20.10.2020
Под общественной охраной: нужно ли инспектировать инспекторов по охране труда?
Нужно ли проводить для общественных инспекторов по охране труда процедуру проверки знаний и положено ли этим работникам материальное поощрение за дополнительную общественную нагрузку?
На эти и другие вопросы ответила главный технический инспектор труда Гомельской областной организации профсоюза работников здравоохранения Ольга Григоренко.
– На какой срок избирается общественный инспектор по охране труда первичной организации профсоюза работников здравоохранения?
Виктор, Чечерск
– Согласно п. 6 Положения об общественном инспекторе по охране труда (утверждено постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси от 25.08.2010 года № 180), общественный инспектор по охране труда избирается на общем собрании профсоюзной группы, собрании или конференции первичной профсоюзной организации на срок полномочий руководящего органа и осуществляет контроль по месту работы. В соответствии с п. 44 Устава Белорусского профсоюза работников здравоохранения срок полномочий профсоюзных выборных органов составляет 5 лет либо до проведения очередного отчетно-выборного собрания или конференции в пределах 5-летнего срока полномочий.
– В конце прошлого года меня избрали общественным инспектором по охране труда. Положено ли мне материальное поощрение за выполнение дополнительной общественной нагрузки?
Алина Петровна, Калинковичи
– Чтобы обеспечить успешную работу общественных инспекторов по охране труда, первичная профсоюзная организация может предусматривать меры их морального и материального поощрения за активную добросовестную работу. Но эти меры принимаются на усмотрение работодателя и профсоюза и фиксируются в коллективном договоре предприятия. Следует также знать, что привлечь общественного инспектора по охране труда к дисциплинарной ответственности или уволить по собственной инициативе наниматель может только с предварительного согласия профсоюзного органа.
– Контроль за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях проводится ежедневно, ежемесячно и ежеквартально. Можно ли в учреждении здравоохранения установить другую периодичность?
Светлана Аркадьевна, Гомель
– Можно. Иная периодичность осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда может быть установлена в организациях сферы услуг и микроорганизациях (согласно п. 8 Инструкции о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях). Правда, периодичность контроля в любом случае должна быть не реже одного раза в месяц.
Чтобы определить, к какой сфере услуг относится организация, необходимо руководствоваться собирательными группировками по видам экономической деятельности в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности». «Здравоохранение» включено в секцию Q, которая относится к собирательной группировке «Сфера услуг (виды экономической деятельности, предоставляющие услуги)».
– Нужно ли проводить для общественных инспекторов процедуру проверки знаний по вопросам охраны труда?
Вячеслав, Гомель
– Порядок проведения такой проверки установлен Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда. Согласно пунктам 42 и 52 указанного документа руководитель организации устанавливает перечень должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, перечень профессий рабочих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда.
Если общественный инспектор по охране труда по своей основной должности или профессии включен в названные перечни, то ему нужно проходить проверку знаний по вопросам охраны труда (первичную, периодическую, внеочередную).
– Кто, кроме общественных инспекторов по охране труда, может осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда?
Виктор Иванович, Светлогорск
– Этим может заниматься профсоюз через технических инспекторов труда (ст. 42 Закона «Об охране труда»). Профсоюзы осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда путем проведения проверок, мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав работников (мониторингов), участия в работе коллегиальных органов, комиссий и в иных формах, предусмотренных законодательством, коллективными договорами или соглашениями.
– Обязательно ли создавать на предприятии общественную комиссию по охране труда?
Ирина Владимировна, Речицкий район
– Необязательно. Общественная комиссия по охране труда может создаваться из общественных инспекторов по охране труда в членских организациях Федерации профсоюзов, их организационных структурах и организационных структурах ФПБ на срок полномочий профсоюзного органа (п. 3 Положения об общественной комиссии по охране труда). Количественный состав комиссии не регламентирован, определяется в зависимости от численности работников, объема работы, специфики производства и утверждается профсоюзным органом. Возглавляет комиссию председатель, которого избирают на заседании комиссии открытым голосованием по представлению профсоюзного органа. Он тоже обладает полномочиями общественного инспектора по охране труда.
Ольга Симонок, официальный сайт Федерации профсоюзов Беларуси
Когда работника могут привлечь к материальной ответственности? В Мингорсуде назвали условия
Среди разнообразных по своему содержанию трудовых споров актуальны и чувствительны для сторон те, которые возникают из-за причинения работником ущерба нанимателю. Отдельные вопросы материальной ответственности работников пояснила в комментарии
БЕЛТА заместитель председателя – председатель судебной коллегии по гражданским делам Минского городского суда Ольга Ромашевская.
Итак, закон предусматривает совокупность определенных условий, при наличии которых возможно привлечение работника к материальной ответственности: наличие ущерба, причиненного нанимателю при исполнении трудовых обязанностей; противоправность поведения (действия или бездействия) работника; прямая причинная связь между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом; вина работника в причинении ущерба.
Законодатель определил, что ущербом является только реальный ущерб, а упущенная выгода не учитывается. Под реальным ущербом следует понимать утрату, ухудшение или понижение ценности имущества, влекущие необходимость для нанимателя произвести затраты на восстановление, приобретение имущества или иных ценностей либо произвести излишние денежные выплаты. Штрафы, взыскиваемые с нанимателя, к реальному ущербу не относятся.
Ольга Ромашевская назвала важные особенности в процессе доказывания при рассмотрении споров данной категории в суде.
По общему правилу обязанность доказать наличие всех четырех условий для привлечения работника к ответственности за причиненный вред лежит именно на нанимателе. Однако есть исключения. В некоторых случаях, напротив, работник обязан доказывать отсутствие своей вины в причинении ущерба.
Отдельного упоминания заслуживает требование закона, обязывающее нанимателя создавать работникам условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения сохранности вверенных им ценностей. На практике нередки случаи, когда в ходе судебного разбирательства устанавливаются факты, свидетельствующие о невыполнении нанимателем этой нормы закона, что в итоге учитывается судом при определении размера ущерба, подлежащего взысканию с виновного.
По словам заместителя председателя Мингорсуда, материальная ответственность работников по своему объему бывает полная и ограниченная, по количественному критерию – индивидуальная и коллективная.
Как правило, работники несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный по их вине нанимателю. Такая ответственность наступит, если между сторонами заключен письменный договор о принятии работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей; когда ценности получены работником под отчет по разовым документам; в случае причинения ущерба преступлением либо не при исполнении трудовых обязанностей; когда ущерб причинен в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей имущества, инструментов, специальной одежды.
Полная материальная ответственность установлена также и для руководителя организации за причиненный им реальный ущерб имуществу этой организации.
Ограниченную материальную ответственность в размере ущерба, но не свыше своего среднего месячного заработка, несут работники за порчу или уничтожение по небрежности материалов, полуфабрикатов, продукции, а также за порчу или уничтожение по небрежности инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных нанимателем.
Руководители организаций, их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители отвечают за причиненный по их вине ущерб, но не свыше трехкратного среднего месячного заработка, если ущерб причинен неправильной постановкой учета и хранения материальных или денежных ценностей, непринятием необходимых мер к предотвращению простоев или выпуска недоброкачественной продукции.
В ряде случаев ограниченная материальная ответственность может устанавливаться коллективными договорами, соглашениями.
Письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены нанимателем с работниками, достигшими восемнадцати лет, занимающими должности служащих или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей.
Если отдельные виды работ выполняются совместно и разграничить материальную ответственность каждого работника невозможно, то нанимателем может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность. В таком случае договор заключается между нанимателем и всеми членами коллектива (бригады).
Примерные перечни работ и должностей, при выполнении которых заключаются вышеуказанные договоры, утверждены правительством Республики Беларусь. Такие перечни может определять и сам наниматель. Однако следует учитывать, что договоры могут заключаться только с теми работниками (коллективами работников), чья работа (совместная работа) непосредственно связана с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных ценностей.
В заключение Ольга Ромашевская отметила, что знания работником основ трудового законодательства, в частности регулирующего возмещение вреда, помогут при приеме на работу оценить степень своей ответственности перед нанимателем, предупредить возникновение конфликтных ситуаций и эффективно защитить свои права в суде.
По информации
БЕЛТА
Что должен содержать расчетный лист работника, рассказали в Минтруда
Что должен содержать расчетный лист работника сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
(фото – БЕЛТА)
К обязательным реквизитам в расчетном листе работника относятся: наименование нанимателя (полное или сокращенное), ФИО работника, должность/профессия, табельный номер (при наличии) и расчетный период (месяц, за который производится выплата).
Кроме того, обязательным является состав заработной платы с расшифровкой, который включает: тарифную ставку, оклад, премии, надбавки (за стаж, квалификацию, вредные условия и т. д.), доплаты (за сверхурочную работу, ночные смены, работу в выходные), компенсационные выплаты (например, за неиспользованный отпуск), оплату больничных и отпускных (если они были в расчетном периоде), а также другие выплаты (материальная помощь, командировочные и прочие).
Также расчетный лист должен содержать информацию о удержаниях из зарплаты: подоходный налог (НДФЛ – 13 %), отчисления в ФСЗН (1 % – пенсионное страхование), профсоюзные взносы (если работник состоит в профсоюзе), отчисления в иные общественные организации, алименты, возмещение ущерба (если есть).
В листе должны быть указаны итоговые суммы: начисленная зарплата (до вычетов), сумма удержаний и сумма к выплате («на руки»).
Среди дополнительных требований также указано, что расчетный лист может быть в бумажном или электронном виде (с согласия работника). Наниматель обязан выдавать его ежемесячно, обычно в день выплаты зарплаты. Форма листка не унифицирована, но должна быть понятной и содержать все обязательные данные.
В Минтруда подчеркнули, что если наниматель не выдает расчетный лист или в нем отсутствует обязательная информация, работник вправе потребовать разъяснений или обратиться в госинспекцию труда.
По информации
БЕЛТА
Для закрепления молодых специалистов на местах. Профсоюзы предлагают допмеры по развитию наставничества
Профсоюзы предлагают дополнительные меры по развитию системы наставничества. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Федерации профсоюзов Беларуси.
Каждая организация заинтересована в том, чтобы сохранить свой кадровый потенциал, закрепить молодых специалистов на рабочих местах. Но сегодня недостаточно просто принять на работу специалиста. Важно создать такие условия, при которых у молодого человека будет желание не только остаться на работе, но и работать на результат. К работе они приступают практически без опыта, но, как правило, с желанием показать и реализовать себя. Помочь раскрыть им свой потенциал помогают именно наставники. И их роль в повышении профессионального уровня молодежи сложно переоценить.
На сегодняшний день организация наставничества обеспечивается на основании принятых на предприятиях локальных правовых актов. Меры поддержки наставников различные. Они включают в себя как моральное, так и материальное стимулирование. Например, все больше проводится конкурсов профмастерства, в рамках которых отдельно отмечаются лучшие наставники. Также локальные документы содержат немало положений по материальной поддержке – это премирование, установление надбавок и т.д.
Для дальнейшего развития такой практики, для более эффективной защиты интересов всех участников Федерация профсоюзов Беларуси работает над внесением изменений и дополнений в Трудовой кодекс.
Как отметили в пресс-службе ФПБ, это своевременный и необходимый шаг. Без четкого законодательного определения роль наставника остается размытой. Кроме того, представители профсоюзов в своей работе уже сталкивались с примерами, когда наниматели не выполняли свои договоренности по поддержке наставников. Например, профсоюзный специалист проводил мониторинг оплаты труда в организациях здравоохранения Витебщины и в отдельных учреждениях выявил факты невыполнения приказов отраслевого министерства в части материального стимулирования наставников молодежи. На основании рекомендации, составленной профсоюзом, работникам было выплачено свыше Br4,5 тыс.
По информации
БЕЛТА
Минздрав о применении отдельных положений Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности
В связи с возникновением вопросов у пациентов и их нанимателей Министерство здравоохранения предоставляет пояснения по применению отдельных положений Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 января 2018 г. № 1/1 (в редакции постановления от 3 декабря 2024 г. № 165/96).
Действие подпунктов 4.21 и 4.15 данной инструкции распространяется на лиц, которым пособие по временной нетрудоспособности назначается за счет средств государственного социального страхования. В случаях, когда выплата пособия регулируется Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 апреля 2014 г. № 393, указанные подпункты не применяются.
При оформлении журнала регистрации выданных листков нетрудоспособности в соответствии с пунктом 8 Инструкции, а также при оформлении листков нетрудоспособности в случаях, указанных в подпункте 50.15.1 и пункте 51 (при выдаче дубликата листка нетрудоспособности взамен утерянного или пришедшего в негодность), частях второй и третьей подпункта 50.19 Инструкции (при выдаче нескольких листков нетрудоспособности в течение одного непрерывного случая временной нетрудоспособности), слово «серия» в записи не вносится, но сведения о серии листка нетрудоспособности в виде буквенного обозначения указываются.
Например: «продолжение ЛН АА № 1234567».
Указанные нормы будут детально разъяснены при очередной редакции постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 января 2018 г. № 1/1.
По сообщению
официального сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь
В преддверии летних отпусков не забудьте о тонкостях трудового законодательства
Кому положены сезонные преференции?
В летнее или другое удобное время отпуск предоставляется лицам моложе 18 лет, ветеранам Великой Отечественной и боевых действий на территории других государств, матерям (мачехам), воспитывающим двоих и более детей в возрасте до 14 лет, родителям ребенка-инвалида до 18 лет, тем, кто пострадал от аварии на ЧАЭС, почетным донорам крови, Героям Беларуси, Советского Союза или Соцтруда, полным кавалерам орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы.

Можно ли подвинуть график?
Очередность предоставления отпусков устанавливается в соответствии с графиком – он утверждается в организации каждый год не позднее 5 января. При его составлении, как правило, мнение работника учитывается. Но есть случаи, когда трудовой отпуск может быть перенесен или продлен. Это временная нетрудоспособность работника, наступление срока отпуска по беременности и родам, привлечение работника к выполнению государственных обязанностей с правом на освобождение от работы, совпадение трудового отпуска с отпуском для получения образования, невыплата отпускных. А также – внимание! – при согласии сторон.
Сроки и переносы: что следует знать?
Трудовой отпуск исчисляют в календарных днях – включая субботы и воскресенья. Праздники, имеющие статус нерабочих дней, в этот период не включаются и, соответственно, не оплачиваются. Важный момент: когда перенесенный из-за праздников рабочий день приходится на отпуск, то и дни отрабатывать не нужно. К слову, нынешним летом один такой перенос будет: будний день 4 июля (пятница) сразу после Дня Независимости переносится на субботу, 12 июля. И еще: оформлять трудовой отпуск с праздничного нерабочего дня нельзя.
Деньги – только вперед?
Наниматель обязан выплачивать средний заработок за время трудового отпуска не позднее чем за два дня до начала отпуска, если он предоставляется в соответствии с графиком. Если же человек уходит на отдых «экспромтом», но по договоренности с нанимателем, то отпускные могут быть выплачены не позднее двух дней после ухода при условии письменного согласия работника.
Разделение на две части – не предел?
Хороший вариант урвать кусочек отпуска в летний период – его разделение на две и более части. С января прошлого года такое возможно не только при наличии соответствующей нормы в коллективном договоре, но и в случае, если это оговорено в ином локальном правовом акте организации (правилах внутреннего трудового распорядка, положении об отпусках и др.). И не важно, за какой рабочий год предоставляется такой отпуск или его части. Важно другое: одна из частей отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.
Что делать заболевшему?
Если во время отпуска вы захворали, не беда. Вынужденно проведенное в постели время можно компенсировать. Нужно только оформить листок временной нетрудоспособности. Тогда отпуск продлевается на соответствующее число календарных дней либо, по желанию работника, неиспользованная часть переносится на другой срок текущего рабочего года – это нужно согласовать с нанимателем.
НА ЗАМЕТКУ
За прогул без уважительной причины наниматель может уменьшить работнику продолжительность трудового отпуска на количество дней прогула, но при этом период отдыха в итоге не может быть короче минимальных 24 календарных дней.
Если вам положена ежегодная единовременная выплата на оздоровление (это может быть предусмотрено законодательством, колдоговором, другими локальными правовыми актами либо трудовым договором), то деньги начисляются, как правило, при предоставлении трудового отпуска либо его части. Наниматель обязан производить такую выплату только один раз в календарном году.
Наниматель имеет право досрочно предоставить трудовой отпуск всем или отдельным категориям работников в случае неожиданной приостановки деятельности в связи с аварией, стихийным бедствием, необеспеченностью энергоресурсами, сырьем и по другим исключительным и заранее непредвиденным обстоятельствам.
Если отпуск предоставлен по всем правилам, но работник отказывается использовать его в положенный срок без законных оснований, наниматель вправе отказать в переносе и не выплачивать денежную компенсацию за неиспользованный отпуск. Но ее все же выплатят, если человек увольняется.
Пять типичных ошибок при оформлении трудового отпуска
Самая распространенная – график отпусков в организации отсутствует вовсе. Вторая – работника не уведомили о времени начала отдыха за 15 дней. Третья – работник не отдыхает ежегодно, но как минимум 14 дней отпуска обязательны каждый год. Четвертая ошибка – не выдерживаются сроки выплаты отпускных. Пятая – работодатели порой злоупотребляют правом отзыва работника. Он разрешается по инициативе нанимателя, но только с согласия сотрудника.
Александр Нестеров, «
СБ. Беларусь сегодня», 31 мая 2025 г.