05.08.2021
Генпрокуратура – на защите прав и законных интересов несовершеннолетних
Органы прокуратуры Республики Беларусь проверили исполнение законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также реализацию Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
Отмечена положительная динамика основных показателей криминогенной обстановки среди несовершеннолетних в 2020 году: на 20,4 % уменьшилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними; на 15,7 % сократилась численность несовершеннолетних участников преступлений; с 3,0 % до 2,8 % снизился удельный вес преступлений несовершеннолетних.
В 2020 году по всем регионам республики зафиксировано снижение на 44 % числа административных правонарушений несовершеннолетних.
Вместе с тем с учетом растущего с 2019 года числа общественно опасных деяний детей до достижения ими возраста, с которого наступает уголовная ответственность, возможно ухудшение криминогенной ситуации в этой части, если компетентные органы не примут меры по повышению эффективности своей работы.
Последствия безнадзорности несовершеннолетних:
- ежегодно около 550 детей становятся жертвами преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы, а также в области торговли людьми;
- порядка 100 детей каждый год страдают от преступлений в сфере семейно-бытовых отношений.
Вскрыты проблемы и с предупреждением социального сиротства.
Справочно
В 2020 году с 937 до 991 ребенка, или на 6 % увеличилось количество детей, родители которых лишены родительских прав, за первый квартал 2021 года – на 22 %.
Негативные показатели обусловлены такими упущениями в деятельности субъектов профилактики, государственных органов и учреждений, как:
- непроведение индивидуальной профилактической работы с детьми и их законными представителями;
- несвоевременные выявление детей, находящихся в социально опасном положении, и признание их нуждающимися в государственной защите.
В итоге права и законные интересы детей не всегда получали должную защиту.
Например, в ходе посещения одной из семей в Минске установлен факт ненадлежащего выполнения обязанностей по воспитанию и содержанию троих несовершеннолетних.
В частности, дети проживали в антисанитарных условиях и были истощены. Продукты питания дома отсутствовали, мать злоупотребляла спиртными напитками. Обстановка в семье способствовала возникновение угрозы здоровью несовершеннолетних, один из которых являлся инвалидом и нуждался в постоянном уходе.
По данному факту Генеральная прокуратура вынесла предписание о признании детей нуждающимися в государственной защите и помещении их на государственное обеспечение. Дети уже изъяты у матери и переданы в социально-педагогический центр. На сегодня госорганы организовали комплекс мероприятий по восстановлению семьи.
Зафиксирована положительная динамика по возмещению обязанными лицами текущих расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Это говорит о результативной работе субъектов профилактики в данном направлении.
Основными причинами неисполнения в полном объеме названных обязательств прокуроры назвали:
- недостижение размера начисленной заработной платы до уровня средств, подлежащих возмещению;
- отсутствие или утрату профессиональных навыков обязанных лиц, что не позволяло им претендовать на рабочие места с высоким уровнем дохода;
- частые прогулы, длительное нахождение в розыске;
- отсутствие надлежащего контроля со стороны нанимателей и органов внутренних дел за явкой обязанных лиц на работу, прохождением медицинских осмотров;
- непринятие мер по установлению местонахождения скрывшихся обязанных лиц и объявлению их в розыск.
Практика прокурорского надзора показала необходимость совершенствовать законодательство о социально опасном положении детей.
Прежде всего важно повысить уровень защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, которые самовольно ушли на длительный срок из дома, совершили парасуициды, а также тех детей, в семьях которых родители совершили преступления в сфере семейно-бытовых отношений.
В настоящее время в правовых нормах не предусмотрено реагирование на некоторые социальные риски, которые говорят о неблагополучии ребенка. Из-за этого снижена эффективность правозащитного механизма.
Для исправления ситуации Генеральная прокуратура подготовила информацию в Совет Министров относительно корректировки его постановления от 15 января 2019 года № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении».
Всего по результатам проверки прокуроры внесли более 200 актов надзора, инициировали привлечение к дисциплинарной ответственности 129 лиц, к административной – 13 лиц.
По сообщению официального сайта Генеральной прокуратуры Республики Беларусь
«Контролеры и проверяемые – в одинаковом правовом статусе». Андрей Швед о новациях в контрольной деятельности
Контролеры и проверяемые по нормам Указа № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности» находятся в одинаковом правовом статусе. Об этом рассказал журналистам Генеральный прокурор Андрей Швед, комментируя Указ Президента, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
По словам Генпрокурора, ранее проект этого Указа неоднократно вносился на рассмотрение Главы государства. В соответствии с поручением, которое дал Президент, он был доработан. Указ направлен на то, чтобы упростить работу как контролеров, так и проверяемых субъектов.
Без бездумных, необоснованных, ненужных проверок
«Но самое главное, о чем неоднократно говорил Глава государства, – не должно быть бездумных, необоснованных, ненужных проверок. Необходимо снять ненужное давление на экономику, на субъектов хозяйствования, на предпринимателей с тем, чтобы, как люди говорят, их никто не кошмарил и не мешал работать. Это самая главная мысль», – подчеркнул Андрей Швед.
Поэтому была проанализирована практика и обобщены жалобы, заявления предпринимателей, субъектов хозяйствования, бизнес-сообщества по этим вопросам, соответственно, были учтены пожелания.
«Фактически с сегодняшнего дня как контролеры, так и проверяемые находятся в одинаковом правовом статусе и наделяются одинаковыми правами и обязанностями», – отметил Генпрокурор. Он пояснил, что любая проверка может начинаться только с наличия соответствующего документа, в котором четко указаны время, цель проведения проверки и кто это делает. Любая проверка должна заканчиваться итоговым документом.
Как проверяемый, так и проверяющий несут ответственность за нарушение положений указа в равной степени, добавил Андрей Швед. «То есть если проверяющий выходит, например, за предмет проверки, за цель проверки, он несет за это ответственность. С другой стороны, субъект хозяйствования вправе ему отказать предоставить информацию, документы, сказать, что к проверке это не имеет никакого отношения, и он будет прав», – подчеркнул Генпрокурор.
Далее итоговый документ может, а в некоторых случаях должен быть изучен проверяемым субъектом хозяйствования. У него есть широкие права на обжалование в случае несогласия с выводами ревизоров, высказывание своих предложений и т.д.
Запрещено мешать повседневной деятельности добросовестного субъекта хозяйствования
Андрей Швед заметил, что много жалоб было по поводу так называемых мониторингов, и они учтены. Отдельным положением, которое утверждено Указом, мониторинг прописан очень четко, понятно, как и сама проверка. То есть любые проверочные мероприятия стали прозрачными, четкими и понятными, подчеркнул он.
Руководитель надзорного органа обратил внимание, что так же, как и проверка, мониторинг может начинаться только при наличии определенного документа, с указанием, кто мониторит, по какому вопросу проходит мониторинг, и, соответственно, должен быть итоговый документ. При этом для того, чтобы создать более благоприятные условия для экономики, субъектов хозяйствования, по результатам мониторинга предусмотрено освобождение от ответственности, если выявленные нарушения в ходе мониторинга оперативно устраняются.
В Указе имеется ряд других новелл, который направлен на то, чтобы без наличия достоверной информации, без необходимости принятия мер по устранению каких-то нарушений в деятельность субъекта хозяйствования никто просто так не вмешивался.
Например, четко регламентирован запрет для проверяющих мешать повседневной деятельности добросовестного субъекта хозяйствования. «Если субъект добросовестно работает, он должен работать. Люди должны получать зарплату. Экономика должна развиваться», – сказал Генпрокурор.
Одним словом, все новеллы, которые предусмотрены Указом во исполнение поручения Президента, направлены на исключение ненужных проверок. С одной стороны, не должно быть ненужного, излишнего давления на экономику, на бизнес. С другой стороны, процедура фиксации и реагирования на выявленные нарушения прописана очень понятно и четко, подчеркнул Андрей Швед.
Вольницы не будет
Генпрокурор добавил, что принятие этого Указа ни в коем случае не меняет политику работы контролирующих (надзорных) органов. Государство обязано выявлять любые нарушения и реагировать на них. «Это не означает, что должна быть некая вольница – ее не будет, – сказал он. – Конечно, мы понимаем, что проверочных мероприятий – контрольных, надзорных – будет меньше. Но они будут более эффективными – на это направлен Указ».
Проверяемый субъект должен понимать, что в случае нарушений он будет нести ответственность в строгом соответствии с законом, заметил генпрокурор. «Здесь поблажек тоже быть не может», – сказал он. Вместе с тем он добавил, что устанавливаются более четкие, прозрачные, понятные правила, убирается лишнее, например книга учета проверок.
В этой связи руководитель надзорного органа отметил, что та же книга учета проверок для предпринимателей, субъектов хозяйствования была головной болью. Ее нужно было заводить, регистрировать в определенных органах. Теперь этого не потребуется. Цифровизация и другие современные процессы позволили в плане учета контрольных и надзорных мероприятий ввести единую автоматизированную систему, которая обслуживается соответствующим органом. В то же время сами субъекты хозяйствования вправе самостоятельно вести учет того, кто и когда приходит, вести учет мониторингов и других мероприятий при наличии законных оснований их проведения.
Профилактика – во главе угла
Относительно профилактики правонарушений Генпрокурор обратил внимание, что Президент отдельно уделил внимание этому вопросу. Помимо того, что необходимо упростить порядок, облегчить давление со стороны контролирующих органов, красной нитью проходит мысль о важнейшей роли профилактики. «Мы все – контролирующие (надзорные) органы – понимаем, что должны помогать нашим предприятиям не допускать нарушений законодательства, где-то им подсказывать. То есть решается общая задача – повышение эффективности экономики любыми формами и средствами. Но при этом никакого послабления не будет тем, кто нарушает закон», – заключил Генпрокурор.
По информации
БЕЛТА
Игорь Секрета: в Беларуси на уровне государства уделяется много внимания сохранению традиционных семейных ценностей
В Беларуси на уровне государства уделяется много внимания сохранению и сбережению традиционных семейных ценностей. Это отметил заместитель Министра иностранных дел Беларуси Игорь Секрета корреспонденту
БЕЛТА 3 июня во время мероприятия «Оберегая детство: площадка для сотрудничества», посвященного Международному дню защиты детей.
Встреча была организована в Национальном детском технопарке, где вместе со своими детьми приняли участие представители белорусских министерств и ведомств, дипломатического корпуса, агентств системы ООН, бизнеса и негосударственных организаций.
Замминистра выразил признательность администрации Национального детского технопарка за предоставленную возможность провести данное мероприятие совместно с давним партнером Беларуси – ЮНИСЕФ. Он сказал, что маленьким гостям сегодняшнее мероприятие в таком месте придется по душе и, может, для некоторых повлияет на выбор будущей профессии.
«Мы собрались по случаю Международного дня защиты детей, который все вместе отмечали 1 июня. Этот год для праздника юбилейный, он отмечается в 75-й раз и является одним из старейших международных праздников ООН, – подчеркнул Игорь Секрета. – Тогда, в 1950 году, государства – члены ООН, среди которых была и Беларусь, объявили защиту прав, жизни и здоровья детей одним из приоритетных направлений деятельности ООН, а в календаре ООН появился Международный день защиты детей».
По информации
БЕЛТА
Проверок и мониторингов станет меньше. Генпрокурор рассказал подробности нового проекта указа о контрольной деятельности
В случае подписания Главой государства доработанного проекта Указа по вопросам контрольной (надзорной) деятельности, проверок и мониторингов субъектов хозяйствования станет меньше. Об этом сообщил журналистам Генеральный прокурор Андрей Швед по итогам совещания Президента Беларуси Александра Лукашенко с руководством Совета Министров, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Контрольных мероприятий будет меньше. Мы ужесточили в проекте (указа. – Прим. БЕЛТА) требования к обоснованию начала проверочных мероприятий. То есть очень четко прописано, что те, кто приходит проверять, должны обосновать, почему приходят. Если они это не обосновывают, тогда отвечают уже контролеры по всей строгости закона. Поэтому проверок будет меньше, но они должны быть более эффективными. Потому что контролеры в соответствии с указом, если он будет подписан, будут приходить только туда, где есть достоверная информация о нарушениях», – пояснил Генпрокурор.
То же самое, по его словам, касается и проведения мониторингов. «Если раньше были замечания со стороны субъектов хозяйствования, предпринимателей по поводу того, что под видом мониторинга, как они говорят, «кошмарили нас» – этого уже не будет. Процедура примерно такая же, как и проверка: очень жесткие требования и по срокам, и по обоснованию, по результатам. Если пришел (проверяющий. – Прим. БЕЛТА), просто так уже оттуда не уйдешь. Ты должен оставить документ: что делал, с какой целью, почему туда пришел. С этим документом будет работать руководитель субъекта хозяйствования, предприниматель и тогда давать оценку уже действиям контролеров», – сказал Андрей Швед.
Как сообщалось, на совещании 29 мая Главе государства был повторно представлен доработанный проект Указа по вопросам контрольной (надзорной) деятельности. Данный документ ранее уже обсуждался на уровне Президента – совещание по этой тематике состоялось 28 марта. Тогда Главе государства представили проект Указа о повышении эффективности контрольно-надзорной деятельности, доработанный с учетом замечаний и предложений, высказанных на совещании в мае прошлого года. Александр Лукашенко отправил документ на доработку. Одно из главных его требований касалось удобства использования норм документа, изменения стиля и методов работы контролирующих органов с акцентом на повышение эффективности работы. Заинтересованным госорганам ставилась задача найти компромисс, пересмотреть подходы и выдать документ надлежащего качества. Ведь принятый в 2009 году Указ № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», который пока продолжает действовать, уже все-таки устарел, да и сама сфера нуждается в определенных корректировках, причем не только в технических.
По информации
БЕЛТА
Страны СНГ совершенствуют механизмы сотрудничества в борьбе с легализацией преступных доходов
Заседание Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ состоялось 27 мая в Москве. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Исполкома СНГ.
В заседании участвовали представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, а также делегации Антитеррористического центра, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ, Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками, секретариатов Координационного совета генеральных прокуроров, Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований, Совета руководителей миграционных органов, Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма и Организации Договора о коллективной безопасности, представители Международного учебно-методического центра финансового мониторинга, Евразийской экономической комиссии.
Как отметил заместитель генерального секретаря СНГ Нурлан Сейтимов, в настоящее время в мире, несмотря на предпринимаемые государствами меры по обеспечению прозрачности финансовых потоков, совершенствуются способы выведения ресурсов «в тень». «В этих условиях совет оперативно реагирует на современные вызовы и угрозы, вносит достойный вклад в обеспечение безопасности на пространстве СНГ. Слаженная и целенаправленная работа Совета руководителей подразделений финансовой разведки является одним из важнейших направлений взаимодействия в области обеспечения безопасности и правопорядка в странах Содружества», – заявил Нурлан Сейтимов.
По его словам, совет проводит активную работу по совершенствованию нормативно-правовой базы взаимодействия. Так, разработанная советом Концепция сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения является ориентиром для дальнейшего повышения эффективности совместной деятельности. Принят и вступил в силу соответствующий договор. Важный проект совета – создание Международного центра оценки рисков отмывания денег и финансирования терроризма.
Нурлан Сейтимов выразил признательность членам совета за эффективное участие в реализации целевых межгосударственных программ в области укрепления безопасности, подготовке профессиональных кадров.
«Благодарим за высокий уровень взаимодействия и доверия между Исполнительным комитетом СНГ, секретариатом и другими рабочими органами совета, что положительно сказывается на результатах. Убежден, что по всем обсуждаемым вопросам будут приняты согласованные решения, которые станут очередным шагом в укреплении практического взаимодействия подразделений финансовой разведки наших государств в борьбе с терроризмом, легализацией преступных доходов и будут способствовать обеспечению безопасности Содружества», – резюмировал Нурлан Сейтимов.
Участники заседания рассмотрели девять вопросов, охватывающих широкий спектр направлений сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по которым приняты актуальные решения. Подробно обсуждался ход исполнения ранее принятых решений совета, согласованы организационные вопросы, утверждены положение о статусе наблюдателя при совете и план работы на очередной период. Совет рассмотрел ход становления Международного центра оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также предложения по совершенствованию системы обмена информацией между подразделениями финансовой разведки.
Начата работа над созданием методологии проведения наднациональной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Особое внимание совет уделил взаимодействию подразделений финансовой разведки с международными организациями, правоохранительными органами, специальными службами и воинскими формированиями. Была принята к сведению информация, представленная в выступлениях приглашенных лиц, поручено проработать вопросы, касающиеся совместных мер по противодействию транснациональным преступным группам.
Совет также одобрил предложения Исполнительного комитета СНГ в части планирования мероприятий в связи с 35-летием Содружества Независимых Государств.
По информации
БЕЛТА
С какими вопросами обращаются в Национальную комиссию по правам ребенка, рассказали в Минобразования
Главный специалист управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Елена Войтехович рассказала журналистам, с какими вопросами люди обращаются в приемную Национальной комиссии по правам ребенка, передает корреспондент
БЕЛТА.
В Беларуси координирующую роль в сфере защиты прав и законных интересов детей исполняет Национальная комиссия по правам ребенка, она осуществляет контроль и анализирует деятельность госорганов и иных организаций, обеспечивающих защиту прав и законных интересов детей, реализацию различных госпрограмм по их поддержке. «В приемную Национальной комиссии по правам ребенка в первом квартале этого года обратились более 25 человек. Люди нуждались в оказании консультативной юридической помощи, затрагивались вопросы, касающиеся общения с детьми при раздельном проживании родителей, несогласия с действиями государственных органов по вопросам опеки и попечительства над детьми, также интересовались реализацией прав и гарантий, предусмотренных для детей, например, перераспределением на другое место работы», – рассказала Елена Войтехович.
Она отметила, что графики приема граждан членами Национальной комиссии по правам ребенка размещены на сайте Министерства образования, а также Национального центра художественного творчества детей и молодежи, на базе которого функционирует приемная комиссия.
По информации
БЕЛТА