Cостоится прямая телефонная линия по теме «Порядок взыскания алиментов из-за границы»
13 ноября 2020 г. с 10.00 до 11.00 Министерством юстиции будет проведена прямая телефонная линия с участием главного специалиста международно-правового отдела управления международного сотрудничества Кудырко Анастасии Викторовны по теме «Порядок взыскания алиментов из-за границы».
Получить ответы на интересующие вопросы в рамках названной темы можно будет по тел. 8 017 211 01 85.
По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
В Беларуси вносятся изменения в правила выполнения операций с платежным программным приложением и иными платежными инструментами. Это предусмотрено постановлением Правления Национального банка от 25 февраля 2025 г. № 50. Изменения вступят в силу с 19 июня. Что нового ждет физических и юридических лиц, рассказала начальник управления электронных платежных инструментов главного управления платежной системы и цифровых технологий Нацбанка Ольга Антонович, сообщает БЕЛТА.
О каких приложениях идет речь
Для начала разберемся, что же такое платежные инструменты. По словам Ольги Антонович, существует три вида. Первый – платежные программные приложения (интернет-банкинг, мобильный банкинг), они требуют открытия и ведения счетов, их создают банки. Второй – платежные мобильные приложения. В отличие от предыдущего вида платежных инструментов их могут создавать не только банки. «На сегодня у нас пока что нет полной информации о том, какие же виды платежных мобильных приложений присутствуют на рынке Беларуси. Мы разработали форму отчетности. Предполагаем, что по итогам первого полугодия 2025 года поставщики платежных услуг нам предоставят соответствующую информацию», – отметила она.
Третий вид – платежный инструмент, обеспечивающий доступ к электронным деньгам. «Это, например, приложение «Оплати», с использованием которого можно оплатить проезд в общественном транспорте и не только», – уточнила представитель Нацбанка.
К кому обращаться, если думаете, что платеж совершили не вы
Теперь перейдем к тому, что же меняется в работе с платежными приложениями. Так, определен порядок взаимодействия граждан и юридических лиц с банками по не санкционированным клиентами операциям, совершенным с использованием платежных инструментов. Клиентам не понадобится обращаться к разным поставщикам платежных услуг для решения вопросов с такими подозрительными операциями.
«Очень много у нас было запросов от клиентов, которые касались того, к кому же им обращаться, если они думают, что операция, которая проведена по их счету или электронному кошельку, совершена не ими. Мы немножко конкретизировали норму. Прописали, что в таком случае нужно обращаться к эмитенту платежного инструмента, с которым заключен договор на оказание платежных услуг. В частности, если это интернет-банкинг, то клиент должен обратиться в банк. Если это платежное мобильное приложение, когда клиент его скачивает, ему предоставляется соответствующее соглашение. Клиент читает, соглашается, ставит «птичку». И если какая-то операция вызывает подозрение, клиент обращается к своему партнеру, с которым заключил это соглашение. Что касается приложения «Оплати», эмитентом электронных денег является Белинвестбанк», – пояснила Ольга Антонович.
Требование пользователя о признании операции неавторизованной оформляется заявлением в письменной форме в адрес эмитента платежного инструмента, с которым у пользователя заключен договор на оказание платежных услуг.
Подтверждение, что операция совершена
Еще одна новая норма касается подтверждения совершения операции с использованием платежного инструмента. Правилами установлено, что при успешном завершении операции пользователю может быть выдан чек на бумажном носителе или предоставлен чек в электронном виде, в том числе путем направления на электронную почту. Также может быть сформировано и отправлено уведомление об авторизации. «Если чек не воспроизводится на бумажном носителе или воспроизводится только посредством вывода на экран периферийного оборудования, клиент может обратиться в банк, где открыт его счет, для получения информации по платежной операции. Банк эту информацию предоставляет, и в ней должны содержаться все данные, которые обычно фиксируются в чеке», – добавила Ольга Антонович.
Переход из интернет-банкинга на сторонние сайты для покупок
Кроме того, вводится норма о возможности перехода из платежного программного приложения банка (интернет-банкинг, мобильный банкинг) в программно-техническую инфраструктуру партнера банка (сайт, мобильное приложение либо иной электронный ресурс) для выбора и приобретения товаров, работ, услуг. Для этого в банке могут проводить аутентификацию клиентов – партнеров банка при условии достижения соглашения между банком и партнером. «Таким образом, клиенты будут уведомлены, что они находятся не в платежном программном приложении банка, чтобы не было никаких вопросов или претензий к банку. Важно, чтобы клиенты понимали: договор на реализацию товаров, работ и услуг заключается с партнером банка, а не с банком. Банк просто является проводником к соответствующему электронному ресурсу партнера», – обратила внимание начальник управления.
Представитель Нацбанка пояснила причину этого новшества. «Изменение внесено по предложению банков и других юридических лиц. Партнерство – это всегда интерес двух сторон. С одной стороны, это интересно банкам, с другой – иным юрлицам. Предполагается, что партнеры банка будут предлагать клиентам приобрести товары, работы, услуги, а также другие объекты гражданских прав. Изменения вступят в силу с 19 июня. Увидим, насколько эта норма будет работать, как будет развиваться ситуация», – сказала она.
В Нацбанке подчеркнули, что внесенные в правила изменения учитывают предложения граждан, юридических лиц, банков и будут способствовать повышению качества оказания платежных услуг в условиях ускоренного развития цифровизации финансового рынка. «Все новации в первую очередь нацелены на защиту прав потребителей. Мы делаем все, чтобы платежные операции, которые совершает клиент, были для него ясны, понятны и не было никаких вопросов», – подчеркнула Ольга Антонович.
Валерия Гаврилова, БЕЛТА
Агентов по операциям с недвижимостью не будет – оказывать услуги смогут только риелторы. Это предусмотрено Законом «О риелторской деятельности», сообщил журналистам заместитель Министра юстиции Николай Старовойтов, передает корреспондент БЕЛТА.
Законом скорректирован субъектный состав лиц, оказывающих риелторские услуги от имени риелторской организации. Упраздняется институт агентов по операциям с недвижимостью и закрепляется, что оказывать такие услуги вправе исключительно риелторы.
Замминистра отметил, что этот вопрос очень горячо обсуждался, дискутировался. «Мы считаем, что позиция, которая была предложена Министерством юстиции, регулятором, является обоснованной и правильной. Данные изменения вызваны тем, что действующая система оказания услуг требует коренной перестройки», – отметил он.
Причиной этого видится формальное закрепление риелторов за договорами оказания риелторских услуг и самоустранение этих специалистов от выполнения своих обязанностей. Об этом говорят результаты рассмотрения письменных и устных обращений граждан, заметил Николай Старовойтов. «Вместо риелтора, к сожалению, потребителя на всех этапах сделки сопровождали агенты, игнорируя законодательство, причем превышая свои полномочия. Многие агенты не владеют знаниями в полной мере и предоставляют некомпетентные разъяснения, используют в работе практику понуждения к оплате риелторских услуг и т.п.», – пояснил он.
В Минюсте уверены, что это существенно влияет на имидж агентств, снижает уровень доверия населения. В связи с этим нормы закона, закрепляющие полномочия по оказанию риелторских услуг, можно оценить как обоснованную необходимость, направленную на повышение качества риелторских услуг. Уже сейчас агенты по операциям с недвижимостью активно и успешно сдают экзамены в Министерстве юстиции, пополняя ряды аттестованных специалистов. Впереди еще год переходного периода, в течение которого агенты, желающие стать или приобрести статус риелтора, имеют право это сделать.
Для повышения персональной ответственности риелторов за качество выполняемой работы предусматривается обязанность прохождения аттестации для подтверждения своей квалификации. Процедура аттестации не предполагает собой сдачу экзамена, а будет проводиться в форме собеседования, отметил замминистра. Для лиц, которые добросовестно выполняют свои обязанности, это не станет препятствием для дальнейшей работы. С тех риелторов, которые нарушают закон, конечно же, на аттестации будет серьезный спрос.
Кроме того, расширены полномочия риелторской организации по получению необходимой для оказания услуг информации, что позволит повысить уровень защищенности имущественных интересов потребителей.
По информации БЕЛТА
В Беларуси исключили предоплату за оказание риелторами услуг по найму жилья. Это предусмотрено Законом «О риелторской деятельности», сообщил журналистам заместитель Министра юстиции Николай Старовойтов, передает корреспондент БЕЛТА.
«Еще один шаг, направленный на защиту интересов граждан, – исключение предоплаты за оказание услуг по найму жилья. В этом случае клиентами выступают молодые люди, которые не имеют жилья, студенты, жалобы от которых поступают в Минюст. Оплачивать услугу потребители будут только после того, как для них подобрана квартира», – сказал Николай Старовойтов.
Он обозначил и другие ключевые нормы закона. Например, сохраняется действующий в настоящее время подход о запрете оплаты одной и той же риелторской услуги, оказываемой риелторской организацией в отношении одного и того же объекта недвижимости, обеими сторонами сделки с этим объектом.
«То есть законом четко зафиксировано, что риелторская организация может оказывать риелторские услуги только одной стороне сделки с объектом недвижимого имущества. Цель сохранения такого подхода – решение проблемы понуждения потенциальных покупателей к заключению договоров на оказание им услуг и взимание одной и той же риелторской организацией двойной оплаты как с покупателя, так и с продавца», – пояснил Николай Старовойтов.
По его словам, этот подход позволяет защитить интересы как продавца, поскольку риелторская организация будет стремиться к исполнению уже имеющегося перед ним обязательства по содействию в продаже объекта, так и покупателя, который зачастую не нуждается в услугах риелтора и соответственно не должен их оплачивать, однако не имеет возможности иначе приобрести данный объект недвижимости.
«В случае если другая сторона при такой ситуации все же пожелает воспользоваться услугами риелторской организации, ничто не препятствует ей обратиться в иную организацию, которая и окажет необходимую помощь или содействие», – отметил замминистра.
По информации БЕЛТА
В Беларуси предоставлено право большему количеству желающих получить аттестат риелтора. Это предусмотрено Законом «О риелторской деятельности», сообщил журналистам заместитель Министра юстиции Николай Старовойтов, передает корреспондент БЕЛТА.
«По предложениям риелторского сообщества в законе нашли свое отражение такие нормы, как отмена требования о наличии у претендента на получение аттестата риелтора высшего профильного образования, что позволит получить доступ к профессии более широкому кругу лиц. Риелтором может стать любое лицо с высшим образованием. В то же время, поскольку оказание услуг требует соответствующих знаний, сохраняется требование к прохождению претендентом соответствующего обучения», – сказал Николай Старовойтов.
Предусмотрена возможность продолжить оказывать риелторские услуги, перейдя в статус риелтора, для тех агентов, которые длительное время работают в риелторских организациях, но сейчас из-за отсутствия высшего образования не могут претендовать на получение аттестата риелтора.
Увеличены сроки для приобретения агентами статуса риелтора. И в целом во взаимодействии с риелторскими организациями оптимизирована процедура сдачи экзамена. В частности, до одного месяца сокращен срок повторной подачи уведомления о сдаче экзамена для получения свидетельства об аттестации риелтора лицами, не сдавшими экзамен. Ранее такой срок составлял шесть месяцев. Эти изменения предоставляют возможность сдачи экзамена как можно большему кругу лиц и способствуют увеличению количества квалифицированных специалистов в сфере недвижимости.
Кроме того, усовершенствована программа подготовки к сдаче аттестационного экзамена. Исключены вопросы, с которыми специалисты рынка недвижимости практически не сталкиваются в повседневной работе. При этом программа дополнена актуальными на сегодня вопросами налогообложения, ипотеки и так далее. Разделы программы максимально детализированы, что позволит качественно улучшить процесс подготовки и сдачи экзамена.
Закон вступает в силу поэтапно. Основные положения, в том числе предусматривающее упразднение института агентов по операциям с недвижимостью, вступают в силу 16 мая 2026 года, т.е. через год. Создание Палаты риелторов станет возможным с 16 апреля 2026 года. А с 16 июня текущего года вступают в силу лишь нормы, предоставляющие агентам возможность перейти в статус риелтора.
«Так, уже со следующей недели заработают нормы, предусматривающие право обращаться за получением аттестата риелтора лицам с любым высшим образованием, а также лицам, имеющим среднее специальное образование и стаж работы агентом не менее трех лет», – пояснил замминистра.
По информации БЕЛТА
Палата риелторов, предусмотренная Законом «О риелторской деятельности», объединит специалистов сферы недвижимости, сообщил журналистам заместитель Министра юстиции Николай Старовойтов, передает корреспондент БЕЛТА.
По словам замминистра, одной из обсуждаемых новаций закона стало создание органа самоуправление риелторов – Палаты риелторов. По результатам общественного обсуждения такая норма многими оценена как прогрессивная и необходимая для дальнейшего развития этой сферы.
Главная функция Палаты риелторов – воплотить в жизнь посылы, способы, методы работы, направленные на повышение качества оказания услуг. Запрос на такое объединение давно имелся в кругах, в том числе конструктивно настроенного профессионального риелторского сообщества.
«Действующие общественные организации в сфере недвижимости, к сожалению, не очень, на мой взгляд, эффективно справляются с заявленными задачами, идут разными курсами. Ряд организаций не входит ни в одно профессиональное объединение, так как не соглашается с проводимой политикой. Палата риелторов призвана объединить риелторов, стать для них консолидирующим органом», – сказал Николай Старовойтов.
Немаловажными являются и полномочия палаты по методическому руководству деятельностью риелторов, повышению их квалификации, принятие мер по соблюдению риелторами законодательства.
По словам замминистра, органы самоуправления хорошо себя зарекомендовали в адвокатуре, нотариате, отстаивая интересы своих членов, выстраивая конструктивное взаимодействие с органами государственной власти и гражданами. Их положительный опыт саморегулирования, считает он, необходимо внедрить и в риелторскую сферу.
В ходе работы над законопроектом велась дискуссия об участниках Палаты риелторов: должны это быть агентства недвижимости или непосредственно риелторы. «Сложилось понимание, что Палата риелторов в первую очередь должна решать задачи, связанные с качеством оказания населению услуг, а качество услуг напрямую зависит от профессионализма каждого риелтора – исполнителя услуг. Поэтому регулятор считает обоснованным объединить именно специалистов сферы недвижимости и взаимодействовать непосредственно с ними, а не агентствами недвижимости», – отметил Николай Старовойтов.
Согласно нормам Закона о риелторской деятельности, Палата риелторов основывается на обязательном членстве риелторов. Риелторские услуги от имени риелторской организации вправе оказывать только риелторы, являющиеся членами палаты. Принятие решения о приеме членов Палаты риелторов по заявительному принципу будет осуществляться исполнительным органом по направлению Палаты риелторов.
Закон «О риелторской деятельности» принят в Беларуси в этом году. Он направлен на дальнейшее развитие сферы риелторской деятельности, решение существующих в этой сфере проблем. По мнению Министерства юстиции, реализация норм закона поможет повысить качество оказания риелторских услуг, престиж профессии риелтора и доверие населения к риелторским организациям.
По информации БЕЛТА