Владимир Андрейченко 23 апреля проведет личный прием граждан
Председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко 23 апреля совершит рабочую поездку в Витебскую область. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Палаты представителей.
(фото – БЕЛТА)
С 10.00 до 12.00 Владимир Андрейченко проведет личный прием граждан в Ушачском районном исполнительном комитете.
По сообщению БЕЛТА
Законопроект «Об изменении кодексов по вопросам административной и уголовной ответственности» в первом чтении может быть рассмотрен депутатами до конца текущей сессии, сообщил журналистам заместитель председателя Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Андрей Лис, передает корреспондент БЕЛТА.
Проект закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов по вопросам административной и уголовной ответственности» внесен в Палату представителей Советом Министров 30 апреля.
Цель подготовки законопроекта – обеспечение национальной, общественной безопасности и безопасности полетов при использовании воздушного пространства Республики Беларусь для запуска гражданских беспилотных летательных аппаратов, а также реализация норм указа Президента от 25 сентября 2023 г. №297 «О государственном учете и эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов».
Проектом предлагается внести изменения в Уголовный кодекс, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально–исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Указом №297 предусмотрен ряд запретов и ограничений в отношении действий с гражданскими беспилотными летательными аппаратами и авиамоделями. За нарушение данных требований предлагается установить административную ответственность. При этом проектом определено, что нарушение запрета на ввоз, хранение, оборот, эксплуатацию и изготовление гражданских беспилотных летательных аппаратов и авиамоделей, установленного указом №297 для граждан, может повлечь не только административную, но и уголовную ответственность, если эти действия были совершены в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.
Кроме того, определяются органы, к полномочиям которых относится ведение административного процесса по предлагаемым проектом статьям Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
«Все эти нововведения направлены на обеспечение национальной безопасности нашей страны. Данный законопроект готовится к рассмотрению в первом чтении. Планируется на 30 июня 2025 года рассмотрение данного законопроекта», – отметил Андрей Лис.
По информации БЕЛТА
Международный форум Союзного государства «Великое наследие – общее будущее» планируют сделать традиционным. Об этом сообщил 16 июня в Бресте первый заместитель председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Игорь Сергеенко на сессии Парламентского собрания Союза Беларуси и России, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Международный форум Союзного государства показал, что традиционные общечеловеческие ценности поддерживаются и разделяются многими зарубежными партнерами. Число их растет, и это мы увидели в Волгограде. Нам есть что сказать друг другу, есть чем поделиться», – убежден Игорь Сергеенко. Форум предложено сделать традиционным и в следующий раз провести в 2026 году в Беларуси. Озвучена инициатива посвятить его 85-летию начала Великой Отечественной войны.
По словам Игоря Сергеенко, проведение сессии в Бресте в год 80-летия Великой Победы можно рассматривать как логическое продолжение форума в Волгограде. «Героическая оборона Брестской крепости, ставшая, по своей сути, начальной точкой на пути к Победе, наглядно продемонстрировала всю силу духа и героизм советского воина, и трагизм, и величие подвига», – подчеркнул он и акцентировал внимание, что Победа далась неимоверными усилиями. «Поэтому обязанность каждого из нас не только на словах, но и на деле показывать, что мы являемся продолжателями поколениями победителей. Не сомневаюсь, что предстоящая работа Комиссии Парламентского Собрания по сохранению исторической памяти будет направлена на укрепление межпоколенческих отношений, недопущение расслоения общества, защиту духовных ценностей. Особый путь наших стран заключается еще и в том, что мы живем по законам, по правде, а не по двойным стандартам и надуманным правилам. Озлобленность, которую видим на Западе, происходит от неудач нас ослабить, от невозможности смириться с реалиями сегодняшнего дня. Вместе мы доказали, что можем скоординировать свои действия и противодействовать внешнему давлению», – сказал первый зампредседателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
Конкретными мерами по укреплению сотрудничества Беларуси и России, в частности, стали подписание главами государств Договора о гарантиях безопасности и утверждение Концепции безопасности Союзного государства. Принята программа согласованных действий в области внешней политики государств – участников Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 годы и совместное видение Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке.
Безусловный приоритет отдается взаимодействию в торгово-экономической сфере. «Мы видим динамичный рост товарооборота Беларуси и России, за прошлый год этот показатель заметно вырос. Реализуется ряд инновационных проектов. Причем в разработку перспективного многоцелевого самолета вовлечен Брестский регион. Не менее важна работа по повышению экологичности тяжелой техники: к концу 2025 года планируется выпуск 220-тонного карьерного самосвала на газовом топливе от БЕЛАЗа. Это значительный шаг к более чистому и эффективному производству. Важнейшими союзными проектами в предстоящие годы также могут стать строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Брест – Москва, реконструкция автомобильной дороги, соединяющей Минск и Москву, дальнейшее развитие субсидирования перевозок», – перечислил Игорь Сергеенко.
Он отметил, что особой поддержки заслуживает вопрос углубления научной и промышленной кооперации. Перспективной он считает реализацию образовательных молодежных проектов патриотической направленности. «Вчера мы посетили Республиканский центр патриотического воспитания молодежи. За непродолжительный период работы им проведено свыше 400 мероприятий, в том числе около 100 совместных белорусско-российских патриотических акций. Мы сможем рассмотреть возможность участия парламентариев в этом проекте», – сказал первый зампредседателя Парламентского собрания Союза Беларуси и России.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 13 июня посетил центр подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов в Березовском районе Брестской области.
«Вы определились, какие нам беспилотники нужны, какие мы будем производить?» – такой первый вопрос от Президента прозвучал по прибытии в центр.
Начальник генерального штаба Вооруженных Сил – первый заместитель Министра обороны Республики Беларусь Павел Муравейко доложил о предназначении, составе и структуре беспилотной авиации Вооруженных Сил.
По его словам, в Вооруженных Силах сейчас активно совершенствуется система беспилотной авиации. «В общей структуре Вооруженных Сил в качестве самостоятельного компонента специальных войск созданы войска беспилотных авиационных комплексов. На данные войска возложены задачи по ведению воздушной разведки, нанесению огневого поражения противнику, наведению и корректировке огня, выполнению обеспечивающих функций в интересах других специальных войск», – сказал Павел Муравейко.
Глава государства посмотрел демонстрацию практических навыков прохождения специализированной трассы операторами FPV-дронов. Этим занимаются операторы дронов после обучения на компьютерном тренажере.
Александр Лукашенко интересовался, как налажено противодействие средствам радиоэлектронной борьбы. Главе государства подробно доложили о соответствующих аспектах.
«Это хорошо, что у нас такие ребята (подготовленные операторы дронов. – Прим.). От этого никуда не уйдешь. Им работа есть солидная, – сказал Глава государства. – Я вижу, молодежь стремится к тому, чтобы запустить этот дрон. Молодежи это нравится. И это хорошо. Мы среди молодежи можем много найти таких ребят, которых надо подготовить, и они будут летать».
Вместе с тем Президент подчеркнул, что остаются востребованными и другие виды вооружений: «В Беларуси местность посложнее, чем в Украине (степь открытая). Это тоже большая разница. Мы можем применять другие виды Вооруженных Сил. Как я говорил, гранатометчики, пулеметчики, автоматчики никуда не уходят. Это главное наше оружие. Человек с ружьем – это главное. А это (дроны. – Прим.) – где позволит местность».
Александр Лукашенко отметил, что излишне этим направлением также не стоит увлекаться, в том числе ориентироваться на имеющиеся средства и потребности. «Главное – не увлекаться. Всегда надо иметь голову на плечах и понимать, что мы можем, что не можем, возможно ли это. Надо определить, что нам надо и в каком объеме», – сказал он.
«Создать хороший дрон – три или четыре типа – это надо, будем делать. Но вы должны подсказать нам, какие они должны быть и что надо делать», – обратился Президент к специалистам.
Глава государства ознакомился с оборудованием цеха производства, сборки и ремонта беспилотных авиационных комплексов, а также производственным процессом.
Президенту продемонстрировали образцы беспилотных авиационных комплексов, стоящие на вооружении в белорусской армии. Некоторые из моделей были спроектированы и собраны непосредственно белорусскими военнослужащими – бойцами отрядов беспилотных авиационных комплексов. Это, так сказать, авторские разработки. Александр Лукашенко пообщался с военнослужащими и подчеркнул, что таких «кулибиных» надо поощрять в обязательном порядке.
«Последняя разработка – гравитационный зацеп для эвакуации беспилотника, который потеряли, или для доставки воды, боеприпасов, мелкой провизии», – представили Президенту модернизированную версию дрона.
«Молодец парень! Главная, как я вам говорю, задача – чтобы не ахали, не охали: «Вот он уйдет, а что дальше?» Чтобы за ним десяток таких же стояли. И за это его поощрять, платить, делать для него все, что ему надо. Поэтому спасибо. Поощряйте таких людей. Таких надо видеть», – похвалил Глава государства.
Александру Лукашенко также продемонстрировали перспективные белорусские разработки и беспилотники, которые производятся на зарубежных предприятиях. Отдельное внимание было уделено средствам борьбы с беспилотными авиационными комплексами.
Важное требование Президента – обеспечить качество производимой техники. Глава государства подчеркнул, что на вооружение необходимо брать только лучшие модели.
Во время мероприятия Александр Лукашенко посмотрел варианты экипировки военнослужащих средствами индивидуальной бронезащиты, оптическими приборами наблюдения, защитными очками, гарнитурами защиты слуха и другими образцами вооружения.
«Это надо производить», – согласился Главнокомандующий.
Затем Главе государства показали практический розыгрыш боевого применения БЛА. Во время первого эпизода были продемонстрированы действия штурмовой группы совместно с операторами беспилотных авиационных комплексов. После было разыграно ведение контрбатарейной борьбы с использованием беспилотников.
Далее под руководством Президента состоялось выездное совещание по вопросам развития производства беспилотных авиационных комплексов и бронежилетов.
«Мы собрались, чтобы обсудить состояние и перспективы обеспечения наших Вооруженных Сил беспилотными авиационными комплексами, средствами радиоэлектронной борьбы, индивидуальной бронезащиты военнослужащих. На примере специальной военной операции мы все видим, с одной стороны, эффективность применения беспилотников, с другой – сложность борьбы с ними», – отметил Александр Лукашенко.
Глава государства обратил внимание, что ударные и разведывательные комплексы развиваются очень динамично. Для управления ими используются все более совершенные и защищенные способы. «Поэтому важнейшая задача для нас – активное развитие средств радиоэлектронной борьбы с беспилотной авиацией», – подчеркнул Президент.
«Итак, мы должны определиться хотя бы в первом приближении: беспилотные летательные комплексы, аппараты (что это такое, мы видели; для чего предназначены, мы также увидели) – какие будем производить. Их множество уже. Если не сотни, то десятки точно. Исходя из ситуации, которая складывается в Беларуси, исходя из наших возможностей, что будем производить? Как будем бороться против беспилотных летательных комплексов – это тема два. Как мне всегда докладывают, она ближе к нам, мы здесь можем больше, – обратил внимание белорусский лидер. – Конечно, желательно бы иметь такую чудо-машину, которая бы работала по всем беспилотникам и лишала их возможности выполнять свои функции. Если мы такое изобретем, тогда нам не нужны никакие беспилотники».
Александр Лукашенко также заметил, что любое современное оружие может эффективно применяться только при должной индивидуальной защите солдата на поле боя. Бронежилеты, шлемы и прочая боевая амуниция должны быть надежными, легкими и в то же время удобными.
«В свое время мною ставилась задача, чтобы мы производили достаточное количество бронежилетов, чтобы обеспечить Вооруженные Силы Беларуси и в том числе для реализации на экспорт. Мы также должны определить, что мы можем, какие бронежилеты будем производить, какую защиту обеспечим нашим солдатам на поле боя, – сказал Глава государства. – Естественно, это потребует научного подхода, может быть в полной мере сделано только с использованием высококачественных материалов. Без этого тоже невозможно. Что мы можем в этом плане? Что не можем? Как будем здесь действовать?»
Самое главное, подчеркнул Президент, чтобы государство не потратило деньги впустую: «Вы понимаете, что деньги нужны и для производства питания, одежды. Пенсионерам надо платить, да и военнослужащим надо в этой пятилетке (даже за три года) полностью решить проблему обеспечения жильем. Везде нужны деньги».
По его словам, в вопросе развития сферы беспилотников необходимо действовать аккуратно и взвешенно, считая деньги. «Какие будем производить? Мы прекрасно все понимаем – сегодня произвели, завтра они устарели. Все время нужна модернизация. Вы понимаете, что модернизация – это тоже немалые деньги. Поэтому в каком объеме мы можем это делать?» – поставил вопрос белорусский лидер.
Он констатировал, что для Беларуси в силу выше названных причин не рационально идти по пути крупных стран, которые производят огромное количество разного рода дронов. «Но беспилотники нужны. Может быть, нам пойти путем создания базовых трех – четырех (типов беспилотников. – Прим.) и их со временем, если нужно, модернизировать, – сказал Александр Лукашенко. – Поэтому давайте по-хозяйски определимся, как будем жить дальше, как действовать».
Президент попросил доложить о планах по развитию этой сферы с учетом подходов в мирное, военное время, а также на перспективу: «И, как я вас уже предупредил, от земли. Давайте будем четко понимать: это – можно, это – нельзя».
Глава государства также предупредил, что не стоит с учетом популярности сейчас темы беспилотников излишне делать акцент лишь только на этом направлении, ведь важно развивать и другие виды вооружений, да и решение бытовых вопросов военнослужащих также требует средств: «И боеприпасы, и ракеты нам надо усовершенствовать, и многое другое. И бытовые вопросы. Всех хотят жить в своей собственной квартире. На все это нужны деньги. Давайте это все учитывать по-земному».
Более того, не исключено, что со временем актуальность беспилотников может снизиться. «Мы сегодня все захвачены: «Ах, беспилотники, ах, беспилотники!» – констатировал Александр Лукашенко.
Однако, напомнил Президент, еще 7–10 лет назад военные говорили о необходимости закупки других типов вооружения, самолетов. «Сегодня говорят, что не танки и не БМП решают вопросы, может, не ракеты – беспилотники. Хорошо, что тогда не влезли в эту бешеную миллиардную программу реконструкции вооружения. Не поспешили, не влезли. Сегодня оказалось, что не столько надо танков, БМП. Говорят, на переднем крае (в ходе боевых действий. – Прим.) их уже нет, все решают беспилотники, – обратил внимание белорусский лидер. – Не получится ли так, что со временем опять будем ахать и охать: «Беспилотники, угрохали столько денег, а они оказались не то, что совсем не нужными (они нужны будут долгое время, а может, и всегда), но оказались не совсем тем оружием, на которое мы рассчитывали. Поэтому надо предусматривать абсолютно все варианты».
Перед совещанием Министерство обороны, Национальная академия наук и оборонная промышленность представили имеющиеся образцы вооружения и показали, как в армии готовят соответствующих специалистов.
«Теперь обсудим перспективы дальнейших шагов по развитию соответствующих направлений в целях укрепления обороноспособности и безопасности войск. От выступающих хочу услышать доклады о текущем состоянии производства, возможностях по разработке, созданию новых инновационных видов обозначенной продукции, проблемных вопросах и, самое главное, предложениях по решению этих проблем. В том числе о принимаемых мерах по снижению зависимости от импорта комплектующих, обеспечению необходимых темпов серийного выпуска», – сказал Александр Лукашенко.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 июня совершил рабочую поездку в Гродненскую область. В Волковыске Глава государства посетил ОАО «Беллакт».
По прибытии на предприятие Александр Лукашенко в первую очередь поинтересовался ситуацией на полях – что посеяно, как ведется рекультивация. Председатель Гродненского облисполкома Юрий Караев доложил, что посеяли все, еще местами пришлось и пересеивать.
«Я тебе скажу: думал, что в Волковысском районе гораздо лучше…» – заметил Глава государства, говоря об увиденном с борта вертолета.
Руководитель области заверил, что будет лучше.
Александру Лукашенко доложили о социально-экономическом развитии Гродненской области. Валовой региональный продукт в регионе хоть и выше прошлогодних показателей, но все равно не дотягивает до запланированного уровня. При этом, как пояснил Юрий Караев, если сельское хозяйство, строительство и торговля плюсуют, то к промышленности есть некоторые вопросы.
В то же время номинальная начисленная среднемесячная зарплата в области, инвестиции в основной капитал растут опережающими темпами.
Отдельно Президент поинтересовался ситуацией в северных районах Гродненской области.
Председатель облисполкома также проинформировал Президента о реализации программы «Один район – один проект». По его словам, в рамках этой программы в области занимаются 25 проектами.
«Что с сельхозтехникой, сельхозхимией, райснабами? Вы ими занимаетесь? В каждом ли районе они восстановлены? – спросил Александр Лукашенко. – Вы видели, что надо сделать, знаете, как надо восстанавливать. Надо так, чтобы мы четко понимали, что мы там будем делать».
А вот в этом направлении, как доложили Главе государства, предстоит еще много работы.
Президента проинформировали и о ситуации в Волковысском районе. В регионе, в частности, отмечается снижение производства говядины и свинины. Причины известные. Например, что касается говядины, то поголовье скота недоукомплектовано. Между тем падеж скота здесь существенно снизился.
«Если у тебя в Могилеве гибнет скот, то отдай ему. Хорошо, не отдай, а продай, – обратился Александр Лукашенко к вице-премьеру Юрию Шулейко. – Упаси бог, я вам сделаю замечание, что у вас где-то падеж, а, как у него, есть свободные места для откорма. Уж я вам головы поснимаю точно! За скот ответите. Забрали – и отвезли в хорошее хозяйство, пусть откармливают. Там, наверняка, вообще не будет падежа».
Главе государства также планировали доложить о работе ОАО «Беллакт». Но Президент сказал, что знает, что предприятие работает хорошо, и сразу направился в цеха, предложив обо всем рассказать непосредственно в ходе посещения.
Александр Лукашенко ознакомился с производственной базой предприятия, посетил участок расфасовки детского питания и ознакомился с ассортиментом продукции. В ближайшее время на заводе заработает новая линия розлива молочной продукции в ПЭТ-бутылки, что позволит максимально расширить ассортимент.
Президенту также доложили о планах построить дополнительное производство сухого детского питания.
Построить новый цех предполагается за счет различных источников. Почти половина из них – кредит Банка развития Беларуси. Остальное – это средства Республиканского централизованного инновационного фонда, средства инновационного фонда Гродненского облисполкома, и 13 % – собственные средства предприятия. Общая стоимость проекта оценивается в Br380 млн.
Александр Лукашенко подчеркнул, что подобная продукция, особенно детское питание, будет востребована всегда. Например, в ней заинтересованы многие страны в Африке.
Что касается кредитов под создание нового производства, Президент предупредил, что обязательным условием является последующий возврат средств. «Где бы ты ни взял – в Банке развития, еще где-то: взял в долг – должен вернуть. Если для этого предприятия, которое хочешь построить, есть сырье, есть рынок сбыта и он маржинальный, и все, что ты одолжишь, ты вернешь в течение 10–12 лет (это немалые деньги – $120–130 млн), – пожалуйста. Будем разговор не просто вести, а будем поддерживать этот проект, – заявил Глава государства. – Мы это умеем делать. И это сегодня продается. Любая страна должна накормить своих людей. Детей – тем более».
Как доложили Президенту, на имеющемся производстве уже задействованы практически все мощности и надо расширяться. Детское питание для «Беллакта» – самая маржинальная продукция. При поставках за рубеж рентабельность достигает 40 % при колоссальном спросе. Глава государства поставил вопрос, почему бы не развивать это направление не только в рамках одного предприятия в Волковыске, но и в других точках страны. «Это наша школа, и эту школу проще развивать, – подчеркнул белорусский лидер. – Мы умеем это делать».
Более того, таким образом можно решить проблему с тем, что рынок сейчас перенасыщен сливочным маслом, его трудно продать: «Если бы мы это молоко, которое ты в масло пускаешь, переработали, – продали бы детское питание. Продукт, на который спрос есть. У нас хватает мощностей. Надо – мы перестроились, произвели сливочное масло. Но на это (детское питание. – Прим.) есть спрос».
Что касается «Беллакта», Александр Лукашенко одобрил планы по реализации инвестпроекта. Он поручил не затягивая, без волокиты готовить экономическое обоснование проекта. «Если надо, будем строить, – сказал Глава государства. – Обсчитывайте. Если есть сырье, есть рынки – это те проекты, которые надо реализовывать в стране».
Реализация проекта позволит дополнительно переработать 61 тыс. т молока в год, увеличив до 15 тыс. т (рост в два раза) производство сухих детских смесей, отвечающих требованиям мировых стандартов, и расширив географию экспорта в страны Азии, Африки, Латинской Америки.
Президенту на предприятии представили также продукцию молокоперерабатывающих предприятий Гродненской области. В их числе непосредственно сам «Беллакт», ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат», ОАО «Молочный мир».
Главный технолог «Беллакта» Татьяна Новикова уже 40 лет работает над созданием детской молочной продукции и расширением ассортимента. «Наша гордость – это детское пастообразное питание. В нем практически нет сахара. И мы своих детей уже три года приучаем к несладким продуктам. Есть линейка дошкольного и школьного питания, эта ниша теперь пустая в нашей стране. Мы сделали замену «вкусным» десертам», – представила она продукцию своего предприятия.
В Волковыске Глава государства поинтересовался, как в регионе обстоят дела с картофелем. По поручению Президента контролирующие органы оперативно изучили ситуацию на местах – каких-либо проблем обнаружено не было.
«В Гродненской области свои обязательства по стабилизационным фондам в прошлом году выполнили», – рассказал Председатель Комитета госконтроля, уполномоченный представитель Президента по Гродненской области Василий Герасимов.
А раз стабилизационные фонды были заполнены, значит, с наступлением весны население не осталось без продукции. Более того, из этих стабфондов картофель поставлялся и торговым сетям, когда у них возникли проблемы.
«Смотрите, чтобы не было (проблем. – Прим.) в будущем году. Сейчас позвал (сельхозпроизводителей. – Прим.): ты заготовь столько, столько, столько. Сколько надо – в резерв, у себя держите, но чтобы хватало. Я понимаю, конечно, в России в 2–3 раза дороже был картофель. Кто-то же хочет заработать – крестьяне вывозили, фермеры вывозили. С одной стороны. Ну а с другой стороны, какой-то там где-то обнаружили саботаж», – сказал Глава государства.
«Я больших проблем не вижу, появляется уже первая эта картошка у нас», – заявил Президент.
Александр Лукашенко дал совет не употреблять слишком часто картофель в пищу, так как это может плохо сказаться на фигуре: «Если мы будем есть картошку, как пишем в «тиктоках», то худенькими не будем. Один раз в неделю, два максимум, и то запеченную, пюре».
Во время рабочей поездки Александр Лукашенко упомянул о недавнем факте избиения в областном центре собаки и заявил о недопустимости издевательств над животными.
«К животным у меня трепетное отношение. Где-то недавно в СМИ сообщалось, что в Гродненской области собаку избили», – отметил Глава государства.
«Да, нашли его милиционеры», – сообщил председатель облисполкома Юрий Караев.
«И вы установили мерзавца этого. Собаку заберите. Отдайте, кому надо», – дал совет Глава государства.
Он напомнил, что несколько лет назад после аналогичного случая в Витебске лично вмешался в ситуацию. Тогда избитого щенка привезли в Минск, его в финале хоккейной тренировки Президент подарил тренеру команды – Дмитрию Баскову.
«Забрали, отдали. Сейчас спрашиваю у Баскова: «Как собака?» – «Ребенок», – рассказал белорусский лидер.
«Не позволяйте издеваться. Самые беззащитные – это животные, потому что они от нас защититься не могут. Мы можем. Они не могут. Поэтому их надо беречь», – подчеркнул Глава государства.
Президент также рассказал о своем особом отношении к лошадям: «Даже в деревне я так это не воспринимал. Когда стал Президентом, мне подарили несколько лошадей. Я внимательно за ними наблюдал. Какое умное создание и какую пользу лошадь принесла для человечества!»
Глава государства в этом плане отметил, что в Великую Отечественную войну именно лошади принесли огромную пользу – в условиях нехватки автомобилей именно с их помощью таскали артиллерийские установки, перевозили грузы.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
13 июня 2025 г. под председательством И.П.Сергеенко состоялось очередное заседание второй сессии Палаты представителей восьмого созыва.
Открывая заседание, Председатель Палаты представителей сформулировал ряд вопросов, которые предстоит учитывать депутатскому корпусу в своей деятельности.
«Вчера Глава государства провел совещание с руководством Администрации Президента Республики Беларусь. Был обсужден ряд значимых вопросов, которые касаются деятельности всех государственных органов. Среди них – работа с обращениями граждан», – сказал И.П.Сергеенко. Он акцентировал внимание депутатов, что в этой работе должен быть реализован системный подход. «При рассмотрении каждого обращения следует глубоко погружаться в проблематику поднимаемых вопросов, решать их на местах, изучать во взаимодействии со своими коллегами из профильных комиссий, исключив необоснованную переписку и формализм».
Председатель Палаты представителей также напомнил, что 11 июня 2025 г. на заседании Президиума Совета Министров был рассмотрен вопрос о реализации государственных программ (подпрограмм), в том числе об оценке эффективности их реализации в 2021–2024 годах. «Итоги обсуждения свидетельствуют, что не все программы обеспечили ожидаемые результаты. Зачастую отсутствует значимый социально-экономический эффект от них даже при том, что ход их реализации в целом оценивается положительно», – отметил И.П.Сергеенко.
Он проинформировал депутатов, что в настоящее время ведется работа по формированию государственных программ на 2026 – 2030 годы, нацеленных на реализацию задач следующей пятилетки. В этой связи он поручил Постоянным комиссиям проанализировать совместно с профильными министерствами текущие программы, которые уже завершаются, чтобы при формировании новых избежать допущенных ошибок и недостаточно эффективных мероприятий, на которые затрачиваются государственные средства. «Эти документы не должны существовать сами по себе, а быть действенным инструментом достижения конкретных поставленных целей по качественному улучшению жизни в регионах», – акцентировал Председатель Палаты представителей.
С 16 по 20 июня депутаты Палаты представителей будут работать в избирательных округах. В числе задач, которые им необходимо будет решать в этот период, И.П.Сергеенко выделил продолжение работы по реализации мероприятий в рамках Года благоустройства, наведению порядка на земле, озеленению, поддержанию в чистоте территорий и населенных пунктов. «Особое внимание прошу уделить тем позициям, которые были обозначены в письме Комитета государственного контроля по данному вопросу», – подчеркнул Председатель Палаты представителей.
Далее в ходе заседания были рассмотрены законодательные вопросы.
В одном чтении депутатский корпус принял проекты законов «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2024 год» и «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2024 год».
Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Павлюченко Н.В., заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Лобович А.В. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Бартош С.В. выступили с докладами по законопроекту «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2024 год».
Бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2024 год утвержден Законом Республики Беларусь от 13 декабря 2023 г. №317-3 «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2024 год» по доходам в сумме 28 225,8 млн. рублей, по расходам – 27 768,7 млн. рублей, с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме 457,1 млн. рублей.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2024 г. № 476 «Об уточнении отдельных показателей бюджета государственного внебюджетного фонда» доходы бюджета фонда увеличены на 2 472,8 млн. рублей, расходы – на 632,8 млн. рублей, превышение доходов над расходами увеличено на 1 840,0 млн. рублей.
С учетом изменений, внесенных Указом, уточненные показатели бюджета фонда составили по доходам – 30 698,6 млн. рублей, расходам – 28 401,5 млн. рублей с превышением доходов над расходами в сумме 2297,1 млн. рублей за счет средств:
государственного социального страхования в сумме 1 819,8 млн. рублей;
профессионального пенсионного страхования в сумме 477,3 млн. рублей.
Доходы бюджета фонда за 2024 год сложились в сумме 30 638,0 млн. рублей, что составляет 108,5 процента к утвержденному Законом плану и 99,8 % к уточненному плану, и увеличились по сравнению с 2023 годом на 20,9 процента.
Основной источник доходов бюджета фонда (92,5 %) – взносы на государственное социальное страхование, в том числе 28 094 млн. рублей составляют обязательные страховые взносы и 242,0 млн. рублей – взносы на профессиональное пенсионное страхование.
Неналоговые доходы бюджета фонда составили 493,6 млн. рублей.
Поступления из республиканского бюджета составили 1 808,4 млн. рублей.
Расходы бюджета фонда в 2024 году составили 28 281,0 млн. рублей.
Наибольший удельный вес в расходах бюджета фонда составляют расходы на выплату пенсий (79,8 %) и пособий (19 %).
В 2024 году перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы работников в республике производился дважды:
с 1 февраля – на 10 % в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2023 г. № 413 «О повышении пенсий», с 1 октября – на 5 % в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 сентября 2024 г. № 357 «О повышении пенсий».
Кроме того, в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения четырежды (в феврале, мае, августе и ноябре) повышались минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии, надбавки и повышения к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет.
Финансирование всех определенных законодательством расходов за счет средств государственного социального страхования в 2024 году обеспечено своевременно и в полном объеме.
Таким образом, бюджет фонда в 2024 году сбалансирован и исполнен с профицитом в сумме 2 357 млн. рублей, в том числе:
профицит по средствам государственного социального страхования составил в сумме 1 877,9 млн. рублей;
профицит по средствам профессионального пенсионного страхования – 479,1 млн. рублей.
Проект Закона «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2024 год» представили Министр финансов Республики Беларусь Селиверстов Ю.М., заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Лобович А.В. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Панасюк В.В.
Исполнение республиканского бюджета в 2024 году осуществлялось в условиях нестабильной внешнеэкономической конъюнктуры, закрытия ряда традиционных рынков сбыта, блокировки товарных потоков.
Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2024 год» по расходам республиканский бюджет был утвержден в сумме 44 657,4 млн. рублей, исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 39 906,4 млн. рублей с дефицитом в размере 4 751,1 млн. рублей.
С учетом внесенных в 2024 году изменений уточненные показатели республиканского бюджета составили: по расходам – 45 122,6 млн. рублей, доходам – 43 950,0 млн. рублей, дефицит бюджета – 1 172,7 млн. рублей.
За 2024 год в республиканский бюджет поступило доходов на сумму 44 634,4 млн. рублей, или 101,6 процента уточненного годового плана.
Доходы республиканского бюджета в 2024 году формировались за счет налоговых, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений. Наибольший удельный вес в общей сумме фактически поступивших доходов занимают налоговые доходы. В разрезе основных источников доходов бюджета налоговые доходы исполнены следующим образом: налог на прибыль составил 2388,0 млн. рублей, или 100,4 % уточненного годового плана; налог на добавленную стоимость – 17 290,0 млн. рублей, или 99,8 процента уточненного годового плана; доходы от внешнеэкономической деятельности – 8027,8 млн. рублей, или 104,5 % уточненного годового плана.
Всего расходы республиканского бюджета за 2024 год составили 43 916,2 млн. рублей, или 97,3 % уточненного годового плана.
Основными задачами в области политики расходов в 2024 году являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг и гарантий, повышение устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики, гарантированное исполнение финансовых обязательств бюджета перед внешними и внутренними кредиторами.
Расходы республиканского бюджета на финансирование общегосударственной деятельности составили 19829,8 млн. рублей, или 96,2 % уточненного годового плана.
В 2024 году Республикой Беларусь обеспечено перечисление долевого взноса в бюджет Союзного государства, что позволило реализовывать союзные программы и мероприятия.
Расходы на национальную оборону профинансированы в сумме 3135,1 млн. рублей, или на 98,9 % от уточненных годовых назначений.
Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности профинансированы в сумме 4689,3 млн. рублей, или 99,2 % уточненных плановых назначений.
Фактическое финансирование по разделу «Национальная экономика» в 2024 году составило 8318, млн. рублей, или 98,8 % уточненного годового плана.
На развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности направлено 2413,0 млн. рублей, или 99,5 % уточненного годового плана.
Фактическое финансирование по подразделу «Промышленность, строительство и архитектура» в 2024 году составило 2615,5 млн. рублей, или 98,9 % уточненного годового плана.
На финансирование мероприятий дорожного хозяйства за счет средств республиканского бюджета использовано 2021,0 млн. рублей, или 100,0 % уточненного годового плана. Расходы направлены на содержание, текущий и капитальный ремонт автомобильных дорог, их строительство и реконструкцию.
По республиканскому бюджету в 2024 году на финансирование здравоохранения направлено 2465,8 млн. рублей, или 99,5 % уточненного годового плана.
Финансирование расходов на здравоохранение осуществлялось по следующим направлениям: медицинская помощь населению – 962,1 млн. рублей, государственный санитарный надзор – 12,1 млн. рублей, прочие мероприятия по здравоохранению – 1458,0 млн. рублей.
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации в 2024 году профинансированы в сумме 731,2 млн. рублей, или 85,2 % уточненного годового плана.
В 2024 году республиканским бюджетом на содержание учреждений культуры и проведение мероприятий в области культуры профинансировано 212,8 млн. рублей, или 98,7 % уточненного годового плана.
В 2024 году по подразделу «Средства массовой информации» профинансировано 227,1 млн. рублей, или 67,2 % к уточненным плановым назначениям.
Расходы на финансирование учреждений и мероприятий по образованию в республиканском бюджете в 2024 году составили 822,5 млн. рублей, или 97,8 процента уточненного годового плана.
Данный уровень расходов позволил обеспечить выполнение всех обязательных социальных стандартов в области образования, реализовать ряд мероприятий по государственным программам.
Расходы республиканского бюджета по разделу «Социальная политика» профинансированы в сумме 2741,3 млн. рублей, или 98,4 % уточненного годового плана.
Сформирован «семейный капитал» в сумме 292,4 млн. рублей. Обеспечены оплата труда, выплата пенсий, стипендий, пособий, средства на выполнение государственных социальных стандартов.
Расходы государственных целевых бюджетных фондов в 2024 году профинансированы в сумме 2921,6 млн. рублей, или 96,3 % уточненного годового плана.
Таким образом, уточненный план по доходам республиканского бюджета за 2024 год выполнен на 101,6 процента, по расходам – на 97,3 %. Профицит составил 718,3 млн. рублей, или 0,3 % от ВВП.
Во втором чтении депутаты приняли проект Закона «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства», о котором доложила член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Курчак А.Е.
Законопроектом, в частности, предлагается:
расширить перечень исполнительных документов (в него будут включены исполнительные документы, признанные таковыми на основании международных договоров Республики Беларусь и международно-правовых актов, которые содержат обязательства Республики Беларусь, предусматривающие исполнение на территории нашей страны исполнительных документов иных государств и наднациональных органов (например, решения Коллегии Евразийской экономической комиссии о наложении штрафов; исполнительные надписи нотариусов иностранных государств), а также постановления прокуроров о взыскании процессуальных издержек);
закрепить возможность ведения исполнительного производства в упрощенном порядке (это позволит исполнять исполнительные документы с суммой требования до двадцати базовых величин без проверки имущественного положения должника и применения к нему принудительных мер ограничительного характера (например, арест имущества, ограничение определенных прав), а также будет стимулировать должника к погашению задолженности в полном объеме в течение двух месяцев после возбуждения исполнительного производства);
усовершенствовать подходы по обеспечению исполнения исполнительного документа в части принятия мер в виде временного ограничения некоторых прав должника (предусматривается отнесение к компетенции судебного исполнителя полномочия по временному ограничению должника – гражданина в посещении игорных заведений, виртуальных игорных заведений и участии в азартных играх (в настоящее время такая мера принимается судом), а также закрепление возможности принятия меры в виде временного ограничения права на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами в отношении должностных лиц должника – юридического лица (в настоящее время такая мера принимается только в отношении должника – физического лица);
закрепить новые основания для возвращения исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства (например, в случае, когда в отношении взыскателя по исполнительному документу о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей возбуждено исполнительное производство о взыскании с него расходов, затраченных государством на содержание данных детей, находящихся на государственном обеспечении);
более широко использовать информационные технологии в исполнительном производстве (например, закрепляется возможность выдачи уполномоченными органами (лицами) исполнительного документа в виде электронного документа, предусматривается направление участникам исполнительного производства актуальной информации с помощью различных средств связи и способов доставки – почтовая и факсимильная связь, электронная почта, СМС-сообщения и т.п.).
Кроме того, законопроект предусматривает:
возможность изменить сведения о должнике или взыскателе одновременно с возбуждением исполнительного производства. Тем самым взыскатель освобождается от необходимости повторно обращаться в суд, к иному органу (должностному лицу), выдавшему исполнительный документ, для его замены;
сокращение перечня оснований, при наличии которых судебный исполнитель обязан приостановить исполнительное производство. Так, в случае истребования материалов исполнительного производства прокурором или объявления должника в розыск судебный исполнитель будет вправе производить необходимые исполнительные действия, что положительно повлияет на эффективность исполнения (внесенным законопроектом предусматривалось, что в указанных случаях судебный исполнитель обязан приостановить исполнительное производство);
уточнение сведений, которые могут направляться участникам исполнительного производства посредством различных средств связи. С учетом требований законодательства о защите информации судебный исполнитель сможет направить извещение о дате, времени и месте совершения исполнительного действия, о вызове к судебному исполнителю, например, посредством электронной почты, в виде СМС-сообщения.
Кроме того, на заседании были рассмотрены три законопроекта о ратификации международных договоров.
С докладами по проекту Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о порядке формирования и исполнения бюджета Шанхайской организации сотрудничества от 1 декабря 2017 года» выступили Министр финансов Республики Беларусь Селиверстов Ю.М. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Хальцова Н.А.
Республика Беларусь 4 июля 2024 года стала полноправным членом Шанхайской организации сотрудничества, приняв на себя финансовые обязательства по уплате долевого взноса в Организацию.
Меморандумом об обязательствах Республики Беларусь долевой взнос Республики Беларусь в бюджет ШОС определен в размере 5,8 %. В этой связи возникла необходимость внести изменения в Приложение к Соглашению о порядке формирования и исполнения бюджета Шанхайской организации сотрудничества, определив взнос Республики Беларусь в размере 5,8 процента и соответствующее снижение долевых взносов других государств-членов ШОС.
Ю.М. Селиверстов также выступил с докладом о проекте Закона «О ратификации Соглашения о трансграничном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на организованных торгах в государствах – членах Евразийского экономического союза», с содокладом выступил член Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, торговле и строительству Плескач В.С.
Соглашение направлено на создание надлежащих условий для функционирования в рамках Евразийского экономического союза общего финансово рынка, обеспечение свободы осуществления торговых операций с ценными бумагами, оптимизацию и упрощение процесса размещения и (или) обращения ценных бумаг национальных субъектов хозяйствования в государствах – членах ЕАЭС.
Первый заместитель Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь Теребов С.Е. выступил с докладом о проекте Закона Республики Беларусь «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Республикой Союз Мьянма о взаимной защите секретной информации» (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Крупенькин А.К.).
Соглашение разработано в целях создания правовой основы для взаимного обеспечения защиты секретной информации. Его практическая реализация позволит урегулировать вопросы защиты государственных секретов Республики Беларусь и Республики Союз Мьянма при осуществлении двустороннего международного сотрудничества в политической, военной, экономической, научно-технической и иных сферах.
Стороны в соответствии с Соглашением и своим законодательством обязуются: применять в отношении секретной информации и ее носителей меры защиты, осуществляемые ими в отношении собственной секретной информации соответствующей степени секретности; не изменять степень секретности секретной информации и соответствующий гриф секретности на ее носителях без предварительного письменного согласия уполномоченного органа стороны, передавшей такую секретную информацию; определять или изменять степень секретности совместно созданной в ходе сотрудничества секретной информации, а также осуществлять ее рассекречивание по согласованию с уполномоченными органами, участвовавшими в ее создании; использовать секретную информацию исключительно в предусмотренных при ее передаче целях; не передавать полученную секретную информацию третьей стороне, а также не предоставлять доступ ее представителям к такой информации без предварительного письменного согласия уполномоченного органа стороны, передавшей секретную информацию.
Компетентными органами, ответственными за реализацию Соглашения, являются: в Республике Беларусь – Комитет государственной безопасности, в Республике Союз Мьянма – Министерство внутренних дел.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)