Дороги, реальный сектор, банки. Дмитрий Крутой рассказал, на какие цели направят инвестиции в 2022 году
Заместитель Главы Администрации Президента Дмитрий Крутой в интервью телеканалу «Беларусь 1» рассказал о планах по инвестициям в предстоящем 2022 году, сообщает БЕЛТА.
«Темпы инвестиций на следующий год 103,3 %. Это выше даже уровня ВВП – 102,9 %. То есть инвестиции должны развиваться опережающим образом», – заявил он.
Дмитрий Крутой отметил, что на прошедшем 3 декабря совещании по социально-экономическому развитию страны Президент абсолютно справедливо заметил, падение инвестиционной активности недопустимо, и если 3–4 года стагнировать в этом сегменте экономики, то будет потеряна конкурентоспособность по целой группе товаров и производств.
«В следующем году инвестиции должны серьезным образом увеличиться. Планы правительства – Br37 млрд общих инвестиций, Br25 млрд из них, подавляющая часть, – это реальный сектор экономики. Br16 млрд из этих Br25 млрд - это собственные деньги предприятий. Вот та накопленная чистая прибыль последнего года. Она Br12 млрд у нас на сегодняшний момент. Часть из нее, естественно, идет на текущее потребление, увеличение заработных плат, но определенная часть резервируется именно как инвестиционный ресурс», – рассказал Дмитрий Крутой.
По его словам, кредитная поддержка банков в общем инвестиционном пироге будет увеличена до Br6-7 млрд. Br5 млрд потратят на инфраструктурные проекты. «Дороги, мосты, больницы, детские сады и другие социальные объекты», – пояснил замглавы Администрации Президента.
Примерно Br7 млрд запланированы на цели жилищного строительства всех видов. «Примерно половина из этой суммы будет обеспечена за счет денег наших граждан. Жилищное строительство по-прежнему будет в этом сегменте оставаться приоритетом. Это абсолютно правильно», – сказал Дмитрий Крутой.
Он также рассказал о наполнении запланированных инвестиционных средств конкретными проектами: «Этот объем – Br25 млрд инвестиций в реальном секторе экономики. В системе мониторинга, которую ведет Министерство экономики, находятся на сегодня примерно 600 средних и крупных проектов. 80 из них – это крупные проекты. На них будет сделан основной упор».
По сообщению БЕЛТА
С 2022 года инвестиционный портфель инициативы «Один район – один проект» вырос в 1,7 раза, его сформировал 221 проект на более чем Br9 млрд, при этом более половины регионов уже выполнили обозначенные задачи. Такое заявление в интервью программе «Контуры» телеканала ОНТ сделал заместитель начальника главного управления инвестиционной и строительной деятельности Министерства экономики Виктор Войтехович, сообщает БЕЛТА.
«В целом за неполные 3,5 года имеем уже 80 «историй успеха» в 68 районах, создано около 4 тыс. новых рабочих мест, то есть более половины регионов уже справились с поставленной задачей, при этом в 12 реализовано по две и более перспективных бизнес-идеи. В ряде районов появились новые компетенции – выпускается продукция, которая ранее там не производилась, – прокомментировал Виктор Войтехович. – К концу пятилетки ожидаем завершение еще порядка 90 проектов инициативы. По оставшимся срок реализации уходит за пределы 2025-го, и это наш задел уже на будущую пятилетку».
Заместитель начальника главного управления ведомства также рассказал о стимулировании инвестиционной деятельности в «услужных» секторах экономики регионов. Речь, в частности, шла о логистике, сферах туризма, отдыха и медицины. Было отмечено, что изначально основной направленностью инициативы являлись производственные проекты, но с учетом практики применения с этого года были донастроены подходы к поддержке проектов в сфере услуг.
Так, на данный момент, следуя этому механизму, строятся медицинский комплекс в Гродно, логистические центры в Верхнедвинском, Витебском, Берестовицком и Вороновском районах, создаются места проживания и оказания услуг в Дятловском районе, в Бресте и Мяделе. Запланирован к включению в перечень и проект по строительству гостиничного комплекса в Миорском районе. «В перспективе – это новые высокопроизводительные рабочие места для наших регионов», – резюмировал замначальника главного управления инвестиционной и строительной деятельности.
В Беларуси с 2022 года реализуется программа «Один район – один проект», инициированная Главой государства. Ее цель – поддержка и развитие инициатив с акцентом на создание новых рабочих мест. Проекты выполняются на основе имеющихся ресурсов, многие из них являются одновременно импортозамещающими и экспортно ориентированными. При отборе проектов учитывается ряд критериев, а именно их производственная направленность, создание новых рабочих мест, использование местного сырья и компетенций, перспективы импортозамещения и увеличения экспорта.
По информации БЕЛТА
Сегодня, 27 июня 2025 г., в Доме Правительства в г. Минске подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о торговле услугами и осуществлении инвестиций.
Подписи под международным договором поставили Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь – Наталья Петкевич и государственный министр ОАЭ по вопросам внешней торговли г-н Аль Зейуди.
Переговоры по услужно-инвестиционному Соглашению длились чуть более двух лет в формате «fast-track».
Документ предусматривает создание правового поля для регулирования двусторонней торговли услугами, а также содержит дополнительные механизмы развития инвестиционного сотрудничества. Беларусь и ОАЭ фиксируют условия, на которых компании могут осуществлять деятельность в сфере услуг. Также закрепляются условия пребывания отдельных категорий физических лиц, вовлеченных в торговлю услугами.
Основные преференции, которые белорусская и эмиратская стороны предоставляют друг другу, – предсказуемость и прозрачность условий ведения деятельности.
Стороны принимают обязательства допускать субъектов хозяйствования на рынки услуг в более, чем ста секторах, охватывающих такие сферы, как финансы, строительство, деловые услуги, транспорт и др.
Соглашение учитывает тренды международной договорной практики и основывается на предоставлении гарантий на высоком уровне.
Объединенные Арабские Эмираты дополнили преференциальный пул партнеров, которым предоставляются гарантии недискриминации на белорусском рынке. В настоящее время для Беларуси схожие услужно-инвестиционные договоренности действуют только с ближайшими торговыми партнерами по ЕАЭС и СНГ. В прошлом году также подписано Соглашение по услугам и инвестициям с Китаем.
Соглашение по услугам и инвестициям станет дополнением товарной сделки, заключаемой между Евразийским экономическим союзом и ОАЭ: соответствующее Соглашение о б экономическом партнерстве ЕАЭС и ОАЭ планируется к подписанию сегодня в ходе заседания Высшего Совета.
Таким образом, ОАЭ станет первым государством дальнего зарубежья, с которым Беларусь одновременно создает как зону свободной торговли товарами, так и зону свободной торговли услугами.
По сообщению официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
25 июня во флагманской клинике Группы компаний «МЕДСКАН» (Российская Федерация) на территории Инновационного центра «Сколково» в г. Москве состоялось очередное заседание Комиссии по экономическим вопросам, в ходе которого рассмотрен ряд аспектов экономического сотрудничества государств – участников СНГ.
Решением 34-го заседания Межгосударственного совета по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах от 7 ноября 2024 г. Группе компаний «МЕДСКАН» придан статус Координатора инициатив Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года, а также Центра передового опыта (превосходства) в области медицины в рамках указанной программы.
В рамках заседания рассмотрен вопрос о препятствиях во взаимной торговле государств – участников СНГ и рекомендациях по их устранению. Членам Комиссии представлена Информация, сформированная на основе полученных от государств – участников СНГ данных об используемых специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах, о временных запретах, лицензируемых и квотируемых товарах, о применении другими сторонами ограничений, нарушающих или тормозящих развитие взаимной торговли, а также итогов проведенных заседаний Рабочей группы высокого уровня.
Основной целью подготовки Информации является обеспечение функционирования внутреннего рынка без барьеров с минимальным количеством ограничений и изъятий.
Рассмотрен отчет о деятельности Межправительственного совета по разведке, использованию и охране недр в 2021–2024 годах. В указанный период Межправсоветом проведено 4 заседания, на которых рассмотрены около 50 вопросов. В Отчете отмечено, что проводимые совместные работы в рамках Межправсовета нацелены на совместное решение сложных геологических задач путем изучения строения крупных блоков земной коры, геологического картографирования и создания геолого-картографического веб-ресурса, мониторинга опасных геологических процессов и явлений, изучения режима, баланса, состояния и рационального использования подземных вод, проведения лабораторно-аналитических и геохимических исследований, внедрения и развития современных информационных технологий и программно-технологического обеспечения в области геологического изучения недр, формирования общего информационно-правового пространства в области недропользования.
В рамках заседания представлена информация о выполнении Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года и Комплексного плана мероприятий на 2021–2025 годы по ее реализации. В Информации показано, что в государствах – участниках продолжается работа по формированию инновационной инфраструктуры, появляются ее новые элементы. Так, расширяется сеть центров коммерциализации инноваций. В настоящее время такой статус имеют 10 организаций из государств – участников СНГ. Также создаются такие объекты инновационной инфраструктуры, как центры трансфера знаний в сфере разработки программного обеспечения в рамках Программы, центры поддержки технологий и инноваций, развиваются технологические платформы, сеть бизнес-инкубаторов, направленных на развитие креативной экономики, поддержку инновационного предпринимательства и создание стартапов. В государствах – участниках СНГ в целях развития наукоемких и высокотехнологичных производств, ускорения внедрения научно-технических и инновационных разработок в серийное производство в научных организациях создаются отраслевые лаборатории, развивается сеть центров коллективного пользования уникальным научным оборудованием.
В части подготовки кадров реализуются программы академической мобильности студентов и преподавателей с вузами государств – участников СНГ, разрабатываются и внедряются совместные образовательные программы.
Рассмотрен проект Положения о центрах компетенций в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года. Проект Положения определяет цели, задачи и процедуры создания центров компетенций в рамках Программы, требования к ним, порядок оказания ими услуг и их финансирование.
Принятие Положения позволит создать в рамках СНГ условия для обеспечения ускоренного развития научно-технологического потенциала государств – участников Программы по приоритетным направлениям сотрудничества, сохранения и развития их научно-исследовательского и инновационного потенциала, в том числе путем поддержки поисковых исследований с помощью специальных грантовых программ, консультационного сопровождения, организации технологической и финансово-экономической экспертизы, инвентаризации завершенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям научно-технического, технологического и инновационного сотрудничества и др.
Членами Комиссии также рассмотрен проект Положения о центрах передового опыта (превосходства) в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года. Проект Положения определяет цели, задачи центров передового опыта (превосходства) в рамках Программы, требования к ним, порядок оказания ими услуг и их финансирование.
Документ направлен на создание условий для развития межгосударственного инновационного сотрудничества, в том числе путем использования результатов научных исследований и разработок в прорывных областях знаний с использованием уникальных материально-технических, интеллектуальных и кадровых ресурсов, создания и вывода на рынок глобально превосходящих продуктов и технологий, применения наилучших практик в определенной области.
Были рассмотрены вопросы о придании статуса:
базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств в области взрослой травматологии и ортопедии федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени Н.Н.Приорова» Министерства здравоохранения Российской Федерации;
базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств в области детской травматологии и ортопедии федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный медицинский исследовательский центр детской травматологии и ортопедии имени Г.И.Турнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург.
Членам Комиссии также был предложен для рассмотрения отчет о деятельности базовой организации государств – участников СНГ по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров для горно-металлургической отрасли, современного материаловедения и рециклинга промышленных отходов Национального исследовательского технологического университета МИСИС. За отчетный период базовая организация подготовила и принимала активное участие в процессе согласования проекта Комплекса мероприятий по реализации Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в горно-металлургической отрасли от 28 октября 2016 г. Указанный документ утвержден Решением Совета глав правительств СНГ от 26 октября 2023 г. НИТУ МИСИС были подготовлены проекты Концепции цифровой трансформации отраслей горно-металлургического комплекса государств – участников СНГ и Плана мероприятий по ее реализации. Проекты документов представлены на рассмотрение членов Совета по промышленной политике государств – участников СНГ 4 июня 2025 г.
Кроме того, базовой организацией большое внимание уделялось практической подготовке будущих специалистов.
В рамках заседания рассмотрен отчет о деятельности базовой организации по переподготовке и повышению квалификации кадров по архивоведению, документоведению и документационному обеспечению управления государств – участников Содружества Независимых Государств – федерального бюджетного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела» (ВНИИДАД). В Отчете указано, что в рамках реализации функций базовой организации ВНИИДАД осуществляет научно-образовательную и просветительскую деятельность, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, направленную на совершенствование системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в архивной сфере, вовлекает в научную деятельность специалистов из государств – участников СНГ, развивает международное сотрудничество.
Базовая организация регулярно принимает участие в деятельности Консультативного совета руководителей государственных архивных служб государств – участников СНГ и организует международные конференции, семинары, форумы.
Членами Комиссии представлен доклад о состоянии рынка ценных бумаг в государствах – участниках СНГ. В Докладе представлены результаты текущей деятельности государств – участников СНГ по развитию законодательной базы и рыночных механизмов в сфере ценных бумаг. Приведены данные по составу профессиональных участников фондового рынка, объемам торгов финансовыми инструментами, рыночной капитализации и мерам предотвращения нарушений в указанной сфере.
Приведена информация о разработке и применении мер регулирования и надзора финансовых рынков, направленных на совершенствование деятельности финансовых организаций, повышение их ответственности за результаты деятельности, защиту интересов потребителей финансовых услуг, внедрение современных технологий на финансовом рынке.
В рамках заседания был одобрен проект повестки дня 107-го заседания Экономического совета Содружества Независимых Государств.
Очередное заседание Комиссии состоится 23 июля 2025 г.
По сообщению официального портала Исполнительного комитета СНГ
Об этом заявил 25 июня Министр экономики Юрий Чеботарь, открывая серию встреч в формате круглого стола с представителями органов госуправления по разработке проекта Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026–2030 годы.
Как напомнил в своем выступлении руководитель Министерства, сама Концепция Программы-2030 уже одобрена: определены структура и приоритетные направления развития, обозначены отрасли, которые станут драйверами роста на ближайшие пять лет. Теперь предстоит наполнить проект документа конкретными мерами и задачами.
«Чтобы получить «на выходе» качественный, всесторонне проработанный документ, учитывающий запросы всех слоёв общества, Минэкономики стремится вовлечь в обсуждение всех заинтересованных: учёных, бизнес, экспертов, отраслевых аналитиков, госорганы-регуляторы, «лидеров мнений».
Мы особенно заинтересованы в свежих, обоснованных предложениях, которые, учитывая глобальные тренды, внутренние условия и резервы роста, обеспечивают реализацию приоритетов пятилетки и достижение индикаторов развития. Такие инициативы будут обязательно учтены в проекте Программы-2030», – отметил Юрий Чеботарь.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Министерства экономики)
В Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси до 2040 года предусмотрено, что практически во всех сферах экономики республики будет использоваться искусственный интеллект. Такое заявление на круглом столе на площадке международного ИКТ-форума и выставки Digital Expo – 2025 сделала начальник управления технического нормирования и стандартизации Госстандарта Оксана Гришкевич, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Госстандарта.
Круглый стол, посвященный стандартизации в области искусственного интеллекта, организовали Государственный комитет по стандартизации и Программа развития ООН в Беларуси (ПРООН).
«Наша страна делает только первые шаги в направлении искусственного интеллекта, но в Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси на период до 2040 года предусмотрено, что практически во всех сферах экономики республики будет использоваться ИИ, – рассказала Оксана Гришкевич. – Сегодня мы нарабатываем регулирование через технические стандарты, потому что законодательство, которое бы жестко регулировало эту сферу, только формируется».
На данный момент в Беларуси действует 12 стандартов на беспилотные транспортные средства, касающихся искусственного интеллекта, разрабатываются стандарты на системы менеджмента в данной сфере, как и ряд стандартов при содействии экспертов ПРООН, которые будут утверждены в конце этого года. Модельный закон «О технологиях искусственного интеллекта», принятый Межпарламентской ассамблеей СНГ 24 апреля этого года, разработан Объединенным институтом проблем информатики Национальной академии наук Беларуси. Сейчас этот институт продолжает работу над законодательством для нашей страны.
Оксана Гришкевич также обратила внимание, что настоящей экспертной площадкой для обмена мнениями и практическим опытом и достижения консенсуса выступят технический комитет по стандартизации Беларуси, который создается по инициативе ОИПИ, и межгосударственный технический комитет «Искусственный интеллект».
Опыт в сфере технического регулирования технологий ИИ также представили эксперты из России и Китая. Практически все спикеры подчеркнули, что сегодня маркетинговые механизмы представляют ИИ как универсальный инструмент решения любых вопросов, поэтому так важно найти адекватные решения на основе экспертных мнений.
По информации
БЕЛТА
(фото Государственного комитета по стандартизации)