07.12.2021
ЕАЭС готовит к запуску межгоспрограмму по созданию информационно-вычислительной инфраструктуры
Об этом в ходе круглого стола «ЕАЭС: промышленная интеграция в космической сфере» в рамках делового форума «Космическая интеграция» сообщил начальник отдела промышленной политики, межгосударственных программ и проектов департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии Дмитрий Шумилин.
По его словам, документ необходим для создания в Евразийском экономическом союзе собственной информационно-вычислительной инфраструктуры, посредством которой всем предприятиям, научным учреждениям, учебным заведениям и органам государственного управления ЕАЭС будет предоставляться безвозмездный доступ к высокопроизводительным вычислительным ресурсам мирового класса.
Представитель ЕЭК подробно рассказал о работе Комиссии по созданию правовой основы и механизмов практической реализации промышленной политики, а также развитию сотрудничества государств Союза в разрезе приоритетных отраслей промышленности, к которым относится реализация проектов, связанных с космосом. Дмитрий Шумилин сообщил о реализации межгоспрограммы «Интегрированная система государств – членов ЕАЭС по производству и предоставлению космических и геоинформационных продуктов и услуг на основе национальных источников данных дистанционного зондирования Земли», одобренной президентами стран ЕАЭС в июле 2020 года. Стоимость реализации национальных частей межгоспрограммы составит 29 млрд росс. руб. Срок реализации проекта может быть продлен до 2028 года.
Представитель промышленного блока Комиссии проинформировал о большой системной работе ЕЭК по выявлению направлений, где есть устойчивый спрос на современное оборудование, сырье, новейшие материалы и технологии. База данных реализуемых в промышленном секторе проектов позволяет выявить где, когда и в каких проектах может применяться та или иная продукция, производимая в ЕАЭС.
«В рамках этой задачи мы ежегодно формируем Обзор крупнейших промышленных проектов государств ЕАЭС на 5 лет. Этот документ позволяет нам планировать потребление ресурсов и высокотехнологичной продукции на 5-10 лет вперед. Сейчас мы переходим на новый уровень планирования и прогнозирования потребления ресурсов, базирующийся на создании цифровой платформы и оцифровке практически всех проектов строительства в наших странах, – отметил Дмитрий Шумилин. – Промышленным блоком Комиссии создан комплексный набор инструментов стимулирования инновационного развития, разработки и внедрения в производство современных прорывных и наукоемких технологий, а также модернизации производства. Ключевую роль здесь играют Евразийские технологические платформы, которые созданы нами как специальная площадка для взаимодействия научных, промышленных и государственных организаций по реализации совместных кооперационных межгосударственных программ и проектов».
Представитель ЕЭК также отметил, что на текущем этапе промышленная политика в Союзе носит проектный характер, поскольку значительно активизировался процесс внесения в Комиссию инициативных предложений евразийских техплатформ по разработке межгосударственных программ. Помимо программы в космической сфере, промышленный блок ЕЭК проводит активную работу по подготовке к запуску межгосударственной программы «Повышение эффективности и надежности работы объектов промышленности и распределенной энергетики в государствах – членах Евразийского экономического союза».
Справка
Основные направления промышленного сотрудничества до 2025 года утверждены Решением Евразийского межправительственного совета 30 апреля этого года. Новой целью промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС определено ускорение и повышение устойчивости промышленного развития.
Межгосударственная программа «Интегрированная система государств – членов ЕАЭС по производству и предоставлению космических и геоинформационных продуктов и услуг на основе национальных источников данных дистанционного зондирования Земли» одобрена Решением Евразийского межправительственного совета 7 июля 2020 года.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
Коллегия ЕЭК одобрила проект Основных ориентиров макроэкономической политики стран ЕАЭС на 2026–2027 годы
На заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии одобрен проект Основных ориентиров макроэкономической политики государств Евразийского экономического союза на период 2026–2027 годов.
Основные ориентиры макроэкономической политики разрабатываются в соответствии с Договором о ЕАЭС и являются одним из ключевых программных документов, определяющим кратко- и среднесрочные задачи для экономики государств-членов и предлагающим рекомендации по их реализации.
Документ основывается на ключевых тенденциях глобальной экономики и экономик государств-членов. Предполагается, что выполнение задач, обозначенных в основных ориентирах, создаст условия для выхода в среднесрочной перспективе на траекторию ежегодного роста совокупного ВВП государств-членов не ниже темпов роста мировой экономики.
Первоочередными направлениями достижения поставленной цели в кратко- и среднесрочном периоде в рамках Основных ориентиров макроэкономической политики должны стать:
-
формирование благоприятной макроэкономической среды и создание условий для роста инвестиций, включая обеспечение ценовой стабильности, поддержание бюджетной и долговой устойчивости стран ЕАЭС, развитие конкурентной среды и дальнейшее увеличение использования национальных валют во взаиморасчетах;
-
укрепление кооперационного сотрудничества в реальном секторе экономики, развитие технологического и инновационного потенциала Союза, в том числе посредством формирования механизма финансового содействия при реализации странами ЕАЭС совместных кооперационных проектов в отраслях агропромышленного комплекса, развития транспортной инфраструктуры и реализации транзитного потенциала;
-
обеспечение стабильного функционирования внутреннего рынка Союза и расширение экспортных возможностей за счет устранения барьеров, сокращения изъятий и ограничений, формирования единого рынка услуг и усиления сотрудничества в других сферах интеграционного взаимодействия.
По сообщению
официального сайта Евразийской экономической комиссии
Несколько госпрограмм скорректированы в Беларуси. Что изменилось?
Правительством внесены корректировки в госпрограммы «Физическая культура и спорт» на 2021–2025 годы и «Беларусь гостеприимная» на 2021–2025 годы, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Правительства. Соответствующее постановление подписал Премьер-министр Александр Турчин.

Документом уточнены объемы финансирования мероприятий в 2025 году. Расширен перечень мероприятий строительства (реконструкции, модернизации) спортивных сооружений. Он дополнен 10 новыми мероприятиями.
В их числе строительство бассейна в городе Высокое Каменецкого района, мини-футбольного поля в Волковыске, спортивного зала в Вороново, спортивно-оздоровительного комплекса в Заславле, реконструкция стадиона в Белоозерске и Слониме, биатлонной трассы в Копыле.
По информации
БЕЛТА
Существующие фонд стандартов и база соглашений позволяют иметь доступ к стандартам разных стран, содействуя беспрепятственной взаимной торговле
Об этом рассказала в ходе пресс-конференции Председатель Госстандарта Елена Моргунова.
«На сегодняшний день с рядом стран, например, Российской Федерацией, Китаем, Вьетнамом, Азербайджаном, Узбекистаном нами установлена договоренность об обмене текстами стандартов. В целом существующая договорно-правовая база сотрудничества позволяет получать необходимый стандарт страны поставки по отдельному запросу. Такая практика уже была реализована нами с Египтом, Ираном», – отметила спикер.
В рамках соглашения с органом по стандартизации Китайской Народной Республики (КНР) национальный институт по стандартизации Республики Беларусь (БелГИСС) имеет доступ к фонду национальных стандартов КНР в количестве свыше 55 тыс. стандартов. Это дает возможность оперативно по запросам обеспечивать предприятия стандартами КНР, необходимыми для выполнения требований при поставке продукции на рынок этой страны. Наиболее востребованы сегодня стандарты КНР в области пищевой, легкой, нефтехимической промышленности, металлургии, машиностроении.
Госстандартом также проводится активная работа по освоению рынка халяльной продукции государств Персидского залива, Индонезии, Пакистана и обеспечению условий, необходимых не только для производства халяльной продукции, отвечающей зарубежным требованиям, но и ее оценки соответствия данным требованиям непосредственно в Беларуси.
Созданы условия для получения сертификата «халяль» в Беларуси для поставки продукции в Объединенные Арабские Эмираты, Королевство Саудовская Аравия, Оман, Катар, Королевство Бахрейн, Кувейт, Йемен, государства – участники СНГ.
«В этой связи уместно обратить внимание нашей промышленности на активное участие в работе международных технических комитетов по стандартизации. При необходимости и активном продвижении в проект международного стандарта могут быть погружены требования наших производителей, а это, в свою очередь, будет служить беспрепятственной торговле», – отметила Елена Моргунова.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
О стратегии Беларуси в вопросе повышения качества во всех сферах до 2030 года
В Республике Беларусь качеству продукции, услуг и качеству жизни уделяется постоянное системное внимание на самом высоком государственном уровне. Об этом заявила Председатель Госстандарта Елена Моргунова.
Она добавила:
– Мы живем в пятилетку качества, поэтому качество всегда должно быть рядом с нами. Объявление Президентом в 2024 году Года качества придало новый импульс развитию отечественного качества, повышению доверия как в рамках нашей страны, так и на рынках других стран. Эта инициатива получила живой отклик у каждого жителя Беларуси. Совместными усилиями предстоит осуществить масштабные преобразования, направленные на достижение определенных высоких стандартов качества жизни, рост благосостояния, повышение эффективности экономики, управленческой деятельности, оптимизацию производственных процессов, улучшение потребительских характеристик товаров, качества оказываемых услуг.
По ее словам, все эти направления положены в Программу социально-экономического развития на пятилетку.
– Направления деятельности в области качества обозначены также в принятой на уровне Правительства программе «Качество» на 2021–2025 годы. Данная программа включала четыре глобальных раздела, около 30 мероприятий, осуществлялась через отраслевые программы качества каждой организации и отрасли. И ответственные органы разработали определенные целевые показатели, индикаторы качества выпускаемой продукции и услуг. Ключевое внимание было уделено развитию инфраструктуры. По предварительному анализу, все мероприятия программы будут успешно выполнены.
Елена Моргунова сообщила, что в октябре этого года на уровне Правительства принята программа «Качество» на 2026–2030 годы. Документ включает семь глобальных разделов.
– Стратегия работы на ближайшие пять лет определена. Разработано 80 мероприятий, и можно говорить, что выполнение такой глобальной программы потребует значительных усилий. Но всё это продиктовано запросами наших граждан и запросами развития экономики и рынка. Это наращивание экспорта, цифровая трансформация, применение инновационных технологий, которые в целом обеспечивают технологический суверенитет страны.
По информации «
СБ. Беларусь сегодня», 10 ноября 2025 г.
В Беларуси завершается реализация 6-й государственной программы в сфере энергосбережения
Запланированные программой задачи как по итогам года, так и пятилетия будут выполнены. Основная – повысить энергоэффективность экономики. Предполагается, что по итогам пятилетия энергоемкость ВВП к уровню 2020 года будет ниже на 5 процентов. Только по итогам 2024-го в стране ее снизили на 2,8 процента. Такой информацией поделился заместитель Председателя Госстандарта – директор Департамента по энергоэффективности Виталий Крецкий на тематической конференции, которая прошла вчера в Минске.
Виталий Крецкий рассказал, что планируется полностью выполнить поставленную Главой государства и Правительством задачу по максимальному вовлечению в энергобаланс нашей страны собственных энергоресурсов:
– Здесь мы говорим о щепе древесной и древесной топливной грануле. Этот показатель по итогам года ожидается на уровне 17 процентов, хотя задача – 16. Небольшое перевыполнение стало возможным благодаря, конечно же, строительству новых котельных и переводу действующих энергоисточников, использующих импортируемые виды топлива, на местные виды энергоресурсов.
Благодаря работе предприятий в этом направлении планируется достичь объема экономии более трех миллионов тонн условного топлива. Виталий Крецкий подчеркнул, что субъекты хозяйствования неравнодушны к рациональному расходованию энергоресурсов, повышению эффективности использования, что в конечном итоге приводит к уменьшению себестоимости производимой продукции и, как следствие, повышению ее конкурентоспособности.
Он уточнил, что все проекты, реализуемые в реальном секторе экономики, связаны либо с модернизацией действующих технологий, либо с внедрением современных энергоэффективных. Это такие быстроокупаемые мероприятия, как замена лампочек или электроприводов.
В возобновляемых источниках энергии (с учетом работы БелАЭС) недостатка в электроэнергии в Беларуси нет. Но вместе с тем мероприятия по внедрению ВИЭ не прекращаются. Любой субъект хозяйствования, который хочет внедрить энергоисточник, может подать на соответствующую квоту и принять участие в аукционе.
– Для собственных нужд проблем в строительстве энергоисточников с использованием возобновляемой энергетики нет. Прогнозируем, что по итогу года доля ВИЭ составит 7,1 процента, в следующей пятилетке планируем выйти на 7,5 процента, – констатировал заместитель Председателя Госстандарта – директор Департамента по энергоэффективности. – Валовое потребление энергоисточников будет расти. Вместе с тем мы увеличиваем и долю возобновляемой энергетики, в том числе за счет наращивания всех мощностей. Конечно же, в возобновляемой энергетике основную долю занимает древесное топливо, от этого мы никуда не уйдем.
Говоря о международном сотрудничестве, Виталий Крецкий акцентировал, что с учетом сложившейся геополитической обстановки векторы сотрудничества направлены на восток. Беларусь в этом направлении плотно работает с российскими коллегами, партнерами по ЕАЭС, Китайской Народной Республикой.
Татьяна Семенкова, «
Рэспубліка», 6 ноября 2025 г.