16.08.2021
В Беларуси будет проводиться рейтинг экологического развития регионов
Все более осложняющаяся экологическая обстановка в мире, повышение уровня загрязнения суши, воздушной и водной среды вызывают потребность в обоснованных и объективных экологических рейтингах оценки окружающей среды и в проведении на их основе анализа ситуации с целью принятия природоохранных мер по улучшению качества окружающей среды.
На международном уровне экологические показатели и рейтинги как на уровне стран, так и на уровне целых регионов проводятся различными международными организациями и подразделениями Организации Объединенных Наций (ООН): Организацией экономического сотрудничества и развития, Европейским агентством по окружающей среде, Комитетом по экологической политике Европейской экономической комиссии ООН, Программой ООН по окружающей среде и др.
В Республике Беларусь методология расчета экологического рейтинга разработана Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и нашла свое отражение в ТКП 17.02-19-2021 (33140) «Охрана окружающей среды и природопользование. Рейтинг экологического развития регионов Республики Беларусь. Технические требования», утвержденном постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 апреля 2021 г. № 5-Т (http://www.ecoinv.by/images/pdf/13.07.2021/ТКП_17.02-19-2021_правила _проведения_работ1.pdf).
Справочно
ТКП 17.02-19-2021 (33140) «Охрана окружающей среды и природопользование. Рейтинг экологического развития регионов Республики Беларусь. Технические требования» введен в действие с 1 июля 2021 года.
Вышеназванная методология экологического рейтинга позволяет ранжировать районы Республики Беларусь по 37 показателям в 3 категориях, каждая из которых имеет свой относительный вес (вклад) в итоговый рейтинг района, – это:
1. Текущее состояние и использование компонентов окружающей среды (вклад – 30 %).
2. Воздействие основных видов экономической деятельности на окружающую среду (вклад – 30 %).
3. Управление воздействием на окружающую среду и эффективность экологической политики (вклад –40 %).
В каждой из 3 категорий выделено от 4 до 6 групп (блоков) показателей и каждая группа (блок) включает от 1 до 4 показателей.
По каждому показателю район получает баллы, количество которых зависит от его позиции по отношению к другим районам в пределах диапазона, задаваемого худшим по этому показателю районом («0» баллов) и желаемой целью («100» баллов).
Аналогичный подход использован и при формировании показателей для экологического рейтинга областных центров и г. Минска, объединивший 31 показатель в тех же 3 категориях.
Результат экологического рейтинга может быть представлен как посредством расчета общего интегрального показателя (индекса), так и при помощи бальной оценки, которая позволяет оценить выбранные категории показателей в зависимости от значений самих показателей. По результатам присвоенных баллов и их градации делается вывод о состоянии анализируемой величины.
Периодичность проведения рейтинга – 1 раз в год.
Расчет рейтинга экологического развития регионов Республики Беларусь позволит оценить экологическое состояние регионов на уровне административно-территориальных единиц, областных центов и г. Минска и обеспечит на регулярной и системной основе формирование и реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на всех уровнях за счет повышения обоснованности принимаемых решений.
По сообщению официального сайта Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь
Более 1 млн граждан и юрлиц приняли участие в мероприятиях по благоустройству в Беларуси с начала года
В Беларуси с начала года участие в мероприятиях по благоустройству приняли более 1 млн граждан и юридических лиц. Об этом рассказала начальник управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Татьяна Железнова, сообщили корреспонденту
БЕЛТА в пресс-службе Минприроды.
«С начала года участие в мероприятиях по благоустройству приняли свыше 1 млн граждан и юридических лиц», – отметила Татьяна Железнова.
Кроме того, в 2025 году реализуется 90 гражданских инициатив, которые направлены в том числе на озеленение придомовых территорий, обустройство детских и спортивных площадок.
В Беларуси 2025 год объявлен Годом благоустройства. За Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды закреплены девять мероприятий. Среди них – озеленение населенных пунктов, а также территорий вдоль автомобильных и местных дорог. В эти мероприятия также входит регулирование распространения борщевика Сосновского и канадского золотарника. Кроме того, каждая область имеет свои планы с учетом территориальных особенностей и потребностей.
По информации
БЕЛТА
Что предусмотрено стратегией по обращению с отходами производства и потребления до 2040 года
Как в Беларуси совершенствуется система обращения с отходами, рассказал заместитель начальника управления регулирования обращения с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Максим Тарасов на пресс-конференции «Государственная политика в сфере обращения с коммунальными отходами: принятие технических и организационных мер» в
БЕЛТА.
«Проблема в современном мире становится все более острой. Урбанизация и развитие промышленного производства, потребления приводит к увеличению объемов отходов. Неправильное обращение с ними вызывает загрязнение окружающей среды, ухудшение качества воды, воздуха, почвы, негативно сказывается на здоровье человека. При этом некоторые отходы могут повторно вовлекаться в оборот, переработку», – рассказал Максим Тарасов.
В 2024 году в стране образовалось 4,3 млн т твердых коммунальных отходов, из которых использовались 39,8 %. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с другими ведомствами подготовило стратегию по обращению с отходами производства и потребления до 2040 года, цель которой – использовать не менее 90 % твердых коммунальных отходов. Проект утвержден постановлением правительства в августе текущего года.
План разделен на три этапа: до 2030, до 2035 и до 2040 года. Предусмотрены целевые показатели по основным группам отходов. Уже к 2030 году планируется достигнуть уровня использования ТКО не менее 70 %. В числе мер – определение единого государственного органа для регулирования и контроля системы обращения с отходами, ограничение чрезмерного использования упаковки в производстве, стимулирование использования перерабатываемых материалов и др. Продолжится развитие комплексов по переработке и сортировке отходов, поэтапное закрытие мусоропроводов, создание в средних и крупных городах центров по раздельному сбору ТКО.
Некоторые меры уже реализуются. Подготовлен проект закона, которым вносятся корректировки в сферу обращения с отходами. Он сейчас находится на рассмотрении в правительстве. Предусмотрены и другие законодательные новации, направленные на более широкое использование вторичных материалов в производстве, контроль за эксплуатацией полигонов, предотвращение несанкционированных свалок.
Минприроды усилило контроль в сфере обращения отходов. В ходе проверок выявлены нарушения, проводится работа по их устранению. В результате большинство предписаний выполнены. Предприятия, допускавшие нарушения, были временно лишены лицензий для исправления недоработок.
По информации
БЕЛТА
В Минприроды подвели промежуточные итоги Года благоустройства
Начальник управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Татьяна Железнова в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» подвела промежуточные итоги Года благоустройства.
Показатели, на которые ориентируется республиканский план благоустройства, основаны на данных предыдущих лет, отметила Татьяна Железнова. «Ежегодно ведется систематическая работа по наведению порядка на земле, утверждаются планы мероприятий. Это не разовая акция, а планомерный процесс, который продолжается постоянно, – пояснила она. – Участие граждан и заинтересованных организаций стало более активным».
В рамках Года благоустройства за Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды закреплены девять мероприятий. Среди них – озеленение населенных пунктов, а также территорий вдоль автомобильных и местных дорог. В эти мероприятия также входит регулирование распространения борщевика Сосновского и канадского золотарника.
По состоянию на первое полугодие показатели по озеленению уже значительно перевыполнены. При плане высадки 157 тыс. деревьев фактически посажено 279 тыс., при плане в 193 тыс. кустарников – посажено 336 тыс.
Каждая область имеет свои планы с учетом территориальных особенностей и потребностей. «Например, в Брестской области планировалось посадить 39 тыс. деревьев, а посажено 54 тыс., что делает ее лидером по этому показателю. В Витебской области при плане в 10 тыс. посажено 28 тыс. деревьев. Активно ведется работа и по высадке цветов: город Минск при плане в 4 млн цветов посадил 9 млн, несмотря на сложные погодные условия с дождями и холодом. На втором месте по этому показателю находится Гомельская область с 3,5 млн посаженных цветов», – привела примеры Татьяна Железнова.
По информации
БЕЛТА
Минприроды усилило контроль за нарушениями в области обращения с отходами
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды усилило контроль за нарушениями в области обращения с отходами. Об этом заявил на полях III Международной специализированной экологической выставки Ecology Expo заместитель начальника управления координации контрольной деятельности Минприроды Степан Дубницкий, передает корреспондент БЕЛТА.

По словам Степана Дубницкого, контроль в области обращения с отходами включает в себя систему мер, направленных на обязательность соблюдения законодательства в обращении с отходами всеми субъектами хозяйствования и неотвратимость наказания. Контроль в сфере обращения с отходами Минприроды реализует в форме проверок и иных форм контроля, предусмотренных законодательством. Основные требования, предъявляемые субъектам, установлены в законе «Об обращении с отходами». Ответственность за нарушение законодательства предусмотрена ст.16.44 Кодекса об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии с постановлением Совета Министров от 11 апреля 2022 года № 219 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и порядке его исчисления», вред окружающей среде считается причиненным при установлении факта засорения отходами.
«Итоги контрольно-надзорной деятельности в сфере обращения с отходами регулярно рассматриваются в Минприроды. Ежегодно наибольшее количество правонарушений выявляется в части несоблюдения законодательства в области обращения с отходами. Типичными нарушениями являются размещение отходов в несанкционированном месте, необеспечение сбора и разделения их по видам, а также захоронение вторичных материальных ресурсов», – отметил Степан Дубницкий.
Основную часть всех проведенных контрольно-аналитических мероприятий в сфере обращений с отходами составляют мониторинги. Положительный эффект проводимой профилактической работы – заинтересованность субъектов хозяйствования в оперативном устранении нарушений. «Большая часть всех выданных по результатам мониторингов рекомендаций и предписаний выполняется. По выявленным правонарушениям в 80 % случаев составленных административных дел виновные лица освобождены от административной ответственности с вынесением предупреждений. Штрафные санкции, как правило, применяются к виновным лицам, допускающим повторные нарушения», – обратил внимание представитель Минприроды.
При выполнении поручений главы государства, полученных 20 мая 2025 года в ходе совещания по вопросу обращения с отходами и использованию вторичных материальных ресурсов, Минприроды усилило контроль за соблюдением лицензионных требований предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, эксплуатирующими объекты захоронения коммунальных отходов. В ходе проведения контрольно-аналитических мероприятий установлено, что на большинстве полигонов твердых коммунальных отходов присутствует нарушение лицензионных требований.
Степан Дубницкий добавил, что типичными нарушениями были несоблюдение определенного технологического регламента захоронения отходов на полигонах ТКО в части захоронения вторичных материальных ресурсов, отсутствие послойного уплотнения и промежуточной изоляции отходов, дезинфицирующих средств для колес мусоровозов и беспорядочное складирование отходов по всей площади полигона. Предприятия – собственники полигонов ТКО и должностные лица привлечены к административной ответственности. «Хочу обратить внимание, что неустранение нарушений в установленный срок является основанием для приостановления действия лицензии до шести месяцев. Выполнение предписанных мероприятий остается на дальнейшем контроле в ведомстве», – подчеркнул он.
В этом году с учетом одобренных главой государства подходов по усилению административной ответственности за правонарушения, связанные с благоустройством и наведением порядка на земле, подготовлен законопроект «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности».
«В соответствии с действующим кодексом при загрязнении леса и иной древесно–кустарниковой растительности в отношении виновного лица могут быть применены меры административной ответственности как по ст.16.22, так и по ч.3 ст.16.44. Вместе с тем действующие штрафные санкции, предусмотренные ч.3 ст.16.44, в десятки раз выше санкций, установленных ст.16.22. В целях устранения неравенства применяемой административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения, а также для усиления ответственности за эти правонарушения верхние пределы штрафных санкций ст.16.22 предлагается определить на уровне ч.3 ст.16.44», – добавил Степан Дубницкий.
В настоящее время проводится активная работа по подготовке проекта Экологического кодекса Беларуси. Одно из нововведений – термин «накопленный вред окружающей среде», под которым следует понимать вред, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности юридического или физического лица, обязанности по устранению которого не были выполнены в полном объеме. Выявление объектов накопленного вреда будет проводиться посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом проводилась антропогенная деятельность и на которых расположены бесхозные объекты капитального строительства и хранения отходов.
Также в законопроекте определена компетенция органов госуправления на установление порядка выявления, оценки объектов накопленного вреда, введение их в государственный реестр, а также организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
III Международная специализированная экологическая выставка Ecology Expo три дня будет встречать гостей из сферы охраны окружающей среды. В ней с 19 по 21 августа примут участие представители республиканских органов государственного управления, министерств и ведомств из стран ближнего и дальнего зарубежья, белорусских и зарубежных предприятий и международных организаций, ученые. Они обсудят ключевые вопросы развития зеленой экономики, обменяются передовым опытом и продемонстрируют достижения в области охраны окружающей среды.
По информации
БЕЛТА
БВФБ и Минприроды заключили соглашение о сотрудничестве в сфере зеленого финансирования
На полях III Международной специализированной выставки Ecology Expo - 2025, собравшей ведущих климатических экспертов, представителей государственных органов и финансового сектора, состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (БВФБ) и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды в сфере зеленого финансирования. Об этом БЕЛТА
сообщили в БВФБ.

Соглашение направлено на развитие механизмов зеленого финансирования и обращения углеродных единиц в Республике Беларусь. Особое внимание в нем уделено созданию универсальной «зеленой» торговой платформы на базе БВФБ, которая обеспечит учет прав на квоты выбросов парниковых газов и их торговлю в рамках национального углеродного регулирования. Минприроды выразило поддержку инициативе, подчеркнув ее значимость для выполнения климатических обязательств страны и формирования устойчивой экономики.
В рамках выставки председатель правления БВФБ Андрей Аухименя выступил на открытой диалоговой площадке. В своем выступлении он представил ключевые направления работы биржи по созданию инфраструктуры для торговли квотами, разработке нормативной базы и внедрению биржевых инструментов устойчивого инвестирования. Председатель правления отметил, что БВФБ активно работает над формированием нормативной и технологической базы для развития рынка углеродных единиц, опираясь на международный опыт и лучшие практики.
Доклад вызвал живой интерес участников и стал отправной точкой для обмена идеями о том, как объединить усилия финансовых институтов и регуляторов в решении климатических задач, отметили на бирже.
По информации
БЕЛТА
(фото – Белорусская валютно-фондовая биржа)