В проектах КоАП и ПИКоАП смягчена ответственность по 236 составам правонарушений
В проектах КоАП и ПИКоАП смягчена ответственность по 236 составам правонарушений. Об этом сообщила 27 мая журналистам Заместитель Главы Администрации Президента, руководитель межведомственной экспертной комиссии по совершенствованию законодательства об административной ответственности Ольга Чуприс.
В обновленных кодексах существенно снижен карательный уклон. Такую задачу перед комиссией ставил Глава государства. В итоге в проектах КоАП и ПИКоАП смягчили ответственность по 236 составам правонарушений. «Снижены нижний либо верхний предел санкции. Где-то снизили и тот и другой либо вообще убрали нижний предел. Это дает возможность правоприменителю в зависимости от обстоятельств дела с учетом личности правонарушителя применять достаточно мягкую меру административной ответственности», – пояснила Ольга Чуприс.
Кроме того, предусмотрена возможность наложения штрафа в размере меньшем, чем нижний предел санкции, если он установлен. «При наличии значительного количества смягчающих обстоятельств возможно наложение административного взыскания, которое в два раза меньше предусмотренного санкцией конкретной нормы», – добавила руководитель экспертной комиссии.
Усилена профилактическая роль кодексов. «Установлена возможность привлечения не к административной ответственности, а к профилактической мере в виде замечания или предупреждения, когда совершен административный проступок», – отметила Ольга Чуприс.
27 мая в Администрации Президента прошло очередное заседание комиссии, где ее руководитель проинформировала, что из КоАП и ПИКоАП исключены около 50 статей и порядка 150 составов административных правонарушений. Цифра пока примерная, более точная станет известна в ближайшее время. Эксперты провели системную инвентаризацию действующих норм. По возможности исключили те, что не применялись в течение трех лет, а также те, что носят формальный характер и не связаны с наступлением реальных вредных последствий (например, нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе), имеют гражданскую правовую природу (присвоение авторского права или принуждение к соавторству). В то же время сохранены редко применяющиеся на практике нормы за серьезные нарушения, которые носят предупредительный характер и нужны, чтобы сдерживать потенциальных нарушителей. Например, статья об ответственности за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений.
Для субъектов хозяйствования закреплен следующий принцип: юрлицо привлекается к ответственности, когда применения мер воздействия в отношении виновного работника недостаточно из-за причинения правонарушением значительного ущерба. «Во многих случаях это позволит исключить двойную ответственность», – пояснила Заместитель Главы Администрации Президента.
Оптимизировано количество госорганов и должностных лиц, уполномоченных на ведение административного процесса. Одновременно усилена роль прокуратуры в административном процессе. При осуществлении надзорных функций прокурор будет вправе составлять протоколы по любым составам административных правонарушений.
Обеспечено максимально оперативное ведение административного процесса. Так, если человек признает вину, то протокол не составляется, а сразу выносится постановление о привлечении к ответственности. Существенно упрощена процедура доказывания при наличии фото- и видеозаписи. В этом случае другие доказательства могут не собираться. В КоАП введена отдельная глава, касающаяся лиц, не достигших 18 лет.
Проекты КоАП и ПИКоАП направлялись на общественное обсуждение, и многие нормы в них закрепились благодаря замечаниям людей. Так, по их инициативе эксперты предусмотрели ответственность за нарушение правил содержания любых животных, а не только собак и кошек. А вот от наказания за неуважение к педагогу решили отказаться.
Как сообщалось, распоряжением Президента Беларуси от 17 декабря 2019 года № 247рп для подготовки комплексных предложений по корректировке Кодекса об административных правонарушениях создана межведомственная экспертная комиссия. В ее состав вошли работники Верховного и Конституционного судов, Генеральной прокуратуры, Комитета государственного контроля, министерств юстиции, внутренних дел, по налогам и сборам, других ведомств, представители Парламента, а также научного сообщества. Руководит комиссией Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс.
По сообщению БЕЛТА
(фото – Андрей Покумейко)
Глава государства Александр Лукашенко 12 июня провел совещание с руководством Администрации Президента.
Александр Лукашенко напомнил, что в свое время было принято решение такие встречи проводить регулярно. Подобные совещания, на которых можно сверить часы, обсудить существующие проблемы и актуализировать задачи, Президент при необходимости также проводит и с экономическим блоком страны.
«У нас установилась хорошая практика работы с Правительством, когда мы обсуждаем злободневные вопросы, выносящиеся на уровень Президента. Естественно, уже проработанные не только в Правительстве, но и в последней инстанции – у вас в Администрации Президента. Обсуждаем и принимаем решение по этим вопросам. Хотелось бы, чтобы подобная практика навсегда осталась и в нашей работе», – сказал Александр Лукашенко. – В ближайшее время такое же совещание на уровне Президента мы проведем с сотрудниками, руководством Национального банка. Затем нам предстоит организовать и провести съезд ученых. За науку надо браться серьезно. Эта сфера в Администрации Президента практически исключена, и я ее не вижу в работе по организации процесса научной деятельности, особенно получения результатов».
Глава государства пояснил, что необходимость проведения совещания в НАН обусловлена в том числе недавними кадровыми изменениями. Как известно, Председателем Президиума Национальной академии наук Беларуси 22 мая был назначен Владимир Караник, до этого работавший Заместителем Премьер-министра. Президент дал понять, что это не единственное кадровое изменение и последуют другие. «В связи с изменениями, которые произошли и произойдут в руководстве Академии наук (необходимо провести тематическое совещание. – Прим.). Произойдут – это тоже тема, которая касается не только меня, но и вас прежде всего», – сказал он.
В ближайшее время Александр Лукашенко также намерен изучить ситуацию в Витебской области. «Практическое мероприятие – это совещание по развитию Витебской области. Надо посмотреть, что мы там создали хорошего и какой результат от той реформы (о создании интеграционных структур в сельском хозяйстве. – Прим.), которая была предложена еще во времена Николая Николаевича Шерстнева», – пояснил белорусский лидер.
Возвращаясь к деятельности Администрации Президента, Глава государства напомнил, что в стране давно завершилась избирательная кампания. Обещания людям даны, определена стратегия политического, экономического, социального развития страны на следующие пять лет. «По отдельным направлениям на Всебелорусском народном собрании мы еще раз коснемся этой проблемы (очень серьезно нужно готовить ВНС) и обсудим не то что ближайшие наши планы, а планы на среднесрочную перспективу. По крайней мере на пятилетку», – отметил Президент.
«Вы являетесь политическим штабом Президента и контролирующим органом. И барьером соответствующим от других структур перед Президентом. Наделены рядом функций, возлагающих на вас немалую ответственность за результат, к которому стремится вся страна», – подчеркнул Александр Лукашенко.
Глава государства констатировал, что через экспертизу Администрации Президента проходят практически все ключевые назначения и решения, принимаемые на самом высоком уровне.
«И я не преувеличиваю, когда говорю, что работа в Администрации Президента, Главы Администрации, руководства – это «горячая сковородка». Цель предстоящей работы – обозначить «узкие места», откорректировать подходы к решению тех задач, которые были поставлены перед страной», – подчеркнул Президент.
Работу с кадрами Александр Лукашенко назвал главным направлением деятельности Администрации Президента. «Как в советские времена говорили, «конек партии – кадры», – сказал он.
«Формируем каждый год, обновляем кадровые резервы, а кандидатов на должность, как только открывается вакансия, ищем долго и находим не сразу. Даже в кадровый реестр Главы государства», – заметил Александр Лукашенко.
По его словам, допускаются факты внесения Президенту недостаточно проработанных кадровых предложений. «Администрация Президента должна принципиально, жестко подходить к отбору предлагаемых кандидатов. Кадровые ошибки недопустимы, – подчеркнул белорусский лидер. – Вы своими щупальцами должны видеть кадры в целом, начиная от колхозов, совхозов и заканчивая самым высоким уровнем. Но обсуждать предложения для внесения Президенту вы должны коллективно. Я вас просто предупреждаю, что ответственность будет повышаться за кадровые назначения. Есть хороший руководитель – есть результат. Нет руководителя – результата нет».
Глава государства также потребовал выстроить четкую идеологическую работу в стране.
«Когда-то все прятались от этого термина, но мною было жестко введено понятие «идеология». Как видите, сегодня все заговорили об идеологии, даже американцы. От этого уходить не надо: никто ничего лучше не придумал, как обозначить процесс всяких преобразований, целей и так далее, положенных на бумагу, в голове человека. Но земных. Не так, как это было в советские времена: все стремились построить коммунизм, но никто не знал, что это такое», – отметил Александр Лукашенко.
«Дай бог, чтобы мы, наконец, народу четко сказали не только что такое идеология, а как мы всегда говорим: вот выработать нам бы такую национальную идею, которая бы могла захватить души и сердца, разум людей, – сказал Глава государства. – Может, она и есть. Некоторые говорят «патриотизм», еще что-то. Но я не чувствую, что есть такая идея. Если мы ее выработаем (а это должно быть очень важной для нас целью, которая захватит все – от сердца до разума человека) – это вершина».
Результаты деятельности идеологической вертикали Президентом не единожды подвергались критике: «Мы принимали разные решения, но у нас здесь очень много формализма».
Он потребовал уходить от формальных подходов и не проводить встречи и собрания ради галочки. Важно, по словам Главы государства, не сколько собрано слушателей в зале, а какая часть людей вынесла для себя что-то полезное во время организованного мероприятия.
«Надо выстроить четкую идеологическую работу в стране. Не надо стремиться проводить побольше каких-то совещаний, заседаний, форумов. Принимая то или иное решение, подумайте, во что это обойдется. Это дорого», – подчеркнул Александр Лукашенко.
В этом плане Президент также поручил обратить серьезнейшее внимание на командирование должностных лиц. По его мнению, не все командировки могут быть оправданы с финансовой точки зрения, поэтому здесь необходимо навести порядок. «Я подписал (командировку. – Прим.) министру, допустим. А за министром целый же хвост едет. Поэтому железно возьмите на жесткий контроль и предупредите Премьер-министра, который вносит предложения, и других. Это огромные деньги, – обратил внимание белорусский лидер. – У нас и за Президентом целая кавалькада. Давайте с небес будем опускаться на землю. Поэтому приводите все в порядок, не глядя ни на личности, ни на ранги».
В апреле Глава государства подписал Директиву № 12 «О реализации основ идеологии белорусского государства». Документ призван вывести идеологическую работу на качественно новый уровень. Однако Александр Лукашенко считает, что работу руководства Администрации Президента в этом направлении захлестнула текучка.
«Не пытайтесь формально подходить к тем или иным вопросам. Принципиальнейшим образом прорабатывайте их, – поручил Президент. – Нам надо укреплять кадровый состав идеологической вертикали, переформатировать информационно-разъяснительную работу с населением, освободить идеологов от несвойственных функций».
«Телевизор – это хорошо, интернет мы начали завоевывать. Но всегда – с первого дня говорю – надо общаться с людьми. Надо с ними с глазу на глаз разговаривать. Люди это уважают, ценят», – добавил белорусский лидер.
По словам Президента, по-прежнему актуальными остаются и вопросы избыточности законодательного массива и дублирования норм.
«Это огромный пласт работы. Я знаю, что такое законотворчество. А тут надо организовать, надо посмотреть на все, что мы «натворили» за последние 10, 20, а может, 30 лет, и «отрубить» то, что нам сегодня не нужно, оставить только то, что нужно», – сказал Глава государства.
Работу в этом направлении Администрация Президента начала давно, и определенные результаты уже достигнуты.
«Это надо не забывать, – подчеркнул Президент. – Обратить надо внимание на качество экспертной проработки правовых инициатив. Нам нужны более точные прогнозы правового воздействия внесенных Правительством и доработанных вами проектов законодательных актов на среднесрочную перспективу».
Александр Лукашенко напомнил о еще одной наиважнейшей функции Администрации Президента – контроле за выполнением поручений Главы государства и письменных, и устных.
«Если этого контроля не будет, если вы не добьетесь реализации поручений Президента, Президенту в стране делать нечего. Авторитет его будет падать, и в конце концов можем довести до того, что народ подумает: да зачем этот Президент нам нужен вообще? А в наше время он нужен. Буду я или какой-то другой человек, ответственный, идущий во главе, он нужен. Но если он принимает решения – железобетонно эти решения должны быть исполнены», – потребовал белорусский лидер.
«Система упреждающего контроля за выполнением поручений Главы государства в целом выстроена. Но вопросы к обеспечению качества и своевременности выполнения поручений периодически возникают», – обратил внимание Александр Лукашенко.
Президент отметил, что многие вопросы он держит на личном контроле. «И если только я увижу, что со стороны Администрации это не получило контроля и развития, это не внедрено в жизнь – пеняйте сами на себя. И никаких отписок не принимайте, – предупредил Глава государства. – Система упреждающего контроля за выполнением поручений Главы государства вроде бы выстроена, как вы считаете, но нужен результат. Не отписки. Вопросы к обеспечению качества, своевременности выполнения поручений периодически возникают».
Одной из тем, которых коснулся Президент во время мероприятия, стала и работа с обращениями граждан.
«В идеале их (таких обращений. – Прим.) быть не должно. Как минимум обращения не должны доходить до уровня Администрации Президента. Они должны решаться на местах, – сказал Глава государства. – Но если дошли, то в процессе разбирательства следует особое внимание уделить анализу компетентности тех инстанций, где люди так и не получили помощь в решении своего вопроса».
Александр Лукашенко отметил, что часто видит, как высокие должностные лица, бывая на местах по поводу того или иного обращения, потом заявляют, что это, как оказалось, не их компетенция и надо было эти вопросы решать ранее на местах. «Зачем ты туда поехал тогда, если такое заявление делаешь? Если ты приехал и решаешь этот вопрос, значит, это и твой вопрос. Ты принял такое решение. Но для себя ты подумай: а кто же не решил этот вопрос, кто этот забор не отремонтировал или не покрасил его, к примеру говоря, вопросы разные бывают. Кто там природный газ пообещал и вовремя не подвел?» – критически заметил Глава государства.
Президент сделал акцент на том, что власть должна видеть и знать, что люди говорят о ней внутри страны и за рубежом, по каким поводам делают замечания. И по ключевым таким поводам Администрация Президента должна информировать Главу государства. «Собирайте эту информацию, выводите на уровень Президента для того, чтобы я познакомился и, приняв эту информацию, принимал решения», – ориентировал Александр Лукашенко.
В числе задач, которые обозначил на мероприятии Глава государства, была доработка функциональных обязанностей и усиление нагрузки на помощников Президента.
Александр Лукашенко напомнил: их функционал предполагает абсолютное погружение в жизнь региона. «Дмитрий Николаевич, Ваша задача, чтобы региональные помощники Президента, они же инспекторы, работали так, как надо», – поставил задачу Президент, обращаясь к Главе Администрации Президента Дмитрию Крутому.
Глава государства поручил доработать функциональные обязанности помощников с тем, чтобы усилить на них нагрузку. Ведь, по его словам, часто бывает так, что человек вроде бы работает, а на самом деле отсиживается, ждет назначения на новую должность. «Этого быть не должно, – потребовал Александр Лукашенко. – Это позор».
Президент обратил внимание, что в Беларуси должностные лица из центральных органов власти как-то не особо стремятся попробовать проявить себя на местах, в регионах, где надо решать реальные, земные задачи, а не только теоретизировать. «Никто из Администрации Президента, из центрального аппарата Правительства особо не рванул вниз», – сказал по этому поводу Александр Лукашенко. Хотя, например, в советские времена такая практика существовала, и для инструктора ЦК Компартии было наградой, если его направляли поработать председателем исполкома. «Сколько у нас из центра поехали и показали свою прыть?» – риторически спросил Глава государства.
В качестве примера он привел Китайскую Народную Республику, где отчасти переняли практику, подобную той, что была в советские времена. «И дисциплина – дай бог», – заметил белорусский лидер.
«Вы должны быть погружены в жизнь региона. Вы должны знать каждый уголок региона и требовать, требовать, требовать», – подчеркнул Александр Лукашенко, говоря про обязанности помощников.
От них Президент ожидает объективной подробной информации о состоянии дел в том или ином регионе. «Я должен не просто знать, что, где, когда и почему происходит, а видеть все вашими глазами – что там на месте и как живут наши люди на местах», – заявил Глава государства.
Если, например, в стране на республиканском уровне объявлен Год благоустройства, то одна из задач помощников Президента – сделать так, чтобы каждый житель Беларуси на местах это прочувствовал, ощутил какие-то изменения. В этой связи Глава государства напомнил о действующих нормах по содержанию территорий, прилегающих к жилым домам, и потребовал, чтобы на местах активнее работали с населением, доводя до людей, что порядок вокруг своих домов нужно наводить обязательно. Если кто-то не может этого сделать самостоятельно, например, одинокие пожилые люди, местные власти должны оказать помощь. «А если кто-то пьет и бродяжничает и не может вокруг убрать, так заставьте любыми судьбами, вместе с милицией, но так, чтобы он привел в порядок свой участок и благоустроил его», – потребовал Президент.
Александр Лукашенко, опираясь на собственные воспоминания, привел в пример то, как была выстроена работа инспекторов по областям в советские времена. Если приезжало такое должностное лицо, то «все на ушах ходили» и «район был на особом положении». Но и был результат. И теперь Глава государства ориентирует своих помощников в регионах действовать более принципиально.
«Поэтому я от вас и требую – дайте результат. Действуйте там. Но не сдуру: вот пришел и «я тут, я». Там есть губернатор, да. Но ты своими методами должен пройтись так, чтобы губернатор вспотел после вашего посещения того или иного места», – подчеркнул белорусский лидер.
Не только помощников, но и должностных лиц в целом, особенно Администрацию Президента, Глава государства настраивает на оперативные и, главное, более самостоятельные действия. «У нас что не проблема – быстрее к Президенту. Что вы ко мне бегаете? Вы знаете мою позицию. Не надо обижать людей, кто бы они ни были, если они законно работают, – сказал он. – Если мы видим, что что-то не так, – надо закон поправить. Если нарушают – пусть отвечают. Поэтому все должно быть контролируемо».
Александр Лукашенко привел пример с заморозками, которые существенно повлияли на будущий урожай садовых культур. Соответственно, надо заранее подумать над тем, как заготовить необходимые объемы продукции: «Для этого мы и есть – выработать систему, завезти это яблоко, которого будет недостача в этом году. А она будет. Я вот недавно по своему саду походил, у меня там для эксперимента есть, вижу, что процентов 10–15 живые остались (завязи. – Прим.). А остальное попало под мороз. Но даже если мы это соберем и положим, как надо, на хранение, мы не будем иметь проблем».
Присутствовавший на совещании Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой в этой связи отметил, что как раз накануне Глава государства подписал Указ об особенностях поставки плодоовощной продукции для республиканских государственных нужд, который касается формирования стабфондов.
«Я решений много подписал. Но вы проконтролируйте. Чтобы было реализовано. Нет – хотя бы мне скажите, что кто-то не выполнил. Надо уже выгонять на улицу таких руководителей: «Мы не можем…», – отреагировал белорусский лидер.
Он напомнил, что в стране построили много хороших хранилищ, но есть факты, когда они пустуют или их содержат в ненадлежащем виде. Подобное Глава государства назвал не иначе, как преступлением.
«И это дело прежде всего помощника Президента. Он там глаза и уши Президента. Куда смотрим?» – акцентировал внимание Александр Лукашенко.
Резюмируя вышесказанное, Александр Лукашенко подчеркнул, что Администрация Президента – это политический штаб, последняя инстанция перед принятием окончательного решения. «Вы ни в коем случае не должны «входить в положение» и играть на чьем-то поле. Вы должны быть абсолютно независимыми, насколько это возможно, и объективными. Задача – формировать независимое от остальных институтов власти мнение по всем направлениям реализации государственной политики. Вы формируете мое мнение, – обратил внимание белорусский лидер. – Чем больше точек зрения, тем быстрее мы найдем оптимальное решение любых вопросов. Поэтому принцип «я начальник, ты дурак» вам абсолютно не подходит».
Глава государства убежден, что актуальные вопросы необходимо обсуждать коллективно и, возможно, решения принимать так же. По итогам проработки на столе у Президента должен лежать аналитический доклад с четким определением главного вектора действий.
Александр Лукашенко также напомнил про Директиву № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины». «Повышение качества управления в целом, обеспечение исполнительской дисциплины – одни из основных целей нашей с вами работы, – заявил Александр Лукашенко. – Нет дисциплины – не будет никакого результата в работе».
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Инна Гаврильчик рассказала на пресс-конференции о том, какие новации законодательства призваны защищать потребителей риелторских услуг, сообщает корреспондент БЕЛТА.
В компетенции МАРТ есть два вопроса, имеющих непосредственное отношение к риелторской деятельности, – это реклама и защита прав потребителей риелторских услуг. «Что касается последнего, то в Законе «О защите прав потребителей» содержатся общие нормы, которые развиваются Законом «О риелторской деятельности», который был принят в этом году. В случаях решения вопроса о том, есть ли нарушение прав потребителей, мы будем руководствоваться не только Законом «О риелторской деятельности», но и Законом «О защите прав потребителей». Здесь риелторским организациям важно понимать, что, например, в статье 7 Закона «О защите прав потребителей» говорится о том, что исполнитель услуги, в том числе риелторской, обязан своевременно предоставлять необходимую и достоверную информацию о предлагаемых услугах. И благодаря Закону «О риелторской деятельности» четко понятно, какая эта информация должна быть», – пояснила Инна Гаврильчик.
В Законе «О риелторской деятельности» есть соотносящееся с Законом «О защите прав потребителей» требование о том, что должно быть указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера услуги. «Здесь спасибо Закону «О риелторской деятельности», который четко это регламентирует, и направлен на исключение случаев, когда фактически услугу оказывал не риелтор, значащийся в документах, а агент. Не каждый агент обладает специальными знаниями, достаточными для оказания качественной риелторской услуги», – обратила внимание она.
Почему важно доведение достоверной информации до потребителя? Потому что в Законе «О защите прав потребителей» есть статья 16, которая говорит, что если не была доведена вся необходимая и достоверная информация, то потребитель имеет право на расторжение договора без всяких других условий. «Достаточно вот этой причины. Думаю, риелторские организации могут оценить последствия при расторжении договора таким образом – все денежные средства необходимо будет вернуть», – привела пример Инна Гаврильчик.
Закон «О риелторской деятельности» принят в Беларуси в этом году. Он направлен на дальнейшее развитие сферы риелторской деятельности, решение существующих в этой сфере проблем. По мнению Министерства юстиции, реализация норм закона поможет повысить качество оказания риелторских услуг, престиж профессии риелтора и доверие населения к риелторским организациям.
По информации БЕЛТА
Советом Министров 15 мая принято постановление № 266, которым усовершенствованы нюансы архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Беларуси, и закрепленные в нем нормы уже заработали. Какие именно изменения произошли в отрасли и почувствуют ли их не связанные в профессиональном плане со строительством белорусы? Корреспондент БЕЛТА задала эти вопросы начальнику управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Зое Шлег.
Главная цель – гармонизировать акты законодательства
Разработчики обсуждаемого постановления руководствовались необходимостью приведения ряда постановлений правительства в соответствие с Кодексом об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, указами Президента от 31 января 2025 г. № 46 «Об особенностях строительства и приемки объектов в эксплуатацию» и от 31 марта 2025 г. № 130 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь». Представитель Минстройархитектуры заметила: документом под номером 266 внесены изменения в 29 постановлений Правительства, еще 48 постановлений или их структурных элементов признаны утратившими силу. Итак, какие корректировки произошли?
Во-первых, постановлением № 266 определен состав работ, без выполнения которых жилые дома могут приниматься в эксплуатацию после внесения изменений в проектную документацию. В перечень включено восемь наименований работ, среди них оклейка обоями, окраска стен, потолков и полов, облицовка стен, покрытие полов, установка встроенной мебели и электрических плит и не только. При этом начальник управления ведомства добавила, что данное правило не распространяется на жилые дома, которые строятся с государственной поддержкой: с использованием субсидий, льготных кредитов, одноразовых субсидий, кредитов, выдаваемых банками на возведение и реконструкцию жилых помещений.
Во-вторых, документом утверждено положение, которым определен порядок принятия областными и Минским городским исполкомами решений о разрешении размещения на территории области и столицы – в данном случае исключениями являются территория Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень», земли сельскохозяйственного назначения и лесного фонда – объектов строительства с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования.
Для получения разрешения, как прокомментировала специалист, юрлицо или индивидуальный предприниматель должны подать в исполком по территориальной принадлежности документы по перечню, в который входит в том числе архитектурно-планировочная концепция объекта. Для принятия решения концепция выносится на общественное обсуждение. После его завершения архитектурно-градостроительным советом при исполкоме формируется протокол, который направляется комиссии по общественному обсуждению и организатору этого обсуждения, тот в течение трех рабочих дней предоставляет протокол исполкому. Изучив документы, исполком принимает решение о разрешении размещения объектов с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования на предоставленном участке либо об отказе в таком размещении. Уведомление о решении направляется в течение четырех рабочих дней со дня его принятия.
Перечисленные новации – основные, но ими перечень законодательных новелл в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности не ограничивается. В частности, было утверждено положение о порядке формирования и комплектования проектной документации в электронном виде, которым определены требования к проектной документации, оформляемой в электронном виде, в том числе к форматам файлов, их содержанию и структуре, установлен и порядок формирования и комплектования проектной документации.
Принята также форма примерного договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и ведение авторского надзора. «Договор является основным документом, регулирующим взаимоотношения заказчика и подрядчика при разработке предпроектной и проектной документации, выполнении изыскательских работ или ведении авторского надзора за строительством, – добавила начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Зоя Шлег. – Установление единой формы договора, по мнению разработчиков, позволит обеспечить единообразный подход к созданию проектной документации, будет способствовать улучшению ее качества и сокращению сроков подготовки».
В новой редакции изложено и положение о порядке заключения, исполнения и расторжения договоров создания объектов долевого строительства и условиях привлечения денежных средств при этом. «Совет Министров наделен полномочиями по определению порядка заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства, формированию цены такого договора, установлению условий привлечения денежных средств при выполнении долевого строительства и порядка направления граждан на строительство объектов долевого строительства», – прокомментировала представитель профильного ведомства.
Среди основных вводимых в этой связи новаций: закрепление порядка формирования состава дольщиков из числа граждан, состоящих на учете нуждающихся, обязанность застройщиков привлекать денежные средства дольщиков только на специальные счета, открытые для каждого объекта при долевом строительстве, и совершенствование порядка определения цены договора создания объекта долевого строительства.
В числе новаций, о которых рассказала начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли, также утверждение положения о порядке формирования неизменной договорной, то есть контрактной, цены на подрядные работы. Главные изменения заключаются, например, в расширении предмета регулирования: установлен порядок формирования неизменной цены на подрядные работы по объектам текущего ремонта и объектам пятого класса сложности. Проведена также корректировка методов формирования цены предложения подрядчика, дополнен перечень случаев корректировки неизменной цены. Предусмотрены и прочие новшества.
Постановление № 266 вступило в силу 6 июня и специалисты строительной отрасли убеждены: его принятие поможет сделать функционирование всего стройкомплекса республики продуктивнее и рациональнее.
По информации БЕЛТА
Премьер-министр Беларуси Александр Турчин провел заседание Президиума Совета Министров «О реализации государственных программ, в том числе об оценке эффективности их реализации в 2021–2024 годах», передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
В текущей пятилетке реализуется 29 государственных программ, подлежащих оценке. За четыре года на мероприятия этих программ направлено около Br560 млрд. Треть из них – бюджетные средства. «Несомненно, достигнуты определенные результаты. В рамках выполнения госпрограмм построено более 17 млн кв.м жилья, в том числе более 1 млн кв.м арендного жилья. Введено в эксплуатацию 119 объектов здравоохранения, 48 детских садов и 21 школа. Построено и отремонтировано более 13 тыс. км дорог. Согласно отчету межведомственной комиссии при Минэкономики две трети госпрограмм признаны высокоэффективными и эффективными. Результаты значительные и в общем положительно характеризуют ход реализации госпрограмм», – отметил Александр Турчин.
Он предложил рассмотреть вопрос реализации госпрограмм прежде всего сквозь призму подготовки к программному циклу следующей пятилетки. «Сегодня становится очевидным, что действующие подходы к госпрограммированию нужно корректировать, – сказал Премьер-министр. – Госпрограммы должны демонстрировать тренд того, как правительство планирует достичь приоритетов пятилетки. Важно определить индикаторы, которые будут комплексно характеризовать выполнение приоритетов. Упор на качественную составляющую и эффективность вложенных средств. Например, реализация приоритета «арендное жилье» не должна свестись к доведению квадратных метров. Цель – закрепление кадров в регионах».
«Реализуя госпрограммы, мы должны видеть, как меняется жизнь в регионах. Обращаю внимание, что это задача не только отраслевых регуляторов. Местные органы должны активно включиться в этот процесс, обеспечив необходимую работу с населением», – заключил глава белорусского Правительства.
По информации БЕЛТА
Служба «одно окно» остается востребованной у населения, но будущее – за цифровизацией. Такое мнение высказала Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс во время рабочей поездки в Клецкий и Несвижский районы Минской области, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Татьяны Матусевич, БЕЛТА)
Основное внимание было уделено организации работы службы «одно окно» и вопросам дальнейшего совершенствования предоставления административных услуг населению. Ольга Чуприс также ознакомилась с деятельностью нотариальной конторы и юридической консультации Клецкого района, с работой нотариальной конторы в Несвижском районе.
По итогам она пообщалась с журналистами и подчеркнула, что президентская вертикаль регулярно осуществляет выезды в регионы для изучения реального положения дел. «Администрация Президента, проводя выезды в регионы, всегда находит темы, которые являются актуальными на сегодняшний день. И дело в том, что служба «одно окно» и сам принцип работы государственных органов в режиме «одного окна» – это задача, которая была поставлена Главой государства», – сказала спикер.
Ольга Чуприс напомнила, что инициатива по дебюрократизации государственного аппарата была озвучена Президентом еще 20 лет назад. «Граждане не должны испытывать препятствий при осуществлении государственных услуг, они должны получать справки и документы без волокиты – быстро и качественно. Первые, кто реализовал этот принцип, были нотариусы. Уже тогда стало понятно, насколько удобна такая модель: гражданину достаточно было предъявить паспорт, остальное оформлял нотариус», – отметила Замглавы Администрации Президента.
С 2018 года в стране полноценно функционирует организационная форма «одно окно» при исполнительных комитетах. По словам Ольги Чуприс, 15 % административных процедур в среднем осуществляется именно через них, в отдельных регионах этот показатель выше. «Нам важно было понять, насколько востребованы эти службы, нужны ли они гражданам и что с ними делать дальше. Все удовлетворены: службы работают быстро, качественно, удобно и доступно. Люди приходят с детьми – для малышей тоже предусмотрены зоны активности. Все организовано на высоком уровне. Осуществляется работа по принципу экстерриториальности (возможность получить услугу не по месту жительства или регистрации. – Прим. БЕЛТА)», – отметила спикер.
Отдельно Ольга Чуприс затронула тему цифровизации государственных услуг. Уже около 500 административных процедур переведены в онлайн-формат, что составляет порядка 30 %. «Это удобно прежде всего для молодых людей и тех, кто зарегистрирован в системе «Е-Паслуга». В этом году еще около 200 административных процедур будут переведены в режим цифрового взаимодействия», – сказала Ольга Чуприс.
В ходе общения с гражданами и специалистами службы было отмечено, что на данном этапе оснований для сокращения или отмены службы «одно окно» нет – живое общение по-прежнему востребовано. «Люди хотят задавать дополнительные вопросы, общаться с представителями службы. Но, с другой стороны, мы понимаем, что будущее – за цифровыми технологиями. Президент, находясь в Китае, подчеркивал: мы будем двигаться вперед в духе цифровизации и технологизации процессов», – сказала Замглавы Администрации Президента.
Ольга Чуприс также обозначила перспективный формат – проактивные госуслуги, при которых минимизируется участие гражданина в инициировании процедур. «Когда рождается ребенок, родители могут из личного кабинета подать весь необходимый пакет документов – на регистрацию, на очередь в детский сад, на пособие и так далее. При этом посещение учреждений потребуется лишь для получения готовых документов – или их можно будет получить по почте», – добавила она.
Заместитель Главы Администрации Президента отметила, что несмотря на быстрое развитие цифровых решений, существующие службы «одно окно» демонстрируют высокий уровень организации и по-прежнему играют важную роль в жизни граждан.
По информации БЕЛТА