11.11.2020
Роман Головченко: Зарплаты бюджетников выросли почти на 14 %, в здравоохранении – на 22 %
Зарплаты бюджетников в Беларуси выросли почти на 14 %, в здравоохранении – на 22 %. Такие данные озвучил Премьер-министр Роман Головченко на заседании Совета Министров, где обсуждались итоги работы экономики за январь–сентябрь текущего года.
«Из семи важнейших показателей эффективности работы Правительства и Нацбанка выполнены три: сальдо внешней торговли, реальные доходы населения и прямые иностранные инвестиции. Результирующий показатель работы всей экономики – реальные денежные доходы, они выросли на 3,6 %. Это выше, чем планировали. Реальная заработная плата увеличилась на 8 %, в том числе в бюджетной сфере – почти на 14 %, и прежде всего, в системе здравоохранения – на 22 %», – сказал Роман Головченко.
Премьер-министр назвал главной задачей, которую удалось решить в непростых экономических условиях, сохранение бесперебойной работы предприятий и отсутствие массового высвобождения работников.
«Неполная занятость на предприятиях по сравнению с маем сократилась в четыре раза», – отметил он.
По его данным, число организаций с низким уровнем оплаты труда в этом году сократилось почти в 10 раз.
Глава Правительства назвал объективным снижение экспорта по таким позициям, как нефть и нефтепродукты, калий, на фоне ситуации на мировых рынках. В то же время он обратил внимание на падение экспорта грузовых автомобилей, прежде всего БЕЛАЗов. Кроме того, в сентябре снизились поставки на экспорт тракторов, седельных тягачей и легковых автомобилей. Премьер-министр попросил доложить, какие меры принимаются по восстановлению экспорта этих позиций до конца года.
Роман Головченко отметил, что с июня ВВП постепенно восстанавливается и последние два месяца сохраняется на отметке 98,7 %.
«Несмотря на распространяемую фальсификацию и раздуваемую извне истерию о неустойчивости экономики Беларуси, уже по оперативной информации за октябрь видно укрепление положительной динамики промышленного производства, прибавившего 0,6 %», – заявил он.
Поддержку экономике также оказывает сельское хозяйство, где добавленная стоимость приросла на 5,5 %, строительная отрасль (на 4 %), сектор информации и связи (на 8,2 %). «На эти отрасли в меньшей степени повлияла ситуация с пандемией. Динамику прироста нужно сохранить до конца 2020 года», – поручил Премьер-министр.
Он обратил внимание на то, что в июле на заседании Президиума Совмина Правительство определило целевые задачи, которые нужно выполнить, чтобы обеспечить экономический рост не ниже 2019 года. Укрупненно этих задач четыре: экспорт, запасы готовой продукции, инвестиции и затраты – с ними пока справляются не все. Запасы готовой продукции до конца 2020 года нужно снизить на Br1 млрд, в целом эта работа идет по графику, но отставание есть в организациях Минпрома, «Беллегпрома», Витебской области и Минска. Затраты на производство и реализацию продукции подросли в Минпроме, Могилевской и Гомельской областях и Минске.
Также Роман Головченко подчеркнул, что Правительство обеспокоено ростом количества убыточных организаций.
«Главное мерило эффективности нашей работы – финансовый результат. В целом он положительный. Чистая прибыль составила около Br3 млрд, вместе с тем она снизилась (по сравнению с прошлым годом. – Прим.). Возросло количество убыточных организаций. Сумма убытка выросла во всех областях, особенно в Гомельской и Витебской», – отметил Премьер-министр Роман Головченко.
Председателям облисполкомов ранее поручили разобраться в причинах роста убыточности и внести конкретные предложения по решению этих проблем.
«Конечно, большую роль сыграли курсовые разницы. Но хочу предостеречь всех присутствующих, что все свои недоработки свалить на коронавирус и курсы валют не получится», – обратил внимание Роман Головченко.
По сообщению официального сайта Совета Министров Республики Беларусь
Роман Головченко: поиск оптимального баланса в экономике является ключевой задачей для финансового блока
Поиск оптимального баланса в экономике является ключевой задачей для финансового блока. Об этом заявил в интервью телеканалу
«Первый информационный» Председатель Правления Национального банка Беларуси Роман Головченко по итогам дискуссии, состоявшейся 20 июня на деловом завтраке Сбербанка России на полях Петербургского международного экономического форума, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В российском экспертном сообществе, правительственных и деловых кругах уделяется особое внимание поиску оптимального баланса между экономическим ростом и денежно-кредитной политикой. «Это сложнейшая управленческая задача в первую очередь для государственных органов финансово-экономического блока. Поэтому сегодня была напряженная дискуссия, из которой можно было почерпнуть достаточное количество новой информации, позволяющей более четко видеть, каких острых углов нам целесообразно избегать в проведении нашей собственной денежно-кредитной политики», – отметил Роман Головченко.
Обсуждались ключевые факторы риска для роста российской экономики. В их числе – нехватка трудовых ресурсов, недостаточно свободный доступ к современным технологиям и недостаточная производительность труда, а также факторы, связанные с ключевой ставкой Банка России, которая определяет условия кредитования экономики. Среди них есть и актуальные для Беларуси. «Мы часто обращаем на эти факторы внимание в контексте того, что надо находить и вырабатывать решения, чтобы нивелировать их влияние. Конечно, какого-то готового рецепта найдено не было, но доводы и аргументы, которые сегодня звучали, крайне полезны для нас в выработке наших собственных шагов. Структура экономики у нас с Россией достаточно схожая, за исключением горнодобывающей и энергетической сферы», – отметил Председатель Правления Нацбанка.
Петербургский международный экономический форум – ведущая площадка для обсуждения существующих вызовов в глобальной экономике и механизмов их преодоления, обеспечивающих устойчивое развитие. Ежегодно он собирает широкий круг деловых кругов и экспертов для налаживания кооперационных связей, обмена лучшими мировыми практиками и компетенциями. В этом году в нем принимают участие представители 140 стран.
По информации
БЕЛТА
Роботизация и цифровые технологии. Министр экономики о приоритетах Беларуси до 2040 года
Министр экономики Беларуси Юрий Чеботарь обозначил приоритеты Беларуси до 2040 года, выступая на сессии «Синергия реального сектора ЕАЭС как ответ на вызовы современности» во время Петербургского международного экономического форума, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
В Беларуси утверждена Национальная стратегия устойчивого развития на период до 2040 года. В ней определены основные направления, приоритетные для страны. Среди них – современные технологии. «Исследования показывают, что в современном мире цифровизация дает прирост экономики на 50–60 %. Такие цели сегодня ставим в Беларуси – увеличить максимально возможности роста экономики за счет современных цифровых технологий. В этом направлении нам нужно работать и в ЕАЭС. Мы не сможем это сделать сами без общих подходов, без общих цифровых платформ, без правил регулирования этого рынка», – сказал Юрий Чеботарь.
Он также обозначил проблему нехватки трудовых ресурсов. По словам министра, сегодня ответом на этот вопрос станет автоматизация и роботизация. «Здесь крайне низкая степень продвижения. По нашим оценкам, на 10 тыс. работников приходится 4–6 роботов. Это очень низкий показатель. Мы поставили себе цель через 10 лет достигнуть цифры в 150 роботов на 10 тыс. работников», – отметил он и призвал другие страны союза также уделить этому вопросу внимание.
Кроме того, он сделал акцент на необходимости развития сферы услуг. «На мой взгляд, это еще одно важное направление, которое мы должны вместе проработать в ЕАЭС в ближайшие годы», – подчеркнул Юрий Чеботарь.
Петербургский международный экономический форум – ведущая площадка для обсуждения существующих вызовов в глобальной экономике и механизмов их преодоления, обеспечивающих устойчивое развитие. Ежегодно он собирает широкий круг деловых кругов и экспертов для налаживания кооперационных связей, обмена лучшими мировыми практиками и компетенциями. В этом году в нем принимают участие представители 140 стран.
По информации
БЕЛТА
Благоприятная деловая среда. Андрей Швед на ПМЭФ представил белорусский опыт правового сопровождения экономики
Белорусский опыт правового сопровождения предпринимательства представил Генпрокурор Беларуси Андрей Швед на сессии «Снижение регуляторной и административной нагрузки как условие свободы предпринимательства, привлечения инвестиций и взаимовыгодного сотрудничества» Петербургского международного экономического форума, передает корреспондент
БЕЛТА.
«В Беларуси уделяется постоянное и очень серьезное внимание вопросам создания благоприятного делового климата, снижению регуляторной и административной нагрузки в целях создания дополнительных точек роста экономики. Упрощены условия регистрации новых субъектов хозяйствования, лицензирования, налогообложения, административных процедур, приняты меры по исключению необоснованного вмешательства в их деятельность», – сказал Андрей Швед.
По его словам, значительные усилия принимаются по предупреждению и пресечению коррупционных правонарушений и преступлений в сфере экономики. «Можно уверенно сказать, что наша страна, Республика Беларусь, не допустила системной коррупции, в том числе в сфере экономики», – подчеркнул Генпрокурор.
Для создания благоприятных условий для разработок современных технологий, привлечения в эту сферу отечественных и иностранных инвестиций созданы территории со специальным правовым режимом – это Парк высоких технологий, а также Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень».
Недавно Президент Беларуси был в Китае. Принято принципиальное решение о том, что все ведущие белорусские предприятия будут в ближайшие годы модернизированы по самому высокому стандарту, отметил Андрей Швед.
Минимизировано контролирующее воздействие госорганов
Генпрокурор напомнил, что в Беларуси минимизировано контролирующее воздействие государственных органов в экономической сфере, их деятельности придан преимущественно упредительный характер. Очередным шагом в обеспечении защиты прав предпринимателей стало принятие буквально неделю назад Указа № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности».
При подготовке этого документа Генпрокуратура учла все современные подходы в этом вопросе. В новом Указе прописаны нормы, направленные на снижение уровня бюрократизма, повышение цифровизации надзорных и контрольных процессов. Главная цель Указа – помочь предприятиям и организациям не допускать впредь выявленных нарушений и повысить эффективность их деятельности.
В частности, значительное внимание уделяется проведению мониторингов. Если по итогам мониторинга выявлено нарушение, предприятию предлагается самостоятельно их устранить. И ответственность наступает только за невыполнение данного требования, пояснил Андрей Швед.
Вместе с тем оптимизация регулирования не должна привести к отказу государства от реализации своих функций, особенно в сферах обеспечения безопасности населения, защиты прав граждан, интересов общества и государства.
Продолжая тему, генпрокурор отметил, что в Беларуси координация государственной и частной экономической деятельности обеспечивается государством, в первую очередь в социальных целях. Реализуется принцип ответственности бизнеса перед государством, обществом и гражданами. В связи с этим перед органами прокуратуры при осуществлении надзора в сфере экономики стоит задача одновременно обеспечить защиту интересов субъектов предпринимательской деятельности и исполнение ими требований законодательства.
Надзор за реализацией контрсанкционных мер
Ввиду давления недружественных стран в последнее время одним из основных направлений прокурорской работы стал надзор за реализацией контрсанкционных мер. Прокуроры проверяют соблюдение ограничений на выплату дивидендов участникам хозяйственных обществ из недружественных государств, продажу недвижимости и вывоз материальных ценностей за пределы страны. По словам Андрея Шведа, именно мерами прокурорского надзора в этом важном направлении сегодня поставлен прочный заслон.
Кроме того, законодательством Беларуси предусмотрена возможность введения внешнего управления организациями для недопущения прекращения их деятельности и причинения ущерба, в первую очередь трудовым коллективам.
Заслон мошенничеству
«Нами совместно с иными государственными органами осуществляется контроль за ценообразованием для обеспечения экономически обоснованного уровня цен и доступности социально значимых товаров. По инициативе Генеральной прокуратуры нормативно установлены ограничения микрофинансовой деятельности. Прокуроры защитили сотни граждан, получивших займы под кабальные проценты или под залог единственного жилья. Такие сделки признаются недействительными в судебном порядке», – сказал Генпрокурор.
Одной из проблем является восстановление права граждан, пострадавших от преступлений, совершенных с использованием информационных технологий, в первую очередь мошенничества. В настоящее время реализуется принятый правительством Беларуси комплексный план дополнительных мер по противодействию киберпреступлениям.
В частности, начата эксплуатация автоматизированной системы обработки инцидентов Национального банка. Ее внедрение, безусловно, способствует оперативному приостановлению движения по счетам, через которые перемещаются похищенные денежные средства. Указанная система уже сегодня позволила значительно снизить количество хищений, связанных с выманиванием денег путем телефонных звонков под видом работников банков, сотрудников правоохранительных органов и так далее.
«Кроме того, по нашей инициативе в Уголовно-процессуальный кодекс Беларуси внесены изменения, позволяющие налагать арест на электронные деньги и криптовалюту, являющиеся предметом преступления. Также закреплен порядок ограничения доступа к интернет-ресурсам», – отметил Андрей Швед.
Органами прокуратуры Беларуси проводится значительное количество проверок по обеспечению сохранности госсобственности, устранению фактов бесхозяйственности, других нарушений закона. В необходимых случаях прокуроры немедленно предъявляют иски в интересах предприятия. «Только в прошлом году нами удовлетворено более 1 тыс. обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или фактически каждое второе обращение бизнеса и предпринимательства», – заметил Генпрокурор.
В результате принятых всеми государственными органами мер в Беларуси создана в целом благоприятная деловая среда, позволяющая эффективно и безопасно осуществлять предпринимательскую деятельность, инвестировать средства на выгодных условиях.
По информации
БЕЛТА
Стратегию развития Союзного государства обсудили на ПМЭФ-2025
В рамках Петербургского международного экономического форума 19 июня состоялась пленарная дискуссия «Союзное государство: на рубеже эпох», посвященная развитию белорусско-российской интеграции. Участники форума очертили видение интеграционных процессов на союзном треке и обозначили новые подходы к развитию.
Прочная база
– Уровень сотрудничества, который сложился в Союзном государстве, фактически является образцом того, как могут развиваться процессы на евразийском пространстве в целом, – задал тон дискуссии вице-премьер Российской Федерации Алексей Оверчук.
Этот тезис был из категории тех, с которыми невозможно спорить: только за последние пять лет объем товарооборота в союзе возрос практически в полтора раза, тенденция сохраняется и в нынешнем году.
– В первом квартале 2025-го, по нашим данным, мы также фиксируем рост товарооборота на 3 процента по сравнению с прошлым годом, – констатировал российский вице-премьер. – Мы наращиваем долю взаиморасчетов в национальных валютах, и по первому кварталу 2025-го она составила 98,8 процента, то есть можно говорить, что мы полностью перешли на расчеты в национальных валютах.
Таким образом, Союзное государство переходит на новый уровень взаимодействия. Что и подтвердил в своем выступлении Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России Александр Рогожник:
– Две страны сейчас работают над новым проектом – экономической моделью Союзного государства, которая предполагает развитие интеграционного объединения на среднесрочную перспективу. На наш взгляд, основное внимание в рамках Союзного государства должно быть уделено предоставлению равных условий субъектам хозяйствования.
В основу деятельности, которую проводят сейчас Беларусь и Россия, положен принцип импортозамещения, обеспечения технологического суверенитета двух государств. Александр Рогожник пояснил, как работает такая схема взаимодействия:
– Если взять союзную программу по микроэлектронике, то мы подписали с Российской Федерацией соответствующие документы, где разграничили те топологические нормы и те элементы, которые делаем мы и которые делает Россия. Таким образом, дополняя друг друга, мы вместе устойчиво стоим на ногах. Это же касается и оборудования для отрасли: разделено, что делают Россия и Беларусь. Мы ставим задачу полностью закрыть всю технологическую линейку по этой специфике, чтобы быть самодостаточными.
«Сделано в Союзном государстве»
Будущие программы, которые формируются в Союзном государстве, во многом касаются научно-технологического взаимодействия, подчеркнул Государственный секретарь Союзного государства Сергей Глазьев:
– В Союзном государстве накоплен большой опыт реализации таких программ. Сейчас стоит вопрос повышения их эффективности. Некоторые из таких программ создают действительно прорывные направления и новые технологические возможности. Вместе с тем это практически субсидии, если говорить о форме финансирования. И нам важно понимать, как материализуются результаты на практике. Фактически сейчас идет переосмысление этой работы.
По мнению Министра экономики Беларуси Юрия Чеботаря, угол зрения, под которым стоит посмотреть на союзные программы, зависит от современной конъюнктуры. Если в начале работы Союзного государства его программы были ориентированы на развитие инфраструктуры, то позднее акцент сместился на научно-технологическое направление.
Еще одно направление, которое Юрий Чеботарь видит в качестве перспективного, – коммерциализация. В частности, речь идет о товарах Союзного государства.
– За последний год много сделано для учета общей союзной собственности. В будущем товары, произведенные под маркой «Сделано в Союзном государстве», могли бы приносить финансовую отдачу, становясь одним из источников пополнения союзного бюджета, который затем направляется на субсидирование совместных проектов, – подвел итоги Министр экономики.
Максим Короткин, «
Рэспубліка», 20 июня 2025 г.
Правительство взяло на особый контроль ценообразование на мясо-молочную продукцию и кондитерские изделия
Правительством взято на особый контроль ценообразование на мясо-молочную продукцию и кондитерские изделия, соответствующее постановление № 341 подписал Премьер-министр Беларуси Александр Турчин, сообщает
БЕЛТА со ссылкой на пресс-службу Правительства.
В апреле 2025 года Правительство предоставило производителям право самостоятельно повышать отпускные цены. Производители, у которых была необходимость улучшить свое финансовое положение, этим правом воспользовались. С 20 июня 2025 г. в целях недопущения спекулятивного и необоснованного роста цен правительством будет взят на контроль процесс повышения производителями цен на мясо-молочную группу товаров и кондитерские изделия.
В сообщении отмечается, что дальнейшее повышение цен на данные товары свыше 0,3 % в месяц необходимо обосновать Комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 июня 2025 г. № 341).
При этом на контроль взяты цены по всей цепочке: от сельскохозяйственного производителя до розницы. Обосновать указанной Комиссии теперь необходимо также повышение цен на молоко-сырье, свиней, крупный рогатый скот, поставляемые для переработки. В рознице продолжают действовать предельные надбавки.
По информации
БЕЛТА