера штрафных санкций по кредитам, потому что были несоизмеримы размеры начисленных повышенных процентов, пени, штрафов с размером самого кредита», – перечислил собеседник.
Наконец, во взаимодействии с Нацбанком или самостоятельно госконтролеры пытаются по конкретным случаям проводить проверки фактов и разбирательства, где усматривается нарушение законодательства. «Помимо прочего, наша задача – не допускать волокиты и проволочек со стороны банковских структур при обращениях гражданина, который ожидает конкретных ответов по своей проблеме, а не формальных отписок», – подытожил Андрей Федоров.
По сообщению
БЕЛТА
Банк развития рассказал о ключевом факторе эффективного финансирования проекта «Региональной инициативы»
Начальник филиала Банка развития в Минске Евгений Губейко рассказал в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» о том, что является ключом к успешному проекту «Региональной инициативы».

(фото – БЕЛТА)
Ключевым в получении быстрого и качественного финансирования по «Региональной инициативе» является наличие бизнес-идеи. Однако от бизнес-идеи до качественного документа, который будет использоваться инвестором, заказчиком и банком для принятия решения, необходим полноценный бизнес-план, отметил Евгений Губейко.
«Для крупных предприятий составление бизнес-плана обычно не представляет особых сложностей, но для малого бизнеса – это одна из основных трудностей. Важно, чтобы бизнес-план учитывал все аспекты деятельности: правильно оценивал капитальные затраты, затраты на производство и чистый оборотный капитал, сроки реализации и этапы работы, а также содержал грамотный календарный график реализации», – пояснил он.
Банк развития оказывает помощь в составлении таких бизнес-планов, используя многолетний опыт финансирования инвестиций. В штате банка работают специалисты, которые как анализируют бизнес-планы, так и сами имеют опыт их составления. «В группе Банка развития есть Агентство внешнеэкономической деятельности, которое предоставляет консалтинговые услуги, включая составление бизнес-планов. Эта услуга платная, стоимость определяется индивидуально для каждого проекта. Главное, что составленные таким образом бизнес-планы соответствуют требованиям и подходам Банка развития, обеспечивая высокое качество документации для успешного финансирования проекта», – обратил внимание начальник филиала.
При входе такого пакета документов вероятность того, что он будет рассматриваться быстрее, с меньшим объемом доработок и, соответственно, с меньшими затратами на доработки, если брать внешних разработчиков, значительно выше, подчеркнул он и добавил: взаимодействие с Агентством внешнеэкономической деятельности положительно влияет на возможности оперативного и качественного финансирования.
Услуги агентства довольно популярны. «Большая часть проектов, если говорить о составлении бизнес-планов не силами предприятия, а внешними, обращаются именно в агентство, – сказал Евгений Губейко. – Организация работает не весь срок, что функционирует Банк развития, то есть это молодая организация по сути, но с каждым годом демонстрирует значительный рост качества услуг, а также увеличение объемов заявок и подготовленных бизнес-планов, которые приходят на рассмотрение в банк и к прочим инвесторам».
Помимо бизнес-плана, для промышленных предприятий и проектов ключевыми являются виды строительных работ: монтаж, модернизация, реконструкция или строительство. Часто инициаторы пытаются упростить задачу, не учитывая тонкости законодательства и не оформляя предпроектную документацию, которая необходима для технической модернизации. Без предпроектной документации проект не может полноценно двигаться вперед, и зачастую после первичных попыток упрощения процесс возвращается назад, требуя ее оформления.
Предпроектная документация включает анализ экономических и технических характеристик проекта, его обоснование и план реализации. Она необходима для соблюдения законодательства и успешного прохождения всех согласований. Важно, чтобы инициаторы представляли именно те документы, которые требуются по закону, так как это обязательное условие для продолжения реализации проекта.
По информации
БЕЛТА
Когда система мгновенных платежей полноценно заработает в Беларуси, рассказали в Нацбанке
Когда система мгновенных платежей полноценно заработает в Беларуси, рассказал Председатель Правления Национального банка Роман Головченко в интервью телеканалу
«Беларусь 1», сообщает
БЕЛТА.
«Система мгновенных платежей у нас функционирует с 2019 года. Но ее функционал до настоящего времени лимитирован. То есть это платежи физического лица физлицу либо юридического лица юрлицу. Основной потенциал роста для системы мгновенных платежей – работа с объектами торговли и сервиса. Когда человек может, скажем, по QR-коду заплатить за полученные товары и услуги, за покупки, за ресторан, кафе и так далее. Именно в этом направлении мы развиваем нашу систему. К концу года она должна быть запущена в полноценную эксплуатацию. Но подключение к этой системе будет проводиться постепенно», – сказал Роман Головченко.
К середине 2026 года к системе должны быть подключены белорусские банки первой группы значимости и наиболее крупные торговые объекты. «Рассчитываем на то, что к концу 2026 года все банки будут подключены к системе мгновенных платежей», – отметил Председатель Правления Нацбанка.
«Что еще для нас важно – мы таким образом избегаем иностранных платежных сервисов. Ведь периодически клиенты сталкиваются с теми или иными трудностями при процессинге исходя из решений тех или иных зарубежных платежных систем», – сделал акцент Роман Головченко.
Следующий шаг – интеграция белорусской системы мгновенных платежей с российской, чтобы можно было по QR-коду оплачивать покупки не только в Беларуси, но и в России.
По информации
БЕЛТА
Роман Головченко: маркетплейс БВФБ станет витриной финансовых, банковских и страховых услуг
Маркетплейс Белорусской валютно-фондовой биржи (БВФБ) станет витриной финансовых, банковских и страховых услуг. Об этом заявил Председатель Правления Национального банка Роман Головченко в интервью телеканалу
«Беларусь 1», сообщает
БЕЛТА.

Биржа планирует запустить финансовый маркетплейс. «Финансовые услуги – это такой же товар в данном случае. Поэтому замысел БВФБ – сделать витрину всех финансовых, банковских, фондовых, страховых услуг для того, чтобы это было удобно клиенту. И он мог либо инвестировать свои средства, например, через покупку тех или иных ценных бумаг (акций, облигаций), токенов, либо выбрать кредитные, финансовые услуги, которые для него представляют интерес в данный момент», – сказал Роман Головченко.
Проведен опрос банковских, страховых, финансовых организаций. «Более 85 % респондентов однозначно ответили, что им это интересно и они готовы к такой новой модели работы», – отметил глава Нацбанка.
Как сообщалось, запуск маркетплейса намечен на 15 декабря по адресу finmarket.by. Доступ к площадке будет возможен через сайт БВФБ или напрямую через браузер. Сейчас ведется работа с эмитентами по отбору надежных и интересных для инвесторов ценных бумаг.
По информации
БЕЛТА
Александр Лукашенко заслушал доклады Председателя Комитета государственного контроля и Министра внутренних дел
Президент Беларуси Александр Лукашенко 5 ноября заслушал доклады Председателя Комитета государственного контроля Василия Герасимова и Министра внутренних дел Ивана Кубракова.
Председатель КГК доложил о результатах проведенной проверки в дорожной отрасли. Соответствующую задачу (о проведении мониторинга) ранее ставил перед Комитетом госконтроля Глава государства. Проверялось качество выполнения строительных работ при сооружении и реконструкции дорог и мостов, изучался вопрос закупок новой дорожной техники.
Вторая тема разговора Главы государства с Председателем КГК – эффективное использование земель и госимущества. Речь о вовлечении земли в хозяйственный оборот, сносе тех или иных старых построек. Президентом ранее было дано поручение провести полную ревизию сельхозобъектов, которые не используются, и определиться с их возможным назначением. Василий Герасимов доложил о выявленных недоработках в этих вопросах.
Доложено Президенту также о проверке выполнения поручения по долгостроям. В частности, по подходам, определенным в отношении недостроенных объектов по всей стране. Доложено, что количество таких объектов за последние годы значительно сократилось, но остается ряд проблемных вопросов.
Комитет госконтроля также в развитие поручения Президента осуществляет мониторинг по наведению порядка (до 7 ноября). Это касается страны в целом, и особенно Витебской области, где Александр Лукашенко недавно проводил совещание по вопросам развития региона. Председатель Комитета госконтроля доложил о промежуточных результатах. Президент отметил важность того, чтобы сосредоточиться не только на внешнем наведении порядка, но и на решении вопросов более глобального характера. Глава государства поручил КГК после 7 ноября уже основательно проверить состояние дел в целом по стране и по прошествии выходных дней предоставить ему обстоятельный доклад о том, как выполняется поручение по наведению порядка.
Кроме того, в ходе доклада Александр Лукашенко дал поручение Комитету госконтроля изучить рынки оборота табачных изделий и спиртосодержащей продукции, начиная от распределения квот и заканчивая оборотом этой продукции на территории страны.
Иван Кубраков доложил Главе государства об оперативной обстановке в стране и, в частности, о статистике преступности по линии уголовного розыска. Обстановка спокойная и находится под контролем правоохранительных органов, продолжается тенденция к снижению преступности. Как заверил глава МВД, работа на профилактику, что ранее поручал Президент, дает результат. Доложено и о работе по раскрытию преступлений прошлых лет – резонансным, а также преступлениям, которые находятся на контроле Президента.
Еще одна тема – противодействие киберпреступности. Архиважной проблемой Александр Лукашенко называл эту тему не раз и ставил перед правоохранительными органами задачу защитить людей от подобного рода преступных посягательств. Иван Кубраков доложил о тенденциях на данный момент – впервые в стране удалось переломить ситуацию, фиксируется снижение данного вида преступлений примерно на 10 %. Доложено о мерах по защите граждан, которые принимает милиция. Президент поставил задачу особенно обращать внимание и оказывать помощь людям пожилого возраста.
В ходе доклада обсуждена и тема противодействия нелегальному обороту наркотиков, также доложено о динамике и статистике в этом плане. В целом ситуация в данной сфере, как было доложено, находится под контролем.
Важная тема доклада – вопросы дорожной безопасности. Акцент сделан на проблемных моментах и причинах, которые приводят к трагическим последствиям на дороге. В том числе Президенту доложено по результатам проведенной работы после изменения правил ПДД. Главу государства интересовало, как население относится к изменениям законодательства в сфере обеспечения дорожной безопасности, особенно что касается средств персональной мобильности.
Иван Кубраков также доложил Главе государства о статистике и оперативной обстановке по теме миграции.
По всем вопросам Президент дал конкретные поручения.
Инфляция, ЗВР. Целевые показатели денежно-кредитной политики прокомментировали в Нацбанке
Как будет обеспечена финансовая стабильность в Беларуси, рассказал заместитель Председателя Правления Национального банка Андрей Картун, комментируя целевые показатели денежно-кредитной политики на 2026 год, утвержденные сегодня Главой государства, передает корреспондент
БЕЛТА.
Документ принят в целях создания условий для устойчивого роста экономики. Перечень показателей соответствует требованиям, предъявляемым к работе Национального банка и банковской системы в целом, – содействие экономическому росту наряду с поддержанием ценовой и финансовой стабильности.
Инфляция – не более 7 %
Как отметил Андрей Картун, в Нацбанке не отходят от среднесрочной цели по годовой инфляции в 5 %, хотя в 2025 году она сложится несколько выше – около 7 %. На показатель влияние оказывают цены на импортные товары. Например, выросли цены на какао-бобы и кофе, что повлияло на стоимость шоколада и кондитерских изделий. Это объясняет рост цен в этих сегментах. Отечественные производители вынуждены реагировать на ситуацию на мировых рынках. Только рост цен на кофе дал около 0,2 % инфляции.
«С учетом рисков, которые прогнозируются и уже просматриваются, поставили планку по инфляции не более 7 %», – сказал Андрей Картун.
Он выделил 10 основных категорий товаров и услуг, которые вместе объясняют 70–80 % инфляции. В их числе мясо-молочная продукция, услуги ЖКХ, бытовые и иные услуги. По отдельным группам товаров, а также услугам применяется государственное регулирование цен. Тарифы по некоторым из них, в частности на городские перевозки, долгое время практически не повышались, а себестоимость и соответственно субсидирование увеличилось.
«Национальный банк для себя видит задачу – удержать базовую инфляцию (исключая сезонные и регулируемые факторы) на уровне не более 5 %», – сказал Андрей Картун.
Золотовалютные резервы – не менее $9,2 млрд
Заместитель Председателя Правления Национального банка обратил внимание, что показатель по ЗВР несколько занижен. В октябре этого года обновлен исторический максимум: ЗВР увеличились до $13,284 млрд в эквиваленте.
«На это в первую очередь влияет рост мировых цен на золото. Пока составлялся прогноз, сами не закладывали такую динамику цен на золото, которая, по сути, превысила исторический максимум. Сейчас немножко откатились цены, но тем не менее мы здесь очень консервативны в своих оценках. Не закладываем, что цены на золото будут стремительно расти дальше. Подходим с осторожностью. Если цены на золото сохранятся, то, конечно, наши резервы будут значительно выше. Плюс сложившаяся конъюнктура валютного рынка позволила покупать валюту, наращивать резервы», – пояснил Андрей Картун.
Нацбанк ожидает, что в следующем году будет сбалансированный валютный рынок.
«Этот фактор никак не повлияет ни на рост, ни на снижение ЗВР. Тем не менее видим, что запасы есть с точки зрения того, чтобы сглаживать волатильность на валютном рынке. Но самый главный второй фактор, который повлияет или может повлиять на снижение резервов по сравнению с фактическим значением, – валютные обязательства правительства. В следующем году у нас одни из пиковых выплат по внешним долгам в валюте. Принято решение меньше рефинансировать внешние долги – больше отдавать для того, чтобы экономика «дышала» более свободно», – пояснил Андрей Картун.
Доступность платежных систем и инвестиционное кредитование
Коэффициент доступности автоматизированных систем участников платежного рынка, посредством которых обеспечивается проведение расчетных операций, установлен не ниже 99,8 %. Чем выше этот показатель, тем более надежно и бесперебойно работают системы, через которые проводятся платежи. Для обычного человека это означает, что оплата будет проходить быстрее и с меньшей вероятностью сбоев.
«Достигнуть 100 % практически невозможно. Системы постоянно обновляются, требуются технологические перерывы. В целом параметры достаточно жесткие для тех, кто работает на рынке. Главное для потребителя – чтобы он не заметил технических изменений», – пояснил Андрей Картун.
Еще один показатель – прирост объема инвестиционного финансирования, который должен составить в 2026 году не менее 13 %. Андрей Картун обратил внимание, что в прошлые годы повышены требования банков к экономике, в 2025-м – изменены несколько параметров.
«В состав ключевого параметра ввели темп роста инвестиционного кредитования. Ставим себе планку – не менее 13 %, исходя из тех посылов, которые нам и правительству обозначил глава государства. Инвестиционное кредитование как раз один из драйверов экономического роста», – сказал заместитель Председателя Нацбанка.
Стабильность банковской системы и поддержка отечественных производителей
Доля необслуживаемых активов банков в активах, подверженных кредитному риску, не должна превысить 10 %. Удержание такого уровня обеспечит стабильность всей банковской системы.
«Это, по сути, процент кредитов, по которым обязательства не исполняются, – пояснил Андрей Картун. – Признанное на международном уровне значение – 10 %. В случае рисков банки не должны выходить за эту величину».
В отдельных банках доля необслуживаемых активов ниже. В Нацбанке исходили из того, что 10 % – оптимальный показатель для банков. Нет необходимости ужесточать требования.
Основные направления денежно-кредитной политики на 2026 год, включая значения процентных ставок, будут опубликованы на сайте Национального банка. Говоря о процентных ставках, Андрей Картун обозначил, что не планируется их повышать. Процентные ставки останутся в прежних диапазонах. В случае необходимости будут приняты дополнительные меры, чтобы инвестиционное кредитование было доступным.
Будет продолжено кредитование товаров отечественного производства с увеличением его доли в среднесрочной перспективе в два раза. «Все банки имеют определенные программы для поддержки отечественных производителей. Они будут расширяться и дальше. Условия кредитования значительно более выгодные по сравнению с другими», – добавил Андрей Картун.
По информации
БЕЛТА