/ / Общественно-политические
02.04.2021

Владимир Колтович рассказал о деталях разговора у Главы государства

О деталях разговора у Главы государства в вечернем эфире телеканала «Беларусь 1» рассказал Министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович.

Владимир Колтович

О ценовой ситуации

– Ценовая ситуация в первом квартале была непростой. Надо признать, что цены – это такая экономическая категория, которая весьма подвержена влиянию внешних факторов. Такими являются рост цен на продовольствие в мире. Это инфляция в России, поскольку это наш основной партнер. Цены на продовольствие выросли у нас на 7,8 процента, а в Российской Федерации на 7,7. То есть фактически идем вровень. Ну и еще один фактор – это курс доллара. В первом квартале был принят ряд решений, которые направлены на стабилизацию ценовой ситуации.

Мы прекрасно понимаем, какие риски несет ценовое регулирование, но цель оправдывает средства. Это именно тот случай. Мы уже за первые 23 дня марта получили дефляцию минус 0,2 процента.

О механизмах ценового контроля

– Мы запрашиваем у предприятий их финансовое состояние. Их доходность, заработную плату, объемы производства, запрашиваем информацию о ценах на сырье. Когда мы видим, что есть доказательство, что растет цена сырья и при этом доходность не позволяет дальше работать предприятию на рынке с этим товаром, то, конечно, мы будем принимать решение о повышении цен. Допустить фактов не то что дефицита, а просто перебоев поставок и недовольства населения от отсутствия того или иного товара, мы тоже не можем.

Сегодня ценами занимается много ведомств. Прежде всего мы работаем с Комитетом государственного контроля, с местными органами власти, сегодня все полномочия есть. Но у нас главное – не наказать. Сейчас работа по контролю построена по следующей схеме: оперативное выявление фактов нарушения, быстрое установление причин и принятие решения. Либо наказание, либо мы разбираемся. И, естественно, все факты нарушений мы придаем огласке.

За прошлый год выявлено более 200 фактов нарушения ценового законодательства.

Наибольшие штрафы по ним составили более 60 тысяч рублей. Больше всего нарушений выявляется в торговле. Вся информация есть на нашем сайте. Мы получаем массив информации. Но все же основным каналом является горячая линия: когда покупатели сами достаточно эмоционально сообщают о ситуации. Мы разбираемся с каждым фактом, и по количеству звонков можно судить о качестве работы, о том, решен вопрос или нет.

О мониторинге

– Естественно, НДС не мог не повлиять на формирование цены, потому что это новый налог. Мы вместе с Комитетом государственного контроля, вместе с Минздравом, который здесь играет роль первой скрипки, поскольку координирует всю эту работу, проводили мониторинг, проверки. Сегодня звонков по ценам на лекарства стало в разы меньше. Я думаю, что ситуация стабилизировалась. Мы видим по оперативной информации Белстата, что темпы роста цен на лекарства гораздо ниже, чем были в январе и феврале.

О защите внутреннего рынка

– Защита внутреннего рынка – это комплексная программа и предмет ответственности и внимания многих госорганов: облисполкомов, Министерства промышленности, всех, кто курирует концерны по разным направлениям (легкой промышленности, деревообработки).

Эта система работает у нас не первый год. Мы являемся координаторами работы, с этого года распоряжением Премьер‑министра создали комиссию, куда вошли заместители руководителей ведомств. Задача состоит в том, чтобы принимались решения, направленные на поддержку производителей, на создание хороших условий для инвесторов, на выпуск продукции, которая конкурирует не только на внутреннем, но и на внешних рынках. Мы продолжим бороться с контрафактом, с товаром, который не соответствует качеству.

О критическом импорте

– Это те товары, которые либо не производятся в стране, либо производятся в недостаточном количестве. Импорт – это «раздражитель», который позволяет производителю «сверять часы» с рынком. Наличие импорта в определенном количестве – стимул для развития производства. Критический импорт у нас где‑то 44–45 процентов в продовольственном секторе, непродовольственном – 36–38. За прошлый год мы на потребительском рынке снизили импорт на 104 миллиона долларов. Основная причина – работа экономик в условиях пандемии. Рынок не почувствовал дефицита или отсутствия товара. Поэтому я уверенно говорю о том, что мы можем замещать импорт отечественными аналогами и быть конкурентными.

О долгосрочных контрактах на закупку сезонной продукции

– Плодоовощная продукция подвержена изменениям в зависимости от урожая, ситуации на рынке, цен на сопредельных рынках. Поэтому у нас в комплексе мер по защите внутреннего рынка есть такая тема, которая касается работы с овощами. Мы уже провели первую встречу на бирже, проговорили, возможно ли реализовывать овощи на бирже. В некоторых странах проводятся конкурсы, выбирается поставщик на короткий период – на неделю или месяц. Пока у нас не складывается работа на бирже, есть нюансы. Но по стабилизационным фондам порядок их закладки должен быть изменен, фермеры должны получить авансы на закладку, оплату сразу, чтобы иметь четкую цену в межсезонный период. Что касается взаимоотношений торговых сетей с сельхозорганизациями, мы разделяем предложения Минсельхозпрода о заключении долгосрочных контрактов, когда фермер уверен, что он продаст свою продукцию. Когда фермер не уверен, мы получаем ценовые скачки. И это тоже один из факторов. В России или Украине цена выросла (как у нас было в позапрошлом году по луку), в Европе был его неурожай – и наш экспорт возрос в разы, мы даже вынуждены были принять решения по ограничению экспорта лука в третьи страны. Поэтому фермер, имея долгосрочные контракты и частичную оплату по ним, гарантированно поставляет объем по установленной цене.

О тарифном регулировании

– У нас есть так называемая тарифная тетрадь. В сентябре–ноябре, зная приблизительную цену на газ, смотрим, как будут увеличиваться тарифы ЖКХ, транспорт, тарифы на связь, почту, интернет. И договариваемся с поставщиками этих услуг, когда и в каком размере будут повышаться тарифы. Для них это возможность сформировать свой бизнес‑план, для нас – возможность влияния на инфляцию и инфляционные ожидания.

Я докладывал Президенту, и Глава государства одобрил: такие данные должны публиковаться. В течение следующей недели мы намерены опубликовать эту тарифную тетрадь и показать, как и когда будут меняться тарифы.

Главные задачи для МАРТ

Цены и защита рынка. Я Президенту говорил, что наша программа защиты рынка рассчитана на два года, она может дополниться и изменяться, но основная ее задача – увеличение доли отечественных товаров по продовольствию. Эта доля должна соответствовать доктрине национальной безопасности и составлять не менее 80 процентов (сегодня – 77,1). Думаю, за два года эту задачу можно решить.

Госзакупки. Мы сделали систему закупок более прозрачной… В системе госзакупок и закупок предприятиями за счет собственных средств стоит задача увеличения доли отечественных товаров.

«СБ. Беларусь сегодня», 1 апреля 2021 г.
(фото – БЕЛТА)