Игорь Петришенко провел заседание Совета ЕЭК
Председатель Совета Евразийской экономической комиссии, Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Игорь Петришенко 18 сентября провел заседание заседания Совета Евразийской экономической комиссии.
На заседании рассмотрены значимые вопросы евразийской интеграции.
Принято распоряжение, которым утверждены мероприятия, необходимые для дальнейшей реализации проекта развития интегрированной информационной системы на период до 2025 года, а также новые концептуальные подходы для обеспечения информационного взаимодействия и цифровизации с учетом существенного расширения масштаба деятельности, целей и задач Союза.
С целью защиты отечественных производителей принято решение об увеличения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов полимеров этилена. Одновременно дано поручение Коллегии ЕЭК проводить мониторинг данной меры таможенно-тарифного регулирования, с целью недопущения возникновения дефицита данного вида продукции на внутреннем рынке Союза и необоснованного роста цен на него.
Рассмотрен доклад Евразийского банка развития о механизмах, направленных на обеспечение свободы перемещения граждан государств – членов Союза, с учетом развития эпидемиологической ситуации и применения передовых диагностических методов выявления COVID-19.
По сообщению официального сайта Совета Министров Республики Беларусь
17 и 18 июля на площадке Евразийской экономической комиссии под председательством заместителя директора Департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК Аската Бекова состоялись очные экспертные консультации с участием органов исполнительной власти и бизнеса стран Евразийского экономического союза, в ходе которых были рассмотрены итоги внутригосударственного согласования проекта Соглашения об электронной торговле товарами в ЕАЭС.
Участники обсудили остававшиеся разногласия в части особенностей общесоюзного регулирования взаимной электронной торговли товарами, принципов обеспечения прав потребителей и их защиты, подходов по применению электронного документооборота, основ единого понятийного аппарата, условий оборота цифровых товаров.
«Основная задача соглашения – установление общих прозрачных правил осуществления электронной торговли на внутреннем рынке Союза. Это позволит обеспечить свободу передвижения товаров и сопутствующих услуг, что в свете стремительной цифровизации даст значительный импульс для роста экономик всех наших стран», – отметил Аскат Беков.
С учетом результатов состоявшихся консультаций подписание Соглашения об электронной торговле товарами в ЕАЭС может состояться до конца 2025 года.
Соглашение разработано в рамках реализации Плана мероприятий по созданию благоприятных условий для развития электронной торговли в рамках Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Евразийского межправительственного совета в 2021 году.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
Церемония награждения победителей конкурса на соискание премии Правительства за достижения в области качества 2024 года прошла в Минске, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Виталия Пивоварчика, БЕЛТА)
Заслуженные награды вручены 40 организациям: 14 стали лауреатами премии впервые, 14 подтвердили звание лауреата, 12 признаны дипломантами конкурса, три лауреата также удостоены специальных наград.
Как отметил Заместитель Премьер-министра Виктор Каранкевич, эти высокие награды традиционно присуждаются за достижение высоких результатов в области управления производством и бизнес-процессами, обеспечение высокого качества продукции и услуг, внедрение прогрессивных методов менеджмента качества.
«Конкурс стал 26-м по счету и продемонстрировал широкую вовлеченность различных отраслей экономики и бизнеса в процесс повышения эффективности и качества своей работы. Не случайно качественные товары и услуги – бренд Беларуси и визитная карточка белорусского экспорта», – отметил Виктор Каранкевич.
Заместитель Премьер-министра подчеркнул, что в республике многое делается, чтобы лучший опыт развивался и совершенствовался. Эти вопросы всегда на особом контроле Главы государства, Правительства.
Виктор Каранкевич особо отметил, что из 28 лауреатов 14 подтвердили это высокое звание повторно. Он поблагодарил руководителей организаций, трудовые коллективы за профессионализм, трудолюбие, преданность своему делу и высокий уровень ответственности.
«Ваши высокие производственные показатели и успехи – существенный вклад в устойчивое развитие экономики нашей страны, укрепление ее производственного и технологического потенциала. Ваша награда – большая заслуга и большая ответственность. На вас равняются все остальные. Поэтому важно не сбавлять темпы – перед всеми отраслями экономики стоят достаточно напряженные задачи», – обратил внимание Виктор Каранкевич.
Он добавил, что сегодня необходимо не только произвести качественную продукцию, но и выгодно ее продать. Для этого нужно активно работать на внешних рынках, искать новых партнеров, предлагать конкурентоспособную продукцию и услуги. «Даже в сложившихся непростых внешнеэкономических условиях мы видим, что белорусская продукция остается востребованной. Для нас открываются новые рынки в дружественных странах, и важно не упускать эти возможности, работать на более достойный результат», – подчеркнул Виктор Каранкевич.
Премия за достижения в области качества 2024 года присуждена Белорусскому государственному университету, предприятию «Минскинжпроект», ОАО «Гродненский мясокомбинат», ОАО «Гродно Азот», ОАО «Коминтерн».
Также в числе награжденных – «Минский автомобильный завод – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», Минский завод игристых вин, «БЕЛИНТЕРТРАНС», санаторий «Приозерный», Белорусская атомная электростанция, Национальный аэропорт Минск, Оршанский льнокомбинат, Белорусский государственный медицинский университет и санаторий «Альфа Радон».
Звания лауреата удостоены также такие предприятия, как «Брестгазоаппарат», завод автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-Купава», объединение «Энергокомплект», «БЕЛАЗ – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», «Молочный Мир», Пружанский молочный комбинат, Речицкий метизный завод, «Савушкин продукт», Минский моторный завод, «Витебскоблгаз», «Белтелеком», Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия.
Кроме того, премия присуждена Гродненскому государственному аграрному университету и Гродненскому государственному университету имени Янки Купалы.
Звание дипломанта конкурса на соискание премии правительства присуждено Солигорскому институту проблем ресурсосбережения с опытным производством, ОАО «Хьюмен систем», ОАО «Белсолод», ОАО «Витебские ковры», ОАО «Жабинковский комбикормовый завод», ОАО «Минский вагоноремонтный завод», ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Управление механизации № 79», РУПП «Гранит», РУП «Слуцкий центр стандартизации, метрологии и сертификации», совместному предприятию закрытому акционерному обществу «МИЛАВИЦА», Брестскому государственному техническому университету.
Специальной награды конкурса удостоены ОАО «Молочный Мир» (в номинации «Лидерство»), ОАО «Савушкин продукт» (в номинации «Совершенство менеджмента»). Также отмечено учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет» в номинации «Социальная ответственность».
Отдельно отмечены руководители предприятий, удостоенные знака «Лидер качества», а также победители конкурсов «Лучший менеджер по качеству» и «Лучшая дипломная и научно-исследовательская работа студентов в области менеджмента и контроля качества».
Предприятия – победители конкурса 2024 года представили свою продукцию на выставке.
По информации БЕЛТА
Представители центральных банков стран ЕАЭС в Кыргызстане на 28-м заседании Консультационного совета по валютной политике обсудили текущую экономическую ситуацию и реализацию денежно-кредитной политики в ЕАЭС. Об этом БЕЛТА сообщили в управлении информации и общественных связей Нацбанка.
Во встрече приняли участие делегация Национального банка Беларуси во главе с Председателем Правления Романом Головченко, а также руководители и специалисты Центрального банка Армении, Национального банка и Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Казахстана, Национального банка Кыргызстана, Центрального банка Российской Федерации, а также Центрального банка Узбекистана (в качестве наблюдателей).
Участники Консультационного совета поделились опытом разработки методологии контрциклического буфера капитала и практики его применения, рассмотрели результаты сравнительного анализа подходов регуляторов стран ЕАЭС к их вовлечению в работу по треку ESG (совокупность характеристик управления компанией, при котором достигается ее вовлечение в решение экологических, социальных и управленческих проблем), подвели итоги киберучений.
Роман Головченко также провел двусторонние встречи с председателем Национального банка Кыргызстана Мелисом Тургунбаевым и председателем Национального банка Казахстана Тимуром Сулейменовым.
Следующее заседание Консультационного совета пройдет во второй половине 2025 года в Казахстане.
Консультационный совет по валютной политике является консультативно-совещательным органом центральных (национальных) банков государств – членов Евразийского экономического союза. Его основные задачи – координация валютной политики, в том числе выработка единых подходов и направлений курсовой политики, создание условий и разработка мер политики по минимизации негативного влияния внешних шоков на инфляционные процессы и макроэкономическую устойчивость в государствах – членах ЕАЭС, выработка рекомендаций по обеспечению расширения использования национальных валют во взаимных расчетах. Решения совета носят рекомендательный характер.
По информации БЕЛТА
Коллегия Евразийской экономической комиссии согласовала результаты мониторинга национальных законодательных актов государств Евразийского экономического союза в сфере трудовой миграции за 2023–2024 годы.
Согласно исследованию в 2024 году количество трудовых мигрантов в рамках ЕАЭС увеличилось на 2,98 % по сравнению с 2023 годом. Также отмечено, что страны Союза продолжают совершенствовать миграционное регулирование, уделяя особое внимание правам граждан ЕАЭС и мерам по противодействию нелегальной миграции.
«Важно, чтобы законодательные инициативы государств-членов не противоречили нормам Договора о ЕАЭС и четко разделяли права граждан Союза и третьих стран. Проведенный мониторинг подтверждает, что страны активно работают над созданием комфортных условий для трудовых мигрантов внутри Союза, включая цифровизацию госуслуг», – отметил министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Бахыт Султанов.
Мониторинг показал, что государства-члены реализуют меры для привлечения высококвалифицированных специалистов и упрощения пребывания граждан стран ЕАЭС. Среди основных изменений: либерализация правил пребывания для трудовых мигрантов из государств Союза, а также усиление контроля за нелегальной миграцией и безопасностью.
Наиболее существенные изменения произошли в законодательстве Российской Федерации, где в 2024 году усилен контроль за пребыванием иностранных граждан, повышена ответственность за нарушения миграционных правил и скорректирован порядок приема детей мигрантов в общеобразовательные учреждения.
В рамках мониторинга стороны отметили необходимость проведения на постоянной основе анализа национального законодательства государств ЕАЭС в сфере трудовой миграции с ежегодным предоставлением отчетов компетентным органам стран Союза.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
В Минске недавно состоялись два знаковых события: IV Евразийский экономический форум и заседание Высшего Евразийского экономического совета. В них участвовали главы всех пяти государств, входящих в союз (Армении – в онлайн-режиме), около трех тысяч высших должностных лиц, руководителей бизнеса, ученых-экономистов из трех десятков стран. Подвели итоги исполнения Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, наметили новые рубежи взаимодействия.
Показатели единого рынка
Как отметил Президент Беларуси Александр Лукашенко, за время существования ЕАЭС более чем в два раза увеличился товарооборот стран-участниц и на 37 % объем внешней торговли. Совокупный ВВП вырос почти на 18 %, промышленное производство – на 30 %, объем продукции сельского хозяйства – на 25 %, грузооборот – на 10 %, объем инвестиций – более чем на 40 %. Во многом это следствие беспошлинной трансграничной торговли, применения единых норм права, беспрепятственных взаиморасчетов в национальных валютах, свободного трудоустройства граждан, признания документов об образовании и других интеграционных инициатив.
ЕАЭС сегодня вместе с государствами-партнерами – это пятая часть населения мира и самое большое объединение по территории, где сосредоточена четверть разведанных полезных ископаемых. А по добыче нефти союз занимает первое место в мире, природного газа – второе.
Владимир Путин добавил, что утверждена концепция формирования общего финансового рынка союза. Созданы Евразийский банк развития и Евразийский фонд стабилизации и развития. Заметные успехи достигнуты в сопряжении национальных систем платежей и банковских карт.
Однако вклад ЕАЭС в мировой ВВП еще невелик, что требует существенно интенсифицировать сотрудничество.
Поезда и спутники
План дальнейшего развития под девизом ЕАЭС 2.0 предложила Беларусь. В нем обозначены основные направления развития интеграционного объединения. Их диапазон – от космических и информационных технологий до повышения уровня жизни граждан. Эта программа является продолжением инициативы, изложенной в начале года в обращении Александра Лукашенко к главам государств ЕАЭС в качестве председателя экономического союза. Беларусь заявила о необходимости кооперации по базовым направлениям, таким как электротранспорт, микроэлектроника, робототехника, информационно-коммуникационные технологии, новые материалы, чтобы создать уникальный евразийский продукт, от самолетов и поездов до цифровых решений и искусственного интеллекта. Важнейшим преимуществом является единый рынок, доставшийся странам «пятерки» в наследство от СССР, и этот рынок ни в коем случае нельзя потерять.
Каждому – свою нишу
Что же нового предполагается в развитие достигнутого? Вместо конкуренции в производстве одних и тех же товаров логичнее сосредоточиться на взаимодополнении национальных экономик, встраивании в производственные цепочки, формируя общие товарные предложения для рынка ЕАЭС и экспорта.
Типичный пример – производство широкой гаммы колесных тракторов, карьерной техники в Беларуси. Это создавалось в расчете на рынок всего СССР и вполне способно удовлетворить запросы стран «пятерки». Так надо ли создавать где-то дублирующие мощности?
В числе реальных катализаторов роста национальных экономик и союзного потенциала – сфера услуг, на которую приходится половина совокупного валового внутреннего продукта ЕАЭС. Это и развитие интегрированных евразийских транспортно-логистических коридоров, и формирование общего финансового рынка. В версии ЕАЭС 2.0 неизбежно создание единой цифровой платформы для бизнеса, развитие электронной торговли, использование больших данных – эти направления помогут повысить эффективность экономик. Предполагается создание новых рабочих мест, условий для управляемой трудовой миграции, получения образования и медпомощи, развития взаимного туризма.
По примеру Союзного государства
В ряде случаев потребуется объединить научный, инженерный, финансовый потенциалы, как это делается в Союзном государстве, где в течение 25 лет реализуются совместные программы научно-технического развития, отметил на форуме в Минске Госсекретарь Союзного государства Сергей Глазьев. Благодаря программам созданы новые сферы деятельности и отрасли экономики. Возможности экономического роста в ЕАЭС также огромные, заявил Госсекретарь. Наличие общего рынка, отсутствие торговых и таможенных барьеров позволяют сконцентрироваться на вопросах развития. У государств ЕАЭС близкие экономические приоритеты, общее понимание конкурентных преимуществ. Сергей Глазьев высказал убеждение, что стратегия опережающего развития, которую год назад было предложено положить в основу ключевых направлений экономического развития ЕАЭС до 2035 года, вполне реалистична. Она предполагает выход единого евразийского экономического пространства на темпы роста не ниже, чем в Китае и Индии.
Торговля и услуги по единым правилам
Многое из того, что обсуждали участники форума, нашло отражение в принятых документах. Так, отмечено, что позиции Евразийского экономического союза на международной арене значительно укрепились. Об этом говорит и подписание в Минске соглашений об экономическом сотрудничестве с Объединенными Арабскими Эмиратами и Монголией.
Также лидеры стран ЕАЭС проинформированы о развитии маркировки товаров, принят доклад о реализации планов либерализации по отдельным секторам услуг в ЕАЭС, определены основные направления экономического сотрудничества в сфере спорта, подведены итоги соблюдения Правил регулирования торговли услугами за 2023–2024 годы, одобрены меры по совершенствованию правового регулирования в различных отраслях.
Следующее заседание Высшего Евразийского экономического совета пройдет в декабре в Санкт-Петербурге. Предполагается, что там представят план мероприятий дальнейшего развития интеграции в рамках ЕАЭС.
ДОСЛОВНО
Александр Лукашенко:
– Наступает время ЕАЭС 2.0. Нам нужно ставить перед собой новые, более серьезные задачи и их реализовывать, создавать условия для спокойной жизни наших народов.
Владимир Путин:
– Евразийскому союзу исполнилось десять лет. За это время он по праву утвердился в числе одного из ключевых центров глобального развития.
Владимир Яковлев, « Союз. Беларусь-Россия», 11 июля 2025 г.