24.11.2020
Министр архитектуры и строительства – о наращивании темпов строительства жилья для многодетных и развитии рынка арендного жилья
Вопросы строительства находятся на постоянном контроле Главы государства. Президент неоднократно подчеркивал, что необходимо увеличивать объемы жилищного строительства. В этом году планируется ввести в эксплуатацию 4 миллиона квадратных метров жилья, почти четверть из которых – с государственной поддержкой. Недавно Министерство архитектуры и строительства озвучило планы на пятилетку. Прогноз положительный. Традиционные объемы значительно увеличатся. Задача – обеспечить граждан собственным жильем, ведь очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий по-прежнему велика. Строители заверяют: есть возможности реализовать намеченное. На чем сейчас сконцентрирована строительная отрасль страны, как планируется стимулировать коммерческих застройщиков на возведение арендного жилья и бонусах системы строительных сбережений – об этом в интервью «Р» рассказал Министр архитектуры и строительства Руслан Пархамович.
Динамичное развитие
– Руслан Викторович, в этом году пандемия коронавируса негативно отразилась на мировой экономике. Ощутила ли строительная отрасль Беларуси это влияние и как удается развиваться в таких непростых условиях?
– Хочу отметить, что строительная отрасль Беларуси динамично развивается в нынешних действительно непростых условиях. И что важно, она продолжает демонстрировать положительный результат. В частности, за десять месяцев года объем строительно-монтажных работ прирос на 104 процента к уровню прошлого года. Безусловно, негативный эффект от пандемии сказался на отрасли. И в первую очередь на экспорте товаров и услуг – он немного снизился. К сожалению, рынки так и не открылись в том объеме, в котором мы ожидали. Есть определенные ограничения по перемещению наших строителей (даже на рынок России). Вместе с тем начат ряд проектов в Калужской области, белорусские строители приступили к реализации проектов в Воронеже и Ленинградской области. Мы стремимся к тому, чтобы выйти на показатели 2019 года.
Что же касается работы на внутреннем рынке и строительства жилья, то темпы сохранились и продолжают наращиваться. Рассчитываем, что стройотрасль будет продолжать развиваться в заданных параметрах. Безусловный приоритет – объемы строительства жилья. И тут с удовлетворением отмечу, что планы остались неизменными. В этом году мы планируем возвести 4 миллиона квадратных метров жилья. Есть все предпосылки к тому, что эта задача будет выполнена. По результатам работы за 10 месяцев мы уже приблизились к отметке 82 процента от плана.
– В августе во время совещания у Главы государства по актуальным вопросам функционирования и повышения эффективности строительной отрасли были поддержаны предложения Минстройархитектуры в части наращивания темпов строительства жилья для многодетных семей и граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поделитесь планами, о каких объемах идет речь?
– Если говорить о планах, то по итогам этого года мы планируем обеспечить жильем 11 тысяч многодетных семей. Для понимания, еще в 2017 году жильем обеспечили только 3 тысячи таких семей. Именно с этого года темпы строительства для этой категории граждан активно наращивались, и уже в 2018 году обеспечили жильем 8 тысяч многодетных семей, а в прошлом году – 10 тысяч. Такая динамика будет продолжена.
При этом мы решаем еще одну важную задачу. Необходимо обеспечить направление многодетной семьи в течение года на строительство жилья. Уже в этом году направлено около 15 тысяч семей. В целом же на следующий год запланировано возвести для многодетных семей 720 тысяч квадратных метров жилья.
Деловой подход
– Что касается цены возводимого жилья. Какие есть резервы по снижению его себестоимости и за счет чего удается соблюдать пропорцию стоимости квадратного метра с господдержкой к уровню средней зарплаты?
– Для начала немного цифр. Сегодня средняя стоимость квадратного метра жилья, которое возводится с господдержкой, составляет 1032 рубля. И по итогам года прогнозируем, что эта цифра не превысит 1080 рублей. При этом обращаю особое внимание: соотношение стоимости квадратного метра жилья и среднемесячной начисленной зарплаты сегодня составляет 0,84. Это хороший показатель. И думаю, что он будет сохраняться и в будущем году.
Теперь что касается дальнейших планов по сокращению стоимости. Здесь видится основная работа по линии импортозамещения. Это то, что находится в зоне ответственности самих строительно-монтажных предприятий, трестов производителей строительной продукции. А что касается госрегулирования, то здесь уже значительная работа проведена. В частности, принят Указ об ограничении прибыли застройщиков. Убежден, он должен сыграть свою роль и определенным образом сдержать темпы стоимости, в том числе и коммерческого жилья.
– К слову, недавно этот Указ очень активно обсуждался. И многие поспешили сделать умозаключения, что это решение приведет к краху отрасли. Давайте расставим точки над «i». Для чего принято данное решение и как оно может отразиться на организациях отрасли?
– Домыслы могут быть разными. Но есть неоспоримые факты. Сейчас в отрасли есть разные участники строительной деятельности. И, к сожалению, не все имеют необходимые мощности и не все добропорядочные. При этом зарабатывать деньги хотят все. В итоге страдает потребитель. Для того чтобы ограничить круг до тех предприятий, которые имеют реальные возможности самостоятельно строить, и был принят этот Указ. В нем четко определено, что если предприятие-застройщик имеет в достаточном количестве оборотные средства, которыми оно может пользоваться для строительства жилого дома, то оно имеет право строить дом за свои деньги и потом продавать без каких-либо ограничений по рентабельности. Это если строить за свои деньги.
Практика показывает, что если строит организация, которая не имеет ничего, кроме желания – то есть отсутствуют в достаточном количестве оборотные средства и они кредитуются в банке, – это приводит в конечном счете к значительному удорожанию квадратного метра. И все проценты банковских кредитов ложатся на плечи будущих жильцов. Поэтому, если организации участвуют в строительстве с помощью кредитов, которые берут граждане для строительства дома, – ограничение 5 процентов. Я думаю, это справедливо.
Что касается строительства с господдержкой, мы видим: процент рентабельности у таких застройщиков и так не превышает 5 процентов. Поэтому каких-то серьезных изменений и тем более потрясений для государственных УКС и ДСК не будет.
В первую очередь мы этим указом ограничили рынок от возможной интервенции неблагонадежных заказчиков.
– А таких еще хватает на рынке?
– К сожалению, такие организации есть. И у нас из-за них до сих пор остаются проблемные дома. Компании, не имея собственных средств, взяли деньги у будущих жильцов и развалились. Эти средства пропадают, и потом люди имеют большие проблемы с их возвратом и получением для себя жилья. Пока что остаются такие факты. Именно по этому поводу мы обратили отдельное внимание на такой вид участия в строительстве, как облигации. Организации получали от выпуска облигаций деньги и тратили не на строительство конкретных жилых домов. Поэтому и получалось что-то вроде финансовой пирамиды.
– Раз уж заговорили о проблемных домах. Как решается вопрос с несвоевременной сдачей домов в эксплуатацию?
– К сожалению, тема долгостроев не утратила свою актуальность. Конечно, это не то количество жилых домов, которое было раньше. Но тем не менее они есть. В основном остались дома, которые строились по облигациям.
Для того чтобы навести порядок в этом вопросе, принят соответствующий Указ Главы государства. И сегодня согласование продления сроков строительства проходит не на уровне заказчика и подрядчика, а на более высоком. Эти вопросы рассматриваются местными органами власти, а повторно уже в Министерстве с вытекающими последствиями для всех участников строительства.
Бывает и такое, что долгострои образуются по причине нехватки средств на строительство инженерной инфраструктуры. Порой возникают парадоксальные ситуации. Дом построен, но не подключен к сетям. Из-за этого его не могут ввести в эксплуатацию. В Минске сейчас несколько домов со сверхнормативными сроками именно по этой причине. Подчеркну, что это коммерческое жилье.
Здания на завтра
– В октябре подписан Указ о государственной системе жилищных строительных сбережений. Также недавно вступил в действие Указ об ипотеке. Как будут работать эти инструменты на практике и насколько проще станет гражданам приобрести собственное жилье?
– Подчеркну, что это дополнительные инструменты, которые дадут возможность построить жилье тем, кто не имеет в полном объеме средств для его приобретения. Что касается жилищных строительных сбережений. Человек, имея определенную сумму денег, несет в банк и кладет их на счет. Получает за это проценты. При накоплении 30 процентов от стоимости квартиры появляется возможность стать в очередь и получить льготный кредит на строительство жилья. При этом он не обязательно должен быть нуждающимся в улучшении жилищных условий. Кроме процентов по вкладу, человек будет получать государственную премию. А это 10 процентов годовых от ставки рефинансирования. После накопительного периода можно будет взять кредит. Ставка по нему не будет превышать проценты по вкладу более чем на 3 процентных пункта. При этом процент по вкладу будет ниже среднего по рынку, но нивелировать это будет премия государства.
Теперь что касается ипотеки. Это также один из инструментов, который позволяет массово нарастить жилищное строительство. И он должен полноценно заработать в стране в следующей пятилетке. Мы рассчитываем, что он станет выгодной альтернативой традиционному кредиту за счет нескольких факторов – длительного срока выплаты и невысоких процентных ставок.
– Президент неоднократно подчеркивал: необходимо увеличивать фонд арендного жилья в стране. За счет чего этого можно добиться? И рассматривается ли возможность привлечения частных застройщиков к возведению такого жилья?
– Рынок арендного жилья в нашей стране находится в начальной стадии. Об этом говорят и объемы его строительства. В этом году построено 135 тысяч квадратных метров такого жилья, в том числе около 90 тысяч – за счет бюджетных средств. Мы понимаем, что будущее за развитием этого направления. Во-первых, такое жилье дает определенные возможности, в том числе по трудовой миграции. Человек может совершенно спокойно работать там, где ему больше платят и где ему удобнее проживать.
Уже на следующий год мы планируем построить около 200 тысяч квадратных метров арендного жилья. Причем оставляем не более 90 тысяч метров за счет бюджета. Рассчитываем, что все остальное будут строить в том числе и коммерческие предприятия. Для стимулирования прорабатываем различные варианты. В том числе рассматриваем возможность предоставления коммерческим застройщикам бесплатных земельных участков и оплату подведения инженерных сетей к домам за счет бюджета. Но при условии, что коммерческий застройщик построит жилой дом с последующей передачей его в поквартирную аренду.
При этом есть один существенный нюанс: у нас в стране арендное жилье пока, к сожалению, не окупаемое. Единственное место, где оно может окупиться, – это Минск. Здесь цена аренды соответствует рыночной. Мы понимаем, что если одна и та же квартира в Минске в аренду может стоить до 1000 рублей, то в Бресте и Гомеле это будет уже около 350–400 рублей, а в районном центре цена будет максимум доходить до 100 рублей. И это при том, что затраты на строительство абсолютно одинаковые. Поэтому здесь необходимо переходить от заниженной ставки по аренде к единой рыночной. При этом предоставлять субсидии на оплату аренды квартиры тем, кто испытывает определенные трудности.
– Еще одно направление, на которое делается ставка, – электрификация жилья. Какие стимулы создаются для перехода на электричество и какие преимущества таких домов?
– Министерство архитектуры и строительства поддерживает развитие данного направления. Здесь сплошные плюсы для будущих жильцов таких домов. Во-первых, человек может спокойно вздохнуть, ведь у него не будут больше отключать горячее водоснабжение. Во-вторых, он не привязан к срокам включения и выключения отопления. Теперь что касается стоимости строительства. По нашим расчетам оно на 7 процентов дешевле возведения стандартного жилья, которое строится с трубной системой отопления. И экономика, и технические возможности играют в сторону этого варианта
При этом мы понимаем: пока полностью использовать электроэнергию получается немного дороже. Хотя есть различные тарифы и действуют стимулирующие меры. Но если быть объективным, то сейчас мы за отопление платим только 30 процентов. А когда прекратится перекрестное субсидирование, можно сопоставить реальные цифры. За электроотоплением будущее, поэтому в планах за ближайшую пятилетку построить не менее миллиона квадратных метров такого жилья. Хотя есть и определенные сложности: для этих домов нужно создать соответствующую инфраструктуру. Также необходимо будет достраивать трансформаторные подстанции и усиливать имеющиеся. С Министерством энергетики будем активно работать в данном направлении.
Не вместо, а вместе
– Уже было заявлено, что ежегодно в Минске будет строиться не более 600 тысяч квадратных метров жилья в год. А все внимание будет переключено на города-спутники, которых у Минска пять. Как сейчас обстоят дела с их развитием?
– Эта тема актуальна. За девять месяцев этого года построено около 82 тысяч квадратных метров жилья в городах-спутниках. Основной упор пока сделан на Смолевичи. По остальным городам-спутникам разрабатывается градостроительная документация. У нас есть четкое указание – в Минске строить не более 600 тысяч квадратных метров жилья. Если в областных центрах и регионах есть возможность за счет имеющихся денежных средств обеспечивать жильем не только многодетных, но и нуждающихся в улучшении жилищных условий, то в Минске обеспечиваются только многодетные. Другие категории даже не просматриваются. Поэтому здесь нужно однозначно увеличивать темпы строительства в городах-спутниках.
Что касается инфраструктуры, то соответствующим Указом Главы государства предусмотрено ее развитие в каждом из городов-спутников. К моменту развертывания серьезного объема жилищного строительства вся необходимая инфраструктура в этих городах должна быть уже подготовлена.
– В этом году Министерством утверждено большое количество строительных норм. Какой эффект от их внедрения почувствуют граждане и когда планируется завершить процесс создания и принятия таких норм?
– С удовлетворением отмечу, что на сегодняшний день уже принято 58 строительных норм. А всего до конца их будет принято 61. Как известно, эти нормы идут в замен ТКП и других локальных правовых актов, которые имели обязательный характер не только в части обеспечения безопасности, но и регламентировали и описывали требования по конкретным условиям строительства, деталям, узлам и материалам. Все это не давало возможности внедрять какие-либо новые технологии и новые материалы. Для этого необходима была доработка этих правил. А вот строительные нормы позволяют это делать безболезненно. И все это послужит стимулом к инновационному развитию строительной отрасли. Обязательными останутся нормы, касающиеся безопасности. Все остальное будет носить рекомендательный характер.
– Что касается приоритетов развития строительной отрасли на предстоящую пятилетку. На чем будет сделан акцент?
– Если говорить об основных направлениях на ближайшую пятилетку, первое и самое важное – это экспорт. И в первую очередь экспорт строительных услуг и материалов. Важно, чтобы наши подведомственные организации и организации коммунальной формы собственности выезжали и зарабатывали валюту. Второе направление – инновационность. Крайне важно идти в ногу с прогрессом. Если говорить о внутреннем рынке, то социальная направленность строительной отрасли сохранится. Будем заниматься улучшением условий предоставления жилья, совершенствованием технологий. И, безусловно, будем наращивать объемы строительства жилья.
Владислав Сычевич, «Рэспубліка», 23 ноября 2020 г.
В Беларуси обновили правила проектирования дорожных одежд в населенных пунктах
В Беларуси обновили строительные правила «Дорожные одежды улиц населенных пунктов». Это предусмотрено постановлением Министерства архитектуры и строительства Беларуси от 30 апреля 2025 г. № 54, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Минстройархитектуры.
Новшества введены в действие с 1 июля.
Как отметил начальник отдела нормирования и стандартизации по строительным материалам и инженерному обеспечению зданий и сооружений РУП «СТРОЙТЕХНОРМ» Андрей Смыковский, документ сохранил все лучшее, что было в ранее действовавших документах. Также были внесены актуальные изменения, которые позволят применять более совершенные методики проектирования асфальтобетонных покрытий по критерию сдвигоустойчивости. Это даст возможность избежать появления колейности.
«Использование новых правил сделает дорожные одежды более надежными, что приведет к увеличению их срока службы и снижению затрат. В документе под одной обложкой собраны все на данный момент действующие методики расчета дорожных одежд как нежесткого, так и жесткого типа. Это существенно упростит работу проектировщиков, позволит им более качественно конструировать дорожные одежды», – отметил Андрей Смыковский.
Дорожная одежда в проектировании – это многослойная конструкция, формирующая проезжую часть автомобильной дороги и предназначенная для восприятия и распределения нагрузки от транспортных средств на земляное полотно. В процессе проектирования определяются состав, толщина и тип материалов для каждого слоя дорожной одежды, исходя из условий эксплуатации, категории дороги и нормативных требований.
Строительные правила СП 3.03.08-2025 являются важным нормативным документом для специалистов, занимающихся проектированием и строительством дорог в населенных пунктах, и обеспечивают соответствие дорожных одежд современным требованиям и стандартам.
По информации
БЕЛТА
Узнали, за счет чего субъекты малого и среднего предпринимательства увеличат вклад в экономику
В Беларуси разрабатывается новая государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) до 2030 года. Минэкономики предлагает реализовать комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации. В части ресурсной поддержки в новом документе планируется сохранить действующие подходы, ряд задач трансформируется. Изменится название программы – она будет именоваться «Устойчивое предпринимательство». Основная цель – создание благоприятных условий для ведения бизнеса и динамичного развития малого и среднего предпринимательства.
О роли бизнеса и перспективах его развития в Беларуси – наше интервью с директором департамента по предпринимательству Минэкономики Ольгой Русинович.
Весомый вклад
– Ольга Владимировна, как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние сектора МСП и как реализуется государственная программа «Малое и среднее предпринимательство»?
– Малое и среднее предпринимательство – не только динамично развивающийся сектор, но и стратегический драйвер роста и инноваций.
За 2024 год сектор продемонстрировал рекордные показатели: число юридических лиц достигло почти 129 тысяч – исторический максимум, а количество рабочих мест – практически 1,5 млн человек – это около 36 процентов занятых в экономике страны.
Субъекты МСП формируют 27,4 процента ВВП страны, более 31 процента валовой добавленной стоимости, на них приходится свыше 21 процента промышленного производства, 31,4 процента розничного товарооборота, 46,4 процента в объеме внешней торговли товарами, более 35 процентов налоговых поступлений.
Разумеется, такие результаты не случайность, а следствие выверенной госполитики по созданию благоприятного делового и инвестиционного климата, реализации стимулирующих мер, предусмотренных в программных документах.
Ключевая их них – Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство», ставшая мощным механизмом ресурсной и институциональной поддержки. За четыре года ее реализации около 5 тысяч проектов получили финансирование на сумму 1,3 млрд рублей из республиканского, местных бюджетов и средств Банка развития. Необходимо отметить, что преимущественно поддержка предоставляется на реализацию инвестпроектов, направленных на создание и расширение производства, выпуск экспортно ориентированной, импортозамещающей продукции, внедрение новых технологий.
Однако финансовая поддержка не единственный инструмент стимулирования деловой активности. Важное направление – развитие инфраструктуры поддержки МСП. На начало 2025-го в стране функционировало 85 центров поддержки предпринимательства и 18 инкубаторов малого предпринимательства, более трети из них – в малых и средних населенных пунктах и сельской местности. Свыше полумиллиона человек воспользовались их услугами в прошлом году, проведено 14,5 тысячи обучающих курсов и семинаров.
В рамках реализации госпрограммы принят ряд нормативных правовых актов, важнейший из которых – Закон по вопросам предпринимательской деятельности, а также принятые в его развитие документы. Так, в 2024-м вступили в силу регуляторные решения по вопросам осуществления административных процедур, ремесленной деятельности, индивидуальной предпринимательской деятельности и другим.
Значительное место в госпрограмме также занимают мероприятия по стимулированию деловой инициативы, обучению навыкам предпринимательства и популяризации идеи занятия собственным бизнесом, особенно у молодежи.
Значимую имиджевую роль также играют мероприятия республиканского значения – Национальный конкурс «Предприниматель года» и Белорусская неделя предпринимательства. Они имеют большой резонанс не только в предпринимательской среде, но и в обществе в целом, формируя позитивное отношение и мотивируя инициативных граждан делать первые шаги в бизнесе.
– Стоит задача активного роста малого и среднего предпринимательства, увеличения его вклада в экономику страны. Как она решается?
– Действительно, увеличение вклада субъектов МСП в экономику – ключевая цель, зафиксированная в программе пятилетки: довести долю сектора в валовой добавленной стоимости до 33 процентов.
На ее достижение направлены меры пролонгированного характера, над реализацией которых сегодня работают органы госуправления. Речь идет о снижении административной нагрузки, либерализации контрольно-проверочной деятельности, развитии цифровых сервисов при взаимодействии по линии «государство – бизнес» и B2B.
В 2024-м приняты и вступили в силу два ключевых документа. Первый из них – уже упоминавшийся Закон о предпринимательской деятельности, который существенно расширил инструментарий поддержки бизнеса.
Во-первых, облисполкомам предоставлено право самостоятельно определять направления и цели финансовой поддержки с учетом особенностей развития их регионов. Ранее они для всех областей и столицы были одинаковыми.
Во-вторых, расширилась целевая аудитория поддержки. Право на ее получение распространили на средний бизнес, т. е. субъектов с числом работающих до 250 человек. Раньше существовало ограничение для организаций со штатом сотрудников 100+.
В-третьих, введены новые финансовые механизмы: поручительства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, гранты от региональных властей, компенсация капитальных затрат при реализации проектов с привлечением кредитов Банка развития.
Второй ключевой документ – Закон об инвестициях, который также ввел целый спектр стимулов. Напомню об основных.
Механизм инвестиционного договора расширил перечень льгот и преференций. К примеру, предусмотрено освобождение от налога на прибыль на пять лет, возмещение затрат на инфраструктуру в рамках инвестдоговора.
Предоставлено право на бюджетные трансферты – компенсация части капитальных затрат по проекту от 10 до 35 процентов.
Внедрен специальный инвестиционный договор для производства новой импортозамещающей продукции с возможностью ее выкупа государством.
Включен упрощенный формат реализации проектов без инвестдоговора с пакетом стандартных льгот – преференциальный проект.
Мы ожидаем, что данные стимулы будут широко востребованы бизнесом и позволят достичь поставленной цели по наращиванию его вклада в общий экономический результат.
Ставка на укрупнение
– Реформа предпринимательской деятельности нацелена на масштабирование бизнеса. Почему бизнесу так важно расти?
– Быть малым – не значит «не иметь потенциала». Трансформация предпринимательской деятельности как раз нацелена на то, чтобы максимально раскрыть этот потенциал. Иными словами, масштабирование бизнеса дает конкретный экономический эффект: рост выручки и прибыли, снижение издержек и повышение устойчивости к внешним неблагоприятным факторам. А для государства это новые рабочие места, налоговые поступления и так далее. Поэтому стимулирование перехода в юридические лица – стратегический шаг вперед.
Сегодня созданы простые и понятные стимулы для масштабирования бизнеса, управляемого «перетока» граждан в формат коммерческих организаций.
– Для чего возникла необходимость в таких дополнительных стимулах?
– Есть инициативные граждане с жизнеспособными и перспективными бизнес-идеями, которые, возможно, и хотели бы воплотить их в жизнь, но отступают перед трудностями, связанными с госрегистрацией, налоговым администрированием, предоставлением различной отчетности и так далее. Для таких белорусов обновленное законодательство предоставило возможность узнать на практике, насколько в тебе развита деловая жилка – стать самозанятым. Физлица, осуществляющие профессиональную деятельность с уплатой налога на профдоход, – полноправные члены «предпринимательской семьи», но им при этом объективно легче сделать первые шаги в бизнесе, заработать необходимый опыт и в дальнейшем перейти на следующую ступень.
До недавнего времени для индивидуального предпринимателя движение вперед означало «обнуление»: закрытие ИП и запуск бизнеса заново. Новый закон устранил этот барьер – теперь можно без лишней волокиты зарегистрировать юридическое лицо и продолжить работу с уже накопленным опытом, клиентской базой и персоналом. Это мощный сигнал: расти не страшно и не сложно.
В настоящее время более 2,5 тысячи индивидуальных предпринимателей перерегистрировались в коммерческие организации, в том числе в реальном секторе экономики – промышленности, транспорте, строительстве.
Стимул для развития
– Как Минэкономики предлагает совершенствовать бизнес-среду в Беларуси и каким видится будущее частного сектора экономики страны?
– Именно предпринимательство, которое ассоциируется с понятиями «гибкость», «мобильность», «адаптивность», воплощает в реальность многие интересные идеи. Сегодня частные предприятия – обладатели более половины всех патентов в стране.
Министерство экономики делает ставку на интеллектуальные технологии, цифровизацию и развитие гиг-экономики. Внедрение искусственного интеллекта и интеллектуальных сетей в бизнес-процессы должно привести к созданию новых продуктов и услуг, востребованных как внутри страны, так и за ее пределами. Это путь к построению интеллектуальной экономики и технологической независимости.
Ожидается, что именно частный сектор пропилотирует вектор гиг-экономики, включая платформенную занятость, новые инструменты ресурсоэффективности.
Минэкономики в свою очередь стремится сократить путь от идеи до реализации для каждого инициативного белоруса.
Задача номер один – сокращение излишних регуляторных требований в отношении субъектов предпринимательства и недопущение необоснованного введения новых. На это нацелен институт прогнозирования последствий принятия нормативных правовых актов.
Второй приоритет – цифровизация как способ снизить административные издержки бизнеса. Продолжится работа по оптимизации наиболее востребованных админпроцедур, упрощению и переводу в электронный формат всех приоритетных деловых ситуаций.
Сейчас идет активная работа над проектом новой госпрограммы «Устойчивое предпринимательство», к которой привлекаем представителей делового и экспертного сообщества, госорганов-регуляторов, ученых. Уже сформировано видение документа.
В части ресурсной поддержки действующие подходы в нем планируется сохранить, однако претерпит трансформацию система предоставления нефинансовых услуг бизнесу. Соответствующие структурные преобразования ждут действующие в регионах институты поддержки предпринимателей. Также предусмотрено создание Центра развития предпринимательства.
Еще одно из наших предложений – реализовать в рамках государственной программы комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации.
Особое внимание – развитию промышленного и инновационного бизнеса. Для этого продолжим расширять технопарки и совершенствовать режимы хозяйствования в рамках этих структур. Концепция следующая: предоставлять необходимые площади, инфраструктуру, готовые производственные мощности, оборудование для быстрой реализации перспективных бизнес-идей.
Конечно же, одним из важнейших приоритетов развития предпринимательского сообщества останется его социальная ответственность перед обществом. Предприниматели вне зависимости от их статуса должны работать по единым правилам, а главным критерием качества их деятельности станет мнение потребителя.
Будущее частного сектора в Беларуси – не только рост числа организаций, но и формирование новой культуры предпринимательства, где качество, инновации, ответственность и устойчивость станут стандартом деятельности.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 12 июля 2025 г.
Председатель правления БУТБ – о перспективах развития биржевой торговли в ЕАЭС
Евразийский экономический союз начинает формировать общий биржевой рынок. Принята концепция, которая устанавливает этапы его формирования в странах ЕАЭС. Для ее реализации разработана программа. Эксперты отмечают, что общее биржевое пространство – один из самых эффективных рыночных инструментов, открывающий возможности для конкуренции. Общий рынок также позволит расширять использование собственных валют для расчетов.
В целом сумма биржевых сделок предприятий Беларуси с субъектами хозяйствования других стран – участниц Евразийского экономического союза в январе – мае 2025 года превысила 408 млн долларов, что на 10 процентов больше прошлогоднего показателя за тот же период. При этом удельный вес экспорта белорусской продукции в общем объеме биржевого товарооборота составил 85 процентов. В результате положительное сальдо биржевой торговли Беларуси со странами ЕАЭС достигло 287 млн долларов.
О перспективах развития биржевой торговли в ЕАЭС поговорили с председателем правления Белорусской универсальной товарной биржи Александром Осмоловским.
Общие принципы
– Александр Григорьевич, евразийская экономическая интеграция, в том числе в сфере биржевой торговли, сейчас в центре внимания. Какие инструменты в свете этого готова предложить Белорусская универсальная товарная биржа и как, на ваш взгляд, будет создаваться общее биржевое пространство ЕАЭС? Если не ошибаюсь, эти вопросы совсем недавно обсуждались в Минске на Международном биржевом форуме.
– Да, вы совершенно правы: интеграционное движение в рамках ЕАЭС набирает обороты, причем не на словах, а на деле. Как известно, есть концепция формирования общего рынка ЕАЭС, утвержденная главами правительств стран союза, а для ее реализации разработана соответствующая программа, которая включает в себя план конкретных мероприятий со сроками их реализации. Ну а Белорусская универсальная товарная биржа выступает здесь как один из операторов цифровой инфраструктуры, на базе которой будет осуществляться торговля на союзном рынке.
Насчет вашего вопроса об инструментах могу сказать, что биржевой механизм, несомненно, играет существенную роль в развитии торговли на просторах ЕАЭС.
В первую очередь это прозрачность и открытость. Биржевая торговля предполагает публичность, что сводит к минимуму возможности для манипуляций и создает условия для справедливого рыночного ценообразования, отражающего реальное соотношение спроса и предложения. Открытости способствует и доступность информации, поскольку биржа предоставляет всем участникам равный доступ к данным о ценах, объемах торгов, условиях поставки и других важных параметрах.
Следующий ключевой аспект – стандартизация и унификация. Ведь предметами биржевых сделок в большинстве случаев являются стандартизированные товары, что делает процесс сравнения предложений от разных поставщиков более удобным и облегчает доступ к рынкам для новых участников. В свою очередь, унификация биржевых торговых процедур обеспечивает применение на всем пространстве ЕАЭС единых правил и схем торговли. За счет этого сокращаются транзакционные издержки и упрощается взаимодействие между участниками из разных стран.
Кроме того, биржевая торговля сокращает финансовые и временные затраты, связанные с выходом на перспективные рынки сбыта и закупок. Это особенно актуально для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые зачастую не имеют собственной товаропроводящей сети за рубежом. В результате усиливается конкуренция и повышается эффективность функционирования рынков.
Также нельзя не упомянуть хеджирование рисков, так как применение биржевых инструментов позволяет участникам внешнеторговых операций страховать ценовые риски, нивелируя негативные последствия волатильности на мировом рынке.
– А каковы преимущества общего биржевого рынка ЕАЭС?
– Создание общего биржевого рынка на просторах ЕАЭС, несомненно, даст странам-участницам целый ряд преимуществ. Перечислю основные из них. В частности, будут сняты все барьеры во взаимной торговле, а взаимодействие между поставщиками и покупателями будет осуществляться по единым правилам, тем самым способствуя формированию справедливых цен. Кроме того, в условиях общего рынка активизируется движение товаров, а также существенно расширятся возможности использования национальных валют при расчетах по трансграничным сделкам. Помимо того, как уже отмечалось, важным моментом является развитие и стимулирование конкуренции, которая положительно скажется на качестве товаров и их стоимости для конечных потребителей.
– С какими странами ЕАЭС на сегодня выстроено наиболее тесное сотрудничество?
– Пожалуй, лучше меня на данный вопрос ответят цифры. Так вот, на сегодняшний день на бирже аккредитованы почти пять тысяч компаний из четырех стран ЕАЭС: Армении, Казахстана, Кыргызстана и России. Это плюс 390 новых участников торгов по сравнению с началом года. Особенно широко у нас представлена Российская Федерация с более чем 4600 участниками. Соответственно, именно на эту страну приходится львиная доля биржевых сделок с государствами союза.
В целом объемы биржевой торговли в рамках ЕАЭС демонстрируют положительную динамику. В частности, биржевой товарооборот Беларуси с Арменией по итогам 1-го полугодия вырос в 1,6 раза, с Казахстаном – на 33 процента, с Кыргызстаном – в 2,6 раза, а с Россией – на 20 процентов
Как видите, со всеми странами нам удалось достичь более высоких показателей взаимной торговли, что свидетельствует о заинтересованности наших зарубежных партнеров в развитии биржевого вектора сотрудничества.
Обоюдный трек
– И в продолжение союзного вектора: на прошедшем в Санкт-Петербурге международном экономическом форуме БУТБ и Петербургская биржа заключили соглашение о сотрудничестве. Какова основная цель документа?
– Стратегическая цель сотрудничества БУТБ и Петербургской биржи – создание эффективного механизма взаимодействия между элементами биржевой инфраструктуры, который бы отвечал интересам субъектов хозяйствования государств – членов ЕАЭС и стимулировал их участвовать в биржевых торгах.
Соглашение предусматривает взаимодействие между нашими биржами по обмену информацией о востребованных товарных позициях и совместное совершенствование условий межгосударственной биржевой торговли в интересах участников биржевых торгов, которые получат взаимный доступ к товарам, обращающимся на рынках двух стран.
Помимо этого, мы планируем объединить усилия по разработке новых биржевых продуктов, учитывающих особенности трансграничной торговли и механизмы клиринга, а также содействовать концентрации взаимных экспортно-импортных операций с товарами, имеющими значительный биржевой потенциал, в том числе в рамках реализации международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС.
– Недавно стало известно, что Белорусская универсальная товарная биржа примет участие в создании нового международного биржевого объединения. Что дает нашей стране участие в этой организации и какие страны войдут в ее состав?
– Да, действительно, БУТБ присоединилась к декларации о создании Международной ассоциации товарных и фьючерсных бирж. На начальном этапе ассоциация объединит биржевые платформы Беларуси, Индии, Ирана, Казахстана, Китая, России и Узбекистана. Ну а цель данного интеграционного проекта – предоставить товарным и фьючерсным биржам стран ЕАЭС+, ШОС и БРИКС+ удобную площадку для взаимодействия. Это позволит проводить скоординированную политику по развитию организованных товарных рынков в соответствии с лучшими мировыми практиками. В частности, особое внимание планируется уделять трансграничной биржевой торговле, а также реализации проекта по созданию международного ценового агентства, на базе которого будет сформирована система справедливых и независимых ценовых индикаторов на ключевые товары.
Для участников биржевых торгов из Республики Беларусь это, безусловно, открывает новые возможности. Устранение торговых барьеров, упрощенный доступ к перспективным рынкам, расширение круга деловых партнеров, дополнительные торговые и маркетинговые инструменты – вот что получат наши клиенты благодаря созданию нового межбиржевого объединения.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 8 июля 2025 г.
Указом Главы государства облисполкомам и Мингорисполкому предоставлены дополнительные полномочия в сфере строительства
Президент Беларуси Александр Лукашенко 2 июля подписал Указ № 266 «О предоставлении полномочий в сфере строительства».
Документом предоставляется право облисполкомам и Минскому горисполкому по согласованию с Советом Министров принимать решения об определении особенностей возведения и реконструкции объектов, требующих первоочередного строительства для развития соответствующего региона.
Это могут быть решения о возможности параллельной разработки проектной документации и строительства, одновременного проведения проектных, изыскательских работ и оформления предварительного согласования места размещения земельного участка, проектирования и строительства с разработкой предпроектной документации в сокращенном объеме. Возможно также освобождение от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесного производства при изъятии сельхозземель и лесных земель, согласование удаления растительности без компенсации при строительстве объектов, предоставление права на госзакупки из одного источника проектов, товаров (работ, услуг), связанных со строительством объектов.
Областные и Минский городской советы депутатов получили право своими решениями определять необходимость проведения общественных обсуждений по объектам со спецификой проектирования и строительства.
Указом также устанавливается персональная ответственность руководителей органов власти за ненадлежащее исполнение принимаемых решений.
Кадры, наставничество и профессиональная этика. Председатель БРКА о ситуации в адвокатуре
26 июня отмечается важная для адвокатского сообщества дата. В этот день в 1922 году образовалась белорусская адвокатура. По случаю 103-летия этого важнейшего института правовой системы, обеспечивающего защиту прав и свобод граждан, Председатель Белорусской республиканской коллегии адвокатов Алексей Шваков рассказал в интервью корреспонденту
БЕЛТА о кадровой политике, институте наставничества и соблюдении адвокатами профессиональной этики.
– Алексей Иванович, какова сейчас ситуация с кадрами в адвокатуре?
– 103-летие адвокатуры мы встречаем с неплохими результатами. В кадровой ситуации у нас произошли положительные изменения. Итоги 2024 года показали рост количества адвокатов в стране в целом. Особенно радует, что пошла к нам молодежь. Мы видим большой приток молодежи в областных центрах, Минске. Отрадно, что адвокатура пополняется выпускниками, которые во время обучения в вузах демонстрировали хорошую успеваемость.
Кадровый вопрос всегда был на контроле, но в течение последних трех лет мы уделяли ему повышенное внимание. Проведена действительно большая работа по привлечению молодежи. Если сравнивать с ситуацией трехгодичной давности, тогда у нас было достаточно много адвокатов пенсионного возраста, особенно в удаленных юридических консультациях. Конечно, нас это волновало. Ведь должен быть приток новых кадров.
Сейчас этот вопрос разрешается. Количество людей пенсионного возраста уменьшается, а молодых специалистов, наоборот, становится больше. Радует, что молодые люди идут к нам целенаправленно и осознанно.
Большую работу проводим во всех вузах, где готовят юридические кадры. Считаем, что результат есть. Оказание юридической помощи, ее доступность обеспечены на всей территории нашей страны. Во всех административно-территориальных единицах люди имеют возможность обратиться к адвокату по тем или иным правовым вопросам, которые их волнуют. Вопросов с нехваткой или отсутствием адвокатов не возникает ни в судах, ни на стадии предварительного следствия, ни во время приемов граждан.
Помимо кадровой политики, большое значение уделяем качеству оказания юридической помощи. Обращаясь к адвокатам, люди рассчитывают на качественную юридическую помощь. А юридические вопросы, с которыми сталкиваются наши клиенты, разнообразны: от семейных отношений до раздела имущества, от земельных споров до уголовных и административных дел. Нашим адвокатам приходится быть разносторонне развитыми.
– Три года назад, в 2022 году, при БРКА был образован учебно-методический центр для обучения и повышения профессионального уровня адвокатов. Выполняется ли главная цель создания этой структуры – повышение качества оказания юридической помощи?
– Этот центр зарекомендовал себя очень хорошо. Там постоянно проводятся мероприятия по повышению квалификации, обучению адвокатов. Практически еженедельно в Белорусской республиканской коллегии адвокатов проходят семинары на различные правовые темы, в том числе анализируется практика применения законодательства. Мы видим, что эти мероприятия находят большой отклик не только среди молодых, но и довольно опытных адвокатов. Мы стараемся идти навстречу людям, предлагая актуальные, востребованные, интересные темы.
Кроме того, обучение адвокатов проводится и в других учебных заведениях. Деловые отношения и продуктивное сотрудничество налажено с Институтом переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции БГУ. В последнее время благодаря совместным усилиям были значительно скорректированы программы обучения, дополнены многими вопросами. Нацеливаем специалистов в различных областях права читать лекции по наиболее актуальным вопросам, которые востребованы у населения нашей страны. Со стороны адвокатов получаем положительные отклики. Видим это по результатам анкетирования.
– Кроме молодых кадров, наверняка адвокатура пополняется специалистами, которые приходят из смежных отраслей.
– В соответствии с законодательством наши двери открыты. К нам могут приходить не только молодые специалисты, закончившие юридический факультет, но и специалисты, уже имеющие стаж юридической деятельности, работавшие в том числе в судах и прокуратуре. Мы заинтересованы в подготовленных специалистах. Это люди с опытом, юридическими знаниями. Их не надо учить с нуля. При соответствии нашим критериям допуска в адвокатуру, конечно, мы их принимаем.
– А как относитесь к обратной ситуации, когда адвокаты переходят работать в иные отрасли права?
– Случаи, когда адвокаты переходят работать в суд, прокуратуру, также есть. Некоторое время назад их было больше, сейчас меньше. Взаимообмен юридическими кадрами всегда был и будет. У нас, в принципе, одно юридическое образование, мы заканчиваем одни вузы, работа в разных структурах во многом похожа. Грамотному, знающему человеку, на мой взгляд, перестроиться не так сложно. Хотя на этот счет есть иные мнения. Я считаю, что все зависит от личности человека и желания.
– Продолжая тему молодых кадров, поинтересуюсь, как в адвокатуре реализуется институт наставничества?
– Наставничеству уделяем большое внимание. Адвокатская профессия – это не просто изучить законодательство, знать право, законы, кодексы. Очень много вопросов, связанных с практикой адвокатской деятельности. Это общение с клиентами, государственными органами, представителями разных организаций, поведение внутри адвокатского сообщества, отношение адвокатов друг к другу, к различным аспектам своей работы.
У нас есть такое понятие, как преемственность поколений. Более опытные адвокаты постоянно передают опыт коллегам, которые начинают свою деятельность. Мы считаем это правильным и видим результаты: вход в профессию для молодого адвоката упрощается.
Наставничество начинается в период стажировки. Молодому адвокату назначается руководитель из числа опытных адвокатов, имеющих не менее пяти лет стажа адвокатской деятельности, хорошо себя зарекомендовавших, имеющих авторитет среди коллег. Он готовит молодого адвоката к сдаче квалификационного экзамена.
Однако, мы считаем, на этом наставничество не должно заканчиваться. Этот процесс хотим немного продлить. Нам видится, что в случае получения адвокатской лицензии начинающим адвокатом наставничество со стороны более опытного, профессионально подготовленного коллеги еще некоторое время должно продолжаться. Согласитесь, человеку, который только приступает к самостоятельной деятельности, нужен старший товарищ, с которым можно посоветоваться. Передача опыта – неоценимый вклад, который поможет избежать многих ошибок по неопытности.
Сейчас мы готовим положение о наставничестве. Тем самым хотим обобщить и систематизировать накопленный опыт.
– Несколько лет назад были утверждены обновленные правила профессиональной этики адвоката. Наверняка отслеживаете ситуацию с соблюдением адвокатами этических норм.
– Да, у нас работают специальные механизмы. По статистике, за 2024 год произошло значительное снижение количества нарушений адвокатами правил профессиональной этики. Адвокаты реже привлекались к дисциплинарной ответственности. Такая тенденция, мы считаем, – результат разъяснительной, профилактической работы, которая проводится в течение последних нескольких лет всеми советами территориальных коллегий. Адвокатское сообщество само реагирует на неправильное поведение адвоката.
Конечно, встречаются случаи нарушений, не без того. Однако это единицы. Порой видим нарушения, связанные с конфликтом интересов: сначала адвокат защищал одну сторону, затем – другую. Подобные вопросы разбираем и реагируем своевременно, и люди это видят.
Повторюсь: самая главная причина уменьшения количества нарушений – в проводимой среди молодых адвокатов работе. В этом направлении активно работают советы молодых адвокатов разных уровней. Ведут постоянные рубрики по разъяснению законодательства, правил профессиональной этики и др.
– Совет молодых адвокатов при БРКА сейчас особенно активен, и мы это видим...
– Совет молодых адвокатов при БРКА начал активную деятельность с конца 2022 года. Сообщество молодых адвокатов само поднимает многие вопросы. Они активно включились в общественную жизнь, участвуют во многих общегосударственных и адвокатских мероприятиях. А мы довольны тем, что молодежь проявляет себя очень активно, с положительной стороны. И видим, что деятельность советов молодых адвокатов всех уровней замечается. Они взаимодействуют с другими молодежными структурами. Мы же этому всячески способствуем.
Общение с молодежью, уверен, полезно и более опытным адвокатам. Молодежь выросла в условиях цифровизации и лучше понимает некоторые процессы. Я бы советовал всем нашим адвокатам, кто постарше, общаться с молодыми коллегами, потому что они поднимают очень интересные, актуальные вопросы. Это видно по тем мероприятиям, которые у нас проводятся. Вопросы звучат важные, например, цифровизация адвокатуры, поведение адвоката в социальных сетях, интернете, использование гаджетов при оказании юридической помощи удаленно и др.
– Может быть, от молодых адвокатов поступают предложения, в том числе законодательные?
– У нас налажено хорошее взаимодействие с Парламентом. Адвокатов приглашают принимать участие в заседаниях, где обсуждаются те или иные планируемые корректировки законодательства. Часто к нам обращаются с предложением высказать свое мнение и замечания по поводу законодательных актов. То есть мы достаточно активно участвуем в законодательном процессе, в меру своей компетенции, конечно. Напрямую адвокатское сообщество не имеет права законодательной инициативы. Однако наши возможности как юристов-профессионалов, конечно, используют для общего дела и совершенствования законодательства в целом.
По информации
БЕЛТА