На заседании Палаты представителей депутаты рассмотрели одиннадцать вопросов
8 декабря 2021 года состоялось заседание Палаты представителей, на котором рассмотрены одиннадцать вопросов.
Депутаты приняли в первом чтении два законопроекта.
С докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь» выступил Министр внутренних дел Республики Беларусь Кубраков И.В., с содокладом – член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Зайцев Е.С.
Целями подготовки законопроекта являются совершенствование организационных и правовых основ деятельности внутренних войск Министерства внутренних дел, порядка выполнения возложенных на них задач, повышение правовой и социальной защиты военнослужащих и лиц гражданского персонала внутренних войск, их близких с учетом практики применения Закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь», приведение действующего Закона в соответствие с другими законодательными актами.
В частности, законопроектом предусматриваются:
- отнесение к основным задачам внутренних войск их участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности, безопасности охраняемых лиц и охраняемых объектов, режима чрезвычайного положения, военного положения, правового режима в зоне проведения контртеррористической операции, в мероприятиях по усилению охраны Государственной границы Республики Беларусь;
- наделение Министерства внутренних дел полномочиями по определению порядка отбора и изучения граждан, призываемых во внутренние войска, и особенностей отбора военнослужащих срочной военной службы внутренних войск для прохождения службы в органах внутренних дел;
- предоставление военнослужащим внутренних войск в целях выполнения возложенных на них задач прав на хранение и ношение оружия, изучение обстановки в районах выполнения этих задач, в том числе с использованием технических средств;
- наделение военнослужащих внутренних войск правом на применение оружия в отношении лиц, участвующих в групповом или вооруженном нападении на войсковой (суточный) наряд или караульное помещение (помещение дежурного подразделения), пытающихся незаконно проникнуть на территорию охраняемых объектов или скрыться после такой попытки;
- наделение внутренних войск полномочиями на применение боевой и специальной техники для пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка либо действий, направленных на разрушение или уничтожение имущества всех форм собственности;
- установление внутренним войскам обязанности обеспечить безопасность не только своих военнослужащих от посягательств на их жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество в связи с выполнением возложенных на них задач, но и лиц гражданского персонала внутренних войск, а также близких как военнослужащих, так и лиц гражданского персонала;
- распространение мер государственной защиты на военнослужащих, лиц гражданского персонала внутренних войск и их близких.
Проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» представили заместитель Министра юстиции Республики Беларусь Филиппова Н.Н. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Тарасенко Н.Э.
Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования отношений, касающихся сферы подачи и рассмотрения обращений граждан и юридических лиц в целях наиболее полной защиты их прав и законных интересов, а также формирование единообразной правоприменительной практики.
В проекте Закона, в частности, предлагается:
- изменение порядка подачи электронных обращений;
- уточнение перечня случаев отказа в личном приеме, предварительной записи на личный прием;
- конкретизация случаев и способов ознакомления заявителей с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений;
- определение порядка работы с обращениями в случае, если заявитель злоупотребляет правом на обращение;
- определение порядка работы с массовыми письменными обращениями;
- уточнение круга организаций, в которых ведется книга замечаний и предложений.
Три законопроекта приняты во втором чтении.
Член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Луканская И.Э. доложила о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности».
Законопроект направлен на совершенствование регулирования отношений в области осуществления нотариальной деятельности и предусматривает ряд нововведений исходя из правоприменительной практики, а также реализацию положений иных актов законодательства.
Законопроектом предусматривается:
- дополнение размещенных на официальном сайте Белорусской нотариальной палаты в глобальной компьютерной сети Интернет сведений о доверенностях, удостоверенных дипломатическими агентами дипломатических представительств Республики Беларусь и консульскими должностными лицами консульских учреждений Республики Беларусь;
- изменение действующего порядка по определению Советом Министров Республики Беларусь предельной численности нотариусов в Республике Беларусь, а также численности нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальных бюро;
- оптимизация организационных форм осуществления нотариальной деятельности и организации нотариального обслуживания с изменением требования об осуществлении нотариусом нотариальной деятельности в нотариальной конторе с двух лет до трех для возможности образования нотариального бюро в целях создания условий для выбора нотариусом организационной формы осуществления нотариальной деятельности при его соответствии предъявляемым единым квалификационным требованиям;
- конкретизация процедуры аннулирования свидетельства на осуществление нотариальной деятельности;
- уточнение полномочий нотариуса на истребование и получение от государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей и нотариусов, в том числе из государственных информационных ресурсов (систем) в установленном законодательными актами порядке, необходимых для осуществления нотариальной деятельности сведений и (или) документов, включая персональные данные физических лиц, без их согласия;
- исключение требования о территориальном принципе удостоверения договора об ипотеке земельного участка, согласно которому договор об ипотеке земельного участка удостоверяется нотариусом нотариального округа, в пределах которого расположен земельный участок, в целях упрощения удостоверения договоров об ипотеке земельного участка;
- изменение порядка выдачи свидетельства о праве собственности на доли в имуществе, нажитом супругами в период брака, с целью сокращения сроков получения указанного свидетельства.
О проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об инвестициях» проинформировала заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Лагунова Г.Н.
Законопроект направлен на совершенствование положений действующего Закона «Об инвестициях» с учетом практики его применения, а также приведения его положений в соответствие с законодательными актами и международными договорами.
В качестве ключевых положений законопроекта можно выделить следующие:
- дополнен перечень способов осуществления инвестиций указанием на реализацию проектов государственно-частного партнерства;
- закреплена универсальная норма, определяющая условия компенсации стоимости имущества, являющегося инвестициями (в случаях национализации или реквизиции такого имущества). Данная норма устанавливает требования, предъявляемые к компенсации, которая должна быть своевременной и полной;
- введена «стабилизационная оговорка», закрепляющая гарантию от неблагоприятного изменения законодательства в сфере налогообложения для инвесторов, реализующих на территории Республики Беларусь инвестиционные проекты на основании инвестиционного договора;
- уточнены положения, регламентирующие вопросы разрешения споров между инвестором и Республикой Беларусь, согласно которым предлагается увеличить срок для проведения переговоров с целью урегулирования спора между инвестором и Республикой Беларусь с трех до шести месяцев;
- введены ограничения в части предъявления к инвестору требований, возникающих при осуществлении инвестиций и влекущих нарушение прав и законных интересов инвестора, когда такие требования не связаны с противоправными действиями инвестора. Предусматривается, что соответствующие требования могут быть предъявлены в сроки, не превышающие трех лет с даты наступления обстоятельства, с которым связаны или из которого вытекают такие требования. Соответствующие корректировки направлены на обеспечение дополнительных гарантий защиты имущественных прав инвестора;
- уточнена редакция положений, регулирующих вопросы установления ограничений при осуществлении инвестиций.
С докладом о проекте Закона «Об изменении законов по вопросам обеспечения единства измерений и охраны водных ресурсов» выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Хлобукин И.К.
Основной целью законопроекта является приведение законов в соответствие с Законом «Об обеспечении единства измерений», иными законодательными актами. Кроме того, в Водный кодекс вносятся изменения в целях урегулирования вопросов, связанных с возведением поверхностных водных объектов, их содержанием в надлежащем экологическом состоянии и благоустройством.
В соответствии с терминологией, используемой в Законе «Об обеспечении единства измерений», вносятся изменения в законы «О защите прав потребителей», «О техническом нормировании и стандартизации», «О питьевом водоснабжении», «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия» (понятия «метрологический контроль», «поверка», «методики выполнения измерений», «метрологическое подтверждение пригодности методик выполнения измерений» заменяются соответственно на «метрологическая оценка», «государственная поверка», «методики (методы) измерений», «аттестация методик (методов) измерений»). Уточняются процедуры, которые должны осуществляться в отношении применяемых средств и методик (методов) измерений.
В Закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» вносятся изменения, согласно которым измерения, выполняемые при контроле за проездом тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам, а также при обследовании транспортных средств на предмет соответствия их весовых и габаритных параметров допустимым параметрам, относятся к сфере деятельности, в которой осуществляется государственное регулирование в области обеспечения единства измерений.
В целях приведения терминологии в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2019 г. № 485 «О совершенствовании земельных отношений и рассмотрения обращений граждан и юридических лиц» вносятся изменения в статью 7 Закона «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» и статью 52 Водного кодекса.
В Водный кодекс вводятся новые термины: «благоустройство поверхностных водных объектов» и «содержание поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии». Кодекс дополняется статьей, регулирующей вопросы содержания поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии и их благоустройства.
В развитие этих норм дополняются компетенции Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды – устанавливать требования по содержанию поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии и их благоустройству; местных исполнительных и распорядительных органов – определять конкретные места для проведения работ по благоустройству поверхностных водных объектов; а также обязанность водопользователей содержать поверхностные водные объекты в надлежащем состоянии и осуществлять их благоустройство.
Вносятся также дополнения, определяющие содержание и последствия самовольного выполнения работ на водных объектах.
Кроме того, предлагается внести в Водный кодекс следующие изменения:
- скорректирован термин «благоустройство поверхностных водных объектов». Определено что работы по благоустройству проводятся в границах водоохранных зон, а не прибрежных полос;
- установлено, что содержание поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии осуществляется для поддержания их хорошего либо отличного экологического состояния. Работы по содержанию поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии проводятся на самих объектах и в границах прибрежных полос;
- оценка состояния поверхностных водных объектов осуществляется по результатам мониторинга поверхностных вод, производственных наблюдений, а также отбора проб и измерений, проведенных в рамках осуществления контрольной (надзорной) деятельности;
- в случаях несоответствия поверхностных водных объектов хорошему либо отличному экологическому состоянию за водопользователями закрепляется обязанность разрабатывать комплекс мероприятий, направленных на содержание поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии. Определены работы, которые водопользователи должны проводить без разработки комплекса мероприятий. Перечень работ, включаемых в комплекс мероприятий, порядок его разработки и срок реализации устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды;
- исключена необходимость согласования с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды выполнения работ по содержанию и благоустройству поверхностных водных объектах, при этом необходимо уведомить местные исполнительные и распорядительные органы о начале реализации комплекса мероприятий;
- установлено, что требования по содержанию поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии и благоустройству не будут распространяться на объекты мелиорации земель.
В ходе заседания парламентарии рассмотрели пять проектов законов о ратификации международных соглашений.
О законопроекте «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об организации сотрудничества в области перевозки и перевалки нефтепродуктов происхождения Республики Беларусь, предназначенных для поставки на экспорт в третьи страны через морские порты Российской Федерации» рассказали первый заместитель Министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Ляхнович А.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Полякова И.М.
Соглашение определяет условия и порядок организации сотрудничества в области перевозки железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь и Российской Федерации нефтепродуктов происхождения Республики Беларусь, предназначенных для поставки на экспорт в третьи страны, и их перевалки в морских портах Северо-Западного региона Российской Федерации.
Органами, осуществляющими координацию деятельности по выполнению Соглашения от Республики Беларусь, является Министерство транспорта и коммуникаций, от Российской Федерации – Министерство транспорта.
Компетентными органами являются:
- от Республики Беларусь – Министерство антимонопольного регулирования и торговли (по вопросам тарифных условий в части железнодорожного транспорта) и Белорусский государственный концерн по нефти и химии (по вопросам объемов поставок нефтепродуктов);
- от Российской Федерации – Федеральная антимонопольная служба (по вопросам тарифных условий в части железнодорожных перевозок) и Министерство энергетики (по вопросам номенклатуры и объемов нефтепродуктов, предназначенных для перевозки и перевалки).
Для решения вопросов, связанных с реализацией Соглашения, предусматривается формирование совместной комиссии из представителей координирующих и компетентных органов, а также иных органов и организаций.
Заместитель Министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Дубина С.С. выступил с докладом по проекту Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о взаимодействии в области обеспечения транспортной безопасности». С содокладом выступила член Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Здорикова Л.Е.
Соглашением закрепляются нормы о взаимном информировании об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры; о содействии в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры; о ликвидации последствий, установлении причин и условий совершения актов незаконного вмешательства; о передаче данных, содержащихся в проездных документах (билетах).
Вступление в силу Соглашения позволит повысить степень сотрудничества в сфере решения задач по обеспечению защиты транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, а также позволит предупредить возможные барьеры по доступу белорусских перевозчиков на рынок Российской Федерации.
О проекте Закона «О присоединении Республики Беларусь к Протоколу об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 года» доложили Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Шумилин А.Г. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Клишевич С.М.
Протоколом об охране промышленных образцов предусматривается получение (поддержание в силе) единого евразийского патента на промышленный образец, который будет действовать на территории всех государств-участников Протокола, путем подачи одной заявки в одно патентное ведомство и уплаты патентных пошлин в одной валюте.
Участие Республики Беларусь в Протоколе об охране промышленных образцов позволит упростить процедуры получения отечественными заявителями правовой охраны промышленных образцов и поддержания патентов на них в силе на территории государств-участников Протокола, уменьшить расходы на указанные цели.
Заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь Селицкая Э.А. представила проект Закона «О ратификации Протокола о прекращении действия Соглашения между правительствами государств – участников Содружества Независимых Государств о согласованных принципах налоговой политики от 13 марта 1992 года» (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Супранович И.А.).
Ратификация Протокола обусловлена утратой актуальности положений Соглашения. В настоящее время участниками Соглашения являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан, ранее из его участников вышли Российская Федерация (10.07.2003) и Украина (06.09.2005).
При регулировании налоговых отношений государства – участники руководствуются двусторонними соглашениями об избежании двойного налогообложения; двусторонними соглашениями по косвенным налогам, а государства – члены ЕАЭС – Приложением № 18 к Договору о ЕАЭС; двусторонними соглашениями о сотрудничестве и взаимной помощи, а также Соглашением между государствами – участниками СНГ о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере от 4 июня 1999 года.
С докладом о проекте Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части уточнения механизма формирования кадрового состава Евразийской экономической комиссии» выступил заместитель Министра экономики Республики Беларусь Митянский С.В., с содокладом – член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Старовойтова А.В.
Протокол подписан в целях совершенствования процедуры заключения трудовых договоров (контрактов) с должностными лицами и сотрудниками Евразийской экономической комиссии.
Протоколом предусматривается внесение изменений в Положение о Евразийской экономической комиссии, направленных на изменение срока трудовых договоров (контрактов), заключаемых с директорами департаментов Евразийской экономической комиссии и их заместителями, с четырехлетнего на срок, не превышающий срок работы Коллегии этой Комиссии. При этом Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии вправе однократно продлить трудовые договоры (контракты) указанным лицам на срок до трех месяцев.
В случае досрочного прекращения (расторжения) трудового договора (контракта) директора департамента Евразийской экономической комиссии или заместителя директора департамента этой Комиссии трудовой договор (контракт) с лицом, назначаемым на такую вакантную должность, заключается на срок, оставшийся до окончания срока работы Коллегии Евразийской экономической комиссии.
Также изменяется срок трудовых договоров (контрактов), заключаемых с сотрудниками Евразийской экономической комиссии, с бессрочного на срочный (пятилетний срок). Трудовой договор (контракт) с сотрудником Евразийской экономической комиссии может быть продлен на тот же срок Председателем Коллегии Евразийской экономической комиссии по представлению члена Коллегии, курирующего деятельность соответствующего подразделения Евразийской экономической комиссии, в том числе с учетом результатов проведенной аттестации.
Кроме того, депутатский корпус принял к сведению Декрет Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2021 г. № 7 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (докладчик – директор Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь Кудревич И.А., содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Голуб Н.Г.).
Декретом предусматривается запрет получения и (или) использования помощи для следующих целей (в связи со следующим):
- осуществление террористической и иной экстремистской деятельности, других деяний, запрещенных законодательством, а равно причиняющих вред национальной безопасности, государственным и (или) общественным интересам или создающих угрозу причинения такого вреда;
- финансирование политических партий, союзов (ассоциаций) политических партий;
- подготовка или проведение выборов, референдумов, отзыв депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местного Совета депутатов, организация либо проведение собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, забастовок, изготовление или распространение агитационных материалов;
- организация мероприятий, направленных на проведение политической и агитационно-массовой работы среди населения.
Декретом изложены в новой редакции определения терминов «денежные средства», «имущество» и «товар».
Поскольку в настоящее время оказание помощи осуществляется в том числе с использованием электронных денег, Декретом установлено, что для целей Декрета № 3 к денежным средствам относятся средства, поступившие получателям путем погашения электронных денег.
В целях обеспечения контроля за поступлением средств из-за рубежа и недопущения их направления на цели, запрещенные законодательством, термин «отправитель иностранной безвозмездной помощи» дополняется такими категориями отправителей, как организации, не являющиеся юридическими лицами, и граждане Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь более ста восьмидесяти трех дней в течение двенадцати месяцев, предшествующих месяцу предоставления помощи.
Также для этих целей приложение к Декрету № 3 дополнено определением термина «иностранные анонимные жертвователи».
По сообщению официального сайта Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
(фото – БЕЛТА)