Валерий Мицкевич принял участие в заседании Лидского районного исполнительного комитета
25 сентября 2020 г. заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Мицкевич В.В. принял участие в заседании Лидского районного исполнительного комитета.

Основным вопросом повестки дня стало обсуждение итогов реализации Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016–2020 годы в Лидском районе, включающей семь подпрограмм. Была представлена подробная информация о мероприятиях, направленных на достижение поставленных в программе задач, для выполнения которых задействованы многие ведомства.
В завершение заседания присутствующие обменялись мнениями и дали высокую оценку ходу выполнения Государственной программы.

Кроме того, В.В. Мицкевич обратил внимание присутствующих на серьезную проблему аварийности на трассе М6. Заместитель Председателя Палаты представителей высказал предложение Госавтоинспекции совместно с другими службами определить места, где происходили аварии с участием животных либо проходят пути их миграции, и продолжить работу по установке ограждений.
По сообщению официального сайта Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь)
Президент Беларуси Александр Лукашенко продолжил рабочую поездку по Полесскому региону. Глава государства 7 ноября работал в Житковичском районе Гомельской области.
Знакомясь с производственным потенциалом региона, Александр Лукашенко посетил ЗАО «Сатурн-1» в Житковичах. Здесь развивают производство узлов, агрегатов и иных комплектующих для железнодорожного подвижного состава. В первую очередь Президент спросил, почему на предприятии снизились объемы производства. Директор завода Михаил Саскевич пояснил, что их продукция активно продавалась для нужд железных дорог России и Беларуси. Однако потом потребности рынка изменились, возник спрос на комплектующие и детали для цистерн, и завод освоил новый для себя вид продукции. Из-за этого по объективным причинам несколько снизились объемы промпроизводства, но зато появились перспективы. По словам директора, сейчас заключаются договоры на поставки в 2026 году и даже идет расширение географии – за счет Казахстана. «То есть перспектива спроса на твою продукцию просматривается?» – уточнил Президент и получил положительный ответ.
Глава государства обратил внимание, что железнодорожные перевозки и все, что с ними связано, однозначно будут развиваться. «Наш рынок огромен – Россия, Казахстан. Этот рынок всегда будет востребован. Такое огромное пространство без железных дорог быть не может», – сказал он.
Александр Лукашенко также ориентировал на более тесное взаимодействие между отечественными предприятиями отрасли. В частности, речь шла о том, чтобы БЖД при закупке деталей и комплектующих в большей степени ориентировалась на отечественных производителей. «Такие предприятия нам нужны сейчас – маленькое, небольшое предприятие, оно быстро перестраивается и так далее», – заметил Президент.
Подобным субъектам хозяйствования были обещаны поддержка и содействие со стороны государства. «Ты человек опытный, видишь перспективу – делай. Надо что-то – будем помогать. Если это выгодно для страны, то мы поможем. Я скажу так: денег лишних нет. Это факт. Но у нас нет нормальных перспективных проектов под те деньги, которые мы можем выделить. Поэтому пользуйся этим моментом. Никто деньги просто так никому не даст. Дадим деньги только под то, чтобы завтра заработать новые деньги и чтобы вернули эти (вложенные в проект. – Прим.) деньги. Вот и все. Дурницу пора заканчивать. Не надо «Батька поможет, батька вытянет!». Вытянем. Но вот так «на дурняк» мы ничего делать не будем», – заявил Глава государства.
Говоря о развитии Полесья, Президент сказал: «Ничего на Полесье не испохабили (мелиорацией. – Прим.). Мы не превратили Полесье, заросшее лесом и болотами, в осушенный край. А в этих полесских краях где только можно получили поля для сельскохозяйственного производства и образовали колхозы, совхозы. Сегодня на этой базе создаем современные хозяйства».
Он констатировал, что в регионе в целом подвижки есть. «Я из Минска летел. Порой придраться не к чему», – заявил Александр Лукашенко.
При этом Глава государства указал, что местами распаханы не все территории, которые можно обрабатывать. Важно это делать, чтобы эти участки земли не зарастали. «У нас есть все для того, чтобы мелиорированные поля, в которые когда-то вложили миллиарды советских рублей, привести в хорошее состояние», – сказал он, отметив, что для этого принята соответствующая госпрограмма по мелиорации.
Александр Лукашенко напомнил, что в настоящее время реализуется новая программа развития районов Полесья, и в ближайшее время он намерен заслушать доклад по этой теме. «Деньги точечно будем вкладывать. «Дурницы» не будет», – подчеркнул Президент.
Прежде всего государство намерено инвестировать в решение глобальных задач – создание инфраструктуры, в том числе дорожной, освоение земель, развития агрогородков с комфортными условиями жизни для людей и так далее. А локальные вопросы должны решаться на местах. И здесь значимая роль отводится руководителям местной вертикали. Например, председателю Гомельского облисполкома Президент напомнил, чтобы держал в поле зрения и такие «крайние» районы, как Житковичский.
«Не скажу, что Житковичи заброшены. Не скажу, что они не начали шевелиться (только чтобы это не было ради показухи). Распахали придорожные небольшие участочки, которые никогда не пахались. Надо вовлекать в севооборот. Надо приводить все в порядок, – сказал Александр Лукашенко. – В Житковичах я вообще проблем не вижу. Крупный город, хороший город, перспективный».
Важный момент, на котором заострил внимание Президент, обращаясь к чиновникам и руководителям предприятий, – это выплата заработной платы работникам. «Даже если он (руководитель. – Прим.) будет умирать, одна копейка останется, пусть отдаст своим рабочим. Надо платить деньги людям, чего бы ни стоило, со всех источников, даже если убыточное предприятие», – подчеркнул Глава государства.
Александр Лукашенко ориентировал чиновников на персональное участие каждого в реализации задач по продвижению экспорта на международные рынки, включая страны дальней дуги.
«Стратегия – хорошо. Но сегодня важна тактика, чтобы мы могли продать продукцию, – сказал Президент. – Нам сегодня не до жиру, дай бог выжить, поэтому нужна и тактика».
Он подчеркнул, что должна быть конкретика, и до каждого чиновника, который отвечает за сотрудничество с той или иной страной или регионом, будет доведено четкое задание.
Соответствующей работой занимается и сам Глава государства в ходе переговоров с зарубежными коллегами и визитов в другие страны. «Вам Президент открыл дверь. Так идите в эту дверь. Что вы ждете?! Настало время конкретных дел», – подчеркнул белорусский лидер.
Президент также предложил предприятиям больше сосредоточиться на улучшении качества производимой продукции. На это у некоторых из них как раз есть время, пока продажи на экспорт не растут быстрыми темпами.
Глава государства отметил, что в нынешних условиях некоторого проседания поставок отечественной сельхозтехники на российский рынок есть возможность предоставить больше машин для внутреннего рынка. И такая задача Президентом перед промышленностью поставлена. Но вместе с тем – требование к руководителям сельхозпредприятий обеспечить ее эффективное использование, эксплуатацию и надлежащее хранение.
«Упаси Господь, если после зимы обнаружим брошенную технику за забором, – предупредил Александр Лукашенко. – Нужен порядок. Все надо использовать для того, чтобы сохранить технику». В этом смысле нужно действовать по аналогии с порядком и дисциплиной у военных.
«И надо закрутить потенциал председателя райисполкома. Без них – райисполкомов прежде всего и горисполкомов – ничего не будет. И это можно сделать. Не хватает только дисциплины», – добавил Президент.
Он также напомнил об особых условиях, на которых сельхозпредприятия будут получать при поддержке государства новую дорогостоящую технику: эксплуатировать такие машины должны квалифицированные, профессиональные специалисты, а найти их можно в том числе на промышленных предприятиях и на время привлечь для работы в полях.
Такие варианты Президент назвал, возможно, нестандартными, но зато позволяющими точечно и в определенный промежуток времени решить актуальную для некоторых хозяйств проблему дефицита квалифицированных кадров. «Конечно, нестандартный шаг, нестандартный ход. Меня тут многие могут критиковать. Но это выход из положения – сохранить дорогостоящую технику», – заметил Александр Лукашенко, добавив, что в этом плане рассчитывает на понимание и поддержку со стороны промышленников.
Глава государства подчеркнул, что зачастую на местах преувеличивают проблему с дефицитом кадров: «Хватает у нас людей. Самое страшное – когда есть люди, а работы нет. Вот это страшно. А когда работы много, а людей якобы не хватает – это жить можно. Заплати хорошо человеку – он сделает три-четыре те нормы».
«Надо нестандартные предпринимать шаги для того, чтобы обеспечить продовольствием и одеждой людей. Без этого страны быть не может», – подчеркнул Президент.
Посещая Житковичский моторостроительный завод, который входит в холдинг «Минский моторный завод», Александр Лукашенко заявил, что хочет видеть перспективу в развитии моторостроения в Беларуси.
«Я на моторный завод все намеревался приехать, посмотреть, что там сделано. Нужна перспектива. Моторный завод будем развивать. Это не дело – машиностроительная страна, мы производим все машины – от легковой до БЕЛАЗа. А начинку (речь о двигателях. – Прим.) иногда ищем по всему миру. Надо свое производить. Цепляться за тех, у кого технологии есть, и развивать свое», – сказал Глава государства.
Президенту представили линейку продукции, в которой используются производимые на заводе в Житковичах комплектующие. Это в том числе двигатели, дизель-генераторы, компрессорное оборудование, насосные установки. Последние могут, например, использоваться для организации полива в сельском хозяйстве. «Это большое будущее. Столько воды уходит в Черное море. А у нас появляются сегодня засушливые районы. Нам это очень нужно. Я уже у себя попробовал», – отметил Александр Лукашенко.
Президенту также продемонстрировали различные детали, которые нужны в моторостроении. Был представлен и мотоциклетный двигатель в разборе, который используется на Мотовелозаводе в Минске. Сейчас ведется работа над тем, чтобы все алюминиевые детали полностью отливать в Беларуси, и в целом производить собственный двигатель. Глава государства согласился, что надо сделать свой, чтобы «сердце мотоцикла было белорусское». «Но надо, чтобы он работал нормально. Если будет перспектива, будем помогать в этих проектах», – сказал белорусский лидер.
Он также поручил постепенно приводить в порядок достаточно большую территорию предприятия, хотя первоочередная задача – это инвестиции в основное производство. Как рассказали Президенту, на заводе используют не только новые современные станки, но привели в порядок и прежние, которые также востребованы.
Житковичский моторостроительный завод в настоящее время развивает современное производство по выпуску шестеренных насосов, деталей и узлов к дизельным двигателям и сельскохозяйственной технике.
Будучи на предприятии, Президент упомянул и о задачах по наведению порядка и развитию сельского хозяйства, что особенно актуально для Гомельской области и ряда ее районов. «Надо подтянуть производство. Тем более в сельском хозяйстве. Все у нас есть в сельском хозяйстве. И продукция нужна будет. Это не то, что у него с этим железом – все производят эти двигатели, попробуй конкурировать… А людей кормить в мире надо будет. И готовы сегодня платить, отдавать последнее, но чтобы люди были накормлены. Поэтому нельзя это потерять», – сказал Александр Лукашенко, обращаясь к председателю облисполкома Ивану Крупко.
Главе государства было доложено о социально-экономическом развитии Гомельской области. В частности, речь шла о том, что за девять месяцев этого года выполнены семь из девяти ключевых показателей: не достиг необходимого уровня валовой региональный продукт (102,3 % при задании 103,8 %) и объем сельхозпроизводства (107,9 % и 112,3 % соответственно). При этом выросли инвестиции в основной капитал – почти на 20 % при задании 5,7 %. Средняя заработная плата по региону увеличилась почти на 17 % при задании 10,3 %.
Александр Лукашенко заметил, что в регионе есть положительные изменения, однако и сделать еще предстоит немало. «Надо ускоряться. Вижу, что как-то ты взялся за область, вижу эти подвижки (не хочу перехвалить), но это только начало. Ты знаешь, что очень много проблем», – сказал Президент, обращаясь к руководителю области.
Президент заметил, что ему хорошо известны ключевые показатели по Гомельской области и его больше интересует, какие конкретно есть проблемы. «Что тебя больше всего беспокоит? Из-за чего ты не спишь?» – спросил он у Ивана Крупко. Тот в свою очередь обозначил некоторую обеспокоенность по поводу выполнения показателя по ВРП.
В этом контексте Глава государства обратил внимание, что для руководителя области не должно быть «своих» или «чужих» предприятий, неважно находятся ли они в республиканской собственности – это все сфера ответственности председателя облисполкома. Ивану Крупко, в частности, поручено более детально разобраться в ситуации на БМЗ, «Гомсельмаше», в стекольной промышленности региона. Затрагивался вопрос работы Белорусской стекольной компании, и Главой государства были даны конкретные поручения: помощнику Президента – инспектору по Гомельской области Руслану Пархамовичу разобраться в происходящем. «Разберись. Если эта надстройка в 30 или сколько человек мешает и не нужна, значит, не рассуждайте, всех 30 человек – на предприятия, начиная от сельского хозяйства до промышленности. До 1 января чтобы был наведен порядок, если только вопрос в этом, – сказал Глава государства. – До 1 января должно быть принято решение».
«Гомельскую область надо приводить в нормальное состояние. Это два фланга Беларуси – Витебская на севере и Гомельская на юге. Их надо привести в порядок», – подчеркнул Александр Лукашенко.
Говоря о Дне Октябрьской революции, который отмечается 7 ноября, Президент отметил, что это хороший праздник и не стоит от него отказываться: «Есть у нас процентов 30 людей, которые с уважением относятся к этому празднику. Мы революций не хотим больше, но есть люди, которые к этому празднику хорошо относятся. Ну и пусть будет у них этот праздник. Мы будем помнить, что был такой праздник. Не надо забывать то, что было. Не надо ранить людей, которые сегодня на пенсии и уходят из этой жизни. Пусть они знают, что мы достойные продолжатели их дел».
«Нормальный это праздник. Мы его осовременили», – подчеркнул белорусский лидер.
Александр Лукашенко отметил, что нет ничего плохого, например, в том, что к этому празднику на Минском моторном заводе произвели новый хороший двигатель на основании комплектующих Житковичского моторостроительного завода.
«Что плохого, что мы мост сдали (накануне в Мозыре открыт обновленный мост через Припять. – Прим.). Если бы не поехали туда вчера, Иван Иванович (председатель Гомельского облисполкома Иван Крупко. – Прим.) там бы благоустраивал до весны. А так подстегнули, сделали. И по всей стране так», – сказал Президент.
«Поэтому с праздником! Здоровья, счастья. Остальное купим», – резюмировал Глава государства.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Запланированные программой задачи как по итогам года, так и пятилетия будут выполнены. Основная – повысить энергоэффективность экономики. Предполагается, что по итогам пятилетия энергоемкость ВВП к уровню 2020 года будет ниже на 5 процентов. Только по итогам 2024-го в стране ее снизили на 2,8 процента. Такой информацией поделился заместитель Председателя Госстандарта – директор Департамента по энергоэффективности Виталий Крецкий на тематической конференции, которая прошла вчера в Минске.
Виталий Крецкий рассказал, что планируется полностью выполнить поставленную Главой государства и Правительством задачу по максимальному вовлечению в энергобаланс нашей страны собственных энергоресурсов:
– Здесь мы говорим о щепе древесной и древесной топливной грануле. Этот показатель по итогам года ожидается на уровне 17 процентов, хотя задача – 16. Небольшое перевыполнение стало возможным благодаря, конечно же, строительству новых котельных и переводу действующих энергоисточников, использующих импортируемые виды топлива, на местные виды энергоресурсов.
Благодаря работе предприятий в этом направлении планируется достичь объема экономии более трех миллионов тонн условного топлива. Виталий Крецкий подчеркнул, что субъекты хозяйствования неравнодушны к рациональному расходованию энергоресурсов, повышению эффективности использования, что в конечном итоге приводит к уменьшению себестоимости производимой продукции и, как следствие, повышению ее конкурентоспособности.
Он уточнил, что все проекты, реализуемые в реальном секторе экономики, связаны либо с модернизацией действующих технологий, либо с внедрением современных энергоэффективных. Это такие быстроокупаемые мероприятия, как замена лампочек или электроприводов.
В возобновляемых источниках энергии (с учетом работы БелАЭС) недостатка в электроэнергии в Беларуси нет. Но вместе с тем мероприятия по внедрению ВИЭ не прекращаются. Любой субъект хозяйствования, который хочет внедрить энергоисточник, может подать на соответствующую квоту и принять участие в аукционе.
– Для собственных нужд проблем в строительстве энергоисточников с использованием возобновляемой энергетики нет. Прогнозируем, что по итогу года доля ВИЭ составит 7,1 процента, в следующей пятилетке планируем выйти на 7,5 процента, – констатировал заместитель Председателя Госстандарта – директор Департамента по энергоэффективности. – Валовое потребление энергоисточников будет расти. Вместе с тем мы увеличиваем и долю возобновляемой энергетики, в том числе за счет наращивания всех мощностей. Конечно же, в возобновляемой энергетике основную долю занимает древесное топливо, от этого мы никуда не уйдем.
Говоря о международном сотрудничестве, Виталий Крецкий акцентировал, что с учетом сложившейся геополитической обстановки векторы сотрудничества направлены на восток. Беларусь в этом направлении плотно работает с российскими коллегами, партнерами по ЕАЭС, Китайской Народной Республикой.
Татьяна Семенкова, « Рэспубліка», 6 ноября 2025 г.
Мера для оперативной организации водоснабжения на селе в случае его прекращения предложена в Беларуси. Это предусмотрено проектом Закона «О питьевом водоснабжении и водоотведении (канализации)», который принят 5 ноября депутатами в первом чтении, передает корреспондент БЕЛТА.
«Немаловажное новшество – обеспечение бесперебойного водоснабжения. Для оперативного решения вопросов водоснабжения, особенно сельских населенных пунктов, в случаях прекращения или ограничения подачи питьевой воды законопроектом закреплено право на установление возможности бурения водоканалами или организациями ЖКХ временных скважин (в более короткие сроки. В настоящее время шесть месяцев – будет два месяца. – Прим. БЕЛТА), чтобы не прекращать подачу питьевой воды, если что-то случилось», – сказал Министр жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Трубило, представляя законопроект депутатам.
По словам Министра, принятие данной нормы позволит, в первую очередь, сократить срок разработки документации, проведения работ по бурению, а также оперативно организовать водоснабжение в населенном пункте в случае его прекращения.
Предусматривается создание государственного реестра, который будет представлять собой информационный ресурс, содержащий достоверные подробные сведения о всех системах водоснабжения и водоотведения (канализации) в населенных пунктах страны.
О некоторых новациях рассказал в комментарии журналистам заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, торговле и строительству Сергей Казачок. Он подчеркнул, что вопросам питьевого водоснабжения всегда уделяется особое внимание. Действует Закон «О питьевом водоснабжении». Вместе с тем такая смежная сфера, как водоотведение, не урегулирована законодательством. Новый законопроект предполагает регулирование как питьевого водоснабжения, так и водоотведения (канализации).
«В соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» вопросы организации питьевого водоснабжения, водоотведения относятся к компетенции местных органов власти. Они решают вопросы поставки воды, водоотведения, а также занимаются вопросами чрезвычайной ситуации в случае отключения воды и другими, – обратил внимание депутат. – Предполагается, что, помимо этого, местным органам власти необходимо определять организации, которые будут в конкретном регионе заниматься поставкой питьевой воды, а также вопросами водоотведения».
Депутат обратил внимание на то, что сегодня в стране, помимо организаций Министерства жилищно-коммунального хозяйства, соответствующими вопросами занимаются также организации в сфере сельского хозяйства и продовольствия, промышленности, транспорта. Их также коснутся новации.
В целом принятый сегодня в первом чтении комплексный законопроект регулирует все наиболее важные направления в сфере водоснабжения и водоотведения – от оказания самих услуг водоснабжения, водоотведения (канализации), услуг по транспортировке сточных вод ассенизационным транспортом, охраны и использования источников питьевого водоснабжения, обеспечения питьевой водой при чрезвычайных ситуациях, приема сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации) до безопасности питьевой воды централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения.
Как пояснили в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, с принятием нового закона действующий Закон «О питьевом водоснабжении» (в редакции 2019 года) будет признан утратившим силу.
За период реализации действующего закона в республике построено порядка 2 тыс. объектов ВКХ, проложено 590 км новых сетей водоснабжения и водоотведения (канализации), заменено 3,9 тыс. км сетей водоснабжения, водоотведения (канализации) со сверхнормативными сроками эксплуатации, реконструировано 49 очистных сооружений. Это позволило повысить обеспеченность населения централизованным водоснабжением до 93,9 %, централизованным водоотведением – до 81 %. Обеспеченность населения водоснабжением питьевого качества увеличена с 90,5 % до 99,7 %.
Ежедневно потребителям республики подается более миллиона кубических метров воды.
Организациями ЖКХ эксплуатируется около 10 тыс. водозаборных скважин, 41,8 тыс. км сетей водоснабжения, 323 очистные сооружения, более 20 тыс. сетей канализации. За их эффективной работой следят 15 тыс. работников, благодаря которым население может беспрерывно получать питьевую воду и отводить сточные воды.
Принятые более семи лет назад на уровне Главы государства решения о финансировании строительства станций обезжелезивания воды за счет средств республиканского и местных бюджетов в рамках госинвестпрограмм принесли ощутимые результаты, отметили в министерстве.
На 2026–2030 годы запланирована реконструкция 43 групповых водозаборов, требующих полной модернизации, 36 очистных сооружений, замена изношенных сетей водоснабжения и водоотведения, бурение и перебуривание порядка 300 скважин, строительство более 200 км новых сетей водоснабжения и водоотведения.
По информации БЕЛТА
Уменьшить аппетиты лизинговых организаций и ввести вторичный лизинг предлагается в Беларуси. Это предусмотрено проектом Закона «О лизинговой деятельности», который принят 5 ноября депутатами в первом чтении, передает корреспондент БЕЛТА.
Основные новации, предусмотренные законопроектом, обозначил перед депутатами заместитель Председателя Правления Национального банка Беларуси Денис Скобялко.
По его словам, урегулированы назревшие вопросы, связанные с лизинговой деятельностью с учетом практики применения норм Указа № 99. Существенным нововведением является появление в правовом поле такого инструмента, как вторичный лизинг. По сути, отношения между субъектами права при вторичном лизинге предполагают реализацию возможностей повторной передачи в лизинг имущества, ранее приобретенного лизингодателем для целей передачи в лизинг и возвращенного ему лизингополучателем.
Как пояснил Денис Скобялко, ранее у лизингодателя не было возможности, если лизингополучатель по каким-то причинам возвращал предмет лизинга (не обращал его в собственности и т.д.), повторно передать соответствующий предмет лизинга в лизинг. Согласно проекту закона такая возможность для лизинговых организаций предоставляется.
«Положения проекта закона о вторичном лизинге соответствуют лучшим международным практикам, в частности, Казахстана, Кыргызстана, Армении, Основываясь на этих практиках, мы предусмотрели в проекте закона, что при вторичном лизинге лизингодатель самостоятельно несет риски, связанные с выбором предмета лизинга. А также установлено, что он должен проинформировать продавца, поставщика соответствующего товара», – отметил зампредседателя Правления.
Отдельный блок законопроекта регламентирует особенности предоставления гражданам в лизинг жилых помещений. В документе сохранены положения Указа № 99, эффективность которых подтверждена практикой. При этом, учитывая, что граждане находятся в зоне особого внимания при формировании правового поля, в документе предусматривается ряд новаций в регулировании лизинга жилых помещений. В частности, по предложению экспертного совета при Совете Республики в проект закона включена норма, позволяющая считать земельный участок, на котором непосредственно расположен жилой дом или квартира в блокированном жилом доме, частью совокупности вещей, являющихся предметом лизинга.
«Если в лизинг передается дом, квартира, то земельный участок является совокупной вещью и также передается в лизинг лизингополучателю», – пояснил Денис Скобялко.
Оптимизирован порядок расчета по договору лизинга жилого помещения в случае его расторжения или возврата предмета лизинга лизингодателю. После того как гражданин уплатил более 50 % стоимости предмета лизинга, у него есть право вернуть уплаченную им стоимость предмета лизинга. На этом этапе механизм возврата этих средств предполагает оценку стоимости самого жилья. Ранее такая оценка осуществлялась исключительно путем внутренней оценки рыночной стоимости объекта. Но сейчас предусматривается механизм, который направлен на дополнительную защиту прав граждан, и он предполагает, что соответствующее жилье может быть продано путем торгов. И на торгах будет, возможно, определена более высокая стоимость соответствующего предмета лизинга, которая позволит гражданину получить больший объем средств в качестве возврата.
Помимо этого расширяются меры реагирования на нарушения законодательства о лизинговой деятельности. Вводится такая мера, как требование об устранении руководителей, иных должностных лиц в определенных случаях нарушения законодательства о лизинговой деятельности.
Проект закона имеет четкую социальную направленность и будет способствовать усилению защиты прав потребителей финансовых услуг, подчеркнул Денис Скобялко. Одна из важнейших новелл – право гражданина на изменение сроков исполнения обязательств по договору лизинга в случае невозможности их исполнения при нахождении в трудной жизненной ситуации. При этом, как поясняется, под трудной жизненной ситуацией понимается, например, нетрудоспособность более 40 дней, инвалидность, смерть супруга (супруги), появление дополнительных иждивенцев и др. В таких случаях гражданин сможет обратиться к лизингодателю за отсрочкой, изменением других условий договора, позволяющих ему получить своего рода финансовые каникулы.
Для дополнительного обеспечения прав и интересов граждан предусмотрено ограничение максимального размера превышения общей суммы уплачиваемых физлицом лизинговых платежей выкупной стоимости предмета лизинга над стоимостью предмета лизинга.
Как пояснил член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Алексей Райко, фактически предлагается ограничить аппетиты лизинговых организаций. Сумма лизинговых платежей будет ограничена суммой предмета лизинга по договорам сроком до одного года и двукратной суммой предмета лизинга по договорам свыше одного года. Ограничен предельный размер неустойки, штрафов, пеней по договору лизинга – не более половины стоимости предмета лизинга.
По информации БЕЛТА
5 ноября 2025 г. состоялось очередное заседание Палаты представителей восьмого созыва.
В первом чтении депутаты рассмотрели четыре законопроекта.
О проекте Закона «Об изменении законов по вопросам нормотворческой деятельности» доложили директор Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь Мательский А.Ф. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Ленчевская М.А.
Проектом Закона, в частности, предусматриваются:
- особый порядок принятия нормативных правовых актов, содержащих исключительно цифровые показатели, согласно которому такие акты размещаются в банке данных «Единый реестр цифровых показателей» без проведения их обязательной юридической экспертизы и включения в Национальный реестр правовых актов;
- закрепление требований, направленных на исключение случаев принятия (издания) в короткий промежуток времени нескольких нормативных правовых актов, вносящих изменения в один и тот же нормативный правовой акт, сокращение объема нормативных правовых актов, а также на упрощение и однозначность восприятия текстов нормативных правовых актов;
- усиление значения пакетного принципа при подготовке проектов нормативных правовых актов, обеспечиваемого посредством разработки включенных в пакет проектов нормативных правовых актов Совета Министров Республики Беларусь, иных государственных органов (организаций), конкретизирующих или направленных на реализацию законодательного акта, до внесения его проекта в нормотворческий орган, а также в случае доработки законопроекта при его рассмотрении;
- упрощение процедуры согласования проектов нормативных правовых актов с заинтересованными государственными органами и иными организациями (предусматривается систематизация нормативных правовых актов, регламентирующих порядок подготовки проектов правовых актов, в целях обеспечения комплексного подхода к регулированию нормотворческой деятельности, исключения дублирования и (или) их разрозненности);
- проведение анализа обоснованности применения отсылочных и бланкетных норм при проведении обязательной юридической экспертизы в рамках оценки соблюдения требований нормотворческой техники (норма направлена на снижение количества принимаемых актов законодательства и не предполагает вмешательства при проведении обязательной юридической экспертизы в компетенцию государственных органов (должностных лиц);
- запрет на закрепление в законодательном акте полномочий на принятие (издание) нормативных правовых актов одновременно нормотворческому органу (должностному лицу) и уполномоченному им органу (должностному лицу);
- уточнение значения и правового статуса институтов официального толкования и разъяснения применения нормативных правовых актов;
- передача функций Национального центра законодательства и правовой информации по контролю за реализацией заключительных положений принятых законов Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь для более эффективной реализации стоящих перед Парламентом Республики Беларусь задач в сфере законотворчества.
Заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь Казакевич Г.А. выступил с докладом по проекту Закона «Об изменении законов» (по вопросам обеспечения национальной безопасности), с содокладом выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Барсуков А.П.
Проектом Закона предусматриваются:
- расширение категорий лиц, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации, уточнение перечня сведений, фиксируемых при этой регистрации;
- наделение органов пограничной службы полномочиями на проведение обязательной дактилоскопической регистрации, на получение, использование и хранение дактилоскопической информации;
- закрепление возможности предоставления дактилоскопической информации, полученной органами пограничной службы, в Государственный комитет судебных экспертиз в автоматизированном режиме;
- установление обязанности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих международные автомобильные перевозки пассажиров, безвозмездно передавать персональные данные таких пассажиров в информационные системы Министерства транспорта и коммуникаций;
- дополнение содержания пограничного контроля возможностью осуществления личного досмотра граждан и досмотра находящихся при них вещей, в том числе с помощью технических и специальных средств;
- уточнение порядка осуществления постоянно проживающими в Республике Беларусь иностранцами трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности.
С докладами о проекте Закона Республики Беларусь «О лизинговой деятельности» выступили заместитель Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Скобялко Д.К. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Райко А.И.
Проектом Закона предлагается регламентировать:
- вопросы осуществления лизинговой деятельности;
- требования к форме и содержанию договора финансовой аренды (лизинга);
- требования к размещению лизинговой организацией информации об осуществляемой ею лизинговой деятельности;
- полномочия Национального банка в сфере регулирования лизинговой деятельности и контроля за соблюдением законодательства о лизинговой деятельности, законодательства в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
- основные права и обязанности лизингодателей и лизингополучателей.
Инновационной нормой, включенной в проект Закона, является введение такого инструмента, как вторичный лизинг. Отношения между субъектами права при вторичном лизинге предполагают реализацию возможности передачи имущества, ранее приобретенного лизингодателем для целей передачи в лизинг и возвращенного ему лизингополучателем по прекратившему свое действие договору лизинга, не завершенному выкупом предмета лизинга, в лизинг.
О проекте Закона «О питьевом водоснабжении и водоотведении (канализации)» выступил с докладом Министр жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь Трубило Г.А., с содокладом – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, торговле и строительству Казачок С.А.
Законопроект направлен на урегулирование отношений в области водоотведения (канализации), а также усовершенствование с учетом правоприменительной практики вопросов обеспечения населения питьевой водой.
Проектом Закона, в частности, предусматривается:
- возможность бурения временных скважин в целях оперативного решения вопросов бесперебойного водоснабжения населенных пунктов в случаях прекращения или ограничения подачи питьевой воды;
- определение основных терминов, закрепление принципов регулирования соответствующих отношений;
- конкретизация полномочий государственных органов в области питьевого водоснабжения и водоотведения (канализации);
- разграничение сфер регулирования общественных отношений, возникающих в области питьевого водоснабжения и водоотведения (канализации);
- определение состава систем питьевого водоснабжения, водоотведения (канализации);
- регламентация порядка эксплуатации систем питьевого водоснабжения, водоотведения (канализации), систем дождевой канализации;
- разработка программ производственного контроля безопасности питьевой воды соответствующими субъектами хозяйствования;
- закрепление гарантий обеспечения питьевой водой и надежности приема сточных вод.
Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Лепешко Г.В. представил для рассмотрения во втором чтении проект Закона «Об изменении законов по вопросам обеспечения военной безопасности и обороны».
Законопроект направлен на приведение законов Республики Беларусь «Об обороне», «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» и «О военном положении» в соответствие с Военной доктриной Республики Беларусь, утвержденной решением Всебелорусского народного собрания от 25 апреля 2024 г. № 6.
В частности, законопроектом предусматриваются:
- согласование терминологии указанных законов с положениями Военной доктрины Республики Беларусь, приведение в соответствие с ней полномочий Президента Республики Беларусь, Совета Безопасности Республики Беларусь, Министерства обороны и Генерального штаба Вооруженных Сил в области обороны;
- уточнение и конкретизация задач Вооруженных Сил, функций Генерального штаба Вооруженных Сил по обеспечению военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь;
- приведение в соответствие с Военной доктриной Республики Беларусь перечня военных угроз, являющихся основаниями для введения военного положения на территории Республики Беларусь;
- отнесение акта вооруженной агрессии со стороны какого-либо государства (коалиции государств), совершенного против Союзного государства, к нападению, являющемуся основанием для введения военного положения на территории Республики Беларусь.
Кроме того, парламентарии приняли два законопроекта о ратификации международных соглашений.
Министр энергетики Республики Беларусь Мороз Д.Р. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Каранкевич А.М. доложили о проекте Закона «О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о формировании объединенного рынка электрической энергии Союзного государства».
Договор заключен в целях реализации положений Основных направлений реализации Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 годы, утвержденных Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 29 января 2024 г. № 2.
Договор определяет правовые основы формирования, функционирования и развития объединенного рынка электрической энергии Союзного государства и регулирует отношения, связанные с куплей-продажей электрической энергии между участниками объединенного рынка электрической энергии Союзного государства.
Регулирование и контроль деятельности системных и сетевых операторов, а также ценообразование (тарифообразование) на оказание ими услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерское управление электроэнергетической системой, осуществляются в соответствии с национальным законодательством той стороны, на территории которой осуществляется оказание данных услуг.
Кроме того, цены (тарифы) на указанные услуги на территории стороны для участника оптового рынка данной стороны не могут отличаться в зависимости от осуществления им торговли на внутреннем оптовом рынке или торговли на объединенном рынке.
Проект Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Исламской Республики Пакистан о реадмиссии» представили заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь Казакевич Г.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Шпаковский А.П.
Соглашение подписано в целях определения порядка передачи, принятия и возврата лиц, находящихся на территории государств в нарушение порядка въезда, выезда, пребывания и проживания иностранных граждан и лиц без гражданства.
Соглашение предусматривает обязательство Республики Беларусь и Исламской Республики Пакистан по запросу другой стороны принимать собственных граждан, которые въехали или находятся на территории государства запрашивающей стороны с нарушением законодательства этого государства по вопросам въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.
В Соглашении определены компетентные органы, ответственные за реализацию настоящего международного договора. Компетентными органами от Республики Беларусь определены Министерство внутренних дел и Государственный пограничный комитет, от Исламской Республики Пакистан – Министерство внутренних дел.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
