18.08.2021
Могут ли жильцам навязать дополнительные жилищно-коммунальные услуги. Разбираемся на примерах
Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) подразделяются на основные и дополнительные. С первыми все ясно: собственники и наниматели квартир должны их оплачивать в обязательном порядке. А как быть со вторыми?
Что входит в дополнительные ЖКУ
Как сообщается на портале коммунальной грамотности, согласно перечню, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь 30 июня 2016 года № 518, дополнительных жилищно-коммунальных услуг всего пять:
- установка и (или) техническое обслуживание запорно-переговорных устройств (ЗПУ) жилого дома;
- установка и (или) техническое обслуживание систем видеонаблюдения за жилым домом и придомовой территорией;
- организация работы и содержание вахтеров (консьержей) в многоквартирном жилом доме;
- аренда и (или) замена напольных грязезащитных ковровых покрытий;
- обустройство придомовых территорий элементами озеленения, благоустройство и их дальнейшее содержание.
Каждую из этих услуг оказывают потребителю только при условии его добровольного согласия. Стороны подписывают соответствующий договор, пояснили в ГО «Минское городское жилищное хозяйство» (МГЖХ).
– Любой участник совместного домовладения вправе отказаться от получения дополнительных ЖКУ и не оплачивать их. Это предусмотрено п. 3 ст. 166 Жилищного кодекса Республики Беларусь, а также Законом «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», – уточнили в МГЖХ. – Причем навязать этот договор конкретному хозяину квартиры никто не вправе.
Принуждение к оказанию дополнительных услуг, а также включение платы за них в извещение об оплате за ЖКУ без договора являются нарушением действующего законодательства. Это как ЖЭС, так и ТС, ЖСПК, так как форма извещения единая для всех плательщиков жилищно-коммунальных услуг.
Рассмотрим на конкретных примерах
Предположим, ряд жителей многоквартирного дома или подъезда отказался от техобслуживания ЗПУ (запорно-переговорное устройство). Как итог, у них нет прав пользоваться переговорной трубкой. На других собственниках жилья или квартиросъемщиках это никак не отразится.
Другое дело, если в подъезде постелили грязезащитный коврик. Компания предоставляет покрытия, которые впитывают грязь, влагу, и периодически их меняет. Ходить по коврику будут все – и те, кто оплачивает допуслугу, и те, кто ее проигнорировал.
Есть нюансы и при установке видеонаблюдения. К примеру, жилец отказался от такой услуги, но через месяц обнаружил царапину на своем автомобиле. Транспортное средство паркуется во дворе и находится в радиусе обзора видеокамеры. Используя систему видеонаблюдения можно было бы установить, кто повредил машину. И здесь возникает конфликт интересов: согласятся ли плательщики предоставить доступ к камерам тому, кто ранее отказался оплачивать эту услугу?
С оглядкой на Жилищный кодекс
Таким образом, ст. 166 Жилищного кодекса гласит, что собственники жилья должны провести собрание, определить порядок пользования дополнительными услугами и механизм распределения расходов между собой.
К примеру, если собственники жилья всем подъездом решили установить видеонаблюдение, они должны обратиться в организацию, которая предоставляет такого рода услуги, и заключить договор с каждым из собственников жилья.
Выбор организации для предоставления дополнительной ЖКУ проводят на конкурсной основе. Это позволяет выбрать исполнителя, который готов предоставить услугу за меньшую стоимость, что отразится на кошельках потребителей.
Если жильцы желают улучшить условия проживания, следует обращаться в ЖКХ района как службу заказчика, а членам товариществ собственников и ЖСПК – к председателям правления, уточняют в МГЖХ.
Расходы за дополнительные ЖКУ делят между всеми владельцами недвижимости либо пропорционально доле в праве общей собственности, либо равными частями, либо по количеству проживающих в квартире – решение об этом тоже принимают на общем собрании.
Если участники совместного домовладения не желают получать дополнительные ЖКУ, они могут просто не подписывать договор.
Анжела Людыно, по сообщению официального сайта Федерации профсоюзов Беларуси
Регистрация договоров найма и отчисления на капремонт: МЖКХ об изменениях в управлении жилфондом
Заместитель начальника управления жилищного хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства (МЖКХ) Надежда Севрук рассказала корреспонденту
БЕЛТА о недавних корректировках законодательства по управлению жилищным фондом.
Президент Беларуси Александр Лукашенко 31 марта подписал Указ № 130, которым отдельные указы Главы государства приводятся в соответствие с Законом «Об изменении законов по вопросам управления жилищным фондом и его эксплуатации», вступившим в силу в 2024 году.
Так, по словам Надежды Севрук, корректировки коснулись Указа № 200 об административных процедурах, осуществляемых госорганами и иными организациями по заявлениям граждан. «Это корректировка в рамках приведения во взаимосогласование с Жилищным кодексом части, касающейся регистрации договоров найма, т.е. раньше договоры найма регистрировали только местные исполнительные и распорядительные органы, а сейчас местные органы власти своим решением вправе уполномочить осуществлять регистрацию договоров найма частного жилищного фонда организацию, осуществляющую учет, расчет и начисление платы за ЖКУ и платы за пользование жилым помещением. К примеру, в Минске с учетом массива таких договоров сложилась ситуация, когда регистрацию договоров найма частного жилищного фонда будут осуществлять такие организации», – пояснила заместитель начальника.
Также с учетом ранее принятого Закона «Об изменении законов по вопросам управления жилищным фондом и его эксплуатации» в Указе нашли отражение нормы, касающиеся единого порядка аккумулирования средств капитального ремонта. Указ Президента № 456 «О реализации инвестиционного проекта «Экспериментальный многофункциональный комплекс «Минск-Мир» взаимосогласован с ЖК.
Кроме этого, скорректирован Указ № 535 о предоставлении жилищно-коммунальных услуг. «Мы также взаимосогласовали, ЖК и Указ, согласно которому государственные заказчики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, как и любое другое уполномоченное лицо сможет как организовывать оказание ЖКУ, так и оказывать их в порядке, установленном законодательством», – рассказала Надежда Севрук.
Таким образом, акты Главы государства и законодательные акты были приведены в соответствие.
По информации
БЕЛТА
Деурбанизация, реновация, арендное жилье. Что предусматривает жилищная политика Беларуси до 2030-го?
На данный момент Министерство архитектуры и строительства разрабатывает Концепцию государственной жилищной политики в Беларуси до 2030 года, которая будет включать в себя несколько ключевых направлений – деурбанизацию, реновацию и увеличение объемов строительства арендного жилья. На каких принципах станет основываться жилищная политика страны в эту пятилетку, в пресс-центре
БЕЛТА рассказала член Постоянной комиссии по жилищной политике, торговле и строительству Палаты представителей Анжелина Сыромятникова.
К слову, многие решения по арендному жилью на законодательном уровне уже приняты. Первый Указ, подписанный Главой государства после переизбрания, предусматривает комплексное регулирование предоставления арендного жилья работникам наиболее востребованных профессий. Депутат пояснила: местные органы власти наделяются правом определять перечень востребованных специалистов в регионах, где-то это врачи, где-то – учителя, где-то – работники культуры. Таким специалистам предоставляется первоочередное право получения арендного жилья. В этом случае оплата за него будет приниматься с понижающим коэффициентом.
«Предложенный Указом порядок предоставления арендного жилья поспособствует притоку специалистов, востребованных для каждого конкретного района, их закреплению на рабочих местах и, как следствие, развитию экономики региона», – считает член Постоянной комиссии по жилищной политике, торговле и строительству.
Следующее направление разрабатываемой концепции – деурбанизация – предполагает сокращение объемов строительства жилья в крупных городах и перенос акцентов на возведение жилья в городах-спутниках и на селе. По словам Анжелины Сыромятниковой, это снимет вопрос излишнего перетока кадров в столицу и областные города и станет действенной мерой по возврату их в сельскую местность и в малые города.
«В развитие темы добавлю, что в Беларуси увеличен норматив господдержки при строительстве и покупке жилья. Речь о городах с численностью до 20 тыс. жителей. Сумма возросла значительно – теперь она составляет Br1968. Для сравнения: в 2024 году она составляла Br1251, – отметила депутат. – Поддержка будет оказана при условии, что очередник проживает и работает в городе, в котором строит или покупает жилье. Это может быть квартира или индивидуальный жилой дом. Этот пример доказывает, что в стране поэтапно создаются все более привлекательные условия для улучшения качества жизни белорусов в малых городах и в сельской местности».
Было отмечено, что перетоку кадров в сельскую местность для восполнения рабочей силы в сельском хозяйстве также будет способствовать постановление Министерства труда и социальной защиты № 101, согласно которому безработные при переезде в сельскую местность будут получать сумму, равную девяти бюджетам прожиточного минимума. С 1 февраля сумма бонусов при переезде составляет более Br4 тыс. После трудоустройства в течение пяти дней работник получает финансовую поддержку, при этом он обязан отработать в организации не менее года.
Третье направление концепции жилищной политики, которая сегодня в стадии проработки, – реновация. Эта программа направлена на расселение жильцов и снос жилого фонда, который имеет небольшую этажность и солидный срок эксплуатации.
«Беларусь пойдет по пути России, которая уже десяток лет занимается реновацией жилищного фонда, – заявила Анжелина Сыромятникова. – Хрущевки в свое время стали первыми многоквартирными домами, строящимся с помощью железобетонных панелей, которые позволили расселить жильцов коммунальных квартир и решить квартирный вопрос в период острой нехватки жилья в СССР. Это наследие советского прошлого исчерпало себя как морально, поскольку имеет малогабаритные и проходные комнаты, так и физически – вложение финансовых средств в капремонт нецелесообразно».
Депутат резюмировала, что снос старых домов и строительство новых современных жилых комплексов будет ориентировано на эффективную застройку уже сформированных микрорайонов, улучшение жилищных условий граждан, решение проблем с устаревшей инфраструктурой. Жильцам снесенных домов будет предоставляться равноценное жилье с жилой площадью не менее, чем в старой квартире, или денежная компенсация.
Сегодняшняя пресс-конференция входит в программу проведения республиканского профессионального конкурса «Лидеры в строительстве Республики Беларусь», который в этом году проводится уже в 22-й раз. Среди его основных целей – популяризация качественных продуктов, современных технологий, систем, решений и оборудования отечественных стройпредприятий, знакомство с лучшими стройобъектами, стимулирование обмена передовым опытом. Регистрация участников стартовала 1 февраля и продлится по 23 мая. Более полную информацию о конкурсе можно найти на сайте
stroykonkurs.by.
По информации
БЕЛТА
МАРТ о возмещении затрат на оказание ЖКУ
В каком объеме белорусы возмещают затраты на оказание жилищно-коммунальных услуг, рассказал первый заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец в интервью телеканалу
«Беларусь 1», сообщает
БЕЛТА.
«Точный уровень возмещения за 2024 год мы пока не можем сказать. Итоги работы будут подведены, бухгалтерские балансы сведены только в первом квартале, так предусматривает законодательство. Но мы прогнозируем уровень возмещения уже на 2025 год, исходя из фактического уровня в 2023 году и оценки 2024 года. По нашим данным, уровень возмещения составляет 81,5 %», – сказал Иван Вежновец.
По его словам, существенная недоплата населением происходит по тепловой энергии. «Все остальные услуги у нас уже давно вышли на уровень 100 % возмещения. Повышение тарифов на ЖКУ происходит для поддержания этого уровня, потому что затраты все равно растут, заработная плата растет, происходит обновление, соответственно увеличивается амортизация. Это объективные процессы в любой сфере деятельности, не только в жилищно-коммунальном хозяйстве, но и в любой услуге, в любом товаре», – подчеркнул первый замминистра.
По информации
БЕЛТА
Сколько белорусы будут платить за свет, газ и тепло в 2025 году, рассказали в МАРТ
Сколько белорусы будут платить за свет, газ и тепло в 2025 году, рассказал первый заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец в интервью телеканалу
«Беларусь 1», сообщает
БЕЛТА.
«Каждый год мы пересматриваем тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Этот год не стал исключением. В рамках стандартных процедур был принят сначала Указ Главы государства, который предусматривает предельные тарифы на жилищно-коммунальные услуги, а затем в его развитие приняты решения правительства и местных органов власти. В этом году ничего нестандартного не произошло. Мы повысили тарифы в рамках половины базовой величины, как это предусматривает законодательство, то есть на Br21. Данный прирост платежа рассчитывался по стандартной двухкомнатной квартире при нормативном потреблении услуг», – сказал Иван Вежновец.
Первую жировку с новыми тарифами белорусы получат в конце февраля. «Это будут тарифы, которые применяются за услуги, оказанные в январе. Если мы берем в целом платеж за стандартную квартиру, то он составит порядка Br180. При этом у каждого гражданина, у каждого домохозяйства увеличение платежа будет индивидуальным. Все зависит от площади, количества проживающих, объема потребленных услуг, потому что большинство услуг у нас считается по приборам учета. Соответственно сколько человек потребил – воды, электричества и так далее, – столько и заплатит за квартиру», – отметил первый замминистра.
По его словам, тарифы вырастут неравномерно, потому что на стоимость каждой услуги влияют разные факторы. «К примеру, если мы говорим про цены на природный газ, то они не вырастут вообще, потому что стоимость газа для Беларуси не изменилась. Если мы берем иные услуги, например санитарное содержание вспомогательных помещений, то есть, по сути, уборку в подъездах, то тариф вырастет чуть большими темпами, потому что там основной фактор – рост заработной платы обслуживающего персонала. Это все скомпенсировано и нашло отражение в увеличении тарифов», – пояснил Иван Вежновец.
Тарифы на электроэнергию для населения с 1 января 2025 года повышаются на 11,9 %. Для типовой квартиры при нормативном потреблении электрической энергии это составит Br4,51. Однако особый случай – дома, в которых используют электроэнергию на цели отопления. Для них существуют два отдельных вида тарифов.
«Есть отдельный тариф на электроэнергию, которая идет на цели отопления. И есть обобщенный тариф и на общие цели, и на отопление, который по общему счетчику оплачивается. Что касается первого тарифа, который только на отопление, то он сейчас не повышается. Мы его будем увязывать вместе с принятием решения по обычной тепловой энергии, которое будет летом. При этом планируется, что если будет такое решение принято, то тарифы на электроэнергию на цели отопления в чистом виде будут повышены меньшими темпами, чем на тепловую. Тем самым будем стимулировать наших граждан комфортно проживать в домах, которые имеют именно электрическое отопление. Что касается тарифа, который установлен для домов, где электроотопление по общему счетчику вместе считается с иной электроэнергией, то там тариф растет меньшими темпами, чем 11,9 %. Тем самым мы тоже стимулируем граждан и показываем, что в домах с электроотоплением можно комфортно проживать», – обратил внимание Иван Вежновец.
Цены на сжиженный газ для населения в 2025 году увеличены на 5 %. Так, стоимость баллона сжиженного газа весом 21 кг в пределах нормативного потребления – Br24,5. «Сжиженный газ имеет перекрестное субсидирование для промышленных предприятий, которое компенсирует определенную недоплату от населения. Основная статья затрат – это не столько сам газ, сколько его доставка до гражданина. Газоснабжающая организация привозит этот баллон прямо домой гражданину, а это очень высокие затраты на заработную плату водителей, на амортизацию автомобилей. Эти затраты не в полной мере компенсируются гражданами и идут в перекрестное субсидирование. Учитывая социальную направленность нашего государства, мы не закладываем большой рост на сжиженный газ, а сделали рост на уровне инфляции», – сделал акцент первый замминистра.
По информации
БЕЛТА