/ / Общественно-политические
07.04.2021

Какие изменения внесут в законы по вопросам противодействия экстремизму?

Успешная практика противодействия экстремизму уже сложилась, и ситуация в данной сфере взята под контроль. Тем не менее требуется определенная корректировка нормативных актов. Об изменениях, которые планируется внести в законодательство о противодействии экстремизму, «СБ. Беларусь сегодня» рассказал депутат Палаты представителей Национального собрания Сергей КЛИШЕВИЧ.

Угрозы явные и скрытые

Сергей КлишевичПротест в Беларуси был достаточно заметно разделен на относительно мирный, который предполагал уличные марши, и на «боевое», экстремистское крыло, которое использовало насильственные формы политической борьбы, координировало массовые беспорядки, распространяло подрывные инструкции. В данном случае вовлечение в экстремистскую деятельность имело как бы несколько ступеней. На первой из них (массовые марши) ставилась задача изменить сознание и волю значительного количества людей, и в первую очередь молодого поколения, подменить их ценностные ориентиры, сформировать чувство социальной вражды и склонить к антиобщественной деятельности.

Далее по мере вовлечения граждан в протестное движение с ними устанавливали связь руководители подрывных центров, искали для себя «расходный материал». Надо заметить, что дальнейшая судьба этих людей их не волновала. Инструкции, которые они получали, были ориентированы на примитивные разовые акции, а те в свою очередь оборачивались задержаниями. Цель такой работы была не просто дестабилизация обстановки, но и формирование в обществе ложной солидарности с задержанными.

Помимо роста количества преступлений, изменилось и их «качество». Ранее практика деятельности экстремистских группировок в Беларуси не выходила за рамки молодежных и околофутбольных субкультур, не носила ярко выраженного политизированного характера.

Однако за прошедшие несколько месяцев мы столкнулись с ситуацией, когда экстремистские сообщества и ресурсы не только координировались из-за рубежа, находясь под фактическим контролем иностранных спецслужб, но и пробовали создавать так называемые автономные, законспирированные ячейки.

Если бы такая сеть была сформирована по принципам работы террористических анархистских групп (как задумывали организаторы), это создало бы дополнительный фактор отвлечения сил и средств правоохранительных органов.

Что изменится в законодательстве

Законопроект «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму», который сейчас рассматривается в Палате представителей, имеет несколько основных направлений. Впервые законодательно закрепляются определения терминов «экстремистская символика и атрибутика», «экстремистское формирование», расширяется определение терминов «экстремизм», «экстремистские материалы».

Разумеется, в оппозиционной прессе неудовольствие вызвал факт фиксации бчб‑символики и атрибутики в качестве экстремистской, а также невозможности «легального» сочетания бчб‑цветов в одежде, промтоварах, иной продукции. В этом отношении хочу заметить, что белорусский опыт здесь далеко не уникален. Экстремистская символика не всегда носит явный и очевидный характер. К примеру, поскольку в Германии действует уголовно‑правовой запрет на публичное озвучивание идей, основанных на теории расового превосходства, деятели ультраправых партий и движений обычно воздерживаются от прямых высказываний, которые могут стать основанием для санкций и используют завуалированные полунамеки, «эзопов язык» и соответствующий «культурный код».

Так, в последнее время неонацистами даже использовался флаг кайзеровской Германии, который впоследствии также был запрещен как экстремистский, хотя первоначально имел иной исторический контекст. Но если такого рода символ используют экстремисты, он фактически также становится экстремистским. Исключений здесь быть не может.

Что касается экстремистских формирований, то им также дано определение в законе – это группа граждан, осуществляющих экстремистскую деятельность, либо допускающих возможность ее осуществления, либо финансирующих или пропагандирующих ее.

Кроме того, для оперативного решения вопросов о пресечении деятельности экстремистской организации предлагается наделить прокуроров областей и города Минска наряду с Генеральным прокурором правом приостанавливать деятельность таких организаций. Затем их атрибутика и символика будут признаны экстремистскими, а сами организации ликвидированы, их деятельность на территории Беларуси запрещена.

Инфографика СБ

Будет также наступать дополнительная ответственность для физических лиц. Граждане, в отношении которых имеется вступивший в законную силу приговор суда в связи с совершением экстремистских действий, будут включены в соответствующий перечень и лишены права на занятие деятельностью, сопряженной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ, педагогической деятельностью (в части реализации содержания образовательных программ), издательской деятельностью, а также занимать государственные должности, проходить военную службу до погашения или снятия судимости и в течение пяти лет после погашения или снятия судимости. Финансовые операции таких граждан будут подлежать особому контролю.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, включенных в указанный перечень, вступление в законную силу приговора суда является основанием для запрета въезда на территорию Беларуси, а для граждан Республики Беларусь – основанием для утраты приобретенного гражданства Республики Беларусь.

Кроме того, чтобы обеспечить оперативность противодействия, в Гражданском процессуальном кодексе будет установлен специальный срок ускоренного рассмотрения дел в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей с признаками экстремизма, а также признания символики и атрибутики экстремистскими материалами.

Однако, несмотря на всю строгость поправок, не стоит считать данное законодательство политически мотивированным.

Государство не преследует оппозицию или инакомыслие – оно преследует только тех, кто нарушает закон.

«СБ. Беларусь сегодня», 6 апреля 2021 г.
(фото, инфографика – «СБ. Беларусь сегодня»)