10.12.2021
Игорь Петришенко – о ходе вакцинации против коронавирусной инфекции, поддержке многодетных семей, новеллах в образовании и ожиданиях в спорте
Как Правительство оценивает ход прививочной кампании, когда страна полностью обеспечит свои потребности в собственной вакцине, какие новые шаги будут предприняты государством для поддержки многодетных семей, а также каких новаций ждать в системе образования, рассказал Заместитель Премьер-министра Игорь Петришенко.
Здоровый подход к делу
– Игорь Викторович, начать наше интервью хотелось бы с актуальной темы. По данным Минздрава, заболеваемость COVID-19 в большинстве регионов Беларуси в настоящее время снижается. И, бесспорно, в этом заслуга прививочной кампании. Как наша страна выглядит на фоне других государств по вакцинации против COVID-19? Какие дополнительные стимулы прорабатываются Правительством для более активного вовлечения населения в данный процесс?
– Что касается вакцинации, то в мире на начало декабря было введено более семи миллиардов доз вакцин против COVID-19, а полным курсом вакцинации охвачено более 41 процента населения. В целом в странах Европейского и Американского регионов охват населения вакцинацией составляет 52–56 процентов. Беларусь входит в число стран с охватом прививками 30–39 процентов. В этой же группе находится и Российская Федерация. В нашей стране на шестое декабря 2021 года первую дозу вакцины получили более 3,7 миллиона человек, из них завершили курс вакцинации более трех миллионов человек. Не надо забывать и о том, что сейчас, кроме коронавируса, болеют и гриппом. Прививку от него уже получили 30 процентов граждан. Что же касается стимулирования граждан к вакцинации, то полагаю, что самым значимым стимулом для человека должно стать прежде всего осознание ценности для него собственного здоровья и здоровья близких.
– Насколько известно, вскоре в Минске запустится производство российской вакцины «Спутник V» по полному циклу. Также в Витебской области будет организовано производство отечественной вакцины против COVID-19. Достаточно ли этих мощностей, чтобы полностью обеспечить потребности страны вакцинами, и рассматривается ли возможность экспортных поставок?
– Отмечу, что в условиях распространения коронавирусной инфекции и отсутствия специфического лечения данного заболевания вакцинация против COVID-19 является основной мерой, способствующей сохранению здоровья наших граждан. Именно поэтому для Беларуси чрезвычайно важно в кратчайшие сроки удовлетворить полную потребность страны в собственной вакцине. Для этого на «Белмедпрепаратах» осуществляется реализация инвестиционного проекта по организации полного цикла фармацевтического производства вакцины «Спутник V». Планируется, что к середине следующего года вакцина будет готова поступить в гражданский оборот на территории Беларуси. Общий объем производства составит около десяти миллионов доз в год. Безусловно, в первую очередь данная вакцина будет направлена для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Кроме того, вместе с российским инвестором прорабатывается возможность ее экспортных поставок в зарубежные страны. Что касается отечественной вакцины против COVID-19, разрабатываемой в настоящее время белорусскими учеными, то планируется, что она поступит в гражданский оборот не ранее 2023 года и, прежде всего, также будет предназначена для внутреннего потребления. Вместе с тем Минздравом будет проведен необходимый объем доклинических и клинических испытаний, который позволит данному препарату выйти на экспорт.
– В некоторых медиа нашу страну критикуют за отсутствие доступа к различным европейским и американским вакцинам от коронавирусной инфекции, которые признаются ВОЗ. Планирует ли Беларусь закупать эти препараты и есть ли в целом такая необходимость?
– В настоящее время в стране проводится вакцинация против COVID-19 с использованием российской и китайской вакцин. Все они одобрены и допущены к медицинскому применению в соответствии с национальным законодательством, их безопасность и эффективность отвечает необходимым стандартам. Вакцины имеются в достаточном количестве. Минздрав готов рассматривать вопрос об организации возможности поставки в Беларусь вакцин других наименований и производителей, однако необходимо отметить, что производители вакцин (как и других лекарственных средств) или их официальные представители самостоятельно определяют страны, где будет осуществляться их государственная регистрация и дальнейшее использование. В 2020–2021 годах предложений от компаний Phizer, Moderna, AstraZeneca либо других производителей о государственной регистрации их вакцин в Минздрав не поступало.
– Если позволите, личный вопрос. Какое ваше отношение к вакцинации и прививались ли вы от коронавирусной инфекции?
– Коронавирусная инфекция, как вы знаете, относится к острым респираторным вирусным инфекциям. И единственным действенным методом предупреждения заболевания и его тяжелого течения является вакцинация. Поэтому я прошел полный курс вакцинации против COVID-19 «Спутником V». Кроме того, я сделал прививку и от гриппа. И призываю всех граждан, кто еще не сделал этого, не затягивать с данным вопросом.
Государственная забота о каждом
– Защита материнства и детства всегда на особом контроле государства. Какая работа проводится по поддержке многодетных семей и каких дополнительных решений следует ожидать в данном вопросе в ближайшее время?
– Государством постоянно предпринимаются новые шаги по усилению поддержки многодетных семей. Так, в 2019 году введена мера по возмещению родителям в многодетных семьях 50 процентов таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при ввозе транспортных средств для личного пользования. В 2020 году принято решение о продлении программы семейного капитала; малообеспеченным многодетным семьям увеличен период предоставления ежемесячного социального пособия с 6 до 12 месяцев включительно с одновременным увеличением критерия нуждаемости со 100 до 115 процентов бюджета прожиточного минимума. В этом году приняты указы Главы государства «О мерах по оказанию государственной поддержки» и «Об использовании семейного капитала». Первым из названных указов увеличен возраст детей – с 18 до 23 лет – для предоставления многодетным семьям финансовой помощи государства в погашении льготных кредитов либо субсидии на погашение основного долга по коммерческим кредитам. Вторым – расширены направления досрочного использования семейного капитала. Отмечу, что семейный капитал – самая востребованная мера социальной поддержки. Ее эффект более чем убедителен. Число многодетных семей поступательно растет. Сегодня их более 116 тысяч. Пятая часть всех детей воспитывается в многодетных семьях. Почти 106 тысяч многодетных семей открыли депозитные счета, на которые зачислено из государственного бюджета 824,6 миллиона долларов и 538,3 миллиона рублей. Практика показала, что досрочное использование капитала – востребованная мера. Уже принято 43,6 тысячи решений о досрочном распоряжении средствами семейного капитала, из них 87 процентов – на улучшение жилищных условий.
Нововведения основаны на предложениях многодетных семей. С 1 января 2022 года будут расширены возможности досрочного использования семейного капитала по наиболее значимым направлениям: жилье, медицина, образование. Досрочно использовать семейный капитал можно будет на приобретение средств социальной адаптации и реабилитации для семей, в которых дети либо родители имеют инвалидность.
– В стране активно начинает развиваться инклюзивный туризм. Государство заботится о людях с ограниченными возможностями. Какая работа ведется по созданию безбарьерной среды?
– Целевой сегмент потребителей услуг инклюзивного туризма широк и включает в себя людей с инвалидностью, пожилых людей, людей с временными проблемами здоровья, людей, не владеющих языком страны посещения. Главными туристическими достопримечательностями, основой культурно-познавательного туризма являются музейные учреждения и объекты, входящие в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Из 151 государственного музея 90 учреждений обеспечены элементами безбарьерной среды, доступной для людей с инвалидностью и физически ослабленных лиц. В музеях разрабатываются специальные экскурсии с учетом их специфики, создаются видеоролики для ознакомления людей с инвалидностью с экспонатами и культурным наследием региона. Десять крупнейших музеев Беларуси предоставляют людям с инвалидностью право льготного или бесплатного посещения постоянных и временных экспозиций, культурно-образовательных мероприятий. Разработка туристско-экскурсионных маршрутов для людей с особыми потребностями в доступности включена в Государственную программу «Беларусь гостеприимная» на 2021–2025 годы. Туроператоры при создании программ для людей с инвалидностью учитывают индивидуальные особенности, выбираются маршруты путешествия с учетом физических ограничений, а также возможностью туристических объектов принять людей с инвалидностью. Для эффективного оздоровления инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями в 90 процентах аттестованных санаторно-курортных и оздоровительных организациях сформирована доступная безбарьерная среда, постоянно увеличивается число оборудованных номеров. Уверен, что активному развитию инклюзивного туризма будет способствовать продолжающаяся работа по расширению доступной среды для инвалидов и физически ослабленных лиц на объектах туристической индустрии, подготовке специалистов, владеющих знаниями и навыками, которые необходимы для работы с людьми с инвалидностью, обеспечению доступности информации о возможностях инклюзивного туризма.
Перезагрузка во благо отрасли
– В новой редакции Кодекса об образовании и Концепции развития системы образования до 2030 года предусмотрен ряд важных новаций. В частности, корректируются нормы, касающиеся общих вопросов совершенствования системы образования. Как отразятся новеллы в законодательстве на образовательном процессе, и главный вопрос – повысится ли качество самого образования?
– Для начала напомню, что Кодекс Республики Беларусь об образовании действует уже более десяти лет. За это время изменения затронули и действующее законодательство, и саму систему образования. С учетом этого, а также современных требований к развитию системы образования государства и международного опыта в сфере образования и была разработана новая его редакция. Один из ключевых аспектов – переход к обязательному общему среднему образованию. По сути, мы юридически закрепляем то, что сегодня уже есть де-факто. Сегодня практически все выпускники IX класса получают общее среднее образование либо в школе, либо в системе профессионально-технического образования или среднего специального образования, либо в вечерних классах или в порядке экстерната. С учетом направлений дальнейшего развития республики принципы государственной политики в сфере образования дополнены инклюзией в образовании. Существенным является оптимизация существующих видов учреждений. К примеру, ясли, ясли-сад, детский сад предлагаем называть одинаково – детский сад. Их количество не меняется, упорядочиваются лишь наименования. Аналогично на уровне общего среднего образования. Также вводится единое наименование учреждений профессионально-технического и среднего специального образования – колледж. При этом профтехучилища продолжат работу, но все колледжи смогут при наличии ресурсов реализовывать программы как профессионально-технического, так и среднего специального образования. Остаются три вида вузов: институт, академия (консерватория), университет. Проектом установлен запрет на использование в наименованиях юридических лиц, не являющихся учреждениями образования, слов «детский сад», «школа», «гимназия», «лицей», «училище», «колледж», «университет», «институт», «академия», если иное не установлено законодательными актами. Важным является установление дистанционной формы как самостоятельной формы получения образования. Ранее она была всего лишь разновидностью заочной. В кодексе существенно расширены возможности целевой подготовки специалистов как формы государственного заказа. Если раньше она распространялась только на определенные населенные пункты, то сейчас такой договор может заключить организация – заказчик кадров, находящаяся в любой точке республики. Особое внимание в проекте уделено социальной защите обучающихся и выпускников. Действующие нормы дополнены. Так, выпускникам, обучавшимся на платной основе и обратившимся за направлением на работу, будет предоставляться статус молодого специалиста. Вводится трудоустройство в счет брони для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для лиц с особенностями психофизического развития, получивших профессиональное образование, если их не представляется возможным распределить из-за отсутствия мест. Таким выпускникам вместе с документом об образовании будет выдаваться свидетельство о направлении на работу на забронированное рабочее место. Для разгрузки школьников в основные дни учебы предусмотрена возможность проведения факультативных занятий в шестой школьный день с учащимися V–XI классов. Сейчас они проводятся только в IX–XI классах. Претерпела изменение структура высшего образования. В вузах предусматривается бакалавриат и магистратура. Буквально накануне решением Правительства утверждена Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года. В документе сформулированы цели, задачи, направления развития и способы их достижения по всем уровням образования.
Время исполнения желаний
– В ближайшие дни стартует, пожалуй, одна из самых добрых и нужных благотворительных акций «Наши дети». Каковы особенности мероприятия этого года?
– Для начала отмечу, что эта акция стала традиционной и проводится в Беларуси более четверти века. Ее значимость для общества трудно переоценить, потому что посвящена она самому дорогому – нашим детям. Ежегодно в период новогодних и рождественских праздников высшие должностные лица страны, руководители министерств, иных госорганов и организаций, а также банков, общественных объединений и просто неравнодушные граждане во всех регионах Беларуси посещают социально значимые объекты и мероприятия для воспитанников опекунских, приемных семей, детских домов семейного типа, детей-инвалидов, детей из многодетных и неполных семей. Дети получают не только подарки, но, прежде всего, внимание и заботу со стороны общественности. Благодаря таким встречам у многих учреждений сформировались шефские связи, которые поддерживаются на протяжении многих лет. Благотворительная акция «Наши дети» – это, конечно, и «Главная елка страны» с участием Главы государства, благотворительные праздники во Дворце Республики и Дворце Независимости, бал для учащихся и студентов – победителей республиканских конкурсов и олимпиад. В столицу будут приглашены около 4500 детей из всех регионов страны. В этом году торжественный старт акции будет дан 14 декабря в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи в Минске и одновременно в «Поместье белорусского Деда Мороза» в Беловежской пуще. В этот же день марафон праздничных мероприятий поддержат во всех областных центрах. Благотворительный формат акции сохранится, но мероприятия станут разнообразнее. Расширятся масштабы ее проведения, чтобы постучаться в сердца детей даже самого отдаленного от столицы населенного пункта. Отдельное внимание в этом году будет уделено детям медицинских работников, задействованных в оказании помощи пациентам с коронавирусной инфекцией. Отличительной особенностью также станет проведение благотворительного сбора денежных средств, которые будут направлены на улучшение условий пребывания детей в организациях здравоохранения, учреждениях образования, социальной защиты. Наша общая задача – чтобы каждый ребенок чувствовал внимание и заботу, пребывал в атмосфере праздника, радости и новогоднего волшебства.
Нацелены на результат
– С 4 по 20 февраля 2022 года пройдут XXIV зимние Олимпийские игры в Пекине. Какая задача ставится перед нашими спортсменами, насколько они готовы к мировым состязаниям и каких результатов следует ждать болельщикам?
– Отмечу, что подготовку к Играм осуществляют 54 спортсмена национальных команд Беларуси в семи зимних видах спорта. На сегодняшний день завоевано семь лицензий. По итогам квалификационных отборов в Играх планируется участие около 38 спортсменов. Имеются достаточные основания для завоевания медалей биатлонистами, фристайлистами, определенные надежды возлагаются на конькобежный спорт. В полном объеме решены вопросы материального, фармакологического обеспечения, медицинского и антидопингового сопровождения национальных команд. В течение спортивного сезона 2020–2021 года для национальных команд по зимним видам спорта за счет бюджетных средств организовано 138 учебно-тренировочных сборов, принято участие в 70 международных стартах. На ХIII зимних Паралимпийских играх 2022 года Беларусь будет принимать участие в соревнованиях по лыжным гонкам и биатлону. Подготовку к Играм ведут 19 спортсменов. По итогам отбора сезона 2020–2021 года Беларусь уже получила десять лицензий. Основной задачей для белорусских спортсменов на Игры является завоевание шести – восьми медалей в лыжных гонках и биатлоне.
Владислав Сычевич, «Рэспубліка», 10 декабря 2021 г.
(фото – БЕЛТА)
Узнали, за счет чего субъекты малого и среднего предпринимательства увеличат вклад в экономику
В Беларуси разрабатывается новая государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) до 2030 года. Минэкономики предлагает реализовать комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации. В части ресурсной поддержки в новом документе планируется сохранить действующие подходы, ряд задач трансформируется. Изменится название программы – она будет именоваться «Устойчивое предпринимательство». Основная цель – создание благоприятных условий для ведения бизнеса и динамичного развития малого и среднего предпринимательства.
О роли бизнеса и перспективах его развития в Беларуси – наше интервью с директором департамента по предпринимательству Минэкономики Ольгой Русинович.
Весомый вклад
– Ольга Владимировна, как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние сектора МСП и как реализуется государственная программа «Малое и среднее предпринимательство»?
– Малое и среднее предпринимательство – не только динамично развивающийся сектор, но и стратегический драйвер роста и инноваций.
За 2024 год сектор продемонстрировал рекордные показатели: число юридических лиц достигло почти 129 тысяч – исторический максимум, а количество рабочих мест – практически 1,5 млн человек – это около 36 процентов занятых в экономике страны.
Субъекты МСП формируют 27,4 процента ВВП страны, более 31 процента валовой добавленной стоимости, на них приходится свыше 21 процента промышленного производства, 31,4 процента розничного товарооборота, 46,4 процента в объеме внешней торговли товарами, более 35 процентов налоговых поступлений.
Разумеется, такие результаты не случайность, а следствие выверенной госполитики по созданию благоприятного делового и инвестиционного климата, реализации стимулирующих мер, предусмотренных в программных документах.
Ключевая их них – Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство», ставшая мощным механизмом ресурсной и институциональной поддержки. За четыре года ее реализации около 5 тысяч проектов получили финансирование на сумму 1,3 млрд рублей из республиканского, местных бюджетов и средств Банка развития. Необходимо отметить, что преимущественно поддержка предоставляется на реализацию инвестпроектов, направленных на создание и расширение производства, выпуск экспортно ориентированной, импортозамещающей продукции, внедрение новых технологий.
Однако финансовая поддержка не единственный инструмент стимулирования деловой активности. Важное направление – развитие инфраструктуры поддержки МСП. На начало 2025-го в стране функционировало 85 центров поддержки предпринимательства и 18 инкубаторов малого предпринимательства, более трети из них – в малых и средних населенных пунктах и сельской местности. Свыше полумиллиона человек воспользовались их услугами в прошлом году, проведено 14,5 тысячи обучающих курсов и семинаров.
В рамках реализации госпрограммы принят ряд нормативных правовых актов, важнейший из которых – Закон по вопросам предпринимательской деятельности, а также принятые в его развитие документы. Так, в 2024-м вступили в силу регуляторные решения по вопросам осуществления административных процедур, ремесленной деятельности, индивидуальной предпринимательской деятельности и другим.
Значительное место в госпрограмме также занимают мероприятия по стимулированию деловой инициативы, обучению навыкам предпринимательства и популяризации идеи занятия собственным бизнесом, особенно у молодежи.
Значимую имиджевую роль также играют мероприятия республиканского значения – Национальный конкурс «Предприниматель года» и Белорусская неделя предпринимательства. Они имеют большой резонанс не только в предпринимательской среде, но и в обществе в целом, формируя позитивное отношение и мотивируя инициативных граждан делать первые шаги в бизнесе.
– Стоит задача активного роста малого и среднего предпринимательства, увеличения его вклада в экономику страны. Как она решается?
– Действительно, увеличение вклада субъектов МСП в экономику – ключевая цель, зафиксированная в программе пятилетки: довести долю сектора в валовой добавленной стоимости до 33 процентов.
На ее достижение направлены меры пролонгированного характера, над реализацией которых сегодня работают органы госуправления. Речь идет о снижении административной нагрузки, либерализации контрольно-проверочной деятельности, развитии цифровых сервисов при взаимодействии по линии «государство – бизнес» и B2B.
В 2024-м приняты и вступили в силу два ключевых документа. Первый из них – уже упоминавшийся Закон о предпринимательской деятельности, который существенно расширил инструментарий поддержки бизнеса.
Во-первых, облисполкомам предоставлено право самостоятельно определять направления и цели финансовой поддержки с учетом особенностей развития их регионов. Ранее они для всех областей и столицы были одинаковыми.
Во-вторых, расширилась целевая аудитория поддержки. Право на ее получение распространили на средний бизнес, т. е. субъектов с числом работающих до 250 человек. Раньше существовало ограничение для организаций со штатом сотрудников 100+.
В-третьих, введены новые финансовые механизмы: поручительства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, гранты от региональных властей, компенсация капитальных затрат при реализации проектов с привлечением кредитов Банка развития.
Второй ключевой документ – Закон об инвестициях, который также ввел целый спектр стимулов. Напомню об основных.
Механизм инвестиционного договора расширил перечень льгот и преференций. К примеру, предусмотрено освобождение от налога на прибыль на пять лет, возмещение затрат на инфраструктуру в рамках инвестдоговора.
Предоставлено право на бюджетные трансферты – компенсация части капитальных затрат по проекту от 10 до 35 процентов.
Внедрен специальный инвестиционный договор для производства новой импортозамещающей продукции с возможностью ее выкупа государством.
Включен упрощенный формат реализации проектов без инвестдоговора с пакетом стандартных льгот – преференциальный проект.
Мы ожидаем, что данные стимулы будут широко востребованы бизнесом и позволят достичь поставленной цели по наращиванию его вклада в общий экономический результат.
Ставка на укрупнение
– Реформа предпринимательской деятельности нацелена на масштабирование бизнеса. Почему бизнесу так важно расти?
– Быть малым – не значит «не иметь потенциала». Трансформация предпринимательской деятельности как раз нацелена на то, чтобы максимально раскрыть этот потенциал. Иными словами, масштабирование бизнеса дает конкретный экономический эффект: рост выручки и прибыли, снижение издержек и повышение устойчивости к внешним неблагоприятным факторам. А для государства это новые рабочие места, налоговые поступления и так далее. Поэтому стимулирование перехода в юридические лица – стратегический шаг вперед.
Сегодня созданы простые и понятные стимулы для масштабирования бизнеса, управляемого «перетока» граждан в формат коммерческих организаций.
– Для чего возникла необходимость в таких дополнительных стимулах?
– Есть инициативные граждане с жизнеспособными и перспективными бизнес-идеями, которые, возможно, и хотели бы воплотить их в жизнь, но отступают перед трудностями, связанными с госрегистрацией, налоговым администрированием, предоставлением различной отчетности и так далее. Для таких белорусов обновленное законодательство предоставило возможность узнать на практике, насколько в тебе развита деловая жилка – стать самозанятым. Физлица, осуществляющие профессиональную деятельность с уплатой налога на профдоход, – полноправные члены «предпринимательской семьи», но им при этом объективно легче сделать первые шаги в бизнесе, заработать необходимый опыт и в дальнейшем перейти на следующую ступень.
До недавнего времени для индивидуального предпринимателя движение вперед означало «обнуление»: закрытие ИП и запуск бизнеса заново. Новый закон устранил этот барьер – теперь можно без лишней волокиты зарегистрировать юридическое лицо и продолжить работу с уже накопленным опытом, клиентской базой и персоналом. Это мощный сигнал: расти не страшно и не сложно.
В настоящее время более 2,5 тысячи индивидуальных предпринимателей перерегистрировались в коммерческие организации, в том числе в реальном секторе экономики – промышленности, транспорте, строительстве.
Стимул для развития
– Как Минэкономики предлагает совершенствовать бизнес-среду в Беларуси и каким видится будущее частного сектора экономики страны?
– Именно предпринимательство, которое ассоциируется с понятиями «гибкость», «мобильность», «адаптивность», воплощает в реальность многие интересные идеи. Сегодня частные предприятия – обладатели более половины всех патентов в стране.
Министерство экономики делает ставку на интеллектуальные технологии, цифровизацию и развитие гиг-экономики. Внедрение искусственного интеллекта и интеллектуальных сетей в бизнес-процессы должно привести к созданию новых продуктов и услуг, востребованных как внутри страны, так и за ее пределами. Это путь к построению интеллектуальной экономики и технологической независимости.
Ожидается, что именно частный сектор пропилотирует вектор гиг-экономики, включая платформенную занятость, новые инструменты ресурсоэффективности.
Минэкономики в свою очередь стремится сократить путь от идеи до реализации для каждого инициативного белоруса.
Задача номер один – сокращение излишних регуляторных требований в отношении субъектов предпринимательства и недопущение необоснованного введения новых. На это нацелен институт прогнозирования последствий принятия нормативных правовых актов.
Второй приоритет – цифровизация как способ снизить административные издержки бизнеса. Продолжится работа по оптимизации наиболее востребованных админпроцедур, упрощению и переводу в электронный формат всех приоритетных деловых ситуаций.
Сейчас идет активная работа над проектом новой госпрограммы «Устойчивое предпринимательство», к которой привлекаем представителей делового и экспертного сообщества, госорганов-регуляторов, ученых. Уже сформировано видение документа.
В части ресурсной поддержки действующие подходы в нем планируется сохранить, однако претерпит трансформацию система предоставления нефинансовых услуг бизнесу. Соответствующие структурные преобразования ждут действующие в регионах институты поддержки предпринимателей. Также предусмотрено создание Центра развития предпринимательства.
Еще одно из наших предложений – реализовать в рамках государственной программы комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации.
Особое внимание – развитию промышленного и инновационного бизнеса. Для этого продолжим расширять технопарки и совершенствовать режимы хозяйствования в рамках этих структур. Концепция следующая: предоставлять необходимые площади, инфраструктуру, готовые производственные мощности, оборудование для быстрой реализации перспективных бизнес-идей.
Конечно же, одним из важнейших приоритетов развития предпринимательского сообщества останется его социальная ответственность перед обществом. Предприниматели вне зависимости от их статуса должны работать по единым правилам, а главным критерием качества их деятельности станет мнение потребителя.
Будущее частного сектора в Беларуси – не только рост числа организаций, но и формирование новой культуры предпринимательства, где качество, инновации, ответственность и устойчивость станут стандартом деятельности.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 12 июля 2025 г.
В Беларуси подготовили проект госпрограммы «Инфраструктура безопасности населения» до 2030 года
В Беларуси подготовили проект госпрограммы «Инфраструктура безопасности населения» до 2030 года. Об этом рассказал первый заместитель начальника Госатомнадзора Леонид Дедуль во время заседания коллегии, посвященного подведению итогов деятельности за первое полугодие текущего года и постановке задач на второе полугодие 2025-го, сообщили
БЕЛТА в Госатомнадзоре.
Леонид Дедуль выступил с докладом о формировании государственной программы в сферах обеспечения ядерной и радиационной безопасности, преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2026–2030 годы. По его словам, проект государственной программы «Инфраструктура безопасности населения» на 2026–2030 годы подготовлен в целях совершенствования инфраструктуры обеспечения радиационной безопасности как на пострадавших территориях, так и Беларуси в целом, учитывая сохранение преемственности действующей государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2021–2025 годы в части мероприятий, направленных на минимизацию риска чернобыльского наследия, развитие спасательной инфраструктуры.
Среди других тем заседания – обращение с радиоактивными отходами. Участникам мероприятия представлена информация о координации деятельности республиканских органов государственного управления, иных государственных органов и организаций по реализации первого этапа стратегии обращения с радиоактивными отходами (2022–2030 годы) в стране. Также на заседании обсуждалось выполнение международных обязательств Беларуси в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности и задачи международного сотрудничества.
По результатам заслушивания докладов члены коллегии отметили общую позитивную тенденцию по ключевым показателям работы организации, обсудили и обменялись мнениями по обозначенным вопросам, приоритетным направлениям деятельности Госатомнадзора, а также векторе их развития.
По информации
БЕЛТА
«Удобны для бизнеса и способствуют развитию экономики». Марина Ленчевская о новеллах гражданского законодательства
Новеллы гражданского законодательства открыли новые возможности как для юридических, так и для физических лиц. Об этом заявила председатель Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Марина Ленчевская, передает корреспондент
БЕЛТА.
Сегодня Постоянная комиссия по законодательству Палаты представителей провела круглый стол на тему «Новеллы Гражданского кодекса Республики Беларусь в действии» с участием представителей Верховного Суда, Национального центра законодательства и правовой информации, Белорусской нотариальной палаты, Министерства юстиции, Белорусской республиканской коллегии адвокатов и других.
Как отметила Марина Ленчевская, мероприятие инициировано с целью проведения мониторинга практического применения Закона «Об изменении кодексов», вступившего в законную силу 19 ноября 2024 г. Данным законом внесены комплексные изменения в Гражданский кодекс Республики Беларусь.
«Новеллы гражданского законодательства открыли новые возможности как для юридических, так и для физических лиц. Новые финансовые инструменты удобны для бизнеса и в целом способствуют развитию экономики нашей страны. Тут стоит отметить такие договорные конструкции, как опцион на заключение договора, безотзывную доверенность, конвертированный заем, счета эскроу», – подчеркнула парламентарий.
По ее словам, сегодня действительно состоялся очень конструктивный диалог. «Для нас очень важно услышать, как эти новации применяются на практике, насколько они эффективны. А для законодателя это важно на перспективу для дальнейшего совершенствования законодательства», – дополнила Марина Ленчевская.
По информации
БЕЛТА
Председатель правления БУТБ – о перспективах развития биржевой торговли в ЕАЭС
Евразийский экономический союз начинает формировать общий биржевой рынок. Принята концепция, которая устанавливает этапы его формирования в странах ЕАЭС. Для ее реализации разработана программа. Эксперты отмечают, что общее биржевое пространство – один из самых эффективных рыночных инструментов, открывающий возможности для конкуренции. Общий рынок также позволит расширять использование собственных валют для расчетов.
В целом сумма биржевых сделок предприятий Беларуси с субъектами хозяйствования других стран – участниц Евразийского экономического союза в январе – мае 2025 года превысила 408 млн долларов, что на 10 процентов больше прошлогоднего показателя за тот же период. При этом удельный вес экспорта белорусской продукции в общем объеме биржевого товарооборота составил 85 процентов. В результате положительное сальдо биржевой торговли Беларуси со странами ЕАЭС достигло 287 млн долларов.
О перспективах развития биржевой торговли в ЕАЭС поговорили с председателем правления Белорусской универсальной товарной биржи Александром Осмоловским.
Общие принципы
– Александр Григорьевич, евразийская экономическая интеграция, в том числе в сфере биржевой торговли, сейчас в центре внимания. Какие инструменты в свете этого готова предложить Белорусская универсальная товарная биржа и как, на ваш взгляд, будет создаваться общее биржевое пространство ЕАЭС? Если не ошибаюсь, эти вопросы совсем недавно обсуждались в Минске на Международном биржевом форуме.
– Да, вы совершенно правы: интеграционное движение в рамках ЕАЭС набирает обороты, причем не на словах, а на деле. Как известно, есть концепция формирования общего рынка ЕАЭС, утвержденная главами правительств стран союза, а для ее реализации разработана соответствующая программа, которая включает в себя план конкретных мероприятий со сроками их реализации. Ну а Белорусская универсальная товарная биржа выступает здесь как один из операторов цифровой инфраструктуры, на базе которой будет осуществляться торговля на союзном рынке.
Насчет вашего вопроса об инструментах могу сказать, что биржевой механизм, несомненно, играет существенную роль в развитии торговли на просторах ЕАЭС.
В первую очередь это прозрачность и открытость. Биржевая торговля предполагает публичность, что сводит к минимуму возможности для манипуляций и создает условия для справедливого рыночного ценообразования, отражающего реальное соотношение спроса и предложения. Открытости способствует и доступность информации, поскольку биржа предоставляет всем участникам равный доступ к данным о ценах, объемах торгов, условиях поставки и других важных параметрах.
Следующий ключевой аспект – стандартизация и унификация. Ведь предметами биржевых сделок в большинстве случаев являются стандартизированные товары, что делает процесс сравнения предложений от разных поставщиков более удобным и облегчает доступ к рынкам для новых участников. В свою очередь, унификация биржевых торговых процедур обеспечивает применение на всем пространстве ЕАЭС единых правил и схем торговли. За счет этого сокращаются транзакционные издержки и упрощается взаимодействие между участниками из разных стран.
Кроме того, биржевая торговля сокращает финансовые и временные затраты, связанные с выходом на перспективные рынки сбыта и закупок. Это особенно актуально для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые зачастую не имеют собственной товаропроводящей сети за рубежом. В результате усиливается конкуренция и повышается эффективность функционирования рынков.
Также нельзя не упомянуть хеджирование рисков, так как применение биржевых инструментов позволяет участникам внешнеторговых операций страховать ценовые риски, нивелируя негативные последствия волатильности на мировом рынке.
– А каковы преимущества общего биржевого рынка ЕАЭС?
– Создание общего биржевого рынка на просторах ЕАЭС, несомненно, даст странам-участницам целый ряд преимуществ. Перечислю основные из них. В частности, будут сняты все барьеры во взаимной торговле, а взаимодействие между поставщиками и покупателями будет осуществляться по единым правилам, тем самым способствуя формированию справедливых цен. Кроме того, в условиях общего рынка активизируется движение товаров, а также существенно расширятся возможности использования национальных валют при расчетах по трансграничным сделкам. Помимо того, как уже отмечалось, важным моментом является развитие и стимулирование конкуренции, которая положительно скажется на качестве товаров и их стоимости для конечных потребителей.
– С какими странами ЕАЭС на сегодня выстроено наиболее тесное сотрудничество?
– Пожалуй, лучше меня на данный вопрос ответят цифры. Так вот, на сегодняшний день на бирже аккредитованы почти пять тысяч компаний из четырех стран ЕАЭС: Армении, Казахстана, Кыргызстана и России. Это плюс 390 новых участников торгов по сравнению с началом года. Особенно широко у нас представлена Российская Федерация с более чем 4600 участниками. Соответственно, именно на эту страну приходится львиная доля биржевых сделок с государствами союза.
В целом объемы биржевой торговли в рамках ЕАЭС демонстрируют положительную динамику. В частности, биржевой товарооборот Беларуси с Арменией по итогам 1-го полугодия вырос в 1,6 раза, с Казахстаном – на 33 процента, с Кыргызстаном – в 2,6 раза, а с Россией – на 20 процентов
Как видите, со всеми странами нам удалось достичь более высоких показателей взаимной торговли, что свидетельствует о заинтересованности наших зарубежных партнеров в развитии биржевого вектора сотрудничества.
Обоюдный трек
– И в продолжение союзного вектора: на прошедшем в Санкт-Петербурге международном экономическом форуме БУТБ и Петербургская биржа заключили соглашение о сотрудничестве. Какова основная цель документа?
– Стратегическая цель сотрудничества БУТБ и Петербургской биржи – создание эффективного механизма взаимодействия между элементами биржевой инфраструктуры, который бы отвечал интересам субъектов хозяйствования государств – членов ЕАЭС и стимулировал их участвовать в биржевых торгах.
Соглашение предусматривает взаимодействие между нашими биржами по обмену информацией о востребованных товарных позициях и совместное совершенствование условий межгосударственной биржевой торговли в интересах участников биржевых торгов, которые получат взаимный доступ к товарам, обращающимся на рынках двух стран.
Помимо этого, мы планируем объединить усилия по разработке новых биржевых продуктов, учитывающих особенности трансграничной торговли и механизмы клиринга, а также содействовать концентрации взаимных экспортно-импортных операций с товарами, имеющими значительный биржевой потенциал, в том числе в рамках реализации международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС.
– Недавно стало известно, что Белорусская универсальная товарная биржа примет участие в создании нового международного биржевого объединения. Что дает нашей стране участие в этой организации и какие страны войдут в ее состав?
– Да, действительно, БУТБ присоединилась к декларации о создании Международной ассоциации товарных и фьючерсных бирж. На начальном этапе ассоциация объединит биржевые платформы Беларуси, Индии, Ирана, Казахстана, Китая, России и Узбекистана. Ну а цель данного интеграционного проекта – предоставить товарным и фьючерсным биржам стран ЕАЭС+, ШОС и БРИКС+ удобную площадку для взаимодействия. Это позволит проводить скоординированную политику по развитию организованных товарных рынков в соответствии с лучшими мировыми практиками. В частности, особое внимание планируется уделять трансграничной биржевой торговле, а также реализации проекта по созданию международного ценового агентства, на базе которого будет сформирована система справедливых и независимых ценовых индикаторов на ключевые товары.
Для участников биржевых торгов из Республики Беларусь это, безусловно, открывает новые возможности. Устранение торговых барьеров, упрощенный доступ к перспективным рынкам, расширение круга деловых партнеров, дополнительные торговые и маркетинговые инструменты – вот что получат наши клиенты благодаря созданию нового межбиржевого объединения.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 8 июля 2025 г.
Участие Президента Беларуси в открытии музея Славы Могилевщины
Президент Беларуси Александр Лукашенко 5 июля принял участие в открытии музея Славы Могилевщины.
Глава государства ознакомился с экспозицией музея, пообщался с представителями трудовых коллективов, общественности и молодежи Могилева и Могилевского района.
«Ровно тридцать лет прошло с тех пор, как мы с вами здесь, на Буйничском поле, открывали мемориальный комплекс, созданный в память о героическом подвиге защитников Могилева. Именно на этом месте писалась одна из самых героических страниц истории Великой Отечественной войны. Тут, на Днепровском рубеже, начался обратный отсчет до краха Третьего рейха. Значимость тех событий, во многом повлиявших на исход битвы под Москвой и дальнейший ход войны, ставит это белорусское поле в один ряд с Куликовым, Бородинским и Прохоровским», – сказал Глава государства во время церемонии открытия музея.
Александр Лукашенко подчеркнул, что здесь бои шли около месяца. До Москвы оставалось два шага – Могилев и Смоленск. Одним из самых ярких эпизодов ожесточенной могилевской битвы стала оборона этой территории воинами 388-го стрелкового полка под командованием полковника Кутепова. Это был один из важнейших эпизодов для дальнейшей защиты столицы Советского Союза. «Наше командование понимало и руководство страны: надо во что бы то ни стало не победить даже, а как можно дольше задержать здесь противника, чтобы там (под Москвой. – Прим.) организоваться. Вот ценность этих битв под Могилевом и Смоленском», – отметил белорусский лидер.
Подробности о битве под Могилевом известны благодаря писателю и военкору Константину Симонову. Увидев на Буйничском поле настоящее кладбище сожженных в первом же бою немецких танков и другой бронетехники, он назвал его «триумфом солдатского мужества». Такого сопротивления немцы до тех пор нигде не встречали.
«Бойцы Красной армии «становились победителями там, где это, казалось, было невозможно по всем законам логики». Это цитата из дневника Симонова. После войны он писал, что именно здесь, под Могилевом, увидел «людей, которые остановят врага». Увидел зарю Великой Победы», – процитировал писателя Александр Лукашенко.
Буйничское поле, поле доблести и стойкости советских воинов, оставило в душе писателя-фронтовика глубочайший след. Он завещал после смерти развеять здесь свой прах. Воля Константина Михайловича Симонова была исполнена.
«А сегодня мы исполняем волю наших ветеранов и жителей области – открываем музей Славы Могилевщины», – сказал Президент.
«В залах этого музея оживает и говорит голосами героев сама тысячелетняя история края. Приоткрывается тайна жизни летописных радимичей, от рода и племени которых началась история региона. И не только региона, – сказал Александр Лукашенко. – Могилев всегда был мостом между Западом и Востоком в мирное время и становился крепостью в годы лихолетья. На этих землях не единожды сходились в битвах войска великих князей литовских, королей польских, самодержцев русских».
По словам Главы государства, в прошлом региона, как в зеркале, отражается история всей страны, а экспозиция музея показывает тернистый путь белорусов через века к независимости, собственной государственности, связывает воедино героическое прошлое и мирное настоящее.
Александр Лукашенко откровенно признался, что когда ему предложили рассмотреть вопрос помощи в строительстве из бюджета Союзного государства, он долго колебался: «Меня настораживало то, что у нас столько памятников в стране! Думаю, ну нам бы содержать их, в порядке чтобы были. Но благодаря вам, когда губернатор Исаченко мне доложил, что народ поднялся для того, чтобы построить этот музей и привести в порядок этот комплекс, думаю, ладно – раз народ инициирует это, значит, и в порядке будете содержать. Я на это очень надеюсь».
Большое внимание в музее посвящено событиям Великой Отечественной войны. «И это правильно. Особенно сейчас, когда против правды о той войне остервенело воюют в «просвещенной» Европе: маршируют нацисты, сносятся мемориалы и памятники, лицемерно начали переписывать историю. Именно поэтому мы свято чтим память о подвиге ветеранов, о людях, которые восстанавливали города и села Могилевщины после освобождения и ковали трудовую славу все эти годы», – подчеркнул белорусский лидер.
Александр Лукашенко убежден, что музей Славы станет подлинно народным, будет бережно хранить и передавать из поколения в поколение правду о Великой Победе нашего народа, воспитывать настоящих патриотов.
Президент напомнил, что в Великую Отечественную Советский Союз потерял около 30 млн человек. И чтобы этого не случилось вновь, важно помнить уроки истории. В том числе и поэтому возводятся подобные объекты. «Это не потому, что делать нам нечего и нечего больше строить. Мы хотим, чтобы вы приходили сюда. Еще есть поколение советских людей, которые чтят эту память о Великой Отечественной. И эти люди могут молодежи передать этот опыт. Чтобы они понимали, зачем мы это делаем», – сказал Глава государства.
Александр Лукашенко констатировал, что в Беларуси во многом переняли формы и методы этой работы еще с советских времен. «По сути все правильно мы делаем. Это надо сохранить. Но по форме мы подумаем, как это разнообразить. Но нельзя терять. Мы, потеряв свои традиции, принципы, нравы, развалили великую страну, – заметил Глава государства. – И сегодня каждый в отдельности кувыркаемся туда-сюда. Кроме Беларуси и России, которые все-таки шагнули к этому единству. Но не думайте, что по нашему пути горят желанием бежать даже бывшие советские республики. Слишком большое расстояние после распада Союза между нами и ими. Но мы боремся. Мы показываем примером. Экономически пытаемся привлечь, приблизить эти народы к нам. Потому что это наши народы, советские народы. Они также участвовали в этой войне и вместе с нами побеждали».
Президент подчеркнул важность сохранения исторической правды: «Сейчас идет борьба за головы, за мозги наших людей. Проиграем эту борьбу – время наше будет сочтено. Поэтому мы вцепились в эту историческую память. И вообще, подвиг нашего советского народа, в том числе на белорусской земле, – это гордость для любого народа. Ни один бы народ от этого не отказался».
«Лучше под мирным светлым небом бороться за наше прошлое. Для чего? Во имя будущего. Лучше под мирным небом жить, чем воевать», – сказал Александр Лукашенко.
Говоря об исторической правде, Президент отметил, что нужно помнить и о просчетах, допущенных в начале войны: «Я очень просил бы всех вас, особенно сотрудников музея: нам нужна правда, нам нужна сейчас справедливость! Не надо ничего скрывать. Не надо скрывать, как мы «прошлепали» начало войны. Как Беларусь просто в течение пары месяцев оказалась под оккупацией».
По словам Президента, тогда это случилось не потому, что советские воины были хуже немецких. «Мы оказались в какой-то степени не готовы к этой войне. Мы умиротворяли фашистов: «Вот, не нападут, договор о ненападении и прочее…», – напомнил Александр Лукашенко.
Глава государства подчеркивает, что из этих уроков прошлого нужно делать выводы и всегда быть готовыми защитить страну. «Да, мы ни на кого не нападаем. Будем умиротворять кого угодно. Будем предостерегать от войны. Но каждый день мы должны готовиться к этой войне, чтобы она не случилась вновь на нашей земле. И чтобы неожиданно ночью или в 4 утра на нас не напали и мы не оказались неготовыми к защите, – заявил он. – Я это говорю к тому, чтобы и эту правду мы говорили. Она была».