/ / Общественно-политические
26.04.2021

26 апреля отмечается 30-летие создания органов государственной экспертизы условий труда

Обеспечение конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда – одна из важнейших задач государства.

В СССР была создана система компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Право трудящихся на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, доплаты и другие компенсации было связано с наличием профессии (должности) работника в различных Списках. Комплекс названных компенсаций создавался исходя из необходимости возмещения риска возможной или фактической потери работоспособности и здоровья работника, занятого определенной Списками деятельностью.

Развитие нормативной правовой базы компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда осуществлялось в основном путем совершенствования порядка предоставления отдельных видов компенсаций. Постепенно предоставление компенсаций стали связывать с фактическим состоянием условий труда на конкретном рабочем месте, которое устанавливалось по результатам комплексной оценки в ходе проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Так, в 1986 году в целях расширения самостоятельности объединений, предприятий и организаций в оценке условий труда Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР и Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов приняли решение о предоставлении их руководителям права по согласованию с профсоюзными комитетами вводить для рабочих дифференцированные (по ступеням) доплаты в размере до 12 процентов тарифной ставки (оклада) на работах с тяжелыми и вредными условиями труда и до 24 процентов тарифной ставки (оклада) на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. Доплаты устанавливались по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и начисление их производилось за время фактической занятости работника на таких рабочих местах. При последующей модернизации и рационализации рабочих мест, улучшении условий труда доплаты уменьшались или отменялись полностью.

Законом СССР от 15 июня 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» было установлено, что право на пенсии на льготных условиях также должно быть подтверждено результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, т.е. результатами оценки соответствия условий труда на рабочем месте требованиям гигиенических нормативов.

В целях реализации Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» были созданы органы, которые занимались вопросами методологии аттестации рабочих мест по условиям труда и контролем за качеством ее проведения. Постановлением Совета Министров БССР от 26 апреля 1991 г. № 166 было утверждено Положение о Государственной экспертизе условий труда Белорусской ССР.

Таким образом, 26 апреля 1991 года стало днем образования органов государственной экспертизы условий труда.

С момента создания Государственная экспертиза условий труда Белорусской ССР входила в систему органов по труду и социальной защите населения (Государственная экспертиза условий труда при Государственном комитете Белорусской ССР по труду и социальной защите населения, областные и Минская городская государственные экспертизы условий труда при управлениях по труду и социальной защите населения облисполкомов и Мингорисполкома).

В настоящее время деятельность органов государственной экспертизы условий труда регулируется Положением об органах государственной экспертизы условий труда, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 2002 г. № 694 (с последующими изменениями и дополнениями).

К органам государственной экспертизы условий труда относятся:

  • управление охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты; 
  • управления (отделы) государственной экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов.

На органы государственной экспертизы условий труда возлагается контроль за правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, перечня текстильных производств и профессий, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, обоснованностью предоставления работникам компенсаций на основе аттестации рабочих мест по условиям труда.

Органами государственной экспертизы условий труда осуществляется подготовка нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также оценки факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса.

Первым таким нормативным правовым актом был Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный постановлением Государственного комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите населения от 5 февраля 1992 г. № 4.

В дальнейшем с учетом появления новых производств и технологий совместно с Министерством здравоохранения и другими заинтересованными проводилось совершенствование нормативной базы в области условий труда, оценки комплексного влияния вредных факторов производственной среды на организм работающих.

Справочно 

  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.03.1993 № 118 «Об утверждении порядка аттестации рабочих мест по условиям труда» и постановление Государственного комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите населения от 19.03.1993 г. № 21 «Об утверждении Методики количественной оценки условий труда по показателям вредности и тяжести трудового процесса»; 
  • постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 02.08.1995 г. № 409 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», и постановление Министерства труда Республики Беларусь от 04.09.1995 № 74 «Об утверждении Методики проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 272-З «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» дополнил перечень компенсаций, предоставляемых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Дополнительные отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и сокращенная продолжительность рабочего времени начали предоставляться в зависимости от фактического состояния условий труда.

В развитие указанного Закона были приняты действующие в настоящее время Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253, и Инструкция по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 № 35.

Одновременно специалисты государственной экспертизы условий труда ведут активную организационно-методическую работу по разъяснению норм законодательства, оказанию помощи нанимателям в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда для определения права работников на компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. В целях выработки единых подходов к оценке условий труда практикуются выездные семинары на базе организаций различных видов экономической деятельности.

Органами государственной экспертизы условий труда проводится мониторинг состояния условий труда в организациях.

Работа по улучшению условий труда проводится в республике на постоянной основе. Организациями реализуются мероприятия, по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, которые разрабатываются на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

В первой Республиканской целевой программе по улучшению условий и охраны труда на 2002 - 2005 годы, одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 2001 № 881, были предусмотрены мероприятия, направленные на приведение условий труда работающих в соответствие с требованиями нормативных правовых актов. Аналогичные мероприятия были предусмотрены и во всех последующих программах.

В Государственной программе о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы в качестве одного из показателей выполнения подпрограммы 2 «Охрана труда» стояла задача по ежегодному сокращению на один процент рабочих мест с вредными условиями труда. По итогам пятилетки поставленная задача выполнена.

В результате реализации мероприятий количество рабочих мест с вредными или опасными условиями труда по сравнению с 2015 годом сократилось на 26,8 % (с 707,5 тыс. в 2015 г. до 517,4 тыс. в 2020 г.), а количество работников, занятых на таких рабочих местах, – на 20,6 % (с 939,6 тыс. до 743,1 тыс. соответственно).

По итогам 2020 года удельный вес рабочих мест с вредными условиями труда составил 24,6 %.

Еще один важный результат прошедшей пятилетки – это сокращение почти на 17 % численности работников, которые пользуются компенсациями по условиям труда.

Задания новой пятилетки предусматривают продолжение работы по улучшению условий труда. В качестве одного из сводных показателей государственной программы «Рынок труда и содействие занятости на 202–2025 годы» заложено снижение численности работников, занятых на рабочих местах с вредными или опасными условиями труда, к 2025 году на 8 процентов.

В работе органов государственной экспертизы условий труда широко используются информационные технологии. Для исключения вопросов по подтверждению условий труда в связи с не сохранностью у нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, разработана и с 2014 года введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система «Мониторинг условий труда на производстве». Посредством АИС «Мониторинг условий труда на производстве» обеспечено формирование банка данных результатов аттестации рабочих мест организаций республики. В настоящее время в банк данных загружены результаты аттестаций более 12 тысяч организаций республики, имеющих рабочие места с вредными условиями труда.

Появление АИС «Мониторинг условий труда на производстве» в значительной степени повысила оперативность и эффективность работы органов экспертизы. Работа с информационной системой позволяет отслеживать сроки проведения аттестаций в конкретных организациях и на стадии предварительного просмотра, в случае выявления несоответствий требованиям законодательства, возвращать документы по аттестации нанимателям на доработку.

Сегодня органы государственной экспертизы условий труда активно используют возможности информационной системы, для того чтобы контролировать сроки проведения аттестации и правильное оформление документов.

Функционал АИС «Мониторинг условий труда на производстве» постоянно совершенствуется. В 2021 году будет проведена работа по обеспечению для каждой организации, имеющей рабочие места с вредными условиями труда, возможности доступа посредством личного кабинета к информации обо всех проведенных на ее рабочих местах аттестациях, включая аттестации, действовавшие на 1 января 2009 г.

Информацию о контактах органов государственной экспертизы условий труда можно получить на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты в разделе Деятельность – Государственная экспертиза условий труда – Органы государственной экспертизы условий труда. 

По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь