В Беларуси разработан проект Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности
В Беларуси разработан проект Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Об этом сказал сегодня на пресс-конференции «Итоги работы архитектурно-строительной отрасли за первое полугодие 2021 года и перспективы развития стройкомплекса Беларуси» Министр архитектуры и строительства Руслан Пархамович, передает корреспондент БЕЛТА.
«Практически завершена работа с этим документом. Сейчас проект Кодекса находится на рассмотрении в Правительстве. Думаю, в ближайшее время он будет принят», – сказал Руслан Пархамович.
По его словам, Министерство постоянно работает над совершенствованием законодательства в части жилищного строительства. В частности, подготовлен документ, который вносит изменения в некоторые указы, регламентирующие предоставление господдержки при жилищном строительстве. «Внесены определенные изменения относительно порядка и условий предоставления господдержки многодетным семьям и прочим нуждающимся, а также сельхозорганизациям», – добавил Министр.
Помимо этого, Минстройархитектуры ведет серьезную работу по либерализации строительных требований. «Сейчас в стране вместе с 60 строительными нормами действуют еще около 250 документов, которые обязательны при проектировании и строительстве, но разработчиками которых мы не являемся. Это и СаПиНы и некоторые документы Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства энергетики. В настоящее время мы собираем, анализируем информацию и готовимся к тому, чтобы все нормы, имеющие отношение к проектированию и строительству, собрать конкретно под нашим Министерством», – пояснил он.
Министр рассказал, что сейчас рассматривается вопрос о либерализации градостроительной деятельности. «Мы рассматриваем возможность упрощения подходов либо в принципе исключения такого вида документации, как план детальной планировки. Но эта работа пока находится в активной стадии, поэтому не все еще однозначно решено», – отметил Руслан Пархамович.
Один из важных аспектов деятельности Министерства в настоящее время – пересмотр аттестационных требований для допуска к строительной деятельности. «Мы планируем ввести обязательную аттестацию для заказчиков, чтобы повысить их ответственность, а также своевременность и качество строительства», – подчеркнул он.
Также будут внесены корректировки и по аттестации генподрядчиков и генпроектировщиков. «Требования будут ужесточаться. Это делается, чтобы сократить количество незавершенных объектов, а также находящихся в различных стадиях готовности, но которые, к сожалению, не реализуются так, как были задуманы изначально», – подытожил глава Минстройархитектуры.
По сообщению БЕЛТА
Советом Министров 15 мая принято постановление № 266, которым усовершенствованы нюансы архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Беларуси, и закрепленные в нем нормы уже заработали. Какие именно изменения произошли в отрасли и почувствуют ли их не связанные в профессиональном плане со строительством белорусы? Корреспондент БЕЛТА задала эти вопросы начальнику управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Зое Шлег.
Главная цель – гармонизировать акты законодательства
Разработчики обсуждаемого постановления руководствовались необходимостью приведения ряда постановлений правительства в соответствие с Кодексом об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, указами Президента от 31 января 2025 г. № 46 «Об особенностях строительства и приемки объектов в эксплуатацию» и от 31 марта 2025 г. № 130 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь». Представитель Минстройархитектуры заметила: документом под номером 266 внесены изменения в 29 постановлений Правительства, еще 48 постановлений или их структурных элементов признаны утратившими силу. Итак, какие корректировки произошли?
Во-первых, постановлением № 266 определен состав работ, без выполнения которых жилые дома могут приниматься в эксплуатацию после внесения изменений в проектную документацию. В перечень включено восемь наименований работ, среди них оклейка обоями, окраска стен, потолков и полов, облицовка стен, покрытие полов, установка встроенной мебели и электрических плит и не только. При этом начальник управления ведомства добавила, что данное правило не распространяется на жилые дома, которые строятся с государственной поддержкой: с использованием субсидий, льготных кредитов, одноразовых субсидий, кредитов, выдаваемых банками на возведение и реконструкцию жилых помещений.
Во-вторых, документом утверждено положение, которым определен порядок принятия областными и Минским городским исполкомами решений о разрешении размещения на территории области и столицы – в данном случае исключениями являются территория Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень», земли сельскохозяйственного назначения и лесного фонда – объектов строительства с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования.
Для получения разрешения, как прокомментировала специалист, юрлицо или индивидуальный предприниматель должны подать в исполком по территориальной принадлежности документы по перечню, в который входит в том числе архитектурно-планировочная концепция объекта. Для принятия решения концепция выносится на общественное обсуждение. После его завершения архитектурно-градостроительным советом при исполкоме формируется протокол, который направляется комиссии по общественному обсуждению и организатору этого обсуждения, тот в течение трех рабочих дней предоставляет протокол исполкому. Изучив документы, исполком принимает решение о разрешении размещения объектов с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования на предоставленном участке либо об отказе в таком размещении. Уведомление о решении направляется в течение четырех рабочих дней со дня его принятия.
Перечисленные новации – основные, но ими перечень законодательных новелл в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности не ограничивается. В частности, было утверждено положение о порядке формирования и комплектования проектной документации в электронном виде, которым определены требования к проектной документации, оформляемой в электронном виде, в том числе к форматам файлов, их содержанию и структуре, установлен и порядок формирования и комплектования проектной документации.
Принята также форма примерного договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и ведение авторского надзора. «Договор является основным документом, регулирующим взаимоотношения заказчика и подрядчика при разработке предпроектной и проектной документации, выполнении изыскательских работ или ведении авторского надзора за строительством, – добавила начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Зоя Шлег. – Установление единой формы договора, по мнению разработчиков, позволит обеспечить единообразный подход к созданию проектной документации, будет способствовать улучшению ее качества и сокращению сроков подготовки».
В новой редакции изложено и положение о порядке заключения, исполнения и расторжения договоров создания объектов долевого строительства и условиях привлечения денежных средств при этом. «Совет Министров наделен полномочиями по определению порядка заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства, формированию цены такого договора, установлению условий привлечения денежных средств при выполнении долевого строительства и порядка направления граждан на строительство объектов долевого строительства», – прокомментировала представитель профильного ведомства.
Среди основных вводимых в этой связи новаций: закрепление порядка формирования состава дольщиков из числа граждан, состоящих на учете нуждающихся, обязанность застройщиков привлекать денежные средства дольщиков только на специальные счета, открытые для каждого объекта при долевом строительстве, и совершенствование порядка определения цены договора создания объекта долевого строительства.
В числе новаций, о которых рассказала начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли, также утверждение положения о порядке формирования неизменной договорной, то есть контрактной, цены на подрядные работы. Главные изменения заключаются, например, в расширении предмета регулирования: установлен порядок формирования неизменной цены на подрядные работы по объектам текущего ремонта и объектам пятого класса сложности. Проведена также корректировка методов формирования цены предложения подрядчика, дополнен перечень случаев корректировки неизменной цены. Предусмотрены и прочие новшества.
Постановление № 266 вступило в силу 6 июня и специалисты строительной отрасли убеждены: его принятие поможет сделать функционирование всего стройкомплекса республики продуктивнее и рациональнее.
По информации БЕЛТА
Министерство архитектуры и строительства определило статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ за май. Это предусмотрено постановлением ведомства от 2 июня 2025 г. № 68, сообщает БЕЛТА.
Документом установлены статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ, в том числе эксплуатации машин и механизмов (средний по стране – 100.7784), строительных материалов, изделий и конструкций (средний по стране – 100.6386). Индексы рассчитаны за май 2025 года к апрелю 2025 года.
Также постановлением установлены статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия, указанные за май 2025 года к маю 2024-го. Средний индекс по стране составил 114.7011.
Документ вступает в силу после официального опубликования.
По информации БЕЛТА
Основные положения Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов по вопросам образования» вступают в силу с 1 сентября. Принципиально новые нормы не вводятся. По сути, это дошлифовка Кодекса об образовании, носящая технический, практический и оперативный характер. При корректировке в первую очередь учитывалась правоприменительная практика. В целом изменения направлены на совершенствование государственной образовательной политики, повышение качества образования, дальнейшее укрепление престижа белорусской системы образования. О положениях закона корреспонденту БЕЛТА рассказал член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Сергей Клишевич.
Какие изменения затронут непосредственно школы
«Исходя из практики правоприменения расширяются возможности организации бесплатного подвоза детей. Например, ранее существовали небольшие формальные проблемы, когда, скажем, подвоз не мог производиться в рамках одного населенного пункта (а это чувствительный вопрос для больших агрогородков). Также подвоз теперь может быть организован в шестой школьный день, причем не только в школу, но и, например, на экскурсии и другие культмассовые мероприятия», – рассказал Сергей Клишевич.
Родителям нужно знать, что теперь законодательно исключается возможность дистанционного обучения в других странах при получении общего среднего образования на территории Республики Беларусь. «В нашей школе совместно с освоением содержания учебных программ проводится воспитательная работа, в основу которой заложена идеологическая и патриотическая составляющая, традиции и культура белорусского государства. Поэтому для обучающихся на территории Беларуси обязательны для изучения такие учебные предметы, как «История Беларуси», «Белорусский язык», «Белорусская литература», раздел «География. Беларусь» – дистанционные школы в других государствах не преподают такие предметы, – отметил депутат. – В кодексе закреплено также требование о ношении учащимися школ одежды делового стиля, хотя, заметим, это не новация, а закрепление уже сложившейся практики».
Ряд новых позиций касается также централизованного экзамена. «По обращениям родителей введена норма для освобождения 11-классников от ЦЭ по медицинским показаниям. Это дети с серьезными заболеваниями, которые обучаются на дому и которые, возможно, не планируют получение высшего образования – для них это право, а не обязанность. Сейчас такая норма действует лишь в отношении учащихся 9-х классов, – пояснил парламентарий. – Еще одно изменение касается тех, кто получил на ЦЭ ноль баллов. Они смогут пересдать экзамен в августе, потому что сегодня школьники с нулевым результатом не получают сертификат ЦЭ и аттестат. Им выдается только справка об обучении, а для получения аттестата приходится ждать год и сдавать аттестацию в порядке экстерната. Такая же норма о пересдаче в резервные дни или иные сроки коснется тех, кто не явился на ЦЭ по уважительным причинам».
Кто может получить статус «бизнес-школа»
«В Кодекс об образовании были включены нормы, направленные на совершенствование системы бизнес-образования. Теперь Министерство экономики по согласованию с Министерством образования сможет предоставлять статус бизнес-школ учреждениям высшего образования (ранее такой статус могли получать только коммерческие организации). Норма касается учреждений высшего и дополнительного образования взрослых и их структурных подразделений в том случае, если они реализуют программы, направленные на формирование знаний и навыков, необходимых для управления в коммерческих организациях. Это и есть ключевой критерий отнесения к категории бизнес-школ. На практике такие структуры занимаются корпоративным обучением и бизнес-консалтингом, помогают решать бизнес-задачи и развивать бизнес. Таким образом государственные учреждения входят в ту нишу рынка консалтинга, где ранее был представлен в основном частник, что увеличит конкуренцию и повысит качество услуги в этой сфере», – уточнил Сергей Клишевич.
Как планируется реализовать программу подготовки водителей в сельских школах
«Норма существовала и ранее. Новшество изменений кодекса заключается в том, что теперь ее действие распространяется на учреждения общего среднего и специального образования всех поселков городского типа республики. В данных населенных пунктах особенно актуальна для молодых людей возможность и умение управлять сельскохозяйственной техникой и в целом механическими транспортными средствами. Эта норма будет расширять возможности для развития молодых людей, а также способствовать обеспечению их полезной занятости, – рассказал депутат. – С этой целью в кодекс внесены дополнения по предоставлению возможности освоения учащимися 10–11-х классов специализированных лицеев, суворовских военных училищ, кадетских училищ, иных учреждений общего среднего и специального образования, расположенных в городском поселке, сельском населенном пункте, образовательной программы подготовки водителей механических транспортных средств, самоходных машин».
По его словам, учреждение общего среднего образования, расположенное в городском поселке, сельском населенном пункте, специализированный лицей, суворовское военное училище и кадетское училище наряду с программами общего среднего образования могут также реализовывать образовательную программу подготовки водителей механических транспортных средств, самоходных машин. «Данная норма обусловлена принципом равенства в образовании независимо от типа учреждения общего среднего образования. Эта программа может быть реализована в республиканском государственно-общественном объединении «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь, – пояснил парламентарий. – При реализации образовательных программ общего среднего образования по запросам законных представителей учащихся учреждения образования сверх учебных часов, предусмотренных учебным планом учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, могут проводить стимулирующие занятия на платной основе на основании договора о возмездном оказании услуг».
Распределение и перераспределение выпускников. Новации, социальные гарантии для молодых специалистов
«Кодексом предусматривается обязательность согласования учреждениями образования распределения, перераспределения выпускников с организациями – заказчиками кадров, исполнительными комитетами, отдельными отраслевыми министерствами, что направлено на совершенствование подходов к трудоустройству выпускников, закрепление молодых специалистов на рабочих местах. Для этого Правительству предоставляются полномочия на определение иных, помимо предусмотренных в кодексе, случаев, осуществление перераспределения, перенаправления выпускников, молодых специалистов и рабочих. Например, перераспределение на службу в силовые структуры, – подчеркнул Сергей Клишевич. – Также меняются условия, при которых определенные периоды засчитываются в срок обязательной работы по распределению (перераспределению). Так, периоды военной, альтернативной службы, нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет могут быть засчитаны в срок обязательной работы по распределению, если они будут приходиться на время отдыха, предоставляемого выпускникам, или обязательной работы по распределению».
Также предусматривается, что при трудоустройстве выпускник в течение срока обязательной работы обязан предъявить, а наниматель обязан потребовать свидетельство о направлении на работу, или справку о самостоятельном трудоустройстве, или вступившее в законную силу решение суда о взыскании средств, затраченных государством на подготовку специалиста. «Норма вводится в связи с тем, что законодательством выдача справки предусмотрена, а обязанность или право нанимателя ее потребовать не закреплена соответствующими нормами, что в ряде случаев приводит к тому, что выпускники не прибывают к месту распределения», – отметил депутат.
«Среди новаций – норма о том, что молодым специалистам, уволенным в связи с призывом, но не направленным для прохождения службы, теперь предоставят гарантию на занятие прежней должности в течение десяти дней со дня получения соответствующего уведомления от военного комиссариата (ранее срок был 5 дней). Если призывник заболеет или воинские части будут укомплектованы, молодого человека обязаны взять обратно на работу, откуда недавно уволили, – рассказал Сергей Клишевич. – Что касается территориальных вопросов, то, как и ранее, действует норма о том, что если первое рабочее место, куда направлен по распределению молодой специалист, расположено в населенном пункте, который не является местом жительства выпускника вуза и предполагает переезд в другой город, то молодому специалисту положено единовременное пособие в размере месячной тарифной ставки. Расходы за аренду жилья не являются обязательными к возмещению. Если наниматель принимает такое решение, то самостоятельно определяет их размер, а также порядок и условия компенсации».
В кодексе устраняется пробел в регулировании вопросов, связанных с трудоустройством лиц, направленных на работу в соответствии с договором о целевой подготовке в случае ликвидации организации – заказчика кадров. Предусматривается, что от возмещения затраченных государством средств в этом случае выпускники освобождаются при невозможности предоставления им нового места работы путем перенаправления на работу.
Закон также уточняет ответственность заказчиков кадров. «В целях усиления ответственности заказчиков целевой подготовки предусматривается обязанность организации – заказчика кадров возместить средства, затраченные государством на подготовку специалиста, рабочего, служащего, в случае необоснованного расторжения или невыполнения условий договора о целевой подготовке специалиста с высшим образованием, специалиста (рабочего) со средним специальным образованием, рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием. В настоящее время такая обязанность предусмотрена только соответствующим договором целевой подготовки», – пояснил парламентарий.
Появилась возможность предоставления грантов иностранным гражданам. «Кодексом предусматривается грант на обучение иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим за рубежом, по образовательной программе подготовки лиц к поступлению в учреждения высшего и среднего специального образования, что направлено на продвижение интересов Республики Беларусь, – отметил депутат. – Ранее проблема была в том, что одним из основных условий предоставления грантов на обучение является знание русского языка. Что практически невозможно обеспечить в перспективных с точки зрения политического и торгово-экономического сотрудничества странах Африки, Латинской Америки и Азии. Небольшая распространенность русского языка в указанных регионах является сдерживающим фактором и существенно снижает привлекательность нашего образования. При этом само изменение не повлечет увеличения бюджетных расходов, поскольку будет осуществляться в рамках 100 ежегодно выделяемых грантов, предусмотренных Указом Главы государства от 12 июня 2018 г. № 232 «О грантах на обучение».
Приемные родители и родители-воспитатели теперь приравниваются к педагогическим работникам. Почему им дан такой статус
«Действительно, с 1 сентября приемные родители и родители-воспитатели официально получат статус педагогических работников. Это означает повышение уровня социальных гарантий для данных категорий, получение оплаты за свой труд и признание государством значимости их деятельности. В каждой области республики таких родителей несколько сотен. Это решение станет стимулом для других граждан принять в семью детей, оставшихся без опеки», – дополнил Сергей Клишевич.
По информации БЕЛТА
Подходы к порядку строительства и кредитования жилья усовершенствованы в стране. Это предусмотрено указами Президента № 95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве» и № 94 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» от 6 марта 2025 г., сообщает БЕЛТА.
Указ № 95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве» принят для создания единого нормативного документа по предоставлению гражданам государственной поддержки при улучшении жилищных условий. В нем объединены все существующие в стране формы такой поддержки. Размеры государственной поддержки установлены на действующем уровне. Категории, имеющие право на нее (все гражданские и военные), порядок и условия ее предоставления сохраняются.
Указ предусматривает три формы господдержки при строительстве или приобретении жилья: льготные кредиты на строительство одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, а также на приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, построенных по госзаказу (21 категория граждан), одноразовые субсидии на строительство или приобретение жилья (17 категорий граждан), финансовая помощь государства в возврате задолженности по льготным кредитам (для многодетных и молодых семей, при рождении детей). Отдельные категории граждан могут иметь право на все формы государственной поддержки.
Среди основных новаций Указа – исключение граждан из участия в процессе долевого строительства и предоставление льготных кредитов только на покупку квартир в многоквартирных жилых домах, построенных по государственному заказу (при этом по индивидуальным жилым домам сохраняется кредитование на строительство и покупку). Кроме того, субсидии на погашение долга и процентов по коммерческим кредитам на строительство жилья замещаются льготными кредитами. В населенных пунктах с численностью до 20 тыс. льготные кредиты будут предоставляться для покупки жилья как на первичном рынке (построенного по государственному заказу), так и на вторичном.
Указом № 94 в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215, которым введен механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть госзаказа заключается в том, что возводятся жилые дома госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства. Льготный кредит на строительство жилого дома предоставляется организации-заказчику. После ввода дома в эксплуатацию и заключения договоров купли-продажи с гражданами задолженность по льготным кредитам переоформляется на граждан.
Указ предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. В числе новаций также продажа жилья, построенного по госзаказу, всем гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (прежде – только имеющим право на господдержку).
Все изменения вступили в силу с 1 июня 2025 г. Государственная поддержка по жилым домам, возведение которых начато до указанной даты, будет вестись на прежних условиях.
По информации БЕЛТА
С 1 июня вступают в силу подписанные 6 марта Главой государства указы № 94 и № 95, направленные на совершенствование подходов к порядку строительства и кредитования жилья. Как законодательные новеллы скажутся на сроках получения квартир и к каким изменениям готовиться очередникам, корреспондент БЕЛТА поинтересовалась у заместителя начальника главного управления строительства и жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инны Пинковской.
Так, главная цель Указа № 95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве», по словам специалиста, заключается в создании общего всеобъемлющего документа по предоставлению гражданам государственной поддержки при улучшении жилищных условий. В нем объединены все существующие в стране формы такой поддержки. Представитель Минстройархитектуры подчеркивает: документ изложен простым и доступным языком, понятным как профессионалам, которые будут им руководствоваться для принятия решений, так и далеким от строительства людям, желающим улучшить свои жилищные условия путем возведения жилья с государственной поддержкой.
Размеры господдержки установлены на действующем уровне, сохраняются и категории, имеющие на нее право, как и порядок и условия предоставления господдержки. Указ предусматривает три формы господдержки при строительстве или приобретении жилья. На льготные кредиты на строительство одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, а также на приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, построенных по госзаказу, может претендовать 21 категория граждан. Одноразовые субсидии на строительство или приобретение жилья доступны 17 категориям граждан. Финансовая помощь государства в возврате задолженности по льготным кредитам выделяется многодетным и молодым семья при рождении детей. Вместе с тем, как было отмечено, отдельные категории граждан могут иметь право на все формы государственной поддержки.
«Сохранены и направления использования льготных кредитов и одноразовых субсидий. Очередники, имеющие право на получение господдержки, могут с их использованием возвести или реконструировать индивидуальный жилой дом подрядным или хозяйственным способом, имеют право и на приобретение жилого помещения, построенного по государственному заказу, – добавила Инна Пинковская. – Многодетным семьям при использовании льготных кредитов или одноразовых субсидий позволяется приобрести жилье на первичном или вторичном рынке. Дополнительно предусмотрено: в населенных пунктах до 20 тыс. льготные кредиты будут предоставляться для покупки жилья как на первичном рынке (построенного по государственному заказу), так и на вторичном. Эта норма подготовлена для поступательного развития небольших населенных пунктов».
Среди основных новаций Указа – исключение граждан из участия в процессе долевого строительства и предоставление льготных кредитов только на покупку квартир в многоквартирных жилых домах, построенных по государственному заказу. При этом замначальника главного управления строительства и жилищной политики обращает внимание, что по индивидуальным жилым домам сохраняется кредитование на строительство и покупку. Кроме того, субсидии на погашение долга и процентов по коммерческим кредитам на строительство жилья замещаются льготными кредитами.
В то же время свежим Указом № 94 в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215, которым введен механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть госзаказа заключается в том, что возведение жилых домов ведется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства. Льготный кредит на строительство жилого дома предоставляется организации-заказчику. После ввода дома в эксплуатацию и заключения договоров купли-продажи с гражданами задолженность по льготным кредитам переоформляется на граждан.
«На темпах строительства жилья это никак не скажется, просто многоквартирные жилые дома, какие раньше возводились по долевым договорам или в составе жилищно-строительных потребительских кооперативов, переводятся на строительство по госзаказу, – прокомментировала сотрудник Минстройархитектуры. – Такой способ более приемлем для граждан, так как отныне они не столкнутся с переносами сроков ввода жилья в эксплуатацию или изменением стоимости квартиры в процессе ее строительства, соответственно, отпадет необходимость брать кредит во время стройки. После завершения строительства заказчик получит полностью готовую для проживания квартиру. Никаких проблем не возникнет точно».
Указ предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. В числе подготовленных новаций также продажа жилья, построенного по госзаказу, всем гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, тогда как теперь – только имеющим право на господдержку.
Все изменения вступают в силу с 1 июня 2025 г. Государственная поддержка по жилым домам, возведение которых начато до указанной даты, будет вестись на прежних условиях.
По информации БЕЛТА