16.08.2021
В Беларуси будет проводиться рейтинг экологического развития регионов
Все более осложняющаяся экологическая обстановка в мире, повышение уровня загрязнения суши, воздушной и водной среды вызывают потребность в обоснованных и объективных экологических рейтингах оценки окружающей среды и в проведении на их основе анализа ситуации с целью принятия природоохранных мер по улучшению качества окружающей среды.
На международном уровне экологические показатели и рейтинги как на уровне стран, так и на уровне целых регионов проводятся различными международными организациями и подразделениями Организации Объединенных Наций (ООН): Организацией экономического сотрудничества и развития, Европейским агентством по окружающей среде, Комитетом по экологической политике Европейской экономической комиссии ООН, Программой ООН по окружающей среде и др.
В Республике Беларусь методология расчета экологического рейтинга разработана Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и нашла свое отражение в ТКП 17.02-19-2021 (33140) «Охрана окружающей среды и природопользование. Рейтинг экологического развития регионов Республики Беларусь. Технические требования», утвержденном постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 апреля 2021 г. № 5-Т (http://www.ecoinv.by/images/pdf/13.07.2021/ТКП_17.02-19-2021_правила _проведения_работ1.pdf).
Справочно
ТКП 17.02-19-2021 (33140) «Охрана окружающей среды и природопользование. Рейтинг экологического развития регионов Республики Беларусь. Технические требования» введен в действие с 1 июля 2021 года.
Вышеназванная методология экологического рейтинга позволяет ранжировать районы Республики Беларусь по 37 показателям в 3 категориях, каждая из которых имеет свой относительный вес (вклад) в итоговый рейтинг района, – это:
1. Текущее состояние и использование компонентов окружающей среды (вклад – 30 %).
2. Воздействие основных видов экономической деятельности на окружающую среду (вклад – 30 %).
3. Управление воздействием на окружающую среду и эффективность экологической политики (вклад –40 %).
В каждой из 3 категорий выделено от 4 до 6 групп (блоков) показателей и каждая группа (блок) включает от 1 до 4 показателей.
По каждому показателю район получает баллы, количество которых зависит от его позиции по отношению к другим районам в пределах диапазона, задаваемого худшим по этому показателю районом («0» баллов) и желаемой целью («100» баллов).
Аналогичный подход использован и при формировании показателей для экологического рейтинга областных центров и г. Минска, объединивший 31 показатель в тех же 3 категориях.
Результат экологического рейтинга может быть представлен как посредством расчета общего интегрального показателя (индекса), так и при помощи бальной оценки, которая позволяет оценить выбранные категории показателей в зависимости от значений самих показателей. По результатам присвоенных баллов и их градации делается вывод о состоянии анализируемой величины.
Периодичность проведения рейтинга – 1 раз в год.
Расчет рейтинга экологического развития регионов Республики Беларусь позволит оценить экологическое состояние регионов на уровне административно-территориальных единиц, областных центов и г. Минска и обеспечит на регулярной и системной основе формирование и реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на всех уровнях за счет повышения обоснованности принимаемых решений.
По сообщению официального сайта Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь
Минприроды: основные подходы к развитию системы особо охраняемых природных территорий не поменяются
В Беларуси основные подходы к развитию системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) не поменяются, но законодательство будет совершенствоваться. Об этом сообщили БЕЛТА
в пресс-службе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В настоящее время в стране ведется работа по подготовке проекта Экологического кодекса, в котором полностью будут отражены общественные отношения, регулируемые законодательством в области особо охраняемых природных территорий. Проектом не предполагаются изменения существующих в стране основных подходов к развитию системы ООПТ, однако ведется работа по изучению практики применения законодательства для его дальнейшего совершенствования.
«Государственная политика Беларуси в области охраны окружающей среды за последние 20 лет позволила уменьшить негативное воздействие хозяйственной деятельности на целостность экологических систем, а также обеспечить улучшение экологической ситуации в стране, повысить эффективность использования возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов в интересах экономического роста и улучшения условий жизни населения», – отметил Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Масляк на выездном заседании Постоянной комиссии по экологии и природопользованию Палаты представителей.
Создана комплексная система особо охраняемых природных территорий различных категорий, режима охраны и статуса, позволяющая эффективно сохранять уникальные природные богатства Беларуси, площадь которых по состоянию на 1 января 2025 года составляет более 1,9 млн га, или 9,2 % от площади страны.
Белорусские ООПТ признаны на международном уровне. Часть национального парка «Беловежская пуща» является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Национальный парк «Беловежская пуща» и Березинский биосферный заповедник награждены Европейским дипломом особо охраняемых природных территорий Совета Европы. Три ООПТ Беларуси включены во Всемирную сеть биосферных резерватов, созданную в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера».
По информации
БЕЛТА
В Красную книгу Беларуси добавлены 13 видов животных и 5 видов растений
В Красную книгу Беларуси добавлены 13 видов животных и 5 видов растений. Об этом сообщила на пресс-конференции начальник управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Татьяна Железнова, передает корреспондент
БЕЛТА.
В сохранении биоразнообразия Беларуси важную роль играет ведение Красной книги. В результате полномасштабных мониторинговых исследований и детального изучения популяций отдельных видов животных и растений НАН Беларуси были подготовлены новые списки диких животных и дикорастущих растений для включения в Красную книгу.
Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 14 марта 2025 г. № 10 «О редких и находящихся под угрозой исчезновения видах диких животных и дикорастущих растений, включаемых в Красную книгу Беларуси» вступило в силу 31 марта. В него включены списки редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и дикорастущих растений на территории страны. «Добавлено 13 новых видов диких животных и 5 видов дикорастущих растений. Исключено 13 видов диких животных и 58 видов дикорастущих растений. Теперь Красная книга насчитывает 213 видов животных и 310 видов дикорастущих растений», – проинформировала представитель Минприроды.
К концу года выйдет иллюстрированное пятое издание Красной книги. В него войдет информация о местах обитания, о биологии, методах охраны различных видов диких животных и дикорастущих растений.
В Беларуси реализуется 30 планов по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения дикорастущих растений, включенных в Красную книгу, и 13 планов действий по сохранению диких животных.
«На уровне Главы государства и Правительства приняты стратегические и программные документы, на реализацию которых выделяется бюджетное финансирование. Функционирует межведомственный совет по реализации Конвенции о биологическом разнообразии. Он является площадкой для выработки государственных решений, обсуждений проблемы в области биологического разнообразия с участием представителей государственных органов, научных организаций и общественности», – отметила Татьяна Железнова.
Инструменты, позволяющие реализовать государственную политику в области сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, регламентированы Законом «Об особо охраняемых природных территориях». Он касается также растительного и животного мира, безопасности в генно-инженерной деятельности и обращения с генетическими ресурсами.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси пересмотрят национальный план действий по сохранению биоразнообразия
В Беларуси пересмотрят национальный план действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия. Об этом сообщила на пресс-конференции начальник управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Татьяна Железнова, передает корреспондент
БЕЛТА.
«В Беларуси реализуется национальный план действий по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия на 2021–2025 годы, который в этом году совместно с НАН Беларуси будет пересмотрен», – сказала Татьяна Железнова.
Сокращение биологического разнообразия видов связано с климатическими и антропогенными факторами. «Это может привести к катастрофическим последствиям для жизни и здоровья граждан. Необходимо сделать все, что в наших силах, чтобы остановить этот процесс», – обратила внимание представитель Минприроды.
Для остановки процесса утраты биологического разнообразия страны – участницы Конвенции о биологическом разнообразии на 15-й конференции сторон в 2022 году приняли Куньмин-Монреальскую глобальную рамочную программу по биоразнообразию. «Эта историческая рамочная программа устанавливает амбициозный путь для достижения глобального видения мира, живущего в гармонии с природой к 2050 году», – отметила Татьяна Железнова.
Среди ключевых элементов программы – четыре цели, которые необходимо достичь до 2050 года, и 23 задачи на 2030 год. «Программа обеспечивает хорошую основу для глобальных действий в области биоразнообразия, дополняя Парижское соглашение по климату. Она прокладывает путь к климатически нейтральному позитивному по отношению к природе миру к 2050 году», – подчеркнула представитель Минприроды.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси приступили к подготовке проекта Экологического кодекса
Состоялось первое заседание рабочей группы по подготовке проекта Экологического кодекса Беларуси, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
В состав рабочей группы вошли представители различных государственных органов и организаций. Также во встрече принимали участие члены общественно-консультативного (экспертного) совета по развитию предпринимательства при Минприроды, председатели областных и Минского городского комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды, руководители подчиненных Минприроды организаций.
«Основной целью принятия Экологического кодекса является необходимость сгруппировать в один системообразующий акт законодательные акты, регулирующие отношения в этой области, и обеспечить системное правовое регулирование экологических отношений», – отметили в пресс-службе.
На заседании высказывались конструктивные предложения, которые будут учтены в проекте.
Как отметили в Минприроды, сегодня вопросы, связанные с охраной окружающей среды, регулируются множественностью актов законодательства – это законы, указы Президента, Декрет № 7 «О развитии предпринимательства», постановления Совета Министров, ведомственные постановления, ТКП, экологические нормы и правила, санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы.
Представленный к рассмотрению документ подготовлен в соответствии с подходами, которые определены в концепции проекта Экологического кодекса, одобренной в 2024 году Главой государства. Он включает в целом те правовые институты и механизмы, которые сегодня заложены в законах «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране озонового слоя», «Об обращении с отходами», «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране и использовании торфяников», «О гидрометеорологической деятельности».
В отношении охраны компонентов природной среды (земель, недр, лесов, поверхностных и подземных вод, растительного и животного мира) в Экологический кодекс включены отдельные положения Кодекса о земле, Кодекса о недрах, Лесного кодекса, Водного кодекса, законов «О растительном мире» и «О животном мире».
«Принятие Экологического кодекса позволит консолидировать законодательство в области охраны окружающей среды и скорректировать имеющиеся в законах несогласованности, устранить дублирование и множественность норм по одним и тем же вопросам», – добавили в ведомстве.
По информации
БЕЛТА
В Минприроды рассказали о формате проекта «Благополучие народа: земля, ресурсы и природа»
Проект «Благополучие народа: земля, ресурсы и природа» – это уникальный формат взаимодействия, который позволит аккумулировать гражданские инициативы. Об этом рассказали
БЕЛТА в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Как подчеркнули в ведомстве, реализация этого проекта будет способствовать вовлечению широкой общественности в мероприятия Года благоустройства. «Современное гражданское общество играет важную роль в развитии демократии, защите прав и свобод граждан. Благодаря социально значимой деятельности общественных организаций и политических партий успешно и эффективно решаются многие государственные и региональные задачи, развивается международное сотрудничество, реализуются общественные проекты», – рассказали в Министерстве.
Так, при формировании основного Плана мероприятий по Году благоустройства в Минприроды поступали предложения от представителей гражданского общества о включении в него тематических мероприятий.
Учитывая такой интерес и активность граждан Минприроды выступило инициатором создания плана под рабочим названием «Благополучие народа: земля, ресурсы и природа». Этот проект нацелен на координацию работы общественных объединений и политических партий, что в свою очередь позволит повысить уровень реализации инициатив на местах.
«В начале апреля состоялась первая совместная встреча представителей ведомства со Штабом патриотических сил, в рамках которой достигнуты договоренности о разработке стратегии и плана мероприятий для совместной работы под общим названием «Благополучие народа: земля, ресурсы и природа», – обозначили в пресс-службе природоохранного ведомства.
Минприроды совместно со Штабом патриотических сил Беларуси рассматривается вопрос о подписании соглашения о сотрудничестве в части реализации указанного плана. Реализация инициативы позволит оперативно и системно выстроить работу в части реализации гражданских инициатив, выразили уверенность в ведомстве.
По информации
БЕЛТА