Маркировка товаров в ЕАЭС: что нужно знать белорусам и каких новаций ждать
Механизм маркировки товаров средствами идентификации применяется в Евразийском экономическом союзе с 2016 года. В Беларуси создана и своя национальная система маркировки, определен перечень подлежащих ей товаров. Зачем это нужно? В первую очередь для обеспечения законного оборота товаров, защиты прав потребителей, чтобы их не вводили в заблуждение, предлагая фальсифицированную продукцию. Как отработан этот процесс в ЕАЭС и что нового ждать белорусам, рассказал корреспонденту
БЕЛТА заместитель начальника главного управления контроля реализации товаров и услуг – начальник управления электронных систем контроля Министерства по налогам и сборам Вячеслав Майковский.
Как в ЕАЭС создавали систему маркировки
С 2016 года в ЕАЭС была введена маркировка контрольными (идентификационными) знаками изделий из меха. В ходе реализации пилотного проекта на уровне Евразийской экономической комиссии была создана информационная система маркировки, отработан механизм обмена информацией и взаимодействия стран союза при трансграничной торговле. Также были выработаны универсальные требования к контрольному (идентификационному) знаку. Определено, что вся необходимая информация накапливается в национальных сегментах информационной системы маркировки, а при трансграничной торговле другим государствам ЕАЭС передаются данные, достаточные для подтверждения легальности перевозимой продукции. Установлено, что каждая страна союза сама определяет состав информации, подлежащей включению в национальную систему, а вместе с тем и нагрузку на бизнес. Стороны пришли к выводу, что информационная система, созданная в результате пилотного проекта, может быть адаптирована при введении маркировки на другие товары.
Положительный опыт нашел отражение в соглашении о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе, подписанном в 2018 году в Алматы. «Документом определены основные цели создания механизма маркировки. Это обеспечение законного оборота товаров в рамках ЕАЭС, защита прав потребителей и предупреждение действий, вводящих их в заблуждение», – отметил Вячеслав Майковский.
Нормы соглашения регулируют введение на территории стран ЕАЭС маркировки товаров унифицированными средствами идентификации, а также устанавливают общие требования к участникам оборота. Документ носит рамочный характер и может распространяться на широкую группу товаров, перечень которых постоянно увеличивается. В настоящее время соглашение о маркировке является базовым международным договором в этой сфере, в развитие которого принимаются решения Совета ЕЭК и Коллегии ЕЭК, регламентирующие порядок функционирования системы маркировки, ее распространение на различные категории товаров, порядок информационного взаимодействия при трансграничной торговле, а также определяющие средства идентификации, их характеристики, порядок их генерации.
«Созданный механизм маркировки позволяет обеспечивать легальность оборота товаров на территории стран ЕАЭС. Для беспрепятственного перемещения товаров внутри союза для всех государств необходимы единые правила, требования, нормы, условия работы», – обратил внимание Вячеслав Майковский.
Процесс идет активно. Какие товары маркируются в странах союза
Механизм маркировки средствами идентификации внедряется во всех государствах ЕАЭС. «Безусловный лидер в этом направлении – Россия, на территории которой уже сейчас маркируется 31 товарная группа. И в ближайшее время там ожидается завершение ряда экспериментов по маркировке товаров средствами идентификации», – добавил представитель МНС.
Есть три модели применения механизма. Маркировку определенного товара могут ввести на территории всех пяти государств – членов ЕАЭС. Так произошло с меховыми изделиями. Вторая опция – ввести маркировку на территории лишь нескольких стран по мере технической готовности и заинтересованности с обязательным признанием всеми участниками союза средств идентификации и получением кодов маркировки через своих национальных операторов (администраторов). Это касается обуви и ряда других товаров легкой промышленности, духов и туалетной воды, новых резиновых пневматических шин и покрышек, фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек, молочной продукции, упакованной воды, электронных сигарет, безалкогольных напитков и соков, мобильных телефонов, ноутбуков (планшетов), пивной продукции, биологически активных добавок к пище, ветеринарных препаратов, растительных масел, консервированной продукции, кормов для животных. Третий вариант – маркировка товарной группы в соответствии с национальным законодательством каждого государства ЕАЭС в отдельности (алкогольная, табачная продукция, лекарственные препараты).
По мнению Вячеслава Майковского, правовая база для развития механизма маркировки в ЕАЭС сформирована, страны в достаточной мере погружены в эту сферу, для всех участников союза понятны и ясны правила ее введения на своей территории. «Маркировка средствами идентификации динамично развивается в ЕАЭС. Актуален вопрос обеспечения информационного межоператорского взаимодействия для получения кодов маркировки иностранного образца через национальных операторов при экспорте товаров с территории государства, где маркировка не введена, на территорию государства, где введена. А также для взаимного признания средств идентификации при трансграничной торговле между государствами, где введена маркировка. Кроме того, видится целесообразным и необходимым развивать механизм агрегации кодов маркировки, перехода всех государств – членов ЕАЭС на информационный обмен не в рамках межоператорских соглашений, а посредством интегрированной информационной системы союза. Работы в данном направлении ведутся на площадке ЕЭК с активным участием белорусской стороны», – проинформировал Вячеслав Майковский.
Как обстоят дела с маркировкой в Беларуси
Во всех странах союза созданы национальные системы маркировки и определены национальные операторы (администраторы), которые обеспечивают информационное взаимодействие, в том числе при трансграничном перемещении товаров. В Беларуси это РУП «Издательство «Белбланкавыд», подчиненное Министерству финансов. А органом-регулятором в нашей стране является Министерство по налогам и сборам.
В Беларуси в настоящее время введена маркировка изделий из натурального меха, а также молочной продукции, обуви, отдельных товаров легкой промышленности (пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, постельное и столовое белье, новые резиновые пневматические шины и покрышки). Все эти товарные группы не подлежат перемаркировке в России при трансграничной торговле. Средства идентификации белорусского образца признаются в РФ, равно как и средства идентификации российского образца – в Беларуси. В отношении товаров, по которым маркировка на национальном уровне не введена (духи и туалетная вода, минеральная и питьевая вода, биологически активные добавки к пище, ветеринарные препараты и др., за исключением пивной продукции, в том числе безалкогольного пива), национальный оператор выдает белорусским экспортерам коды маркировки российского образца.
Представитель МНС подчеркнул важность унификации подходов к маркировке товаров, недопущения снижения экспортных поставок. С этой целью проводится работа по поэтапному расширению перечня товаров, подлежащих маркировке в Беларуси, что позволяет обеспечивать взаимное признание средств идентификации и снижение операционных издержек, связанных с администрированием процессов. С 1 октября 2025 года в Беларуси вводится маркировка безалкогольных напитков, мобильных телефонов, ноутбуков. В планах на 2026 год – маркировка кормов для животных, смазочных материалов, масложировой продукции, велосипедов, косметики и бытовой химии.
Валерия Гаврилова,
БЕЛТА
Главой государства подписан Указ, позволяющий гражданам приобретать в собственность арендное жилье
Президент Беларуси Президент Беларуси Александр Лукашенко 19 июня подписал Указ № 235, направленный на расширение социально-правовых гарантий в области жилищных отношений граждан с предоставлением им права приобретения в собственность арендного жилья.
Гражданам наиболее востребованных профессий будет предоставляться право приобретать в собственность арендное жилье в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек (кроме Минского района) при определенных условиях.
Такое приобретение будет возможно, в частности, при наличии оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, стажа работы в организации, предоставившей жилье, и срока проживания в таком жилье не менее 10 лет, а также неиспользовании указанными гражданами и членами их семей государственной поддержки при возведении, реконструкции или приобретении жилья, отсутствии у них иных жилых помещений в собственности в населенном пункте по месту нахождения арендного жилья либо фактов их отчуждения в течение трех лет.
Оплату стоимости арендного жилья можно будет произвести в рассрочку на 15 лет, а также использовать на данные цели именные приватизационные чеки «Жилье» и средства семейного капитала.
Местные исполнительные и распорядительные органы, государственные органы (организации) будут наделены правом передачи в собственность нанимателей расположенных на селе одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах государственного жилого фонда, эксплуатируемых более 10 лет и требующих капремонта. При этом такое жилье, предоставленное на время трудовых отношений, может быть передано в собственность граждан, имеющих стаж работы не менее 5 лет в организации, выделившей жилое помещение.
Плюсы клиентоориентированного подхода в госрегистрации недвижимости назвали в кадастровом агентстве
Надежность, безопасность и удобство для заявителей можно считать главными проявлениями клиентоориентированного подхода в удостоверении сделок с недвижимостью регистраторами организаций по госрегистрации. Об этом сообщили
БЕЛТА в Национальном кадастровом агентстве.
Регистраторы организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним удостоверяют документы, являющиеся основанием для государственной регистрации сделок с недвижимостью, и оказывают услуги по составлению проектов договоров, заявлений и других необходимых документов по просьбе любой из сторон сделки. «Если вы покупаете, продаете или иным образом распоряжаетесь недвижимым имуществом, важно правильно оформить все документы для удостоверения сделки и ее последующей государственной регистрации», – напомнили в кадастровом агентстве.
Так, регистратор – это работник республиканской организации или территориальной организации по государственной регистрации, который обладает исключительными правами в сфере государственной регистрации недвижимости, определенными законом. В частности, он имеет право удостоверять документы, свидетельствовать верность копии, удостоверять форму внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, принимать документы для государственной регистрации. По словам специалистов, обращение к регистратору позволяет удостоверить сделку быстро, безопасно и с минимальными рисками для заявителей.
Чем помогает регистратор? Он анализирует все представленные документы и, во-первых, убеждается, что сделка соответствует законодательству, во-вторых, сверяет информацию с данными единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, в-третьих, проверяет наличие сведений об ограничениях прав на недвижимое имущество и сведений о перепланировках и неузаконенных постройках в отношении конкретного объекта недвижимости. Регистратор также предоставляет квалифицированную помощь при составлении проектов документов и согласовании условий сделки и гарантирует безопасность ее совершения.
Почему удостоверение сделки регистратором – это удобно? Речь идет об экономии времени, поскольку заявителям не нужно отдельно проверять юридическую чистоту сделки с недвижимостью, кроме того, сразу после процедуры удостоверения сделки стороны имеют возможность подать заявление о ее государственной регистрации. Участие регистратора гарантирует надежность сделки, так как он имеет доступ к актуальным сведениям государственных информационных ресурсов в отношении конкретного объекта недвижимости, и высокий уровень правовой защищенности.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси ведется планомерная работа по наращиванию темпов возведения арендного жилья
Строительство арендного жилья является одним из основных вопросов для развития экономики страны. С одной стороны, благодаря арендным метрам востребованные специалисты могут свободно перемещаться и гибко работать в разных регионах, а с другой – закрепляться, если им предоставляют право выкупа такого жилья. Также возведение арендного жилья обеспечивает крышу над головой гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Плюсов немало, и именно поэтому в стране долгое время ведется планомерная работа по наращиванию темпов его строительства. Еще более серьезно сфокусируются на данном вопросе уже в будущей пятилетке.
С правом выкупа
Вопрос предоставления арендного жилья должен стать одним из приоритетов на пятилетку. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил 29 мая на совещании с руководством Совета Министров.
– Принцип несложный: проработал определенное количество лет, допустим 10 или 15, без перерыва в организации, которая тебе предоставила жилье в аренду, тогда получаешь право выкупить его в собственность. Это принципиальный вопрос, по которому очень много дискуссий. И люди ставят перед нами этот вопрос, – отметил Президент.
В свою очередь во время совещания Премьер-министр Александр Турчин сообщил, что около 5 млн кв. метров арендного жилья предлагается построить в Беларуси в следующей пятилетке.
– Главная цель – это закрепление кадров и развитие наших регионов. Инструментом для решения данной задачи является развитие фонда арендного жилья. В том числе за счет ежегодного наращивания его строительства для предоставления целевым образом нашим гражданам, – пояснил Премьер-министр.
Кадровая мобильность
Как отметила начальник главного управления строительства и жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Татьяна Василючек, в последние годы в стране прослеживается тенденция к наращиванию объемов возведения арендного жилья для удовлетворения спроса среди граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По словам специалиста, арендное жилье позволяет гражданам в том числе передвигаться по стране, не привязываться к какому-то одному месту. Благодаря этому обеспечивается мобильность кадров в зависимости от потребности экономики.
Помощь бюджета
Финансирование строительства арендного жилья осуществляется за счет различных источников, но преимущественно – из республиканского и местного бюджетов.
– Например, в 2024 году инвестиции на строительство арендного жилья составили 795,2 млн рублей. Из них 87 процентов – это средства республиканского бюджета. Как правило, оно строится в виде квартир в многоквартирных жилых домах. Самыми востребованными арендными квартирами являются однокомнатные и двухкомнатные площадью 45–60 квадратных метров, – подчеркнула Татьяна Василючек.
Акцент сегодня делается на улучшении жилищных условий граждан, относящихся к наиболее востребованным специальностям.
– Регионам предоставлено право определять категории наиболее востребованных профессий граждан, которым будут выданы квартиры, чтобы их закрепить на местах, – отметила специалист.
Необходимость составления таких перечней предусмотрена Указом Президента от 27 января 2025 г. № 38 «Об особенностях предоставления и использования арендного жилья». Ранее Министр жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Трубило отмечал, что данный документ направлен на расширение полномочий местных органов власти.
– Подписанный указ является, по сути, дополнительным стимулом по привлечению кадров наиболее востребованных профессий в регионы, в том числе в сельскую местность, где в них нуждаются. Решение жилищного вопроса для большинства граждан имеет довольно важное значение, зачастую первостепенное.
Профессиональное закрепление
Елена Хиля, член Постоянной комиссии по жилищной политике, торговле и строительству Палаты представителей Беларуси:
– Возведение арендного жилья – это достаточно планомерный процесс в нашем государстве, которым мы занимаемся многие годы. Ранее право выкупа такого жилья уже предоставлялось военнослужащим, представителям правоохранительных органов. То, что сегодня такая мера распространяется и на другие категории граждан – учителей, медиков, иных востребованных специалистов, очень важно как для экономики страны, так и для благосостояния граждан.
Строительство арендного жилья – это практика, применяемая не только в Беларуси, но и в других странах. Наш Президент смотрит всегда наперед, в том числе и в вопросе по созданию единых условий для жизни как в столице, так и в регионах. Это очень важный аспект в закреплении кадров. Также стоит обратить внимание, что у нас сегодня уже есть Концепция государственной жилищной политики до 2030 года, в рамках которой арендное жилье – одно из главных направлений развития.
Илья Крыжевич, «
СБ. Беларусь сегодня», 19 июня 2025 г.
Как рассчитываются таможенные пошлины и налоги при ввозе авто для личного пользования, рассказали в ГТК
В Государственном таможенном комитете рассказали о том, как рассчитываются таможенные пошлины и налоги при ввозе авто для личного пользования, сообщает
БЕЛТА.
Размер ставки зависит от года выпуска ввозимого для личного пользования автомобиля. Если с момента выпуска прошло менее трех лет – платежи будут рассчитываться исходя из стоимости и объема двигателя транспортного средства, если от трех лет и выше – от объема двигателя.
Кроме того, в соответствии с положениями Налогового кодекса Республики Беларусь в отношении транспортных средств, ввозимых с целью выпуска в свободное обращение, подлежит уплате утилизационный сбор.
Чтобы предварительно рассчитать платежи за ввозимый автомобиль, можно воспользоваться таможенным калькулятором.
Дополнительно в ГТК напомнили о документах, которые должны быть представлены при ввозе автомобиля на территорию ЕАЭС: документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий право собственности на авто (купчая, договор дарения и др.), документ, в котором содержатся сведения о стоимости авто (договор, спецификация, счет-фактура, счет-проформа и др.), технический паспорт или иные документы, оригинал или нотариально заверенная копия удостоверения многодетной семьи, свидетельство об инвалидности, если декларирование будет осуществляться от имени многодетного родителя или инвалида. Если транспортное средство перемещается не собственником требуется документ, подтверждающий полномочия доверенного лица.
По информации
БЕЛТА