Кредитование многодетных, выплата зарплат, подготовка к зиме – Владимир Кухарев обозначил основные задачи
Помочь многодетным с оформлением кредитов на жилье, контролировать своевременность выплаты зарплат, обеспечить ключевые показатели социально-экономического развития, а также подготовку к зиме коммунальных служб. Такие задачи обозначил сегодня на оперативном совещании председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев, сообщает БЕЛТА со ссылкой на Telegram-канал «Минск. Официально».
Владимир Кухарев поручил оказать помощь многодетным семьям в оформлении кредитов на улучшение жилищных условий и ускорить направление этой категории граждан на строительство жилья. Он отметил, что главам администраций и отделам жилищной политики необходимо активировать работу с банками и самими многодетными семьями, которые стоят в очереди на строительство жилья.
Также поднимались вопросы выполнения ключевых показателей социально-экономического развития столицы, своевременной выплаты заработной платы, профилактики респираторных вирусных инфекций и COVID-19.
«Мы вступаем в зимний период, сейчас нужно уделить особое внимание безопасности дорожного движения и пешеходов в связи с предстоящими погодными условиями. Для этого есть вся необходимая техника и противогололедные реагенты. В каждом районе знают свои проблемные места – дворовые территории, тротуары, пешеходные дорожки, мосты и путепроводы, транспортные развязки. Их обработку против зимней скользкости необходимо проводить превентивно», – сказал глава Минска.
По сообщению БЕЛТА
(фото – БЕЛТА)
Советом Министров 15 мая принято постановление № 266, которым усовершенствованы нюансы архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Беларуси, и закрепленные в нем нормы уже заработали. Какие именно изменения произошли в отрасли и почувствуют ли их не связанные в профессиональном плане со строительством белорусы? Корреспондент БЕЛТА задала эти вопросы начальнику управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Зое Шлег.
Главная цель – гармонизировать акты законодательства
Разработчики обсуждаемого постановления руководствовались необходимостью приведения ряда постановлений правительства в соответствие с Кодексом об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, указами Президента от 31 января 2025 г. № 46 «Об особенностях строительства и приемки объектов в эксплуатацию» и от 31 марта 2025 г. № 130 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь». Представитель Минстройархитектуры заметила: документом под номером 266 внесены изменения в 29 постановлений Правительства, еще 48 постановлений или их структурных элементов признаны утратившими силу. Итак, какие корректировки произошли?
Во-первых, постановлением № 266 определен состав работ, без выполнения которых жилые дома могут приниматься в эксплуатацию после внесения изменений в проектную документацию. В перечень включено восемь наименований работ, среди них оклейка обоями, окраска стен, потолков и полов, облицовка стен, покрытие полов, установка встроенной мебели и электрических плит и не только. При этом начальник управления ведомства добавила, что данное правило не распространяется на жилые дома, которые строятся с государственной поддержкой: с использованием субсидий, льготных кредитов, одноразовых субсидий, кредитов, выдаваемых банками на возведение и реконструкцию жилых помещений.
Во-вторых, документом утверждено положение, которым определен порядок принятия областными и Минским городским исполкомами решений о разрешении размещения на территории области и столицы – в данном случае исключениями являются территория Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень», земли сельскохозяйственного назначения и лесного фонда – объектов строительства с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования.
Для получения разрешения, как прокомментировала специалист, юрлицо или индивидуальный предприниматель должны подать в исполком по территориальной принадлежности документы по перечню, в который входит в том числе архитектурно-планировочная концепция объекта. Для принятия решения концепция выносится на общественное обсуждение. После его завершения архитектурно-градостроительным советом при исполкоме формируется протокол, который направляется комиссии по общественному обсуждению и организатору этого обсуждения, тот в течение трех рабочих дней предоставляет протокол исполкому. Изучив документы, исполком принимает решение о разрешении размещения объектов с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования на предоставленном участке либо об отказе в таком размещении. Уведомление о решении направляется в течение четырех рабочих дней со дня его принятия.
Перечисленные новации – основные, но ими перечень законодательных новелл в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности не ограничивается. В частности, было утверждено положение о порядке формирования и комплектования проектной документации в электронном виде, которым определены требования к проектной документации, оформляемой в электронном виде, в том числе к форматам файлов, их содержанию и структуре, установлен и порядок формирования и комплектования проектной документации.
Принята также форма примерного договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и ведение авторского надзора. «Договор является основным документом, регулирующим взаимоотношения заказчика и подрядчика при разработке предпроектной и проектной документации, выполнении изыскательских работ или ведении авторского надзора за строительством, – добавила начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Зоя Шлег. – Установление единой формы договора, по мнению разработчиков, позволит обеспечить единообразный подход к созданию проектной документации, будет способствовать улучшению ее качества и сокращению сроков подготовки».
В новой редакции изложено и положение о порядке заключения, исполнения и расторжения договоров создания объектов долевого строительства и условиях привлечения денежных средств при этом. «Совет Министров наделен полномочиями по определению порядка заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства, формированию цены такого договора, установлению условий привлечения денежных средств при выполнении долевого строительства и порядка направления граждан на строительство объектов долевого строительства», – прокомментировала представитель профильного ведомства.
Среди основных вводимых в этой связи новаций: закрепление порядка формирования состава дольщиков из числа граждан, состоящих на учете нуждающихся, обязанность застройщиков привлекать денежные средства дольщиков только на специальные счета, открытые для каждого объекта при долевом строительстве, и совершенствование порядка определения цены договора создания объекта долевого строительства.
В числе новаций, о которых рассказала начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли, также утверждение положения о порядке формирования неизменной договорной, то есть контрактной, цены на подрядные работы. Главные изменения заключаются, например, в расширении предмета регулирования: установлен порядок формирования неизменной цены на подрядные работы по объектам текущего ремонта и объектам пятого класса сложности. Проведена также корректировка методов формирования цены предложения подрядчика, дополнен перечень случаев корректировки неизменной цены. Предусмотрены и прочие новшества.
Постановление № 266 вступило в силу 6 июня и специалисты строительной отрасли убеждены: его принятие поможет сделать функционирование всего стройкомплекса республики продуктивнее и рациональнее.
По информации БЕЛТА
Министерство архитектуры и строительства определило статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ за май. Это предусмотрено постановлением ведомства от 2 июня 2025 г. № 68, сообщает БЕЛТА.
Документом установлены статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ, в том числе эксплуатации машин и механизмов (средний по стране – 100.7784), строительных материалов, изделий и конструкций (средний по стране – 100.6386). Индексы рассчитаны за май 2025 года к апрелю 2025 года.
Также постановлением установлены статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия, указанные за май 2025 года к маю 2024-го. Средний индекс по стране составил 114.7011.
Документ вступает в силу после официального опубликования.
По информации БЕЛТА
Подходы к порядку строительства и кредитования жилья усовершенствованы в стране. Это предусмотрено указами Президента № 95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве» и № 94 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» от 6 марта 2025 г., сообщает БЕЛТА.
Указ № 95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве» принят для создания единого нормативного документа по предоставлению гражданам государственной поддержки при улучшении жилищных условий. В нем объединены все существующие в стране формы такой поддержки. Размеры государственной поддержки установлены на действующем уровне. Категории, имеющие право на нее (все гражданские и военные), порядок и условия ее предоставления сохраняются.
Указ предусматривает три формы господдержки при строительстве или приобретении жилья: льготные кредиты на строительство одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, а также на приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, построенных по госзаказу (21 категория граждан), одноразовые субсидии на строительство или приобретение жилья (17 категорий граждан), финансовая помощь государства в возврате задолженности по льготным кредитам (для многодетных и молодых семей, при рождении детей). Отдельные категории граждан могут иметь право на все формы государственной поддержки.
Среди основных новаций Указа – исключение граждан из участия в процессе долевого строительства и предоставление льготных кредитов только на покупку квартир в многоквартирных жилых домах, построенных по государственному заказу (при этом по индивидуальным жилым домам сохраняется кредитование на строительство и покупку). Кроме того, субсидии на погашение долга и процентов по коммерческим кредитам на строительство жилья замещаются льготными кредитами. В населенных пунктах с численностью до 20 тыс. льготные кредиты будут предоставляться для покупки жилья как на первичном рынке (построенного по государственному заказу), так и на вторичном.
Указом № 94 в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215, которым введен механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть госзаказа заключается в том, что возводятся жилые дома госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства. Льготный кредит на строительство жилого дома предоставляется организации-заказчику. После ввода дома в эксплуатацию и заключения договоров купли-продажи с гражданами задолженность по льготным кредитам переоформляется на граждан.
Указ предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. В числе новаций также продажа жилья, построенного по госзаказу, всем гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (прежде – только имеющим право на господдержку).
Все изменения вступили в силу с 1 июня 2025 г. Государственная поддержка по жилым домам, возведение которых начато до указанной даты, будет вестись на прежних условиях.
По информации БЕЛТА
С 1 июня вступают в силу подписанные 6 марта Главой государства указы № 94 и № 95, направленные на совершенствование подходов к порядку строительства и кредитования жилья. Как законодательные новеллы скажутся на сроках получения квартир и к каким изменениям готовиться очередникам, корреспондент БЕЛТА поинтересовалась у заместителя начальника главного управления строительства и жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инны Пинковской.
Так, главная цель Указа № 95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве», по словам специалиста, заключается в создании общего всеобъемлющего документа по предоставлению гражданам государственной поддержки при улучшении жилищных условий. В нем объединены все существующие в стране формы такой поддержки. Представитель Минстройархитектуры подчеркивает: документ изложен простым и доступным языком, понятным как профессионалам, которые будут им руководствоваться для принятия решений, так и далеким от строительства людям, желающим улучшить свои жилищные условия путем возведения жилья с государственной поддержкой.
Размеры господдержки установлены на действующем уровне, сохраняются и категории, имеющие на нее право, как и порядок и условия предоставления господдержки. Указ предусматривает три формы господдержки при строительстве или приобретении жилья. На льготные кредиты на строительство одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, а также на приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, построенных по госзаказу, может претендовать 21 категория граждан. Одноразовые субсидии на строительство или приобретение жилья доступны 17 категориям граждан. Финансовая помощь государства в возврате задолженности по льготным кредитам выделяется многодетным и молодым семья при рождении детей. Вместе с тем, как было отмечено, отдельные категории граждан могут иметь право на все формы государственной поддержки.
«Сохранены и направления использования льготных кредитов и одноразовых субсидий. Очередники, имеющие право на получение господдержки, могут с их использованием возвести или реконструировать индивидуальный жилой дом подрядным или хозяйственным способом, имеют право и на приобретение жилого помещения, построенного по государственному заказу, – добавила Инна Пинковская. – Многодетным семьям при использовании льготных кредитов или одноразовых субсидий позволяется приобрести жилье на первичном или вторичном рынке. Дополнительно предусмотрено: в населенных пунктах до 20 тыс. льготные кредиты будут предоставляться для покупки жилья как на первичном рынке (построенного по государственному заказу), так и на вторичном. Эта норма подготовлена для поступательного развития небольших населенных пунктов».
Среди основных новаций Указа – исключение граждан из участия в процессе долевого строительства и предоставление льготных кредитов только на покупку квартир в многоквартирных жилых домах, построенных по государственному заказу. При этом замначальника главного управления строительства и жилищной политики обращает внимание, что по индивидуальным жилым домам сохраняется кредитование на строительство и покупку. Кроме того, субсидии на погашение долга и процентов по коммерческим кредитам на строительство жилья замещаются льготными кредитами.
В то же время свежим Указом № 94 в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215, которым введен механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть госзаказа заключается в том, что возведение жилых домов ведется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства. Льготный кредит на строительство жилого дома предоставляется организации-заказчику. После ввода дома в эксплуатацию и заключения договоров купли-продажи с гражданами задолженность по льготным кредитам переоформляется на граждан.
«На темпах строительства жилья это никак не скажется, просто многоквартирные жилые дома, какие раньше возводились по долевым договорам или в составе жилищно-строительных потребительских кооперативов, переводятся на строительство по госзаказу, – прокомментировала сотрудник Минстройархитектуры. – Такой способ более приемлем для граждан, так как отныне они не столкнутся с переносами сроков ввода жилья в эксплуатацию или изменением стоимости квартиры в процессе ее строительства, соответственно, отпадет необходимость брать кредит во время стройки. После завершения строительства заказчик получит полностью готовую для проживания квартиру. Никаких проблем не возникнет точно».
Указ предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. В числе подготовленных новаций также продажа жилья, построенного по госзаказу, всем гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, тогда как теперь – только имеющим право на господдержку.
Все изменения вступают в силу с 1 июня 2025 г. Государственная поддержка по жилым домам, возведение которых начато до указанной даты, будет вестись на прежних условиях.
По информации БЕЛТА
С 17 мая вступило в силу постановление Министерства архитектуры и строительства от 30 апреля 2025 г. № 55, которым специалисты определили порядок работы с объектами сверхнормативного незавершенного строительства и долгостроями. Изменились ли критерии оценки «проблемных объектов»? Станет ли проще принимать решения об их судьбе на региональном уровне? И какой механизм урегулирования спорных вопросов предусмотрели законодатели? Эти вопросы корреспондент БЕЛТА задала начальнику главного управления строительства и жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Татьяне Василючек.
Своя «судьба» для каждого долгостроя
Постановлением № 55 отменяется прежде действовавшая инструкция о порядке работы с объектами сверхнормативного незавершенного строительства (ОСНС) и определяется новый алгоритм в отношении таких объектов с учетом совершенствования норм законодательства в сфере строительства.
Так, для детальной проработки состояния каждого ОСНС и долгостроя формируются отраслевые и региональные мероприятия по сокращению их количества, которыми для каждого такого объекта будет заготовлен свой сценарий: завершение строительства с последующей приемкой в эксплуатацию, принятие в эксплуатацию самовольной постройки, реконструкция законсервированного объекта, направленная на его использование по новому назначению с завершением строительства и последующей приемкой в эксплуатацию. Возможны и такие варианты, как продажа или отчуждение, снос.
«Необходимость принятия документа назревала. Во-первых, навести порядок с долгостроями поручил глава государства. Во-вторых, вступил в действие Кодекс об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, которым введен термин «объект-долгострой», – перечислила Татьяна Василючек. – Наконец, был отменен технический кодекс практики «Нормы продолжительности строительства зданий, сооружений и их комплексов», а вместе с ним и понятие «объект сверхнормативного незавершенного строительства» для вновь начинаемых объектов».
На законодательном уровне предусмотрено, что органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком для работы с проблемными объектами должны взаимодействовать с уполномоченной организацией по ведению республиканской базы данных объектов незавершенного строительства и перечня объектов-долгостроев. Соответствующие функции возложены на республиканское унитарное предприятие «Институт жилища – НИПТИС им. Атаева С.С.». Таким образом будет вестись учет и формирование региональных и отраслевых мероприятий по сокращению числа затянувшихся строек.
Чтобы определить вид мероприятий, которые их ждут, застройщик обязан разработать декларацию о намерениях. Подменить его в этом деле при некоторых обстоятельствах может структурное подразделение районных исполнительных комитетов или администраций районов в городе, которые наделены государственно-властными полномочиями в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории административно-территориальной единицы.
«Декларация о намерениях не является формой ведомственной отчетности и носит информационно-справочный характер, который отражает текущее состояние объекта строительства, – заметила начальник главного управления строительства и жилищной политики. – Указывается в том числе наименование заказчика, как и самого объекта, его местоположение, ключевые технико-экономические показатели по проектной документации, уровень строительной готовности в процентах, информация о консервации, период нахождения в статусе незавершенного. Декларация также содержит сведения о необходимости завершения объекта строительством, указывается там и факт наличия проектной и исполнительной документации, и источников финансирования. При повторном рассмотрении в документе должно быть указано ранее утвержденное в отношении объекта строительства региональное или отраслевое мероприятие. Эта справочная информация позволит облисполкомам или Мингорисполкому более точно и компетентно принимать решения по судьбе долгостроя».
А если спорный момент?
Может случиться и так, что у облисполкома (формирующего региональные мероприятия) и органа госуправления (формирующего отраслевые мероприятия с направлением на согласование в облисполком) окажется разное представление о будущем объекта сверхнормативного незавершенного строительства или долгостроя. Как разрешить конфликт? Для этих случаев готов алгоритм. Арбитром выступит Министерство архитектуры и строительства: в профильное ведомство будут переданы документы с вынесенными на рассмотрение видами мероприятий и сроками их реализации в отношении «проблемных объектов» для рассмотрения на заседании коллегии. Решение принимается в течение десяти рабочих дней с момента поступления документов от облисполкомов или Минского горисполкома.
И все же, как специалисты оценивают своевременность и необходимость принятия подобного документа, установившего порядок решения судьбы «вечных строек»? Татьяна Василючек видит три главных положительных аспекта. Во-первых, теперь установлен единый порядок и критерии принятия решений как в целом по республике, так и по каждому региону и отраслевому ведомству в отдельности, что, несомненно, является плюсом. Во-вторых, решения по прежде не урегулированным проблемным вопросам выполнения региональных и отраслевых задач, касающихся долгостроев, будут приниматься значительно оперативнее, что станет заслугой предлагаемой застройщиками более точной и конкретной информации о них. Наконец, третье преимущество недавно принятого документа – алгоритм действий по урегулированию спорных нюансов, затрагивающих сроки и виды реализации отраслевых мероприятий по объектам сверхнормативного незавершенного строительства или долгостроям.
Судьба «вечных строек» волнует и органы госуправления, и бизнес, и общество – этот болезненный вопрос постоянно на виду. Законодательные новеллы видят своей целью сделать проблему менее острой, и, как показывает статистика, инициативы дают результат – улучшения налицо. Согласно данным Комитета государственного контроля, число долгостроев в Беларуси с 2021 года снизилось более чем в 4 раза – с 4465 до 1045. Теперь главное – положительную тенденцию сохранить.
По информации БЕЛТА