Игорь Петришенко примет участие в заседании Совета ЕЭК
Председатель Совета Евразийской экономической комиссии, Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Игорь Петришенко проведет 30 октября очередное заседание Совета ЕЭК.
В повестку дня включено 33 вопроса в области антимонопольного регулирования, образования зон свободной торговли, таможенного транзита, изменении ставок ввозных таможенных пошлин и ряд других.
Особое внимание будет уделено формированию повесток заседаний Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского межправительственного совета.
Дополнительно будут обсуждены несогласованные вопросы проекта Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
Также на заседании Совета ЕЭК планируется заслушать доклад о ходе работы по устранению барьеров на внутреннем рынке Евразийского экономического союза.
По сообщению официального сайта Совета Министров Республики Беларусь
Совет Министров Республики Беларусь принял постановление № 303 от 6 июня 2025 г., которым утверждена новая редакция национальной таблицы распределения радиочастот между радиочастотными службами Республики Беларусь (НТРЧ).
Проект документа разработан Министерством связи и информатизации Республики Беларусь при участии государственного предприятия «БелГИЭ» и радиочастотных служб Республики Беларусь.
Обновленная НТРЧ отражает национальное применение положений Регламента радиосвязи МСЭ и учитывает изменения, принятые на Всемирных конференциях радиосвязи 2019 и 2023 гг.
Утверждение новой редакции НТРЧ будет способствовать:
- дальнейшему развитию подвижной широкополосной связи и связанных с ней услуг на базе современных технологий 4G, 5G и 6G;
- обеспечению устойчивой и доступной связи для пользователей;
- надежной работе служб, связанных с обеспечением безопасности;
- компетентному управлению спектром в интересах государства и общества.
По сообщению официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
Президент Беларуси Александр Лукашенко 9 июня встретился с губернатором Калининградской области России Алексеем Беспрозванных.
Приветствуя руководителя региона, Глава государства заметил, что с ним встречается впервые, хотя это уже второй визит Алексея Беспрозванных в Беларусь, он уже более-менее знаком со страной и ее возможностями.
Президент напомнил, что в советские времена, образно говоря, Беларусь была ответственной за Калининградскую область и с тех времен в стране сохранилось особое отношение к этому региону. «Мы готовы всегда подставить вам плечо, – заверил Александр Лукашенко. – Мы живем в суверенных независимых государствах, но у меня всегда это чувство, когда я давным-давно бывал в Калининградской области и когда ко мне приезжают люди из Калининградской области… Я, поверьте, чувствую свою ответственность, как и белорусы, за этот уголок нашего общего отечества. Поэтому вы можете на нас надеяться в том, на что мы способны в Беларуси».
В продолжение разговора Глава государства подчеркнул: «Калининградцы – люди наши. Мы всегда об этом знаем. Если бы можно было посчитать, сколько там белорусов среди россиян и других (но это невозможно, я никогда в своей практике этого не делал), то там подавляющее большинство, наверное, было бы белорусов».
Говоря о торгово-экономическом сотрудничестве с Калининградской областью, Александр Лукашенко отметил некоторое снижение во взаимной торговле, в том числе по экспортным поставкам из Беларуси. В этом, по его словам, значительная доля ответственности белорусской стороны. «Вы как хороший промышленник, насколько я знаю (Алексей Беспрозванных долгое время работал в промышленном секторе, в том числе являлся заместителем Министра промышленности и торговли России. – Прим.), понимаете, о чем идет речь, и приложите все усилия, поможете, подскажете для того, чтобы мы, Беларусь и Калининградская область, все-таки не падали в нашем товарообороте, а показывали пример другим по росту товарооборота. Мы также будем стараться, чтобы достичь как минимум того, что было у нас», – сказал Президент.
Глава государства констатировал наличие некоторых сложностей с логистикой поставок в этот российский регион, из-за чего белорусские товары и продукция следуют длинными маршрутами: сначала на север, а потом на юго-запад. «Но это не оправдание того, что мы немножко свалились в последнее время», – выразил уверенность Александр Лукашенко и предложил ряд направлений, где стороны могут усилить сотрудничество.
Алексей Беспрозванных в этом плане заметил, что стороны ставят перед собой амбициозную цель – восстановить досанкционный уровень товарооборота. «Вы говорите, что это по причине Беларуси (упали объемы торговли. – Прим.). Абсолютно не так. Мы видим прекрасно, что сегодня те ограничения, которые наши недружественные соседи создают, – ровно та причина, которая не позволяет нам в полной мере реализовывать имеющийся потенциал, – подчеркнул глава региона. – Нас ограничивают со стороны железнодорожного, автомобильного транспорта. Мы видим снижение этого потока, что связано исключительно с искусственным созданием барьеров со стороны недружественных соседей. Но бизнес уже подстроился, адаптировался. Не этими каналами – значит, другими будем возить продукцию. Мы сегодня переключились на морское сообщение».
Одной из сфер, где стоит усилить взаимодействие, было названо строительство. Беларусь готова предложить свои возможности и специалистов в области проектирования и возведения различных объектов, в том числе масштабных и сложных. В качестве примера Президент привел совместную работу, проведенную в свое время по строительству ТЭЦ. «Я часто привожу в пример это: даже Анатолий Борисович Чубайс удивился, что белорусы могут построить серьезное сооружение, типа ТЭЦ, которую мы вместе с вами тогда строили», – сказал он.
Традиционно перспективное направление сотрудничества – поставки пассажирского транспорта различных классов: автобусов, электробусов, трамваев, троллейбусов. «Мы это умеем делать. Мы сохранили компетенции, которые были присущи в советские времена», – заметил Александр Лукашенко.
Президент обратил внимание, что Алексей Беспрозванных, работавший на протяжении ряда лет заместителем Министра промышленности и торговли России, хорошо знает этот сектор экономики и его значение для развития страны.
Особый акцент Глава государства сделал на возможностях совместной работы в сфере станкостроения. «Без станков в промышленности ничего не бывает. Мы также сохранили с советских времен наш уровень производства станков. Станкостроительная отрасль у нас приличная. Мы добавили прилично в этом плане. Мы производим, как вы знаете, токарные, фрезерные, шлифовальные, прочие станки», – обозначил Президент возможности отечественной промышленности. Он обратил внимание, что для России и Беларуси вопрос производства собственных станков довольно остро встал в последнее время, поэтому была разработана и реализуется профильная совместная программа для развития станкостроения.
Широко известны возможности Беларуси в производстве лифтов, и это направление стороны также могут успешно развивать. Тем более что в Калининградской области, как и в других регионах России и ряде постсоветских стран, есть необходимость в замене старого лифтового оборудования.
«Многие из лифтов, которые мы устанавливали в советские времена, сроки свои уже исчерпали, поэтому очень большие очереди в постсоветских республиках на закупки лифтов, их постоянно не хватало. Но будьте уверены, что для Калининградской области, если это нужно будет, мы изготовим нужное количество лифтов», – сказал Глава государства.
Александр Лукашенко подчеркнул значительные возможности Беларуси по экспорту широкой линейки продовольственных товаров в российский регион. Тем более подобный опыт уже имеется. В прежние годы белорусское сельское хозяйство было ориентировано в том числе на Калининградскую область.
«Будьте уверены, что, несмотря на определенные проблемы с логистикой, мы нужное количество поставим продуктов питания. Всяких. В том числе и картошки несчастной. Мне уже сегодня Правительство доложило, что свежая молодая картошка белорусская на прилавки пошла», – сказал Президент.
Глава государства на встрече с губернатором затронул не только вопросы двусторонней повестки, но и акцентировал внимание на общих экономических вопросах. В частности, на необходимости увеличивать производительность труда и повышать конкурентоспособность на внешних рынках.
«У нас есть у кого учиться. Давайте будем откровенны: европейцы в этом плане молодцы», – заявил Президент.
Он отметил, что с учетом дефицита трудовых ресурсов в Беларусь начали приезжать люди из других регионов мира, что вызвало определенную реакцию в обществе. «Я говорю: хорошо, мы никого сюда (звать не будем. – Прим.), у нас жестко это контролируется, но тогда производительность труда надо как в Евросоюзе – в три-пять раз выше. Потому что, если мы не будем конкурентными с Европейским союзом, нам нечего там делать (в плане торговли товарами. – Прим.), особенно Калининграду и Беларуси. Потому что у нас та экономика, которая присуща всему Европейскому союзу. И с ними надо конкурировать. А значит, это прежде всего рабочий человек», – сказал Александр Лукашенко.
«Мы решаем эти проблемы. И я уверен, что решим. Главное – не создавать дополнительных трудностей. Чтобы ключевая ставка была нормальная, чтобы промышленники прежде всего могли взять кредиты и использовать их – произвести нужный товар, продать. На огромном пространстве нашего отечества надо все. Не назовешь ни одного товара, который бы нашим людям не нужен был. На это надо ориентироваться. А то, что продадим за рубежом, это в плюс», – добавил Президент.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Полномочия по управлению Агентством сервисизации и реинжиниринга переданы Министерству связи и информатизации, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Правительства.
Соответствующее постановление подписал Премьер-министр Александр Турчин. Ранее акции агентства находились в собственности Банка развития Республики Беларусь.
По информации БЕЛТА
В Содружестве Независимых Государств утверждены новые концепции развития сотрудничества в области легкой промышленности, гармонизации национальных систем организации воздушного движения и в области охраны здоровья населения. Соответствующие решения были приняты на заседании Совета глав правительств СНГ, которое состоялось 5 июня в Душанбе. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Исполкома СНГ.
В частности, члены СГП утвердили Концепцию развития сотрудничества стран Содружества в области легкой промышленности и план мероприятий по ее реализации. Необходимость данных документов обусловлена научно-техническими достижениями в названной сфере и развитием экономической и технологической базы государств.
Практически все страны СНГ обладают достаточным сырьем, ресурсами и потенциалом для дальнейшего развития легкой промышленности, что создает условия и стимулирует углубление сотрудничества как для удовлетворения собственных нужд, так и расширения экспортного потенциала. Концепция предполагает развитие различных форм кооперации в эффективной переработке сырья животного и растительного происхождения, взаимодействия с химической и нефтехимической отраслями промышленности для сырьевого обеспечения растущего производства смесовых тканей из химических и искусственных волокон и нитей, координацию межгосударственных и межотраслевых связей для обеспечения кооперации с технологически сопряженными с легкой промышленностью смежными отраслями экономики. Также запланированы инновационное развитие технологий и модернизация оборудования, техническое перевооружение, модернизация действующих и создание новых экономически эффективных, ресурсо- и энергосберегающих и экологически безопасных производств легкой промышленности и переработки отходов производства и потребления продукции.
В рамках концепции предлагается сотрудничать по вопросам унификации требований безопасности продукции легкой промышленности, создания центров компетенций по обмену знаниями, проведению обучения по испытаниям продукции легкой промышленности по требованиям безопасности и качества в рамках межгосударственных стандартов и нормативных правовых актов государств – участников СНГ, совершенствования нормативных правовых актов. Реализация концепции и плана позволит странам Содружества выйти на более высокие уровни коммуникации по развитию и углублению межгосударственного сотрудничества в области производства товаров народного и промышленного потребления и объединит усилия в технологическом обновлении, расширении ассортимента, увеличении объемов производства и экспорта конкурентоспособной, инновационной и безопасной продукции.
Второй документ – Концепция гармонизации национальных систем организации воздушного движения – разработан на основе предложений заинтересованных государств – участников СНГ. Действующая до этого аналогичная Концепция подлежит признанию утратившей силу, так как за прошедший 21 год с момента ее принятия авиационная отрасль претерпела значительные изменения.
В современных условиях гармонизация национальных систем организации воздушного движения должна быть ориентирована на обеспечение однородности регулирующих правил, стандартов, процедур и операционных характеристик с целью упрощения процесса взаимодействия национальных аэронавигационных систем. Для качественного решения задач и реализации планов гармонизации национальных систем организации воздушного движения необходимо новое видение процесса, основу которого составляют современные технологии и процедуры, обеспечивающие преемственность в развитии безопасности полетов и модернизацию. Взаимодействие предусматривает программный и гибкий системный технический подход, позволяющий всем государствам совершенствовать национальные планы развития систем организации воздушного движения, исходя из эксплуатационных требований.
Мероприятия концепции направлены на дальнейшую гармонизацию национальных аэронавигационных систем с целью повышения безопасности полетов гражданской авиации и экономической эффективности использования воздушного пространства государств – участников СНГ, ориентированную на обеспечение однородности регулирующих правил, стандартов, процедур и операционных характеристик с целью упрощения процесса их взаимодействия.
Необходимость соответствовать современным тенденциям в развитии медицины стала основной причиной актуализации еще одной концепции – по сотрудничеству в области охраны здоровья населения. В рамках Содружества Независимых Государств действует концепция, которая была утверждена главами правительств более 20 лет назад. За этот период в медицине произошли новые научные открытия, активно используются современные информационные технологии и IT-системы, развиваются персонализированная медицина и другие явления, которые будут определять развитие медицины в ближайшие годы.
В некоторых странах Содружества сформирована смешанная модель здравоохранения, в ряде стран внедрена система обязательного медицинского страхования, расширена экономическая самостоятельность медицинских учреждений, сформирован рынок медицинских услуг. Неизменным остается желание в развитии сотрудничества и обмена опытом лучших практик в здравоохранении. Учитывая все эти факторы, Совет по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ предложил внести ряд изменений и дополнений в документ.
В первую очередь уточнена формулировка понятия «охрана здоровья», прописаны новые принципы сотрудничества: содействие социальному и экономическому развитию государств – участников Содружества, открытость к взаимодействию с международными организациями, пациентскими сообществами, бизнес-структурами. Концепция дополнена новыми задачами, направленными на сохранение и укрепление общественного здоровья, формирование здорового образа жизни населения. При этом особое внимание предлагается уделить обеспечению организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий и развитию информационных технологий в здравоохранении. Планируется проведение совместных прикладных и фундаментальных исследований, а также научных инновационных разработок в области медицины и фармацевтики.
Особое внимание планируется уделить вопросам развития сотрудничества в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров, разработки и реализации совместных образовательных программ для специалистов в сфере охраны здоровья. Выработка правовых основ дистанционного взаимодействия медицинских работников государств – участников СНГ при организации и оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, защиты персональных данных, в том числе сведений, составляющих врачебную тайну, является сложным, но важным направлением сотрудничества для стран Содружества.
По информации БЕЛТА
Беларусь готова стать полноправным членом БРИКС, заявил председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Сергей Рачков на 1-й рабочей сессии председателей комитетов по международным делам парламентов стран БРИКС на тему «Укрепление торговли стран БРИКС в текущей международной обстановке» на полях XI Парламентского форума БРИКС в г. Бразилиа, сообщает БЕЛТА.
«Взаимодействие Беларуси с БРИКС на текущем этапе осуществляется с учетом возможностей, предоставляемых статусом государства-партнера, при сохранении конечной задачи получения полноправного членства нашей страны в объединении, – сказал Сергей Рачков. – Беларусь всегда демонстрировала свою открытость к партнерству и парламентской дипломатии, а в условиях санкционного давления и экономических потрясений совместное противостояние вызовам приобрело особое значение. Являясь одним из ведущих мировых экспортеров калийных удобрений и ряда категорий продовольственных товаров, а также машин и технологий в области сельского хозяйства, Беларусь заинтересована в налаживании связей со странами – членами БРИКС».
Евразийский экономический союз (ЕАЭС), членом которого является Республика Беларусь, активно развивает и углубляет торгово-экономическое сотрудничество со странами БРИКС либо в рамках заключенных соглашений и меморандумов, либо в рамках переговорных процессов по достижению соответствующих договоренностей, отметил депутат.
В 2025 году Беларусь председательствует в ЕАЭС. «Китайская Народная Республика – ключевой торговый партнер союза, товарооборот с которым занимает существенную долю в торговле ЕАЭС с третьими странами и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Развитие взаимодействия ЕАЭС с Китаем эффективно выстраивается на базе заключенного в 2018 году соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, а также углубления взаимодействия по наиболее перспективным направлениям отраслевого взаимодействия, включая цифровизацию транспортных коридоров, развитие транспортной инфраструктуры и связанности, таможенное сотрудничество, промышленную кооперацию, устранение торговых барьеров, электронную торговлю», – сказал парламентарий.
«Сотрудничество ЕАЭС с Ираном находится на продвинутой стадии. Так, совсем недавно, 15 мая 2025 года, вступило в силу соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном, предусматривающее преференциальные условия торговли. До этой даты с Ираном действовало временное соглашение с ограниченным товарным охватом. Иран имеет также статус государства-наблюдателя при союзе. В настоящее время мы работаем над имплементацией достигнутых с партнером договоренностей с акцентом на активизацию развития кооперации в промышленном, сельскохозяйственном и высокотехнологическом секторах экономик. Отдельного внимания заслуживают вопросы инфраструктурного развития, цифровизации и повышения привлекательности перевозок грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг», обеспечивающему связанность союза с Ираном и странами Персидского залива и Южной Азией. В последнее время значительно активизировалось развитие договорной базы союза с другими странами БРИКС», – подчеркнул Сергей Рачков.
«Вне зависимости от процессов, происходящих в мире, выгоды от взаимного партнерства стран БРИКС очевидны, и Беларусь готова стать полноправным членом этой организации», – констатировал парламентарий.
По информации БЕЛТА