29.04.2021
Треть поступающих в Администрацию Президента жалоб – из Минска
За три месяца в главное управление по работе с обращениями граждан и юридических лиц Администрации Президента поступило 5726 обращений, что на 17 % меньше по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. О тематике корреспонденции корреспонденту БЕЛТА рассказал начальник управления Григорий Шлык.
С начала года повторных обращений поступило 1137, что на 27 % меньше по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Уменьшилось и количество коллективных обращений – до 191 (на 30 %).
«В разрезе регионов наибольшее количество писем пришло из Минска (28 %), наименьшее – из Гродненской (7 %), Витебской (8 %) и Могилевской (8 %) областей, – отметил Григорий Шлык. – Уменьшение поступивших обращений зафиксировано по всем регионам. Снижение отмечается практически по всем основным тематикам: органы внутренних дел, здравоохранение, социальное и пенсионное обеспечение, судебные вопросы, землеустройство и землепользование, архитектура и строительство, образование и наука, органы юстиции. Как и ранее, больше всего обращений поступило по вопросам жилья и жилищно-коммунального хозяйства, они были из всех регионов».
Самые большие претензии – к качеству работ, выполняемых во время капитального ремонта, затягивание сроков их выполнения. «Как пишут люди, они неделями и даже месяцами вынуждены жить без элементарных удобств – воды, света, газа. Недостатки в системе работы местной вертикали и подведомственных служб ЖКХ особенно ярко заметны при работе с заявками на портал 115.бел. Система, созданная для оперативного реагирования на поступающие заявки жителей и незамедлительного (либо к установленному сроку) устранения указанных в них недостатков, срабатывает в недостаточной степени. В Минжилкомхоз направлено письмо, в котором обращено внимание на систематические жалобы граждан по этому вопросу, поступающие в Администрацию Президента», – подчеркнул начальник главного управления по работе с обращениями граждан и юридических лиц.
По его словам, в корреспонденции также звучало недовольство и объемами капитального ремонта. Люди считают, что поскольку они вносили отчисления на протяжении десятков лет, то имеют полное право на полноценный капитальный ремонт с утеплением дома, заменой окон, коммуникаций и оборудования в квартирах. В 2021 году после усиления морозов регулярно стали возникать перебои с отоплением, водоснабжением, электричеством, что вызвало обоснованные претензии жителей населенных пунктов.
Особого внимания требуют вопросы жизнеобеспечения граждан, проживающих в сельской местности. Сельчан все больше беспокоят условия проживания, они негативно реагируют на закрытие учреждений образования и здравоохранения, отсутствие магазинов, почтовых отделений и других объектов инфраструктуры, а также проблем, связанных с транспортным сообщением, что значительно ухудшает их жизнь. Остро был обозначен вопрос питьевого водоснабжения в регионах, в частности качества воды.
«Остаются актуальными вопросы архитектуры и строительства. Прежде всего они волновали жителей Гомельской, Минской, Могилевской областей и Минска. Претензии высказывались в первую очередь к качеству строительства жилых домов, нарушению сроков выполнения работ, что приводит к удорожанию стоимости квадратных метров. Социальное напряжение повлекла остановка возведения в Минске ЖК «Грушевский посад». Участники строительства настойчиво просят Президента достроить их дома за счет государства и средств застройщика ООО «Жилстройкомплект», привлечь его руководителей к уголовной ответственности за хищение их денег», – обратил внимание Григорий Шлык.
Как и прежде, граждан волновали вопросы уплотнения сложившейся жилой застройки. По их мнению, строительство новых объектов создает нагрузку на действующую инфраструктуру, что в свою очередь негативно сказывается на качестве жизни. «Регулярно поступают из всех регионов страны жалобы на отсутствие соответствующей инфраструктуры в районах индивидуальной жилой застройки. Люди отмечают, что власти годами не выполняют обещания о строительстве дорог, водо-, газо- и электроснабжения. Кроме того, остаются проблемными вопросы трудовой занятости. Существующую контрактную систему люди называют кабальной, не отвечающей интересам простого труженика, поскольку они ничем не защищены. По истечении контракта наниматель без объяснения причин может не возобновить трудовые отношения. Возможное закрытие предприятий вызывает вполне обоснованную тревогу работников, люди боятся остаться без работы и средств к существованию», – рассказал начальник главного управления.
«Что касается здравоохранения, то в I квартале 2021 года люди чаще поднимали вопросы невозможности получить качественную медицинскую помощь (особенно несовершеннолетним детям) из-за отсутствия регистрации того или иного препарата. Волновал население и рост цен на лекарственные препараты, неподъемная стоимость лекарств для лечения редких видов заболеваний», – продолжил Григорий Шлык.
В I квартале 2021 года приходило много откликов на VI Всебелорусское народное собрание, вносились предложения по внесению изменений в Конституцию.
Жители приграничных с Украиной районов были обеспокоены отсутствием возможности пересекать границу, чтобы навещать родственников, ухаживать за могилами предков. Особую остроту проблема приобрела в канун больших религиозных праздников.
Григорий Шлык обратил внимание, что количество посещений гражданами приемной Администрации Президента Республики Беларусь в I квартале этого года по отношению к IV кварталу 2020 года увеличилось с 546 до 595, или на 9 %. Но по отношению к аналогичным периодам 2019 и 2020 годов эти показатели ниже. То есть тенденция существенного падения, вызванная пандемией и связанными с нею ограничительными мерами, постепенно меняет свой вектор в сторону роста.
В приемную в основном обращались граждане среднего и пожилого возраста. Они на приемах преимущественно поднимали вопросы так называемых традиционных тематик: необходимость повышения пенсионного обеспечения, качество медицинского обслуживания, высокая стоимость лекарств, объем и качество выполняемых работ при капитальных ремонтах многоквартирных жилых домов, благоустройство территории районов проживания и несвоевременный ремонт дорог.
Складывающаяся общественно-политическая ситуация в определенной мере также повлияла на спектр тематики обращений. Увеличилось их количество по вопросам культурно-нравственного воспитания молодежи, необходимости внесения изменений в образовательный процесс на всех уровнях обучения, в первую очередь с точки зрения серьезного усиления патриотической составляющей.
Представителей молодого поколения волновали вопросы уровня заработной платы, своевременности ее выплаты и условия строительства жилья с государственной поддержкой.
По сообщению
БЕЛТА
Эффект от командировок и совещаний вне рабочего времени. Дмитрий Крутой о выполнении требований Президента
Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой, отвечая на вопросы журналистов, рассказал о требованиях Главы государства по эффективности загранкомандировок, проведению совещаний вне рабочего времени и соблюдению информационного баланса в СМИ, передает БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
Помимо подготовки большого совещания по развитию Витебской области, во время доклада внимание было сосредоточено на таких темах, как информационная работа, совершенствование механизмов командирования за границу и организация рабочего процесса с учетом требований Директивы № 11.
Дмитрий Крутой рассказал, что Президент интересовался соблюдением так называемого информационного баланса между ветвями власти, высшими должностными лицами, органами власти, министрами. «Насколько мы актуально и злободневно чувствуем проблематику и те вопросы, которые мы должны доводить до населения и разъяснять населению. Насколько госорганы активно занимаются этой работой и контролируют эти процессы», — пояснил Глава Администрации Президента.
«Президент сказал, что есть отдельные удачные примеры», — добавил он. В качестве примера названа совместная работа КГК с телеканалами и печатными СМИ, их рубрика «На контроле Президента», когда резонансные, значимые случаи экономической, социальной повестки журналисты последовательно отслеживают и доводят до конца, контролируют со своей стороны.
Дмитрий Крутой считает также позитивным пример освещения на телеканалах и в других СМИ проблем организации торговли в сельской местности. «Журналисты, многие процессы сопровождая, подстегивают наших чиновников, и есть хороший отклик от граждан», — сказал он.
По данным Администрации Президента, продолжительное время топ‑три тем, с которыми обращаются граждане, практически не меняется. Это ЖКХ, цены, медицинские услуги. «Президент сказал сегодня, что вот этих министров фактически не видно на экранах, они никоим образом не выступают, нет хороших тематических сюжетов, посвященных этим проблемам. А появляться только в рамках итоговых или промежуточных коллегий — это не информационная работа со стороны наших отраслевых ведомств», — проинформировал Дмитрий Крутой.
Он напомнил, что у должностных лиц, парламентариев, руководителей на местах есть свои сферы ответственности в части ведения информационной работы. Например, за экономику отвечает Премьер-министр, за контрольную деятельность — генеральный прокурор и КГК, палаты парламента — за работу с местными органами власти и так далее. «Президент сказал эту информационную работу по блокам значительно усилить. Ну а мы в Администрации Президента постараемся с помощью СМИ координировать все эти процессы», — подчеркнул Дмитрий Крутой. Он обратил внимание, что многие аспекты идеологической, информационной работы всей вертикали отражены в недавно принятой Директиве № 12.
Еще одной важной темой доклада Главе государства стал недавно подписанный указ о совершенствовании командирования должностных лиц за границу. «Много раз Президент говорил, чтобы это были не туристические поездки. Любая командировка должна сопровождаться экономическим и инвестиционным эффектом. Поэтому на уровне МИД и Правительства подготовлены памятки фактически по каждой стране», — сказал Глава Администрации Президента. Несмотря на то, какова основная цель командирования, будь то безопасность, участие в конференции или учеба за границей, должностные лица получают задания по экономической, торговой и инвестиционной повестке. «Президент уже интересовался, есть ли какие‑то эффекты с учетом того, что он сам подписал командирование ряда лиц, в частности в страны Африки и Азии. Он обязательно попросил усилить эту работу и держать ее на контроле», — рассказал Дмитрий Крутой.
Следующая тема доклада, по его словам, — это «проведение многочисленных совещаний, которые в соответствии с Директивой № 11 должны перенести с рабочего времени на выходные дни либо после работы». «Последние три недели я наблюдаю, что этот процесс активно стал трансформироваться. Все должностные лица предупреждены о персональной ответственности за отвлечение министров по непрофильным мероприятиям. Перенос всех совещаний, коллегий, исполкомов должен произойти на выходные дни для того, чтобы в обычное время не отвлекаться от своих прямых профессиональных обязанностей», — обратил внимание Глава Администрации Президента.
По информации
БЕЛТА
Доклады Главы Администрации Президента Дмитрия Крутого и Председателя Совета Республики Национального собрания Натальи Кочановой
Президент Беларуси Александр Лукашенко 22 октября заслушал доклады Главы Администрации Президента Дмитрия Крутого и Председателя Совета Республики Национального собрания Натальи Кочановой.
Главной темой в докладе Дмитрия Крутого была подготовка большого совещания по обеспечению устойчивого развития Витебской области, которое состоится в конце текущей недели. Президенту был доложен план предстоящей работы, главные пункты которого – предметные отчеты областного руководства по основным направлениям.
Обсуждены также вопросы, которые требуют постоянного внимания и контроля. Речь о серьезных решениях, которые принимались по Витебской области ранее. Это работа интеграционных структур и агропромышленного комплекса региона в целом, работа промышленного сектора и ситуация на проблемных предприятиях, а главное – программа развития области. Все эти направления находятся на особом контроле, и в пятницу на совещании по каждому из них предстоит отдельный разговор. Это подчеркнул Александр Лукашенко, заслушивая доклад Главы Администрации Президента.
Второй темой доклада Дмитрия Крутого стала информационная работа. Ее регулирование входит в сферу ответственности Администрации Президента. Речь в докладе шла о работе членов Правительства и высших должностных лиц в СМИ. Это включает информирование и разъяснительную работу по ключевым аспектам, входящим в компетенцию министерств и ведомств, а также реагирование на волнующие население вопросы. Ключевое поручение Главы государства – выстраивание информационного баланса.
Кроме того, было доложено о совершенствовании механизма командирования должностных лиц за рубеж и организации рабочего процесса с учетом требований Директивы № 11 – проведение совещаний, коллегий и других мероприятий во внерабочее время, без отвлечения должностных лиц от выполнения их прямых профессиональных обязанностей.
Основной темой доклада Натальи Кочановой Главе государства стал мониторинг сферы торговли на местах и процессов ценообразования. По поручению Президента такой мониторинг осуществляют Совет Республики и Палата представителей. Руководители палат парламента регулярно докладывают Главе государства актуальный срез информации по данным темам. В частности, раз в месяц отчет о результатах мониторинга Президенту направляет Палата представителей. На этих же вопросах было сконцентрировано внимание и во время доклада Председателя Совета Республики – справедливость в вопросах ценообразования, организация торговли в регионах и сельской местности, настроения в обществе в целом и проблемные вопросы, волнующие население.
Кроме того, Наталья Кочанова доложила Главе государства блок кадровых вопросов, которые входят в компетенцию Совета Республики.
Ольга Чуприс: после ревизии законодательства массив документов может сократиться с 170 тыс. до 100 тыс. нормативных правовых актов
После ревизии законодательства, проведенной по поручению Президента, массив документов может сократиться с 170 тыс. нормативных правовых актов до 100 тыс. Об этом сообщила журналистам заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс, комментируя внесенный главой государства в парламент законопроект «Об изменении законов по вопросам нормотворческой деятельности», передает БЕЛТА.

По ее словам, этот законопроект можно считать венцом большой работы по ревизии законодательства, которая проделана по поручению Президента. О ее предварительных итогах докладывалось главе государства в январе этого года. И тогда речь шла о том, что около 8 тыс. из 55 тыс. актов уровня правительства и республиканских органов госуправления имеют шероховатости либо утратили актуальность и должны быть признанными утратившими силу.
Вслед за этим началась ревизия нормативных правовых актов местных органов власти. Они, к слову, занимают чуть более половины всего массива законодательства, который включает свыше 170 тыс. документов. Акты местных органов власти интегрированы в общее законодательство как действующие и тем самым раздувают его. «Совет Министров, выполняя поручение главы государства, обратил внимание местных органов власти на необходимость проведения такой же ревизии (законодательства. – Прим. БЕЛТА) на местном уровне и поставил перед ними конкретные задачи», – рассказала Ольга Чуприс.
После проведенной совместной работы на всех уровнях за 9 месяцев этого года уже более 60 тыс. актов признаны утратившими силу. Большинство из них – акты местных органов власти.
На этом работа не останавливается. С 1 января 2026 года начнет действовать единый реестр цифровых показателей, куда будут включены примерно 1,5 тыс. актов, содержащих нормативы, цифры, тарифы и так далее. «Это будет отдельная подсистема общей системы, где будет легко работать с законодательством», – уточнила замглавы Администрации Президента. Часть документов из общего массива законодательства уйдет туда.
Ведется также работа с тем, чтобы часть технических актов исключить из числа нормативных правовых документов, потому что они по смыслу таковыми не являются. Например, это касается учебных программ. И общий массив законодательства еще сократится.
С учетом значимых промежуточных итогов по ревизии законодательства за 9 месяцев этого года можно предположить, что к концу 2025-го удастся выйти на показатель в 100 тыс. актов вместо 170 тыс. существовавших ранее, считает Ольга Чуприс.
«Вот такая колоссальная работа. Честно говоря, масштабы ее просто удивляют. Мне очень приятно говорить о том, что все государственные органы очень честно и ответственно подключились к работе по выполнению поручений главы государства», – добавила она.
Отвечая на вопрос, использовались ли при этом возможности искусственного интеллекта, Ольга Чуприс заметила, что с ним надо проявлять некоторую осторожность. «Не надо делать резких шагов. Пускай попробуют другие, мы посмотрим, что из этого получится», – отметила замглавы Администрации Президента.
Как сообщалось, в июле 2024 года Глава государства Александр Лукашенко поручал Администрации Президента организовать проведение масштабной ревизии законодательства. Ведь, по словам Президента, некоторые из 175 тыс. нормативных правовых актов трудночитаемы и воспринимаемы, перегружены, отдельные вопросы зарегулированы. Такое положение дел глава государства назвал катастрофой и поставил задачу убрать все лишнее. «Это будет революция не только нормотворческой деятельности, это будет революция в стране», – оценил Александр Лукашенко масштабы задач.
Организацией этой работы было поручено заниматься заместителю главы Администрации Президента Ольге Чуприс. Было создано девять экспертных групп, они работали в связке с профильными министерствами. К этому процессу подключились государственные органы, парламентарии, судейский корпус, ученые, учреждения образования, независимые адвокаты и нотариусы, а также обычные граждане. Проведенную ревизию юристы назвали титанической работой.
По информации
БЕЛТА
(фото – БЕЛТА)
«Библия нормотворчества». Ольга Чуприс рассказала о новациях законопроекта, внесенного в парламент Президентом
Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс, отвечая на вопросы журналистов, рассказала подробности про внесенный Главой государства в парламент законопроект «Об изменении законов по вопросам нормотворческой деятельности», передает БЕЛТА.

Фото Виталия Пивоварчика, БЕЛТА
По ее словам, этот законопроект можно считать венцом большой работы по ревизии законодательства, которая была проделана по поручению Президента. При этом им ставилась задача не просто проводить такие пусть и масштабные, но все же разовые акции, а делать это на постоянной основе. В русле таких поручений был подготовлен законопроект о нормотворческой деятельности. Он должен был отвечать нескольким ключевым требованиям – понятность, четкость, системность, прозрачность, доступность законодательства.
Законопроект адресован прежде всего нормотворцам, всем государственным органам. «Это, что ли, такая библия нормотворчества», – пояснила замглавы Администрации Президента.
Хоть сам законопроект напрямую не обращен к людям, но он работает в целом в их пользу, так как направлен на формирование понятного, доступного массива нормативных правовых актов, подчеркнула Ольга Чуприс.
Кроме того, он содержит две значимые новации, которые граждане ощутят на себе. «Закреплено обязательное требование, что нормотворческий орган должен как можно меньше использовать отсылочные нормы. То есть простота, доступность, – обозначила она первую новацию. – И второе: мы усилили оценку регулирующего воздействия на предпринимательскую деятельность. В законопроекте заложена особая роль Министерства экономики, которое должно проводить такую оценку и анализировать, учтены ли интересы бизнеса при разработке нормативных правовых актов».
Ольга Чуприс обратила внимание, что в законопроект включено важное новое требование – необходимость проведения систематической ревизии, инвентаризации законодательства на постоянной, плановой основе. Например, предлагается пересматривать законы, указы Президента раз в пять лет, подзаконные акты, постановления Совета Министров и решения местных органов власти – раз в три года, а ведомственные акты – раз год. «Таким образом мы обеспечим понятность, простоту, доступность законодательства для граждан», – сказала она.
Чтобы сделать процесс подготовки законодательных актов более простым и быстрым, предусмотрено, что это должно происходить на основе пакетного принципа. Ольга Чуприс пояснила его суть: «Если разрабатывается законопроект, вносится в Палату представителей, и мы полагаем, что из него будут вытекать подзаконные акты (например, постановления Совмина или ведомственные нормативные акты), то они должны вноситься в Палату представителей в пакетах вместе с законопроектом. Для чего это делается? Для того, чтобы депутаты, почитав положения закона и внесенных проектов, вытекающих из него, могли задать конкретные вопросы: как будет работать в связке закон и эти постановления на практике». На данном этапе уже можно скорректировать закон или постановления, ведомственные акты, чтобы они работали более эффективно.
«Это требование: подумайте заранее, что вы будете писать на будущее в своих подзаконных актах, и оно реализовано в законопроекте», – добавила замглавы Администрации Президента. По ее словам, бывают ситуации, когда достаточно написать несколько дополнительных предложений или статью в законопроект – и никакого подзаконного акта в развитие принимать не понадобится. Таким образом не будет происходить увеличение нормативной базы.
А парламент в данном случае получает дополнительные контрольные полномочия. Их усилению способствует и еще одна норма законопроекта. «Парламент будет осуществлять контроль за соблюдением и реализацией заключительных положений всех законов. В настоящее время этим занимается Национальный центр законодательства и правовой информации», – уточнила Ольга Чуприс.
«Двумя этими решениями мы расширяем контрольные полномочия парламента. Как говорил Президент, когда мы работали над Конституцией в обновленном ее формате, нам необходимо повысить роль парламентариев, они должны чувствовать свою ответственность за все законодательство страны», – подчеркнула она.
Непосредственная разработка законопроекта осуществлялась Национальным центром законодательства и правовой информации при участии Администрации Президента, Совета Министров, двух палат парламента, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, иных государственных органов. Использованы предложения, поступившие от 66 ведомств, зарубежный опыт и научные наработки.
Говоря о проделанной работе, Ольга Чуприс особо отметила активную роль министерств. «Мне очень приятно сказать, что даже на последнем этапе, когда мы были практически готовы доложить Главе государства о доработанном законопроекте, два министерства высказали отдельные замечания. Они были точечные, но вместе с тем очень важные для того, чтобы преодолеть некоторые сугубо юридические негативные моменты. Вот почему я благодарна внимательности юристов Минфина и МАРТ», – добавила она.
Активно были вовлечены в процесс юристы по всей стране. От них, например, поступило предложение, касающееся действующего закона о нормотворческой деятельности и нескольких указов Президента по этой тематике. Иными словами, было предложено начать ревизию законодательства с самих себя, систематизировать его, посмотрев, какие указы Главы государства как устоявшиеся и испытанные временем можно включить в законопроект. По итогу в него включены положения 5 указов. То есть вместо шести актов будет один закон, включающий положения этих указов.
Как сообщалось, Президент Беларуси Александр Лукашенко внес в парламент законопроект «Об изменении законов по вопросам нормотворческой деятельности». Работа над документом велась практически год. Ключевые новации законопроекта направлены на обеспечение компактности и качества законодательства.
По информации
БЕЛТА
«Пул ученых, на которых мы всегда опираемся». Ольга Чуприс о юрфаке БГУ
Белорусский научно-образовательный конгресс «Университетская правовая наука и юридическое образование: к 100-летию юридического факультета Белорусского государственного университета» проходит в Минске, передает БЕЛТА.
Фото Татьяны Матусевич, БЕЛТА
В открытии конгресса приняла участие заместитель Главы Администрации Президента Беларуси Ольга Чуприс. «Юридический факультет является альма-матер для большинства юристов нашей страны. За сто лет десятки тысяч юристов вышли из стен факультета. На сегодня можно с уверенностью сказать, что лучшего места для получения юридического образования в стране нет», – констатировала она.
Ольга Чуприс подчеркнула, что юридический факультет всегда активно участвовал в решении значимых государственно-правовых вопросов. «Так было на протяжении всей истории факультета, начиная с первых лет его существования, – заметила она. – Сейчас, когда Глава государства ставит очень активные задачи, не дает останавливаться никому, юридический факультет отзывается на все предложения Президента. В частности, очень тесное взаимодействие факультета сложилось с Национальным центром законодательства и правовой информации, который работает при Администрации Президента. Ученые юридического факультета проявили большую заинтересованность в нормативном правовом обеспечении конституционной реформы, в написании концепции правовой политики, участвуют в реализации государственных программ научных исследований, часть из которых закреплена за Национальным центром законодательства и правовой информации. Также они активно участвуют во всех рабочих группах, связанных с разработкой кодексов и законов, так что это пул ученых, на которых мы всегда опираемся».
Заместитель председателя Конституционного Суда Наталья Карпович отметила, что на юридическом факультете БГУ обеспечивается постоянное приращение знаний. «Здесь активно ведутся научные исследования по различным направлениям, действуют два совета по защите докторских, кандидатских диссертаций. Кроме того, повышению качества юридического образования способствует научная деятельность преподавателей факультета, – сказала она. – Несомненным достоинством работы нашего профессорско-преподавательского состава является большое внимание к воспитанию молодежи. На факультете сохраняется уважение к нашим предшественникам - к учителям, которые создавали систему права Республики Беларусь и которые вложили огромный вклад в разработку его доктринальных основ. Кроме того, воспитание гражданственности у молодежи, особенно для будущего юриста, имеет огромное значение, поскольку на него будет возлагаться утверждение в обществе справедливости».
Участникам конгресса был представлен видеофильм, посвященный 100-летию со дня рождения профессора Анатолия Головко. Продолжилось мероприятие международной научно-практической конференцией о проблемах современного конституционализма. После нее запланирован научно-практический круглый стол «Юридическое образование: современное состояние и перспективы». Продлится конгресс по 23 октября.
По информации
БЕЛТА