13.08.2021
МНС: Декларирование физлицами доходов и имущества по требованию налоговой – мера для выявления сокрытых доходов
Декларирование физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов является дополнительной мерой по выявлению сокрытых от налогообложения доходов. Об этом сообщил начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Андрей Ковалевский на онлайн-конференции в БЕЛТА «О предотвращении фактов выплаты зарплаты в конвертах».

(фото – БЕЛТА)
«В Беларуси предусмотрено законодательство о декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов. Это одна из дополнительных мер по выявлению сокрытых от налогообложения доходов. То есть когда идет не прямая проверка предприятия, субъекта хозяйствования, индивидуального предпринимателя, а через расходную часть гражданина выявляется его сокрытие доходов», – отметил начальник управления.
Например, человек неоднократно приобретает имущество, а заработная плата у него либо отсутствует, либо менее бюджета прожиточного минимума. «Тогда сразу возникает вопрос: на какие доходы приобретено имущество? В этих целях и предусмотрено законодательство, которое позволяет через расходную часть человека выйти уже именно на то, что он где-то скрывает свои доходы», – пояснил представитель МНС.
Отвечая на вопрос, как осуществляется контроль за соответствием доходов и расходов граждан, Андрей Ковалевский сказал, что в соответствии с законом о декларировании налоговые органы анализируют различную информацию. «Не секрет, что в налоговый орган направляется большое количество информации. Это информация о приобретении транспортных средств, недвижимого имущества, о доходах граждан, полученных в Республике Беларусь (это данные Фонда социальной защиты населения), информация о денежных переводах, поступающих из-за границы, и ряд другой информации. Налоговый орган самостоятельно без вызова гражданина анализирует эти сведения, а если устанавливается превышение расходов над доходами на сумму не менее 250 базовых величин, то это уже является основанием для истребования декларации о доходах и имуществе и дальнейшей проверки», – пояснил он.
Далее налоговые органы сопоставляют доходы и расходы, составляют соответствующие расчеты. «В течение месяца физическое лицо должно прокомментировать, какие доходы из законных и легальных источников он получил. Это могут быть какие-то кредиты, подарки, займы, продажа имущества или доходы, сведения о которых изначально отсутствовали в налоговых органах», – отметил Андрей Ковалевский.
Если физическое лицо не представит такие пояснения либо не сможет подтвердить, что это были легальные источники доходов на покрытие тех расходов, которые уставил налоговый орган, то сумма превышения расходов над доходами облагается подоходным налогом. Ставка налога в таком случае повышенная и составляет 16 %. «То есть по итогам проверки, если человек не может пояснить источники, составляется акт проверки и ему направляется требование заплатить налог по ставке 16 %», – пояснил начальник управления.
По сообщению
БЕЛТА
Маркировка товаров в ЕАЭС: что нужно знать белорусам и каких новаций ждать
Механизм маркировки товаров средствами идентификации применяется в Евразийском экономическом союзе с 2016 года. В Беларуси создана и своя национальная система маркировки, определен перечень подлежащих ей товаров. Зачем это нужно? В первую очередь для обеспечения законного оборота товаров, защиты прав потребителей, чтобы их не вводили в заблуждение, предлагая фальсифицированную продукцию. Как отработан этот процесс в ЕАЭС и что нового ждать белорусам, рассказал корреспонденту
БЕЛТА заместитель начальника главного управления контроля реализации товаров и услуг – начальник управления электронных систем контроля Министерства по налогам и сборам Вячеслав Майковский.
Как в ЕАЭС создавали систему маркировки
С 2016 года в ЕАЭС была введена маркировка контрольными (идентификационными) знаками изделий из меха. В ходе реализации пилотного проекта на уровне Евразийской экономической комиссии была создана информационная система маркировки, отработан механизм обмена информацией и взаимодействия стран союза при трансграничной торговле. Также были выработаны универсальные требования к контрольному (идентификационному) знаку. Определено, что вся необходимая информация накапливается в национальных сегментах информационной системы маркировки, а при трансграничной торговле другим государствам ЕАЭС передаются данные, достаточные для подтверждения легальности перевозимой продукции. Установлено, что каждая страна союза сама определяет состав информации, подлежащей включению в национальную систему, а вместе с тем и нагрузку на бизнес. Стороны пришли к выводу, что информационная система, созданная в результате пилотного проекта, может быть адаптирована при введении маркировки на другие товары.
Положительный опыт нашел отражение в соглашении о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе, подписанном в 2018 году в Алматы. «Документом определены основные цели создания механизма маркировки. Это обеспечение законного оборота товаров в рамках ЕАЭС, защита прав потребителей и предупреждение действий, вводящих их в заблуждение», – отметил Вячеслав Майковский.
Нормы соглашения регулируют введение на территории стран ЕАЭС маркировки товаров унифицированными средствами идентификации, а также устанавливают общие требования к участникам оборота. Документ носит рамочный характер и может распространяться на широкую группу товаров, перечень которых постоянно увеличивается. В настоящее время соглашение о маркировке является базовым международным договором в этой сфере, в развитие которого принимаются решения Совета ЕЭК и Коллегии ЕЭК, регламентирующие порядок функционирования системы маркировки, ее распространение на различные категории товаров, порядок информационного взаимодействия при трансграничной торговле, а также определяющие средства идентификации, их характеристики, порядок их генерации.
«Созданный механизм маркировки позволяет обеспечивать легальность оборота товаров на территории стран ЕАЭС. Для беспрепятственного перемещения товаров внутри союза для всех государств необходимы единые правила, требования, нормы, условия работы», – обратил внимание Вячеслав Майковский.
Процесс идет активно. Какие товары маркируются в странах союза
Механизм маркировки средствами идентификации внедряется во всех государствах ЕАЭС. «Безусловный лидер в этом направлении – Россия, на территории которой уже сейчас маркируется 31 товарная группа. И в ближайшее время там ожидается завершение ряда экспериментов по маркировке товаров средствами идентификации», – добавил представитель МНС.
Есть три модели применения механизма. Маркировку определенного товара могут ввести на территории всех пяти государств – членов ЕАЭС. Так произошло с меховыми изделиями. Вторая опция – ввести маркировку на территории лишь нескольких стран по мере технической готовности и заинтересованности с обязательным признанием всеми участниками союза средств идентификации и получением кодов маркировки через своих национальных операторов (администраторов). Это касается обуви и ряда других товаров легкой промышленности, духов и туалетной воды, новых резиновых пневматических шин и покрышек, фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек, молочной продукции, упакованной воды, электронных сигарет, безалкогольных напитков и соков, мобильных телефонов, ноутбуков (планшетов), пивной продукции, биологически активных добавок к пище, ветеринарных препаратов, растительных масел, консервированной продукции, кормов для животных. Третий вариант – маркировка товарной группы в соответствии с национальным законодательством каждого государства ЕАЭС в отдельности (алкогольная, табачная продукция, лекарственные препараты).
По мнению Вячеслава Майковского, правовая база для развития механизма маркировки в ЕАЭС сформирована, страны в достаточной мере погружены в эту сферу, для всех участников союза понятны и ясны правила ее введения на своей территории. «Маркировка средствами идентификации динамично развивается в ЕАЭС. Актуален вопрос обеспечения информационного межоператорского взаимодействия для получения кодов маркировки иностранного образца через национальных операторов при экспорте товаров с территории государства, где маркировка не введена, на территорию государства, где введена. А также для взаимного признания средств идентификации при трансграничной торговле между государствами, где введена маркировка. Кроме того, видится целесообразным и необходимым развивать механизм агрегации кодов маркировки, перехода всех государств – членов ЕАЭС на информационный обмен не в рамках межоператорских соглашений, а посредством интегрированной информационной системы союза. Работы в данном направлении ведутся на площадке ЕЭК с активным участием белорусской стороны», – проинформировал Вячеслав Майковский.
Как обстоят дела с маркировкой в Беларуси
Во всех странах союза созданы национальные системы маркировки и определены национальные операторы (администраторы), которые обеспечивают информационное взаимодействие, в том числе при трансграничном перемещении товаров. В Беларуси это РУП «Издательство «Белбланкавыд», подчиненное Министерству финансов. А органом-регулятором в нашей стране является Министерство по налогам и сборам.
В Беларуси в настоящее время введена маркировка изделий из натурального меха, а также молочной продукции, обуви, отдельных товаров легкой промышленности (пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, постельное и столовое белье, новые резиновые пневматические шины и покрышки). Все эти товарные группы не подлежат перемаркировке в России при трансграничной торговле. Средства идентификации белорусского образца признаются в РФ, равно как и средства идентификации российского образца – в Беларуси. В отношении товаров, по которым маркировка на национальном уровне не введена (духи и туалетная вода, минеральная и питьевая вода, биологически активные добавки к пище, ветеринарные препараты и др., за исключением пивной продукции, в том числе безалкогольного пива), национальный оператор выдает белорусским экспортерам коды маркировки российского образца.
Представитель МНС подчеркнул важность унификации подходов к маркировке товаров, недопущения снижения экспортных поставок. С этой целью проводится работа по поэтапному расширению перечня товаров, подлежащих маркировке в Беларуси, что позволяет обеспечивать взаимное признание средств идентификации и снижение операционных издержек, связанных с администрированием процессов. С 1 октября 2025 года в Беларуси вводится маркировка безалкогольных напитков, мобильных телефонов, ноутбуков. В планах на 2026 год – маркировка кормов для животных, смазочных материалов, масложировой продукции, велосипедов, косметики и бытовой химии.
Валерия Гаврилова,
БЕЛТА
Как рассчитываются таможенные пошлины и налоги при ввозе авто для личного пользования, рассказали в ГТК
В Государственном таможенном комитете рассказали о том, как рассчитываются таможенные пошлины и налоги при ввозе авто для личного пользования, сообщает
БЕЛТА.
Размер ставки зависит от года выпуска ввозимого для личного пользования автомобиля. Если с момента выпуска прошло менее трех лет – платежи будут рассчитываться исходя из стоимости и объема двигателя транспортного средства, если от трех лет и выше – от объема двигателя.
Кроме того, в соответствии с положениями Налогового кодекса Республики Беларусь в отношении транспортных средств, ввозимых с целью выпуска в свободное обращение, подлежит уплате утилизационный сбор.
Чтобы предварительно рассчитать платежи за ввозимый автомобиль, можно воспользоваться таможенным калькулятором.
Дополнительно в ГТК напомнили о документах, которые должны быть представлены при ввозе автомобиля на территорию ЕАЭС: документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий право собственности на авто (купчая, договор дарения и др.), документ, в котором содержатся сведения о стоимости авто (договор, спецификация, счет-фактура, счет-проформа и др.), технический паспорт или иные документы, оригинал или нотариально заверенная копия удостоверения многодетной семьи, свидетельство об инвалидности, если декларирование будет осуществляться от имени многодетного родителя или инвалида. Если транспортное средство перемещается не собственником требуется документ, подтверждающий полномочия доверенного лица.
По информации
БЕЛТА
МНС напоминает об уплате налога физлицами на основании декларации о доходах не позднее 2 июня
Министерство по налогам и сборам напоминает, что 2 июня истекает срок уплаты подоходного налога, подлежащего уплате физическими лицами, представившими налоговые декларации о доходах за 2024 год. Об этом сообщили
БЕЛТА в МНС.
Подоходный налог уплачивается на основании извещения на уплату налога, направляемого налоговым органом по почте, лично или в электронном виде в личном кабинете плательщика.
В МНС отметили, что уплату можно произвести в безналичном порядке (через интернет-банкинг, мобильный банкинг, в инфокиосках через систему ЕРИП), а также наличными в отделениях банка или почтовой связи на основании извещения на уплату подоходного налога.
По информации
БЕЛТА
Налоговые консультанты бесплатно разъяснят законодательство 30 мая
Акция по бесплатному разъяснению налогового законодательства Палатой налоговых консультантов состоится 30 мая. Об этом сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Министерства по налогам и сборам.
Акция пройдет с 10.00 до 16.00 в онлайн- и офлайн-форматах. Адрес проведения консультаций в офлайн-формате (по вопросам налогообложения физических лиц и индивидуальных предпринимателей) – Минск, ул. Пугачевская, д.6, этаж 3, ком. 302.
Консультации в онлайн-формате можно получить по следующим темам: вопросы налогообложения физических лиц, индивидуальных предпринимателей, ИП, оказывающих услуги такси и организаций.
Контактные телефоны для получения онлайн-консультаций размещены на официальном сайте и в официальных аккаунтах Палаты налоговых консультантов.
По информации
БЕЛТА
МНС о планируемых новациях правового регулирования сферы игорного бизнеса
В Беларуси будут приняты меры, направленные на дальнейшее цивилизованное развитие сферы игорного бизнеса. Об этом сообщил журналистам Министр по налогам и сборам Дмитрий Кийко, передает корреспондент
БЕЛТА.
Дмитрий Кийко отметил, что сфера игорного бизнеса регулируется в Беларуси с 2010 года и созданная в стране система позволяет своевременно и эффективно реагировать на новые вызовы. На совещании у Главы государства 29 мая был рассмотрен вопрос, какие меры еще необходимо принять, чтобы отрегулировать все правила. Новации предложили закрепить в проекте президентского указа.
«С учетом практики применения, контрольных мероприятий, я даже не могу сказать, что вносятся какие-то совершенно новые требования. Мы, скорее, больше прописываем регламент и обращаем внимание на действующие ограничения. То есть один блок предложений – регламентировать ограничительные меры, которые у нас во многом уже были», – рассказал Министр.
Второй блок вопросов в большей степени касается виртуальных казино, особенно тех, которые ведут деятельность из-за границы. «В настоящее время принимаются меры по блокировке соответствующих сайтов и ссылок. Новация в предложенном проекте указа в том, чтобы на уровне банковских и финансовых учреждений был реализован запрет на вывод денежных средств на счета иностранных организаций, которые связаны с азартным бизнесом», – пояснил Дмитрий Кийко.
По его словам, вынесенный на рассмотрение главы государства документ направлен на дальнейшее цивилизованное развитие сферы игорного бизнеса. Отсюда вытекает третий блок новаций. За последние годы появились новые платежные сервисы: развиваются криптобиржи, граждане все чаще пользуются криптовалютой.
«Разрешается использовать криптовалюту участникам азартных игр, но цивилизованно – через резидентов Парка высоких технологий. И, соответственно, через резидентов Парка высоких технологий иностранные граждане также могут выводить соответствующие выигрыши в криптовалюте», – отметил глава ведомства.
Дмитрий Кийко добавил, что на рынке увеличивается доля виртуальных игорных заведений. Сегодня на них приходится около 70 % всего оборота. Также растет количество иностранных граждан, которые приходят в белорусские игорные заведения. С 2018 по 2024 год фиксируется пятикратный рост и, по последним данным, их около 16 % от всех игроков.
«Это связано с тем, что с 2019 года на нашей территории начали развиваться виртуальные игорные заведения. Все уходит в онлайн», – констатировал Министр.
Что касается введения моратория на игру в долг, в проекте указа прописана норма, в соответствии с которой игорным заведениям запрещено предоставлять денежные средства игрокам. Кроме того, игроков будут проверять на факт принадлежности им предоставленных банковских карт и других средств расчета.
«Плюс, если есть самоограничение, то гражданину запрещен доступ и в обычное игорное заведение, и в виртуальное. Также вносится норма об ограничении в отношении лиц, которые по определениям судов являются должниками по гражданским процессам (либо должны бюджету, либо неплательщики элементов и тому подобное)», – добавил Дмитрий Кийко.
По его словам, по итогам обсуждений Глава государства поддержал предложенные подходы.
По информации
БЕЛТА