/ / Общественно-политические
23.04.2021

Какие изменения депутаты планируют внести в Уголовный кодекс

На прошлой неделе парламентарии в первом концептуальном чтении приняли проект закона, который вносит изменения в Уголовный кодекс. Подготовка этого законопроекта стала продолжением проведенной работы по принятию новых КоАП и ПИКоАП. Документ мог получиться достаточно либеральным и скорее техническим. Но во второй половине 2020 года законотворцам стало понятно, что корректировке должны подвергнуться разделы уголовного закона, направленные на обеспечение общественного порядка в стране. И по большей части ответственность за те или иные деяния была увеличена. Такое решение было принято после детального изучения статистики совершаемых правонарушений. Рассмотрим внимательнее предлагаемые новации.

Уголовный кодекс Республики Беларусь

Из Уголовного кодекса предлагается исключить 10 статей и 24 состава преступлений. Например, исчезнут статьи за нарушение правил безопасности обращения с генно-инженерными организмами, за вред, причиненный окружающей среде в результате нарушения правил водопользования и другие. Они перейдут в разряд административного правонарушения.

Усиливается ответственность за:

  • клевету;
  • надругательство над государственными символами;
  • призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности;
  • умышленное несанкционированное копирование, перехват компьютерной информации либо неправомерное завладение компьютерной информацией, повлекшее причинение существенного вреда;
  • сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка;
  • насилие либо угрозу применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел или его близких в целях воспрепятствования его законной деятельности и принуждения к изменению характера этой деятельности либо из мести за выполнение служебной деятельности;
  • насилие в отношении судьи, народного заседателя или их близких с той же целью;
  • оскорбление представителя власти в связи с выполнением им служебных обязанностей;
  • дискредитацию Республики Беларусь;
  • уклонение от уплаты налогов, которое повлекло причинение ущерба в крупном размере.

Теперь за семь видов правонарушений будет грозить не административная, а уже уголовная ответственность:

  • за умышленное незаконное предоставление информации о частной жизни и персональных данных другого лица без его согласия в случае, если эти действия повлекли причинение существенного вреда;
  • за распространение владельцем интернет-ресурса, не зарегистрированного в качестве сетевого издания, информации, распространение которой запрещено (после первого административного взыскания в течение года);
  • за налоговое мошенничество;
  • за участие в экстремистском формировании и содействие экстремистской деятельности;
  • за неоднократное нарушение порядка организации проведения массовых мероприятий (после второго административного взыскания в течение года);
  • за управление транспортным средством лицом, которое не имеет права управления (после первого административного взыскания в течение года);
  • за неисполнение решения о признании организации экстремистской и о приостановлении ее деятельности.

Статьи, по которым теперь смогут назначать наказание, не связанное с лишением свободы:

  • ч. 3 ст. 205 (кража);
  • ч. 3 ст. 206 (грабеж);
  • ч. 3 ст. 209 (мошенничество);
  • ч. 3 ст. 211 (присвоение либо растрата);
  • ч. 3 ст. 212 (хищение путем использования компьютерной техники);
  • ч. 2 и 3 ст. 236 (приобретение либо сбыт материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем).

Уточнены правила назначения наказания

Предусмотрены более дифференцированный подход к назначению штрафа (в зависимости от конкретных обстоятельств совершенного преступления и личности преступника), а также возможность уплаты штрафа в рассрочку на срок до пяти лет либо отсрочки его уплаты на срок до одного года. Кроме этого, проектом закона предусматривается, что один день содержания под стражей будет приравнен к полутора дням наказания в виде лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии в условиях общего и усиленного режима (сейчас – день за день).

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Евгения Парамонова, заместитель начальника управления – начальника отдела надзорного производства и правоприменительной практики Генеральной прокуратуры:

– Еще одна новация – введение медиации в уголовный процесс. Сегодня мы видим, что медиация является одним из наиболее эффективных способов разрешения конфликтов. Это внесудебная процедура разрешения спора с участием независимого посредника. Надо отметить, что наше уголовное законодательство не регулирует процедуру переговоров сторон с целью возмещения причиненного преступлением вреда и достижения примирения. Поиск компромисса остается на усмотрение обвиняемого и потерпевшего. Но на практике они нередко привлекают адвокатов, которые фактически выступают как посредники в урегулировании конфликта. Однако каждый адвокат действует односторонне, отстаивая интересы своего доверителя, что не согласуется с назначением медиатора – независимого, беспристрастного третьего участника переговоров. Это и станет основой для введения процедуры медиации в уголовное судопроизводство.

Светлана Исаенок, «СБ. Беларусь сегодня», 23 апреля 2021 г.