В Беларуси разработан Национальный план действий по энергоэффективности до 2030 года
Компанией ENVIROS s.r.o. по договору с Европейским банком реконструкции и развития и при поддержке Департамента по энергоэффективности Госстандарта при финансировании Министерства финансов Словацкой Республики разработан Национальный план действий по энергоэффективности (далее – План).
Это стратегический программный документ, в котором определены целевые показатели и индикаторы по энергосбережению до 2030 года, а также предложены конкретные технические и организационные мероприятия для достижения поставленных целей. План соответствует рекомендуемому стандартному шаблону Европейского союза с некоторыми корректировками, учитывающими белорусскую практику.
Достижение предложенных целей и реализация разработанных мероприятий для Республики Беларусь не являются обязательными, однако План позволит определить необходимые направления и конкретные действия для дальнейшего сокращения энергоемкости валового внутреннего продукта путем снижения потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) при разработке государственных, отраслевых и региональных программ энергоэффективности до 2030 года.
В Плане предложена как реализация «горизонтальных» (межотраслевых, комплексных) мероприятий, применимых во всех секторах экономики, так и совершенствование существующих направлений по повышению энергоэффективности в государственных учреждениях, промышленности, на транспорте, в централизованном теплоснабжении, при производстве, передаче, распределении и сбыте тепловой и электрической энергии, управлении спросом на энергоносители. В Плане определены объемы экономии ТЭР по направлениям и разработан прогноз снижения выбросов CO2экв. за счет реализации предложенных мероприятий. При этом разработаны предложения по увеличению использования возобновляемых источников энергии, несмотря на то, что данное направление не является обязательным для стандартного шаблона Плана в ЕС.
Основные мероприятия, предложенные в рамках Плана на 2021–2030 годы, следующие:
- устранение перекрестных субсидий в секторе домашних хозяйств;
- оснащение домовладельцев приборами учета электроэнергии и газа;
- внедрение концепции ЭСКО в государственном секторе;
- термореновация зданий в жилом секторе;
- модернизация уличного освещения; энергетическое использование твердых коммунальных отходов;
- использование международного стандарта ISO 50001 в качестве расширения существующей схемы аудита, а также потенциальной меры в рамках совершенствования систем энергоменеджмента;
- стратегия энергоэффективности в зданиях и здания с практически нулевым энергопотреблением (nZEB);
- модернизация зданий органов госуправления;
- реализация планов действий по устойчивой энергетике и климату в рамках Соглашения мэров;
- реализация планов обеспечения устойчивой мобильности в городах; «экологичное вождение» для профессиональных водителей и др.
Указанные в Плане мероприятия предполагается использовать при разработке стратегических программных документов в области энергоэффективности и увеличения использования возобновляемых источников энергии на 2021–2030 годы, национально-определяемых вкладов по сокращению выбросов парниковых газов и сопутствующих прогнозных программ и показателей.
По сообщению официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
26–27 июня Минск станет центром притяжения евразийской интеграции. В эти дни в белорусской столице пройдет IV Евразийский экономический форум на площадке Минского международного выставочного центра, который приурочен к Высшему Евразийскому экономическому совету. В деловую программу включено пленарное заседание с участием глав государств ЕАЭС, а также более 30 тематических мероприятий: пленарных сессий, круглых столов, бизнес-диалогов. Главная тема – «Стратегия евразийской экономической интеграции: итоги и перспективы». Архитектура форума включает шесть крупных тематических блоков. Один из них посвящен актуальным вопросам технического регулирования. О роли этого сегмента в интеграционном объединении, а также о цифровизации технического регулирования наш разговор с Председателем Госстандарта Еленой Моргуновой.
Совместные усилия
– Елена Михайловна, Беларусь на пороге очень важного экономического события. Страна готовится принять Евразийский экономический форум. Насколько важно это мероприятие для Госстандарта и какие темы будут подниматься?
– Для начала отмечу, что техническое регулирование – одно из ключевых направлений евразийской интеграции. Поэтому вопросы данной сферы включены в повестку Евразийского экономического форума. Госстандарт будет активным участником запланированных тематических мероприятий. Например, панельной сессии «Евразийская интеграция в сфере технического регулирования: от Стратегии-2025 к Декларации-2030».
Напомню, в этом году завершаются работы по выполнению Плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Основные направления последующей экономической интеграции в рамках союза заложены в Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь». Она имеет всеобъемлющий характер и ее мероприятия базируются на результатах, которые будут достигнуты к завершению пятилетки реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
В рамках данной сессии планируем затронуть аспекты технического регулирования в стратегических документах Республики Беларусь, сделать акцент на значимости технического регулирования для функционирования промышленности страны и отражении положений законодательства ЕАЭС в сфере технического регулирования в национальном законодательстве, в том числе стратегических документах развития.
Также в рамках панельной сессии «Безопасность пищевой продукции ЕАЭС как гарантия благополучия населения: комплексное регулирование, подходы и приоритеты» коснемся темы повышения безопасности и качества пищевой продукции путем внедрения инструментов бережливого менеджмента. Данное направление является новым и активно развивающимся в нашей республике. Полагаем, что опыт нашей страны будет полезен коллегам по «пятерке» и, возможно, найдет отражение в документах ЕАЭС.
На полях форума пройдут очередные заседания Советов руководителей по стандартизации и аккредитации стран «пятерки». Мы подведем итоги проведенной работы и обсудим подходы к решению новых актуальных задач.
По нашей инициативе в рамках Совета руководителей по стандартизации будет рассмотрен вопрос о разработке приоритетных направлений работ по стандартизации в рамках ЕАЭС. Например, включение таких направлений, как низкоуглеродная повестка, органическая продукция и производство, которые сейчас актуальны для «пятерки» и должны иметь поддержку стандартами.
Кроме того, рассмотрим план работы на 2025–2027 годы. В нем в том числе предусмотрена активизация сотрудничества с национальными органами по стандартизации государств – членов ШОС и БРИКС и целесообразность создания совета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в рамках интеграционных образований.
В сфере аккредитации наши совместные усилия направлены на повышение добросовестности рынка услуг по оценке соответствия продукции, предотвращение и недопущение присутствия на нем некомпетентных органов по сертификации и лабораторий, а также необоснованной выдачи сертификатов и протоколов испытаний. Эта задача, к сожалению, сохраняет свою актуальность и имеет важнейшее значение для защиты рынка от небезопасной продукции. Будут обсуждены меры, которые принимаются в странах для обеспечения прозрачности и прослеживаемости работы лабораторий, чтобы выработать оптимальные общие подходы. Непосредственно Госстандарт инициирует проведение ряда круглых столов. Например, по цифровой трансформации аккредитации и совершенствованию подготовки экспертов по аккредитации. Их предлагается организовать в Минске на полях международного форума «Новые горизонты аккредитации в условиях современных вызовов», который пройдет в августе с участием представителей органов по аккредитации стран ЕАЭС, а также СНГ.
– С какими инициативами по углублению сотрудничества с партнерами по ЕАЭС выступает Госстандарт?
– Технические регламенты устанавливают требования безопасности, которые можно измерить: безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую, пожарную, термическую, химическую, электрическую, радиационную безопасность.
Но в продукции для детей и подростков, игрушках есть не технические аспекты (например, внешний вид, изображения), которые могут навредить психике и развитию детей, негативно повлиять на их эмоциональное состояние. Поэтому актуальная сейчас задача – уберечь детей от пагубного влияния.
В этой работе участвуют депутатский корпус, профильные госорганы и организации, в том числе стран ЕАЭС.
Например, сейчас в рамках «пятерки» проводятся научные исследования по данной тематике. Мы в эту работу также вовлечены. Ее итогом будет внесение изменений в технический регламент ЕАЭС на игрушки. Кроме того, Госстандарт тесно взаимодействует с заинтересованными структурами Российской Федерации по выработке критериев классификации игрушек и компьютерных игр по допустимому возрасту ребенка. Опыт, накопленный в процессе разработки соответствующего российского стандарта, может быть интегрирован в наше законодательство в области защиты детства.
Интеграция помогает получить доступ на рынки стран дальней дуги, что очень актуально для нашей нынешней экспортной политики. Например, ЕАЭС вырабатывает особые механизмы сотрудничества со странами-наблюдателями. Показательные примеры – Узбекистан и Иран. Рынки этих стран представляют интерес для Беларуси.
Сейчас ЕЭК подготовлен проект дорожной карты по сближению систем технического регулирования ЕАЭС и Узбекистана. Он направлен на гармонизацию обязательных требований к продукции, систем аккредитации, процедур оценки соответствия и обеспечения единства измерений. Реализация дорожной карты позволит создать условия для дальнейшего устранения технических барьеров в торговле между странами союза и Республикой Узбекистан. Документ практически готов к подписанию.
Буквально в мае вступило в силу Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном. Есть договоренность о подготовке дорожной карты по его реализации. В нее также будут включены вопросы взаимодействия с иранскими партнерами в области технического регулирования. Предусматривается создание рабочей группы по техническим барьерам в торговле. Она будет рассматривать конкретные экспортные случаи, связанные с техническими требованиями или процедурами оценки соответствия.
Таким образом, интеграционная площадка позволяет находить пути сближения по условиям доступа продукции на другие рынки.
По общим правилам
– В целом какую роль сегодня играет стандартизация в ЕАЭС?
В ЕАЭС основное взаимодействие осуществляется по установлению единых обязательных требований к продукции и правилам ее допуска на единый рынок. Они устанавливаются в технических регламентах союза.
Их выполнение может обеспечиваться субъектами хозяйствования путем непосредственного выполнения требований технических регламентов или путем добровольного применения стандартов, взаимосвязанных с соответствующими техническими регламентами союза.
Данная модель технического регулирования является оптимальной с точки зрения рациональной организации производства и устранения технических барьеров в торговле. Стандарты содержат комплексный пакет требований к продукции, методам ее испытаний, взаимосвязанным процессам производства. Таким образом, обеспечение соблюдения обязательных технических требований сопровождается в том числе системным пакетом качественных показателей. Поэтому стандартизация играет ключевую роль в союзе.
Страны взяли курс на использование межгосударственных стандартов, известных нам как ГОСТ, а не национальных.
Превосходящая роль ГОСТа для целей ЕАЭС говорит о готовности и направленности «пятерки» на реализацию политики устранения технических барьеров. ГОСТ обеспечивает безбарьерную торговлю и в рамках ЕАЭС, и в СНГ.
С другой стороны, можно отметить, что «пятерка» существенно активизировала разработку ГОСТ и обновление этого фонда документов.
Сегодня для выполнения принятых технических регламентов союза применяется более 5880 ГОСТов, содержащих готовые технические решения по обеспечению безопасности продукции и методы испытаний.
– Насколько гармонизированы подходы к стандартизации в странах ЕАЭС?
– Отмечу, что принципы и подходы к разработке и применению стандартов во всех странах ЕАЭС абсолютно одинаковые. Разработка стандартов базируется на открытости, прозрачности, гласности и консенсусе.
Чтобы стандарт был востребован «потребителем», то есть его применяли для изготовления продукции, в его разработке должны участвовать все заинтересованные стороны. Такая возможность предоставлена всем желающим и реализуется посредством работы в технических комитетах по стандартизации, вырабатывающих техническую политику в той или иной области.
Применение стандартов по общему правилу во всех странах ЕАЭС является добровольным.
– Каких успехов удалось достичь странам ЕАЭС в вопросах технического регулирования за время существования интеграционного объединения?
– Созданная единая система технического регулирования ЕАЭС сегодня позволяет государствам-членам решать вопросы снятия технических барьеров в торговле, обеспечивать защиту внутреннего рынка от небезопасной продукции и создавать условия для повышения конкурентоспособности союзной продукции.
Установление на основе консенсуса всех стран единых обязательных требований к продукции и применение единых процедур оценки ее соответствия позволяет выдавать единые разрешительные документы. Если товар соответствует этим требованиям, он получает маркировку знаком «ЕАС» и может беспрепятственно обращаться на рынках стран «пятерки».
Применяя единые технические регламенты, мы имеем возможность размещать продукцию, прошедшую оценку соответствия в Республике Беларусь или другом государстве-члене, на рынке всего союза без дополнительных требований и процедур.
В настоящее время принято 52 технических регламента союза, 48 из которых вступили в силу. Они охватывают, по общей оценке, около 85 процентов продукции.
В 2023 году утвержден Порядок проведения обязательной периодической оценки научно-технического уровня вступивших в силу технических регламентов союза и перечней стандартов к ним.
Оценка будет проводиться не реже одного раза в пять лет. План таких работ предусматривает оценку 29 действующих регламентов, в том числе 5 закреплены за Республикой Беларусь (тракторы, низковольтное оборудование, электромагнитная совместимость, содержание опасных веществ в электротехнике и маркировка пищевой продукции).
Процесс разработки технических регламентов союза очень трудоемкий, сложный и зачастую растягивается на несколько лет.
Вопрос выносился на заседание Совета комиссии 21 января 2025 года как проблемный, и достигнутый под председательством Республики Беларусь консенсус позволил принять документ, который обеспечит повышение эффективности организации процессов разработки технических регламентов союза и внесения в них изменений, сокращение сроков и оптимизацию процедур разработки и принятия технических регламентов союза и внесения в них изменений.
Нет предела совершенству
– В продолжение темы хотел бы уточнить, над какими техническими регламентами сейчас ведется работа в ЕАЭС и какой практический эффект ожидается от их принятия?
– Сегодня осуществляется разработка целого ряда технических регламентов ЕАЭС. Они касаются безопасности зданий и сооружений, кормов и кормовых добавок, материалов, контактирующих с пищевой продукцией, высоковольтного оборудования, легкорельсового транспорта, трамваев. Еще в разработке технический регламент на никотинсодержащую продукцию и ряд других.
Из 43 изменений в технические регламенты 13 изменений закреплены за Республикой Беларусь. Из них уже принято 7 изменений. Пять проектов находятся на внутригосударственном согласовании. По одному проекту ведется подготовка первой редакции.
Это изменения к техническим регламентам на упаковку (запрещается использование поливинилхлоридных этикеток на упаковке из полиэтилентерефталата, вводятся понятие «биоразлагаемая упаковка», дополнения относительно информации об упаковке в части способов утилизации, переработки и др.), парфюмерно-косметическую продукцию (вводятся запреты и ограничения на применение отдельных компонентов, которые по результатам исследований признаны токсичными), смазочные масла (требования к паспорту качества, классификации и показателям), маркировку пищевой продукции, ограничение применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники (корректируются требования к содержанию в них свинца, кадмия и хрома), требования к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств (дополняется новыми требованиями к показателям энергоэффективности духовых шкафов и варочных поверхностей).
Всего в ЕАЭС принято 16 изменений, 27 находятся на разной стадии готовности.
– Насколько известно, в ЕАЭС реализуется масштабный проект по цифровизации технического регулирования. Расскажите подробнее о нем.
– Основной целью проекта «Цифровое техническое регулирование» является цифровизация процессов разработки технических регламентов союза, перечней стандартов к ним и программ разработки стандартов, осуществления оценки соответствия.
Предполагается создание наднационального компонента – технологической платформы, на которой будет реализован ряд сервисов. Они будут предназначены как для специалистов, непосредственно занятых в процессе технического регулирования (это сервисы формирования единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования; разработки технических регламентов и перечней стандартов, необходимых для применения и исполнения их требований), так и для тех, кто является пользователем результатов этой деятельности, то есть изготовителей, импортеров, органов по сертификации, лабораторий.
Работа над проектом ведется с 2021 года. Она объединяет потенциал как специалистов в области технического регулирования, так и программистов всех стран «пятерки». Уже разработан большой комплект методологических и технических документов. Активно ведется разработка программного обеспечения.
Реализация проекта позволит сократить время разработки технических регламентов союза, перечней стандартов и программ их разработки, а также будет стимулировать процессы цифровизации в области технического регулирования государств-членов.
Ставится амбициозная цель завершить проект в 2025 году.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 19 июня 2025 г.
Важным приоритетом государственной социальной политики является обеспечение возможности физически ослабленным, маломобильным гражданам максимально интегрироваться в общество, иметь доступ к использованию различных объектов. Это особенно актуально для пожилых людей, лиц с ограничениями жизнедеятельности, инвалидов.
Одной из целей Государственной программы «Социальная защита» на 2021–2025 годы является формирование в Республике Беларусь доступной среды для таких граждан. Свой вклад в достижение поставленной цели вносят и государственные стандарты.
В рамках данной программы Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации (БелГИСС) были разработаны 8 новых стандартов. Они введены в действие Госстандартом с 1 июня 2025 г.
Туризм – один из самых быстроразвивающихся секторов мировой экономики. Однако для людей с особыми требованиями к доступу путешествие зачастую становится очень сложным процессом. СТБ 2663-2024 (ISO 21902:2021) «Туризм и сопутствующие услуги. Доступность туризма для всех. Требования и рекомендации» будет способствовать улучшениям в сфере туризма (большей мобильности) как инвалидов, так и людей старшего возраста в целом.
СТБ 2664-2024 «Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Общие требования» распространяется на визуальные и тактильно-визуальные знаковые средства отображения информации, содержащие пиктограммы, знаки, буквы, а также надписи, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля. Они могут быть востребованы инвалидами, использующими при передвижении кресло-коляску, инвалидами с нарушениями зрения, слуха.
Стандарт устанавливает общие требования к типам, формам, размерам, цветотональным решениям, установке и размещению специальных знаковых средств отображения информации.
СТБ 2665-2024 «Тренажеры реабилитационные. Общие требования и методы испытаний» распространяется на тренажеры, предназначенные для реабилитационной тренировки опорно-двигательного и вестибулярного аппаратов инвалидов (в том числе постинсультных больных и детей с ДЦП), других лиц с ограничениями жизнедеятельности из-за нарушения статодинамической функции организма.
СТБ 2666-2024 «Устройства ассистивные. Подъемники для перемещения людей. Требования и методы испытаний» распространяется на различные типы передвижных и стационарных подъемников, за исключением устройств, которые перемещают людей между этажами здания. Область применения таких подъемников – интенсивная терапия, неотложная помощь либо медицинский уход, оказываемые в медицинском учреждении. Также их применяют при уходе за людьми с ограничениями жизнедеятельности в домашних условиях.
СТБ ISO 10865-1-2024 «Системы крепления кресла-коляски и удержания его пользователя для доступных транспортных средств, предназначенных для использования сидящими и стоящими пассажирами. Часть 1. Системы для пассажиров, сидящих в креслах-колясках, расположенных против направления движения» будет способствовать появлению новых актуальных решений для безопасного транспортирования пассажиров, находящихся в креслах-колясках в транспортных средствах. Документ устанавливает требования к конструированию и характеристикам пространства для пассажира, сидящего в кресле-коляске, расположенном против направления движения, а также методы контроля.
В СТБ ISO 21801-2-2024 «Когнитивная доступность. Часть 2. Составление отчета» содержатся требования к составлению отчетов по когнитивной доступности продукции, услуги или системы. Пользователем данного стандарта может быть изготовитель изделия, разработчик либо продавец.
СТБ ISO/IEC 7811-9-2024 «Карты идентификационные. Метод записи. Часть 9. Метка тактильного идентификатора» устанавливает характеристики метки тактильного идентификатора (далее – TIM), используемого держателями идентификационных карт с нарушениями зрения для различения своих карт. Документ определяет зону на карте для TIM и расположение тисненых (рельефных) точек по типу рельефно-точечного шрифта Брайля, образующих точечные структуры, облегчающие тактильное распознавание. Также стандарт устанавливает требования к форме и размеру тисненых точек, составляющих метку.
Целевой аудиторией СТБ ISO/IEC Guide 71-2024 «Руководство по решению в стандартах вопросов обеспечения доступности» являются разработчики стандартов, а также изготовители, проектировщики, поставщики различных услуг, преподаватели образовательных учреждений. Документ разъясняет вопросы доступности и содержит руководство по разработке и изложению в стандартах таких требований и рекомендаций.
При разработке указанных стандартов учитывались требования международных документов, современные направления в обеспечении доступной среды.
В настоящее время БелГИСС ведет работу над стандартами, устанавливающими требования к устройствам и приспособлениям, используемым инвалидами в жилых помещениях, к подъемным транспортным устройствам и стационарным опорным устройствам.
Всего на 2025 г. запланирована разработка 5 государственных стандартов в данной сфере.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
(фото – БЕЛТА)
Сотрудничество Беларуси и России в сферах метрологии и стандартизации вышло на новый уровень. Такое заявление на совместном заседании Комиссии Парламентского Собрания по промышленности и торговле, Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике и Комиссии Парламентского Собрания по бюджету, налогам и финансовому рынку, которое прошло в Великом Новгороде в очном и дистанционном форматах, сделала Председатель Госстандарта Елена Моргунова, сообщили БЕЛТА в пресс-службе комитета.
Заседание включало рассмотрение более десятка вопросов по профильным направлениям. В Госстандарте обратили внимание, что сотрудничество в области стандартизации и метрологии между Беларусью и Россией впервые рассматривалось на столь высоком уровне.
По словам Елены Моргуновой, двустороннее взаимодействие в этих сферах базируется на более чем 30 документах. На данный момент Госстандарт и Росстандарт прилагают усилия для интеграции информационных фондов в области обеспечения единства измерений. Цель – сокращение временных и финансовых затрат на подтверждение признания первичной поверки поставляемых предприятиями Беларуси и России средств измерений.
Еще один совместный проект – создание единых стандартов Союзного государства. Разрабатывается законодательная база по порядку появления таких стандартов и их статусу. На предстоящую пятилетку намечены и проекты для содействия научно-технологическому развитию Союзного государства. В их числе оценка полноты и достаточности эталонной базы Союзного государства и разработка стандартов в приоритетных сферах, среди которых инновационное машиностроение, машиностроительное оборудование и технологии, интеллектуальное приборостроение, цифровые технологии, искусственный интеллект, технологии в области возобновляемых и невозобновляемых энергоисточников.
В ответ на запрос на создание стандартов, отвечающих современным вызовам, прорабатывается инициатива образования на площадке Постоянного комитета Союзного государства подкомитета по вопросам стандартизации и качества.
«Это важный шаг на пути углубления интеграции Беларуси и России, который повысит оперативность принятия решений по разработке актуальных для Союзного государства стандартов и актуализации требований уже действующих стандартов, а также снизит риск возникновения препятствий при обращении продукции в рамках «двойки», – заключила Елена Моргунова.
По информации
БЕЛТА
(фото – официальный сайт Государственного комитета по стандартизации)
Сегодня, 20 мая, Всемирный день метрологии. В 2025-м он проходит под девизом, объявленным руководителями международных организаций по метрологии, – «Измерения на все времена, для всех людей» и акцентирует внимание на определяющем значении единиц измерений для нашего прошлого, настоящего и будущего. Выбор такой темы не случаен: в этом году Метрической конвенции исполняется 150 лет. Именно этот документ заложил основу для всемирной унификации измерений во всех аспектах нашей деятельности. Белорусские специалисты вносят достойный вклад в развитие метрологии, успешно справляясь с постоянно расширяющимся кругом задач в экономике, социальной сфере, продвигая инновации и прогресс на национальном, интеграционном и международном уровнях. Подробности – в нашем материале.
Неоценимая роль
Метрология без преувеличения присутствует практически во всех сферах нашей жизни. В последние годы потребность в высокоточных измерениях стремительно растет в таких отраслях, как машиностроение, приборостроение и энергетика. Это обусловлено повышением требований к качеству продукции и технологических процессов. Поэтому наука об измерениях постоянно совершенствуется, разрабатываются и валидируются новые методы измерений высочайшего уровня сложности, проводятся сличения эталонов для обеспечения достоверности результатов во всем мире. В нашей стране Госстандарт осуществляет проведение единой госполитики в области обеспечения единства измерений, возглавляет государственную метрологическую службу.
– Эталонная база Беларуси при господдержке и на основе тесного взаимодействия с научным сообществом, промышленностью, социальной сферой динамично развивается. Ее совершенствование – важнейший элемент экономического и технологического суверенитета страны, – подчеркнула Председатель Госстандарта Елена Моргунова. – В республике реализуется подпрограмма «Эталоны Беларуси», рассчитанная на 2021–2025 годы. За прошедшее время в рамках ее выполнения было создано пять и модернизировано четыре национальных эталона, появился один эталонный комплекс. В 2025-м в планах завершить создание еще двух и модернизацию трех национальных эталонов. Они необходимы для таких сфер, как промышленность и энергетика.
Метрология также поддерживает научно-технический прогресс, способствует развитию экономики и повышению конкурентоспособности белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках.
– Международное признание национальных эталонов единиц величин укрепляет доверие к результатам измерений и качеству белорусской продукции, способствуя ее продвижению на зарубежные рынки и увеличению экспортного потенциала страны, – обратила внимание Елена Моргунова. – Измерения присутствуют во всех сферах нашей жизни, с развитием технологий их значимость только увеличивается. Измерения определяют учет ресурсов, разные характеристики и показатели продукции, состояние здоровья человека и окружающей среды, имеют важнейшее значение для освоения новых отраслей и сфер.
Отвечать современным вызовам
Для выполнения поставленных задач на системной основе Госстандарт совместно с Белорусским государственным институтом метрологии разработал два ключевых документа. Речь идет о Концепции развития государственной метрологической службы Беларуси до 2030 года, содержащей цель, задачи и приоритеты развития системы обеспечения единства измерений в стране до 2030-го и Концепции развития эталонной базы Беларуси до 2030 года, которая определяет порядок создания и поддержания системы национальных эталонов единиц величин для обеспечения метрологической прослеживаемости результатов измерений до единиц Международной системы единиц.
– Законодательство, регулирующее вопросы обеспечения единства измерений, в нашей стране совершенствуется в соответствии с запросами времени. В Беларуси поэтапно вступают в силу очередные изменения в Закон «Об обеспечении единства измерений», направленные на гармонизацию с законодательством России и других стран ЕАЭС, поддержку отечественной промышленности и снижение влияния экономических ограничений, повышение точности и достоверности измерений, от которых напрямую зависит качество продукции и услуг. Для реализации принятых новаций на данный момент актуализируются девять постановлений Госстандарта, регулирующих общественные отношения в области обеспечения единства измерений.
Сейчас в республике функционируют 68 национальных эталонов. Они необходимы для обеспечения точности и прослеживаемости в таких сферах, как производство продукции, защита жизни и здоровья человека, сфера услуг, охрана труда и окружающей среды, атомная энергетика и другие.
Предусматривается, что через пять лет количество национальных эталонов вырастет до 72. Кроме того, в планах обновление эталонной базы для сокращения среднего срока эксплуатации и модернизации эталонов. Первый заместитель Председателя Госстандарта Александр Бурак отметил господдержку по реализации подпрограммы «Эталоны Беларуси», а также двусторонний формат обмена информацией, связанной с повышением качества и достоверности измерений:
– Создаются и модернизируются эталоны с учетом потребностей реального сектора экономики. С одной стороны, промышленность диктует требования к точности и качеству измерений, стимулируя развитие эталонной базы. С другой – наличие современной точной эталонной инфраструктуры позволяет промышленным предприятиям повышать эффективность производства и улучшать качество выпускаемой продукции. То есть мы в двустороннем формате обмениваемся информацией, связанной с повышением качества и достоверностью измерений.
Ставка на развитие
Среди задач, стоящих перед Государственным комитетом по стандартизации до 2030 года, определены следующие ключевые направления: повышение точности и стабильности национальных эталонов величин для обеспечения высокого качества промышленной продукции, разработка национальных эталонов единиц величин для поддержки инновационных технологий, создание новых видов продукции. Ключевым направлением для отечественных метрологов Александр Бурак назвал обеспечение соответствия национальных эталонов единиц величин международным стандартам для поддержки экспорта продукции и интеграции в мировой рынок:
– Нельзя оставить без внимания и вопросы подготовки квалифицированных кадров, проведение профильных научных исследований, внедрение цифровых технологий для автоматизации и оптимизации производственных процессов. Что касается среднего срока службы эталонов, то в Беларуси он достаточно высок и составляет 12 лет, то есть соответствует общемировой практике. Все создаваемые национальные эталоны единиц величин отвечают наилучшим техническим инновационным решениям в области передачи и хранения единиц величин. Мы с уверенностью можем ожидать, что наши национальные эталоны как проходили ранее, так и в последующем будут проходить международные сличения и обеспечивать прослеживаемость до международных эталонов Международной системы единиц.
Общность подходов
Ключевым элементом развития метрологии в современном мире остается международное сотрудничество. Госстандарт поддерживает активное взаимодействие с ведущими мировыми организациями в области метрологии, в их числе Международное бюро мер и весов, Международная организация законодательной метрологии, Евро-Азиатское сотрудничество государственных метрологических учреждений, Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации и не только.
– Участие в международных сличениях национальных эталонов и проведение совместных научных исследований создает платформу для обмена опытом и знаниями с метрологическими институтами других стран. Это помогает повысить качество измерений и развить метрологическую базу, – объяснила Председатель Госстандарта Елена Моргунова. – Осведомленность белорусских метрологов в современных международных требованиях и участие в их разработке содействуют внедрению современных методик измерений и созданию прогрессивных средств измерений, что в конечном итоге обеспечивает соответствие производимой в республике продукции установленным требованиям. На данный момент Госстандарт прорабатывает направления сотрудничества в области обеспечения единства измерений в рамках ШОС и БРИКС, что будет способствовать развитию партнерства нашей страны с этими организациями.
Практическая плоскость
Каждый из 68 национальных эталонов располагается на территории его организации-хранителя. Одной из таких организаций, наряду с БелГИМ, институтами физики имени Б.И.Степанова и прикладной физики Национальной академии наук Беларуси, является БГУИР. Здесь размещается национальный эталон единицы мощности электромагнитных колебаний в диапазоне частот от 37,5 до 178,4 ГГц, который был введен в эксплуатацию в начале 2025 года.
Сейчас ученые БГУИР завершают работы по созданию национального эталона единицы ослабления в диапазоне частот от 37,5 до 178,4 ГГц. Новые разработки способствуют обеспечению технологической и метрологической независимости страны, позволяют с высокой точностью определять характеристики при производстве продукции в СВЧ-диапазоне или с использованием СВЧ-компонентов, что важно для ее качества и конкурентоспособности.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 20 мая 2025 г.
В последние годы потребность в выполнении высокоточных измерений стремительно растет в таких отраслях промышленности, как машиностроение, приборостроение и энергетика, что обусловлено повышением требований к качеству продукции и технологических процессов. О развитии эталонной базы Беларуси во время пресс–конференции, приуроченной ко Всемирному дню метрологии, рассказала председатель Государственного комитета по стандартизации Елена Моргунова, передает корреспондент БЕЛТА.
«Эталонная база Беларуси при государственной поддержке и на основе тесного взаимодействия с научным сообществом, промышленностью, социальной сферой динамично развивается. Ее развитие – важнейший элемент экономического и технологического суверенитета страны, – подчеркнула Елена Моргунова. – В республике реализуется подпрограмма «Эталоны Беларуси», рассчитанная на 2021–2025 годы, за прошедшее время в рамках ее выполнения было создано пять и модернизировано четыре национальных эталона, появился один эталонный комплекс. В 2025 году в планах завершить создание еще двух и модернизацию трех национальных эталонов. Они необходимы для таких сфер, как промышленность и энергетика».
Исходя из текущих потребностей промышленности, задания для метрологов формируются уже на 2026–2030 годы. Председатель Госстандарта Елена Моргунова обратила внимание, что к 2030 году количество национальных эталонов единиц величин есть намерение увеличить с 68 нынешних единиц до 72, а кроме того в планах обновление эталонной базы для сокращения среднего срока эксплуатации и модернизации эталонов.
Было отмечено, что законодательство, регулирующее вопросы обеспечения единства измерений, в нашей стране совершенствуется в соответствии с запросами времени. Глава Госстандарта напомнила, что в Беларуси поэтапно вступают в силу очередные изменения в закон «Об обеспечении единства измерений», направленные на гармонизацию с законодательством России и других стран ЕАЭС, поддержку отечественной промышленности и снижение влияния экономических ограничений, повышение точности и достоверности измерений, от которых напрямую зависит качество продукции и услуг. Для реализации принятых новаций на данный момент актуализируются девять постановлений Госстандарта, регулирующих общественные отношения в области обеспечения единства измерений.
По информации БЕЛТА